Научная статья на тему 'О критериях определения оптимальных нормативов численности подразделений уголовного розыска'

О критериях определения оптимальных нормативов численности подразделений уголовного розыска Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1192
359
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нормативы численности подразделения уголовного розыска формула раскрытие проверочные материалы розыскная работа / standards of number division of criminal investigation department formula disclosure test materials search work

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Важенин Вячеслав Валерьевич, Баженов Сергей Викторович

В статье рассмотрены критерии определения численности подразделений уголовного розыска и приведена методика расчета оптимальной численности этих подразделений. Для ее разработки использованы данные Главного информационно-аналитического центра МВД России, результаты опроса руководителей подразделений уголовного розыска различных регионов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Важенин Вячеслав Валерьевич, Баженов Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON CRITERIA FOR DETERMINING OPTIMAL STANDARDS NUMBER OF UNITS CID

In article criteria of determination of number of divisions of criminal investigation department are considered and the method of calculation of optimum number of these divisions is given. For its development data of the Main thing are used is information the analytical centre of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, results of poll of heads of divisions of criminal investigation department of various regions of Russia.

Текст научной работы на тему «О критериях определения оптимальных нормативов численности подразделений уголовного розыска»

В.В. Важенин, С.В. Баженов

О КРИТЕРИЯХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОПТИМАЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ ЧИСЛЕННОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА

ON CRITERIA FOR DETERMINING OPTIMAL STANDARDS

NUMBER OF UNITS CID

В статье рассмотрены критерии определения численности подразделений уголовного розыска и приведена методика расчета оптимальной численности этих подразделений. Для ее разработки использованы данные Главного информационно -аналитического центра МВД России, результаты опроса руководителей подразделений уголовного розыска различных регионов России.

In article criteria of determination of number of divisions of criminal investigation department are considered and the method of calculation of optimum number of these divisions is given. For its development data of the Main thing are used is information - the analytical centre of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, results ofpoll of heads of divisions of criminal investigation department of various regions of Russia.

Определение штатной численности любого подразделения требует учета осуществляемых им функций, которые могут быть выделены на основе анализа его целей и задач. Применительно к полицейским подразделениям базовыми документами, которые лежат в основе определения их функций, являются Конституция Российской Федерации, международные договоры (конвенции, соглашения и пр.), федеральные конституционные и федеральные законы, а также ведомственные нормативные правовые акты, прежде всего Министерства внутренних дел Российской Федерации. Нормативными документами, которые позволяют достаточно отчетливо представить функции подразделений уголовного розыска, являются Федеральный закон «О полиции» (далее — Закон о полиции) [1], в статьях 2 и 3 которого определены основные направления деятельности полиции, ее задачи, а также Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» [2]. Их анализ позволяет выделить несколько ключевых функций, которые должны осуществлять эти подразделения, а именно:

- защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

- предупреждение преступлений;

- пресечение преступлений;

- выявление преступлений;

- раскрытие преступлений;

- розыск лиц.

Содержание каждого из перечисленных направлений деятельности конкретизируется в соответствии с предоставленными подразделениям уголовного розыска (далее — УР) правами и возложенными на них обязанностями, которые определены главой 3 Закона о полиции, а также иными нормативными правовыми актами, в том числе межведомственного и ведомственного характера.

Основанием для определения критериев оценки деятельности уголовного розыска служат требования, содержащиеся в приказах МВД России от 26 декабря 2011 г. № 1310 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации», от 30 апреля 2011 г. № 333 (в редакции приказа МВД России от 24 ноября 2011 г. № 1167) «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России», от 19 июня 2012 г. № 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России», от 25 декабря 2012 г. № 1130 «Об утверждении формы статистической отчетности «БОП-УР», распоряжении МВД России от 2 августа 2012 г. № 1/6720 «Об утверждении показателей оценки деятельности подразделений уголовного розыска территориальных органов МВД России на региональном уровне», а также в ряде других ведомственных нормативных актов.

Реализация полномочий (прав и обязанностей) сотрудниками указанных подразделений, а также определение их численности напрямую должны зависеть от избранной стратегии борьбы с преступностью. Данная стратегия может быть определена высшими должностными лицами государства, а также министром внутренних дел и начальниками управлений МВД России по субъектам Российской Федерации в объеме предоставленных им прав в рамках действующего федерального и регионального законодательства.

Исходя из этого должна разрабатываться новая система показателей оценки эффективности деятельности полицейских подразделений, включая подразделения уголовного розыска. Достижение соответствующих результатов может быть обеспечено посредством оптимизации численности и структуры их кадрового состава.

Оптимизация кадровой численности и структуры подразделений уголовного розыска определяется качественными и количественными характеристиками их деятельности. В рамках оптимизации необходимо выявить такие параметры ресурсов, при которых показатели работы достигли бы, с учетом ограничения ресурсов, своего максимального значения, а отрицательные — минимального. Подлежащие оптимизации результаты деятельности выступают в качечтве критерия оптимизации.

Чтобы служить инструментом оптимизации, данные критерии должны быть представлены в количественной форме, т. е. в форме показателей. Проблема оптимизации напрямую связана с решением задачи оценки деятельности сотрудников и подразделений уголовного розыска. В зависимости от того, какие показатели деятельности рассматриваются, конечные ее итоги могут быть принципиально различными.

Для определения оптимальной численности сотрудников уголовного розыска можно выделить основные направления работы, выполняемой данными подразделениями, определить численность необходимых для этого сотрудников, после чего сложить показатели.

К таким направлениям можно отнести:

1) раскрытие преступлений;

2) работу по проверочным материалам;

3) розыскную работу;

4) административно-управленческую деятельность (включая профилактическую работу с несовершеннолетними, ранее судимыми, взаимодействие с ФСИН и т.п.);

5) непрофильную деятельность (охрану общественного порядка и т.п.).

Следует учитывать, что работа по каждому из этих направлений занимает неодинаковое место в общем объеме деятельности, выполняемой всем подразделением. Если общий объем принять за единицу, то деятельность подразделений уголовного розыска по направлениям можно представить в виде формулы:

1=Дпрест+Дмат+Дроз+Дупр+Днепроф, где Дпрест — доля работы по раскрытию преступлений по линии уголовного розыска (учитывая сложность и напряженность оперативно-розыскной деятельности по их раскрытию);

Дмат — доля работы по проверочным материалам;

Дроз — доля работы по розыску;

Дупр — доля административно-управленческой работы;

Днепроф — доля непрофильной работы.

Можно сказать, что если бы каждый человек занимался только одним направлением, то соотношение численности сотрудников по этим направлениям соответствовало бы этим долям.

Для создания формулы вычисления оптимальной численности сотрудников УР1 введем следующие переменные:

Чо — оптимальная численность сотрудников УР;

Чреал — реальная численность сотрудников УР;

Чпрест — оптимальная численность, необходимая для работы по раскрытию преступлений, относящихся к компетенции уголовного розыска;

Чмат — оптимальная численность, необходимая для работы по проверочным материалам;

Чроз — оптимальная численность, необходимая для розыскной работы;

Чупр — оптимальная численность, необходимая для административно-управленческой работы;

Чнепроф — оптимальная численность, необходимая для непрофильной работы.

Чо=Ч прест+Чмат+Чроз+Чупр+Чнепроф.

Рассмотрим каждое направление в отдельности.

1. Численность сотрудников, занимающихся раскрытием преступлений (Чпрест), зависит от числа зарегистрированных преступлений по линии уголовного розыска в текущем году, количества сотрудников, задействованных для раскрытия преступлений прошлых лет, а также необходимой интенсивности оперативно-розыскной деятельности для раскрытия этих преступлений и региональных условий, в которых осуществляется оперативно-розыскная деятельность. Эту формулу можно представить в виде

Кпрест Кпрест Кпрест

Чпрест =(-------+ Чпрест пр)хИорд*Ирег =(1+0,05)*-------*Иорд*Ирег =1,05*--------X ИордхИрег,

Нпрест Нпрест Нпрест

где Кпрест — количество зарегистрированных преступлений по линии уголовного розыска за год;

1 В статье использовались данные ФКУ «Главный информационно-аналитический центр», аналитические справки ГУУР МВД России, результаты опроса руководителей подразделений УР различных регионов России. В связи с тем, что ряд показателей содержит служебную тайну, в расчетах, где они были использованы, приведены только конечные результаты.

Нпрест — оптимальная нагрузка на одного оперуполномоченного, занимающегося раскрытием преступлений текущего года. В настоящее время в связи с изменением составов преступлений, которые относятся к общеуголовной направленности, вследствие принятия приказа МВД России от 25 декабря 2012 г. № 1130, Нпрест =28;

Чпрест пр — количество сотрудников УР, необходимое для работы по преступлениям прошлых лет. В результате опроса руководителей подразделений УР установлено, что в среднем на 20 сотрудников, занимающихся раскрытием преступлений текущего года, приходится 1 сотрудник, занимающийся раскрытием преступлений прошлых лет;

Иорд — интенсивность осуществления оперативно-розыскной деятельности при раскрытии преступлений. Она зависит от необходимости получения из негласных источников оперативно значимой информации (Иинф), ведения и реализации дел оперативного учета (Идоу), тяжести преступлений, совершенных в условиях неочевидности (Иопд) и равняется их среднему арифметическому. Чем более тяжкими являются расследуемые преступления и чем больший объем оперативно-розыскных мероприятий требуется проводить для их раскрытия, тем больше необходимо выделять сотрудников по этому направлению деятельности подразделений УР.

Таким образом,

Иорд =(Иинф + Идоу + Иопд) : 3 Нинф реал Кинф

Иинф =----------=----------------------,

Нинф Чреал х Нинф

где Нинф реал — реальная нагрузка на одного оперуполномоченного по количеству преступлений, раскрытых по оперативной информации;

Нинф — оптимальная нагрузка на одного оперуполномоченного по количеству преступлений, раскрытых по оперативной информации;

Кинф — количество преступлений, раскрытых по оперативной информации.

Ндоу реал Кдоу

Идоу =----------=---------------------,

Ндоу Чреал х Ндоу

где Ндоу реал — реальная нагрузка на одного оперуполномоченного по количеству реализованных с привлечением к уголовной ответственности дел оперативного учета;

Ндоу — оптимальная нагрузка на одного оперуполномоченного по количеству реализованных с привлечением к уголовной ответственности дел оперативного учета;

Кдоу — количество реализованных с привлечением к уголовной ответственности дел оперативного учета.

Нопд реал Копд

Иопд =-----------=---------------------,

Нопд Чреал х Нопд

где Нопд реал — реальная нагрузка на одного оперуполномоченного по количеству нераскрытых тяжких и особо тяжких преступлений;

Нопд — оптимальная нагрузка на одного оперуполномоченного по количеству заведенных дел оперативного учета на нераскрытые тяжкие и особо тяжкие преступления;

Копд — количество заведенных дел оперативного учета на нераскрытые тяжкие и особо тяжкие преступления.

Ирег — региональный коэффициент. Он зависит от уровня знакомства населения с методами оперативно-розыскной деятельности (Икрим) и от плотности населения региона (Инас). При низкой плотности резко ограничиваются возможности работы ОПБ, БСТМ, затрудняется оперативное обслуживание территории.

Ирег =(Икрим + Инас ) : 2.

Значение Икрим равно отношению количества преступлений, совершенных ранее судимыми лицами, к общему количеству раскрытых преступлений.

Значение Инас соответствует плотности населения согласно приведенной ниже таблице.

Плотность населения Инас

0-2 2

2-12 0,7

12-16 0,6

16-20 0,5

20-40 0,2

40-100 0,5

Свыше 100 1

Кпрест Кинф Кдоу Копд Икрим +Ин Чпрест = 1,05х-------Х(------------+-------------+-----------) : 3 х-------------

28 Чреал Х10 Чреал х1,3 Чреал х6 2

Кроме того, после вступления в действие в 2013 г. приказа МВД России, изменяющего правовое регулирование организации и тактики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, формула вычисления показателя интенсивности осуществления оперативно-розыскной деятельности при раскрытии преступлений не может быть рассчитана, пока не будут накоплены статистические данные хотя бы за календарный год. Чтобы избежать искажения показателей, предлагаем интенсивность осуществления оперативно-розыскной деятельности при раскрытии преступлений (Иорд) принять равной 0,83, что соответствует среднему показателю по России. Таким образом, Чпрест = 0,0155625хКпрестХ(Икрим+Инас).

2. При установлении численности сотрудников, требующейся для работы по материалам (Чмат), используем формулу

Кмат ур

Чмат =---------------= 0,005 Х Кмат ур,

200

где Кмат ур — количество зарегистрированных материалов по линии уголовного розыска. В результате исследования выявлено, что в регионах Российской Федерации сотрудники УР исполняют в среднем 14% всех зарегистрированных заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях (Кмат) (без учета доли материалов по розыску). Однако, учитывая, что в настоящее время проводится эксперимент по работе с материалами доследственной проверки, доля материалов уголовного розыска в разных регионах может значительно варьироваться, поэтому рациональнее использовать показатели региональной отчетности.

Нмат — оптимальная нагрузка на одного оперуполномоченного, занимающегося работой по материалам. Опытным путем установлено, что она равна примерно 200 материалам.

3. Для определения численности сотрудников, занимающихся розыскной работой (Чроз), используем формулу

ЗхКроз прест + 2х(Кроз бп+ Кроз нт + Кроз нб)+ Кроз уср + Кроз мат

Чроз =

Нр

роз мат

ЗхКроз прест + 2*(Кроз бп+ Кроз нт + Кроз нб)+ Кроз уср + Кроз мат

200

где Кроз прест— количество зарегистрированных розыскных дел по розыску обвиняемых и подсудимых;

Кроз бп — количество зарегистрированных розыскных дел по розыску без вести пропавших лиц;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроз нт — количество зарегистрированных дел по установлению личности неопознанного трупа;

Кроз нб — количество зарегистрированных дел по установлению личности неизвестного больного или ребенка;

Кроз уср — количество зарегистрированных дел по установлению местонахождения лица, утратившего родственные связи;

Кроз мат — количество рассмотренных без заведения розыскных дел материалов;

Нроз мат — оптимальная нагрузка на одного оперуполномоченного, занимающегося материалом по розыску лица.

Для определения нагрузки следует отметить, что трудозатраты сотрудника УР на:

- работу по розыскному делу в отношении преступника;

- работу по розыскному делу в отношении без вести пропавшего лица; по делу по установлению личности неизвестного (гражданина по неопознанному трупу; неизвестных больных, детей);

- работу по делу по установлению местонахождения лица, утратившего родственные связи; по рассмотрению материалов без заведения розыскных дел,

можно в усредненном виде выразить через пропорцию ЗТр : 2Тр : 1Тр, где Тр — трудозатраты на работу по 1 материалу.

Опытным путем и учитывая результаты опроса сотрудников розыскных подразделений, выведено, что Нроз мат=200 Тр.

Определить через соотношение каких-либо показателей оптимальное число сотрудников, занимающихся административно-управленческой, а также прочими видами деятельности, включая непрофильную, довольно затруднительно, однако мы можем его вычислить, зная долю работы по этим направлениям (Дпр ). В результате апробации методики за базовый коэффициент было принято 3%, которые для каждого региона Российской Федерации необходимо умножить на его рейтинг (Р) в соответствии с плотностью населения в регионе.

При плотности населения до 5 жителей на кв. км Р = 2, т.к. резко увеличиваются затраты на проезд к месту совершения преступления или проведения оперативно-розыскных мероприятий.

При плотности населения от 5 до 50 жителей на кв. км включительно Р=1, т.к. эти величины являются средними для Российской Федерации.

При плотности населения от 50 до 100 жителей на кв. км Р = 1,5, при плотности населения от 100 до 1000 жителей на кв. км Р = 2, при плотности населения свыше 1000

жителей на кв. км Р = 3, т.к. увеличивается количество мероприятий по охране общественного порядка, количество транспортных заторов и т.п.

1

Чо=(Чпрест+Чмат+Чроз)х-------------=( 0,0155625хКпрестХ(Икрим+Инас)+0,005х Кмат ур +

1 - Дпр хР

ЗхКроз прест + 2х(Кроз бп+ Кроз нт + Кроз нб)+ Кроз уср + Кроз мат 1

+-------------------------------------------------------------------------) Х------------.

200 1- 0,03хР

Следует отметить, что данная формула не может быть применена для республик Северо-Кавказского региона, т.к. там значительное количество оперуполномоченных выделяется для оперативно-розыскного обеспечения контртеррористических операций. Кроме того, в данном регионе значительная часть общеуголовных преступлений по различным причинам остается латентной.

ЛИТЕРАТУРА

1. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ) // Рос. газета. — 2011. — 10 февр.

2. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28 июня 2013 г. № 134-Ф3) // СЗ РФ. — 1995. — № 33. — Ст. 3349.

REFERENCES

1. O politsii: Federalnyiy zakon ot 7 fevralya 2011 g. # 3-FZ (v red. Federalnogo zakona ot 2 iyulya 2013 g. № 185-FZ) // Ros. gazeta. — 2011. — 10 fevr.

2. Ob operativno-rozyisknoy deyatelnosti: Federalnyiy zakon ot 12 avgusta 1995 g. №144-FZ (v red. Federalnogo zakona ot 28 iyunya 2013 g. № 134-FZ) // SZ RF. — 1995. — № 33. — St. 3349.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Важенин Вячеслав Валерьевич. Начальник кафедры ОРД в ОВД. Кандидат юридических наук, доцент.

Краснодарский университет МВД России.

Россия, 350005, Краснодар, ул. Ярославская, 128. Тел. 8-918-191-95-30.

Баженов Сергей Викторович. Начальник кафедры ОРД ОВД. Кандидат юридических наук, доцент.

Омская академия МВД России.

Россия, 644092, г. Омск, пр. Комарова, 7. Tea 8-913-154-02-75.

Vazhenin Vyacheslav Valerievich. Head of the chair of Operative-Search Activities. Candidate of Law, Assistant Professor.

Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia.

Work address: Russia, 350005, Krasnodar, Yaroslavskaya Str., 128. Tel. 8-918-191-95-30.

Bazhenov Sergei Viktorovich. Head of the chair of Operative-Search Activities. Candidate of Law, Assistant Professor.

Omsk Academy of the Ministry of the Interior of Russia.

Work address: Russia, 644092, Omsk, pr. Komarova, 7. Tel. 8-913-154-02-75.

Ключевые слова: нормативы численности; подразделения уголовного розыска; формула; раскрытие; проверочные материалы; розыскная работа.

Key words: standards of number; division of criminal investigation department; formula; disclosure; test materials; search work.

УДК 343.1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.