Научная статья на тему 'Кадровое обеспечение оперативно-служебной деятельности вновь назначенного сотрудника по розыску несовершеннолетних, пропавших без вести'

Кадровое обеспечение оперативно-служебной деятельности вновь назначенного сотрудника по розыску несовершеннолетних, пропавших без вести Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
262
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СТАЖИРОВКА / НАСТАВНИЧЕСТВО / ЗАКРЕПЛЕНИЕ В КОЛЛЕКТИВЕ / РОЗЫСКНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / РОЗЫСК / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ПРОПАВШИЙ БЕЗ ВЕСТИ / ADAPTATION / PROBATION / TUTORSHIP / CONSOLIDATION IN A TEAM / SEARCH UNITS / STAFNG / SEARCH / MINOR / MISSING PERSON

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лепёхин Д.И.

В статье рассматриваются особенности деятельности руководящего состава и должностных лиц подразделений по работе с личным составом по организации адаптации, стажировки и закрепление вновь назначенных сотрудников в рамках кадрового обеспечения розыска несовершеннолетних, пропавших без вести.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Staffng in the Operational Activities of Newly Appointed Staff for Tracing Missing Minors

The paper considers the peculiarities of the activity of the management and ofcers in the units for work with personnel for organization of adaptation, probation and the assignment of newly appointed employees within the framework of personnel providing for search for minors missing.

Текст научной работы на тему «Кадровое обеспечение оперативно-служебной деятельности вновь назначенного сотрудника по розыску несовершеннолетних, пропавших без вести»

Кадровое обеспечение оперативно-служебной

деятельности вновь назначенного сотрудника по розыску несовершеннолетних,

пропавших без вести

Д. И. ЛЕПЁХИН,

доцент кафедры организации оперативно-розыскной деятельности,

кандидат юридических наук (Академия управления МВД России) E-mail: lepehindima76@mail.ru

Staffing in the Operational Activities of Newly Appointed Staff

for Tracing Missing Minors

D. I. LEPYOKHIN,

Candidate of Law,

Associate Professor at the Department of the Operative Investigative Activity Organization

(Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

В статье рассматриваются особенности деятельности руководящего состава и должностных лиц подразделений по работе с личным составом по организации адаптации, стажировки и закрепление вновь назначенных сотрудников в рамках кадрового обеспечения розыска несовершеннолетних, пропавших без вести.

Адаптация, стажировка, наставничество, закрепление в коллективе, розыскные подразделения, кадровое обеспечение, розыск, несовершеннолетний, пропавший без вести.

УДК 343.985: 347.172: 355.237

The paper considers the peculiarities of the activity of the management and officers in the units for work with personnel for organization of adaptation, probation and the assignment of newly appointed employees within the framework of personnel providing for search for minors missing.

Adaptation, probation, tutorship, consolidation in a team, search units, staffing, search, minor, missing person.

В настоящее время МВД России, а вместе с ним и розыскные подразделения уголовного розыска осуществляют свою оперативно-служебную деятельность в сложный период, который связан с реформированием не только системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, но и других государственных органов страны, чья деятельность сопряжена с правоохраной. И как никогда, сейчас остро стоит вопрос о качественном формировании личного состава и повышении эффективности использования кадрового потенциала как органов и подразделений МВД России в целом, так и оперативных подразделений, осуществляющих розыск лиц.

8 февраля 2013 г. в ходе расширенного заседания коллегии МВД России Президентом Российской Федерации В. В. Путиным было отмечено, что «...перед руководством министерства стоит двуединая задача: сохранить профессионалов, способных решать самые сложные задачи, и одновременно вести отбор молодых специалистов, отвечающих самым жестким современным требованиям» [11].

В свою очередь на расширенной коллегии МВД России в 2016 г. В. А. Колокольцев отметил, что каждый седьмой кандидат на службу в органы внутренних дел не прошел проверку, при этом он отметил, что новая система отбора кадров включает в себя проверку граждан с ис-

пользованием современных психологических методов и диагностических комплексов, применение которых «...позволило повысить защищенность министерства от проникновения лиц с коррупционными и криминальными наклонностями, а также имеющими алкогольную и наркотическую зависимость» [12]. В то же время на расширенном заседании коллегии МВД России 28 февраля 2018 г. им было отмечено, что в течение 2017 г. «первостепенное внимание уделялось формированию и развитию кадрового потенциала. Ведомственная система профессиональной подготовки в значительной степени обеспечивает потребности органов внутренних дел в специалистах различного профиля и уровня квалификации» [13].

Вопросы кадрового обеспечения оперативно-розыскной деятельности ОВД, в том числе и деятельности розыскных подразделений уголовного розыска ранее исследовали такие авторы, как В. М. Атмажитов [4], Н. Н. Васильев, Н. С. Железняк, А. А. Кардашев, Д. И. Лепехин [7], В. А. Лукашов, А. В. Парфёнов [8], Л. Л. Тузов [9], С. В. Харченко [10] и др. Вместе с тем, вопросы кадрового обеспечения деятельности розыскных подразделений, связанной с розыском несовершеннолетних, пропавших без вести, осуществляемой в современных условиях, сопряженной с реформированием системы МВД России и действиями новых нормативных правовых актов, не исследовались.

При подготовке данной статьи, автор свои выводы сделал на основе научных положений, высказанных вышеуказанными учеными; нормативных правовых актов, регулирующих рассматриваемую сферу деятельности; результатов анкетирования, содержащих мнения экспертов различных уровней системы МВД России, в качестве которых выступили должностные лица розыскных подразделений, руководители подразделений уголовного розыска и их заместители, начальники полиции и их заместители по оперативной работе.

Под кадровым обеспечением оперативно-розыскной деятельности ОВД принято понимать деятельность руководителей ОВД на различных уровнях системы МВД России: по подбору, назначению и расстановке кадров; по повышению уровня профессиональной подготовки личного состава; по обобщению и распространению положительного опыта.

Мы полагаем, что под кадровым обеспечением розыска несовершеннолетних, пропавших без вести, следует понимать деятельность руководителей (заместителей) органов и соответствующих оперативных подразделений на различных уровнях системы МВД России, а также долж-

ностных лиц подразделений по работе с личным составом (далее — РЛС) ОВД по формированию кадрового (личного) состава подразделений, организующих и осуществляющих розыскную и идентификационную деятельности [6].

По своей сути слово «формировать» означает: 1) придавать чему-нибудь форму, устойчивость, законченность, определенный тип; 2) организовывать, составлять, создавать какой-нибудь коллектив, учреждение [5].

В ст. 75 Федерального закона Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1] среди принципов формирования кадрового состава органов МВД России закреплен принцип соблюдения последовательности прохождения службы в органах внутренних дел и присвоения специальных званий. В связи с чем мы полагаем, что немаловажное значение для слаженности оперативно-служебной деятельности должностных лиц розыскных подразделений и, как следствие, повышения ее эффективности (в т. ч. и розыска несовершеннолетних, пропавших без вести) имеет грамотная организация адаптации, стажировки и закрепления вновь назначенных сотрудников рассматриваемых подразделений, а также осуществление с ними наставнической деятельности.

Реализация данных направлений повышения кадрового обеспечения розыска несовершеннолетних, пропавших без вести, обеспечивается рядом ведомственных нормативных актов:

— Порядком организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 [3];

— Порядком организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50, и др.

Чрезвычайно важна и актуальна в настоящее время проблема социальной, правовой и профессиональной адаптации к службе стажеров по должности оперуполномоченных и вновь назначенных сотрудников на вакантные должности в розыскные подразделения. Успешная адаптация является важнейшим фактором совершенствования результативности служебной деятельности. С другой стороны, некачественные организация и проведение мероприятий по адаптации порождает негативные кадровые явления. Имеется взаимосвязь степени и полноты адаптации с уровнем текучести кадров —

данная проблема остро стоит в рассматриваемых подразделениях территориальных органов МВД на районном уровне.

Осуществление оперативно-служебной деятельности в розыскных подразделениях имеет ряд существенных особенностей, при этом очевидно, что особые сложности возникают у сотрудников (стажеров), вновь назначенных в указанные подразделения.

Профессиональная адаптация сотрудника розыскного подразделения начинается с приспособления к характеру, распорядку и условиям осуществления оперативно-служебной деятельности, выражается в уровне овладения необходимыми знаниями и умениями, в развитии профессионально значимых навыков, а также в формировании психологических качеств личности оперуполномоченного. Однако методика и механизм профессиональной адаптации к специфическим условиям прохождения службы в рассматриваемых подразделениях до настоящего времени не разработаны.

Профессиональная адаптация вновь назначенных сотрудников розыскных подразделений зависит от ряда условий, выполнение которых в совокупности способствует достижению конечных целей данного процесса, а именно:

— получение хороших впечатлений при знакомстве с должностными лицами подразделения, в котором предстоит проходить службу;

— исполнение руководящим составом обещаний, данных сотруднику при приеме на службу или при переводе из другого подразделения;

— наличие благоприятного социально-психологического климата в служебном коллективе, который предполагает присутствие положительного и деятельного характера взаимоотношений между сотрудниками и руководителями;

— правильно организованные стажировка и деятельность наставников.

В большей степени получение вновь принятым на службу сотрудником хороших впечатлений от знакомства с должностными лицами, ставшими для него коллегами или руководителями, зависит от их желания идти на контакт, их отношения к назначению нового члена в коллектив и готовность осуществлять с ним совместно оперативно-служебную деятельность. Поэтому до назначения нового сотрудника, руководитель розыскного подразделения должен провести беседу со своими подчиненными с целью доведения информации об особенностях его личности (возраст, пол, образование, место рождения и жительства и др.), настроить последних на позитивную встречу с «новобранцем» и выяснить, как тот или иной оператив-

ный сотрудник относится к такому назначению. Также немаловажное значение имеет обстановка служебного помещения (чистота, состояние мебели, исправность оргтехники и др.).

Руководитель розыскного подразделения должен лично представить коллективу вновь назначенного сотрудника (стажера по должности оперуполномоченного), показать ему служебное место, еще раз ознакомить с некоторыми особенностями несения службы в данном подразделении, представить всех членов коллектива.

Также руководитель розыскного подразделения должен помнить обо всех обещаниях, данных им кандидату, претендующему на вакантную должность, и по мере возможности исполнять их. Ни в коем случае не стоит давать обещаний, которые руководитель подразделения не может выполнить или обеспечить выполнение, если они не в его компетенции или вообще невыполнимы. Если вновь назначенный сотрудник увидит или почувствует обман со стороны руководства или коллег по службе, он перестанет доверять окружающим и замкнется в себе, что может привести к серьезным проблемам в будущем. Например, проявятся чувства подозрительности, которые приведут к отсутствию слаженности в оперативно-служебной деятельности, к появлению у вновь принятого сотрудника иного круга интересов или общения, которые станут более близки для него, что соответственно приведет к желанию продолжить службу в другом подразделении или вовсе уволиться из ОВД.

Поэтому руководитель розыскного подразделения и вышестоящее руководство должны помнить, что рассматриваемые подразделения являются коллективами, представляющими собой социальную общность людей — должностных лиц ОВД, которые в идеале имеют общие цели и задачи, выполняют совместно общественно полезную правоохранительную деятельность, заключающуюся как в борьбе с преступностью, так и в розыске различных категорий лиц (в т. ч. и несовершеннолетних, пропавших без вести), а также в идентификационной работе.

Немаловажное значение для правильной профессиональной адаптации и становления сотрудника подразделения по организации розыскной работы имеет грамотно организованный процесс наставничества [2], который представляет собой целенаправленную деятельность руководителей и наиболее опытных сотрудников розыскных подразделений ОВД по подготовке вновь назначенных должностных лиц и стажеров по должности оперуполномоченных к самостоятельному осуществлению оперативно-служебной деятельности.

В ходе изучения в течение 2012—2017 гг. деятельности розыскных подразделений системы МВД России на региональном и районных уровнях было установлено, что наставничество в них организуется не всегда на должном уровне. С вновь назначенными сотрудниками и руководителями, а также принятыми стажерами по должности оперуполномоченных рассматриваемых подразделений обучение заключается в составлении плана индивидуального обучения (приложение № 9 к Порядку организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации) [2], который после выполнения вместе с заключением предоставляется в подразделения РЛС.

При проведении анкетирования было установлено, что опытные сотрудники и руководители розыскных подразделений не желают брать на себя ответственность за подготовку вновь назначенного сотрудника и стажера по должности оперуполномоченного по следующим причинам:

1) основная — наличие ответственности, возлагаемой на наставника за неправомерные действия наставляемого;

2) большая загруженность по основным направлениям оперативно-служебной деятельности;

3) отсутствие материальной заинтересованности быть наставником;

4) отсутствие знаний по способам воздействия на человека с целью его положительной коррекции (руководителями по работе с личным составом обучение по данному направлению практически не проводится или сильно формализованы);

5) наличие действующих дисциплинарных взысканий у опытных сотрудников и руководителей подразделений, в которые назначен наставляемый и, как следствие, закрепление наставником сотрудника из другого подразделения или недостаточно опытного;

6) назначение наставника без учета мнения психолога.

Процесс профессиональной адаптации необходимо рассматривать не только как определенный жизненный период вновь назначенного сотрудника или принятого стажера по должности оперуполномоченного, но и как динамическое и системное явление, состоящее из определенных компонентов: адаптация к содержанию оперативно-служебной деятельности; адаптация к условиям оперативно-служебной деятельности; адаптация к служебному коллективу; адаптация к взаимоотношениям с руководителями; включение в первичную группу сослуживцев; включение в деятельность по профессиональному саморазвитию.

В последние годы сотрудники розыскных подразделений ОВД сталкиваются с определенными сложностями, которые связаны с частым изменением федерального и ведомственного нормативного регулирования, возрастанием служебной нагрузки из-за сокращения штатной численности личного состава, критическими оценками качества оперативно-служебной деятельности со стороны средств массовой информации и не всегда адекватным отношением общества к самой службе в ОВД. Это приводит к неудовлетворенности службой, пересмотру своего отношения к ней.

В качестве основных причин неудовлетворенности должностные лица розыскных подразделений ОВД называют: в недостаточной мере организованное материально-техническое обеспечение розыскной работы; недостаточную правовую разработанность норм, регламентирующих их оперативно-служебную деятельность; несоответствие штатной численности розыскных подразделений чрезвычайно широкому кругу обязанностей сотрудников; недостаточным урегулированием и отработкой механизмов правовой защищенности оперуполномоченных при осуществлении оперативно-розыскной деятельности; частое и не всегда объективное привлечение сотрудников к дисциплинарной ответственности1.

В заключение считаем необходимым сформулировать следующий вывод: процесс формирования кадрового состава розыскных подразделений профессиональными сотрудниками представляет собой совокупность последовательно сменяющих друг друга стадий: сбора и обработки информации о состоянии работы с личным составом; прогнозирования и планирования потребности в человеческих ресурсах; комплектования подразделений, включающую профессионально-ориентационную работу, непосредственный поиск, отбор и назначение гражданина Российской Федерации на должность оперуполномоченного (стажером по должности оперуполномоченного, руководителя); профессиональной адаптации, стажировки, наставничества и последующего закрепления на службе, а также профессиональной подготовки сотрудников и морально-психологического обеспечения их деятельности, связанной с решением задач розыскной и идентификационной работ.

1 Данные получены в ходе проведения в период с 2013 по 2016 гг. интервьюирования сотрудников розыскных подразделений ГУУР МВД России, ГУ МВД России по Самарской, Московской областях, ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, УМВД России по Астраханской области, МВД России по Удмуртской Республике.

Список литературы:

1. О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 // СПС «КонсультантПлюс».

2. Порядок организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50 // СПС «КонсультантПлюс» .

3. Порядок организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 // СПС «КонсультантПлюс».

4. Атмажитов В. М. О некоторых направлениях развития теории оперативно-розыскной деятельности // Оперативник (сыщик). 2015. № 1 (42).

5. Большой толковый словарь современного русского языка. / Д. Н. Ушаков. М., 2008. VIII. 1239 с.

6. Лепёхин Д. И. К вопросу о законодательном регулировании розыска несовершеннолетних, пропавших без вести // Оперативник (сыщик). 2016. № 1 (46).

7. Лепёхин Д. И., Кардашев А. А. К вопросу кадрового обеспечения подразделений уголовного розыска // Труды Академии управления МВД России. 2014. № 1.

8. Парфёнов А. В., Воронцов А. В. О проблемах комплексного использования сил и средств территориальных органов МВД России в раскрытии убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 2 (38).

9. Тузов Л. Л. Некоторые особенности кадрового обеспечения розыска органами внутренних дел несовершеннолетних, пропавших без вести // Закон и право. 2016. № 1.

10. Харченко С. В., Васильев Н. Н. К вопросу об оперативно-розыскной характеристике криминального автобизнеса // Труды Академии управления МВД России. 2015. № 3 (35).

11. Выступление В. В. Путина на расширенном заседании коллегии МВД России 8 февраля 2013 г. URL: http://police-russia.info (дата обращения: 01.09.2018).

12. Выступление В. А. Колокольцева на расширенном заседании коллегии МВД России 9 марта 2017 г. URL: http://ren.tv/novosti/2017-03-09/ osnovnye-tezisy-rasshirennogo-zasedaniya-kol-legii-mvd-rossii (дата обращения: 01.09.2018).

13. Выступление В. А. Колокольцева на расширенном заседании коллегии МВД России 28 февраля 2018 г. URL: http://www. kremlin.ru/events/president/news/56949 (дата обращения: 01.09.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.