Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИИ САМООТНОШЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ, ОБВИНЯЕМЫХ, ОСУЖДЕННЫХ'

К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИИ САМООТНОШЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ, ОБВИНЯЕМЫХ, ОСУЖДЕННЫХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
290
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООТНОШЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПОДОЗРЕВАЕМЫЕ / ОБВИНЯЕМЫЕ / ОСУЖДЕННЫЕ / СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПОДРОСТКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / МЕСТА ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / SELF-RELATION / PERSONALITY / JUVENILES / SUSPECTS / ACCUSED / CONVICTED PERSONS / SUPPORT / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / JUVENILE DELINQUENCY / PLACES OF IMPRISONMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ганишина Ирина Сергеевна, Вэтра Александра Викторовна

Психологическая категория «самоотношение» является неотъемлемой частью формирования личности несовершеннолетнего в условиях заключения (О. В. Гагина, Е. Н. Власова, О. Б. Пашкевич, В. М. Раева, А. А. Кокуев, С. А. Беличева). По данным пенитенциарных психологов и сотрудников воспитательного отдела, готовность к исправлению несовершеннолетнего в первую очередь зависит от особенностей его самоотношения. Объектом исследования является самоотношение несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных мужского пола. Цель исследования - анализ психологических особенностей самоотношения несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных мужского пола. Гипотеза исследования - самоотношение несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных мужского пола характеризуется высоким уровнем самоуверенности, ощущением ценности собственной индивидуальности, наличием внутренних конфликтов и низким уровнем самообвинения. Эмпирическое исследование проводилось на базе ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по г. Москве. В нем приняли участие несовершеннолетние подозреваемые, обвиняемые, осужденные мужского пола. При диагностике психологических особенностей самоотношения несовершеннолетних были использованы следующие методы и методики: психодиагностическая беседа, тестирование (методика исследования самоотношения В. В. Столина, С. Р. Пантелеева; тест Смишека), методы математической статистики (корреляционный анализ). Особенности самоотношения несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных проявляются в высоком уровне самоуверенности, ощущении ценности собственной индивидуальности, наличии внутренних конфликтов, тенденции к отрицанию своей вины и перенесении ответственности на окружающих, что свидетельствует о неадекватности самооценки и самоотношения в целом. Диагностирован повышенный уровень антисоциальной направленности и жестокости несовершеннолетних осужденных мужского пола, педагогическая запущенность, социальная дезадаптация, стремление к самостоятельности, недостаток дистанции в отношениях с другими людьми, повышенная раздражительность и импульсивность, трудности существования в условиях жесткой дисциплины. Результаты проведенного исследования имеют практическую значимость для учреждений уголовно-исполнительной системы в рамках психологического сопровождения несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных в зависимости от особенностей их самоотношения и могут быть использованы с целью формирования у них конструктивных жизненных планов и мотивации к исправлению еще на ранних этапах нахождения в местах лишения свободы (в условиях следственного изолятора).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ганишина Ирина Сергеевна, Вэтра Александра Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF PSYCHOLOGY OF SELF-RELATION AMONG JUVENILE SUSPECTS, ACCUSED, CONVICTS

Today, the issue of conditions for juveniles’ stay in places of liberty deprivation and the transformation of their personal characteristics is topical. Domestic researchers have found that the psychological category of “self-relation” is an integral part of a juvenile’s personality formation in prison (O. V. Gagina, E. N. Vlasova, O. B. Pashkevich, V. M. Raeva, A. A. Kokuev, S. A. Belicheva). According to prison psychologists and employees of the educational department, the readiness to correct a juvenile primarily depends on the characteristics of his self-attitude. The object of research is the self-relation of juvenile suspects, accused, and male convicts. The purpose of the study is to analyze the psychological characteristics of the self-relation of juvenile suspects, accused, and male convicts. The hypothesis of the study - the self-relation of juvenile suspects, accused, and convicted males, which is characterized by a high level of self-confidence, a sense of the value of their own individuality, the presence of internal conflicts, and a low level of self-incrimination. We conducted an empirical study on the basis of the pretrial detention facility No. 5 of the Federal penitentiary service of Russia in Moscow. It was attended by underage suspects, accused persons, and male convicts. We used the following methods and techniques to diagnose psychological features of juvenilesself-relation: psychodiagnostic conversation, testing (MIS method of V. V. Stolin, S. R. Panteleev; Smishek test), methods of mathematical statistics (correlation analysis). The peculiarities of self-relation among juvenile suspects, accused, convicts manifested in a high level of self-confidence, sense of value of their own individuality, the presence of internal conflicts, tendencies to the denial of guilt and the transfer of responsibility for others, that evidence of inadequate self-evaluation and self-relation in general. An increased level of anti-social orientation and cruelty of male juvenile convicts, pedagogical neglect, social maladaptation, desire for independence, lack of distance in relationships with other people, increased irritability and impulsiveness, difficulties of existence in conditions of strict discipline were diagnosed. The results of the study have practical significance for institutions of the Penal system within the framework of psychological support of juvenile suspects, accused, convicted persons, depending on the characteristics of their self-relation and can be used for forming a constructive life plans and motivations to correction at early stages of being in places of detention (in a pretrial detention facility).

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИИ САМООТНОШЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ, ОБВИНЯЕМЫХ, ОСУЖДЕННЫХ»

УДК 159.9:343.815

DOI 10.33463/2687-1238.2020.28(1-4).3.452-461

ИРИНА СЕРГЕЕВНА ГАНИШИНА,

доктор психологических наук, доцент, начальник кафедры юридической психологии и педагогики, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected];

АЛЕКСАНДРА ВИКТОРОВНА ВЭТРА, старший психолог отдела кадров и работы с личным составом, Управление по охране Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В. П. Сербского, УФСИН России по г. Москве, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: s [email protected]

К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИИ САМООТНОШЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ, ОБВИНЯЕМЫХ, ОСУЖДЕННЫХ

Для цитирования

Ганишина, И. С. К вопросу о психологии самоотношения несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных / И. С. Ганишина, А. В. Вэтра // Человек: преступление и наказание. - 2020. - Т. 28(1-4), № 3. - С. 452-461. - DOI : 10.33463/2687-1238.2020.28(1-4).3.452-461.

Аннотация. Психологическая категория «самоотношение» является неотъемлемой частью формирования личности несовершеннолетнего в условиях заключения (О. В. Гагина, Е. Н. Власова, О. Б. Пашкевич, В. М. Раева, А. А. Кокуев, С. А. Бе-личева). По данным пенитенциарных психологов и сотрудников воспитательного отдела, готовность к исправлению несовершеннолетнего в первую очередь зависит от особенностей его самоотношения.

Объектом исследования является самоотношение несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных мужского пола. Цель исследования - анализ психологических особенностей самоотношения несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных мужского пола. Гипотеза исследования -самоотношение несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных мужского пола характеризуется высоким уровнем самоуверенности, ощущением ценности собственной индивидуальности, наличием внутренних конфликтов и низким уровнем самообвинения. Эмпирическое исследование проводилось на базе ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по г. Москве. В нем приняли участие несовершеннолетние подозреваемые, обвиняемые, осужденные мужского пола. При диагностике психологических особенностей самоотношения несовершеннолет-

© Ганишина И. С., Вэтра А. В., 2020

Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

них были использованы следующие методы и методики: психодиагностическая беседа, тестирование (методика исследования самоотношения В. В. Столина, С. Р. Пантелеева; тест Смишека), методы математической статистики (корреляционный анализ). Особенности самоотношения несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных проявляются в высоком уровне самоуверенности, ощущении ценности собственной индивидуальности, наличии внутренних конфликтов, тенденции к отрицанию своей вины и перенесении ответственности на окружающих, что свидетельствует о неадекватности самооценки и самоотношения в целом. Диагностирован повышенный уровень антисоциальной направленности и жестокости несовершеннолетних осужденных мужского пола, педагогическая запущенность, социальная дезадаптация, стремление к самостоятельности, недостаток дистанции в отношениях с другими людьми, повышенная раздражительность и импульсивность, трудности существования в условиях жесткой дисциплины. Результаты проведенного исследования имеют практическую значимость для учреждений уголовно-исполнительной системы в рамках психологического сопровождения несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных в зависимости от особенностей их самоотношения и могут быть использованы с целью формирования у них конструктивных жизненных планов и мотивации к исправлению еще на ранних этапах нахождения в местах лишения свободы (в условиях следственного изолятора).

Ключевые слова: самоотношение, личность, несовершеннолетние, подозреваемые, обвиняемые, осужденные, сопровождение, психологическое сопровождение, подростковая преступность, места лишения свободы.

Введение

Актуальность исследования психологии самоотношения несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных обусловлена рядом причин. Во-первых, несовершеннолетние представляют особый интерес для государства как будущее поколение России со своим представлением о морали, ценностях, культуре, законодательстве, обществе и о себе. Во-вторых, попадая в места лишения свободы, несовершеннолетние подозреваемые, обвиняемые, осужденные ввиду социально-психологических особенностей подвержены усвоению криминальных норм, правил и ценностей, что противоречит общественной морали и нравственности. В-третьих, рядом авторов выявлено, что категория «самоотношение» является неотъемлемой частью становления личности несовершеннолетнего в условиях заключения (О. В. Гагина [4], Е. Н. Власова [3], О. Б. Пашкевич [12], А. А. Кокуев [9], В. М. Раева [14], С. А. Беличева [2]), поэтому от степени конструктивной сформированности самоотношения зависит их готовность и желание измениться. В силу этого изучение особенностей самоотношения несовершеннолетних, находящихся в условиях следственного изолятора, необходимо для эффективности исправительного процесса в целом.

Согласно исследованиям В. Н. Мясищева [10, с. 16] и Н. И. Сарджвеладзе [15], самоотношение представляет собой вид человеческих отношений, основанный на системе эмоционально-ценностного отношения к себе, зависящий от особенностей мышления данного субъекта.

Проблема самоотношения лиц, находящихся в местах лишения свободы, в отечественной литературе освещена в эмпирических исследованиях Д. В. Сочивко [16], А. В. Пи-щелко [13], Ю. М. Антоняна [1], В. М. Раевой [14], О. А. Падун [11], М. М. Калашниковой

[7], О. В. Гагиной [4], О. А. Топильской [17] и др. Труды зарубежных психологов, косвенно затрагивающие проблему самоотношения личности несовершеннолетних преступников, носят преимущественно теоретический характер (Kaplan [20], Mischel [21], Diener [19]).

В большинстве исследований в области индивидуально-личностных особенностей несовершеннолетних, содержащихся в местах лишения свободы, описаны следующие характеристики данной категории лиц: отсутствие или недостаток критического отношения к себе и другим, позитивная оценка своих асоциальных поступков, деформация ценностной сферы самосознания и неспособность оценивать последствия собственных действий.

Значительный вклад в исследование самоотношения личности несовершеннолетних преступников внесла О. В. Гагина, которая выявила, что их личность характеризуется низким уровнем развития самосознания, отрицанием чувства вины за совершенные преступления, демонстративным самобичеванием [4, с. 254].

Пенитенциарными психологами установлено, что период пребывания в условиях следственного изолятора является критичным для несовершеннолетнего (Д. В. Со-чивко, А. И. Ушатиков) [13]. Человек, находясь в следственном изоляторе, переживает определенные этапы в уголовном и моральном плане (осознание совершенного деяния, переосмысление ценностей, адаптация к нормам поведения и т. д.), в ходе которых формируются своеобразное мировоззрение, самоотношение и самосознание, которые отражаются на его поведении и личности в целом [18]. Каким будет самоотношение несовершеннолетнего, зависит от своевременности психологического сопровождения.

Методы исследования

При диагностическом обследовании нами использовались эмпирические методы: психодиагностическая беседа, тестирование, методы математической статистики (корреляционный анализ). Для диагностики особенностей самоотношения несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных мы использовали методику исследования самоотношения (МИС) (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев), а для выявления их личностных особенностей - методику исследования акцентуаций характера «Смишек» (Х. Смишек). С целью обработки полученных в ходе диагностики данных использовалась программа Psychometric Expert (9.1.0).

Результаты исследования

В рамках исследования самоотношения несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных мужского пола мы провели анализ уголовно-правовых, социально-демографических и индивидуально-психологических особенностей их личности.

Уголовно-правовые особенности личности несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных характеризуются содержанием преступлений и поведением в условиях следственного изолятора. Анализ преступлений, совершенных несовершеннолетними мужского пола, показал, что большую часть среди них составляют преступления против жизни и здоровья, против половой свободы личности (ст. 105, 111, 131-132, 162 УК РФ) - 68 %; против собственности (ст. 158, 161 УК РФ) - 20 %; преступления, связанные с незаконным приобретением, хранением наркотических средств (ст. 228 УК РФ), - 12 %. При изучении особенностей поведения в учреждении выявлено, что 46 % несовершеннолетних нарушали режим содержания; 38 % - состояли на профилактическом учете в учреждении (склонны к суициду и членовредительству, нарушению режима и порядка в учреждении, употреблению наркотических веществ). Полученные результаты указывают на повышенный уровень антисоциальной направленности и жестокости несовершеннолетних, находящихся в местах лишения свободы. Выраженное делинквентное

поведение в совокупности с содержанием в условиях изоляции способствует подмене нравственных понятий и социальных ценностей, возникновению у несовершеннолетних деструктивного мышления, негативного самосознания и самоотношения.

При анализе социально-демографических особенностей личности несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных мужского пола мы изучали такие показатели, как возраст, семейные условия, образование. В следственном изоляторе на момент проведения исследования содержались 40 несовершеннолетних мужского пола в возрасте 17 лет (84 %) и 16 лет (16 %). Анализируя особенности воспитания в семье, мы выявили, что 67 % несовершеннолетних мужского пола воспитывала только мать либо они находились под опекой, и только 33 % воспитывались в полной семье. 38 % подозреваемых, обвиняемых, осужденных характеризовали свои взаимоотношения в семье как благоприятные. По данным ученых, неблагополучные семейные условия [5] способствуют развитию у подростка дефицита внимания, низкой или неадекватной самооценки, которую они стремятся компенсировать в форме асоциального и демонстративного поведения. Что касается показателя образования, то на момент попадания в следственный изолятор 12 % несовершеннолетних учились в колледже, 6 - проходили обучение в 11-м классе, 20 - в 10-м, 30 - в 9-м, 22 % - в 8-м классе. Многие из обследуемых несовершеннолетних оставались в школе на второй год. Анализ социально-демографических показателей свидетельствует о низком уровне внимания со стороны семьи, педагогической запущенности и социальной дезадаптации.

Диагностика индивидуально-психологических особенностей позволила нам широко раскрыть особенности изучаемого феномена психологии самоотношения несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных мужского пола. В рамках диагностики использовались психодиагностическая беседа, тестирование, методы математической статистики (корреляционный анализ).

В самом начале психодиагностической беседы мы просили несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных рассказать о своей жизни до момента попадания в следственный изолятор. Большинство из них описывали ее как веселую и счастливую, в ней присутствовали семья, друзья, деньги, беззаботность и удовольствие (алкоголь, наркотики и девочки). Описание несовершеннолетними мужского пола жизненной ситуации в определенный период является важным диагностическим критерием отношения к своему образу жизни и к самому себе.

Далее несовершеннолетним предлагалось охарактеризовать свою жизнь с момента попадания в следственный изолятор. Ответы обследуемых разделились практически поровну: 48 % считают ее нейтральной, нормальной, иногда веселой («думал, что будет хуже»), 52 % - скучной, грустной, нервной. На данном этапе интервью наблюдается четкое разделение несовершеннолетних по отношению к сложившейся жизненной ситуации: диагностируется позитивное либо негативное самоотношение.

Наиболее важный вопрос для изучения самоотношения заключался в отношении обследуемых к совершенному ими преступлению. Примерно треть несовершеннолетних (36 %) заявили, что негативно относятся к совершенному преступлению, но практически никто из них не сказал, что сожалеет о содеянном. Две трети обследуемых несовершеннолетних (64 %) настаивают на своей невиновности либо оправдывают совершенные ими преступления («я не считаю данный поступок преступлением»).

В рамках диагностической беседы нас интересовал ответ на вопрос «Как вы относитесь к человеку, преступившему закон?» Большинство несовершеннолетних (72 %) ответили «равнодушно» и «нейтрально», а также «в зависимости от мотивов и обсто-

ятельств преступника». Однако некоторые подозреваемые, обвиняемые, осужденные (28 %) говорили о положительном отношении к такому человеку («значит, ему нужно было так сделать»). Мы считаем, что полученные данные свидетельствуют о пониженном уровне социальной ответственности, недостаточном осознании нормативности и нравственности поведения, равнодушии к другим, а следовательно, и о необходимости проведения психокоррекционной и воспитательной работы.

Отвечая на вопрос «Опишите ваши черты характера, какой вы человек?», практически все несовершеннолетние использовали в описании себя такие характеристики, как «добрый», «доброжелательный», «спокойный», «невспыльчивый», «тихий», «веселый». Только 9 % обследованных говорили о себе как об импульсивном и эмоциональном человеке.

На заключительном этапе психодиагностической беседы мы попросили несовершеннолетних описать, какой они видят свою будущую жизнь (примерно через 10 лет). 52 % из них ответили, что планируют быть успешными, завести семью, открыть свой бизнес или построить карьеру (при этом данные подозреваемые, обвиняемые, осужденные мужского пола, по словам воспитателей, нерегулярно посещают учебные занятия и не интересуются саморазвитием). Другая же часть несовершеннолетних (48 %) не смогли описать свою жизнь в будущем («я о таком не задумываюсь и живу сегодняшним днем», «все зависит от Бога», «я ничего не хочу и не планирую»). Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что у многих несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных не сформированы жизненные цели и практически у всех - жизненные стратегии, то есть способы реализации данных целей и планов. По данным Е. Н. Кожевниковой, на успешное формирование жизненных стратегий влияет конструктивное самоотношение [8, с. 155].

В ходе изучения самоотношения личности несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных нами применялась в рамках метода тестирования МИС (В. В. Сто-лин, С. Р. Пантелеев). Согласно авторам-разработчикам, самоотношение понимается как многоуровневая эмоционально-оценочная система, чувство в адрес собственного Я.

Анализ психодиагностических данных позволил нам выявить и описать ряд показателей самоотношения личности несовершеннолетних. Высокий и выше среднего показатели выявлены по шкалам: самоуверенность (С_ув) - указывает на стремление к успеху, довольство собой и уверенность в решении жизненных вопросов; самоценность (С_ц) - означает, что несовершеннолетние осознают свою неповторимость, индивидуальность; внутренняя конфликтность (ВК) - характеризуется негативным фоном отношения к себе, несогласием со своим Я. Подобные результаты свидетельствуют о стремлении к определенному образу перед собой, характеризуются внутренней личностной незрелостью, рассогласованностью отношения к себе (рис. 1).

Средний уровень диагностируется по шкалам: открытость (О) - указывает на избирательное отношение несовершеннолетнего к себе, саморуководство (С_рк) - в знакомых ситуациях несовершеннолетний способен к личностному самоконтролю, однако в новых для себя обстоятельствах (условия следственного изолятора) волевой контроль ослабевает и усиливается вероятность подчинения средовым воздействиям; отраженное самоотношение (С_от) - с точки зрения несовершеннолетних, только определенные качества личности могут заслуживать уважения окружающих, остальные же вызывают у последних неприятие (обычно такое мнение подростка отличается от общепринятого «хорошо-плохо», что приводит к дальнейшему искажению самоотношения); самопринятие (С_пр) - означает склонность принимать не все достоинства своей личности и

10

О

С_ув С_рук С_от С_ц С_пр С_прв

ВК

С об

Рис. 1. Средние значения несовершеннолетних по методике исследования самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев)

Примечание. Эмпирическое значение в стенах Кеттелла (крайние 1 и 10 баллов), где шкала О -открытость, шкала С_ув - самоуверенность, шкала С_рук - саморуководство, шкала С_от - отраженное самоотношение, шкала С_ц - самоценность, шкала С_пр - самопринятие, шкала С_прв -самопривязанность, шкала ВК - внутренняя конфликтность, шкала С_об - самообвинение.

критиковать не все недостатки; самопривязанность (С_прв) - возможное стремление к изменению лишь некоторых своих качеств личности, но при сохранении большинства других.

Низкий показатель выявлен по шкале самообвинения (С_об), что указывает на отрицание собственной вины, перенесение ответственности на других и в целом внеш-необвиняющую личностную позицию.

По результатам психодиагностического исследования по МИС (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев) мы пришли к выводу, что личность несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных мужского пола характеризуется высоким уровнем самоуверенности, смелостью в общении, стремлением к успеху, недолгим переживанием проблем, ощущением ценности собственной личности и неповторимости. Несовершеннолетние не склонны принимать свои достоинства и критиковать свои недостатки, они имеют внутренние конфликты, сомнения, несогласия с собой. В характеристиках самоотношения преобладает тенденция к отрицанию собственной вины, обвинению преимущественно других лиц, перенесению ответственности на окружающих.

Более подробное изучение индивидуально-психологических особенностей личности несовершеннолетних осуществлялось нами путем статистического анализа средних значений по методике Смишека. С помощью данной методики определяется акценту-ированность личности, поэтому показатели мы описали в зависимости от степени выраженности (рис. 2).

Так, высокая и выше среднего выраженность проявляется у несовершеннолетних мужского пола по шкалам: гипертимность (Гип) - указывает на повышенную активность, общительность, изобретательность, склонность к необдуманным поступкам, импульсивность, недостаток терпения и дистанции с окружающими; застревание (Зас) - характеризуется обидчивостью, подозрительностью, мстительностью, инициативностью в создании конфликтных ситуаций; эмотивность (Эм) - указывает на чувствительность, тревожность; возбудимость (Воз) - проявляется как повышенная импульсивность, вспыльчивость, склонность к брани, нежелание учиться; демонстративность (Дем) -

9

8

7

4

3

указывает на эгоцентричность, равнодушие к будущему, легкость в установлении контактов, лживость и притворство, потребность в признании своей личности.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

Гип Зас Пед Эм Тр Цик Воз Дис Дем Экз

Рис. 2. Средние значения несовершеннолетних по методике Смишека

Примечание. Эмпирическое значение в стенах Кеттелла (крайние 1 и 10 баллов), где шкала Гип - гипертимность, шкала Зас - застревание, шкала Эм - эмотивность, шкала Пед - педантичность, шкала Тр - тревожность, шкала Цик - циклотимия, шкала Воз - возбудимость, шкала Дис -дистимность, шкала Дем - демонстративность, шкала Экз - экзальтированность.

На уровне тенденции находятся показатели: педантичность (Пед) - указывает на нормальное протекание психических процессов, активность, отсутствие каких-либо сомнений; циклотимия (Цик) - быстрота реакций и мышления, отклика эмоций, несовершеннолетним несвойственна частая смена настроения, и оно не влияет на их самооценку; дистимность (Дис) - выражается в отсутствии концентрации на мрачных сторонах жизни, оптимистичности; экзальтированность (Экз) - отсутствие повышенной контактности, лабильности психики, альтруистичности, в ряде случаев и чувстве сострадания; в большей степени в данной категории акцентуированности выделяется показатель тревожности (Тр), указывающий на вероятные проявления у испытуемых неуверенности в себе, застенчивости, старание замаскировать под самоуверенность чувство неполноценности.

Полученные результаты по методике Смишека позволили нам определить, что большинству несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных мужского пола свойственны повышенная активность, стремление к самостоятельности, общительность, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими, легкомысленность, поверхностность в поведении. Такие несовершеннолетние склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, им трудно переносить условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность и вынужденное одиночество. Им также присущи повышенная импульсивность, вспыльчивость, склонность к брани, созданию конфликтных ситуаций, нежелание учиться, при этом им несвойственна частая смена настроения и оно не влияет на самооценку. Данные несовершеннолетние равнодушны к будущему, живут сегодняшним днем; их поведение отличается демонстративностью, подвижностью, для них характерны легкость в установлении контактов, лживость и притворство, потребность в признании, во внимании к своей личности со стороны других, эгоцентризм.

При проведении корреляционного анализа (коэффициент Пирсона) на уровне значимости р < 0,05 мы установили следующие взаимосвязи (методики «МИС» и «Смишек»): самоуверенность - демонстративность (0,449), саморуководство - дистимность»

(-0,448). Анализ полученных данных позволил нам установить, что несовершеннолетние подозреваемые, обвиняемые, осужденные мужского пола, отличающиеся демонстративностью, подвижностью, активностью, легкостью в установлении контактов, лживостью и эгоцентричностью, обладают высоким уровнем самоуверенности и стремлением к успеху.

Шкала Дис Дем

С_ув -0,255 0,449*

С_рук -0,448* -0,227

Несовершеннолетние, характеризующиеся серьезностью, пессимистическим отношением к будущему, заниженной самооценкой, низкой контактностью, обостренным чувством справедливости, обладают низким уровнем саморуководства, имеют слабую саморегуляцию и недостаточный волевой контроль для преодоления внешних и внутренних препятствий, склонны обвинять в своих проблемах окружающих, а переживания по поводу собственной жизни у них сопровождаются внутренним напряжением.

Таким образом, можно сделать вывод, что самоотношение несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных мужского пола зависит от индивидуально-психологических особенностей их личности и характеризуется высоким уровнем самоуверенности, ощущением ценности собственной индивидуальности, наличием внутренних конфликтов, тенденцией к отрицанию своей вины и перенесением ответственности на окружающих. Полученные результаты указывают на необходимость коррекции выявленных психологических особенностей несовершеннолетних.

Обсуждение

По результатам эмпирического исследования мы пришли к следующим выводам:

1. По мнению отечественных ученых (В. Н. Мясищев, Н. И. Сарджвеладзе) термин «самоотношение» понимается как вид человеческих отношений, основанный на системе эмоционально-ценностного отношения к себе, зависящий от особенностей мышления субъекта.

2. Результаты проведенного нами анализа уголовно-правовых, социально-демографических и индивидуально-психологических особенностей несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных мужского пола свидетельствуют о повышенном уровне антисоциальной направленности и жестокости, педагогической запущенности, социальной дезадаптации, стремлении к самостоятельности, недостатке дистанции в отношениях с другими людьми, повышенной раздражительности и импульсивности, трудностях существования в условиях жесткой дисциплины, демонстративности поведения, лживости и эгоцентричности.

3. Самоотношение несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных мужского пола в большинстве случаев проявляется в высоком уровне самоуверенности, ощущении ценности собственной индивидуальности, наличии внутренних конфликтов, тенденции к отрицанию собственной вины и перенесении ответственности на окружающих. Вышеуказанные показатели в совокупности с результатами самоописания несовершеннолетних свидетельствуют о неадекватности самооценки и самоотношения в целом.

4. Установлена взаимосвязь акцентуаций характера с некоторыми индивидуально-психологическими особенностями личности несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных мужского пола и особенностями их самоотношения. Несовершеннолетние с демонстративным типом личности обладают высоким уровнем самоуверенности

и стремлением к успеху, с дистимическим - имеют низкий уровень саморуководства, у них отсутствует тенденция к поиску причин поступков и результатов в самом себе.

5. Полученные результаты исследования позволят практическим психологам и сотрудникам воспитательных служб составлять индивидуальные планы психологического сопровождения несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных в зависимости от особенностей их самоотношения, что будет способствовать не только своевременной коррекции негативных особенностей самоотношения, но и формированию у несовершеннолетних конструктивных жизненных планов, стратегий их реализации, мотивации к саморазвитию и исправлению еще до момента попадания в воспитательные колонии (на этапе нахождения в условиях следственного изолятора).

Библиографический список

1. Антонян Ю. М., Эминов В. Е. Личность преступника. Криминолого-психологическое исследование : монография. М. : Норма ; ИНФРА-М, 2018. 368 с.

2. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М. : Социальное здоровье России, 1994. 224 с.

3. Власова Е. Н. Влияние социальной изоляции на личность несовершеннолетнего правонарушителя в условиях центра временной изоляции : дис. ... канд. психол. наук. М. : Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, 2000. 119 с.

4. Гагина О. В. Особенности самосознания несовершеннолетних преступников, осужденных за насильственные преступления // Актуальные проблемы теории и практики судебной экспертизы : Междунар. конф. «Восток - Запад: партнерство в судебной экспертизе» 6-10 сентября 2004 г. : доклады и сообщения. Н. Новгород, 2004. С. 251-255.

5. Ганишина И. С., Ушатиков А. И. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних : учеб. пособие. М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж : МОДЭК, 2006. 288 с.

6. Ганишина И. С., Воронин Р. М. О типологии личности наркозависимых несовершеннолетних // Прикладная юридическая психология. 2019. № 4(49). С. 34-38.

7. Калашникова М. М. Психология ответственности личности несовершеннолетних осужденных женского пола, отбывающих наказание в воспитательных колониях : дис. ... канд. психол. наук. Рязань : Академия ФСИН России, 2012. 286 с.

8. Кожевникова Е. Н. Формирование жизненных стратегий условно осужденных несовершеннолетних : дис. ... канд. психол. наук. Рязань : Московский государственный лингвистический университет, 2017. 299 с.

9. Кокуев А. А. Особенности доверия к себе и другим у несовершеннолетних преступников, отбывающих наказание в виде лишения свободы : дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д : Ростовский государственный университет, 2003. 218 с.

10. Мясищев В. Н. Психология отношений: избранные психологические труды / под ред. А. А. Бодалева. М. : Институт практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1995. 356 с.

11. Падун О. А. Психологические особенности личности несовершеннолетних, осужденных за совершение корыстно-насильственных преступлений : дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д : Ростовский государственный университет, 2005. 163 с.

12. Пашкевич О. Б. Некоторые особенности образа «Я» осужденных, находящихся в пенитенциарных условиях. URL : http://www.38.fsin.su/territory/Irkutsk/doc/paschkevich_ obraz-Ya.pdf (дата обращения: 16.10.2019).

13. Пищелко А. В., Сочивко Д. В. Реадаптация и ресоциализация. М. : ПЕРСЭ, 2003. 208 с.

14. Раева В. М. Особенности Я-концепции несовершеннолетних правонарушителей : дис. ... канд. психол. наук. М. : Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, 20 00. 174 с.

15. Сарджвеладзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с окружающей средой. Тбилиси : Мецниереба, 1989. 206 с.

16. Сочивко Д. В., Крымов А. А., Попов В. В., Симакова Т. А. Психологическая поддержка позитивных трансформаций личности несовершеннолетних осужденных в облегченных условиях содержания (воспитательных центрах) : монография. Рязань : Академия ФСИН России, 2013. 160 с.

17. Топильская О. А. Специфика самоотношения в структуре личности осужденных, совершивших преступления сексуального характера // Социально-экономические явления и процессы. 2015. Т. 10, № 4. С. 153-162.

18. Ушатиков А. И. Основы пенитенциарной психологии : учеб. пособие. Рязань : Академия права и управления Минюста России, 2001. 536 с.

19. Diener, E. 1979, 'Deindividuation, self-awareness, and disinhibition', Journal of Personality and Social Psychology, iss. 37(7), pp. 1160-1171.

20. Kaplan, H. B. 1975, Self-Attitudes and Deviant Behavior, Pacific Palisades, Calif.

21. Mischel, W. 1968, Personality and assessment, Wiley, N. Y.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.