УДК 008 Ма Тяньци
бакалавр, факультет музыкального фортепиано,
Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена
Ma Tianqi
Bachelor's degree, Faculty of Musical Piano, A.I. Herzen Russian State Pedagogical University
Об особенностях китайской фортепианной культуры On the features of the Chinese piano culture
Аннотация. Актуальность данной статьи заключается в том, что интегративную роль обязательного обучения игре на фортепиано в музыкальном образовании приобретают знания и навыки сознательной работы, которая считается основным направлением формирования искусства фортепиано в Китае. Большая часть его проводится и реализуется в территориально различных средах музыкальных школ с целью овладения знаниями, темами восприятия нотного текста, осознания степени использования заложенного потенциала дополнительных фортепианных возможностей, связанных с повышением эффективности учебной деятельности. В условиях фортепианных школ, большое количество учеников воспринимают этот предмет только как хобби. Для них эти меры зачастую сводятся к реализации соответствующих программ. Фортепиано, как и любой другой предмет, развивает музыкальность и способствует осмыслению музыкального произведения. Автор нацелен выявить и рассмотреть роль китайской фортепианной школы в формировании китайского искусства фортепиано.
Ключевые слова: фортепиано, китайская культура, музыка, межкультурный диалог.
Annotation. The relevance of this article lies in the fact that the integrative role of the obligatory learning of the piano game in musical education acquire knowledge and skills of conscious work, which is considered the main direction of the formation of piano art in China. Most of it is carried out and implemented in geographically different environments of music schools in order to master the knowledge, topics of perception of musical text, awareness of the degree of use of the mortgaged potential of additional piano capabilities associated with increasing the effectiveness of educational activity. In conditions ofpiano schools, a large number of students perceive this subject only as a hobby. For them, these measures often come down to the implementation of the relevant programs. The piano, like any other subject, develops musicality and helps to comprehend the musical work. The author is aimed at identifying and considering the role of the Chinese piano school in the formation of Chinese art piano.
Key words: piano, Chinese culture, music, intercultural dialogue.
Динамичные изменения в обществе, цивилизационный прогресс и трансформации внутри китайского фортепианного искусства заставляют взглянуть на музыкальное образование и указать на необходимость его творческой и педагогической связи. Возможность чувствовать искусство и выражать себя в созерцательно-рецептивной форме так или иначе активно влияет на роль китайской фортепианной школы.
С введением фортепианные инструменты, Китай открыл историю фортепианного образования. После столетий исследований и практики китайское фортепианное образование постепенно сформировало школы, учебную сеть и взрастило большое количество фортепианных талантов. Обязательное обучение игре на фортепиано в музыкальном образовании является основным фактором формирования искусства фортепиано в Китае. Большая часть обучения проводится в различных музыкальных школах с целью овладения знаниями, темами восприятия нотного текста, осознания степени использования заложенного потенциала дополнительных фортепианных возможностей. Фортепиано, как и любой другой предмет, развивает музыкальность и способствует осмыслению музыкального произведения. Поэтому через фортепианные произведения в современный период времени активно проецируется китайская культура и история на весь глобальный мир искусства. Такие музыкальные произведения выполняют различные функции, в том числе эстетическую, социальную, дидактическую и терапевтическую. В сочетании с фортепианном ремеслом она является не только средством познания мира, но и стимулом к удовлетворению потребности переживания, что особенно важно для человека через различные формы эстетического воспитания. Именно поэтому основное внимание следует уделять фактуре китайского фортепиано [1].
Уроки китайской музыки — это уникальная возможность интегрировать музыкальные сообщества, так как во время совместного обучения и исполнения музыки молодые люди не только узнают традиции и культуру своей страны, но и имеют шанс подружиться с ней на всю жизнь. Несмотря на культурные различия, универсальный язык музыки преодолевает коммуникативные барьеры. В традиционной китайской музыке правила прочтения произведения в рамках стиля четко определены под влиянием процесса и анализа восприятия с развитием техники, науки, промышленности и изменений в общественном сознании, обусловивших многие направления и стили в искусство в широком смысле.
Влияние китайского искусства фортепиано на человеческое развитие и функционирование во всех сферах жизни побуждает ученых, художников, музыковедов и педагогов различных дисциплин прямо или косвенно связывать обоснование научных или исследовательских соображений с образовательными контекстами познания мира.
Китай открыл для себя историю китайской фортепианной музыки, когда в 19 веке миссионеры и деловые люди представили фортепианные инструменты.
После более чем 100 лет исследований постепенно возникла фортепианная культура с китайской спецификой.
Китайская фортепианная музыка имеет уникальный аспект с точки зрения исполнительского мастерства, теоретической базы и творческого мышления. Благодаря большому международному обмену и распространению опыта китайское фортепианное искусство совершило стремительный скачок. После нескольких лет обучения многие молодые китайские пианисты, такие как Лан Лан, Ли Юнди, Чен Са, работающие на международной музыкальной сцене, привлекают внимание мировой музыкальной сцены [2].
Фортепианные школы характеризуются полной, научной и продуманной системой творчества, обучения и исполнения. Новое понимание и принятие искусства позволяет смело использовать китайский стиль и китайскую гармонию в создании музыки и способов мышления. Сформировалось многообразное направление развития фортепианного искусства, в нем нашли отражение многообразие музыкальных элементов и стилей. Благодаря совместным усилиям композиторов и пианистов, китайское фортепианное искусство, несомненно, становится все более расцветающим.
Исторический опыт является бесценным культурным и духовным богатством, которое становится важнейшим элементом для китайского фортепианного искусства[5]. Реальный социальный статус фортепиано в Китае был реализован в движении «Школьная музыка и песня» в начале 20 века. Это беспрецедентное музыкальное движение в истории китайской музыки, основанное на школе и распространяющее влияние на всё глобальное общество
[3].
Китайская фортепианная культура представляет собой кристаллизацию слияния китайской и западной культур в контексте интеграции образования и науки современного Китая в мировое образовательное пространство. При оценке успехов музыкального образования уровень фортепианного образования еще не достиг желаемого уровня. Однако нерешенным вопросом остается высокая стоимость обучения, которая влияет на выбор, квалификацию, качество и продолжительность процесса деятельности [4].
Остаются актуальными проблемы: внедрение новейших школьных технологий, подготовка квалифицированных специалистов, концептуальная практическая база и целевые научные исследования. В государственных образовательных документах и программах Китая указывается, что предпосылками для осуществления непрерывного обучения игре на фортепиано являются: обеспечение единства, взаимосвязи содержания, согласованности целей и методов обучения на соответствующих образовательных этапах. Внимание к этому повышено именно в аспекте модернизации и формирования фортепиано в целом за счет формирования соответствующего учебно-методического обеспечения.
Значительным приоритетом китайской фортепианных школ является обеспечение и поддержка уже существующей системы обучения с последующим
продвижением достаточного уровня развития мирового искусства. В связи с этим, важно гарантировать школам расширение перечня дисциплин, дипломированных и высококвалифицированных специалистов, использование современных технологий.
Анализ практических достижений и исследовательских работ показывает отсутствие всестороннего теоретического и методического обеспечения обучения фортепиано в китайской системе фортепианного образования, что привело к определенным противоречиям между:
- реальным положением фортепианных учебных заведений;
- возрастающей потребности современного общества в квалифицированных специалистах, способных продвигать мировое музыкальное искусство;
- непоследовательностью в организации процесса обучения игре на фортепиано в китайских школах;
- в отсутствии четкого понимания мировой системы обучения игре на фортепиано [5].
Роль китайской фортепианной школы в формировании фортепианного искусства следует рассматривать как целостный, сложный и непрерывный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов игры на фортепиано.
Литература
1. Ван Ин. Претворение национальных традиций в фортепианной музыке китайских композиторовXX-XXI веков: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2019.- С. 219.
2. Популярные фортепианные сочинения китайских композиторов: ноты / сост. СянЧеньмэй. Сычуань: Лит. и искусство, 2020. - C. 315.
3. Гайдай П.В. Роль традиционной музыкальной культуры в развитии фортепианного искусства Китая // Искусствоведение, - 2021. С. 61-64.
4. Сергеев Н.П. О фортепианном искусстве Китая, - М.: «Програсс». -2020. - С. 730.
5. Смирнов А.Ю. Культура в обществе как фундаментальная основа функционирования института образования в теории институтов А. Гелена // Евразийский юридический журнал. - 2021. - № 10 (161). - С. 551-555.
6. Родионова А.Н. История современной музыки. - М.: «Старый парк». -2019. - С. 150.
Literature:
1. Van In. The implementation of national traditions in the piano music of the Chinese composito of the 20th - XXI centuries: abstract. dis. ... Cand. art criticism. SPb, 2019.P. 219.
2. Popular piano works of Chinese composers: notes / comp. Xiang Chenmei. Sychuan: lit. And art, 2020. - p. 315.
3. Gaidai P.V. The role of traditional musical culture in the development of the piano art of China // Artistic, - 2021. P. 61-64.
4. Sergeev N.P. About the piano art of China, - M.: "Prigram". - 2020. - P. 730.
5. Smirnov A.Yu. Culture in society as a fundamental basis for the functioning of the Institute of Education in the theory of institutes by A. Gelen // Eurasian Legal Journal. - 2021. - № 10 (161). - Pp. 551-555.
6. Rodionova A.N. History of modern music. - M.: "Old Park". - 2019. - S. 150.