УДК 343 ББК 67
DOI 10.24411/2312-0444-2019-10144
0 НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Мурат Мухамедович ГЕДГАФОВ, преподаватель кафедры огневой подготовки Северо-Кавказского института МВД России (филиал) Краснодарского университета МВД России E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право
Аннотация. В статье при анализе юридической литературы и законодательства о профилактике преступлений экстремисткой направленности органами внутренних дел высказано несколько суждений: понятие «преступления экстремисткой направленности» является несовершенным ввиду отсутствия существенных признаков при определении данного понятия; профилактика преступлений является одним из направлений противодействия преступности; при профилактике преступлений экстремистской направленности особая роль принадлежит органам внутренних дел, в особенности подразделениям участковых уполномоченных полиции; в субъектах Российской Федерации, которым присуща многонацио-нальность населения; целесообразно принятие законов о профилактике преступлений экстремисткой направленности органами внутренних дел.
Ключевые слова: Федеральный закон РФ «О противодействии экстремистской деятельности» от 27 июня 2002 г., Федеральный закон РФ «О полиции» от 28 января 2011 г., преступность, правонарушения, преступление, борьба с преступностью, противодействие преступности, профилактика, орган внутренних дел, полиция.
Annotation. In the article, when analyzing the legal literature and legislation on the prevention of crimes of extremist orientation, the internal affairs bodies made several judgments: the concept of «crimes of extremist orientation» is imperfect, because of the lack of essential features in the definition of the concept; prevention of crime is one of the ways of combating crime; for the prevention of extremist crimes, the special role belongs to internal affairs bodies, in particular the subdivisions of police officers; the subjects of the Russian Federation, which are inherent in the multinational residents, it is advisable the adoption of laws on the prevention of crimes of extremist orientation, the internal affairs authorities.
Keywords: Federal law «On countering extremist activities» dated June 27, 2002; the Federal law of the Russian Federation «On police» from January 28, 2011; crime; offense; crime; fighting of crime; countering of crime; prevention; internal affairs; police.
В данной статье рассмотрим, как ведется профилактика преступлений экстремисткой направленности органами внутренних дел в Российской Федерации.
Несколько слов о теории данного вопроса.
Так, В.Д. Малков определил «теоретические, правовые и организационные проблемы» деятельности органов внутренних дел по профилактике преступлений; «профилактика правонарушений и преступлений является лишь одним из важных направлений предупреждения пре-
ступности и совершения преступлений, включающее реализацию мер как общего, так и индивидуального характера».
По мнению названного автора, «основными мерами общей профилактики (направленной на выявление, нейтрализацию или устранение причин преступности, ее отдельных видов, а также способствующих ей условий), в реализации которых принимают участие органы внутренних дел преимущественно федерального и регионального уровня, являются мониторинг, правовое
№ 3/2019
воспитание, криминологическая экспертиза, разработка минимальных стандартов безопасности, программное и научное обеспечение деятельности по предупреждению преступлений, осуществление взаимодействия с иными субъектами социальной профилактики».
Далее данный автор указывает: «одной из значимых функций служб и подразделений органов внутренних дел, непосредственно осуществляющих борьбу с преступностью, охрану общественного порядка и общественной безопасности, является индивидуальная профилактика, т.е. целенаправленная работа с конкретными людьми, допускающими юридически значимые отклонения от норм поведения, которая проводится на основе сочетания социального контроля, воспитания и оказания помощи. К мерам индивидуальной профилактики, применяемым органами внутренних дел к указанным лицам, относятся: профилактическая беседа, направление информации о причинах и условиях антиобщественного поведения, постановка на профилактический учет, официальное предостережение, установление наблюдения за ходом социальной реабилитации, оказание социальной помощи, привлечение к административной или уголовной ответственности»1.
О.В. Хотин сфокусировал внимание на индивидуальной профилактике преступлений: «Одним из важнейших направлений профилактики насильственной преступности является разработка и осуществление на всех ее уровнях государственной семейной политики как составной части социальной политики в целом. В целях предупреждения семейно-бытовой преступности следует создать сеть консультативных центров и активизировать их деятельность... [в таких центрах] психологи, социологи, юристы оказывали бы необходимую помощь конкретным лицам в решении психологических и материально-бытовых проблем»2.
A.A. Захаров, Ю.В. Трунцевский и A.C. Ха-чатрян сформулировали «основные подходы к содержанию и организации деятельности органов внутренних дел по профилактике преступлений»: «Структуру современной концепции деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений можно представить в следующем виде:
1) общие положения концепции деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, представляющие собой систему положений о целях, задачах и принципах предупреждения преступлений и правонарушений;
2) объекты предупредительной деятельности органов внутренних дел, к которым относятся негативные явления и процессы, способствующие совершению конкретных преступлений или облегчающие их совершение; юридические лица и граждане;
3) субъекты предупредительной деятельности органов внутренних дел, с учетом того, что среди субъектов предупреждения преступлений органы внутренних дел занимают специальное место, определяемое их предназначением, компетенцией, реальными возможностями (информационными, кадровыми, материально-техническими, организационными и методическими). Наряду с непосредственной предупредительной деятельностью органы внутренних дел оказывают иным субъектам предупреждения преступлений информационную, организационную и методическую помощь;
4) основные предупредительные меры, осуществляемые органами внутренних дел (меры общего предупреждения преступлений; уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и административно-правовые меры предупреждения преступлений и других правонарушений; оперативно-розыскные меры предупреждения преступлений и других правонарушений; организационные и иные меры предупреждения преступлений и других правонарушений);
5) организационно-методическое обеспечение деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и правонарушений, которое возлагается на отраслевые службы и подразделения органов внутренних дел на всех уровнях управления в пределах их компетенции;
6) кадровое, научно-методическое и финансовое обеспечение деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и правонарушений. Так, специализированные подразделения по предупреждению преступлений комплектуются наиболее квалифицированными сотрудниками, обладающими необходимыми профессиональными качествами и практическим опытом работы в этой сфере деятельности»3.
При этом нельзя не заметить тот факт, что современное законодательство, регулирующее данную проблему, нуждается в совершенствовании.
Так, в Уголовном кодексе РФ от 24 мая 1996 г.4, введенном в действие с 1 января 1997 г.5, обнаруживаем несколько статей, в которых кри-
№ 3/2019
минализирована так называемая экстремистская деятельность:
■ статья 280 «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности»:
«1. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности — наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок.
2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, — наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет»);
■ статья 2821 «Организация экстремистского сообщества».
Экстремистской деятельности посвящены и иные нормативные правовые акты. В частности, речь идет о Федеральном законе РФ «О противодействии экстремистской деятельности» от 27 июня 2002 г.6. Здесь представляется важным обратить внимание на использование в нормативном правовом акте доктрины противодействия преступности, а не доктрины борьбы с преступностью7.
Изложенное позволяет нам сделать некоторые выводы.
Во-первых, понятие «преступления экстре-мисткой направленности» является несовершенным ввиду отсутствия существенных признаков при определении данного понятия.
Во-вторых, профилактика преступлений является одним из направлений противодействия преступности.
В-третьих, при профилактике преступлений экстремистской направленности особая роль принадлежит органам внутренних дел, в особенности подразделениям участковых уполномоченных полиции.
В-четвертых, в субъектах Российской Федерации, которым присуща многонациональ-ность жителей, целесообразно принятие законов о профилактике преступлений экстремист-кой направленности органами внутренних дел.
1 Малков В.Д. Теоретические, правовые и организационные проблемы деятельности органов внутренних дел по предупреждению и профилактике преступлений и иных правонарушений // Общество и право. 2008. № 3.
2 Хотин О.В. Индивидуальная профилактика насильственных преступлений органами внутренних дел Центрального федерального округа России // Общество и право. 2009. № 2.
3 Захаров A.A., Трунцевский Ю.В., Хачатрян A.C. Основные подходы к содержанию и организации деятельности органов внутренних дел по профилактике преступлений и иных правонарушений // Рос. следователь. 2009. № 8.
4 СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; 2019. № 31. Ст. 4467.
5 О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации: ФЗ РФ от 24.05.1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2955.
6 СЗ РФ. 2002.№ 30. Ст. 3031; 2015. № 48 (ч. I). Ст. 6680.
7 Подроб. об этом см.: Галузо В.Н. Борьба с преступностью в России: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2008. № 7. С. 35—36.
№ 3/2019