УДК 342 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2018-10012
ОБ ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Проблемы правового регулирования
Андемиркан Борисович АБАЗОВ, доцент кафедры деятельности ОВД в особых условиях Северо-Кавказского института МВД России (филиал) Краснодарского университета МВД России, кандидат юридических наук E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право; конституционный
судебный процесс; муниципальное право
Аннотация. В статье на основе анализа нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики об органах местного самоуправления в отдельно взятом субъекте Российской Федерации высказано несколько суждений: местное самоуправление представляет собой совокупность муниципальных органов, осуществляющих властные полномочия на определенной территории; во всяком субъекте Российской Федерации имеется местное самоуправление; имеется местное самоуправление и в Кабардино-Балкарской Республике как одном из субъектов Российской Федерации; местное самоуправление, как правило, регламентируется законами субъектов Российской Федерации; в Кабардино-Балкарской Республике местное самоуправление урегулировано в Законе КБР «О муниципальной службе в Кабардино-Балкарской Республике» от 10 июня 1998 г.
Ключевые слова: Кабардино-Балкарская Республика, Закон Кабардино-Балкарской Республики «О муниципальной службе в Кабардино-Балкарской Республике», местное самоуправление, органы местного самоуправления, правовое регулирование местного самоуправления.
Annotation. In the article on the basis of the analysis of normative legal acts of the Kabardino-Balkarian Republic on local self-government bodies in a single subject of the Russian Federation, several judgments are made: local self-government represents a set of municipal bodies exercising power in a certain territory; in any subject of the Russian Federation there is local self-government in the Kabardino-Balkarian Republic, as one of the subjects of the Russian Federation; local self-government, as a rule, is regulated by the laws of the subjects of the Russian Federation; in the Kabardino-Balkar Republic, local self-government is regulated in the law of the CBD «On municipal service in the Kabardino-Balkar Republic» of June 10, 1998.
Keywords: Kabardino-Balkar Republic, Kabardino-Balkaria Republic Law «On municipal service in the Kabardino-Balkariya Republic, local self-government, local self-government bodies, legal regulation of local self-government.
Предметом данной статьи являются органы местного самоуправления в одном из субъектов Российской Федерации — Кабардино-Балкарской Республике (далее — КБР). В связи с этим данная статья может рассматриваться как продолжение ранее начатого нами исследования1.
Кроме того, на важность «укрепления» института «местного самоуправления» обращено внимание и в Послании Президента РФ к Федеральному Собранию РФ2.
В соответствии со ст. 65 (абз. 2) Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.3 всякая республика является субъектом Российской Федерации
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2018
(«1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Кара Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия» — всего 22 республики)4.
В Кабардино-Балкарской Республике как одном из субъектов Российской Федерации местное самоуправление урегулировано в нескольких нормативных правовых актах с разной юридической силой5.
В первую очередь, обращаем внимание на Закон КБР «О муниципальной службе в Кабардино-Балкарской Республике» от 10 июня 1998 г.6 («...Закон регулирует в пределах компетенции Кабардино-Балкарской Республики отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу, а также с ее прохождением и прекращением муниципальными служащими в Кабардино-Балкарской Республике».
Помимо Закона КБР от 10 июня 1998 г. в Кабардино-Балкарской Республике действует еще несколько законов КБР, регламентирующих те или иные аспекты местного самоуправления:
■ Закон КБР «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Кабардино-Балкарской Республике» от 31 октября 2009 г.7 («.Закон в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ... Трудовым кодексом Российской Федерации определяет гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления»);
■ Закон КБР «О порядке передачи объектов государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики в муниципальную собственность и приема объектов муниципальной собственности в государственную собственность Кабардино-Балкарской Республики» от 14 февраля 2002 г.8 («.Закон устанавливает порядок передачи объектов государственной собственности Кабардино-Балкарс-
кой Республики в муниципальную собственность и приема объектов муниципальной собственности в государственную собственность Кабардино-Балкарской Республики» — ст. 1);
■ Закон КБР «О выборах главы муниципального образования» от 25 мая 2017 г.9 («... Закон на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» . иных федеральных законов, Конституции Кабардино-Балкарской Республики, Закона Кабардино-Балкарской Республики «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов и избрания глав муниципальных образований» устанавливает порядок назначения, подготовки и проведения выборов главы поселения . на муниципальных выборах в Кабардино-Балкарской Республике. Положения устава муниципального образования, связанные с порядком подготовки и проведения выборов, не должны противоречить настоящему Закону. В случае, если указанные положения противоречат настоящему Закону, применяются нормы настоящего Закона» — ст. 1);
■ Закон КБР «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями по созданию, организации деятельности административных комиссий и по определению перечня должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» от 26 марта 2015 г.10 («.Законом в соответствии с Федеральными законами «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Кодексом Кабардино-Балкарской Респуб-
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2018
лики об административных правонарушениях органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ... наделяются отдельными государственными полномочиями Кабардино-Балкарской Республики по созданию, организации деятельности административных комиссий и по определению перечня должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях ... также регулируются отношения, связанные с передачей, осуществлением, контролем осуществления, условиями и порядком прекращения отдельных государственных полномочий» — ст. 1).
В числе нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики с меньшей юридической силой по отношению к законам Кабардино-Балкарской Республики укажем на Указ главы КБР «Об уполномоченном государственном органе по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики» № 22-УГ от 10 февраля 2012 г. № 22-УГ11.
Таким образом, в Кабардино-Балкарской Республике имеется местное самоуправление, которое регламентировано несколькими законами Кабардино-Балкарской Республики и нормативными правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики с меньшей юридической силой по отношению к законам Кабардино-Балкарской Республики.
Особенности общественных отношений в Кабардино-Балкарской Республике целесообразно учесть во вновь принятом Законе Кабардино-Балкарской Республике «Об особенностях местного самоуправления в Кабардино-Балкарской Республике». Все иные нормативные правовые акты Кабардино-Балкарской Республики не должны вступать в противоречие с Законом КБР «Об особенностях местного самоуправления в Кабардино-Балкарской Республике».
Обращаем внимание на еще один нормативный правовой акт Кабардино-Балкарской Республики, который отсутствует в Российской Федерации12: Закон КБР «О правовых актах в Кабардино-Балкарской Республике» от 11 июля 2002 г.13 («.Закон устанавливает общие и особенные положения о правовых актах и правотворчестве в Кабардино-Балкарской Республике, закрепляет систему республиканского законодательства. Настоящему Закону должны со-
ответствовать иные правовые акты, издаваемые в Кабардино-Балкарской Республике, регулирующие отдельные вопросы правотворчества. В случае противоречия ему таких актов подлежит применению настоящий Закон» — ст. 1).
На основе всего вышеприведенного мы можем выделить несколько факторов, определяющих правовое регулирование местного самоуправления в республике.
Во-первых, местное самоуправление представляет собой совокупность муниципальных органов, осуществляющих властные полномочия на определенной территории (в данном случае — в Кабардино-Балкарской Республике).
Во-вторых, во всяком субъекте Российской Федерации имеется местное самоуправление, и Кабардино-Балкарская Республика в этом случае не исключение.
В-третъих, местное самоуправление в Кабардино-Балкарской Республике как одном из субъектов Российской Федерации регулируется как федеральным законодательством, так и нормативными правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики, причем в республике принят нормативный правовой акт, который отсутствует в Российской Федерации, а именно, Закон КБР «О правовых актах в Кабардино-Балкарской Республике».
В-четвертых, в Кабардино-Балкарской Республике местное самоуправление в основном урегулировано в Законе КБР «О муниципальной службе в Кабардино-Балкарской Республике» от 10 июня 1998 г.
1 См. об этом: Абазов А.Б. Представительные органы местного самоуправления в системе муниципально-пра-вовых отношений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013;
Абазов А.Б. Представительные органы местного самоуправления в системе муниципально-правовых отношений: Монография. Нальчик: СКИ (ф) КрУ МВД России, 2012.
2 План Президента Путина // Рос. газ. 2018. 2 марта.
3 См.: СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
О проблеме неоднократности опубликования Конституции РФ в официальных источниках опубликования подроб. см.:
Галузо В.Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Гос-во и право. 2014. № 11. С. 98—102).
4 На это уже обращалось внимание в юридической литературе, правда, в ином контексте (см.: Галузо В.Н., Канафин Н.А. О государственных судебных органах общей юрисдикции в субъектах Российской Федерации (со статусом «республика»): обеспечиваются ли положения
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2018
теории правоохраны? // Образование и право. 2017. № 9. С. 150—159).
5 О системе нормативных правовых актов в РФ под-роб. см.:
Галузо В.Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. № 8. С. 28—30; Галузо В.Н. О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27—30.
6 Кабардино-Балкарская правда. 1998. 10 июля.
7 Официальная Кабардино-Балкария. 2009. 4 дек.
8 Кабардино-Балкарская правда. 2002. 14 марта.
9 Официальная Кабардино-Балкария. 2017. 16 июня.
10 Там же. 2015. 17 апр.
11 Там же. 2012. 17 февр.
12 Мы разделяем суждение тех авторов, которые предлагают с 25.12.1991 г. для наименования государства использовать исключительно этот термин (подроб. об этом см.:
Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Моск. унта МВД России. 2010. № 5. С. 119—123).
13 Кабардино-Балкарская правда. 2002. 9 авг.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Самойлов В.Д. Андрогогические основы педагогики и психологии в системе высшего образования России. Учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. — 295 с.
В учебнике отражены основы преподавания учебных дисциплин «Андрогогика», «Педагогика», «Психология» и «Педагогическая психология».
Предназначен для содействия в подготовке студентов (курсантов) и адъюнктов (аспирантов) к выполнению профессиональных обязанностей в качестве научных работников (исследователей) и педагогических работников (исследователь-преподаватель) в системе высшего образования России, овладению систематизированными представлениями, знаниями, умениями и навыками; формированию групп общекультурных и профессиональных, а также универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
По своему содержанию учебник ориентирован на усвоение обучающимися профессиональной квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь» и может быть полезен начинающим педагогическим работникам образовательных организаций, специалистам в системе высшего образования и соискателям ученых степеней (ученых званий).
Magister
АНДРОГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
В.Д. Самойлов
Учебник
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2018