УДК 342 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10238
О РОЛИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
_ __w W _ _
ЭКСТРЕМИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Андемиркан Борисович АБАЗОВ, доцент кафедры деятельности ОВД в особых условиях Северо-Кавказского института МВД России (филиал) Краснодарского университета МВД России, кандидат юридических наук E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право;
конституционный судебный процесс; муниципальное право
Аннотация. В статье на основе анализа юридической литературы и нормативных правовых актов о роли органов местного самоуправления в противодействии экстремизму в Российской Федерации высказано несколько суждений: экстремизм является неправомерной деятельностью, в уголовном законодательстве (в первую очередь в Уголовном кодексе Российской Федерации) представлен в виде нескольких составов преступления; относительно экстремизма как совокупности нескольких составов преступления допустимо исключительно противодействие; в превенции экстремизму допустимо участие всех государственных и негосударственных органов, в том числе и органов местного самоуправления; участие органов местного самоуправления в противодействии экстремизму предопределено состоянием преступности в субъектах Российской Федерации.
Ключевые слова: Российская Федерация, законодательство, нормативный правовой акт, Конституция РФ, Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 16 сентября 2003 г., Федеральный закон РФ «О противодействии экстремистской деятельности» от 27 июня 2002 г., Уголовный кодекс РФ, преступление, состав преступления, экстремизм, органы местного самоуправления.
Annotation. In the article on the basis of the analysis of legal literature and normative legal acts on the role of local governments in countering extremism in the Russian Federation, several judgments are made: extremism is illegal activity, in the criminal legislation (first of all, in the Criminal code of the Russian Federation), presented in the form of several corpus delicti; concerning extremism, as a set of several corpus delicti, only counteraction is admissible; in prevention to extremism participation of all state and non-state bodies, including local governments is admissible; participation of local governments in counteraction to extremism is predetermined by a state of crime in subjects of the Russian Federation.
Keywords: Russian Federation, legislation, normative legal act, Constitution of the Russian Federation, Federal law of the Russian Federation «On General principles of local self-government organization in the Russian Federation» of September 16, 2003, Federal law of the Russian Federation «On countering extremist activity» of June 27, 2002, criminal code of the Russian Federation, crime, corpus delicti, extremism, local self-government bodies.
Предметом данной статьи являются экстремизм и роль органов местного самоуправления1 в противодействии этому негативному явлению в Российской Федерации.
Первоначально о состоянии теории.
Так, Е.В. Сальников высказал несколько представляющих интерес суждений: «В деле про-
тиводействия экстремизму органы местного самоуправления часто прибегают к формам, результативность которых может быть поставлена под вопрос... Например, обычной формой противодействия экстремизму считается развитие спорта, спортивных организаций. Между тем
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019
сегодня именно спорт поставляет массовую базу для экстремизма и нельзя отрицать, скажем, тесную связь экстремизма с футболом и тренажерными залами. Столь же спорные результаты может дать и организация патриотической работы, сводимая к совокупности встреч с ветеранами боевых действий в Чечне и Афганистане. Не всегда молодые люди становятся после таких встреч более толерантными, чем были до того. До той поры, пока для органов местного самоуправления будет проще поучаствовать в организации футбольного матча, чем подать заявление в прокуратуру и со всей гражданской честностью противодействовать экстремистским идеям, до этого времени экстремизм не будет изжит в российском обществе»2.
Далее в другой своей работе этот автор отмечает: «Вопрос о субъектах противодействия экстремизму не так прост, как может показаться на первый взгляд. Проблему создает нерешенность соотношения категорий экстремизма и терроризма»3.
А.Е. Юрицин сфокусировал внимание на «характеристике деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в рассматриваемой сфере, проблемах профилактики экстремизма» и предлагает направления совершенствования законодательства с целью усиления роли органов местного самоуправления в деятельности по противодействию экстремизму.
Такой взгляд, по мнению названного автора, будет интересен представителям органов законодательной власти и правоохранительных органов, осуществляющих деятельность по противодействию экстремизму.
В заключение указанный автор отмечает, что «в целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют профилактические (в том числе воспитательные, пропагандистские) меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности. Эффективная деятельность полиции по противодействию экстремизму возможна исключительно на основе консолидации совместных усилий указанных органов с обязательным привлечением других институтов гражданского общества»4.
Противоречивые суждения ученых и практиков во многом предопределяют и несовершенство законодательства Российской Федерации об экстремизме, в том числе и уголовного5.
В первую очередь обращаем внимание на Уголовный кодекс РФ от 24 мая 1996 г.6, введенный в действие с 1 июля 1997 г.7. В этом нормативном правовом акте есть несколько статей, в которых определяются составы преступлений террористической направленности:
■ статья 280 «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности»:
«1. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности — наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок.
2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, — наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет»;
■ статья 2821 «Организация экстремистского сообщества»:
«1. Создание экстремистского сообщества, то есть организованной группы лиц для подготовки или совершения преступлений экстремистской направленности, а равно руководство таким экстремистским сообществом, его частью или входящими в такое сообщество структурными подразделениями, а также создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений такого сообщества в целях разработки планов и (или) условий для совершения преступлений экстремистской направленности — ...»;
■ статья 2822«Организация деятельности экстремистской организации»:
«1. Организация деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности,
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019
за исключением организаций, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации признаны террористическими, — ...»;
■ статья 2823 «Финансирование экстремистской деятельности»:
«1. Предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг, заведомо предназначенных для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений экстремистской направленности либо для обеспечения деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации, — ...».
Уголовно-правовые нормы об экстремизме содержатся и в иных федеральных законах РФ, например, в Федеральном законе РФ «О противодействии экстремистской деятельности» от 27 июня 2002 г.8:
«Настоящим Федеральным законом в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление». Преамбула.
Значимость Федерального закона РФ от 27 июня 2002 г. состоит в верном отношении к данному негативному явлению: именно использование доктрины не борьбы с преступностью, а доктрины противодействия преступности9.
Применение доктрины противодействия преступности предполагает использование общей превенции. Иными словами, оказывать противодействие экстремизму не только вправе, но и обязаны государственные и негосударственные органы, в том числе и органы местного самоуправления.
Организация и деятельность органов местного самоуправления урегулированы в Федеральном законе РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 16 сентября 2003 г.10:
«Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления». Преамбула.
Таким образом, экстремизм можно отнести к негативному явлению, широко распространенному во всех субъектах Российской Федерации. Противодействовать экстремизму должны не только правоохранительные органы, но и иные государственные и негосударственные органы, в том числе и органы местного самоуправления.
Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.
Во-первых, экстремизм является неправомерной деятельностью, в уголовном законодательстве (в первую очередь в Уголовном кодексе Российской Федерации) представлен в виде нескольких составов преступления.
Во-вторых, относительно экстремизма как совокупности нескольких составов преступления допустимо исключительно противодействие.
В-третьих, в превенции экстремизму допустимо участие всех государственных и негосударственных органов, в том числе и органов местного самоуправления.
В-четвертых, участие органов местного самоуправления в противодействии экстремизму предопределено состоянием преступности в субъектах Российской Федерации.
1 Об органах местного самоуправления подроб. см.: Абазов А.Б. Представительные органы местного самоуправления в системе муниципально-правовых отношений: Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013; Абазов А.Б. Представительные органы местного самоуправления в системе муниципально-правовых отношений: Монография. Нальчик: СКИ (ф) Кр.У МВД России, 2012.
2 Сальников Е.В. Органы местного самоуправления как субъект противодействия экстремизму // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 6.
3 Сальников Е.В. Взаимодействие органов местного самоуправления и антитеррористических комиссий в деле борьбы с экстремизмом и терроризмом: проблемы и перспективы // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 3.
4 Юрицин А.Е. Взаимодействие полиции с органами государственной власти и местного самоуправления в сфере противодействия экстремизму // Вестник Омской юрид. академии. 2017. № 2. С. 92—97.
5 О таковом см., напр.: Галузо В.Н. О системе уголовного законодательства в Российской Федерации / Конвенционные начала в уголовном праве: Междунар. науч.-практ. конф. 22 ноября 2013 г. / Отв. ред. Б.В. Яцелен-ко. М.: РПА Минюста России, 2014. С. 99—104; Галузо В.Н., Никонович С.Л. Уголовное законодательство в системе законодательства Российской Федерации / Актуальные проблемы уголовного законодательства на современном этапе: Сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. Волгоград, 14—15 мая 2015 г. / Отв. ред. В.И. Третьяков. Краснослободск: ИП Головченко Е.А., 2015. С. 117—123.
6 СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; 2018. № 53 (ч. I). Ст. 8495.
7 О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации: ФЗ РФ от 24.05.1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
8 СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3031; 2015. № 48 (ч. I). Ст. 6680.
9 Подроб. об этом см., напр.: Галузо В.Н. Борьба с преступностью в России: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2008. № 7. С. 35—36.
10 СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822; 2019. № 6. Ст. 461.
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019