Психодинамика когнитивного устройства личности
(Исследования проведены при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 07-06-00080а).
Психодинамика в современном ее понимании есть расширение термодинамики на сферы психических когнитивных явлений. Чтобы такое расширение осуществить, необходимо определить несколько основных понятий, что мы и намерены сделать в этой статье. Мы намерены предложить для обсуждения три таких новых понятия. Абсолютный ноль знания, эта константа может занять место среди таких предельных величин как абсолютный ноль температур и скорость света в вакууме. Душевное тепло, равное когнитивной знаемости (знакомости) внешнего объекта, т. е. та величина, которая отделяет объект от абсолютного ноля знания, а, следовательно, и ноля душевной температуры. И, наконец, когнитивно-волевой двигатель, способ движения душевного тепла в личности (субстанциональном деятеле), обеспечивающий работу нашего познания мира.
Используя предложенные понятия, мы намерены предложить и критерии, по которым можно судить об уровне и характере когнитивного развития личности. Так, возможны два различных типа развития по уровню обмена душевным теплом - путь деяния (горячий) и путь познания (холодный) на языке древних. И два различных типа функционирования волевого двигателя - адаптивный и неадаптивный.
Д. В. Сочивко
Для решения поставленных задач необходимо решить проблему определения субстратного элемента, количество движения которого и будет составлять то количество душевного тепла, которое может изучать когнитивная психодинамика.
Мы, вслед за Н. О. Лосским, утверждаем, что элементарным когнитивным элементом психического (с точки зрения психодинамики) является не пространственный, а временной элемент - интуи-тивно-деятельностный, далее неделимый элемент психики - психоид.
Психоид объединяет в себе следующие существенные свойства психического:
• Синхронизм внешнего и внутреннего состояний, нераздельно присутствующих в психическом отражении, в основе которого лежит пересечение во времени трех рядов явлений: психического (душевного), физического и физиологического (телесного).
• Рефлекторный (деятельный) характер психического отражения, обеспечивающий изоморфное (точно скопированное) присутствие объекта в психическом образе, контроль совместной психодинамики изменения субъекта и объекта.
• Непосредственную (интуитивную по Н. О. Лосскому, архетипическую по Юнгу) данность объекта субъекту.
• Освобождение психического от оков физического пространства и времени, что позволяет определить душевные психические явления как специфический объект познания, несводимый к
сумме физических (и физиологических) процессов, т.е. говорить о психологии (и ее части - психодинамике) как самостоятельной науке.
Психоид может быть элементарным, например, элементарное ощущение света (точки на тахистоскопе) или сложно-составным, состоящим из множества элементарных и разных уровней сложности организации (например, перцип-тивный образ, далее осмысленный образ, значение, смысл и т.д.). С этой точки зрения психоид есть единство внешнего и внутреннего. Единство мира в психической точке.
Взятый в отношении к внешнему миру психоид есть субстанциональный деятель, который также может быть элементарным, далее неделимым инту-итивно-деятельностным элементом. Однако примеры здесь будут уже несколько другие, а именно интуитивно-деятель-ностный элемент - это любая психическая целостность - гештальт. Поэтому и элементарное ощущение (поелику оно невозможно без элементарной деятельности, движения глаз, например), и перцептивный образ, и сложный социопер-цептивный образ человека, например, т.е. являющиеся сложными психоидами, но элементарными субстанциональными деятелями. Субстанциональный деятель, таким образом, - это целостное молекулярное психоидное образование. Высшим уровнем организации субстан-цианального деятеля является личность. Уровнем ниже, например, - личностная социальная роль, отношение к другому человеку, в гештальт-психологии - пот-ребностная фигура, порождающая определенное поведение, направленное на удовлетворение этой потребности и т.д. вниз через личностное свойство вплоть
до элементарного ощущения, например, тепла, которое тут же есть и потребность, и порождает деятельность...
В психодинамике мы имеем дело только с внутренней энергией субстанционального деятеля (будь то личность, индивидуальность, социальная роль, «Я» или что другое). Эта внутренняя энергия включает в себя только энергию фонового (в термодинамике - хаотического) движения психоидов и энергию взаимодействия этих психоидов между собой. Если внимательно изучить труды классиков глубинной психологии, то можно убедиться, что именно так понимали внутреннюю психическую энергию З. Фрейд, К. Юнг, Ф. Перлз, В. Райх...
Сам термин внутренняя энергия вошел в естествознание значительно позднее самого термина энергия, который встречается еще у Аристотеля, и был предложен В. Томсоном и Р. Ю. Клаузи-усом во второй половине 19 века. Под внутренней энергией при этом подразумевалась энергия системы, зависящая от ее внутреннего состояния, т.е. энергия хаотического (теплового) движения всех микрочастиц системы (молекул, атомов, ионов и т. д.) и энергия их взаимодействия. Кстати, само понятие энергии в психоиде завершает диалектический круг своего многовекового развития от энтелехии (душевной, живой силы) у Аристотеля, через Божественные энергии (действия) в христианской философии, далее еще как Божественную силу в механике у Ньютона, далее «мертвую» энергию абстрактной природы (без Творца) в физике 19-20 столетия и, наконец, вновь живую энергию психоида в витализме Блейлера и Дриша.
С этой точки зрения не так уж удивителен тот факт, что эта энергия мо-
жет быть описана теми же основными уравнениями, что и в термодинамике. Уравнение (психического) энергетического состояния деятельности опять же по аналогии с термодинамикой может выглядеть следующим образом:
S = Эф + Эст (1)
где S - внешняя стимуляция от объекта, осмысленный когнитивный образ которого вызывает изменение внутреннего энергетического состояния системы (Эф), и влечет развитие влечения (или отторжения) объекта - страсть (Эст). Эф - фоновое эмоциональное состояние, эмоциональный тонус, внутренняя эмоциональная энергия личности. Эст
- эмоция страсти, направленная на удовлетворение какой-то потребности, т.е. направленная на внешний объект, способный эту потребность удовлетворить. Таким образом, Эст - эмоция страсти описывается уравнением в рамках пот-ребностно-информационной концепции эмоций П. В. Симонова, согласно которой эмоция (в нашем случае страсть) может быть представлена:
Эст = f [П, (Ин - Ис).....] (2),
где Эст - эмоция (страсть), ее степень, качество и знак; П - сила и качество актуальной потребности; Разность (Ин - Ис)
- оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; Ин - информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис —информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент (Симонов, 1982). Если в уравнении П.В.Симонова раскрыть скобки, то, игнорируя многоточие, получаем:
Эст = f П Ин - f П Ис (3),
Если сопоставить с (1), то можно записать:
Эст = f П Ин - f П Ис = S - Эф (4) Само по себе (4) ничего не говорит о соответствии друг другу отдельных членов уравнения, однако в качестве предположения для дальнейшего теоретического и экспериментального анализа можно предположить, что f П Ин = S , f П Ис = Эф (5) Равенства (5) представляются нам весьма логичными и представляющими внутренний и внешний план психоида и субстанционального деятеля, однако их не следует рассматривать как строгие. Фоновое эмоционально-энергетическое состояние определяется информацией о наличных средствах, т.е. системой ассимилированных, знакомых образов внешнего мира, группирующихся вокруг потребности. Такова, например, группа образов о предстоящем обеде, группирующихся вокруг потребности в пище в знакомой рабочей обстановке, вызывающее лишь фоновые эмоции, что может приводить и к тому, что о еде человек забывает, если потребность в работе более сильная. Однако, в незнакомой ситуации (в очень незнакомой, например, в чужом городе и без достаточных средств, когда непонятно, где и как добыть еду) потребность направляется во внешний мир, соединяется с новыми образами окружающей действительности в поисках тех из них, которые могут быть необходимыми средствами удовлетворения голода (ШИн), что приводит к разогреву психо-ида, и, в свою очередь, ведет к возникновению эмоции-страсти, которая уже не позволит о себе забыть.
Приведенное уравнение (1) аналогично уравнению состояния термодинамической системы, отражающем первое начало термодинамики: при сообщении термодинамической системе некоторо-
го количества теплоты Q в общем случае происходит изменение внутренней энергии системы DU и система совершает работу А:
Q = DU + А (6)
Уравнение (6) является определением изменения внутренней энергии системы ри), так как Q и А - независимо измеряемые величины. Точно также сообщение некоторого нового ассимилированного в когнитивном образе знания ведет к повышению внутренней душевной энергии психоида, который совершает деятельность, интенсивность которой измеряется страстной составляющей.
Внутреннюю энергию системы и можно, в частности, найти, измеряя работу системы в адиабатном процессе (то есть при Q = 0): Аад = - DU, что определяет и с точностью до некоторой аддитивной постоянной ио:
и = и + ио (7)
В наших терминах мы также можем положить S=0, что повлечет соответствующее равенство Эст = - Эф, что означает, что вся работа страсти равна внутренней энергии психоида. Такое состояние логично назвать состоянием медитации - полного бездействия, что является аналогом адиабаторного процесса в термодинамике. При этом само это медитативное бездействие определяет внутреннюю энергию опять же до некоторой аддитивной постоянной Эо:
Э = Э + Эо (8)
Концепция бесстрастного «недеяния» как жизненного пути, основанного на познании, известна с древности в противопоставлении концепции страстного «действия».
Психоид как временной (а не пространственный) элемент обладает своей
специфической временной структурой. Проще говоря, психологическое время существенно отличается от физического в ряде своих свойств (Сочивко, 2003, 2007). Исследуем эти особенности на примере простых физических и психологических наблюдений. Всем известны законы механики, в частности закон свободного падения тел, установленный Галилеем. Галилей, бросая камень с башни, измерял длительность его свободного падения. Сравнивая длительности разных случаев свободного падения, он вывел общий закон свободного падения тел. Этот закон связывает прошлое тела - момент контакта с рукой Галилея - и его будущее - момент контакта с землей. Таким образом, переменная времени, фигурирующая в законе, есть число, приписываемое явлению по некоторой жестко определенной схеме связи прошлого и будущего явления. Настоящее же явления никак не связано измерением времени, т.е. вообще не имеет длительности. Галилей бросал камни много раз, и во всяком бросании присутствовало одно и то же настоящее, и всякий раз, когда он прекращал опыты, оно не присутствовало. Это психологическое настоящее не связано не только обычной для нас метрикой времени (длительностью), но не связано также и топологией физического времени (его неразрывностью). Физическое же время, как известно, непрерывно в смысле его измерения.
Например, симфоническое произведение (вообще любое произведение искусства, науки - творческого человеческого духа) может иметь несколько частей, между которыми при исполнении возможны перерывы, заполненные совершенно посторонними событиями. Но как только начинает звучать музы-
ка, мы вновь оказываемся в настоящем времени симфонии от первой ноты до последней.
Итак, настоящее не имеет измерения длительности и может быть разрывно, но оно, очевидно, имеет начало и конец. В этом смысле время в психологическом настоящем подобно времени, вводимому вторым началом термодинамики, которое имеет только направление от одного состояния (неравновесного) к другому (равновесному). При этом, согласно рефлекторной теории, начало настоящего есть аффекторное (воспринимающее) единство субстанционального деятеля с миром, а конец - эффекторное (реагирующее) единство. Психоид, таким образом, также сориентирован во времени, как и термодинамическая система. Психодинамика запрещает обратное движение душевного состояния от эффектор-ного звена к аффекторному. Так же как и в термодинамике, это невозможно без дополнительного внешнего вмешательства. Чтобы это стало понятным, попробуем вернуть в предшествующее состояние размытости сформированный перцептивный образ. Что-то показалось вдалеке, и мы гадаем, что это: человек, животное, мотоциклист... Но вот он подошел ближе, и мы уже видим Ивана Ивановича и только его. Даже если он вернется на то же расстояние, где показался животным, мы будем видеть Ивана Ивановича. Сформировавшийся психоид не может быть разрушен без дополнительной энергии (потраченной, например, на то, чтобы временно лишить человека памяти о том, что он только что видел).
Если психологическое настоящее не связано жесткой последовательностью с психологическим прошлым и будущим, то можно рассмотреть две (и только две)
различных их последовательности. Получаем два вида структуры субъективного времени: прошлое, настоящее, будущее = (ПНБ) = (БПН) = (НБП) для первого типа волевого двигателя, и прошлое, будущее, настоящее = (ПБН) = (НПБ) = (БНП) для второго типа.
Ориентация личности - субстанционального деятеля в субъективном времени отражается в соответствии компонентов психологической триады (эмоций воли, познания) компонентам психологического времени. Эмоции (как переживания) связаны с психологическим прошлым, воля (с ее акцептором будущего) - с будущим, познание находится в настоящем, причем именно в психологическом настоящем, т.к. не имеет длительности и в целом имеет ту же топологию (разрывности), что и субъективное время. Итак, сопоставим эмоции (Э) = прошлое (П), воля (В) = будущее (Б) и познание (П) = настоящее (Н). Далее можно сделать очевидное предположение о том, что в любом более или менее протяженном психическом акте (начиная с деятельности элементарного психоида и заканчивая субстанциональным деятелем всей жизни) эмоции, воля и познание как-то сменяют друг друга, хотя бы по преимущественной выраженности. Человек, занятый какой-то деятельностью, то сосредотачивается на объекте, весь отдаваясь познанию, то отвлекается на эмоциональные переживания, то развивает волевое усилие, чтобы вновь сосредоточиться или, наоборот, переключить внимание. Всего, как было сказано, имеется только две (комбинаторных) возможности разных последовательностей включения волевых, эмоциональных и когнитивных процессов. Первый вариант - последовательность
(ЭПВ) = (ВЭП) = (ПВЭ). Равенство здесь означает, что циклическая смена может начаться с любого компонента, но всегда Э переходит в П, П в В, а В снова в Э, затем цикл повторяется.
Собственно вопрос о повторяемости (психодинамического) цикла, вообще доказательства (в том числе и экспериментальные) цикличности перемен состояний как индивидуально-типичных особенностей поведения и развития личности мы детально исследовали в других работах (Сочивко, 2002, 2003, 2006, 2007).
Второй вариант - (ЭВП) = (ВПЭ) = (ПЭВ). Других вариантов не существует. Разница этих двух последовательностей заключается, в первую очередь, в моменте включения когнитивного фактора (П). Тип последовательности, свойственный психодинамике, определяет в целом адаптивность или дезадаптивность его поведения. Для первого неадаптивного типа эмоции непосредственно запускают определенный познавательный процесс (ЭПВ), тем самым овладевая всей личностью, т.к. именно познание является сущностным свойством человека разумного. Очищение познания от страстей (эмоций) известно многим мировым религиям как практика духовного развития. Так, у православных святых отцов с первых веков христианства можно найти подробную поэтапную динамику греховного развития человека по неадаптивному типу (см. например, Авва Дорофей - Душеспасительные поучения). Первый этап - возникновение эмоции-страсти, поначалу не сильной, движения души к соблазну. Второй этап - сосложение -присоединение ума (когниции). На этом этапе соблазнительный образ запретного проникает в душу и укрепляется в ней
посредством когнитивного его принятия и изучения. Таким образом, страсть укрепляется и овладевает личностью. Наконец третий этап - действование (воля). Оно может быть запретительным (усилие воли), а может быть страстно направленным на выполнение задуманного, что может приводить к различного рода нежелательным последствиям. Именно поэтому свв. отцы учили не «силе воли» тогда, когда само усилие уже становится непомерно тяжелым, а умению приостановить подключение когниции к страсти на втором этапе, т.е. сравнительно небольшим усилием остановить сосложение. Такое включение волевого компонента и дает нам адаптивный психодинамический тип личности (ЭВП). Если в раннем детстве это воспитание адаптивного волевого двигателя может быть безболезненным, то во взрослом возрасте перестройка типа требует уже огромных усилий, а иногда и специальных, жестких условий.
Эффективное профессиональное развитие творческой личности требует от человека формирования адаптивного типа личности - субстанционального деятеля в самом широком понимании этого слова. Адаптация здесь по своему объему развивается в масштабах мирового социума. Однако высоко адаптивные в профессиональной сфере личности могут быть неадаптивны среди ближайшего окружения. Таким образом, с точки зрения концепции (когнитивного) развития личности уместнее говорить об адаптивности неадаптивности отдельного субстанционального деятеля (психо-ида) из числа составляющих личность, а не всей личности.
В целом адаптивный и неадаптивный тип субстанционального деятеля
Рис.1. Спиралевидная структура психического времени адаптивного субстанционального деятеля (психоида) в сравнении с неадаптивным.
(психоида) характеризуется по общей структуре субъективного времени и по роли эмоций в психодинамике развития и деятельности. Эмоции играют роль некоей «пусковой кнопки», которая запускает либо процесс познания непосредственно, и он становится окрашен эмоциональным переживанием (неадаптивный тип), либо волевой контроль, который очищает последующую когнитивную ориентацию от страстности (адаптивный тип). Типичный пример: человек, испытывая негативные чувства к другому человеку, при встрече с ним в деловой атмосфере начинает анализировать содержание его предложения. Сам анализ ведется когнитивными средствами, которые по природе своей бесстрастны, но логически правильные и бесстрастные аргументы подбираются так, чтобы обосновать негативное решение, невыгодное неприятному партнеру. Включение волевого компонента «между» эмоциональным и когнитивным (адаптивный тип) позволяет занять более объективную позицию, не позволить эмоциям влиять на развитие когнитивного анализа.
Чтобы охарактеризовать адаптивный и неадаптивный типы по общей структуре субъективного времени, нарисуем их циклы из соответствующих психологической триаде компонентов времени. Легко видеть, что для неадаптивного типа субъективное время повторяет в последовательности своих компонентов последовательность физического времени - прошлое (П), настоящее (Н), будущее (Б). По аналогии с феноменами детского синкретизма описанные Ж. Пиаже для пространственных объектов, когда когнитивный процесс оказывается ведомым внешними физическими признаками воспринимаемой формы, мы назвали временную структуру неадаптивного типа «временной синкретизм». Для адаптивного типа характерна спиралевидная структура субъективного времени, когда просматривается сформированная связь прошлого и будущего, которая затем уже реализуется в настоящем.
Такая структура соответствует структуре не только психологического, но и исторического времени, когда связь прошлого и будущего реализуется че-
рез настоящее, которое уже обретает свои характерные свойства и перестает быть только исчезающе малой (в физическом смысле) величиной. В этом, в частности, состоит психологический смысл социализации индивида, который перестает быть только субъектом сознания, и становится уже субъектом истории. Для неадаптивного типа, таким образом, характерна отражательная позиция по отношению ко времени мира. В глубинной психологии и психотерапии такому поведению соответствует термин «отреагирование» - «отреагировать» эмоции (т.е. прилагать их к разным ситуациям, отреагируя их независимо от содержания и смысла происходящего). Для адаптивного типа характерна преобразовательная, творческая позиция. В таком модусе поведения человек становится реальным творцом истории, что бы он ни делал. Речь, естественно, идет не об объемной характеристике творения и его значимости для исторического процесса, а о качественной характеристике поведения.
Адаптивный и неадаптивный типы субстанционального деятеля есть одновременно и типы когнитивно-волевого двигателя. Теперь мы можем изучить его подробнее уже в собственно психологическом времени.
Если опять обратиться к формуле эмоций (страсти) П. В. Симонова:
Э = f [П, (Ин - Ис), .... ], то можно видеть, что незнаемое представлено здесь разностью имеющихся и необходимых средств удовлетворения потребности. Если необходимых больше, чем имеющихся, то развивается познавательно-волевая активность по овладению внешними объектами как средствами удовлетворения потребности. Рабо-
та воли заключается в том, что сфера сознания расширяется, в то время как эмоция-страсть остывает. Такое положение психоида можно назвать внешне ориентированным (более холодным), т.е. ориентированным на внешнее действенное познание, овладение внешним миром. Внешне ориентированное состояние психоида сменяется на внутренне ориентированное (более теплое, т. к. более близкое, более знакомое), связанное, прежде всего, с оценкой, насколько же произошло удовлетворение ведущей потребности. Работу волевого двигателя можно представить, в том числе, и примером писания этой статьи: разогретый (творческим порывом) образ переносится на «холодный» экран компьютера, где остывает до того реального «сухого» содержания, которое Вы сейчас читаете. После чего остывшая идея вновь инте-риоризируется для разогрева во внутренний план, и вновь переносится вовне и остывает в виде продолжения текста. Затем цикл повторяется.
Эта работа воли хорошо описывается термодинамическим циклом Карно. Описанная им «тепловая машина» в несколько упрощенном изложении представляется в виде идеально теплоизолированного цилиндра, наполненного фиксированным количеством рабочего тела (газа) и снабженного движущимся без трения поршнем. Машину можно без энергетических потерь переносить с одной подставки на другую. Одна подставка, поддерживаемая при температуре Т1, служит нагревателем, другая, поддерживаемая при более низкой температуре Т2, холодильником. Сначала цилиндр стоит на нагревателе, и газообразное рабочее тело изотермически (т.е. поглощая теплоту) расширяется, толкая
Таблица 1
ТЕРМОДИНАМИКА ПСИХОДИНАМИКА
Общее (нулевое) начало термодинамики утверждает, что замкнутая система независимо от начального состояния в конце концов приходит к состоянию термодинамического равновесия Общее начало психодинамики в ясном виде сформулировано в гештальт-психологии в начале ХХ века. Ж.Пиаже назвал это теоретическое положение «коперниканским переворотом в психологии». Психоид любого уровня организации независимо от начального состояния приходит к состоянию психодинамического энерго-информационного равновесия: завершению гештальта (Кофка,Вертгеймер, К.Левин, Арн-хейм...}, равновесия интеллектуальных процессов (Ж.Пиаже), замыканию цикла...
Первое начало термодинамики определяет новую функцию состояния - энергию, точнее, внутреннюю энергию. Под внутренней энергией подразумевается энергия системы, зависящая от ее внутреннего состояния. Внутренняя энергия включает энергию хаотического (теплового) движения всех микрочастиц системы (молекул, атомов, ионов и т.д.) и энергию их взаимодействия Первое начало психодинамики определяет внутреннюю энергию субстанционального деятеля (личности, например) как системы (или любой ее подсистемы). Под внутренней энергией подразумевается психическая энергия личности, зависящая от ее внутреннего состояния. Внутренняя энергия включает энергию душевного (деятельностного) движения психоидов разного уровня организации, составляющих систему, и энергию взаимодействия этих психоидов (энергию деятельности).
Второе начало термодинамики накладывает ограничения на направление термодинамических процессов: запрещает самопроизвольную передачу тепла от более холодных тел к более горячим. Так же формулируется, как закон возрастания энтропии Второе начало психодинамики накладывает ограничения на направление психодинамических процессов: запрещает самопроизвольную передачу душевного тепла (внутреннего движения психоида) от менее деятельных психоидов к более деятельным. От незнания к знанию. Так же формулируется, как закон возрастания энтропии. В процессе деятельности психическая энергия не только совершает полезную работу, но и рассеивается.
Третье начало термодинамики говорит о том, как энтропия ведет себя вблизи абсолютного нуля температур Третье начало психодинамики говорит о том, как энтропия и информация когнитивного образа ведет себя при прекращении энергетического потока между внешним и внутренним планом психоида, когда сведена до минимума всякая деятельность, граница между субъектом и объектом размывается, открывая простор для интуиции. Это вопрос абсолютного ноля знания.
поршень. После этого машину переставляют на холодильник, и газ изотермически сжимается, отдавая теплоту холодильнику и втягивая поршень. Далее цикл повторяется. (Бэр, 1973)
Работа волевого двигателя различается и по направлению деятельности психоида. Выше мы в основном имели в виду работу познания по овладению внешним миром. Но возможно и овладение своим внутренним миром, часть которого в этом случае играет роль холо-
дильника. Так, например, в психоанализе холодной и горячей «подставкой» пси-хоиду служит разогретое вытесненным негативом бессознательное и холодное рассудочное сознательное. Работа волевого двигателя направлена на расширение сознания (т.е. его согревание новым знанием).
Таким образом, начала термодинамики по смыслу своему непосредственно справедливы в области психодинамики, но их формулировка должна быть
Рис. 2. Цикл контакта в субъективном психологическом времени.
уточнена в соответствии со спецификой субстратного элемента - психоида. Что можно представить схематически (см. табл. 1).
В книге сына Сирахова читаем: «Многое можем мы сказать, и, однако же, не постигнем Его, и конец слов. Он есть все» (Сир. 43, 29). Итак, мы можем постигнуть и постигаем, что Бог сотворил все. Однако нас предупреждают, что некий конец этого мы не можем постигнуть. Что это за «конец слов»? На наш взгляд, это есть прямое указание в Библии на абсолютный ноль познания. Для удобства изложения попробуем дать ему некоторое название, хотя бы частично отражающее абсолютную непознаваемость того, что находится за пределами этого «конца». Назовем его Другое. «Другое» как существительное - это то, для чего вопрос «чем что» утрачивает смысл. Другое - это НеЭто. Оно несопоставимо ни с чем. И речь здесь идет именно о полной и принципиальной его непознаваемости как конца творения.
Само же по себе Другое, конечно, не является концом творения. Иначе это могло бы быть его свойством и означало бы некоторую его познаваемость. Нам представляется, что этот «конец слов» и есть тот самый предел, которого нам не хватало для формулировки третьего начала психодинамики. Своего рода абсолютный ноль познания, за которым... Это обобщение замыкает уже существующие предельные константы этого мира, а именно такие, как скорость света и абсолютный ноль температур. Физическая наука вводит предел, но ни слова не говорит о том, что за ним. Это молчание ученых, своеобразный сон разума рождает чудовищ, точнее чудовищные вымыслы о других мирах, их иногда называют субмирами и надмирами. Внеми-ры заполняются образами нашей фантазии, которые сотканы из элементов этого же мира. Невозможность существования такого рода миров (т. е. фактически утверждение о том, что наш мир единственный во вселенной) является,
на наш взгляд, таким же естественнонаучным законом, как и невозможность построения вечного (теплового) двигателя, а точнее естественным следствием третьего начала психодинамики.
Таким образом, с психодинамических позиций мы имеем уже две принципиально различных (по началам) области когнитивных психических явлений. Это психические явления в обычных условиях жизнедеятельности, что представляет собой всю классическую психологию, для которой мы с позиций психодинамики выше описали цикл волевого регулирования поведения, подобный циклу Карно. И глубинную психологию (включающую исторически именно «психодинамические» теории личности, психоанализ, гештальтпсихологию, ней-ро-лингвистическое программирование, др.), предметом которой в основном является сфера когнитивных психических явлений вблизи «конца слов», абсолютного ноля познания.
Теперь мы можем точнее определить само понятие душевного тепла, говоря о разных его количествах, начиная с абсолютного ноля знания. Ближе к нам в этом мире неизвестные нам объекты, непознанное - уже наделено некоторым количеством душевной теплоты, т.к. непознанные объекты могут быть познаны. Эта предикация уже «теплится». Мы уже ощущаем некоторую близость с этим еще неизвестным. Выше мы говорили о том, что именно в этой области поведение психоида описывается третьим началом психодинамики. Далее, количество душевного тепла в объекте может быть измерено количеством зна-емого нами в этом объекте, если такое полное измерение вообще возможно. Здесь исторически завершается семан-
тический и диалектический круг самого понятия «тепло», а именно:
Физическое Тепло - Энтропия -Информация - Душевное Тепло
Итак, познание как деятельность есть реакция на внешний душевный холод (малое количество душевного тепла, малую знакомость объекта). Теплыми можно назвать те объекты, которые известны нам не только по образному подобию, но и по функциональной принадлежности. Если мне нужно что-то записать, то карандаш (а точнее вся ситуация как фон с карандашом в качестве фигуры) несет гораздо большее количество душевного тепла, которое уже как страстная энергия превращается в деятельность. В этих пределах уже работает пот-ребностно-информационная концепция П. В. Симонова, позволяющая измерять энергию работы страсти. Деяние, таким образом, есть горячая составляющая психоида как интуитивно-деятельност-ного элемента - нагреватель волевого двигателя, а интуиция (интуитивное познание) - холодильник. С точки зрения классической психологии и то, и другое есть деятельность, с точки зрения классической психодинамики первое есть холодная деятельность (преимущественно интуитивное познание), другая - теплая (страстное в той или иной степени деяние). Интуитивно-деятельностный элемент - психоид, субстанциональный деятель совершает волевую работу, когда разница между холодом интуиции и теплом деятельности достигает определенного критического значения.
Характерно, что нам не приходится заново вводить в психологию понятие цикла (деятельности, удовлетворения потребности). Такое понятие уже было введено психологами практиками, в
частности представителями гештальт-терапии. Речь идет о «цикле контакта», впервые опубликованном П. Гудманом и Ф. Перлзом (Лебедева, Иванова, 2005). Попробуем наложить созданный практиками на основе эмпирических наблюдений за поведением клиентов цикл на предложенную нами спираль психологического времени.
Большие буквы на рисунке 1 означают прошлое (П), настоящее (Н) и будущее (Б), нижние буквенные индексы соответственно эмоции (э), познание (п) и воля (в). Верхний цифровой индекс означает следующий, второй цикл контакта. Дельта t означает разность душевной температуры внешнего и внутреннего плана психоида: dt = Твнеш - Твнутр. На этапе преконтакта Твнеш мало, т.к. объект еще не опознан, еще только едва теплится в сознании (его душевное тепло для нас мало). Нахождения объекта потребности (катексис) происходит в точке равенства душевного тепла внутреннего и внешнего плана психоида. На этапе контактирования идет активный разогрев внешнего плана, потребного объекта, его осознание, изучение, гешталь-тирование, наконец. Поэтому dt больше ноля. Контактирование заканчивается в психологическом будущем и перетекает в психологическое настоящее в точке катарсиса, где dt также становится равным нолю, но уже при высоких значениях душевной температуры как внешнего, так и внутреннего плана психоида. На этапе финального контакта происходит остывание внешнего плана психоида. Если использовать опять же пример еды, то есть уже не хочется, но еще приятно смотреть на еду (есть глазами). На этапе постконтакта начинает развиваться остывание и внутреннего плана психо-
ида. Гештальт завершается и уходит в фон. Остывание внутреннего плана происходит достаточно медленно, но от его скорости зависит, с какой интенсивностью будет развиваться базовая тревога. Если остывание внутреннего плана запаздывает, что и бывает чаще всего, т.к. это и есть механизм дальнейшего развития жизнедеятельности, то между душевной температурой внутреннего и внешнего (уже остывшего) плана образуется большая отрицательная dt, что и является началом преконтакта. Но сама базовая тревога (по Карен Хорни) еще не есть преконтакт.
Предложенная нами схема цикла контакта вводит три узловых точки, согласованные с общей теорией психодинамики и принципами работы волевого двигателя. Это первое равенство dt нолю (катексис) при невысоких значениях количестве душевного тепла внешнего и внутреннего плана психоида, второе равенство dt нолю (катарсис) при гораздо более высоких соответствующих значениях, и, наконец, точка максимума отрицательной разницы температуры внешнего и внутреннего плана психоида -точка возникновения базовой тревоги, запускающей следующий цикл.
Эти три точки являются важными душевно-температурными константами поведения, которые, как мы сейчас попытаемся показать, характеризуют всю работу волевого двигателя как «в норме», так и при наличии когнитивных по своей сущности сопротивлений.
Этот важнейший термин - сопротивления - приобретал каждый раз новое свое звучание при новом витке в развитии психодинамики и психотерапии, основанной на глубинной психологии. З. Фрейд понимал сопротивление бук-
вально, как когнитивное сопротивление клиента терапевту по причине болезненности затрагиваемых образов подсознания, т.е. как защиты. Ф. Перлз в период создания гештальт-терапии стал понимать сопротивление как процесс, замкнутый исключительно на клиента, т. е. как сопротивление удовлетворению собственных потребностей. Все сопротивления организованы вокруг границ внешнего и внутреннего плана психо-ида.
В «Практике гештальт-терапии» Ф. Перлз в главе «Невротические механизмы» анализирует четыре типа сопротивлений, очевидно рассматривая их как взаимосвязанные, т.е. являющиеся проявлением единого механизма (или же нарушения его работы). Это интроек-ция, проекция, слияние и ретрофлексия. Перлз в одной фразе очень емко и точно характеризует работу этих четырех механизмов: «Интроектор поступает так, как хотят от него другие, проектор делает другим то, в чем обвиняет их по отношению к себе, человек в патологическом слиянии не знает, кто кому что делает, а ретрофлектор делает себе то, что хотел бы сделать другим» (Перлз, 2004).
Что происходит с сопротивлениями в критических с точки зрения обмена душевным теплом точках? В этих точках мы имеем две константы душевного тепла:
Твнш = Твну = const = min (катек-сис),
Твнш = Твну = const = max (катарсис) (12),
где Твнш - душевная температура внешнего плана психоида, Твну - душевная температура внутреннего плана психоида. Таким образом, температура внешнего и внутреннего плана дважды
становится одинаковой, один раз вокруг точки катексиса при низких значениях количества душевного тепла, и один раз вокруг точки катарсиса при высоких значениях количества душевного тепла.
Возникновение того или иного сопротивления мы связываем со смещением точки dt = 0 в сторону прошлого, будущего или настоящего субъективного времени. Смещение точки катексиса в сторону прошлого на линии движения от прошлого к будущему (см. рис.1) приводит к тому, что dt становится равной нолю при еще недостаточно знакомом и разогретом внешнем плане психоида. Температура внутреннего плана как бы искусственно занижается, и внешний объект, еще не достаточно знакомый, принимается как искомый, как необходимый для удовлетворения потребности. На наш взгляд эта ситуация соответствует такому сопротивлению как слияние. В учебнике гешталь-терапии Н. М. Лебедевой и Е. А. Ивановой можно прочитать такой типичный пример слияния: «Когда человек, в слиянии с которым я нахожусь, предлагает что-то, я тут же соглашаюсь, без всяких раздумий. Например, один из супругов говорит: «Милая, давай пойдем сегодня в ресторанчик». - «Конечно, дорогой». Муж после какой-то паузы предлагает: «Знаешь что, давай лучше не в ресторан, а к Петровым, мы что-то давно к ним не заходили». -«Здорово! - отзывается она. - Конечно, ты прав!» Еще через какое-то время он задает вопрос: «А не провести ли нам этот вечер вдвоем?». «Это именно то, что мне нужно», - говорит она. Похоже, она отвечает так быстро, что времени на раздумье не требуется. Не исключено, что она в слиянии со своим мужем. Правда, не исключено, что ее осознаваемой
потребностью является просто возможность побыть с ним, где угодно, как угодно (ему). Тогда не стоит говорить о сопротивлении - ведь, «соглашаясь на все», она наилучшим образом обслуживает свою потребность. Однако если основная потребность иная, например, получить удовольствие от интересно проведенного вечера, эта женщина рискует» (Лебедева, Иванова, 2005). Здесь очень хорошо показано, что внешняя стимуляция при слиянии принимается без достаточной душевной теплоты, холодной. В силу равенства dt нолю, возникающего в точке согласия (катексиса) и внутренний приобретает холодную температуру внешнего. Рискует эта женщина именно тем, что проведет вечер без должной душевной теплоты, на что, как далее пишут авторы, скорее всего не забудет потом попенять своему мужу. Кстати, эта потребность попенять с точки зрения психодинамики есть как раз выброс того незадействованного тепла внутреннего плана, которое осталось не вовлеченным в результате преждевременного катексиса. Далее, смещение катексиса в сторону будущего (см. рис. 3) приводит наоборот к перегреву психоида. При этом катексис так и не наступает, объект так и не выбран. В результате человек, говоря словами Ф. Перлза, «делает себе то, что хотел бы сделать другим». Это ретрофлексия. Волевой двигатель работает в перегретом внутреннем плане, не доставая объекта. Итак, с предложенных позиций теоретической психодинамики такие сопротивления как слияние и ретрофлексия развиваются на той части спирали психологического времени, которая связывает прошлое и будущее. Но тогда очевидными становятся и следующие наисущественнейшие, на наш
взгляд, следствия о том, что происходит непосредственно в точке катексиса.
• Первое: катексис есть полное слияние субъекта с объектом, полная утрата границ. В гештальт-психологии об этом пишут как о тех пределах, где слияние является нормой, а не патологией. Теперь у нас есть и критерий - только в точке dt = 0.
• Второе: катексис есть полная ретрофлексия, т.е. полный примат внутреннего плана. Ф.Перлз так писал об этом: «Ретрофлектор ...перестает направлять свою энергию вовне (выд.нами - Д. С.), чтобы произвести в окружающем изменения, которые удовлетворили бы его потребности; вместо этого он направляет свою активность внутрь и делает объектом своих воздействий не среду, а себя самого». Таким образом, в точке катексиса ретрофлексия является нормой. О ретрофлексии как норме нам не приходилось встречать описаний в гештальтистской литературе. На определенном этапе включение ретрофлексии вместе со слиянием является не только нормальным, но и необходимым моментом цикла контакта. Ретрофлексия в норме есть что-то вроде совестливого действия - примерить на себя то, что ты дальше будешь делать с объектом.
• Третье: в точке катексиса происходит одновременно полное слияние с объектом и полная ретрофлексия объекта. Катексис есть точка равенства слияния и ретрофлексии. На наш взгляд, это и есть то состояние субстанционального деятеля, которое Н. О. Лосский называл интуитивным проникновением в объект. С одной стороны проникновение (слияние), с другой его полное принятие в себя (ретрофлексия).
• И, наконец, четвертое: точка ка-тексиса есть эмоционально-волевое равновесие, что следует из приведенного выше сопоставления компонентов субъективного психологического времени (прошлого и будущего) и психологической триады (эмоции воля). Эта точка, где страстная часть эмоций обуздывает-ся волей, точка равенства эмоциональной желательности и волевой готовности к овладению объектом, полному принятию его в пространство психоида. В этих терминах смещение катексиса влево, в сторону эмоций есть порочная страсть, смещение вправо - ханжество. Именно в таком когнитивном понимании точка катексиса становится отправной точкой развития и личностного роста.
Проведенный теоретический анализ психологических защит, расположенных на линии, связывающей субъективное прошлое и будущее, имеет значение не только для психодинамической теории, но и для практики гештальт-терапии. Распространенная ориентация психотерапевта на демпфирование слияния (путем простраивания границ) и ретрофлексии (путем фокусировки на внешнем объекте) должна быть существенно уточнена. Эти защиты совсем не нужно демпфировать, наоборот, нужно использовать энергию их сопротивления, но в нужный момент достаточного разогрева психоида и равенства температуры внешнего и внутреннего плана. Задача меняется на противоположную - привести клиента к полноценному слиянию. Так, например, требование психотерапевта заменить в речи «мы хотим» на «я хочу» (подавление слияния) есть на самом деле не подавление, а торможение слияния и необходимый разогрев внутреннего плана (я хочу), чтобы сде-
лать будущее слияние полноценным (теперь я точно знаю, что этого хочу я, и
я знаю, что этого хочешь ты, поэтому - мы хотим). Перейдем, однако, к анализу следующей критической точки временного цикла контакта - катарсису (см. рис.1), который также предполагает равенство dt нолю, но при высоких значениях Твнш и Твну. Дальнейшее движение по спирали психологического времени от будущего к настоящему предполагает дальнейший разогрев волевого двигателя (психоида - субстанционального деятеля), который происходит в первую очередь за счет быстрого роста температуры внешнего плана. При движении в сторону точки катарсиса объект становится не только все более желаемым, он становится вожделенным. Даже самая тщедушная собачонка, если у нее отбирают кость до полного насыщения, пожертвует жизнью, чтобы укусить узурпатора. По мере насыщения нагревается и внутренний план вплоть до наступления катарсиса (душевного оргазма). Что произойдет, если катарсис будет преждевременным, т.е. температура внешнего плана еще не достигнет своего максимума. Так и вспоминается муж, жена, футбол. Объект не готов когнитивно расплавиться в психоиде, не готов к усвоению, поэтому ассимилируется «холодным», а, следовательно, не переваривается, т.е. имеет место быть интроекция. «Такие непереваренные установки, способы действия, чувства, оценки, - пишет Ф. Перлз, - психологически называются интроектами, а механизм, посредством которого эти чуждые образования попадают в личность, мы называем интроек-цией». Но вот точка катарсиса пройдена. Начинается очень быстрое охлаждение внешнего плана психоида, свойствен-
ное финальному контакту. Вожделенный объект уже не так привлекателен, можно и еще поесть, но уже не очень и хочется. Если смещение точки катарсиса происходит вправо (см. рис.2), в сторону настоящего, то приходится довольствоваться «остывшим» объектом, а это неприятно. Тогда объект начинает искусственно наделяться душевным теплом внутреннего плана, т.е. ему приписываются те теплые и знакомые свойства, которых у него нет, или уже нет. Здесь мы имеем дело с проекцией.
«Таким образом, в проекции мы сдвигаем границу между собой и остальным миром немного «в свою пользу», - пишет Перлз, - что дает нам возможность снимать с себя ответственность, отрицая принадлежность себе тех аспектов личности, с которыми нам трудно примириться, которые кажутся нам непривлекательными или оскорбительными». Действительно, если катарсис сдвинут вправо от точки dt = 0, само выражение dt меняет знак с + на - , т.е. внешний объект быстро остывает, а тепловые границы внутреннего соответственно несколько расширяются. Итак, прилагая эмпирические описания психологических защит к временной структуре психо-ида на этом участке движения от будущего к психологическому настоящему (от воли к познанию) мы также можем сделать несколько существенных теоретических выводов о состоянии катарсиса.
• Первое: на общем фоне полного слияния и ретрофлексии объекта, происшедший при катексисе, катарсис есть полная интроекция объекта. Эта именно не невротическая интроекция, но и не обычная интроекция, когда, например, знания заучиваются, без достаточного
понимания, что-то принимается на веру - «так надо». Это полное и безусловное принятие объекта на том уровне душевного тепла, который достаточно высок и равен моему. Это состояние влюбленности в объект в высших его формах. Я принимаю тебя целиком и полностью таким, каков ты есть.
• Второе: катарсис - это полная проекция себя в объект, или внутреннего плана субстанционального деятеля во внешний. Каждому моему движению что-то отвечает в объекте. Высокий уровень душевного тепла в точке катарсиса обеспечивает то, что все желаемое мною в объекте воплощается. Влюбленные понимают друг друга без слов. Если я что-то только подумал, партнер (объект) уже стал таким.
• Третье: в точке катарсиса происходит одновременная полная интроек-ция объекта и полная проекция себя в объект. В точке катарсиса психоид как бы выворачивается наизнанку. Каждой проекции меня соответствует интроек-ция объекта.
• Четвертое: точка катарсиса есть когнитивно-волевой баланс, равновесие делания и знания, деяния и познания. Еще в «Бхагаватгите написано: «в действии бездействие, и в бездействии действие находит мудрый». В таком понимании когнитивный катарсис становится переломной точкой личностного развития и роста. Это точка завершения шага в личностном развитии.
Следующая линия движения на спирали субъективного времени не входит ни в один из известных нам циклов контакта. Возможно, что это предзадано первой гудмановской моделью цикла контакта, которое не включает то, что должно сделать цикл циклом, т.е. замы-
кание - начало следующего витка. Мы говорим о переходе из психологического настоящего к некоторому следующему другому уже прошлому, с которого начинает выплывать из фона новая фигура, новая потребность, новый незавершенный еще гештальт, говоря гештальтист-скими терминами. Каково будет это прошлое, т.е. вспомнит ли ученый после завершения писания статьи, что он давно не ел, или что ему нужно позвонить, или провести время с женой.? По каким законам и в каком направлении осуществляется этот переход на данный момент, сказать трудно. В современной психодинамической теории ничего лучшего, чем еще фрейдовский психоаналитический закон ассоциации не придумано. С позиций теоретической психодинамики и концепции душевного тепла следует предположить, что это будет наиболее разогретый психоид. В гештальтистских терминах это будет самый незавершенный из всех незавершенных гештальтов. В терминах потребностной концепции это будет самая неудовлетворенная на данный момент потребность. Так или иначе, психическая жизнь не останавливается, и продолжение ее возможно в двух вариантах: возвращение к тому же прошлому на новой фазе развития, если удовлетворение незавершенно. Переход к новому прошлому - другому гештальту - другому психоиду. На этой линии движения развивается дальнейшее охлаждение психоида и погружение его в глубь субстанционального деятеля, в область подсознания. Само это погружение, видимо, может являться причиной выталкивания в сознание другого психоида, плюс адекватная внешняя стимуляция (дополнительная порция душевного тепла извне), например, вид
бутерброда при голоде. Для нас важна здесь та точка, когда завершенный ге-штальт уже остыл и ушел, а следующий еще не разогрет до того уровня, когда будет вытолкнут в поле сознания. Эту точку мы называем точкой базовой тревоги, очень часто для этого состояния используется точное метафорическое выражение «душевной пустоты». Состояние, которого панически боятся творческие люди, видимо, по причине очень высоких температурных перепадов душевного тепла в период цикла творческого контакта с объектом. Э. Хэмингуэй, например, боролся с этим состоянием тем, что никогда не дописывал рассказ до конца, а всегда откладывал это на следующее утро (см. «Праздник, который всегда с тобой»). По его словам, так легче пережить ожидание новой потребности писать. За этой точкой начинают развиваться так называемые незрелые защиты, прежде всего дефлексия - бегство от объекта, от потребности, вообще от всего. Происходит это в результате продолжающегося быстрого остывания внешнего плана психоида (объекта), который уже не может быть согрет никакими проекциями. Он катастрофически становится нам чужим, холодным, незнакомым. Нужно начинать жить заново, развиваться дальше. И так каждый день. Где взять душевное тепло.. ?
Литература
1. Бэр Г. Техническая термодинамика. М., 1973.
2. Лебедева Н. М., Иванова Е. А. Путешествие в гештальт. СПб.: Речь, 2005.
3. Ф. Перлз «Практика гештальт-терапии» М., 2004.
4. Симонов П. В. Потребностно-информацион-ная теория эмоций // Вопросы психологии. 1982, №6, с. 44-56.