Научная статья на тему 'ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОТНОШЕНИЯК СОВЕРШЕННОМУ ПРЕСТУПЛЕНИЮ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ, ОБВИНЯЕМЫХ, ОСУЖДЕННЫХ ЗА НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОТНОШЕНИЯК СОВЕРШЕННОМУ ПРЕСТУПЛЕНИЮ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ, ОБВИНЯЕМЫХ, ОСУЖДЕННЫХ ЗА НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
100
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЕ / ОТНОШЕНИЕ К СОВЕРШЕННОМУ ПРЕСТУПЛЕНИЮ / ЧУВСТВО ВИНЫ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПОДОЗРЕВАЕМЫЕ / ОБВИНЯЕМЫЕ / ОСУЖДЕННЫЕ / НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вэтра Александра Викторовна

Актуальность исследования особенностей отношения к совершенному преступлению подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления несовершеннолетних обусловлена тем, что эти лица ввиду индивидуально-психологических характеристик в большей степени подвержены искажению морально-нравственной и ценностной составляющей личности и, как следствие, отношения к собственным поступкам. Подобное, очевидно, противоречит общественным морально-нравственным нормам, а также негативно влияет на исправительный процесс, так как, по мнению многих специалистов в области психологии и педагогики, категория «отношение к совершенному преступлению» является неотъемлемой частью формирования личности несовершеннолетнего и его исправления в условиях лишения свободы. Цель исследования - изучение особенностей отношения к совершенному преступлению подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления несовершеннолетних. Задачи исследования: организация и проведение изучения особенностей отношения к совершенному преступлению подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления несовершеннолетних в зависимости от уровня вины. Гипотеза исследования: отношение к преступлению подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления несовершеннолетних обладает рядом показателей, учет которых позволит оптимизировать психологическое сопровождение данной категории лиц. Эмпирическую базу исследования составили 130 несовершеннолетних, находящихся в следственных изоляторах в г. Москве, Московской, Тверской, Рязанской и Курской областях, и 130 правопослушных несовершеннолетних из благополучных семей, обучающихся в общеобразовательной школе № 64 г. Рязани и Рязанском колледже электроники (имеющих средний оценочный балл не менее 4,0). В ходе проведения диагностического обследования были применены следующие эмпирические методы: тестирование, психодиагностическая беседа, методы математической статистики (корреляционный анализ). Особенности отношения исследуемых лиц к преступлению устанавливались с помощью опросника агрессивности Басса - Дарки «BD» (А. Басс, А. Дарки); опросник оценки выраженности чувства вины «GI» (К. Куглер, У. Х. Джонс). Анализ полученных результатов диагностики проведен с применением программы STATISTICA (10.0). В ходе исследования были получены следующие результаты: отношение к преступлению несовершеннолетних характеризуется ситуативной, временной реакцией сожаления, выраженным отсутствием сильных негативных переживаний по поводу нарушений норм и правил, совершенных до момента попадания в места лишения свободы; данную категорию отношений следует рассматривать комплексно с учетом нескольких показателей - ситуативное чувство вины, переживание совершенного преступления (вина - черта), внутреннее осознание (убеждение) необходимости исправления.The relevance of the peculiarities study of the attitude to the crime of juvenile suspects, accused juveniles, convicted of violent crimes is due to the fact that this category of persons, due to the peculiarities of their individual psychological nature, is more susceptible to distortion of the moral and value component of the individual and, as a result, the attitude to their own actions. This obviously contradicts public moral standards, and also negatively affects the correctional process, since, according to many experts in the field of psychology and pedagogy, the category “attitude to the committed crime” is an integral part of the formation of the personality of a juvenile and his correction in prison. The purpose of the study is to study the characteristics of the attitude to the crime of juvenile suspects, accused juveniles, convicted of violent crimes. Objectives of the study: organization and conduct of the study of the characteristics of the attitude to the crime of juvenile suspects, accused juveniles, convicted of violent crimes, depending on the level of guilt. The hypothesis of the study: the attitude to the crime of juvenile suspects, accused juveniles, convicted of violent crimes, has a number of indicators, the consideration of which will optimize the psychological support of this category of persons. The empirical base of the study was made up of 130 juveniles who are in pretrial detention centers in Moscow, Moscow, Tver, Ryazan and Kursk regions, and 130 law-abiding juveniles from well-off families studying at secondary school No. 64. Ryazan and Ryazan College of Electronics (having an average grade point of at least 4.0). During the diagnostic examination, the following empirical methods were used: testing, psychodiagnostic conversation, methods of mathematical statistics (correlation analysis). The features of the attitude of the studied persons to the crime were established using the Bass - Darkey aggressiveness questionnaire “ BD “ (A. Bass, A. Darkey); the questionnaire for assessing the severity of guilt “GI” (K. Kugler, W. H. Jones). The analysis of the obtained diagnostic results was carried out using the program STATISTICA (10.0). In the course of the study, the following results were obtained: the attitude to the crime of juveniles is characterized by a situational, temporary reaction of regret, expressed by the absence of strong negative feelings about violations of norms and rules committed before entering places of deprivation of liberty; this category of relationships should be considered comprehensively, taking into account several indicators - situational guilt, the experience of the committed crime (guilt - trait), internal awareness (belief) of the need for correction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Вэтра Александра Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОТНОШЕНИЯК СОВЕРШЕННОМУ ПРЕСТУПЛЕНИЮ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ, ОБВИНЯЕМЫХ, ОСУЖДЕННЫХ ЗА НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

УДК 159.9:343.847

DOI 10.33463/2072-8336.2021.1(54).066-072

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОТНОШЕНИЯ К СОВЕРШЕННОМУ ПРЕСТУПЛЕНИЮ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ, ОБВИНЯЕМЫХ, ОСУЖДЕННЫХ ЗА НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

А. В. Вэтра

Для цитирования

Вэтра, А. В. Об особенностях отношения к совершенному преступлению подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления несовершеннолетних / А. В. Вэтра // Прикладная юридическая психология. -2021. - № 1 (54). - С. 66-72. - DOI : 10.33463/2072-8336.2021.1 (54).066-072.

Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Аннотация. Актуальность исследования особенностей отношения к совершенному преступлению подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления несовершеннолетних обусловлена тем, что эти лица ввиду индивидуально-психологических характеристик в большей степени подвержены искажению морально-нравственной и ценностной составляющей личности и, как следствие, отношения к собственным поступкам. Подобное, очевидно, противоречит общественным морально-нравственным нормам, а также негативно влияет на исправительный процесс, так как, по мнению многих специалистов в области психологии и педагогики, категория «отношение к совершенному преступлению» является неотъемлемой частью

© Вэтра А. В., 2021

формирования личности несовершеннолетнего и его исправления в условиях лишения свободы.

Цель исследования - изучение особенностей отношения к совершенному преступлению подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления несовершеннолетних. Задачи исследования: организация и проведение изучения особенностей отношения к совершенному преступлению подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления несовершеннолетних в зависимости от уровня вины. Гипотеза исследования: отношение к преступлению подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления несовершеннолетних обладает рядом показателей, учет которых позволит оптимизировать психологическое сопровождение данной категории лиц.

Эмпирическую базу исследования составили 130 несовершеннолетних, находящихся в следственных изоляторах в г. Москве, Московской, Тверской, Рязанской и Курской областях, и 130 правопослушных несовершеннолетних из благополучных семей, обучающихся в общеобразовательной школе № 64 г. Рязани и Рязанском колледже электроники (имеющих средний оценочный балл не менее 4,0).

В ходе проведения диагностического обследования были применены следующие эмпирические методы: тестирование, психодиагностическая беседа, методы математической статистики (корреляционный анализ). Особенности отношения исследуемых лиц к преступлению устанавливались с помощью опросника агрессивности Басса - Дар-ки «BD» (А. Басс, А. Дарки); опросник оценки выраженности чувства вины <^1» (К. Куглер, У. Х. Джонс). Анализ полученных результатов диагностики проведен с применением программы БГАГ1БГЮА (10.0).

В ходе исследования были получены следующие результаты: отношение к преступлению несовершенно-летниххарактеризуется ситуативной, временной реакцией сожаления, выраженным отсутствием сильных негативных переживаний по поводу нарушений норм и правил, совершенных до момента попадания в места лишения свободы; данную категорию отношений следует рассматривать комплексно с учетом нескольких показателей - ситуативное чувство вины, переживание совершенного преступления (вина - черта), внутреннее осознание (убеждение) необходимости исправления.

Ключевые слова: отношение, отношение к совершенному преступле-

нию, чувство вины, несовершеннолетние, подозреваемые, обвиняемые, осужденные, насильственные преступления, психологическое сопровождение несовершеннолетних, диагностика личности несовершеннолетних.

Актуальность исследования психологии отношения к совершенному преступлению подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления несовершеннолетних связана с несколькими факторами. Хотя количество несовершеннолетних преступников, находящихся в местах лишения свободы, заметно уменьшилось (так, в 2007 г. в следственных изоляторах содержалось 6038 несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных, а в 2019 г. - 927), число преступлений, совершаемых данными лицами с особой жестокостью, вызывает серьезное беспокойство в нашем обществе. Категория несовершеннолетних, которая попадает в места лишения свободы, в большей степени подвержена ввиду индивидуальных психологических особенностей искажению ценностной и морально-нравственной составляющей личности и даже отношения к совершенному преступлению (характерно для большинства несовершеннолетних, подпадающих под негативное влияние педагогически запущенных подростков с устоявшимся асоциальным поведением).

Несомненно, все это противоречит общественной морали и негативно влияет на исправительный процесс, так как, по мнению многих специалистов, категория «отношение к совершенному преступлению» является неотъемлемой частью формирования личности несовершенно-

летнего и его исправления в условиях лишения свободы.

В исследованиях ряда авторов затрагивается вопрос о том, что большинство несовершеннолетних правонарушителей, находящихся в местах лишения свободы, не испытывают выраженного чувства вины за свои преступные деяния [1, с. 20]. Следует отметить, что средства массовой информации, интернет пропагандируют культ силы, независимости и вседозволенности, это оказывает значительное влияние на отношение к преступлению (Д. В. Сочивко [5], М. В. Шайкова [7], О. А. Трегуло-ва [6]). По мнению В. М. Раевой [4], М. С. Арефиной [1], И. С. Ганиши-ной [2], Kaplan [8], Mischel [9], готовность и желание измениться у несовершеннолетних зависит от степени конструктивной сформированности их отношения к преступлению, поэтому изучение этой категории является необходимым средством эффективного исправительного процесса.

М. В. Прохорова исследовала отношение несовершеннолетних к наказанию и охарактеризовала его как многосложное образование, имеющее несколько составляющих: переживание процесса исполнения наказания; осознание собственной вины за совершение противоправного деяния и неизбежности отбывания наказания. Автор делает вывод о том, что эта совокупность взаимосвязанных элементов поможет определить подлинное отношение виновного к назначенному судом наказанию и выявить его готовность к исправлению [3, с. 12].

В рамках эмпирического исследования особенностей отношения к совершенному преступлению подозреваемых, обвиняемых, осужденных за

насильственные преступления несовершеннолетних мы поставили себе цель, задачи и сформулировали гипотезу исследования.

Цель исследования - изучение особенностей отношения к совершенному преступлению подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления несовершеннолетних. Задачи исследования: организация и проведение исследования особенностей отношения к совершенному преступлению подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления несовершеннолетних в зависимости от уровня вины. Гипотеза представляла собой следующее предположение: отношение к преступлению подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления несовершеннолетних обладает рядом показателей,учет которых позволит оптимизировать психологическое сопровождение данной категории лиц.

Эмпирическую базу исследования составили 130 подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления несовершеннолетних (далее - ПОО), находящихся в следственных изоляторах в г. Москве, Московской, Тверской, Рязанской и Курской областях, и 130 правопослуш-ных несовершеннолетних (далее -школьники) из благополучных семей, обучающихся в общеобразовательной школе № 64 г. Рязани и Рязанском колледже электроники (имеющих средний оценочный балл не менее 4,0).

Диагностическое обследование проводилось с помощью эмпирических методов: тестирование, психодиагностическая беседа, метод математической статистики (кор-

реляционный анализ). Диагностику особенностей отношения к преступлению проводили по опроснику агрессивности Басса - Дарки «BD» (А. Басс, А. Дарки) и опроснику оценки выраженности чувства вины <^1» (У. Х. Джонс, К. Куглер). Полученные во время диагностики данные были обработаны с применением программы БТАПБТЮА (10.0).

В рамках метода психодиагностической беседы испытуемым из группы подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления несовершеннолетних задавались вопросы. На вопрос: «Каково Ваше отношение к совершенному преступлению (в чем обвиняют)?» - 36 % респондентов ответили, что отрицательное, однако почти никто не упомянул, что сожалеет о произошедшем. Большая часть обследуемых (64 %) утверждали, что они невиновны или даже оправдывали совершенные преступления. На вопрос об отношении несовершеннолетнего к человеку, преступившему закон, большинство подозреваемых, обвиняемых, осужденных (72 %) ответили: «равнодушно», «нейтрально» или «в зависимости от того, какие были мотивы и обстоятельства у преступника». Однако 28 % несовершеннолетних отметили положительное отношение к такому человеку («ему было нужно так сделать»).

Полученные данные свидетельствуют об оправдании своего деструктивного поведения, пониженном уровне социальной ответственности, равнодушии к другим. Например, несовершеннолетний, обвиняемый за изнасилование и групповое убийство четырнадцатилетней девочки, оправдывал свое преступление следующими

словами: «Я не насиловал со всеми эту девочку, а просто ее убил». Несовершеннолетний, обвиняемый в нанесении тяжких телесных повреждений, в свое оправдание сказал: «Я же не убил того мужика, а просто покалечил, тем более он начал первый».

В связи с тем что объем статьи не позволяет развернуто рассмотреть результаты исследования отношения к преступлению на основе социально-демографических, уголовно-правовых и индивидуально-психологических особенностей несовершеннолетних, а также таких категорий личности, как самоотношение и чувство вины, то в работе они будут представлены сжато, только в части взаимосвязи с собственно чувством вины.

С помощью методики Басса -Дарки мы выяснили, что у группы подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления несовершеннолетних более сильно выражены агрессивные и враждебные реакции, чем у группы правопослушных. Чувство вины у правопослушных несовершеннолетних имеет среднюю выраженность, а у подозреваемых, обвиняемых и осужденных - сниженные значения, то есть для последних в меньшей степени характерна оценка своих поступков в негативном ключе, склонность к угрызениям совести. Проведенная проверка по и-критерию Манна - Уитни подтвердила наличие статистически достоверных различий (р < 0,001) между группами по всем показателям.

Изучение особенностей переживания вины при помощи опросника <^1» (У. Х. Джонс, К. Куглер) представлено в рамках средних значений на рисунке.

55,87

ц

го ш

Вина-состояние

Вина-черта ПОО «Школьники

Моральные нормы

Рис. Средние значения вины на выборке подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления несовершеннолетних и правопослушных несовершеннолетних

В самом общем смысле под ви-

ной в работе понимается состояние дискомфорта, связанное с нарушением общественных, нравственных и правовых норм. При этом вина-состояние представляет собой эмоциональную реакцию человека на действительное нарушение собственных норм приемлемого поведения. Несколько более выраженный уровень такой вины в группе «ПОО», скорее всего, связан с объективной жизненной ситуацией: несовершеннолетние уже привлечены к ответственности за содеянные преступления или подозреваются в совершении таковых, поэтому обостренное сожаление, раскаяние и тревога по поводу своего будущего у ряда подростков представляется вполне естественной. Однако такая реакция может носить ситуативный, временный характер. На это указывает, в частности, пониженный показатель шкалы «вина-черта» в группе «ПОО», что означает отсутствие выраженных негативных переживаний по поводу нарушений норм и правил, совершенных в своей прошлой жизни в тече-

ние достаточно продолжительного отрезка времени. Для таких несовершеннолетних характерно слабо-выраженное чувство сожаления и неудовлетворенности собой по поводу некоторых своих поступков. Иными словами, особенности переживания вины у подростков, находящихся в местах лишения свободы, можно описать формулой «жалею не о том, что сделал, а о том, что попался». Показатель моральных норм характеризует группу «ПОО» как менее склонных к проявлению устойчивых морально-этических принципов в своем поведении и внутренних убеждений.

Проведенная проверка по и-кри-терию Манна - Уитни показала, что группа «ПОО» статистически достоверно отличается более выраженной виной-состоянием (и = 5484,5; р < 0,001) при менее выраженной склонности к вине-черте (и = 1456,5; р < 0,001) и соблюдению моральных норм и правил (и = 1792,5; р < 0,001). Выявлено также, что в группе подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления несовершеннолетних все

показатели вины очень тесно и положительно коррелируют друг с другом (р < 0,001), взаимно усиливая (или ослабляя) друг друга.

Таким образом, в результате проведенного комплексного эмпирического исследования были получены следующие результаты:

1. Для большей части лиц, не достигших возраста 18 лет, подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления, характерно оправдание своего асоциального поведения, пониженный уровень социальной ответственности, равнодушие к другим.

2. Категория подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления несовершеннолетних отличается более выраженными агрессивными и враждебными реакциями, а также достоверно меньше склонна к чувству вины, угрызениям совести, оценке себя и своих поступков в негативном ключе, чем категория правопослушных несовершеннолетних.

3. Особенности отношения к преступлению исследуемых лиц носят ситуативный, временный характер реакции сожаления, раскаяния и тревоги по поводу своего будущего при выраженном отсутствии сильных негативных переживаний по поводу нарушений норм и правил, совершенных до момента попадания в места лишения свободы.

4. Показатели вины несовершеннолетних тесно и положительно коррелируют (р < 0,001), взаимно усиливая (или ослабляя) друг друга. В связи с этим отношение к преступлению подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления несовершеннолетних необходи-

мо своевременно диагностировать, рассматривать комплексно с учетом нескольких показателей: ситуативное чувство вины, переживание совершенного преступления (вина-черта), внутреннее осознание (убеждение) необходимости исправления. Учет указанных характеристик отношения к совершенному преступлению позволит практическим психологам оптимизировать психолого-педагогическое сопровождение данной категории лиц, сделать его более эффективным и целенаправленным.

Библиографический список

1. Арефина М. С. Изучение личности несовершеннолетнего, преступившего закон : учеб. пособие. Архангельск : КИРА, 2016. 69 с.

2. Ганишина И. С. Формирование де-виантного, аддиктивного и делинквент-ного поведения несовершеннолетних в условиях жизни в неблагополучной семье // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития : сб. материалов Всерос. симпозиума психологов / под общ. ред. Д. В. Сочивко. Рязань, 2019. С. 241-250.

3. Прохорова М. В. Отношение осужденных несовершеннолетних к наказанию в виде лишения свободы : учеб. пособие. Томск : Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2013. 72 с.

4. Раева В. М. Особенности Я-кон-цепции несовершеннолетних правонарушителей : дис. ... канд. психол. наук. М., 2000. 174 с.

5. Сочивко Д. В. Психологическая поддержка позитивных трансформаций личности несовершеннолетних осужденных в облегченных условиях содержания (воспитательных центрах). Рязань, 2013. 160 с.

6. Терегулова О. А. К вопросу о психологических особенностях формирования делинквентного поведения несовершеннолетнего // Прикладная юридическая психология. 2019. № 4(49). С. 78-85.

7. Шайкова М. В. Концептуальный подход к формированию девиантного поведения несовершеннолетних правона-

рушителей // Прикладная юридическая психология. 2020. № 2(51). С. 82-87.

8. Kaplan H. B. Self-Attitudes and Deviant Behavior. Pacific Palisades, Calif., Open Journal of Social Sciences. Vol. 7. No. 10. October 22. 2019.

9. Mischel W. Personality and assessment. Psychology Press, 2013. 380 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.