Научная статья на тему 'Психодинамическая идея в ХХ веке: от гештальта к мотивации'

Психодинамическая идея в ХХ веке: от гештальта к мотивации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
957
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОДИНАМИКА / ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ / ГЛУБИННОЙ ПСИХОЛОГИИ / ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / КОНЦЕПЦИИ МОТИВАЦИИ / ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ / PSYCHODYNAMICS / PSYCHODYNAMIC THEORIES OF PERSONALITY / DEEP PSYCHOLOGY / DISPOSITIONAL PSYCHOLOGY / CONCEPTS OF MOTIVATION / GESTALT PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сочивко Дмитрий Владиславович

В статье представлен психологический анализ формирования области психодинамических представлений в ХХ веке, которая теперь, на наш взгляд, может с успехом претендовать на звание новой области психологической науки психодинамики. Важнейшим в становлении любой экспериментальной науки является структурирование знания об элементарных, далее неделимых на определенном уровне познания частицах исследуемой материи, множества которых и составляют субстрат движения. Термин психодинамика в настоящее время в отечественной психологии можно рассматривать как в достаточной степени устоявшийся. В словарях отечественных авторов мы вообще не найдем термина Психодинамика: сразу за «психодиагностикой» обычно следуют «психоделики» (очевидно, гораздо более важное для психологов понятие), или же «психодинамические свойства личности», на которые указана ссылка отсылающая к нейродинамическим свойствам. В переводных словарях термин «психодинамика» встречается чаще, в основном в тесной связи с психоанализом. Так, например, у Б.Мура и Б.Фаина «ПСИХОДИНАМИКА (PSYCHODYNAMICS) один из важнейших аспектов психоаналитической теории, объясняющий феномены мышления, чувств и поведения как психические проявления, возникающие в результате взаимодействия противоположно направленных мотивационных сил. Основное внимание психодинамики нацелено на изучение взаимных влияний различных побуждений, выяснение сущности психических процессов, развития, прогресса, регресса и фиксации психической деятельности...» Психодинамика это некий специфический механизм, начинающий свое функционирование со вступления во взаимодействие противоположных мотивационных сил и заканчивающийся невротическим симптомом. С точки зрения классического психоанализа это, возможно, так и есть. З.Фрейд неоднократно подчеркивал, что внутренний конфликт личности как интериоризация неизбежного конфликта между личностью и обществом лежит в основе практически любого психического проявления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сочивко Дмитрий Владиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHODYNAMIC IDEA IN THE TWENTIETH CENTURY: FROM GESTALT TO MOTIVATION

The article presents a psychological analysis of the formation of the field of psychodynamic concepts in the twentieth century, which now, in our opinion, can successfully claim the title of a new field of psychological science psychodynamics. The most important thing in the formation of any experimental science is the structuring of knowledge about elementary, then indivisible at a certain level of knowledge of the particles of the studied matter, the sets of which constitute the substrate of motion. The term psychodynamics at present in Russian psychology can be considered as sufficiently established. In the dictionaries of domestic authors, we do not find the term Psychodynamics: immediately after the "psychodiagnostics" usually follow "psychedelics" (obviously much more important for psychologists concept), or "psychodynamic properties of the person", which refers to the reference to neurodynamic properties. In translated dictionaries, the term "psychodynamics" occurs more often, mainly in close connection with psychoanalysis. For example, the theory of psychodynamics is one of the most important aspects of psychoanalysis, which explains the phenomena of thinking, feelings and behavior as a result of the interaction of opposite motivational forces. The main attention of psychodynamics is focused on the study of mutual influences of different motives, elucidation of the essence of mental processes, development, progress, regression and fixation of mental activity....» Psychodynamics is a specific mechanism that begins its functioning with the introduction of the interaction of opposite motivational forces and ends with a neurotic symptom. From the point of view of classical psychoanalysis, this may be true. Z. Freud has repeatedly stressed that the internal conflict of the individual as the interiorization of the inevitable conflict between the individual and society is the basis of almost any mental manifestation.

Текст научной работы на тему «Психодинамическая идея в ХХ веке: от гештальта к мотивации»

ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЙ: ТЕОРИЯ,

ИСТОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ

DOI:10.23888/humJ20183496-519

ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ИДЕЯ В ХХ ВЕКЕ: ОТ ГЕШТАЛЬТА К МОТИВАЦИИ

Сочивко Д.В.

Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова

Аннотация. В статье представлен психологический анализ формирования области психодинамических представлений в ХХ веке, которая теперь, на наш взгляд, может с успехом претендовать на звание новой области психологической науки - психодинамики.

Важнейшим в становлении любой экспериментальной науки является структурирование знания об элементарных, далее неделимых на определенном уровне познания частицах исследуемой материи, множества которых и составляют субстрат движения. Термин психодинамика в настоящее время в отечественной пси»-» »-» т-ч

хологии можно рассматривать как в достаточной степени устоявшийся. В словарях отечественных авторов мы вообще не найдем термина Психодинамика: сразу за «психодиагностикой» обычно следуют «психоделики» (очевидно, гораздо более важное для психологов понятие), или же «психодинамические свойства личности», на которые указана ссылка отсылающая к нейродинамическим свойствам.

В переводных словарях термин «психодинамика» встречается чаще, в основном в тесной связи с психоанализом. Так, например, у Б.Мура и Б.Фаина - «ПСИХОДИНАМИКА (PSYCHODYNAMICS) - один из важнейших аспектов психоаналитической теории, объясняющий феномены мышления, чувств и поведения

как психические проявления, возникающие в результате взаимодействия противоположно направленных мотивационных сил. Основное внимание психодинамики нацелено на изучение взаимных влияний различных побуждений, выяснение сущности психических процессов, развития, прогресса, регресса и фиксации психической деятельности...»

Психодинамика - это некий специфический механизм, начинающий свое функционирование со вступления во взаимодействие противоположных мотивационных сил и заканчивающийся невротическим симптомом. С точки зрения классического психоанализа это, возможно, так и есть. З.Фрейд неоднократно подчеркивал, что внутренний конфликт личности как интериоризация неизбежного конфликта между личностью и обществом лежит в основе практически любого психического проявления.

Ключевые слова: психодинамика, психодинамические теории личности, глубинной психологии, диспозициональная психология, концепции мотивации, гештальт-психология.

PSYCHODYNAMIC IDEA IN THE TWENTIETH CENTURY: FROM

GESTALT TO MOTIVATION

Sochivko D. V.

Ryazan State Medical University

Abstract. The article presents a psychological analysis of the formation of the field of psychodynamic concepts in the twentieth century, which now, in our opinion, can successfully claim the title of a new field of psychological science - psychodynamics.

The most important thing in the formation of any experimental science is the structuring of knowledge about elementary, then indivisible at a certain level of knowledge

of the particles of the studied matter, the sets of which constitute the substrate of motion. The term psychodynamics at present in Russian psychology can be considered as sufficiently established. In the dictionaries of domestic authors, we do not find the term Psychodynamics: immediately after the "psychodiagnostics" usually follow "psychedel-ics" (obviously much more important for psychologists concept), or "psychodynamic properties of the person", which refers to the reference to neurodynamic properties.

In translated dictionaries, the term "psychodynamics" occurs more often, mainly in close connection with psychoanalysis. For example, the theory of psychodynamics is one of the most important aspects of psychoanalysis, which explains the phenomena of thinking, feelings and behavior as a result of the interaction of opposite motivational forces. The main attention of psychodynamics is focused on the study of mutual influences of different motives, elucidation of the essence of mental processes, development, progress, regression and fixation of mental activity. ...»

Psychodynamics is a specific mechanism that begins its functioning with the introduction of the interaction of opposite motivational forces and ends with a neurotic symptom. From the point of view of classical psychoanalysis, this may be true. Z. Freud has repeatedly stressed that the internal conflict of the individual as the interiorization of the inevitable conflict between the individual and society is the basis of almost any mental manifestation.

Key words: psychodynamics, psychodynamic theories of personality, deep psychology, dispositional psychology, concepts of motivation, Gestalt psychology.

В этой статье мы намерены проследить, как формировалась область психодинамических представлений в ХХ веке, которая теперь, на наш взгляд, может с успехом претендовать на звание новой области психологической науки - психодинамики. По аналогии с тем, как на век раньше внутри физики сформировалась

Hi

современная термодинамика, наука о «тепле», т.е. по представлениям древних (и не очень древних) философов о «душе» вещества.

Поиск субстратного элемента

Важнейшим в становлении любой экспериментальной науки является структурирование знания об элементарных, далее неделимых на определенном уровне познания частицах исследуемой материи, множества которых и составляют субстрат движения. В физике таковыми стали атомно-молекулярные представления о веществе.

Термин психодинамика в настоящее время в отечественной психологии можно рассматривать как в достаточной степени устоявшийся. Трудно себе представить, чтобы на старших курсах психологических факультетов кто-то из студентов не сказал бы: «Психодинамика - это же всем известно». В ответ на более настойчивые расспросы о том, что же это все-таки такое, могут вспомнить теорию З.Фрейда. В общей массе психологов знания психодинамики этим и ограничивается. Типичный случай того, что всем известно, но мало кто может вразумительно разъяснить, что же это такое. Подтверждением вышесказанному могут являться, например, психологические словари. В словарях отечественных авторов мы вообще не найдем термина Психодинамика: сразу за «психодиагностикой» обычно следуют «психоделики» (очевидно, гораздо более важное для психологов понятие), или же «психодинамические свойства личности», на которые указана ссылка отсылающая к нейродинамическим свойствам. Может также встретиться статья «психодинамические теории личности», в которой уделено внимание проблемам бессознательного, глубинной психологии, таким авторам, как З.Фрейд, К.Юнг, А.Адлер, из более поздних К.Хорни...., упоминается диспозициональная психология (Олпорт, Раймонд Кеттел), а также Эго-психология Эрика Эриксона.

В переводных словарях термин «психодинамика» встречается чаще, в основном в тесной связи с психоанализом. Так, например, у Б. Мура и Б. Фаина читаем:

у

«ПСИХОДИНАМИКА (PSYCHODYNAMICS) - один из важнейших аспектов психоаналитической теории, объясняющий феномены мышления, чувств и поведения как психические проявления, возникающие в результате взаимодействия противоположно направленных мотивационных сил. Основное внимание психодинамики нацелено на изучение взаимных влияний различных побуждений, выяснение сущности психических процессов, развития, прогресса, регресса и фиксации психической деятельности...»

Из этого определения следует, что Психодинамика по существу является универсальной теорией психического, т.к. объясняет практически все феномены психического, а именно познание (мышление), чувства (эмоции) и волю как основной компонент регуляции поведения. Однако дальше происходит существенное сужение понятия, т.к. сами эти феномены возникают в результате действия «противоположно направленных мотивационных (курсив - наш) сил». Психодинамика, таким образом, сводится к специфической концепции мотивации, т.е. направлена только на изучение регулятивного (волевого) компонента поведения. При этом остается непонятным, почему следует рассматривать исключительно мотивационные противоположно направленные силы в мышлении, а не собственно мыслительные - такие, например, как анализ и синтез. Точно также, почему не рассмотреть собственные противоположности чувств, такие как печаль и радость. Такое расширение психодинамики нам представляется весьма обоснованным и позволяет вырваться из тесных рамок классического психоанализа, который в настоящее время становится уже фактором, тормозящим развитие психодинамического направления в психологии, что можно видеть и в предлагаемой словарной статье. Читаем дальше:

«Постулаты психодинамики тесно связаны с концепцией трехкомпонентной структуры психического аппарата: Оно — сфера инстинктивных влечений, Я — сфера «сдерживающего» органа и Сверх-Я — сфера влияний совести и мышления. При этом каждый психический феномен несет в себе представительство всех

трех сфер психического аппарата. Напряжение в структуре Оно понуждает к поискам удовлетворения желаний, то есть к разрядке. Я оценивает степень безопасности или угрозы, возникающей при вознаграждении желаний, ограничивает фрустрацию, препятствия и искажения на путях разрядки и в конечном итоге приводит разрядку в соответствие с требованиями реальности и Сверх-Я. Противостояние этих двух сфер приводит к возникновению внутреннего конфликта, попытки его бессознательного разрешения могут проявляться в сознании в виде осознаваемого невротического симптома...»

Исходя из этого текста, уже может сложиться впечатление, что Психодинамика это некий специфический механизм, начинающий свое функционирование со вступления во взаимодействие противоположных мотивационных сил и заканчивающийся невротическим симптомом. С точки зрения классического психоанализа это, возможно, так и есть. З.Фрейд неоднократно подчеркивал, что внутренний конфликт личности как интериоризация неизбежного конфликта между личностью и обществом лежит в основе практически любого психического проявления. Так, например, творческая (познавательная) деятельность ученого или художника есть все лишь сублимация глубоко скрытых в подсознании сексуально-агрессивных побуждений. Однако, именно в этой своей части психоанализ всегда подвергался справедливой критике. С современной же научно-психологической точки зрения такое расширение психодинамики вряд ли можно воспринимать всерьез. Однако, возможно и иное расширение понятия психодинамики, о чем мы уже говорили выше. А именно, рассматривать психодинамику невроза как психодинамику невроза (в том числе и с психоаналитических позиций), а психодинамику познавательной (творческой) деятельности как психодинамику познания - со своим составом внутренних диалектически противоположных побудителей (анализ-синтез, вопрос-ответ, субъект-предикат, общее-частное..), также и психодинамику эмоций и воли рассматривать в опоре на противоположные чувства и волевые состояния, такие как радость-горе, активность-пассивность, открытость-

закрытость, и многие другие. Если на некоторое время отвлечься от акцента на противоположности исходных движущих сил развития внутренней динамики психических явлений (позже мы вернемся к этому аспекту как наиболее существенному в психодинамической теории), то можно сказать, что подобные расширения психодинамической концепции уже делались неоднократно, что и отражено в так называемых психодинамических теориях личности. Уже К.Юнг, зафиксировав противоположность интроверсии-экстраверсии, стал развивать глубинную психологию не в сторону изучения собственно внутренней психодинамики личности, а в сторону статических психологических типов. Теоретической вершиной его теории стало понятие архетипа как неизменной (статической) детерминанты поведения. С нашей точки зрения, концепция Юнга исторически была огромным завоеванием статической психологии, серьезной победой против зарождающейся психодинамики как теории внутреннего самодвижения психических элементов, подобного движению материальных микрочастиц вещества, лежащего в основе свойства теплоты. Этому теоретическому достижению психоанализа (в настоящее время подобные идеи психодинамики переживаний развиваются в микропсихоанализе С.Фаньти) не было уделено достаточно ученого внимания, может быть в силу того, что определенная скандальность психоанализа служила существенным отвлекающим фактором.

Дальнейшее развитие психодинамики идет уже в направлении исследования внешней (физической) динамики психических процессов. Так, например, Олпорт предлагает рассматривать личность как динамическую организацию психофизических систем в индивиде, определяющих ее поведение и мышление, приспособление к среде в целом. Психодинамика здесь по существу сводится к последовательности включений и выключений тех или иных психофизических систем в определенные моменты физического времени. Р.Кеттел еще более закрепляет позиции статической психологии, выделяя динамические черты в отдельную подсистему, которая именно и определяет мотивацию поведения личности. Динамиче-

Электронный научный журнал

«личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие» j

www.humjournal.rzgmu.ru / E-mail: humjournal@rzgmu.ru

ские черты, согласно автору, можно разделить на три группы аттитюдные, эрги-ческие и чувственные. С историко-научной точки зрения можно говорить о завершении круга теоретического поиска - от революционного положения Фрейда, что всякое психическое явление внутренне не статично, а динамично (т.е. напряжено), через концепции понимания психодинамики как последовательность элементарных психических состояний во времени к теориям статических черт личности. В академической психологии с середины 20 века, в том числе и в России, психодинамике отводится скромное место в области исследования мотивации. Психодинамические концепции переносятся в область практической психологии и психотерапии, неопсихоанализе, микропсихоанализе...Эго-психологии, геш-тальт-терапии, нейролингвистически-ориентированных методах, др. Однако в академической психологии ХХ века появился и до сих пор активно развивается еще один источник психодинамических исследований. Это гештальт-психология (Коффка, Вертгаймер, К.Левин), которую Ж.Пиаже назвал коперниканским переворотом в психологии. Классическая гештальт-психология - это, прежде всего, психология познания, а уже затем личности, и через личностную целостность всех других психических процессов и явлений эмоционально-волевого спектра. Когнитивная структура (образ или мысль) рассматривается не как пассивное отражение действительности, а как собственный психический феномен, некое энергетическое поле, в котором действуют самостоятельные психические силы, обеспечивающие динамику и равновесие результативной конфигурации. Сами эти силы лишены какой бы то ни было идеологической окрашенности, как это было в психоанализе (ср. сексуальность и агрессивность либидо) и могут быть легко экспериментально исследованы и проиллюстрированы. Так, например, следующие четыре точки всегда воспринимаются как квадрат:

. . , а такая последовательность точек......, как три их группы.

Очевидно, что силы, которые объединяют точки в конфигурации, имеют исклю-

чительно интрапсихическое происхождение. Изучение более сложных конфигураций приводит к обобщению - закону целостности (прегнантности, хорошей формы, поля.), другим законам гештальт-психологии, знание которых позволяет, например, анализировать произведения живописи и наслаждаться их духовно-эстетическим содержанием безо всякого воспоминания о либидо художника и своего собственного (см. например, Арнхейм «Искусство и визуальное восприятие» - 12). Появление гештальт-психологии с этой точки зрения аналогично появлению психоанализа. Также как нейрофизиолог и врач Фрейд обнаружил внут-рипсихические силы, направляющие поведение, которые необъяснимы никакими внешними физическими и социальными воздействиями на организм, так и физики Коффка и Вертгеймер обнаружили организующие человеческое познание внутри-психические силы и энергии, несводимые к физическим энергиям, воздействующими на органы восприятия. Идея о том, что это единое целостное поле психических сил, управляющее всем поведением, начиная от элементарного ощущения до сложно организованного духовно-ориентированного поведения личности, просто напрашивается само собой. По этому пути пошел Курт Левин с его динамической теорией личности. Жан Пиаже создал на этой основе динамическую теорию интеллекта, и далее обобщенную, междисциплинарную теорию знания - генетическую эпистемологию.

Казалось бы, все необходимое для того, чтобы признать психодинамикувнут-рипсихических сил - эти внутренние движения состояний организма основой любого психического явления имеются. Однако не хватает ответа еще на один существенный вопрос - ЧТО именно постоянно движется внутри нас. Если вновь использовать аналогию с термодинамикой, то можно сказать, что к моменту появления этой области знания атомарная и молекулярная структура вещества была уже в достаточной степени исследована. После чего уже появилась возможность объяснить свойство теплоты как количество движения этих самых молекул. Что же является атомом (молекулой) психики? Ответ на этот вопрос в современной пси-

Электронный научный журнал

«личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие» )

www.humjournal.rzgmu.ru / E-mail: humjournal@rzgmu.ru

хологии сложен, неоднозначен и является до сих пор предметом научных дискуссий. Тем не менее, на наш взгляд, некая общность представлений имеется. По нашему мнению, именно этот вопрос является принципиальным барьером к оформлению психодинамикаки как новой области психологического знания, а также критерием научности нового направления. Вспомним, что появлению термодинамики предшествовала теория теплоты как вещества - теплорода. Смысл этого термина в том, что свойство - теплота - необоснованно превращается в субстрат -теплород. Нечто подобное происходит и в современных гуманитарных науках. Примером тому может являться «Холодинамика» Вернона Вульфа, где аналогичной подменой субстратного элемента выступает его свойство - целостность («хо-ло»). Аналогия с физической теорией теплоты здесь полная. Ведь задача заключается именно в том, чтобы объяснить свойство целостности в психических явлениях, а не подменить ею сами явления. Исключительно с целью историко-научной аналогии приведем несколько основных идей холодинамики. «Из квантовой физики я узнал, - пишет Вернон Вульф, - что существует лежащий в основе порядок, пронизывающий вселенную, и некоторая всепроникающая сила, которая проявила себя в двойственной природе реальности: как «частица» и как «волна».

Из голографии я узнал, как мозг хранит воспоминания; от эволюционистов -как разум развивался в соответствии с определенными стадиями; от неврологов -как разум имеет причинную (казуальную) потенцию.

Из динамики жидких тел я узнал, как «форма» внутри «потока» влияет на весь поток; из топологии - как форма может быть изменена, не меняя функции; из теории хаоса - что любая хаотичная система является составной частью порядка более высокого уровня и имеет внутри него свой собственный скрытый порядок.» Прекрасный научно-методологический базис для дальнейших исследований. Однако слишком рано, на наш взгляд, наступило «затем», читаем дальше:

«Затем все стало на свои места.

Я посмотрел на разум с точки зрения квантовой теории и начал понимать, как он оказывает прямое воздействие на реальность.

Я искал «формы» внутри «течения» мысли и так обнаружил «холодайны», а затем «Полное Потенциальное Я» - «Я».

Мне понадобилась карта разума и способ применения ее к динамике человеческого опыта, и так возникли «Модель Разума» и «фазирование пространства».

Мне нужен был процесс, который помог бы примитивным холодайнам созревать внутри разума, и еще один, чтобы помочь человеку достичь его или ее полного потенциала во внешнем мире, и так возникли «отслеживание» и «потен-циализация».

Мне было также необходимо излагать в понятной форме, как все работает внутри порядка вещей, и так появились «принципы холодинамики» (там же). Нам трудно представить, как подвергнуть научному исследованию «полное потенциальное Я», так быстро обнаруженное автором, поэтому мы предлагаем продолжить научные изыскания по поиску субстратного элемента психического, в том числе и на тех основаниях современной науки, которые предложил Вернон Вульф. Здесь же лишь заметим (опять же по аналогии), что выделение такого вещества как теплород приравнивалось ранее к искусственному получению золота или «обнаружению» философского камня.

В истории науки поиск ответа на вопрос, что лежит в основе нашей души (психики), что есть ее первокирпичик, велся в двух основных, направлениях. Первое из них связано с поиском материальных основ идеального психического, заложенных в сложных телесных организациях человека, прежде всего его головного мозга. Второе исходит из изначальной данности психики, креационного одушевления материи, и направлено на поиск элементарной душевной силы, некой энтелехии или психоида. При этом противопоставление этих подходов как материалистического и идеалистического, например, а тем более широко распространенное в так называемой «советской» науке политизирование и идеологизирова-

tgj

ние этого противопоставления является, на наш взгляд, некорректным с научной точки зрения. И тот и другой подходы ведут к одному и тому же целостному знанию разными путями. Достаточно напомнить, что яростный материалист В.Ульянов-Ленин даже материю называл «объективной реальностью, данной (выделено нами - Д.С.) нам в ощущениях», не заостряя внимания на том, кем, собственно, данной. Впоследствии один из основателей современной отечественной психологии С.Л.Рубинштейн, возможно имея в виду эту брешь в идеологическом материализме, подчеркивал именно непосредственную данность ощущения, а, следовательно, и психического в целом.

Детальное исследование материального субстратного элемента психического в недавнем прошлом было осуществлено Л.М.Веккером в рамках системных экспериментальных исследований человека как субъекта деятельности организованных и проводимых на факультете психологии Ленинградского университета в 60-х, 70-х годах Б.Г.Ананьевым (2). Согласно Л.М.Веккеру, определение первичного (далее неделимого) элемента психики лежит в основе построения общей теории психических процессов, основанной на рефлекторной теории Сеченова - Павлова.

Предваряя свои теоретико-экспериментальные исследования Л.М.Веккер обращает внимание на специфику психической реальности, ее принципиальную несводимость к другим формам. «Содержащийся в феноменологической картине любого психического акта психофизиологический парадокс заключается в том, что хотя итоговые эмпирические характеристики психического процесса могут быть сформулированы только в терминах свойств своего объекта и не поддаются формулированию в терминах внутренних изменений своего субстрата, этот процесс является все же именно состоянием субстрата». И далее: «Физико-химические механизмы нервного возбуждения не заключают в себе возможности непосредственно вывести из них качественные и пространственно-структурные особенности психического акта. Как писал один из крупных нейрофизиологов XIX в. К.Функе: "Нельзя показать, как нервная клетка из электрических токов и

шЯ

химических превращений делает цвета и звуки" (см. Ярошевский, 1961)». Это противопоставление внешнего и внутреннего в психическом отражении носит принципиальный философско-методологический характер и составляет основное содержание психофизической проблемы, в более специальном варианте - психофизиологической проблемы. Для наших целей поиска элемента уже не только психического, но и психодинамического особенно важным является принципиальное положение об обязательной представленности и внешнего и внутреннего в любом психическом акте. В этом, собственно, и проявляется отражательная природа психики как один из основных методологических принципов психологии.

Далее Л.М.Веккер на основе анализа рефлекторного учения И.М.Сеченова и И.П.Павлова уточняет понятие внешнего и внутреннего и способ их соединения в психическом акте, делая два принципиальных обобщения истоков рефлекторной теории:

1. «Спинной мозг является органом не только соматических, но и психических функций.

2. Головной мозг является субстратом не только психических, но и соматических актов.

Факты участия центров головного мозга в гомеостатических реакциях и наличия психических компонентов в целесообразных реакциях организма с одним спинным мозгом подорвали основу традиционного противопоставления механизмов психических и соматических функций, принципиальный (хотя и несколько огрубленный) смысл которого сводился к тому, что механизм соматических актов является периферическим, а механизм психических процессов - чисто центральным». (там же)И далее: «Именно такие двусторонние ходы мысли, идущие навстречу друг другу со стороны физиологии и психологии, привели российского естествоиспытателя И. М. Сеченова к радикальному заключению - нельзя обособлять центральное, мозговое звено психического акта от его естественного начала и конца (выд. нами - Д.С.). Это принципиальное положение служит ло-

гическим центром соотношения основных категорий концептуального аппарата сеченовской рефлекторной теории психических процессов. "Мысль о психическом акте как процессе, движении, имеющем определенное начало, течение и конец, должна быть удержана как основная (выд. нами - Д.С.), ... [Эта мысль]... должна быть принята за исходную аксиому, подобно тому, как в современной химии исходной истиной считается мысль о неразрушаемости материи" (Сеченов, 1952)». Проведенный анализ позволяет Л.М.Веккеру сформулировать понятие субстратного психического элемента на основе рефлекторной теории: «Такой целостный акт с его средним внутримозговым звеном и внемозговой соматической периферией, смыкающей организм с объектом, и есть рефлекс (выд. нами - Д.С.) в полном соответствии с общим, принципиальным смыслом этого понятия. И если центральное звено нельзя обособлять от соматической периферии, то это означает, что субстратом психического акта является не только мозговое звено, но вся эта трехчленная структура, в которой исходный и конечный периферические компоненты играют не менее существенную роль, чем компонент центральный (выд. нами - Д.С.)» (там же). Подведем теперь некоторые итоги иизчения рефлекторной концепции субстратного элемента психического, важные для построения психодинамической теории. Итак,

1. в структуру психического акта нераздельно входят как минимум три состояния, являющиеся одновременно и телесным и душевным состоянием организма: аффекторное (направленное внутрь), центральное и эффекторное (направленное вовне), причем психическое отражение возникает лишь тогда, когда происходит замыкание цикла включения всех звеньев цепи;

2. Психический акт состоит из последовательной смены этих трех состояний, из которых два являются «внешними» (контактом с внешним миром) и одно сугубо внутренним. Таким образом, психический акт представляет собой непрерывную циклическую смену внешнего и внутреннего.

Из вышесказанного следует, что психический акт как молекула психического может быть рассмотрен под несколько разными углами зрения и как состоящий из трех последовательных состояний (извне внутрь, центр (внутреннее), изнутри вовне) и как состоящий из двух (внешнее - входное, выходное - и внутреннее). Здесь, наверное, уместно было бы привести некоторые аналогии с психодинамическими ориентациями личности в целом - экстраверсией-интроверсией, бессознательным - сознательным, предположив неслучайность таких совпадений. Характерно, что, анализируя соотношения сознания и бессознательного, З.Фрейд указывает на точно такую же двух и трехкомпонентной структуру психической динамики. «Наше знакомство с психической динамикой (выд. нами - Д.С.) не может не оказать влияния на номенклатуру и описание. Скрытое бессознательное, являющееся таковым только в описательном, но не в динамическом смысле, называется нами предсознательным; термин "бессознательное" мы применяем только к вытесненному динамическому бессознательному; таким образом, мы имеем теперь три термина: "сознательное", "предсознательное" и "бессознательное", смысл которых уже не только чисто описательный. Предсознательное предполагается нами стоящим гораздо ближе к сознательному, чем бессознательное, а так как бессознательное мы назвали психическим, мы тем более назовем так и скрытое предсознательное. Почему бы нам, однако, оставаясь в полном согласии с философами и сохраняя последовательность, не отделить от сознательно-психического как предсознательное, так и бессознательное? Философы предложили бы нам тогда рассматривать и предсознательное и бессознательное как два рода или две ступени психоидного (выд. нами - Д.С.), и единение было бы достигнуто. Однако результатом этого были бы бесконечные трудности для изложения, а единственно значительный факт, что психоиды эти почти во всем остальном совпадают с признанно психическим (выд. нами - Д.С.), был бы оттеснен на задний план из-за предубеждения, возникшего еще в то время, когда не знали этих психоидов или самого существенного в них. Таким образом, мы с

большим удобством можем обходиться нашими тремя терминами; сознательное, предсознательное и бессознательное, если только не станем упускать из виду, что в описательном смысле существует двоякое бессознательное, в динамическом же только одно» (выд. нами - Д.С.).(Сравн.: "Замечания о понятии бессознательного" (Sammlungkleiner Schriftenzur Neurosenlehre", 4 Folge). Если продолжить аналогию приведенного описания со схемой рефлекса, то предсознательное можно сопоставить с аффекторной частью и тогда становится понятно, почему оно «гораздо ближе к сознанию» (центру). Оно ближе не по пространству а по времени движения, т.к. направлено к нему. Эффекторное же направлено от центра и поэтому дальше от сознания и ближе к бессознательному. В этом же русле может быть проинтерпретирован известный экспериментальный факт, впервые описанный К.Левиным, о забывании (перемещении в бессознательное) выполненных действий: «официант помнит клиента до тех пор, пока с ним не рассчитался». В этом же смысле Л.М.Веккер подчеркивает связи психического образа в целом с эффекторной частью рефлекса: «Исследования И. П. Павлова и его последователей в области измерения чувствительности анализатора в связи с обратной по отношению к ней величиной порога также указывают на связь психического процесса с различными звеньями рефлекторного механизма. Если чувственные образы ведут себя, как и другие эффекторные звенья рефлексов, т.е. подчиняются законам динамики последних, то есть основания сделать вывод, что образ, с точки зрения соотношения его механизма с разными звеньями рефлекса, непосредственно связан с динамикой эффекторного звена акта.» Характерно, что в процессе психоанализа, других психотерапевтических воздействий из подсознания извлекаются именно готовые образы эмоционально заряженного прошлого.

Можно также сделать еще одно интересное сопоставление трехкомпонентной структуры рефлекса с трехкомпонентной структурой времени: прошлого, настоящего и будущего. Аффекторный контакт представляет прошлое, центр - настоящее, а эффекторный - будущее, связанное уже и с изменением воздействовавшего

«Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие»

www.humjournal.rzgmu.ru / E-mail: humjournal@rzgmu.ru

на нас мира. Уже здесь становится совершенно очевидной нераздельность прошлого настоящего и будущего в психологическом времени в отличие от физического с его исчезающее малым настоящим и отсутствием будущего. Однако, можно сделать и еще одно интересное наблюдение. В структуре элементарного психически-телесного акта прошлое и будущее является «внешним» состоянием, в то время как настоящее внутренним. Все это наталкивает на мысль о принципиальном различии психологического настоящего от психологического прошлого и будущего. Однако структурой психологического времени мы займемся позже в соответствующем разделе. Здесь же пора обратиться ко второму подходу к определению психического первоэлемента, релевантного для внутренней (психо) динамики личности и поведения. На это направление указал выше Э.Фрейд, почему-то испугавшись его философичности. Речь идет о понятии психоида.

Считается, что впервые в естественнонаучной терминологии предложил использовать понятие психоида Э.Блейлер. По определению психологического толкового словаря «Психоид» (psychoid) - теоретическое понятие, обозначающее психообразную инстанцию, за счет которой достигается целостность индивида (Bleuler E 1925г.). Если психические процессы объяснялись Блейлером при помощи обращения к понятию душа (psyche), которое ставилось в соответствии с головным мозгом, то в основу вегетативных процессов клалось понятие психоида. Эта функция им рассматривалась как универсальная, свойственная и растениям, и одноклеточным, и животным, и запечатленная в мнеме каждой клетки. В аналитической психологии К.Г.Юнга это понятие рассматривалось как граничащее с химическими телесными процессами, с одной стороны, и с архетипическими образами, с другой, и наделялось побудительными признаками, выступая фактически аналогом организмической нужды. Родственное понятие энтелехия Г.Дриша».

Немецкий биолог и естествоиспытатель Г.Дриш предложил понятие «энтелехия», анализируя экспериментальные данные, в частности в области зародышевого развития организмов и явлений регенерации. Энтелехия представляет собой

непознаваемый, сугубо мыслимый, нематериальный и непротяженный фактор, обусловливающий целостность живого организма, его строения и функций, целесообразность его развития. Г.Дриш, таким образом, апеллировал к внешней, над-природной (по отношению к внутриорганизменным) витальной силе. В начале ХХ века многих ученых объединяет стремление найти некоторое объединяющее начало для понятий живого и психического, что приводит к попыткам с одной стороны биологизировать психическое (психоид как общий принцип функционирования), а с другой психологизировать живую материю настолько, что полностью отказаться от познаваемости ее движущих сил. Об опасности расширительного психологизма предупреждал, в частности, Г.Гуссерль. Для нас здесь, однако, важно другое. В естествознании ХХ века независимо от его философской ориентации уверенно входит идея единства физического и психического. Психофизическая проблема уже ставится не как проблема непреодолимого барьера, а как проблема неразрывности двух рядов явлений. С этой точки зрения психоид есть то понятие, которое фиксирует эту неразрывность. В психоиде заключено то общее состояние и физического и психического мира, которое и является содержанием психической жизни. Действительно, в любом психическом явлении мы находим совпадение психического состояния субъекта и физического состояния внешнего объекта действительности в некой точке восприятия его (осознания, осмысления, оречев-ления, переживания.) конкретным индивидом. Этот стол, видимый при написании этой книги, присутствует в моем сознании и в физическом мире внешних объектов одновременно. В воспоминании, осмыслении, переживании, фантазии присутствуют внешние объекты, с которыми когда-то состоялся вполне определенный во времени физический контакт (и если фантастические объекты, далекие галактики, др. были представлены лишь рисунками или рассказами, лежащими в основании формирования каких-то образов, это не меняет дела). Таким образом, определенность во времени (в прошлом - воспоминание, или будущем - цель) является здесь просто более общим случаем одновременности. Подробнее об

Электронный научный журнал л р.

«личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие» )

www.humjournal.rzgmu.ru / E-mail: humjournal@rzgmu.ru

этом далее в своем месте. Психическое начинается тогда, когда вещь в себе превращается в вещь для нас, как это представлено у И.Канта. Мысль не существует отдельно от объекта мысли, не существует мыслей о чем-то, чего нет в этом мире, но это только одна сторона вопроса. Выше, при анализе рефлекторной теории психического, было показано, что в психическом акте задействован весь организм, а не только какая-то его часть - мозг. С этой точки зрения особенно важным представляется положение Э.Блейлера о том, что психоид «запечатлен в мнеме каждой клетки». Здесь мы видим совпадение в психоиде внешнего и внутреннего (психического) мира уже по разные стороны не психофизического, а психофизиологического барьера. Таким образом, психоид предстает перед нами как феномен закономерного пересечения трех рядов состояний физического, психического и физиологического. На это обратил особое внимание К.Юнг. Как пишет С.Гроф: «Изучая специфическую динамику бессознательного, Юнг открыл функциональные единицы, для которых подобрал название комплексов. Комплексы - это констелляции психических элементов (идей, мнений, отношений и убеждений) объединяющихся вокруг какого-то тематического ядра и ассоциирующихся с определенными чувствами. Юнгу удалось проследить комплексы от биологически детерминированных областей индивидуального бессознательногодо изначальных мифопорождающих паттернов (курсив наш - Д.С.), которые он назвал архетипами. Он открыл, что в ядре каждого комплекса архетипические элементы тесно переплетаются с различными аспектами физической среды (курсив наш - Д.С.). Сначала он посчитал это знаком того, что проявляющийся архетип создает предрасположенность к поведению определенного типа. Позже, исследуя случаи необыкновенных совпадений, синхронностей (курсив наш - Д.С.), которые сопровождают этот процесс, он пришел к выводу, что архетипы должны каким-то образом влиять на саму ткань феноменального мира. Поскольку они представлялись связующим звеном между материей и психикой, он называл их психоидами. Мы привели это достаточно точно изложение концепции К.Юнга словами С.Грофа

для того, чтобы показать, что сам К.Юнг не дал никаких оснований для сделанного С.Грофом дальнейшего обобщения о взаимопроникновении в психоид е материи и сознание, где грань между ними практически стирается. Концепция С.Грофа послужила основой многим последующим интерпретациям психоида как специфического состояния. Сам С.Гроф понимал его как некое трансперсональное осознание действительности. Однако, здесь как нам представляется, мы ужен выходим из сферы научной психологии и оказываемся на зыбкой почве парапсихологии. Поэтому вернемся к тому основанию, которое представляется достаточно очевидным, а именно пересечению в пространстве и времени трех рядов явлений - физического, психического, физиологического. Обобщение, которое здесь можно сделать, не выходя за рамки рациональных представлений о психическом и физическом, это то, что психоид является по существу не пространственным, а временным феноменом, подобно тому как физический резонансный эффект является совпадением специфическим не для самих пространственных сред, а исключительно для частотных (временных) их характеристик. Речь здесь не идет о том, что психоид есть некоторое подобие или даже вариант резонансного эффекта (хотя существуют и такие модели психического отражения). Речь здесь идет об общем принципе - использования не пространственных, а временных закономерностей при объяснении и изучении природы психоида. Впервые к подобному выводу о не пространственной, а временной (и надвременной) природе психического пришел Н.О.Лосский в своей концепции интуитивизма. Характерно, что предшествующая методология представления психического (психои-да), методология интуитивизма, уделяет первостепенное внимание проблеме соотношения внешнего и внутреннего в знании и психическом в целом. Н.О.Лосский преодолевает изначальную философскую ограниченность субъекта (познания и деятельности), который имеет дело только с миром своего я. Согласно интуитивизму область не-Я так же непосредственно доступна сознанию, как и сфера внутренних душевных переживаний.

у

Эту изначальную и непосредственную данность внешнего мира сознанию Лосский и называет интуицией. «...Интуиция есть непосредственное восприятие познающим субъектом не только своих чувств и хотений, но даже и предметов внешнего мира в подлиннике, т.е. не посредством субъективных образов, символов или конструкций нашего рассудка, а так, как они действительно существуют во внешнем мире». Здесь не отрицается само существование психического образа, но лишь подчеркивается непосредственная представленность в нем объекта. Образ и объект не только существуют (совпадают) в одном (психологическом) времени, но и неотделимы друг от друга. Все деформации объекта, все иные его представления, все его аналитические дробления и синтетические обобщения в образе и мысли жестко связаны с его свойствами и представляют собой и изменения самого объекта (потенциальные или реальные). «Своеобразие этого отношения легко наблюдать, - поясняет далее Н.О.Лосский, - потому что оно сохраняется в строении сознания: оно состоит в том, что наблюдающий субъект и наблюдаемый объект внешнего мира присоединены друг к другу, несмотря на то, что они суть независимые друг от друга части мира (курсив наш - Д.С.). Такую связь можно назвать словом "координация". Чтобы подчеркнуть, что она есть условие познаваемости мира, назовем ее гносеологическою координациею».

Конфликт интересов отсутствует.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Сочивко Д.В. Психодинамика. М. МПСИ. 2007. - 432 с.

2. Психоаналитические термины и понятия: Словарь/Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина/Перев, с англ. А.М. Боковикова, И.Б. Гриншпуна, А. Фильца. — М.: Независимая фирма "Класс", 2000. — 304 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 79).

3. Рудольф Арнхейм Искусство и визуальное восприятие. Москва, «Прогресс», 1974. - 392 с.

4. Веккер, Л. М. Психические процессы: [В 3-х т.]. — Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1974. — Т. 1. Ощущение и восприятие. — 334 с.

5. Ярошевский М. Г. Проблемы детерминизма в психофизиологии XIX в. Душанбе: изд. Душанбинского пединститута имени Т.Г. Шевченко, 1961. 435с.

6. Сеченов, И.М. Физиология нервной системы. Избранные труды. В 4 вып. Вып. 2 / И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.Е. Введенский ; Под общ. ред. К.М. Быкова. - М. : Медгиз,1952. - 623 с.

7. Bleuler E. Psychoide als Prinzip der organischen Entwicklung. B.: Springer, 1925.

8. Сочивко Д.В. Психодинамика криминально-правового инфантилизма как новая форма адаптации личности в современной реальности [Электронный ресурс] /Д.В. Сочивко // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2016. № 1 (12). Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=190 (дата обращения: 30.08.2018г.).

REFERENCES:

1. Sochivko D.V. Psihodinamika[Psychodynamics]. M. MPSI. 2007. - 432 p. (in Russian)

2. Psihoanaliticheskie terminy i ponyatiya: Slovar'[Psychoanalytic terms and concepts: Dictionary]/Pod red. Bornessa EH. Mura i Bernarda D. Faina/Perev, s angl. A.M. Bokovikova, I.B. Grinshpuna, A. Fil'ca. — M.: Nezavisimaya firma "Klass", 2000. — 304 s. — (Biblioteka psihologii i psihoterapii, vyp. 79). (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Rudolf Arnhejm Iskusstvo i vizual'noe vospriyatie [Art and Visual Perception]. Moskva, «Progress», 1974. - 392 p. (in Russian)

4. Vekker, L. M. Psihicheskie processy: [V 3-h t.] [Mental processes: in 3 v.]. — L.: Izd-vo Leningradskogo universiteta, 1974. — T. 1. Oshchushchenie i vospriyatie. — 334 s. (in Russian)

5. YAroshevskij M. G. Problemy determinizma v psihofiziologii XIX v [Problems of determinism in psychophysiology of the XIX century]. Dushanbe: ed. Dushanbe Pedagogical Institute named after T.G. Shevchenko, 1961. 435p. (in Russian)

6. Sechenov, I.M. Fiziologiya nervnoj sistemy. Izbrannye trudy. V 4 vyp. Vyp. 2 [Physiology of the nervous system. Selected works. In the 4th issue. Issue. 2]/ I.M. Sechenov, I.P. Pavlov, N.E. Vvedenskij ; Pod obshch. red. K.M. Bykova. - M. : Med-giz,1952. - 623 s. (in Russian)

7. Bleuler E. Psychoide als Prinzip der organischen Entwicklung. B.: Springer, 1925.

8. Sochivko D.V. Psikhodinamika kriminal'no-pravovogo infantilizma kak novaya forma adaptatsii lichnosti v sovremennoy real'nosti [Psychodynamics of criminal-legal infantilism as a new form of personal adaptation in modern reality] [Electronic resource] / D.V. Sochivko // Lichnost' v menyayushchemsya mire: zdorov'ye, adaptatsiya, razvitiye: setevoy zhurnal [Personality in a changing world: health, adaptation, development: network journal] 2016. № 1 (12). Access mode: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=190 (data obrashcheniya: 30.08.2018г.) (in Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Сочивко Дмитрий Владиславович - доктор психологических наук, профессор кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9, e-mail: sochivo@mail.ru

INFORMATION ABOUT AUTHORS:

Sochivko Dmitry Vladislavovich - doctor of psychology, Professor of General and special psychology with the course of pedagogy of the Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Ryazan Acad. I.P.Pavlov Medical University» of the Ministry of Health of the Russian Federation, Ryazan, Vysokovoltnaya street, 9, e-mail: sochivo @mail.ru

Дата поступления: 28.09.2018г.

Дата принятия в печать: 28.09.2018г.

ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Сочивко Д.В. Психодинамическая идея в ХХ веке: от гештальта к мотивации [Электронный ресурс] Д.В. Сочивко // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2018 т.6 №3 (22). Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=335 (дата обращения: чч.мм.гггг).

REFERENCE FOR CITING:

Sochivko D.V. Psikhodinamicheskaya ideya v XX veke: ot geshtal'ta k motivatsii [Psychodynamic idea in the twentieth century: from Gestalt to motivation] [Electronic resource] / D.V. Sochivko // Lichnost' v menyayushchemsya mire: zdorov'ye, adaptat-siya, razvitiye: setevoy zhurnal [Personality in a changing world: health, adaptation, development: network journal] 2018 v.6 №3 (22). Access mode: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=335 (date of reference: hh.mm.yyyy).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.