УДК 159.9:343.815
DOI 10.33463/2687-1238.2020.28(1-4).3.452-461
ИРИНА СЕРГЕЕВНА ГАНИШИНА,
доктор психологических наук, доцент, начальник кафедры юридической психологии и педагогики, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected];
АЛЕКСАНДРА ВИКТОРОВНА ВЭТРА, старший психолог отдела кадров и работы с личным составом, Управление по охране Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В. П. Сербского, УФСИН России по г. Москве, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: s [email protected]
К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИИ САМООТНОШЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ, ОБВИНЯЕМЫХ, ОСУЖДЕННЫХ
Для цитирования
Ганишина, И. С. К вопросу о психологии самоотношения несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных / И. С. Ганишина, А. В. Вэтра // Человек: преступление и наказание. - 2020. - Т. 28(1-4), № 3. - С. 452-461. - DOI : 10.33463/2687-1238.2020.28(1-4).3.452-461.
Аннотация. Психологическая категория «самоотношение» является неотъемлемой частью формирования личности несовершеннолетнего в условиях заключения (О. В. Гагина, Е. Н. Власова, О. Б. Пашкевич, В. М. Раева, А. А. Кокуев, С. А. Бе-личева). По данным пенитенциарных психологов и сотрудников воспитательного отдела, готовность к исправлению несовершеннолетнего в первую очередь зависит от особенностей его самоотношения.
Объектом исследования является самоотношение несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных мужского пола. Цель исследования - анализ психологических особенностей самоотношения несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных мужского пола. Гипотеза исследования -самоотношение несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных мужского пола характеризуется высоким уровнем самоуверенности, ощущением ценности собственной индивидуальности, наличием внутренних конфликтов и низким уровнем самообвинения. Эмпирическое исследование проводилось на базе ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по г. Москве. В нем приняли участие несовершеннолетние подозреваемые, обвиняемые, осужденные мужского пола. При диагностике психологических особенностей самоотношения несовершеннолет-
© Ганишина И. С., Вэтра А. В., 2020
Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
них были использованы следующие методы и методики: психодиагностическая беседа, тестирование (методика исследования самоотношения В. В. Столина, С. Р. Пантелеева; тест Смишека), методы математической статистики (корреляционный анализ). Особенности самоотношения несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных проявляются в высоком уровне самоуверенности, ощущении ценности собственной индивидуальности, наличии внутренних конфликтов, тенденции к отрицанию своей вины и перенесении ответственности на окружающих, что свидетельствует о неадекватности самооценки и самоотношения в целом. Диагностирован повышенный уровень антисоциальной направленности и жестокости несовершеннолетних осужденных мужского пола, педагогическая запущенность, социальная дезадаптация, стремление к самостоятельности, недостаток дистанции в отношениях с другими людьми, повышенная раздражительность и импульсивность, трудности существования в условиях жесткой дисциплины. Результаты проведенного исследования имеют практическую значимость для учреждений уголовно-исполнительной системы в рамках психологического сопровождения несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных в зависимости от особенностей их самоотношения и могут быть использованы с целью формирования у них конструктивных жизненных планов и мотивации к исправлению еще на ранних этапах нахождения в местах лишения свободы (в условиях следственного изолятора).
Ключевые слова: самоотношение, личность, несовершеннолетние, подозреваемые, обвиняемые, осужденные, сопровождение, психологическое сопровождение, подростковая преступность, места лишения свободы.
Введение
Актуальность исследования психологии самоотношения несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных обусловлена рядом причин. Во-первых, несовершеннолетние представляют особый интерес для государства как будущее поколение России со своим представлением о морали, ценностях, культуре, законодательстве, обществе и о себе. Во-вторых, попадая в места лишения свободы, несовершеннолетние подозреваемые, обвиняемые, осужденные ввиду социально-психологических особенностей подвержены усвоению криминальных норм, правил и ценностей, что противоречит общественной морали и нравственности. В-третьих, рядом авторов выявлено, что категория «самоотношение» является неотъемлемой частью становления личности несовершеннолетнего в условиях заключения (О. В. Гагина [4], Е. Н. Власова [3], О. Б. Пашкевич [12], А. А. Кокуев [9], В. М. Раева [14], С. А. Беличева [2]), поэтому от степени конструктивной сформированности самоотношения зависит их готовность и желание измениться. В силу этого изучение особенностей самоотношения несовершеннолетних, находящихся в условиях следственного изолятора, необходимо для эффективности исправительного процесса в целом.
Согласно исследованиям В. Н. Мясищева [10, с. 16] и Н. И. Сарджвеладзе [15], самоотношение представляет собой вид человеческих отношений, основанный на системе эмоционально-ценностного отношения к себе, зависящий от особенностей мышления данного субъекта.
Проблема самоотношения лиц, находящихся в местах лишения свободы, в отечественной литературе освещена в эмпирических исследованиях Д. В. Сочивко [16], А. В. Пи-щелко [13], Ю. М. Антоняна [1], В. М. Раевой [14], О. А. Падун [11], М. М. Калашниковой
[7], О. В. Гагиной [4], О. А. Топильской [17] и др. Труды зарубежных психологов, косвенно затрагивающие проблему самоотношения личности несовершеннолетних преступников, носят преимущественно теоретический характер (Kaplan [20], Mischel [21], Diener [19]).
В большинстве исследований в области индивидуально-личностных особенностей несовершеннолетних, содержащихся в местах лишения свободы, описаны следующие характеристики данной категории лиц: отсутствие или недостаток критического отношения к себе и другим, позитивная оценка своих асоциальных поступков, деформация ценностной сферы самосознания и неспособность оценивать последствия собственных действий.
Значительный вклад в исследование самоотношения личности несовершеннолетних преступников внесла О. В. Гагина, которая выявила, что их личность характеризуется низким уровнем развития самосознания, отрицанием чувства вины за совершенные преступления, демонстративным самобичеванием [4, с. 254].
Пенитенциарными психологами установлено, что период пребывания в условиях следственного изолятора является критичным для несовершеннолетнего (Д. В. Со-чивко, А. И. Ушатиков) [13]. Человек, находясь в следственном изоляторе, переживает определенные этапы в уголовном и моральном плане (осознание совершенного деяния, переосмысление ценностей, адаптация к нормам поведения и т. д.), в ходе которых формируются своеобразное мировоззрение, самоотношение и самосознание, которые отражаются на его поведении и личности в целом [18]. Каким будет самоотношение несовершеннолетнего, зависит от своевременности психологического сопровождения.
Методы исследования
При диагностическом обследовании нами использовались эмпирические методы: психодиагностическая беседа, тестирование, методы математической статистики (корреляционный анализ). Для диагностики особенностей самоотношения несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных мы использовали методику исследования самоотношения (МИС) (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев), а для выявления их личностных особенностей - методику исследования акцентуаций характера «Смишек» (Х. Смишек). С целью обработки полученных в ходе диагностики данных использовалась программа Psychometric Expert (9.1.0).
Результаты исследования
В рамках исследования самоотношения несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных мужского пола мы провели анализ уголовно-правовых, социально-демографических и индивидуально-психологических особенностей их личности.
Уголовно-правовые особенности личности несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных характеризуются содержанием преступлений и поведением в условиях следственного изолятора. Анализ преступлений, совершенных несовершеннолетними мужского пола, показал, что большую часть среди них составляют преступления против жизни и здоровья, против половой свободы личности (ст. 105, 111, 131-132, 162 УК РФ) - 68 %; против собственности (ст. 158, 161 УК РФ) - 20 %; преступления, связанные с незаконным приобретением, хранением наркотических средств (ст. 228 УК РФ), - 12 %. При изучении особенностей поведения в учреждении выявлено, что 46 % несовершеннолетних нарушали режим содержания; 38 % - состояли на профилактическом учете в учреждении (склонны к суициду и членовредительству, нарушению режима и порядка в учреждении, употреблению наркотических веществ). Полученные результаты указывают на повышенный уровень антисоциальной направленности и жестокости несовершеннолетних, находящихся в местах лишения свободы. Выраженное делинквентное
поведение в совокупности с содержанием в условиях изоляции способствует подмене нравственных понятий и социальных ценностей, возникновению у несовершеннолетних деструктивного мышления, негативного самосознания и самоотношения.
При анализе социально-демографических особенностей личности несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных мужского пола мы изучали такие показатели, как возраст, семейные условия, образование. В следственном изоляторе на момент проведения исследования содержались 40 несовершеннолетних мужского пола в возрасте 17 лет (84 %) и 16 лет (16 %). Анализируя особенности воспитания в семье, мы выявили, что 67 % несовершеннолетних мужского пола воспитывала только мать либо они находились под опекой, и только 33 % воспитывались в полной семье. 38 % подозреваемых, обвиняемых, осужденных характеризовали свои взаимоотношения в семье как благоприятные. По данным ученых, неблагополучные семейные условия [5] способствуют развитию у подростка дефицита внимания, низкой или неадекватной самооценки, которую они стремятся компенсировать в форме асоциального и демонстративного поведения. Что касается показателя образования, то на момент попадания в следственный изолятор 12 % несовершеннолетних учились в колледже, 6 - проходили обучение в 11-м классе, 20 - в 10-м, 30 - в 9-м, 22 % - в 8-м классе. Многие из обследуемых несовершеннолетних оставались в школе на второй год. Анализ социально-демографических показателей свидетельствует о низком уровне внимания со стороны семьи, педагогической запущенности и социальной дезадаптации.
Диагностика индивидуально-психологических особенностей позволила нам широко раскрыть особенности изучаемого феномена психологии самоотношения несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных мужского пола. В рамках диагностики использовались психодиагностическая беседа, тестирование, методы математической статистики (корреляционный анализ).
В самом начале психодиагностической беседы мы просили несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных рассказать о своей жизни до момента попадания в следственный изолятор. Большинство из них описывали ее как веселую и счастливую, в ней присутствовали семья, друзья, деньги, беззаботность и удовольствие (алкоголь, наркотики и девочки). Описание несовершеннолетними мужского пола жизненной ситуации в определенный период является важным диагностическим критерием отношения к своему образу жизни и к самому себе.
Далее несовершеннолетним предлагалось охарактеризовать свою жизнь с момента попадания в следственный изолятор. Ответы обследуемых разделились практически поровну: 48 % считают ее нейтральной, нормальной, иногда веселой («думал, что будет хуже»), 52 % - скучной, грустной, нервной. На данном этапе интервью наблюдается четкое разделение несовершеннолетних по отношению к сложившейся жизненной ситуации: диагностируется позитивное либо негативное самоотношение.
Наиболее важный вопрос для изучения самоотношения заключался в отношении обследуемых к совершенному ими преступлению. Примерно треть несовершеннолетних (36 %) заявили, что негативно относятся к совершенному преступлению, но практически никто из них не сказал, что сожалеет о содеянном. Две трети обследуемых несовершеннолетних (64 %) настаивают на своей невиновности либо оправдывают совершенные ими преступления («я не считаю данный поступок преступлением»).
В рамках диагностической беседы нас интересовал ответ на вопрос «Как вы относитесь к человеку, преступившему закон?» Большинство несовершеннолетних (72 %) ответили «равнодушно» и «нейтрально», а также «в зависимости от мотивов и обсто-
ятельств преступника». Однако некоторые подозреваемые, обвиняемые, осужденные (28 %) говорили о положительном отношении к такому человеку («значит, ему нужно было так сделать»). Мы считаем, что полученные данные свидетельствуют о пониженном уровне социальной ответственности, недостаточном осознании нормативности и нравственности поведения, равнодушии к другим, а следовательно, и о необходимости проведения психокоррекционной и воспитательной работы.
Отвечая на вопрос «Опишите ваши черты характера, какой вы человек?», практически все несовершеннолетние использовали в описании себя такие характеристики, как «добрый», «доброжелательный», «спокойный», «невспыльчивый», «тихий», «веселый». Только 9 % обследованных говорили о себе как об импульсивном и эмоциональном человеке.
На заключительном этапе психодиагностической беседы мы попросили несовершеннолетних описать, какой они видят свою будущую жизнь (примерно через 10 лет). 52 % из них ответили, что планируют быть успешными, завести семью, открыть свой бизнес или построить карьеру (при этом данные подозреваемые, обвиняемые, осужденные мужского пола, по словам воспитателей, нерегулярно посещают учебные занятия и не интересуются саморазвитием). Другая же часть несовершеннолетних (48 %) не смогли описать свою жизнь в будущем («я о таком не задумываюсь и живу сегодняшним днем», «все зависит от Бога», «я ничего не хочу и не планирую»). Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что у многих несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных не сформированы жизненные цели и практически у всех - жизненные стратегии, то есть способы реализации данных целей и планов. По данным Е. Н. Кожевниковой, на успешное формирование жизненных стратегий влияет конструктивное самоотношение [8, с. 155].
В ходе изучения самоотношения личности несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных нами применялась в рамках метода тестирования МИС (В. В. Сто-лин, С. Р. Пантелеев). Согласно авторам-разработчикам, самоотношение понимается как многоуровневая эмоционально-оценочная система, чувство в адрес собственного Я.
Анализ психодиагностических данных позволил нам выявить и описать ряд показателей самоотношения личности несовершеннолетних. Высокий и выше среднего показатели выявлены по шкалам: самоуверенность (С_ув) - указывает на стремление к успеху, довольство собой и уверенность в решении жизненных вопросов; самоценность (С_ц) - означает, что несовершеннолетние осознают свою неповторимость, индивидуальность; внутренняя конфликтность (ВК) - характеризуется негативным фоном отношения к себе, несогласием со своим Я. Подобные результаты свидетельствуют о стремлении к определенному образу перед собой, характеризуются внутренней личностной незрелостью, рассогласованностью отношения к себе (рис. 1).
Средний уровень диагностируется по шкалам: открытость (О) - указывает на избирательное отношение несовершеннолетнего к себе, саморуководство (С_рк) - в знакомых ситуациях несовершеннолетний способен к личностному самоконтролю, однако в новых для себя обстоятельствах (условия следственного изолятора) волевой контроль ослабевает и усиливается вероятность подчинения средовым воздействиям; отраженное самоотношение (С_от) - с точки зрения несовершеннолетних, только определенные качества личности могут заслуживать уважения окружающих, остальные же вызывают у последних неприятие (обычно такое мнение подростка отличается от общепринятого «хорошо-плохо», что приводит к дальнейшему искажению самоотношения); самопринятие (С_пр) - означает склонность принимать не все достоинства своей личности и
10
О
С_ув С_рук С_от С_ц С_пр С_прв
ВК
С об
Рис. 1. Средние значения несовершеннолетних по методике исследования самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев)
Примечание. Эмпирическое значение в стенах Кеттелла (крайние 1 и 10 баллов), где шкала О -открытость, шкала С_ув - самоуверенность, шкала С_рук - саморуководство, шкала С_от - отраженное самоотношение, шкала С_ц - самоценность, шкала С_пр - самопринятие, шкала С_прв -самопривязанность, шкала ВК - внутренняя конфликтность, шкала С_об - самообвинение.
критиковать не все недостатки; самопривязанность (С_прв) - возможное стремление к изменению лишь некоторых своих качеств личности, но при сохранении большинства других.
Низкий показатель выявлен по шкале самообвинения (С_об), что указывает на отрицание собственной вины, перенесение ответственности на других и в целом внеш-необвиняющую личностную позицию.
По результатам психодиагностического исследования по МИС (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев) мы пришли к выводу, что личность несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных мужского пола характеризуется высоким уровнем самоуверенности, смелостью в общении, стремлением к успеху, недолгим переживанием проблем, ощущением ценности собственной личности и неповторимости. Несовершеннолетние не склонны принимать свои достоинства и критиковать свои недостатки, они имеют внутренние конфликты, сомнения, несогласия с собой. В характеристиках самоотношения преобладает тенденция к отрицанию собственной вины, обвинению преимущественно других лиц, перенесению ответственности на окружающих.
Более подробное изучение индивидуально-психологических особенностей личности несовершеннолетних осуществлялось нами путем статистического анализа средних значений по методике Смишека. С помощью данной методики определяется акценту-ированность личности, поэтому показатели мы описали в зависимости от степени выраженности (рис. 2).
Так, высокая и выше среднего выраженность проявляется у несовершеннолетних мужского пола по шкалам: гипертимность (Гип) - указывает на повышенную активность, общительность, изобретательность, склонность к необдуманным поступкам, импульсивность, недостаток терпения и дистанции с окружающими; застревание (Зас) - характеризуется обидчивостью, подозрительностью, мстительностью, инициативностью в создании конфликтных ситуаций; эмотивность (Эм) - указывает на чувствительность, тревожность; возбудимость (Воз) - проявляется как повышенная импульсивность, вспыльчивость, склонность к брани, нежелание учиться; демонстративность (Дем) -
9
8
7
4
3
указывает на эгоцентричность, равнодушие к будущему, легкость в установлении контактов, лживость и притворство, потребность в признании своей личности.
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
Гип Зас Пед Эм Тр Цик Воз Дис Дем Экз
Рис. 2. Средние значения несовершеннолетних по методике Смишека
Примечание. Эмпирическое значение в стенах Кеттелла (крайние 1 и 10 баллов), где шкала Гип - гипертимность, шкала Зас - застревание, шкала Эм - эмотивность, шкала Пед - педантичность, шкала Тр - тревожность, шкала Цик - циклотимия, шкала Воз - возбудимость, шкала Дис -дистимность, шкала Дем - демонстративность, шкала Экз - экзальтированность.
На уровне тенденции находятся показатели: педантичность (Пед) - указывает на нормальное протекание психических процессов, активность, отсутствие каких-либо сомнений; циклотимия (Цик) - быстрота реакций и мышления, отклика эмоций, несовершеннолетним несвойственна частая смена настроения, и оно не влияет на их самооценку; дистимность (Дис) - выражается в отсутствии концентрации на мрачных сторонах жизни, оптимистичности; экзальтированность (Экз) - отсутствие повышенной контактности, лабильности психики, альтруистичности, в ряде случаев и чувстве сострадания; в большей степени в данной категории акцентуированности выделяется показатель тревожности (Тр), указывающий на вероятные проявления у испытуемых неуверенности в себе, застенчивости, старание замаскировать под самоуверенность чувство неполноценности.
Полученные результаты по методике Смишека позволили нам определить, что большинству несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных мужского пола свойственны повышенная активность, стремление к самостоятельности, общительность, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими, легкомысленность, поверхностность в поведении. Такие несовершеннолетние склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, им трудно переносить условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность и вынужденное одиночество. Им также присущи повышенная импульсивность, вспыльчивость, склонность к брани, созданию конфликтных ситуаций, нежелание учиться, при этом им несвойственна частая смена настроения и оно не влияет на самооценку. Данные несовершеннолетние равнодушны к будущему, живут сегодняшним днем; их поведение отличается демонстративностью, подвижностью, для них характерны легкость в установлении контактов, лживость и притворство, потребность в признании, во внимании к своей личности со стороны других, эгоцентризм.
При проведении корреляционного анализа (коэффициент Пирсона) на уровне значимости р < 0,05 мы установили следующие взаимосвязи (методики «МИС» и «Смишек»): самоуверенность - демонстративность (0,449), саморуководство - дистимность»
(-0,448). Анализ полученных данных позволил нам установить, что несовершеннолетние подозреваемые, обвиняемые, осужденные мужского пола, отличающиеся демонстративностью, подвижностью, активностью, легкостью в установлении контактов, лживостью и эгоцентричностью, обладают высоким уровнем самоуверенности и стремлением к успеху.
Шкала Дис Дем
С_ув -0,255 0,449*
С_рук -0,448* -0,227
Несовершеннолетние, характеризующиеся серьезностью, пессимистическим отношением к будущему, заниженной самооценкой, низкой контактностью, обостренным чувством справедливости, обладают низким уровнем саморуководства, имеют слабую саморегуляцию и недостаточный волевой контроль для преодоления внешних и внутренних препятствий, склонны обвинять в своих проблемах окружающих, а переживания по поводу собственной жизни у них сопровождаются внутренним напряжением.
Таким образом, можно сделать вывод, что самоотношение несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных мужского пола зависит от индивидуально-психологических особенностей их личности и характеризуется высоким уровнем самоуверенности, ощущением ценности собственной индивидуальности, наличием внутренних конфликтов, тенденцией к отрицанию своей вины и перенесением ответственности на окружающих. Полученные результаты указывают на необходимость коррекции выявленных психологических особенностей несовершеннолетних.
Обсуждение
По результатам эмпирического исследования мы пришли к следующим выводам:
1. По мнению отечественных ученых (В. Н. Мясищев, Н. И. Сарджвеладзе) термин «самоотношение» понимается как вид человеческих отношений, основанный на системе эмоционально-ценностного отношения к себе, зависящий от особенностей мышления субъекта.
2. Результаты проведенного нами анализа уголовно-правовых, социально-демографических и индивидуально-психологических особенностей несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных мужского пола свидетельствуют о повышенном уровне антисоциальной направленности и жестокости, педагогической запущенности, социальной дезадаптации, стремлении к самостоятельности, недостатке дистанции в отношениях с другими людьми, повышенной раздражительности и импульсивности, трудностях существования в условиях жесткой дисциплины, демонстративности поведения, лживости и эгоцентричности.
3. Самоотношение несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных мужского пола в большинстве случаев проявляется в высоком уровне самоуверенности, ощущении ценности собственной индивидуальности, наличии внутренних конфликтов, тенденции к отрицанию собственной вины и перенесении ответственности на окружающих. Вышеуказанные показатели в совокупности с результатами самоописания несовершеннолетних свидетельствуют о неадекватности самооценки и самоотношения в целом.
4. Установлена взаимосвязь акцентуаций характера с некоторыми индивидуально-психологическими особенностями личности несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных мужского пола и особенностями их самоотношения. Несовершеннолетние с демонстративным типом личности обладают высоким уровнем самоуверенности
и стремлением к успеху, с дистимическим - имеют низкий уровень саморуководства, у них отсутствует тенденция к поиску причин поступков и результатов в самом себе.
5. Полученные результаты исследования позволят практическим психологам и сотрудникам воспитательных служб составлять индивидуальные планы психологического сопровождения несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных в зависимости от особенностей их самоотношения, что будет способствовать не только своевременной коррекции негативных особенностей самоотношения, но и формированию у несовершеннолетних конструктивных жизненных планов, стратегий их реализации, мотивации к саморазвитию и исправлению еще до момента попадания в воспитательные колонии (на этапе нахождения в условиях следственного изолятора).
Библиографический список
1. Антонян Ю. М., Эминов В. Е. Личность преступника. Криминолого-психологическое исследование : монография. М. : Норма ; ИНФРА-М, 2018. 368 с.
2. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М. : Социальное здоровье России, 1994. 224 с.
3. Власова Е. Н. Влияние социальной изоляции на личность несовершеннолетнего правонарушителя в условиях центра временной изоляции : дис. ... канд. психол. наук. М. : Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, 2000. 119 с.
4. Гагина О. В. Особенности самосознания несовершеннолетних преступников, осужденных за насильственные преступления // Актуальные проблемы теории и практики судебной экспертизы : Междунар. конф. «Восток - Запад: партнерство в судебной экспертизе» 6-10 сентября 2004 г. : доклады и сообщения. Н. Новгород, 2004. С. 251-255.
5. Ганишина И. С., Ушатиков А. И. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних : учеб. пособие. М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж : МОДЭК, 2006. 288 с.
6. Ганишина И. С., Воронин Р. М. О типологии личности наркозависимых несовершеннолетних // Прикладная юридическая психология. 2019. № 4(49). С. 34-38.
7. Калашникова М. М. Психология ответственности личности несовершеннолетних осужденных женского пола, отбывающих наказание в воспитательных колониях : дис. ... канд. психол. наук. Рязань : Академия ФСИН России, 2012. 286 с.
8. Кожевникова Е. Н. Формирование жизненных стратегий условно осужденных несовершеннолетних : дис. ... канд. психол. наук. Рязань : Московский государственный лингвистический университет, 2017. 299 с.
9. Кокуев А. А. Особенности доверия к себе и другим у несовершеннолетних преступников, отбывающих наказание в виде лишения свободы : дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д : Ростовский государственный университет, 2003. 218 с.
10. Мясищев В. Н. Психология отношений: избранные психологические труды / под ред. А. А. Бодалева. М. : Институт практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1995. 356 с.
11. Падун О. А. Психологические особенности личности несовершеннолетних, осужденных за совершение корыстно-насильственных преступлений : дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д : Ростовский государственный университет, 2005. 163 с.
12. Пашкевич О. Б. Некоторые особенности образа «Я» осужденных, находящихся в пенитенциарных условиях. URL : http://www.38.fsin.su/territory/Irkutsk/doc/paschkevich_ obraz-Ya.pdf (дата обращения: 16.10.2019).
13. Пищелко А. В., Сочивко Д. В. Реадаптация и ресоциализация. М. : ПЕРСЭ, 2003. 208 с.
14. Раева В. М. Особенности Я-концепции несовершеннолетних правонарушителей : дис. ... канд. психол. наук. М. : Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, 20 00. 174 с.
15. Сарджвеладзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с окружающей средой. Тбилиси : Мецниереба, 1989. 206 с.
16. Сочивко Д. В., Крымов А. А., Попов В. В., Симакова Т. А. Психологическая поддержка позитивных трансформаций личности несовершеннолетних осужденных в облегченных условиях содержания (воспитательных центрах) : монография. Рязань : Академия ФСИН России, 2013. 160 с.
17. Топильская О. А. Специфика самоотношения в структуре личности осужденных, совершивших преступления сексуального характера // Социально-экономические явления и процессы. 2015. Т. 10, № 4. С. 153-162.
18. Ушатиков А. И. Основы пенитенциарной психологии : учеб. пособие. Рязань : Академия права и управления Минюста России, 2001. 536 с.
19. Diener, E. 1979, 'Deindividuation, self-awareness, and disinhibition', Journal of Personality and Social Psychology, iss. 37(7), pp. 1160-1171.
20. Kaplan, H. B. 1975, Self-Attitudes and Deviant Behavior, Pacific Palisades, Calif.
21. Mischel, W. 1968, Personality and assessment, Wiley, N. Y.