Научная статья на тему 'Роль правотворчества представительных органов местного самоуправления в противодействии преступности несовершеннолетних в Российской Федерации'

Роль правотворчества представительных органов местного самоуправления в противодействии преступности несовершеннолетних в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
85
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Российская Федерация / зако­ нодательство / нормативный правовой акт / Конститу­ ция РФ / Федеральный закон РФ «Об общих принци­ пах организации местного самоуправления в Россий­ ской Федерации» от 16 сентября 2003 г. / Уголовный кодекс РФ / преступность / преступление / несовершен­ нолетний / органы местного самоуправления. / Russian Federation / legislation / norma­ tive legal act / Constitution of the Russian Federation / Federal law of the Russian Federation «On General prin­ ciples of local self-government organization in the Rus­ sian Federation» of September 16 / 2003 / criminal code of the Russian Federation / crime / juvenile / local self­ government bodies.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андемиркан Борисович Абазов

В статье на основе анализа юриди­ ческой литературы и нормативных правовых актов о роли правотворчества представительных органов местного самоуправления в противодействии преступ­ ности несовершеннолетних в Российской Федерации высказано несколько суждений: преступность несо­ вершеннолетних присуща всякому государству, в том числе и Российской Федерации; преступность несо­ вершеннолетних является негативным социальным явлением; в уголовном законодательстве (в первую очередь, в Уголовном кодексе Российской Федера­ ции) представлена в виде нескольких составов пре­ ступления; относительно преступности несовершен­ нолетних как совокупности нескольких составов пре­ ступления допустимо исключительно противодей­ ствие; в превенции преступности несовершеннолет­ них допустимо участие всех государственных и не­ государственных органов, в том числе и представи­ тельных органов местного самоуправления посред­ ством правотворчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of law-making of representative bodies of local self-government in combating juvenile delinquency in the Russian Federation

In the article on the basis of the analy­ sis of legal literature and normative legal acts on the role of law-making of representative bodies of local self­ government in combating juvenile delinquency in the Russian Federation, several judgments are made: juve­ nile delinquency is inherent in every state, including the Russian Federation; juvenile delinquency is a nega­ tive social phenomenon, in the criminal legislation (pri­ marily in the Criminal code of the Russian Federation), presented in the form of several elements of the crime; concerning juvenile delinquency, as a combination of several elements of the crime, only counteraction is per­ missible; in the prevention of juvenile delinquency, par­ ticipation of all state and non-state bodies, including representative bodies of local self-government through law-making is permissible.

Текст научной работы на тему «Роль правотворчества представительных органов местного самоуправления в противодействии преступности несовершеннолетних в Российской Федерации»

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2312-0444-2019-10061

РОЛЬ ПРАВОТВОРЧЕСТВА ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Андемиркан Борисович АБАЗОВ, доцент кафедры деятельности ОВД в особых условиях Северо-Кавказского института МВД России (филиал) Краснодарского университета МВД России, кандидат юридических наук E-mail: and-abazov@yandex.ru

Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс;

муниципальное право

Аннотация. В статье на основе анализа юридической литературы и нормативных правовых актов о роли правотворчества представительных органов местного самоуправления в противодействии преступности несовершеннолетних в Российской Федерации высказано несколько суждений: преступность несовершеннолетних присуща всякому государству, в том числе и Российской Федерации; преступность несовершеннолетних является негативным социальным явлением; в уголовном законодательстве (в первую очередь, в Уголовном кодексе Российской Федерации) представлена в виде нескольких составов преступления; относительно преступности несовершеннолетних как совокупности нескольких составов преступления допустимо исключительно противодействие; в превенции преступности несовершеннолетних допустимо участие всех государственных и негосударственных органов, в том числе и представительных органов местного самоуправления посредством правотворчества.

Ключевые слова: Российская Федерация, законодательство, нормативный правовой акт, Конституция РФ, Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 16 сентября 2003 г., Уголовный кодекс РФ, преступность, преступление, несовершеннолетний, органы местного самоуправления.

Annotation. In the article on the basis of the analysis of legal literature and normative legal acts on the role of law-making of representative bodies of local self-government in combating juvenile delinquency in the Russian Federation, several judgments are made: juvenile delinquency is inherent in every state, including the Russian Federation; juvenile delinquency is a negative social phenomenon, in the criminal legislation (primarily in the Criminal code of the Russian Federation), presented in the form of several elements of the crime; concerning juvenile delinquency, as a combination of several elements of the crime, only counteraction is permissible; in the prevention of juvenile delinquency, participation of all state and non-state bodies, including representative bodies of local self-government through law-making is permissible.

Keywords: Russian Federation, legislation, normative legal act, Constitution of the Russian Federation, Federal law of the Russian Federation «On General principles of local self-government organization in the Russian Federation» of September 16, 2003, criminal code of the Russian Federation, crime, juvenile, local self-government bodies.

Предметом данной статьи является деятельность представительных органов местного самоуправления1 по противодействию преступности несовершеннолетних в Российской Федерации.

Первоначально о состоянии теории.

Так, Г.И. Забрянский представил «тезисы» преступности несовершеннолетних: «Основными элементами карательной модели (стратегии противодействия преступности несовершенно-

№ 2/2019

летних. — Авт.) являются: суровость наказания несовершеннолетних (в 2004 г. суды России назначили реальное отбывание лишения свободы 21,4% осужденных, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте); длительность сроков лишения свободы (средний срок лишения свободы, назначенный осужденным, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте в 2004 г., — 3, 4 года); узость установленного законодателем правового пространства применения альтернативы наказанию (например, принудительные меры воспитательного воздействия); ограниченные возможности использования элементов восстановительной модели правосудия (например, применение института примирения)»)2.

A.В. Лысенко определил «основные направления» противодействия преступности несовершеннолетних: «Таким образом, задача ювеналь-ной юстиции должна состоять в том, чтобы обеспечить максимально щадящую и формализованно-процедурную систему судебного разбирательства, учитывающую индивидуальные и возрастные особенности психики несовершеннолетних, а также реализовать гибкую систему уголовно-правовых мер воздействия, преимущественно не связанных с лишением свободы»3.

B.И. Омигов установил «особенности» противодействия преступности несовершеннолетних: «Основные направления ранней индивидуальной профилактики: выявление и устранение неблагоприятных условий жизни и воспитания еще до того, как они отразились на поведении, формировании взглядов конкретного профилактируемого; выявление и устранение источников отрицательных влияний на подростка, могущих сформировать антиобщественные позиции личности и способствовать совершению преступлений; оказание сдерживающего и корректирующего воздействия на профилактируемого»4.

Противоречивые суждения ученых и практиков во многом предопределяет и несовершенство законодательства Российской Федерации о преступности несовершеннолетних, в том числе и уголовного5.

В первую очередь обращаем внимание на Уголовный кодекс РФ от 24 мая 1996 г.6, введенный в действие с 1 июля 1997 г.7. В этом нормативном правовом акте, по юридической силе приравниваемом к федеральному закону РФ, имеется несколько статей, в которых определяются «особенности» уголовной ответственности несовершеннолетних.

Речь идет о разделе V «Уголовная ответственность несовершеннолетних», включающем главу 14 «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» (статьи 87—96):

«1. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.

2. К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» — ст. 87.

Помимо УК РФ термин «несовершеннолетний» использован и в иных федеральных законах РФ.

Так, в Федеральном законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 21 мая 1999 г.8 установлены «основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Иными словами, относительно преступности несовершеннолетних допустимо исключительно противодействие, в том числе и посредством профилактики, которую вправе и обязаны осуществлять государственные и негосударственные органы.

Предмет данной статьи предполагает обращение к представительным органам местного самоуправления, роль которых в предупреждении преступности несовершеннолетних трудно переоценить.

Организация и деятельность органов местного самоуправления урегулированы в Федеральном законе РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 16 сентября 2003 г.9.

Кроме того, необходимо учитывать и еще несколько федеральных законов РФ: Федеральный закон РФ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 23 октября 1996 г.10; Федеральный закон РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 21 января 2009 г.11.

Органы местного самоуправления, разумеется, не являются правоохранительными орга-

№ 2/2019

нами12. Поэтому противодействовать преступности несовершеннолетних они могут посредством правотворчества. Речь идет о принятии нормативных правовых актов относительно несовершеннолетних.

Например, в городе федерального значения Москве как субъекте Российской Федерации13 действует несколько нормативных правовых актов относительно противодействия преступности несовершеннолетних, в том числе и органами местного самоуправления.

В Законе г. Москвы «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве» от 7 апреля 1999 г.14 урегулированы «отношения, возникающие в связи с осуществлением деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве».

В Законе г. Москвы «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» от 13 апреля 2005 г.15 установлены «порядок создания и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также их полномочия».

В Законе г. Москвы «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве полномочиями города Москвы по образованию и организации деятельности районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» от 28 сентября 2005 г.16 «органы местного самоуправления внутригородских муниципальных округов в городе Москве — муниципальных округов» наделены «полномочиями города Москвы (государственными полномочиями) по образованию и организации деятельности районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав...».

Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.

Во-первых, преступность несовершеннолетних присуща всякому государству, в том числе и Российской Федерации.

Во-вторых, преступность несовершеннолетних является негативным социальным явлением; в уголовном законодательстве (в первую очередь, в Уголовном кодексе Российской Федерации) представлена в виде нескольких составов преступления.

В-третьих, относительно преступности несовершеннолетних как совокупности нескольких составов преступления допустимо исключительно противодействие.

В-четвертых, в превенции преступности несовершеннолетних допустимо участие всех государственных и негосударственных органов, в том числе и представительных органов местного самоуправления посредством правотворчества.

1 Об органах местного самоуправления подроб. см.: Аба-зов A.B. Представительные органы местного самоуправления в системе муниципально-правовых отношений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013; Абазов A.B. Представительные органы местного самоуправления в системе муниципально-правовых отношений: Монография. Нальчик: СКИ (ф) Кр.У МВД России, 2012.

2 Забрянский Г.И. Несовершеннолетние: преступность и противодействие (тезисы) // Вопросы ювенальной юстиции. 2006. № 4.

3 Лысенко A.B. Основные направления актуализации противодействия преступности несовершеннолетних // Общество и право. 2008. № 1.

4 Омигов В.И. Особенности противодействия преступности несовершеннолетних // Рос. юстиция. 2012. № 1. С. 22—26.

5 Об этом см., напр.: Галузо В.Н. О системе уголовного законодательства в Российской Федерации / Конвенционные начала в уголовном праве: Междунар. науч.-практ. конф. 22 ноября 2013 г. / Отв. ред. Б.В. Яцелен-ко. М.: РПА Минюста России, 2014. С. 99—104; Галузо В.Н., Никонович СЛ. Уголовное законодательство в системе законодательства Российской Федерации // Актуальные проблемы уголовного законодательства на современном этапе: Сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. Волгоград, 14—15 мая 2015 г. / Отв. ред. В.И. Третьяков. Краснослободск (Волгоградская обла.): ИП Головченко Е.А., 2015. С. 117—123.

6 СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; 2018. № 53 (ч. I). Ст. 8495.

7 О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации: ФЗ РФ от 24.05.1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

8 СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177; 2018. № 27. Ст. 3953.

9 Там же. 2003. № 40. Ст. 3822; 2019. № 6. Ст. 461.

10 Там же. 1996. № 49. Ст. 5497.

11 Там же. 2009. № 7. Ст. 776.

12 Подроб см.: Галузо В.Н. Правоохранительные органы: Учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2019.

13 О федеративном устройстве РФ подроб. см., напр.: Сухондяева Т.Ю., Галузо В.Н. О проблемах федеративного устройства, административно-территориального и военно-административного деления Российской Федерации // Сетевой электр. науч.-популярный журнал частного и публичного права. 2018. № 1. С. 83—89.

14 Ведомости МГД. 1999. № 7.

15 Там же. 2005. № 5. Ст. 67.

16 Там же. 2005. № 11. Ст. 233.

№ 2/2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.