Научная статья на тему 'ФОРТЕПИАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ. ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ФОРТЕПИАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ. ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
573
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / фортепианное образование / система / обучение / воспитание / развитие / исполнительство / education / piano education / system / training / upbringing / development / performance

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яо Вэньцзяо

Значительные успехи фортепианной школы Китая на международном уровне подтверждаются исполнительскими достижениями выдающихся китайских пианистов: Ли Юньди, Юя Ванг, Чжан Хаочен, Шэнь Веньюй, Чен Са, Ланг Ланг и многих других. Обучение игре на фортепиано получило широкое распространение и осуществляется в различных учебных заведениях, представляющих собой целую сеть, в которую включены не только учреждения музыкально-образовательного профиля, но и другие учебные заведения, в которых открываются музыкальные факультеты. Систематичность и многообразие различных конкурсов пианистов являются также еще одним свидетельством популярности фортепианного искусства в современном Китае [1; 2; 3]. Однако наряду с несомненными достижениями китайской фортепианной педагогики имеется и ряд проблем, которые остаются достаточно актуальными для ее дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PIANO EDUCATION IN MODERN CHINA. ACHIEVEMENTS, CHALLENGES AND PROSPECTS

The significant success of the Chinese piano school at the international level is confirmed by the performance achievements of outstanding Chinese pianists – Li Yundi, Yu Wang, Zhang Haochen, Shen Wenyu, Chen Sa, Lang Lang and many other performers. Piano training has become widespread and is carried out in various educational institutions, which represent a whole network, which includes not only institutions of musical and educational profile, but also other educational institutions in which music faculties are opened. The systematic nature and diversity of various piano competitions is also another evidence of the popularity of piano art in modern China [1, 2, 3]. At the same time, along with the undoubted achievements of Chinese piano pedagogy, there are also a number of problems that remain quite relevant for its further development.

Текст научной работы на тему «ФОРТЕПИАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ. ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 371.487

Yao Wenjiao, postgraduate, Department of Music Education and Training, A.I. Herzen Russian State Pedagogical University (Saint Petersburg, Russia),

E-mail: 514415901@qq.com

PIANO EDUCATION IN MODERN CHINA. ACHIEVEMENTS, CHALLENGES AND PROSPECTS. The significant success of the Chinese piano school at the international level is confirmed by the performance achievements of outstanding Chinese pianists - Li Yundi, Yu Wang, Zhang Haochen, Shen Wenyu, Chen Sa, Lang Lang and many other performers. Piano training has become widespread and is carried out in various educational institutions, which represent a whole network, which includes not only institutions of musical and educational profile, but also other educational institutions in which music faculties are opened. The systematic nature and diversity of various piano competitions is also another evidence of the popularity of piano art in modern China [1, 2, 3]. At the same time, along with the undoubted achievements of Chinese piano pedagogy, there are also a number of problems that remain quite relevant for its further development.

Key words: education, piano education, system, training, upbringing, development, performance.

Яо Вэньцзяо, аспирант, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,

E-mail: 514415901@qq.com

ФОРТЕПИАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ. ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Значительные успехи фортепианной школы Китая на международном уровне подтверждаются исполнительскими достижениями выдающихся китайских пианистов: Ли Юньди, Юя Ванг Чжан Хаочен, Шэнь Веньюй, Чен Са, Ланг Ланг и многих других. Обучение игре на фортепиано получило широкое распространение и осуществляется в различных учебных заведениях, представляющих собой целую сеть, в которую включены не только учреждения музыкально-образовательного профиля, но и другие учебные заведения, в которых открываются музыкальные факультеты. Систематичность и многообразие различных конкурсов пианистов являются также еще одним свидетельством популярности фортепианного искусства в современном Китае [1; 2; 3]. Однако наряду с несомненными достижениями китайской фортепианной педагогики имеется и ряд проблем, которые остаются достаточно актуальными для ее дальнейшего развития.

Ключевые слова: образование, фортепианное образование, система, обучение, воспитание, развитие, исполнительство.

Востребованность фортепианного искусства в Китае во многом связана с некоторыми особенностями традиционного менталитета китайцев, среди которых следует выделить склонность к созерцательности, лирическому мирочув-ствованию, глубине эстетических восприятий, что проявилось в интересе к игре на фортепиано, способной воплотить эти черты национального характера.

Важным обстоятельством, способствовавшим активизации интереса многих китайцев к фортепианному образованию, явилась также организация уроков пения и фортепианных занятий в качестве обязательных учебных предметов во многих китайских школах.

Необходимо отметить важность комплексного подхода к фортепианному образованию в учебных заведениях Китая. Искусство игры на фортепиано остается востребованным в комплексе с уроками пения, занятиями на других музыкальных инструментах. Важное место в фортепианном образовании Китая принадлежит обучению исполнительской импровизации будущих пианистов, а также «игре на слух», которые положительно сказываются на общем музыкальном развитии обучающихся игре на фортепиано и свободе владения инструментом.

Распространенной тенденцией в фортепианном образовании Китая стало сочетание обучения игре на фортепиано с основательной музыкально-теоретической подготовкой и разнообразным опытом публичного исполнительства, что способствует, в конечном счете, повышению общей пианистической культуры учащихся [4].

Важно отметить, что предлагаемое в системе фортепианного образования исполнительство не ограничивается выступлениями на сцене, но используется при проведении различных массовых мероприятий, участием пианистов в различных праздниках, театрализованных представлениях и т.д. Педагогический эффект от такого участия несомненен и заключается в развитии свободы владения инструментом, преодолении страха перед публичными выступлениями, мотивации к демонстрации своих исполнительских успехов перед самой различной аудиторией.

Наблюдается также встречный процесс - приближение самих учебных занятий к различным ситуациям музицирования и публичного исполнительства, с которыми сталкивается учащийся. Это включение в текущие занятия с педагогом участие в игре ансамбля, аккомпаниаторство, чтение нот с листа, игра «на слух» и т.д. [5].

Развитию умений импровизировать на фортепиано также уделяется большое внимание через овладение соответствующими техническими исполнительскими навыками и алгоритмами, что способствует преодолению глубокой зависимости будущих пианистов от нотного материала, развитию умения слышать собственное исполнение.

«Игра с листа» как особый исполнительский навык не только делает учащихся адаптированными к различным ситуациям игры на фортепиано, но и развивает музыкальный кругозор, музыкальную эрудицию, способствует большей свободе в исполнительстве, не закрепощенной обязательностью соблюдения всех правил, представленных в нотном тексте [6]. Уверенности в исполнительстве также способствует широкая практика в системе учебных занятий игры «в четыре руки», участие пианистов в занятиях певцов в роли аккомпаниаторов.

Значительное место в обучении пианистов занимает изучение и анализ собственного исполнительского репертуара в аспекте идейно-художественного

содержания того или иного музыкального произведения, которым определяется характер их исполнения, художественно-выразительные средства исполнительской деятельности.

Использование цифровых технологий в фортепианном образовании существенно расширило возможности последнего, что выразилось в формировании все новых аудиторий учащихся и слушателей, способствовало большей наглядности в обучении игре на фортепиано. Эти технологии позволили существенно детализировать освоение многих технических навыков исполнения, привлечь к фортепианному искусству все новых его любителей. Не менее важным оказалось внедрение дифференцированного подхода к исполнительским возможностям учащихся. Все эти задачи решаются также благодаря использованию технологии мультимедиа, которые позволили в значительной мере визуализировать процесс обучения, придать ему большую эмоциональность, наглядность и доступность [7].

Перспективным нововведением в китайской фортепианной педагогике следует признать широкое распространение группового обучения игре на фортепиано. Такие занятия практикуются, когда необходимо, по замыслу педагога, расширить опыт восприятия нескольких учащихся фортепианных учебных занятий и создать условную ситуацию публичного исполнительства для того или иного ученика. Эти групповые занятия также являются хорошей возможностью для организации совместного исполнительства, развития навыков игры в ансамбле, активизации творческого общения учащихся друг с другом.

Работа педагогов с группой учащихся формирует также такие важные навыки уже для преподавателей игры на фортепиано, как способность к педагогическому проектированию с быстрой обратной связью и своевременным рефлексированием по поводу учебного занятия с помощью других учащихся, которые также приобретают навык объективной оценки уровня исполнительства других учеников. В частности, именно в групповых учебных занятиях можно наблюдать индивидуальные особенности каждого учащегося, его исполнительские возможности, встречаемые несовершенства, которые являются исходным материалом для последующей педагогической работы. На основании полученной таким образом дополнительной информации педагог может вносить необходимые коррективы в свою преподавательскую деятельность, выстраивать маршруты индивидуального развития того или иного ученика как исполнителя и как творческой личности. В результате формируется личностно ориентированный подход в качестве преобладающего в деятельности преподавателей игры на фортепиано.

Важное место в китайской фортепианной педагогике принадлежит развитию музыкальных восприятий учащихся. Именно с развития восприимчивости к музыкальной информации и начинается полноценный процесс становления будущих пианистов как музыкантов. Для этого учащиеся знакомятся с обширным и разнообразным музыкальным репертуаром для прослушивания, обсуждают услышанное с педагогом, что формирует необходимый музыкальный вкус каждого учащегося и интерес к самым различным музыкальным произведениям. Опыт музыкального восприятия в китайской фортепианной педагогике выстраивается таким образом, что он учитывает индивидуальные психологические особенности учащихся, их культурные запросы, имеющийся опыт контакта с музыкальным искусством. Важно отметить, что китайские педагоги, как правило, избегают навязывать учащимся собственное восприятие музыкальных произведений, но

тактично и ненавязчиво управляют реакциями обучающихся игре на фортепиано в направлении выявления наиболее существенного и эстетически значимого в каждом музыкальном сочинении.

Еще одно важное направление фортепианной педагогики Китая состоит в общегуманитарном образовании и повышении общекультурного уровня учащихся. Позиция китайских педагогов в данном случае состоит в том, что невозможно получить полноценное пианистическое образование, не владея культурным контекстом и культурными значениями осваиваемых музыкальных произведений. Для того чтобы будущие пианисты могли осознанно воспроизводить замысел композитора и быть способными к корректной исполнительской интерпретации его произведений, они должны знать, какой эпохе принадлежит то или иное произведение, с каким направлением и музыкальным стилем они имеют дело, какие внутренние культурные смыслы содержатся в изучаемом исполнительском репертуаре и т.д.

Именно с этой целью в программу подготовки пианистов входит изучение литературных произведений, китайской и мировой философии при особом внимании к конфуцианскому и даосскому мировоззрению, истории Китая, достижений китайской культуры и искусства, мирового культурного наследия.

В системе фортепианного образования Китая отсутствует, как правило, авторитарный стиль преподавания. Вместо этого практикуется диалог и партнерские отношения педагогов и учащихся при сохранении уважения учеников к собственным преподавателям. Это отражается и в соответствующих формах приобщения учащихся к исполнительскому искусству, включая такие как пение педагога и учащихся в унисон, воспроизводящее тот или иной мелодический материал разучиваемого произведения, использование музыкального канона в развитии музыкальности через совместное пение учащихся и педагогов, совместная импровизация на фортепиано педагогов и учащихся.

В традициях китайской фортепианной педагогики является устранение нездоровой конкуренции между учащимися, порождающей премьерство, «звездную болезнь», зазнайство при сохранении готовности к сотрудничеству и взаимодействию между учащимися. Будущие пианисты учатся по достоинству оценивать исполнительские достижения друг друга, не испытывая при этом зависти, но желая достичь таких же успехов в фортепианном искусстве. Такая атмосфера учебных занятий способствует многоаспектности, комплексному подходу, демократизму в педагогическом процессе, способствуя реализации творческого потенциала учащихся.

Выстроенная в Китае многоступенчатость обучения игре на фортепиано соотносится с возрастными этапами образования. Дети младшего и среднего школьного возраста обучаются в основном в государственных и частных музыкальных школах. Возраст обучающихся - 9 -12 лет Сдаются вступительные экзамены. Особое внимание уделяется одаренным ученикам. Начальный срок обучения составляет три года и предполагает овладение базовыми техническими навыками, художественно-выразительными возможностями игры на фортепиано. Основное внимание уделяется музыкальной классике, а также сочинениям китайских композиторов. Наиболее талантливые выпускники, прошедшие начальное и среднее музыкальное образование, могут быть приняты в консерваторию. Важно отметить, что обучение юных пианистов сочетается с получением ими полноценного общего образования. Изучаются языки, естественнонаучные и гуманитарные дисциплины; осуществляется современная компьютерная подготовка.

В сфере массового обучения игре на фортепиано достаточно развит частный сектор, а также различные курсы ускоренных программ фортепианного образования. Прием не ограничен. Нет ни возрастных ограничений, ни ограничений, связанных с уровнем способностей к музыкальному исполнительству. При этом педагоги частных учебных заведений и курсов обладают, как правило, высоким уровнем квалификации. В последнее время создается система дошкольного фортепианного образования, куда ведется прием также без каких-либо ограничений [8].

Важным является также то обстоятельство, что график учебных занятий учитывает занятость занимающихся игрой на фортепиано. Предлагается по выбору вечернее время и выходные дни. Отсутствуют экзамены и зачеты. Но для желающих такая возможность предоставляется для получения официальных документов об окончании учебного заведения.

Тем самым в Китае сложилась достаточно гибкая и разветвленная система фортепианного образования, в которую вовлечены как будущие профессиональные исполнители, так и любители. В обоих случаях первоочередное внимание уделяется общеэстетическому развитию учащихся, их музыкальности, развитию творческих способностей. Необходимо отметить, что и из среды любителей также выходит много профессиональных пианистов, если они захотят далее продолжить свое обучение в соответствии с самыми высокими критериями исполнительского искусства.

Если на первых этапах становления фортепианного образования в Китае использовались преимущественно зарубежные методики преподавания игры на фортепиано, то в настоящее время сложилась своя национальная школа подготовки пианистов.

Отдельной проблемой является организация фортепианного образования для подростков и молодежи [9]. Для ее решения используется множество зарубежных педагогических методик. Необходимо учитывать особую роль Интернета в формировании музыкальных вкусов и предпочтений этой возрастной категории.

Под воздействием этого фактора многие подростки и молодые люди в большей мере ориентированы на восприятие продуктов массовой музыкальной культуры при почти полном равнодушии к классической музыке.

Эта тенденция ставит многих китайских преподавателей игры на фортепиано перед необходимостью учета специфики музыкальных запросов этого возрастного контингента. Здесь важной становится наиболее четкая граница между подростково-молодежной группой, предпочитающей любительское музицирование, и теми представителями этой возрастной группы, которые ориентированы на подготовку себя к профессиональному исполнительству.

В первом случае отбирается относительно доступный для исполнительства репертуар, предполагается возможность обучения на материале развлекательной музыки. Также в этом случае юные пианисты могут демонстрировать свое исполнительство в различных неформальных досуговых ситуациях, которые также специально организуются педагогами.

Для повышения уровня музыкальных запросов детей, подростков и молодежи организуются специальные музыкально-просветительные программы, включающие отчетные концерты, беседы, показательные выступления, направленные на популяризацию классической музыки и китайского музыкального искусства. Для учащихся проводятся лектории, семинары по изучению истории пианистического искусства, посвященные мировому и национальному музыкальному наследию.

На уровень мотивации к обучению игре на фортепиано положительное влияния оказывает наличие дошкольной пианистической подготовки, что доказывает необходимость дальнейшего развития фортепианной педагогики для детей дошкольного возраста.

Важным направлением фортепианной подготовки в Китае является знакомство учащихся с различными музыкальными жанрами, расширяющими их представления о мире музыки. Это искусство вокала, симфонические произведения, оперное искусство, балет и т.д.

В то же время сохраняются традиции жесткого отбора музыкального репертуара для обучения фортепианному искусству. Основными критериями здесь являются соответствие осваиваемых произведений задаче обучения тем или иным исполнительским навыкам, развитию музыкальности, повышению уровню исполнительства.

В то же время в современной фортепианной педагогике Китая присутствует достаточно много актуальных проблем [10; 11]. Одна из них - распространенный техницизм в фортепианном образовании, при котором недостаточно внимания уделяется развитию эмоциональности и художественно-образного мышления. В известной мере этот факт может объясняться традиционной сдержанностью китайцев в проявлении собственных эмоций. Однако это не уменьшает значения развития способностей к эстетическим чувствам и переживаниям учащихся на материале репертуара произведений, предназначенных как для прослушивания, так и исполнения. Еще одним ресурсом развития эмоциональности юных пианистов является разнообразный опыт восприятия произведений литературы и разных видов искусства, который пока в фортепианном образовании Китая представлен недостаточно. Очевидно, что этот компонент подготовки пианистов должен быть усилен и рассматриваться в качестве общеобязательного.

Остаются также значительные резервы в усилении индивидуального подхода в обучении игре на фортепиано. Для этого необходима масштабная специальная психолого-педагогическая подготовка преподавателей игры на фортепиано, которая позволяла бы реализовать в полной мере личностно ориентированный подход в фортепианном образовании. Среди соответствующих необходимых знаний для педагогов можно выделить такие как психология личности, психология творчества, социальная психология, возрастная психология и т.д.

Еще одной важной проблемой является более тесное взаимодействие слушательского опыта и обучения игре на фортепиано. Это означает, что при разучивании конкретного музыкального произведения необходимо не только внимательное вслушивание в него, но и знакомство с музыкой данного периода, разных исполнительских стилей, связанных с этим произведением, соответствующей композиторской школой и т.д.

Еще не в полной мере в фортепианном образовании Китая осваивается музыкальный фольклор, китайские музыкальные традиции, достижения мировой классики. Соответственно, остается актуальной задача подготовки китайских музыковедов, специалистов, способных популяризировать музыкальную классику, народные музыкальные традиции, которые работали бы в тесном контакте с образовательными учреждениями, а также способствовали созданию системы музыкального просветительства в общенациональном масштабе. Не менее важна дальнейшая работа над созданием детского музыкального репертуара [12; 13; 14].

К этой работе можно привлекать самих учащихся, используя формируемый у них навык «игры с листа». В этом случае не только появляется дополнительный стимул к овладению этим навыком, но и существенно расширяется музыкальная эрудиция и музыкальные познания юных пианистов, принимающих участие в музыкальном просветительстве.

Еще один важный ресурс дальнейшего развития фортепианой китайской педагогики состоит в более полном и всестороннем использовании наследия таких великих музыкальных педагогов, как Э. Жак-Далькроз, К. Орф, З. Кодай, Ш. Судзуки, Д. Кабалевский и др. Всемирное значение их деятельности состоит

в том, что они создали музыкальные педагогические системы, учитывающие самые различные компоненты музыкального воспитания. И эта системность может быть применена и в совершенствовании фортепианного образования, которое может тем самым обрести новые импульсы для своего развития.

Основанием для уверенности в реалистичности этой перспективы является традиционная восприимчивость китайских музыкантов по отношению к музыкальной культуре и педагогическим достижениям других стран и народов. При этом необходимо и дальше развивать традиции китайского пианизма, включающие в себя сохранение национальных достижений фортепианного искусства,

Библиографический список

обращение к музыкальному фольклору, всем видам традиционного музыкального искусства: танцевального, вокального, изобразительного, театрального и т.д.

Одним из преимуществ фортепианной педагогики Китая является также устоявшаяся традиция взаимоуважения педагогов и учащихся не только как носителей музыкального исполнительского искусства, но и как проявление традиционного уважения к старшим, к учителям, глубоко укорененного в китайской культуре. Это обстоятельство позволяет сделать вывод о наличии реальных перспектив дальнейшего развития фортепианного образования в современном Китае.

1. Ван Ц. Особенности современной системы образования в Китае. Научные стремления. 2016; № 2 (18): 37 - 46.

2. Чжоу В. История и развитие китайского фортепианного образования. Китайская музыка. 2010; № 2: 144 - 150.

3. Чжэ С. История и развитие китайского фортепианного образования. Северная музыка. 2017; № 37 (03): 2.

4. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Ленинград: Советский композитор, 1979.

5. Ху И. О развитии искусства ансамблевой игры на двух фортепиано в Китае. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2018; № 43: 169 - 174.

6. Камаева Т.Ю., Камаев А.Ф. Чтение с листа на уроках фортепиано. Москва: Классика XXI, 2006.

7. Ци Х. Интеграция мультимедийных технологий и преподавания фортепиано. Наука и образование Вэньхуэй (середина сезона). 2014; № 12: 129 - 130.

8. Сунь Т. Проблемы преподавания фортепиано в дошкольном образовании и направления совершенствования. Промышленно-технический форум. 2014; № 13 (03): 182 - 183.

9. Ху И. О развитии искусства ансамблевой игры на двух фортепиано в Китае. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2018; № 43: 169 - 174.

10. Се Х. Проблемы фортепианной педагогики в Китае. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2016; № 179: 109 - 113, 85 - 86.

11. Хоу Юэ. Детское фортепианное образование в Китае и проблемы его развития. Диссертация ... кандидата искусствоведения. Санкт-Петербург, 2009.

12. Лесовиченко А.М. Детская музыка как феномен музыкальной культуры и её освоение в условиях педагогического вуза и колледжа. Музыкальное искусство и образование. 2013; № 3: 100 - 105.

13. Лесовиченко А.М. Детская музыка: принципы типологии. Теоретические концепции ХХ века: итоги и перспективы отечественной музыкальной науки: материалы Всероссийской научной конференции. Новосибирск: НГК им. М.И. Глинки, 2000: 374 - 385.

14. Лесовиченко А.М., Фаль Е.Д. Детская музыкальная литература: учебное пособие. Новосибирск: ИИЦ «Вестник НРСОО», 2006.

References

1. Van C. Osobennosti sovremennoj sistemy obrazovaniya v Kitae. Nauchnye stremleniya. 2016; № 2 (18): 37 - 46.

2. Chzhou V. Istoriya i razvitie kitajskogo fortepiannogo obrazovaniya. Kitajskaya muzyka. 2010; № 2: 144 - 150.

3. Chzh'e S. Istoriya i razvitie kitajskogo fortepiannogo obrazovaniya. Severnaya muzyka. 2017; № 37 (03): 2.

4. Barenbojm L.A. Put' k muzicirovaniyu. Leningrad: Sovetskij kompozitor, 1979.

5. Hu I. O razvitii iskusstva ansamblevoj igry na dvuh fortepiano v Kitae. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2018; № 43: 169 - 174.

6. Kamaeva T.Yu., Kamaev A.F. Chtenie s lista na urokah fortepiano. Moskva: Klassika XXI, 2006.

7. Ci H. Integraciya mul'timedijnyh tehnologij i prepodavaniya fortepiano. Nauka i obrazovanie V'en'hu'ej (seredina sezona). 2014; № 12: 129 - 130.

8. Sun' T. Problemy prepodavaniya fortepiano v doshkol'nom obrazovanii i napravleniya sovershenstvovaniya. Promyshlenno-tehnicheskij forum. 2014; № 13 (03): 182 - 183.

9. Hu I. O razvitii iskusstva ansamblevoj igry na dvuh fortepiano v Kitae. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2018; № 43: 169 - 174.

10. Se H. Problemy fortepiannoj pedagogiki v Kitae. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2016; № 179: 109 - 113, 85 - 86.

11. Hou Yu'e. Detskoe fortepiannoe obrazovanie v Kitae i problemy ego razvitiya. Dissertaciya ... kandidata iskusstvovedeniya. Sankt-Peterburg, 2009.

12. Lesovichenko A.M. Detskaya muzyka kak fenomen muzykal'noj kul'tury i ee osvoenie v usloviyah pedagogicheskogo vuza i kolledzha. Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie. 2013; № 3: 100 - 105.

13. Lesovichenko A.M. Detskaya muzyka: principy tipologii. Teoreticheskie koncepciiХХveka: itogiiperspektivy otechestvennojmuzykal'nojnauki: materialy Vserossijskoj nauchnoj konferencii. Novosibirsk: NGK im. M.I. Glinki, 2000: 374 - 385.

14. Lesovichenko A.M., Fal' E.D. Detskaya muzykal'naya literatura: uchebnoe posobie. Novosibirsk: IIC «Vestnik NRSOO», 2006.

Статья поступила в редакцию 25.05.21

УДК 372.881.161.1

Maslov G.N., Cand. of Sciences (Philosophy), Dott. Ric., senior lecturer, MA student, Pushkin State Russian Language Institute (Moscow, Russia),

E-mail: glebmaslow@gmail.com.ru

MOTIVES AND GOALS OF STUDYING RUSSIAN BY FOREIGN STUDENTS: ANALYSIS OF KEY CATEGORIES. The article addresses a problem of categorical analysis of the popularity of the Russian language among foreign students and the application of the concepts of "goal", "means", "motive", "activity", "action", which are most thoroughly understood in the framework of philosophy and psychology, to the methodology of teaching Russian as a foreign language in the aspect of revealing the mechanisms of interest in a foreign language and choosing it for study. The scientific novelty of the work is determined by the combination of the approaches of the theory of activity and the theory of linguistic personality of Yu.N. Karaulov. As a result, it is revealed that the motives and goals in mastering a foreign language and culture are largely determined by the thesaurus level of the language personality, which sets a value-hierarchized network of concepts associated with the country of the language being studied. The results obtained can be applied to improve the effectiveness of teaching Russian to foreign students and to solve the problem of increasing interest in the national language and culture among foreign university youth within the framework of the state educational policy.

Key words: Russian as a foreign language, linguistic personality, motive, goal.

Г.Н. Маслов, канд. филос. наук, Dott. Ric., доц., магистрант, Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина, г. Москва,

E-mail: glebmaslow@gmail.com

МОТИВЫ И ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ: АНАЛИЗ КЛЮЧЕВЫХ КАТЕГОРИЙ

Статья обращена к проблеме категориального анализа популярности русского языка среди студентов-иностранцев и приложения понятий «цель», средство», «мотив», «деятельность», «действие», наиболее детально осмысленных в рамках философии и психологии, к методике обучения русскому языку как иностранному в аспекте раскрытия механизмов возникновения интереса к иностранному языку и выбора его для изучения. Научная новизна работы определяется соединением подходов теории деятельности и теории языковой личности Ю.Н. Караулова. В результате было выявлено, что мотивы и цели в освоении иностранного языка и культуры в значительной степени детерминируются тезаурусным уровнем языковой личности, на котором задаётся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.