Научная статья на тему 'Работа психолога-практика с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах'

Работа психолога-практика с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
939
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / JUVENILE / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ / SOCIO-PEDAGOGICAL NEGLECT / ЛИЧНОСТНЫЕ РАССТРОЙСТВА / PERSONAL DISORDERS / НАРКОТИЧЕСКАЯ И АЛКОГОЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / DRUGS AND ALCOHOL ADDICTION / ПРИНЦИП ОБРАЩАЕМОСТИ / PRINCIPLE OF APPEALABILITY / БИХЕВИОРАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ / ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ / BEHAVIORAL THERAPY / НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ / NEUROLINGUISTIC PROGRAMMING / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОТРУДНИКОВ СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРОВ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ / INTERACTION OF PRE-TRAIL PRISONS' OFFICERS WITH REPRESENTATIVES OF ORTHODOX CHURCH / GESTALT-THERAPY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сочивко Ольга Ивановна

Рассматривается профилактическая психологическая работа психолога-практика с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми, осужденными, содержащимися в следственных изоляторах. Указывается, что основными задачами практических психологов следственных изоляторов по отношению к несовершеннолетним являются: поддержка эмоционального фона, психологического тонуса, профилактика деструктивного поведения, установка на законопослушное поведение, обучение методам саморегуляции, поиск внутренних ресурсов, организация досуговой деятельности, разрешение проблемных вопросов в детско-родительских отношениях, обучение коммуникативным навыкам, развитие социальной перцепции, профилактика конфликтности. Профилактическая психологическая работа с несовершеннолетними, содержащимися в следственных изоляторах, необходима в следующих направлениях: во-первых, среди несовершеннолетних указанной категории имеет место быть факт социально-педагогической запущенности, данные лица не нужны школе, родителям, агрессивны, конфликтны, у них не сформированы социальные навыки; во-вторых, это личностные расстройства, наркотическая и алкогольная зависимость, потеря себя как личности, поэтому необходимо грамотно выстроенное психологическое тестовое обследование тех или иных подозреваемых и обвиняемых или осужденных. Для описания профилактической психологической работы с несовершеннолетними необходимо проведение массовых психологических обследований обозначенной категории, после чего можно говорить о подборе подходящих психотерапевтических методов. К каждой категории несовершеннолетних будут применяться разные методы психологической работы. Практическому психологу в процессе проведения психологической профилактической работы с несовершеннолетними рекомендуется учитывать основополагающие принципы психологической помощи: принцип обращаемости; оказание психологической помощи с учетом личности, особенностей поведения, некоторых деталей совершения или несовершения преступления. По отношению к несовершеннолетним преступникам уместно применять гештальттерапию или бихевиоральную терапию, принимая во внимание формирование принципа обращаемости. Что касается несовершеннолетних осужденных, признавших вину полностью или не признавших ее, то психологическая практика должна быть направлена на изменение структуры личности, где будет весьма адекватным применение гештальттерапии, нейролингвистического программирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сочивко Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preventive psychological work of practical psychologists with suspected, accused and convicted juveniles in pre-trial prisons is discussed. It is stated that supporting of emotional background, psychological tonus, prevention of destructive behavior, aim at law-abiding behavior, teaching self-regulation methods, search of inner resources, organization of leisure-time activity, solving of problems in child-parents relations, teaching communicative skills, development of social perception, prevention of conflict behavior are the main tasks of practical psychologists who are working with juveniles in pre-trial prisons. The directions of preventive work with juveniles in pre-trail prisons are: firstly, being neglected by schools and parents juveniles of the given group are aggressive, contentious, their social skills are undeveloped; the second one is connected with personal disorders, drugs and alcohol addiction, loss of oneself as a personality. That is why competent psychological testing is necessary for examining of these groups of suspected, accused and convicted. Mass psychological examination of these groups is necessary for description of preventive psychological work with juveniles and selection of appropriate psychotherapeutic methods. Different methods of psychological work should be used for different groups. Practical psychologist while conducting preventive work should take into consideration the following principles of psychological support: principle of appealability; rendering of psychological support subject to personality, peculiarities of behavior, details of commission or omission of a crime. It is appropriate to use gestalt-therapy and behavioral therapy for juvenile criminals keeping in mind principle of appealability. Psychological practice for juvenile convicts who have accepted their fault or deny it should be aimed at changes in personality structure and gestalt-therapy and neurolinguistic programming will be appropriate in this case.

Текст научной работы на тему «Работа психолога-практика с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах»

УДК 159.9:343.821

РАБОТА ПСИХОЛОГА-ПРАКТИКА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПОДОЗРЕВАЕМЫМИ, ОБВИНЯЕМЫМИ И ОСУЖДЕННЫМИ, СОДЕРЖАШИМИСЯ В СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРАХ

Реферат: рассматривается профилактическая психологическая работа психолога-практика с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми, осужденными, содержащимися в следственных изоляторах. Указывается, что основными задачами практических психологов следственных изоляторов по отношению к несовершеннолетним являются: поддержка эмоционального фона, психологического тонуса, профилактика деструктивного поведения, установка на законопослушное поведение, обучение методам саморегуляции, поиск внутренних ресурсов, организация до-суговой деятельности, разрешение проблемных вопросов в детско-родитель-ских отношениях, обучение коммуникативным навыкам, развитие социальной перцепции, профилактика конфликтности. Профилактическая психологическая работа с несовершеннолетними, содержащимися в следственных изоляторах, необходима в следующих направлениях: во-первых, среди несовершеннолетних указанной категории имеет место быть факт социально-педагогической запущенности, данные лица не нужны школе, родителям, агрессивны, конфликтны, у них не сформированы социальные навыки; во-вторых, это личностные расстройства, наркотическая и алкогольная зависимость, потеря себя как личности,

© Сочивко О. И., 2017

О. И. Сочивко

поэтому необходимо грамотно выстроенное психологическое тестовое обследование тех или иных подозреваемых и обвиняемых или осужденных. Для описания профилактической психологической работы с несовершеннолетними необходимо проведение массовых психологических обследований обозначенной категории, после чего можно говорить о подборе подходящих психотерапевтических методов. К каждой категории несовершеннолетних будут применяться разные методы психологической работы. Практическому психологу в процессе проведения психологической профилактической работы с несовершеннолетними рекомендуется учитывать основополагающие принципы психологической помощи: принцип обращаемости; оказание психологической помощи с учетом личности, особенностей поведения, некоторых деталей совершения или несовершения преступления. По отношению к несовершеннолетним преступникам уместно применять гештальттерапию или бихевиоральную терапию, принимая во внимание формирование принципа обращаемости. Что касается несовершеннолетних осужденных, признавших вину полностью или не признавших ее, то психологическая практика должна быть направлена на изменение структуры личности, где будет весьма адекватным применение гештальттерапии, ней-ролингвистического программирования.

Ключевые слова: несовершеннолетние, социально-педагогическая запущенность, личностные расстройства, наркотическая и алкогольная зависимость, принцип обращаемости, геш-тальттерапия, бихевиоральная терапия, нейролингвистическое программирование, взаимодействие сотрудников следственных изоляторов с представителями православной церкви.

Эффективность работы системы исполнения наказаний с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах (СИЗО) невозможна без учета психологических особенностей данных лиц, без направления усилий персонала на перестройку мировоззрения воспитанников, изменения ценностных ориентаций с асоциальных на социально приемлемые.

Основными задачами практических психологов СИЗО по отношению к несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым и осужденным являются: поддержка эмоционального фона, психологического тонуса, профилактика деструктивного поведения, установка на законопослушное поведение, обучение методам саморегуляции, поиск внутренних ресурсов, организация досуговой деятельности, разрешение проблемных вопросов в детско-родительских отношениях, обучение коммуникативным навыкам, развитие социальной перцепции, профилактика конфликтности.

Профилактическая психологическая работа практического психолога с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в СИЗО, необходима в следующих направлениях.

Во-первых, среди несовершеннолетних указанной категории (подозре-

ваемых, обвиняемых, осужденных) имеет место быть факт социально-педагогической запущенности, данные лица не нужны школе, родителям, агрессивны, конфликтны, у них не сформированы социальные навыки.

Во-вторых, это личностные расстройства, наркотическая и алкогольная зависимость, потеря себя как личности, поэтому необходимо грамотно выстроенное психологическое тестовое обследование тех или иных несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых или осужденных (важно создать систему диагностики, которая позволит дифференцировать осужденных в соответствии с их психодинамическими параметрами личности). Проводить постоянный мониторинг психического развития несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных, содержащихся в СИЗО, в целях предупреждения негативных проявлений в поведении и фиксировании отклонений в становлении их личности.

Для того чтобы описать профилактическую психологическую работу с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в СИЗО, необходимо проведение массовых психологических обследований обозначенной категории, после чего можно говорить о подборе подходящих психотерапевтических методов. К каждой категории несовершеннолетних будут применяться разные методы психологической работы.

Практическому психологу в процессе проведения психологической профилактической работы с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, находящимися в СИЗО, следует учитывать основополагающие принципы психологической помощи: принцип обращаемости (психолог не может ничего навязывать) -

это означает, что подозреваемый или обвиняемый должен захотеть обратиться к психологу, в данном случае возможны разные подходы; оказание психологической помощи с учетом личности, особенностей поведения, некоторых деталей совершения или не совершения преступления. По отношению к несовершеннолетним преступникам уместно применять гештальттерапию или бихевиоральную терапию принимая во внимание формирование принципа обращаемости. Что касается несовершеннолетних осужденных, признавших вину полностью или не признавших ее, то психологическая практика должна быть направлена на изменение структуры личности, где будет весьма адекватным применение гештальттерапии, нейролингвистического программирования и привлечение к работе представителей православной церкви и, возможно, представителей других фундаментальных религий. Ни в коем случае нельзя допускать в СИЗО различных сектантов. Приведем пример из практики ИК-3 УФСИН России по Псковской области (поселок Идрица), где до 1999 г. был очень силен дух сектантства. Тогда только начал строиться православный храм и священник не имел возможности часто посещать колонию. Психологической службы в исправительной колонии № 3 еще не было. Все это облегчило доступ к осужденным различного рода сектантов из Пскова, Великих Лук и даже из зарубежной Латвии (представителей миссии «Новое поколение»), которые были особенно активны. На территории колонии был устроен специальный молитвенный дом, где собирались тяготеющие к сектантству осужденные, был открыт также библейский класс в помещении колонийской школы, где приезжающие проповедники выступали с шумными, яростными речами. Для

профессионала-психолога, естественно, не осталось незамеченным, что воздействие этих проповедей носит полугипнотический характер. На одном из таких сеансов на осужденных «сошел святой дух», о чем их в сильной суггестивной форме перед этим предупредили проповедники. Кто-то покачнулся, кто-то потом говорил, что испытал блаженство, один почти потерял сознание. Любому православному ясно, что это был за «дух», и вспоминаются слова из Священного Писания: «Не всякому духу верьте. Господь приходит в тишине». Впереди была долгая кропотливая работа по вразумлению и освобождению многих от сектантского плена, а это было нелегко еще и потому, что во время первых визитов сектанты привозили с собой в качестве пожертвований большое количество одежды, других необходимых предметов. Конечно, это хорошо само по себе, но очень скоро такая помощь закончилась, в ответ на просьбы следовали одни обещания, в исправительную колонию № 3 поселка Идрица потоком поступала сектантская литература, был подарен телевизор и видеомагнитофон с большим количеством видеокассет с записями проповедей и публичных шоу церкви «Новое поколение». Психологической службой был проведен специальный анализ этих записей, после чего для подтверждения результатов экспертизы они были переданы для независимой оценки Санкт-Петербургскому ученому, доктору психологических наук, профессору, академику А. М. Зимичеву. В результате было подтверждено, что содержание видеозаписей носит суггестивный, психогенный характер, может вести к нездоровой экзальтации; некоторые сцены содержат элементы насилия, способные пробуждать нездоровые воспоминания и инстинкты у тех, кто совершил тяжкие

преступления. В итоге в тот год, когда происходили сектантские встречи, среди осужденных было совершено четыре попытки побега [1].

Таким образом, психологическая работа с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в СИЗО, представляет собой комплексное применение психологических знаний, являющихся составной частью предмета пенитенциарной психологии, методов и технологий для изучения и коррекции личностных свойств, установок, ценностных ориентаций и стереотипов поведения данных лиц с целью профилактики их преступного поведения.

Важно отметить, что профилактическая психологическая работа с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в СИЗО должна осуществляться на основе дифференциации с учетом их нравственной, социально-педагогической запущенности, общественной опасности, индивидуальных психологических особенностей, склонности к раскаянию и покаянию, степени исправления и перевоспитания.

Список литературы

1. Сочивко Д. В. Церковь в колонии // Российский некоммерческий культурно-просветительский журнал, посвященный богословским вопросам Православия «Альфа и Омега». 2001. № 30. 198 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.