Научная статья на тему 'РОЛЬ РУССКИХ ПИАНИСТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК ФОРТЕПИАННОЙ ШКОЛЫ КИТАЯ (ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА ХХ ВЕКА)'

РОЛЬ РУССКИХ ПИАНИСТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК ФОРТЕПИАННОЙ ШКОЛЫ КИТАЯ (ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА ХХ ВЕКА) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
181
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ФОРТЕПИАНО / РУССКИЕ И СОВЕТСКИЕ ПЕДАГОГИ-ПИАНИСТЫ / УСТАНОВКИ ПИАНИСТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ КИТАЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Фан Мэнчжунюань

В статье проанализирован количественный и сословный состав переселения русских и вынужденной эмиграции советских специалистов в Китай с конца ХIХ века и в течение первой половины ХХ века. Раскрыта роль переселенцев и беженцев-эмигрантов в становлении профессионального музыкального образования и фортепианной школы Китая. Обозначены мотивы и цели влияния каждой из этих групп на музыкальную жизнь и фортепианное исполнительское искусство Китая. Представлены основные направления в исследованиях китайскими учеными вопросов исполнительской школы на фортепиано. Выявлено, как доминирующее, направление исследований по специальности 17.00.02 - музыкальное искусство. В связи с этим обозначена актуальность усиления педагогических исследований по методологии, установкам, принципам и методам фортепианной школы Китая в ХХ веке. Приведена краткая характеристика персонального вклада некоторых педагогов из плеяды выдающихся советских пианистов, которые в период своих командировок-стажировок обучали китайских студентов и внесли огромный вклад в становление фортепианной школы Китая. Охарактеризованы основы китайской национальной методики обучения игре на фортепиано, заложенные советскими специалистами, - аутентичная природа китайской музыкальной культуры, музыкально-культурные и ментальные особенности китайских студентов. Приведен пример одной из традиций фортепианной школы Китая, заложенной советскими пианистами, - проведение открытых конкурсов китайских композиторов на лучшее произведение для фортепиано. Раскрыт популярный прием китайских композиторов-пианистов, перенятый ими от русских и советских педагогов-пианистов, - имитация китайских национальных музыкальных инструментов, с особенностями их звукового колорита и способов звукоизвлечения, при помощи художественно-выразительных возможностей фортепиано.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF RUSSIAN PIANISTS IN FORMING THE PEDAGOGICAL SETTINGS OF THE PIANO SCHOOL IN CHINA (FIRST HALF OF THE XX CENTURY)

The article analyzes the quantitative and class composition of the resettlement of Russians and the forced emigration of Soviet specialists to China from the end of the 19th century and during the first half of the 20th century. The role of immigrants and refugees-emigrants in the development of professional music education and piano school in China is revealed. The motives and goals of the influence of each of these groups on the musical life and piano performing art of China are indicated. The main directions in the research by Chinese scientists of the issues of the performing school on the piano are presented. Revealed as the dominant direction of research in the specialty 17.00.02 - musical art. In this regard, the relevance of strengthening pedagogical research on the methodology, attitudes, principles and methods of the Chinese piano school in the 20th century is indicated. A brief description of the personal contribution of some teachers from a galaxy of outstanding Soviet pianists, who during their business trips taught Chinese students and made a huge contribution to the development of the Chinese piano school, is given. The foundations of the Chinese national method of teaching piano playing, laid down by Soviet specialists, are characterized - the authentic nature of Chinese musical culture, the music-cultural and mental characteristics of Chinese students. An example of one of the traditions of the Chinese piano school, founded by Soviet pianists, is the holding of open competitions of Chinese composers for the best work for piano. A popular technique of Chinese composers-pianists, adopted by them from Russian and Soviet pianists, is revealed - imitation of Chinese national musical instruments, with the peculiarities of their sound coloring and sound production methods, using the artistic and expressive capabilities of the piano.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ РУССКИХ ПИАНИСТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК ФОРТЕПИАННОЙ ШКОЛЫ КИТАЯ (ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА ХХ ВЕКА)»

Бензокаин может быть синтезирован из бензола, с последовательным алкилированием, нитрованием, окислением метила, восстановлением нитрогруппы и этерификацией с этиловым спиртом [11].

Задание:

1. Изучите историю вопроса применения препарата.

2. Рассмотрите метод синтеза и химические свойства бензокаина.

3. Представьте обоснование последовательного проведения реакций алкилирования, нитрования, восстановления, этерификации с целью получения этилового эфира п-аминобензойной кислоты в соответствии с правилами ориентирующего влияния заместителей 1 и 2 рода в ароматическом ядре.

Отчет по кейс-задаче должен содержать рассмотрение строения молекулы бензола и правил ориентации в бензольном кольце, в соответствии с чем должен быть представлен поэтапный метод синтеза этилового эфира п-аминобензойной кислоты с указанием условий проведения синтезов и представлением механизмов SE и SN в реакциях алкилирования, нитрования, восстановления, этерификации, окисления.

Выводы. Таким образом, применение кейс-метода, в качестве прогрессивного педагогического приема, несомненно является интересным и эффективным способом разнообразить преподавание органической химии студентам инженерных специальностей высших учебных заведений. Методический прием использования кейс-метода показывает увеличение интереса к теории органической химии и решения практических и лабораторных задач.

Литература:

1. Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе / Д.В. Чернилевский. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 438 с.

2. Деркач, А.М. Кейс-метод в обучении органической химии при подготовке технологов пищевой промышленности в системе среднего профессионального образования: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Деркач Антон Михайлович. -Санкт-Петербург, 2012. - 26 с. - URL: https://lib.herzen.spb.ru/text/derkach_am_akd.pdf (дата обращения: 05.06.2022).

3. Деркач, A.M. Кейс-метод в обучении / A.M. Деркач // Специалист. - 2010. - № 4. - С. 22-23.

4. Сурмин, Ю.П. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / Ю.П. Сурмин. - Киев: Центр инноваций и развития, 2002. - 286 с.

5. Обучение и техническая поддержка альтернативных технологий фумигации метилбромидом в постурожайном секторе в странах СПЭ: учеб. пособие / Ю. Бое, С. Игнатович, Г. Ланге. - Варшавский Сельскохозяйственный университет / Варшава, 2006. - 99 с. - URL: https://pestcontrol.ru/images/cms/catalog/fumigaciya.pdf (дата обращения: 07.06.2022).

6. Маслов, М.И. Основы карантинного обеззараживания: монография / М.И. Маслов, У.Ш. Магомедов, Я.Б. Мордкович. - Воронеж: Научная книга, 2007. - 196 с.

7. МУК 4.1.2350-08 Определение остаточных количеств диквата в зерне гороха, семенах рапса и подсолнечника, растительных маслах методом высокоэффективной жидкостной хроматографии 2008-05-18. - URL: https://files.stroyinf.rU/Index2/1/4293753/4293753204.htm (дата обращения: 04.06.2022).

8. МУК 4.1.1410-03 Определение остаточных количеств диквата в почве и клубнях картофеля спектрофотометрическим методом: дата введения 2003-06-30. - URL: https://files.stroyinf.rU/Index2/1/4293739/4293739842.htm (дата обращения: 04.06.2022).

9. Груздев, Г.С. Химическая защита растений / Г.С. Груздева. - М.: Агропромиздат, 1987. - 415 с.

10. Куликова, Н.А. Гербициды и экологические аспекты их применения: учеб. пособие / Н.А., Куликова, Г.Ф. Лебедева. - М.: ЛИБРОКОМ, 2010. - 152 с.

11. Пат. № 6255052 Российская Федерация, МПК51 С1 Способ получения анестезина / Ю.А. Азев, К.А. Чарушников, А.М. Гибор, В.С. Мокрушин, В.А. Бакулев; заявитель и патентообладатель ФГАОУ ВПО "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина" (RU) № 2012126288/04; заяв. 06.22.2012; опубл. 01.27.2014, Бюл. №. 3. 7 p. - URL: https://patents.google.com/patent/RU2505526C1/ru (дата обращения: 10.06.2022).

Педагогика

УДК 378.1:78

аспирант Фан Мэнчжунюань

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа)

РОЛЬ РУССКИХ ПИАНИСТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК ФОРТЕПИАННОЙ

ШКОЛЫ КИТАЯ (ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА ХХ ВЕКА)

Аннотация. В статье проанализирован количественный и сословный состав переселения русских и вынужденной эмиграции советских специалистов в Китай с конца XIX века и в течение первой половины ХХ века. Раскрыта роль переселенцев и беженцев-эмигрантов в становлении профессионального музыкального образования и фортепианной школы Китая. Обозначены мотивы и цели влияния каждой из этих групп на музыкальную жизнь и фортепианное исполнительское искусство Китая. Представлены основные направления в исследованиях китайскими учеными вопросов исполнительской школы на фортепиано. Выявлено, как доминирующее, направление исследований по специальности 17.00.02 - музыкальное искусство. В связи с этим обозначена актуальность усиления педагогических исследований по методологии, установкам, принципам и методам фортепианной школы Китая в ХХ веке. Приведена краткая характеристика персонального вклада некоторых педагогов из плеяды выдающихся советских пианистов, которые в период своих командировок-стажировок обучали китайских студентов и внесли огромный вклад в становление фортепианной школы Китая. Охарактеризованы основы китайской национальной методики обучения игре на фортепиано, заложенные советскими специалистами, -аутентичная природа китайской музыкальной культуры, музыкально-культурные и ментальные особенности китайских студентов. Приведен пример одной из традиций фортепианной школы Китая, заложенной советскими пианистами, -проведение открытых конкурсов китайских композиторов на лучшее произведение для фортепиано. Раскрыт популярный прием китайских композиторов-пианистов, перенятый ими от русских и советских педагогов-пианистов, - имитация китайских национальных музыкальных инструментов, с особенностями их звукового колорита и способов звукоизвлечения, при помощи художественно-выразительных возможностей фортепиано.

Ключевые слова: педагогика, фортепиано, русские и советские педагоги-пианисты, установки пианистической школы Китая.

Annotation. The article analyzes the quantitative and class composition of the resettlement of Russians and the forced emigration of Soviet specialists to China from the end of the 19th century and during the first half of the 20th century. The role of immigrants and refugees-emigrants in the development of professional music education and piano school in China is revealed. The

motives and goals of the influence of each of these groups on the musical life and piano performing art of China are indicated. The main directions in the research by Chinese scientists of the issues of the performing school on the piano are presented. Revealed as the dominant direction of research in the specialty 17.00.02 - musical art. In this regard, the relevance of strengthening pedagogical research on the methodology, attitudes, principles and methods of the Chinese piano school in the 20th century is indicated. A brief description of the personal contribution of some teachers from a galaxy of outstanding Soviet pianists, who during their business trips taught Chinese students and made a huge contribution to the development of the Chinese piano school, is given. The foundations of the Chinese national method of teaching piano playing, laid down by Soviet specialists, are characterized - the authentic nature of Chinese musical culture, the music-cultural and mental characteristics of Chinese students. An example of one of the traditions of the Chinese piano school, founded by Soviet pianists, is the holding of open competitions of Chinese composers for the best work for piano. A popular technique of Chinese composers-pianists, adopted by them from Russian and Soviet pianists, is revealed - imitation of Chinese national musical instruments, with the peculiarities of their sound coloring and sound production methods, using the artistic and expressive capabilities of the piano.

Key words: pedagogy, piano, russian and soviet piano teachers, settings of the Chinese piano school.

Работа выполнена при финансовой поддержке Совета по стипендиям Китая

Введение. В Китае с конца XIX - начала ХХ вв. начинается массовое обучение игре на фортепиано. С этой целью Правительство Китая и руководство административно-территориальных единиц страны (провинций, городов центрального подчинения, автономных районов) прилагают большие усилия для удовлетворения потребностей населения в музыкальном обучении и образовании. В 1877 году в Шанхае была проведена Генеральная ассамблея по вопросам обеспечения процесса инструментального и вокального обучения учебниками и методическими материалами. В 1908 году был организован объединенный педагогический университет в провинции Чжэцзянь [6, С. 223].

Также организуются: курсы певческой подготовки (1914 г., провинция Сычуань); музыкальное отделение при педагогическом университете в г. Шанхай, переименованное в 1916 году в Шанхайскую педагогическую академию искусств; отделение музыки при Пекинской женской педагогической академии (1920 г.); музыкальные курсы при Пекинском университете (1920 г.); специализированный музыкально-педагогический институт (1920 г., Шанхай); Пекинская консерватория (1922 г.); музыкальное отделение в государственной профессиональной академии искусств (1923 г., Шанхай); музыкальное отделение в Шанхайской специальной академии художеств и Шанхайском университете искусств (1925 г.); государственный музыкальный колледж, впоследствии ставший Шанхайской национальной консерваторией (1927 г.); Центральная музыкальная консерватория (начало 50-х гг. XX века) [2, С. 48; 6, С. 227].

Анализ географии наиболее активного развития музыкального образования в Китае в двадцатых годах прошлого века из приведенных исторических сведений наглядно отражает два формирующихся центра подготовки профессиональных музыкантов - это города Шанхай и Пекин. Причем, именно Шанхай - крупнейший город-порт, «желтый Вавилон» - стал в то время главным музыкально-образовательным центром страны.

Заслугой современных китайских исследователей, работающих в содружестве и под руководством выдающихся российских ученых, является изучение вклада русских и советских педагогов-пианистов в создание национальной системы фортепианной подготовки в Китае. Практически все эти исследования проводятся в области искусствознания, музыкознания, истории музыки, и посвящены вопросам: фортепианной аранжировки в истории китайской музыки [7]; национального стиля в китайской фортепианной музыке [9]; сопряжение китайской национальной традиции с современными приемами европейского письма в фортепианной музыке Дин Шан Дэ [10]; исторические аспекты влияния творчества Сергея Прокофьева на китайскую фортепианную музыку XX века [14]. Все перечисленные работы, а также очень многие другие, не указанные в этом перечне, выполнены в рамках исследований по специальности 17.00.02 -музыкальное искусство.

Однако в некоторых из них затрагивается педагогический аспект, например, в исследовании Xуан Пин о влиянии русского фортепианного искусства на формирование и развитие китайской пианистической школы [13]. Имеются немногочисленные исследования, в которых представлены историко-педагогический [5] или историографический аспекты фортепианного обучения и музыкального образования в Китае [6]. Все это указывает на актуальность усиления педагогических исследований по методологии, установкам, принципам и методам фортепианной школы Китая в XX веке.

В связи с этим цель данной работы - обозначение научных направлений для разработки педагогических установок пианистической школы Китая в первой половине XX века, как наиболее значимого периода в становлении основ системы обучения игре на фортепиано для этой страны.

Поставленная цель конкретизирована через решение следующих задач: 1) классификация по количественному и качественному составу вол русской эмиграции в Китай а конце XIX - начале XX веков и их роли в музыкальной жизни и формировании национальной китайской фортепианной школы; 2) краткая характеристика персонального вклада некоторых из большой плеяды русских и советских выдающихся педагогов-пианистов в становление фортепианной исполнительской культуры и профессионального музыкального образования в Китае; 3) формулировка выводов о складывающихся в первой половине XX века в Китае силами русских и советских педагогов-пианистов основных направлений для разработки педагогических установок пианистической школы Китая в первой половине XX века.

Изложение основного материала статьи. С 1898 года русские специалисты начали строительство Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), а взрослая женская часть их семей, имея прекрасное музыкально-художественное образование, занималась культурно-просветительской и благотворительной музыкально-художественной деятельностью. Помимо специалистов, занятых на строительстве КВЖД, в этом «русском сегменте» китайского общества были специалисты, состоящие на государственной службе и занимающиеся коммерческой деятельностью. Всех их объединяло то, что они «осознанно выбрали Китай в качестве места проживания, имели высокий уровень материальной обеспеченности, солидное положение и высокий статус в обществе, владели китайским и другими иностранными языками и имели возможность возвратиться на Родину в любой момент. Позже их отнесут к первой волне русской эмиграции в Китае, тем ее представителям, которые оказались за пределами Родины по долгу службы» [16, С. 217].

События в России 1917 года вызвали кардинальные изменения в русской эмигрантской среде в Китае. Она стала увеличиваться не только численно, но и качественно - по своему сословному и профессиональному составу: дворянство потомственное и личное, художественная интеллигенция, средний класс служащих, личные составы воинских частей и военных учебных заведений, семьи военных. Все это происходило в очень короткие сроки - с 1919 года по 1921 год. В этом историческом периоде китайские исследователи выделяют три этапа эмиграции: «Первый этап связан с эвакуацией вооруженных сил Юга России под командованием генерал-лейтенанта А.И. Деникина из Новороссийска в феврале 1920 г. Второй этап связан с эвакуацией армии под командованием генерал-лейтенанта барона П. Н. Врангеля из Крыма в ноябре

1920 г. Третий этап - с поражением войск адмирала А.В. Колчака и эвакуацией японской армии из Приморья в 1920-1921 гг.» [15, С. 332]. Все эти три этапа можно условно назвать второй волной русской эмиграции в Китай.

Теперь, если сопоставить ранее приведенную информацию о проведении в последней трети XIX века и первой трети XX века всекитайских мероприятий (Ассамблея) и открытии специальных музыкальных учебных заведений и центров музыкального образования и обучения музыке с интенсивностью и качественным составом двух волн эмиграции русских людей разных сословий в Китай, то прослеживается следующее: нарастание волн русской эмиграции в Китай в первой трети XX века совпадает с увеличением числа открывающихся для китайского народа специализированных музыкальных учебных заведений. Если в последней трети XIX века между такими событиями проходило от десяти до двадцати лет и более, то в первой трети XX века почти каждый год был ознаменован подобным событием, и даже на один год приходится открытие сразу нескольких музыкальных учебных заведений. Таким образом, наблюдается связь между прибывающими в Китай и отверженными в России эмигрантами из числа российской интеллектуальной и художественной элиты, высокообразованного сословия и культурной интеллигенции, с одной стороны, и активизацией организационной и содержательной сторон музыкального образования в Китае.

Эта ситуация была выгодна обеим сторонам - и Китайскому правительству, и русским эмигрантам. Такая обоюдная заинтересованность китайского Правительства и русской эмиграции привела к замечательным результатам. Таким образом, можно констатировать, что первая и, в особенности, вторая волны русской эмиграции создали ту основу, на которой в последующие десятилетия начала выстраиваться система музыкального образования в Китае.

Связи между Китаем и Советским Союзом налаживались, и уже с середины 20-х годов в Китай направляются профессиональные музыканты для педагогической работы во вновь открывающиеся специальные музыкальные учебные заведения. В 1927 году была открыта Шанхайская государственная консерватория, позднее переименованная в «Государственный специализированный институт музыки» [13, С. 9]. В разные годы коллектив фортепиано отделения (в рамках двухгодичных командировок-стажировок в Китае) составляли выдающиеся педагоги из России, навечно вошедших в историю фортепианного исполнительства и музыкальной культуры Китая: Б.С. Захаров, З.А. Прибыткова, Б.М. Лазарев, Е. Левитин (последние трое - ученики профессора Московской консерватории А.И. Зилоти); С.С. Аксаков, П.И. Шевцов, Артулян, Т.П. Кравченко, Д. Серов, Г. Марголинский, В. Коставич, В.А. Чернецкая [цит. по: 15, С. 339; 13, с. 9; цит. по: 3, С. 138]. Эти музыканты - педагоги и пианисты были наследниками и продолжателями великих традиций М.А. Балакирева, Антона и Николая Рубинштейн, А.И. Зилоти, С.В. Рахманинова и многих других выдающихся русских пианистов.

В начале 1930-х годов в Китай выехал А.Н. Черепнин, где, будучи директором Шанхайской консерватории в период с 1934 года по 1937 год осуществлял комплексное руководство подготовкой китайских пианистов - от административного и организационного управления учебным процессом (был директором Шанхайской консерватории в 1934-1937 гг.) и до научно-методических разработок по обучению игре на фортепиано. Он был инициатором и организатором за счет собственных средств «первого в Китае конкурса в 1934 году среди китайских композиторов на лучшее сочинение произведения для фортепиано. Первую премию получил композитор Xэ Лутин за произведение «Малая флейта для пастушка». Это произведение стало значимой вехой в истории фортепианного искусства: в фортепианной музыке стали использоваться национальные мелодии и образы, китайские композиторы стали создавать программные произведения на основе национальных сюжетов» [5, С. 130].

А.Н. Черепнин не только внедрил в образовательный процесс китайских специальных музыкальных учебных заведений методический опыт русской пианистической школы, но и создал методические работы, основанные на специфики ладотональной организации китайской музыки - «Учебник пентатонических упражнений» и «Упражнения по техническим навыкам пятиступенной китайской гаммы». Глубоко проникнув в своеобразие китайской музыки, он подарил китайским музыкантам - композиторам и пианистам - бесценный прием, используемый до того времени в ведущих фортепианных практиках России и Европы - имитация звучания национальных музыкальных инструментов средствами фортепиано. Сделано это было им в пьесе под названием «В подарок Китаю», где А.Н. Черепнин имитировал звучание древнего китайского щипкового инструмента пипа с помощью выразительных возможностей фортепиано [5, С. 130]. Вероятно, название пьесы было выбрано А.Н. Черепниным не случайно, и его «подарок» по достоинству оценили композиторы и пианисты, так как с развитие фортепианной композиторской и исполнительской школы этот прием используется все чаще и чаще. Кстати сказать, эта великолепная идея родилась, по всей вероятности, в связи с тем, что увлечение А.Н. Черепнина китайской культурой было настолько захватывающим всю его творческую натуру, что, как отмечает Xуан Пин, он обучался игре на китайских национальных музыкальных инструментах [13, С. 10].

Еще один бесценный пример, поданный А.Н. Черепниным для композиторов-пианистов и пианистов-исполнителей -это создание циклов произведений для фортепиано на основе китайской тематики - ее символов, образов художественной культуры, выразительных особенностей фонетического строя и др. Аутентичность китайской художественной культуры выражена им в специально созданном фортепианном цикле под названием «Пять концертных пьес», каждая из которых посвящена одному из образу-символу китайской национальной культуры, а все вместе они дополняют друг друга: «Театр теней», «Ожидание», «В подарок Китаю», Театр марионеток», «Декламация» [5, С. 130].

Таким образом, вклад А.Н. Черепнина в формирование педагогических установок фортепианной школы в Китае, на выше приведенных примерах, заключается в следующем: 1) создании методики китайской пианистической школы, исходя из аутентичной природы китайской музыкальной культуры; 2) стимулировании творчества китайских композиторов по созданию циклов и отдельных произведений для фортепиано на основе образов, символов и сюжетов китайской художественной культуры; 3) поиске и воплощении средствами фортепиано особенностей звукового колорита и способов звукоизвлечения с помощью имитационных приемов.

В исследованиях российских и китайских ученых представлены работы по анализу обширного фортепианного наследия А.Н. Черепнина. При этом отмечается, что основная часть этого наследия целостно и системно не исследована ни в российском, ни в зарубежном музыкознании. Среди наиболее значимых отмечаются работы российских ученых: С.А. Айзенштада [1], Л.З. Корабельниковой [4], Н.Л. Рубан [8]. Имеются также работы зарубежных искусствоведов. Однако преобладающим во всех этих трудах являются документальные свидетельства артистической карьеры музыканта или историко-музыковедческое исследовательское направление. Вместе с тем, на данный момент настало время проведения педагогического анализа наследия музыканта, обобщения его творческих находок в целостную педагогическую систему для практического применения в подготовке современного поколения молодых китайских пианистов.

В Китае с большим почтение, уважением и любовью относятся к музыкально-педагогическому наследию и памяти еще одного выдающегося русского музыканта - Бориса Степановича Захарова. Его вклад в формирование педагогических устоев китайской школы пианизма глубок и разносторонен. Одним из важнейших положений его педагогического кредо в подготовке пианистов была выработка техники. Учитывая исходный и низкий уровень владения инструментом большинством обучающихся, он, в период своей работы в Шанхайской государственной консерватории, разработал и «доказал эффективность строгих упражнений для пальцев на раннем этапе обучения, законченность и результативность

системы упражнений как основы русской фортепианной школы» [12, С. 529]. За основу своей методики Б.С. Захаров взял педагогический опыт его педагога - Анны Есиповой, у которой он обучался в Петербургской консерватории. Понятно, что методика Б.С. Захарова не была точной копией его великого педагога, а была адаптирована к уровню развития музыкальных способностей, музыкальной подготовки, общей и музыкальной культуры его студентов в Китае. Безусловно, классы Б.С. Захарова в Шанхайской консерватории и А.Есиповой в Петербургской консерватории не поддаются сравнению.

Вместе с тем, внимание к технической подготовке китайских пианистов в классах выдающихся русских и советских педагогов никогда не было самоцелью - этого не соответствовало исконным духовным смыслам, ценностям и традициям освоения художественной культуры и искусства. Поэтому работа над техникой в классах фортепиано уводила начинающих китайских студентов от «привычки "барабанить по роялю" или вырабатывать "технику напоказ"» [11, С. 390].

Советским специалистам удалось выстроить в Китае уникальную «систему обучения игре на фортепиано, заложить основы специализированной и систематической подготовки в сфере фортепианного образования» [13, С. 13]. Это было сделано благодаря деликатному педагогическому такту и профессиональной прозорливости советских педагогов, своевременно отмечающих и развивающих сильные стороны в музыкальных способностях своих воспитанников. Одной из серьезных трудностей в работе над репертуаром для китайских студентов было овладением искусством педализации.

Советские пианисты привнесли в обучающий процесс такие новые для Китая формы профессионального обучения игре на фортепиано, как мастер-класс, зачеты, экзамены, семинары, коллективные уроки и др. Для массовой реализации некоторых из этих форм педагогами были разработаны подробные методические рекомендации и педагогические установки как руководство к практическому педагогическому воздействию на обучающихся.

Выводы. Проведенное исследование позволило обозначить в обозначенном периоде исторические рамки двух категорий русских специалистов, прибывавших в Китай: 1) переселенцы из Российской Империи с конца XIX и вплоть до событий в октябре 1917 г., добровольно состоящие на государственной службе по роду своей профессиональной деятельности; 2) эмигранты-беженцы из советской России после событий в октябре 1917 г., вынужденно покинувших Родину в поисках безопасных условий для жизни и полной неопределенностью по поводу трудоустройства в соответствии со своей профессией или талантами. Важно, что в той и другой категории русских специалистов было много одаренной и талантливой в области музыкального искусства и музыкальной культуры интеллигенции, дворянства.

Обе эти волны переселенцев в Китай сыграли разную роль в зарождении и развитии педагогических установок фортепианной школы Китая в первой половине XX века. Но обе они подготовили почву для формирования в Китае силами советских педагогов-стажистов в первой половине XX века основ целостной педагогической системы обучения игре на фортепиано, органично объединяющей национальные музыкальные традиции и европейский опыт искусства игры на фортепиано.

Эта целостная педагогическая система складывалась через: организацию открытых конкурсов китайских композиторов на лучшее сочинение произведения для фортепиано; создание национальной методики обучения игре на фортепиано, исходя из аутентичной природы китайской музыкальной культуры, музыкально-культурных и ментальных особенностей китайских студентов; разработку и издание учебников, методических работ и упражнений на основе ладотональной основы китайской музыки; создание нового для китайской музыки приема - имитация китайских национальных музыкальных инструментов - особенностей их звукового колорита и способов звукоизвлечения - с помощью художественно-выразительных возможностей фортепиано; демонстрацию китайским композиторам художественных достоинств нового жанра - цикла фортепианных пьес.

Литература:

1. Айзенштадт, С.А. Фортепианные концерты Александра Черепнина. Черты стиля: дис. ... канд. иск: 17.00.02. -СПб., 1994. - 165 с.

2. Ван, Юйхэ. История музыки в современном Китае / Юйхэ Ван. - Пекин: Народное музык. изд-во, 2002. - 362 с. (ffiSW [м.^Ж: 2002, 362Ж).

3. Дивеева, Г.А. Шанхайская национальная консерватория в 1920-1940 -е гг.: к проблеме взаимодействия с традициями российского музыкального образования / Г.А. Дивеева // Terra Humana. - 2014. - № 1. - С. 137-140.

4. Корабельникова, Л.З. Александр Черепнин: долгое странствие: биография / Л.З. Корабельникова. - М.: Государственный институт искусствознания. Языки русской культуры, 1999. - 288 с.

5. Ли, Линцзюнь. История развития фортепиано в Китае: педагогический аспект / Линцзюнь Ли // Современное педагогическое образование. - 2019. - №4. - URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/istoriya-razvitiya-fortepiano-v-kitae-pedagogicheskiy-aspekt (дата обращения: 26.07.2022).

6. Ли, Юе. Историографический очерк развития общего музыкального образования в Китае с древнейших времен до рубежа XIX-XX веков / Юе Ли // Вестник КемГУКИ. - 2017. - № 40. - С. 215-225.

7. Ли, Юнь. Фортепианная аранжировка в истории китайской музыки / Юнь Ли // Культура и цивилизация. - 2017. -Том 7. - № 5А. - С. 296-303.

8. Рубан, Н.Л. Фортепианное творчество Александра Черепнина в контексте его артистической карьеры: автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.02. - Нижний Новгород. - 2017. - 24 с.

9. Сунь, Я. Национальный стиль в китайской фортепианной музыке / Я. Сунь // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия. Материалы VII Международной научно-практической конференции. Казанский (Приволжский) федеральный университет. - 2018. - С. 55-58

10. У, На. Фортепианная музыка Дин Шан Дэ: сопряжение китайской национальной традиции с современными приемами европейского письма: дис. ... канд. иск.: 17.00.02. - СПб., 2009. - 300 с.

11. Xуан, Пин. Вклад советских специалистов в становление фортепианного искусства нового Китая (1949-1966) / Пин Xуан // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. - №82-1. - С. 388-391. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vklad-sovetskih-spetsialistov-v-stanovlenie-fortepiannogo-iskusstva-novogo-kitaya-1949-1966 (дата обращения: 26.07.2022).

12. Xуан, Пин. Борис Захаров (1888 1943) и его роль в становлении китайской фортепианной школы / Пин Xуан // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. - №74-1. - URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/boris-zaharov-1888-1943-i-ego-rol-v-stanovlenii-kitayskoy-fortepiannoy-shkoly (дата обращения: 26.07.2022).

13. Xуан, Пин. Влияние русского фортепианного искусства на формирование и развитие китайской пианистической школы: автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.02. - СПб., 2008. - 21 с.

14. Цюй, Ва. Исторические аспекты влияния творчества Сергея Прокофьева на китайскую фортепианную музыку XX века / Ва Цюй. - Тамбов: Грамота, 2019. - Том 12. - Выпуск 2. - C. 130-134. - URL: www.gramota.net/materials/9/2019/2/

15. Чжан, Цзунхуа. Русская дворянская эмиграция в Китае после Октябрьской революции / Цзунхуа Чжан, Яньхун Цзян, Вэньсюань Xань // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 5. - С. 331-341.

16. Шаронова, В.Г. История русской эмиграции в Китае / В.Г. Шаронова // Русское зарубежье. - 2014. - №3. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/istoriya-russkoy-emigratsii-v-kitae (дата обращения: 24.07.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.