УДК 159.9:343.8
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ОСУЖДЕННЫМИ, ПОДОЗРЕВАЕМЫМИ, ОБВИНЯЕМЫМИ
Е. Н. Кожевникова, А. А. Жарких, С. Н. Чудакова
Для цитирования
Кожевникова, Е. Н. Опыт применения гештальттерапии в работе с осужденными, подозреваемыми, обвиняемыми / Е. Н. Кожевникова, А. А. Жарких, С. Н. Чудакова // Прикладная юридическая психология. -2018. - №4(45). -С. 60-64.
Аннотация. В статье раскрывается проблема психотерапевтической помощи осужденным, подозреваемым и обвиняемым с использованием гештальттерапии. Освещены основные ключевые направления коррекционной работы с осужденными с учетом типа нарушения их саморегуляции и совершенных ими преступлений.
Ключевые слова: гештальттера-пия, личность, осужденный, обвиняемый, подозреваемый, потребность, психологическая помощь, саморегуляция.
В настоящее время все большее внимание уделяется профессиональной подготовке психологов уголовно-исполнительной системы, работающих с осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми. В психологическом сообществе активно обсуждаются вопросы выбора наиболее оптимальных форм, методов, стратегий работы с ли© Кожевникова Е. Н., Жарких А. А., Чудакова С. Н., 2018
цами, вступившими в конфликт с законом. Актуализируется практико-ориен-тированный вектор научных разработок, посвященных созданию и внедрению различных психотерапевтических методов и программ для работы с сотрудниками и осужденными.
Анализ научно-прикладных психологических исследований, касающихся психологической работы с осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми, свидетельствует о широком охвате психотерапевтических направлений, основными из которых являются психоанализ, когнитивно-поведенческая, гуманистическая и экзистенциальная терапия [1].
Остановимся на опыте применения гештальттерапии - одного из наиболее востребованных психотерапевтических направлений в работе с осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми, базирующегося на психоаналитическом и феноменологическом подходах З. Фрейда и Э. Гуссерля, идеях теории поля К. Левина, психофизической концепции В. Райха и развивающегося сегодня в рамках экзистенциально-гуманистической парадигмы М.Бубера.
Основателем гештальттерапии принято считать Фредерика Соломона Перлза, который сформулировал основные ключевые позиции метода,
а его последователями стали Лаура Перлз, Пол Гудман, Джим Симкин, Изи-дор Фром и др. [3]. Как и любой метод, гештальттерапия имеет свои особенности. Нередко возникают вопросы о возможности применения гештальт-терапии в отношении людей, имеющих сильные социальные отклонения от нормы, к которым в том числе относят осужденных. Попробуем ответить на этот вопрос, исходя из методологии и философии гештальттерапии.
Слово «гештальт» означает фигуру, целостность, образ. Возникновению гештальттерапии послужила попытка Ф. Перлза перенести закономерности образования фигуры, установленные ранее гештальтпсихологией, в область мотивации человеческого поведения. В соответствии с гештальтподходом мотивационно-потребностная сфера личности функционирует по принципу саморегуляции [2].
Таким образом, одним из фундаментальных положений гештальттера-пии является представление человека как высоко адаптивного и саморегулирующегося организма по своей природе. Исходя из этого можно полагать, что в основе жизнедеятельности людей лежит сформировавшийся способ саморегуляции через опознание и удовлетворение собственных потребностей.
Другой важный принцип, основанный на экспериментах с восприятием в гештальтпсихологии, - образование «фигуры» и «фона», формирующих единый образ, систему. Базовой в геш-тальтподходе стала теория ментального метаболизма, заключающаяся в идее психо-, физико-, энергообмена между организмом и средой. Человек как организм стремится к гомеостазу, поддержанию баланса между возник-
новением и удовлетворением своих потребностей. Наиболее актуальная потребность формирует фигуру и стремится к ее удовлетворению и разрядке.
Одной из важных ключевых идей метода является также способность человека ктворческому приспособлению, то есть умение социально приемлемо адаптироваться и приспосабливаться, исходя из возможностей среды.
Главный постулат гештальттера-пии - представление человека активным и ответственным за свое жизне-осуществление. Вопросы формирования и проявления ответственного поведения личности пронизывают концепцию гештальттерапии во всех ее направлениях.
Можно полагать, что гештальт-терапия - один из наиболее подходящих методов в работе с людьми, преступившими закон и имеющими асоциальные формы жизни и деятельности.
В психологическом плане лицам, находящимся в местах лишения свободы, свойственны выраженные эмоционально-волевые нарушения, асоциальные установки, девиантное поведение и пр. Все эти факторы способствуют развитию конфликтных отношений, сопровождающихся проявлением агрессивных и аутоагрессивных действий.
Исходя из логики теории гештальт-терапии, человек, хронически не распознающий, не удовлетворяющий собственные потребности и следующий за реализацией сформированной ранее Я-концепции, теряет возможность естественной саморегуляции, что служит формированию неврозов. Под Я-концепцией понимаются навязанные извне и принятые впоследствии как собственные ценности, установки, мировоззренческие позиции и пр. Невозможность обнаруживать ис-
тинно свои потребности и отказ от их реализации приводят к нарушению процесса саморегуляции организма. Незавершенные действия и неудовлетворенные потребности застывают в сознании и теле человека, структурируя процессы восприятия окружающей действительности.
Как правило, осужденные в анализе собственных представлений о своей личности и жизни в целом опираются на опыт родителей, друзей, знакомых. В собственных жизненных неудачах обвиняют всех, кроме самих себя. Избирают защитно-оборонительную позицию в анализе совершенных преступных деяний. Все это говорит о необходимости проведения долгосрочной работы, направленной на присвоение ответственности данным лицам через обнаружение и анализ их собственных потребностей, чувств и формирование жизненных выборов.
Приобретенный ранее способ удовлетворения потребностей у осужденных отличается деструктивной направленностью, невозможностью адекватного анализа эмоциональной и рациональной сторон личности, шаблонностью и ригидностью проявлений. Таким образом, можно обнаружить ряд выраженных неврозов, нарушающих естественные процессы саморегуляции и жизнеосуществ-ления.
В теории и практике гештальтте-рапии различают пять основных механизмов нарушения процесса саморегуляции: конфлуенция, интроекция, проекция, ретрофлексия, дефлексия.
Рассмотрим более подробно каждое из них сквозь призму опыта работы с осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми.
Конфлуенция (слияние) - способ нарушения процесса удовлетворе-
ния потребности путем невозможности определения собственных чувств, желаний и потребностей, а также невозможности отличить свои чувства от чувств других людей. Данный тип часто характерен для осужденных, совершивших преступления группой лиц. Процесс конфлуенции снижает критичность к последствиям собственных поступков. У осужденных наблюдается выраженная ведомость в поведении и деятельности. В контакте такие люди не сильно опираются на свои представления о мире. Они легко поддаются внешней мотивации. Таким образом, механизм слияния увеличивает возможности их психологической коррекции в групповом психотерапевтическом процессе при истинном желании самого осужденного. Работа с осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми должна выстраиваться в ключе опознания собственных потребностей, желаний, целей, выработки личностной устойчивости и самоподдержки.
Интроекция - нарушение процесса удовлетворения собственных потребностей путем ориентации на усвоенные ранее взгляды, убеждения, оценки, образцы поведения, которые не ассимилируются личностью, а принимаются за аксиомы жизни. Осужденные, имеющие ведущий механизм прерывания потребности по типу интроекции, отличаются определенной шаблонностью поведения и ригидностью мыслительных процессов. Преступления, совершенные такими осужденными, как правило, носят серийный характер. Психологическая работа с этими лицами должна строиться на коррекции их когнитивных представлений и формировании новых социально приемлемых форм жизнедеятельности.
Проекция - механизм, разворачивающийся в случае, когда человек не принимает какие-либо свои качества, которые не соответствуют его представлению о себе. Не принимаемые в себе качества осужденный начинает видеть в другом человеке, что может вызывать раздражение и неприязнь, стать причиной конфликтов. Характер преступлений осужденных с выраженным механизмом проекции отличается агрессивностью и спонтанностью. Психологическая коррекция таких осужденных должна быть направлена на анализ и присвоение переживаемых чувств, формирование адекватных форм реагирования в конфликте.
Ретрофлексия, или «поворот внутрь себя», наблюдается в случае невозможности реализации потребности из-за внешних блокировок среды, вследствие чего энергия, которая должна сопровождать различные манипуляции вовне, направляется внутрь человека. Осужденные с данным типом прерывания саморегуляции отличаются аффективными вспышками в поведении, часто сопровождающимися самопорезами и иными аутоагрессивными проявлениями. Постоянное подавление каких-либо эмоций и чувств внутри самого себя приводит к дальнейшему выплеску накопившихся переживаний, снижению критичности и самоконтроля. Психологическая работа с такими осужденными направлена на проработку накапливаемых негативных эмоций и чувств, выработку оптимальных способов саморегуляции поведения и обучению различным способам взаимодействия с окружающими.
Дефлексия - это способ избегания, уклонения от какого-либо контактирования со средой и, как следствие, невозможность удовлетворения соб-
ственных потребностей. Как правило, осужденные с таким типом контакта со средой отличаются инфантильностью и склонностью к различным зависимостям. Соскальзывание от реальных проблем в мир иллюзий или какое-либо состояние опьянения позволяет указанным осужденным не встречаться с реально существующими объективными обстоятельствами собственной жизни. Психологическая работа с ними должна быть направлена на выработку принятия и поддержку в момент соприкосновения с реально существующими проблемами, осознание тяжелых непереносимых чувств.
Важным моментом в работе психолога с осужденными в концепции геш-тальттерапии становится опора на понимание человека как постоянно делающего наилучший возможный выбор в этот временной период, под которым понимается действие либо бездействие во всех его проявлениях. Даже объективно деструктивное поведение следует рассматривать как наиболее конструктивный для него выбор в тот или иной момент времени.
С позиции личности часто можно видеть непринятие или даже отвержение своего деструктивного поведения. Осужденный может осуждать самого себя, считать свое поведение негативным, нежелательным, плохим, нередко отделяя негативный опыт от своего Я.
Парадоксальным является механизм обнаружения конструктивного объяснения деструктивного поведения личности, бессознательных выгод негативного поведения.
Расширение осознанности личности в каком-либо вопросе, как правило, сопровождается энергетическими и феноменологическими признаками, будто высвобождается энергия для
дальнейших адаптационных изменений. Нередко у осужденных можно заметить слезы, глубокие вдохи и выдохи, замирание движений и пр. В одном из основных постулатов гештальттерапии провозглашается то, что лечить нужно человека, а не симптом; невозможно изучить фрагмент жизни человека, не затрагивая контекст всей его жизни.
Не менее важным в коррекции личности осужденных, подозреваемых и обвиняемых при гештальтподходе является обнаружение причинно-следственных связей удержания и повторения деструктивного паттерна поведения. Исходя из положения о том, что все организмы в норме инстинктивно уходят от неприятных стимулов и ситуаций, важно обнаруживать выгоды, удерживающие человека от негативного поведения. Если человек сохраняет нежелательное поведение, можно полагать, что в этом есть какая-то выгода, какое-то приобретение, ради которого он и сохраняет его.
Часто выбор не осознается, и задачей гештальттерапии становится необходимость способствовать осознанию собственных форм искажения саморегуляции, стереотипа поведения и связанной с ними выгоды.
Анализ возникновения симптома, или паттерна, поведения - основной или промежуточный шаг к осознанию и коррекции личности осужденных,
подозреваемых и обвиняемых. Порой анализ истоков возникновения интро-ективных представлений личности и ассимиляция опыта освобождают его от безукоризненного следования старым правилам и ограничениям. Освоение новых способов анализа мира и проверка собственных проективно-ин-троецированных представлений расширяют возможности активного взаимодействия и выстраивания коммуникативных связей. Опознание собственных чувств, потребностей и социально адекватное их удовлетворение позволяют человеку осознанно и гармонично существовать и развиваться.
Библиографический список
1. Аксенова Г. И., Кожевникова Е. Н. Теоретические подходы к проблеме жизненных стратегий условно осужденных несовершеннолетних // Прикладная юридическая психология. - 2014. - № 3. - С. 39-47.
2. Жарких А. А. Анализ проблемы взаимосвязи мотивационной сферы и когнитивных стилей в психологии // Актуальные вопросы оказания социально-психологической помощи в уголовно-исполнительной системе : материалы межвуз. науч.-практ. конф. Владимир : Владимир. юрид. ин-т ФСИН России, 2010. С. 35-43.
3. Лебедева Н. М., Иванова Е. А. Путешествие в Гештальт: теория и практика. СПб. : Речь, 2005. 560 с.