Научная статья на тему 'Об организационных аспектах розыска несовершеннолетних, пропавших без вести'

Об организационных аспектах розыска несовершеннолетних, пропавших без вести Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
319
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОИСК / КАНДИДАТ / ОПЕРУПОЛНОМОЧЕННЫЙ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РОЗЫСК / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ПРОПАВШИЙ БЕЗ ВЕСТИ / SEARCH / CANDIDATE / OPERATIVE / OPERATIONAL-SEARCH ACTIVITIES / MINOR / MISSING PERSON

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лепехин Д.И.

В статье определяется актуальность деятельности по розыску несовершеннолетних, пропавших без вести, акцентируется внимание на важности и приоритетности таких оперативно-розыскных мероприятий. Дается определение розыска несовершеннолетних, пропавших без вести, как обособленного оперативно-розыскного мероприятия, имеющего специфические особенности его реализации. Анализируется современное состояние криминогенной обстановки, связанной с безвестным исчезновением несовершеннолетних, выявляются, описываются и объясняются типичные закономерности и тенденции развития рассматриваемой криминогенной обстановки. Раскрывается степень научной разработанности проблем, связанных с розыском несовершеннолетних, пропавших без вести, и констатируется необходимость в более детальном исследовании этой проблематики. Аргументируется потребность оптимизации организационноуправленческой функции в деятельности органов внутренних дел, связанной с розыском несовершеннолетних, пропавших без вести, прежде всего за счет кадрового обеспечения подразделений уголовного розыска, повышения уровня компетентности сотрудников уголовного розыска относительно специфики рассматриваемой категории разыскиваемых. В статье нашли свое отражение теоретические источники, послужившие основой полученных выводов, произведено описание репрезентативности этих выводов с указанием использованных эмпирических материалов. Рассматриваются особенности поиска кандидатов для замещения вакантных должностей оперуполномоченных, выполняющих задачи оперативно-розыскной деятельности, по установлению местонахождения несовершеннолетних, пропавших без вести.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лепехин Д.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT ORGANIZATIONAL ASPECTS OF SEARCH OF THE MINORS MISSING

The article defines the relevance of the search for minors missing, focuses on the importance and priority of such operational-search activities. The definition of the search for minors missing as a separate operational-search activities with specific features of its implementation. The article analyzes the current state of the criminal situation associated with the unknown disappearance of minors, identifies, describes and explains the typical patterns and trends in the development of the considered criminal situation. The author reveals the degree of scientific elaboration of the problems related to the search for minors, missing persons and States the need for a more detailed study of this problem. The need to optimize the organizational and managerial functions in the activities of internal Affairs bodies related to the search for minors missing is argued, primarily due to the staffing of criminal investigation units, increasing the level of competence of criminal investigation officers regarding the specifics of the category of wanted. the article reflects the theoretical sources that served as the basis of the findings, a description of the representativeness of these findings with the indication of the empirical materials used. Features of search of candidates for replacement of vacant positions of the operatives performing tasks of operational-search activity, on establishment of location of the minors missing are considered.

Текст научной работы на тему «Об организационных аспектах розыска несовершеннолетних, пропавших без вести»

ОБ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ АСПЕКТАХ РОЗЫСКА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ

ABOUT ORGANIZATIONAL ASPECTS OF SEARCH OF THE

MINORS MISSING

УДК 347.172

Д.И. ЛЕПЕХИН,

кандидат юридических наук (Академия управления МВД России, Россия, Москва) lepehindima76@mail.ru

DMITRY I. LEPEKHIN,

Candidate of Law (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Moscow, Russia)

Аннотация: в статье определяется актуальность деятельности по розыску несовершеннолетних, пропавших без вести, акцентируется внимание на важности и приоритетности таких оперативно-розыскных мероприятий. Дается определение розыска несовершеннолетних, пропавших без вести, как обособленного оперативно-розыскного мероприятия, имеющего специфические особенности его реализации. Анализируется современное состояние криминогенной обстановки, связанной с безвестным исчезновением несовершеннолетних, выявляются, описываются и объясняются типичные закономерности и тенденции развития рассматриваемой криминогенной обстановки. Раскрывается степень научной разработанности проблем, связанных с розыском несовершеннолетних, пропавших без вести, и констатируется необходимость в более детальном исследовании этой проблематики. Аргументируется потребность оптимизации организационно-управленческой функции в деятельности органов внутренних дел, связанной с розыском несовершеннолетних, пропавших без вести, прежде всего за счет кадрового обеспечения подразделений уголовного розыска, повышения уровня компетентности сотрудников уголовного розыска относительно специфики рассматриваемой категории разыскиваемых. В статье нашли свое отражение теоретические источники, послужившие основой полученных выводов, произведено описание репрезентативности этих выводов с указанием использованных эмпирических материалов. Рассматриваются особенности поиска кандидатов для замещения вакантных должностей оперуполномоченных, выполняющих задачи оперативно-розыскной деятельности, по установлению местонахождения несовершеннолетних, пропавших без вести.

Ключевые слова: поиск, кандидат, оперуполномоченный, оперативно-розыскная деятельность, розыск, несовершеннолетний, пропавший без вести.

Для цитирования: Лепехин Д.И. Об организационных аспектах розыска несовершеннолетних, пропавших без вести // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Пути-лина. 2019. № 4. С. 49-53.

Abstract: the article defines the relevance of the search for minors missing, focuses on the importance and priority of such operational-search activities. The definition of the search for minors missing as a separate operational-search activities with specific features of its implementation. The article analyzes the current state of the criminal situation associated with the unknown disappearance of minors, identifies, describes and explains the typical patterns and trends in the development of the considered criminal situation. The author reveals the degree of scientific elaboration of the problems related to the search for minors, missing persons and States the need for a more detailed study of this problem. The need to optimize the organizational and managerial functions in the activities of internal Affairs bodies related to the search for minors missing is argued, primarily due to the staffing of criminal investigation units, increasing the level of competence of criminal investigation officers regarding the specifics of the category of wanted. the article reflects the theoretical sources that served as the basis of the findings, a description of the representativeness of these findings with the indication of the empirical materials used. Features of search of candidates for replacement of vacant positions of the operatives performing tasks of operational-search activity, on establishment of location of the minors missing are considered.

Keywords: search, candidate, operative, operational-search activities, search, minor, missing person.

For citation: Lepekhin D.I. About organizational aspects of search of the minors missing // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2019. № 4. P. 49-53.

Розыск несовершеннолетних, пропавших без вести, рассматривается нами как базирующаяся на определенной правовой основе деятельность органов внутренних дел1 по комплексному осуществлению оперативно-розыскных, административно-правовых, поисково-спасательных и иных мероприятий, а также уголовно-процессуальных действий, направленных на обнаружение местонахождения лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, исчезнувших внезапно, без видимых к тому причин, а также по предупреждению безвестного исчезновения несовершеннолетних, их самовольного ухода из дома или мест их содержания [5, с. 37].

Данное направление деятельности ОВД всегда находилось и находится под пристальным вниманием руководства страны, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации и других государственных органов, а также общественных (в том числе и волонтерских) образований, однако в нем все же имеются проблемные вопросы, нуждающиеся в решении.

Доля несовершеннолетних, пропавших без вести, находящихся в розыске, за последние годы колебалась от 9,2% до 18% от общего числа лиц, пропадавших без вести, зарегистрированных в России. Так, например, в 2009 г. в розыске находилось 21634 ребенка (18,0%), в 2010 г. - 19734 (17,2%), в 2011 г. - 17898 (15,9%), в 2012 г. - 13455 (13,2%), в 2013 г. -11109 (10,8%), в 2014 г. - 9090 (9,7%), в 2015 г. -8564 (9,2%), в 2016 г. - 8399 (9,5%), в 2017 г. -7966 (9,5%), а в 2018 г. - 6440 (8,5%)2.

Как видно из приведенных выше данных, количество и доля разыскиваемых несовершеннолетних в течение указанного периода уменьшается, но в 2016 г. наблюдается незначительный рост.

В то же время прослеживается тенденция, связанная с уменьшением количества разысканных несовершеннолетних, пропавших без вести. Так, в 2009 г. розыск был прекращен по 20117 (93,0%) фактам безвестного исчезновения несовершеннолетних, в 2010 г. - 18215 (92,3%), в 2011 г. - 16450 (91,6%), в 2012 г. - 12073 (89,7%), в 2013 г. - 9794 (88,2%), в 2014 г. - 7875 (86,6%), в 2015 г. - 7368 (86%), в 2016 г. - 7292 (86,8%), в 2017 г. - 6902 (86,6%), в 2018 году - 5414 (84,1%)3. В указанные годы эффективность розыска данной категории лиц снизилась более

1 Далее - ОВД.

2 Данные ГИАЦ МВД России.

3 Данные ГИАЦ МВД России.

чем на 8,9%, и это несмотря на уменьшение количества объявляемых в розыск несовершеннолетних, пропавших без вести, и, как следствие, уменьшение нагрузки на сотрудников розыскных подразделений.

Все это свидетельствует о необходимости принятия соответственных организационно-управленческих и организационно-тактических мер в рассматриваемой сфере.

Среди организационно-управленческих мер в сфере розыска несовершеннолетних, пропавших без вести, определенное значение имеет кадровое обеспечение, и данная статья посвящена особенностям поиска кандидатов для замещения вакантных должностей, имеющихся в розыскных подразделениях ОВД на различных уровнях системы МВД России, в том числе и руководящего состава, которые не только непосредственно будут проводить мероприятия по установлению местонахождения исчезнувших бесследно лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, но и принимать управленческие решения, направленные на повышение эффективности рассматриваемого направления розыска.

Вопросы кадрового обеспечения подразделений организации розыскной работы органов внутренних дел ранее исследовали такие авторы, как В.М. Атмажитов [3], Н.Н. Васильев, В.А. Лукашов, Л.Л. Тузов [7; 8] С.В. Харченко [4] и др. Вместе с тем вопросы кадрового обеспечения розыска несовершеннолетних, пропавших без вести, органами внутренних дел в современных условиях, связанные с реформированием системы МВД России и действиями новых нормативных правовых актов, регулирующих рассматриваемое направление деятельности, нуждаются в более детальном исследовании.

В основу наших рассуждений и предложений были положены: научные положения вышеуказанных ученых; действующая правовая база, которая регулирует рассматриваемую сферу деятельности; анализ анкет, содержащих мнения экспертов различных уровней системы МВД России, в качестве которых выступили должностные лица розыскных подразделений ОВД, руководители подразделений уголовного розыска и их заместители, начальники полиции и их заместители по оперативной работе.

Всего было подвергнуто анкетированию 302 респондента, из них - должностные лица ОВД из Центрального федерального округа (за исключением центрального аппарата МВД России) составили 20,9%, Южного федерального округа - 14,9%, Северо-Западного федерального округа - 17,6%, Дальневосточного федерального округа - 10,9%, Сибирского федерального

округа - 13,3%, Приволжского федерального округа - 15,2%, Северо-Кавказского федерального округа - 1,7%, центрального аппарата МВД России - 5,6%.

Учитывая современные требования [3, с. 164], предъявляемые к ОВД как со стороны руководства страны, так и со стороны общества, полагаем, что под кадровым обеспечением розыска несовершеннолетних, пропавших без вести, необходимо понимать деятельность руководителей подразделений ОВД, их заместителей, а также должностных лиц подразделений по работе с личным составом по формированию кадрового (личного) состава розыскных подразделений органов внутренних дел.

Слово «формировать» означает: 1) придавать чему-нибудь форму, устойчивость, законченность, определенный тип; 2) организовывать, составлять, создавать какой-нибудь коллектив, учреждение [2, с. 1136].

В ст. 75 Федерального закона Российской Федерации от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закреплены принципы формирования кадрового состава органов МВД России, а именно:

- обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе в органах внутренних дел;

- совершенствование профессиональных знаний и навыков сотрудников органов внутренних дел;

- назначение сотрудников органов внутренних дел на должности с учетом уровня профессиональной подготовки, заслуг в служебной деятельности, личных и деловых качеств;

- соблюдение последовательности прохождения службы в органах внутренних дел и присвоения специальных званий.

Приведенные выше принципы распространяются как на формирование кадрового состава органов МВД России в целом, так и розыскных подразделений ОВД.

Целью формирования кадрового состава розыскных подразделений органов внутренних дел является создание стабильного высокопрофессионального кадрового ядра, способного качественно и эффективно решать возложенные на них задачи. Для достижения данной цели, на наш взгляд, необходимо выделить следующие основные направления деятельности:

- комплектование кадров подразделений организации розыскной работы, которое необходимо проводить на приоритетных началах;

- работа с резервом кадров для выдвижения

на вышестоящие, в том числе и руководящие, должности;

- организация, проведение и совершенствование служебной подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников рассматриваемых подразделений;

- организация и совершенствование морально-психологического обеспечения подразделений организации розыскной работы органов внутренних дел.

Полагаем, что формирование кадрового состава представляет собой процесс, в котором выделяются следующие стадии:

- информационно-аналитическая - по сбору и анализу сведений об имеющихся в работе с личным составом проблемах;

- прогнозирования и планирования потребности в квалифицированных сотрудниках;

- комплектования - непосредственно включающая в себя работу по ранней профессиональной ориентации, поиск, отбор и назначение вновь принимаемого на службу гражданина Российской Федерации или в рамках перевода действующего сотрудника ОВД на должность оперуполномоченного (стажера по должности оперуполномоченного) розыскного подразделения;

- адаптации, стажировки и последующего закрепления на службе;

- профессиональной подготовки, воспитательной работы, психологического сопровождения;

- административного регулирования «текучести кадров» и сведения ее к минимуму.

Качественное исполнение каждой из этих стадий позволит решить сложную системную проблему - комплектование розыскных подразделений профессиональными сотрудниками - и, как следствие, повысит эффективность розыска ОВД несовершеннолетних, пропавших без вести.

Как показало проведенное нами исследование, руководство розыскных подразделений не уделяет должного внимания организации работы по ранней профессиональной ориентации граждан Российской Федерации с целью привлечения их на службу в органы внутренних дел.

Во-первых, данную позицию руководители розыскных подразделений объясняют тем, что проведение мероприятий по информированию населения о порядке поступления на службу в рассматриваемые подразделения и условиях службы в них, а также профессиональной ориентации населения должны осуществляться должностными лицами подразделений по работе с личным составом во взаимодействии с со-

трудниками подразделений по взаимодействию со средствами массовой информации4 и общественных связей по решению руководителя органа внутренних дел.

Во-вторых, руководители розыскных подразделений больше предпочитают набирать сотрудников из других подразделений ОВД, а также окончивших образовательные организации системы МВД России. Подобные решения объясняют длительным и трудоемким процессом оформления вновь принимаемого кандидата на службу; необходимостью прохождения им стажировки от трех де шести месяцев с возможным продлением; последующим прохождением первоначальной подготовки, когда сотрудник откомандировывается в образовательную организацию. В связи с этим полноценно приступить к самостоятельному исполнению своих служебных обязанностей вновь назначенный сотрудник может только спустя тринадцать -девятнадцать месяцев.

В первом случае мы позволим себе не согласиться с мнением руководителей розыскных подразделений, так как «информирование населения о порядке поступления на службу в органы внутренних дел и условиях службы в органах внутренних дел, проведение профес-сионально-ориентационных мероприятий с населением по вопросам прохождения службы в органах внутренних дел осуществляются сотрудниками кадровых подразделений, подразделений информации и общественных связей, а также иных подразделений органа, организации, подразделения МВД России»5. Кроме того, решение о проведении указанных мероприятий принимает руководитель органа, организации или подразделения системы МВД России, поэтому подобные решения вправе принять и руководитель розыскного подразделения, а находящиеся в его подчинении должностные лица могут выступить исполнителями данного управленческого решения, в связи с чем уклонение от выполнения данной работы идет в разрез с требованиями ведомственных правовых актов.

Во втором случае руководителей розыскных подразделений, конечно, можно понять, они как грамотные менеджеры стремятся в наиболее короткие сроки и с наименьшими затратами устранить имеющийся в подчиненных подразделениях некомплект. Такой под-

4 Далее - СМИ.

5 Порядок организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 1 февраля 2018 года № 50 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

ход в настоящее время находит поддержку у руководителей всех уровней, но только до тех пор, пока такой же грамотный менеджер иного подразделения не запросит в рамках перемещения личное дело подчиненного им сотрудника. На наш взгляд, такой подход может быть приемлем только в том случае, если сотрудник перемещается на вышестоящую должность и только при условии невозможности карьерного роста в подразделении прохождения службы, что послужит реализации такого принципа кадрового обеспечения, как последовательность прохождения службы.

Беседы с указанными коллективами осуществляются в целях ориентации их членов на поступление на службу в рассматриваемые подразделения ОВД, формирования положительного образа о деятельности должностных лиц, проходящих в них службу, и донесения возможных перспектив службы в системе МВД России.

Непосредственный поиск и выявление кандидатов среди граждан, обладающих необходимыми физическими, психологическими и морально-деловыми качествами для службы в ОВД, должны осуществляться непосредственно руководителями розыскных подразделений и должностными лицами подразделений по работе с личным составом. В то же время необходимо отметить, что отдельные руководители рассматриваемых подразделений заблуждаются, полагая, что поиск кандидатов на службу в ОВД является исключительно прерогативой кадровых подразделений и самоустраняются от указанной деятельности, что в корне неверно.

Поиск и выявление включают в себя подбор сотрудников, проходящих службу в иных подразделениях ОВД, курсантов, слушателей, адъюнктов [6, с. 102] образовательных организаций системы МВД России; студентов, аспирантов иных образовательных организаций; граждан, работающих в коллективах учреждений и организаций различных форм собственности; граждан, состоящих на учетах в центрах занятости; военнослужащих, проходящих службу в воинских частях и прибывающих в военные комиссариаты для постановки на учет, а также направление запросов и информационных писем в указанные организации. Нельзя исключать и такой способ поиска кандидатов на вакантные должности розыскных подразделений, как подбор граждан из круга своих знакомых и родственников действующих сотрудников правоохранительных органов или пенсионеров, тем более что преемственность поколений сотрудников ОВД во многом оказывает положительное влияние на формирование личностных качеств молодого сотрудника.

КРИМИНАЛИСТИКА,

2019' 4

Завершая рассуждения по вопросам организации поиска кандидатов в розыскные подразделения ОВД в рамках кадрового обеспечения розыска несовершеннолетних, пропавших без вести, считаем необходимым акцентировать внимание на следующем выводе: процесс формирования кадрового состава розыскных подразделений сотрудниками, способными на высоком профессиональном уровне выполнять оперативно-розыскную задачу, связанную с розыскном несовершеннолетних, пропавших без вести, представляет собой совокупность последовательно сменяющих друг друга стадий - сбора, обработки и хранения

информации о состоянии работы с личным составом; построения прогнозов и планирования потребности в человеческих ресурсах; комплектования подразделений, включающего профессионально-ориентационную работу, непосредственный поиск, отбор и назначение гражданина Российской Федерации на соответствующую должность в рассматриваемых подразделениях; профессиональной адаптации и последующего закрепления на службе вновь назначенных; профессиональной подготовки сотрудников; морально-психологического обеспечения деятельности по решению задач розыскной работы.

Литература

1. Атмажитов В.М. О некоторых направлениях развития теории оперативно-розыскнои деятельности // Оперативник (сыщик). 2015. № 1 (42). С. 19-27.

2. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - Москва, 2008, 1239 с.

3. Воронцов А. К вопросу о совершенствовании глоссария оперативно-разыскного законодательства Российской Федерации // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 2 (42). С. 164-168.

4. Кислый О.А., Харченко С.В. К вопросу об организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по выявлению и раскрытию краж из жилищ // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 2 (42). С. 78-81.

5. ЛепехинД.И. К вопросу о законодательном регулировании розыска несовершеннолетних, пропавших без вести // Оперативник (сыщик). 2016. № 1 (46). С. 36-39.

6. Шишканова И.А., Мацкевич И.М. Нормативное правовое регулирование подготовки кадров высшей квалификации для правоохранительной системы // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 2 (42). С. 102-106.

7. Тузов Л.Л. Особенности служебной подготовки сотрудников розыскных подразделений органов внутренних дел, осуществляющих розыск несовершеннолетних, пропавших без вести // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 3. С. 180-183.

8. Тузов Л.Л. Некоторые особенности кадрового обеспечения розыска органами внутренних дел несовершеннолетних, пропавших без вести // Закон и право. 2016. № 1. С. 154-156.

References

1. Atmazhitov V.M. O nekotorykh napravleniyakh razvitiya teorii operativno-rozysknoi deyatel'nosti // Operativnik (syshchik). 2015. № 1 (42). S. 19-27.

2. Ushakov D.N. Bol'shoi tolkovyi slovar' sovremennogo russkogo yazyka. - Moskva, 2008, 1239 s.

3. VorontsovA. K voprosu o sovershenstvovanii glossariya operativno-razysknogo zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2017. № 2 (42). S. 164-168.

4. KislyiO.A., Kharchenko S.V. K voprosu ob organizatsii operativno-rozysknoi deyatel'nosti organov vnutrennikh del po vyyavleniyu i raskrytiyu krazh iz zhilishch // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2017. № 2 (42). S. 78-81.

5. Lepekhin D.I. K voprosu o zakonodatel'nom regulirovanii rozyska nesovershennoletnikh, propavshikh bez vesti // Operativnik (syshchik). 2016. № 1 (46). S. 36-39.

6. Shishkanova I.A., Matskevich I.M. Normativnoe pravovoe regulirovanie podgotovki kadrov vysshei kvalifikatsii dlya pravookhranitel'noi sistemy // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2017. № 2 (42). S. 102-106.

7. Tuzov L.L. Osobennosti sluzhebnoi podgotovki sotrudnikov rozysknykh podrazdelenii organov vnutrennikh del, osushchestvlyayushchikh rozysk nesovershennoletnikh, propavshikh bez vesti // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2016. № 3. S. 180-183.

8. Tuzov L.L. Nekotorye osobennosti kadrovogo obespecheniya rozyska organami vnutrennikh del nesovershennoletnikh, propavshikh bez vesti // Zakon i pravo. 2016. № 1. S. 154-156.

(статья сдана в редакцию 23.10.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.