Научная статья на тему 'О роли органов местного самоуправления при общей превенции преступности в Российской Федерации'

О роли органов местного самоуправления при общей превенции преступности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
147
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Российская Федерация / законодательство / нормативный правовой акт / Конституция РФ / Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 16 сентября 2003 г. / Уголовный кодекс РФ / преступление / состав преступления / преступность / общая превенция / органы местного самоуправления / Russian Federation / legislation / nor- mative legal act / Constitution of the Russian Federa- tion / Federal law of the Russian Federation “On Gener- al principles of local self-government organization in the Russian Federation” of September 16 / 2003 / crim- inal code of the Russian Federation / crime / corpus delic- ti / crime / General prevention / local self-government bodies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андемиркан Борисович Абазов

В статье на основе анализа юридической литературы и нормативных правовых актов о роли органов местного самоуправления при общей превенции преступности в Российской Федерации высказано несколько суждений: местное самоуправление как разновидность деятельности, предусмотренная в Конституции РФ, осуществляется специально предназначенными органами; в каждом субъекте Российской Федерации имеются органы местного самоуправления; организация и деятельность органов местного самоуправления регулируется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления не являются правоохранительным органом и поэтому принимают участие в противодействии преступности лишь опосредованно (общая превенция).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the Role of Local Governments at the General Crime Prevention in the Russian Federation

In the article on the basis of the analysis of legal literature and normative legal acts on the role of local governments in the General prevention of crime in the Russian Federation, several judgments are made: local self-government, as a kind of activity provided for in the Constitution of the Russian Federation, is carried out by specially designated bodies; in each subject of the Russian Federation there are local self-government bodies; the organization and activities of local self-government bodies are regulated by normative legal acts of the subjects of the Russian Federation; local self-government bodies are not law enforcement bodies and therefore take part in combating crime only indirectly (General prevention).

Текст научной работы на тему «О роли органов местного самоуправления при общей превенции преступности в Российской Федерации»

Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

УДК 342.55 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3305-2019-10067

О роли органов местного самоуправления при общей превенции преступности в Российской Федерации

About the Role of Local Governments at the General Crime Prevention in the Russian Federation

Андемиркан Борисович АБАЗОВ,

кандидат юридических наук, доцент кафедры деятельности ОВД в особых условиях Северо-Кавказского института МВД России (филиал) Краснодарского университета МВД России

E-mail: and-abazov@yandex.ru

Аннотация. В статье на основе анализа юридической литературы и нормативных правовых актов о роли органов местного самоуправления при общей превенции преступности в Российской Федерации высказано несколько суждений: местное самоуправление как разновидность деятельности, предусмотренная в Конституции РФ, осуществляется специально предназначенными органами; в каждом субъекте Российской Федерации имеются органы местного самоуправления; организация и деятельность органов местного самоуправления регулируется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления не являются правоохранительным органом и поэтому принимают участие в противодействии преступности лишь опосредованно (общая превенция).

Ключевые слова: Российская Федерация, законодательство, нормативный правовой акт, Конституция РФ, Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 16 сентября 2003 г., Уголовный кодекс РФ, преступление, состав преступления, преступность, общая превенция, органы местного самоуправления

Предмет данной статьи — органы местного самоуправления1 и их роль при общей превенции преступности в Российской Федерации.

Авторы-единомышленники В.В. Оно-хова и В.В. Игнатенко полагают, что самостоя-

Abstract. In the article on the basis of the analysis of legal literature and normative legal acts on the role of local governments in the General prevention of crime in the Russian Federation, several judgments are made: local self-government, as a kind of activity provided for in the Constitution of the Russian Federation, is carried out by specially designated bodies; in each subject of the Russian Federation there are local self-government bodies; the organization and activities of local self-government bodies are regulated by normative legal acts of the subjects of the Russian Federation; local self-government bodies are not law enforcement bodies and therefore take part in combating crime only indirectly (General prevention).

Key words: Russian Federation, legislation, normative legal act, Constitution of the Russian Federation, Federal law of the Russian Federation "On General principles of local self-government organization in the Russian Federation" of September 16, 2003, criminal code of the Russian Federation, crime, corpus delicti, crime, General prevention, local self-government bodies

тельность местного самоуправления в управлении местными делами предопределяет «формирование структуры органов местного самоуправления, обеспечивающей реализацию представительной, контрольной и управленческой функции с одновременным достижением баланса между централизацией и децентрализацией»2.

Г.К. Смирнов, обнаруживая общую проблему «модернизации государственной политики в области противодействия экономической преступности», справедливо замечает, что «реализуемая в настоящее время практика правоохранительной деятельности в области борьбы с экономическими правонарушениями не согласуется с общей политикой регулирования экономики. Сложившуюся ситуацию можно сравнить с поднятием штанги, при котором одна рука штангиста тянет снаряд вверх, а другая, наоборот, опускает его вниз. Следует согласиться с тем, что именно государственная политика в области регулирования экономики должна определять, т.е. задавать, основные стандарты и параметры политики правоохранительной деятельности в этой области, пределы правоохранительного воздействия на экономические отношения. Поэтому приведение правоохранительной деятельности государства в области воздействия на экономические процессы в соответствие с политикой регулятивного воздействия должно стать одним из приоритетных направлений модернизации политической жизни страны»3.

К.А. Стрельников формулирует вывод о «принципиальной невозможности участия организованной преступности в осуществлении государственных функций»4.

Я.И. Тихонов, рассматривая «вопросы порождения опережающего регулирования юридической превенцией», делает следующие выводы: (1) под опережающим регулированием необходимо понимать процесс влияния превентивных норм с помощью средств правового воздействия на поведение субъектов права до возникновения юридических фактов; (2) юридическая превенция, обусловливающая предупредительные цели, является движущей силой или фактором опережающего регулирования, поскольку нормы права, имеющие цель предупреждения или достижения положительного социального результата, пронизывают все отрасли права и реализуются в поведении субъектов права опережающим обра-зом5. Этот же автор анализирует «вопросы, посвященные субъектам предупреждения правонарушений»: «Таким образом, учитывая многообразие сложившихся в науке точек зрения по вопросу о субъектах юридической превенции и положения действующего законодательства, можно однозначно заключить, что в настоящее время субъектами юридической превенции могут являться не только государственные и муниципальные органы, но и институты гражданского общества, осуществляющие деятельность по выявлению и предупреждению правонарушений.

С нашей точки зрения, включать в состав субъектов юридической превенции тех, кто может совершить либо совершает или совершил правонарушение, нецелесообразно, поскольку в данном случае с практической точки зрения их выгоднее рассматривать не как субъекты превенции, а как субъекты самого правонарушения. Субъекты правонарушений, в том числе потенциальные, уже достаточно подробно изучены в отраслевых и прикладных юридических науках, таких как уголовное, административное право, криминология и т.д. Учитывая это, необходимо приложить усилия научного сообщества к изучению возможностей и функционала общественных институтов в области предупреждения правонару-шений»6.

Н. Косевич фокусирует внимание на взаимодействии «судебной и иных ветвей государственной власти, органов местного самоуправления в предупреждении преступности»7.

А.Н. Полубояринова, изучая «общесоциальные и специально-криминологические причины преступности против интересов службы в органах местного самоуправления», высказывает суждение, что причины исследуемого вида преступности на общесоциальном уровне связаны с процессами общественно-экономического развития государства, на социально-психологическом уровне — с особенностями публичной деятельности органов местного самоуправления, на индивидуальном — с личностными характеристиками лица, совершающего преступления против интересов службы в органах местного самоуп-равления8.

Противоречивые суждения ученых и практиков во многом предопределяют и несовершенство законодательства Российской Федерации об органах местного самоуправления и их роли в противодействии преступности.

В первую очередь, обратимся к гл. 8 «Местное самоуправление» (ст. 130—133) Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. «1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. 2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления» (ст. 130).

Положения Конституции РФ о местном самоуправлении конкретизированы в нормативном правовом акте, по юридической силе приравненном к федеральному закону РФ. Речь идет о

2019 / № 2 Образование. Наука. Научные кадры

43

Федеральном законе РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 16 сентября 2003 г.9 «Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления» (преамбула).

Организация и деятельность органов местного самоуправления в субъектах Российской Феде-рации10 урегулированы в отдельных нормативных правовых актах этих же субъектов Российской Федерации.

Так, в городе федерального значения Москве действует Закон г. Москвы «Об организации местного самоуправления в городе Москве» от 6 ноября 2002 г.11 В этом же субъекте действуют и иные нормативные правовые акты: Закон г. Москвы «О наделении органов местного самоуправления городских округов Троицк и Щербинка отдельными полномочиями города Москвы в области образования» от 4 июля 2012 г.12; Закон г. Москвы «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа» от 26 декабря 2007 г.13

Представляется целесообразным распространение опыта г. Москвы на иные субъекты Российской Федерации, в особенности в части общей превенции преступности.

На основе изложенного можно сделать следующие выводы.

1. Местное самоуправление как разновидность деятельности, предусмотренная в Конституции РФ, осуществляется специально предназначенными органами.

2. В каждом субъекте Российской Федерации имеются органы местного самоуправления.

3. Организация и деятельность органов местного самоуправления регулируются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

4. Органы местного самоуправления не являются правоохранительным органом и поэтому принимают участие в противодействии преступности лишь опосредованно (общая превенция).

1 Органы местного самоуправления уже избирались нами в качестве предмета научного исследования (см., например: Абазов А.Б. Представительные органы местного самоуправления в системе муниципально-пра-вовых отношений: Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013; Он же. Представительные органы местного самоуправления в системе муниципально-пра-вовых отношений: Монография. Нальчик: СКИ (ф) Кр.У МВД России, 2012).

2 См.: Онохова В.В., Игнатенков В.В. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления. Иркутск: Институт законодательства и правовой информации Иркутской области, 2007. С. 4.

3 См.: Смирнов Г.К. Об общей проблеме модернизации государственной политики в области противодействия экономической преступности // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 2. С. 35—39.

4 См.: Стрельников КА. Организованная преступность в механизме государства: элемент или негативный фактор? // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. № 10.

5 См.: Тихонов Я.И. Юридическая превенция как фактор опережающего регулирования // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 9. С. 3—5.

6 См.: Тихонов Я.И. Субъекты юридической превенции // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 7. С. 19—21.

7 См.: Косевич Н. Взаимодействие судебной и иных ветвей государственной власти, органов местного самоуправления в предупреждении преступности несовершеннолетних // Уголовное право. 2007. № 4.

8 См.: Полубояринова А.Н. Криминологический анализ детерминант преступности против интересов службы в органах местного самоуправления // Российский следователь. 2011. № 18. С. 33—36.

9 См.: СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822; ...; 2019. № 18. Ст. 2211.

10 О федеративном устройстве РФ подробнее см.: Су-хондяева Т.Ю., Галузо В.Н. О проблемах федеративного устройства, административно-территориального и военно-административного деления Российской Федерации // Сетевой электронный научно-популярный журнал частного и публичного права. 2018. № 1. С. 83—89.

11 См.: Ведомости МГД. .2002. № 12. Ст. 276.

12 См.: Ведомости МГД. 2012. № 8. Ст. 149.

13 См.: Ведомости МГД. 2008. № 2. Ст. 293.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.