УДК 811:378.147.88
ОБ ОРГАНИЗАЦИИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
И.В. Стрекалова
Данная статья посвящена проблемам организации самостоятельной работы студентов неязыковых специальностей при обучении иностранным языкам. Раскрыто понятие самостоятельной работы, проанализированы ее преимущества, выявлены основные цели самостоятельной деятельности и способы их достижения. Подробно освещены вопросы источников самостоятельной работы по иностранному языку, особенности управления, организации контроля и самоконтроля. Детально рассмотрена проблема использования современных информационных технологий при организации самостоятельной работы студентов.
Ключевые слова: оптимизация преподавания, самостоятельная работа, организация, управление, современные информационные технологии, самоконтроль.
В современных условиях наличие необходимости оптимизации преподавания иностранного языка на неязыковых факультетах не вызывает сомнений. На сегодняшний день в перечне важных качеств молодого специалиста особое место занимает его иноязычная коммуникативная компетенция, которая представляет собой одну из базовых компетенций выпускника высшего учебного заведения и предполагает наличие способности и готовности реализовывать профессиональную деятельность на иностранном языке, поэтому к основным задачам вуза относится обеспечение соответствующей подготовки по иностранному языку.
Следует заметить, что в современной ситуации стремительного развития науки и техники, быстрого обновления информации, невозможно научить человека на всю жизнь, поэтому важно развить в нем интерес к накоплению знаний, к самостоятельному постижению нового, к непрерывному самообразованию. В связи с этим формирование навыков самостоятельной работы, ее совершенствование приобретает все большую актуальность.
Под самостоятельной учебной деятельностью мы будем понимать любую организованную преподавателем активную работу студентов, направленную на достижение определенной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков общения и систематизацию знаний. Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны - учебные задания, а с другой стороны - форму проявления соответствующей деятельности. При этом самостоятельная деятельность должна:
- в каждой ситуации усвоения соответствовать определенной дидактической цели;
- вырабатывать психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение
знаний;
- предполагать самостоятельную деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новые ситуации.
Самостоятельная работа обладает рядом очевидных преимуществ. Многочисленные психологические исследования показывают, что знания, полученные путем самостоятельного преодоления посильных трудностей усваиваются более прочно, чем информация, полученная в готовом виде. Это объясняется тем фактом, что в процессе самостоятельной работы каждый обучаемый непосредственно соприкасается с изучаемым материалом, концентрирует свое внимание, мобилизуя все резервы интеллектуального, эмоционального и волевого характера. Наряду с этим следует отметить еще одно важное достоинство самостоятельной работы, а именно - ее индивидуальный характер. Каждый студент может использовать источник информации в зависимости от своих потребностей и возможностей. Это свойство самостоятельной работы придает ей гибкий, адаптивный характер, что в значительной степени повышает ответственность каждого обучаемого, и как следствие, его успеваемость.
Целью самостоятельной работы при обучении иностранным языкам является дальнейшее совершенствование навыков, достижение большей их гибкости путем генерализации речевых и языковых действий, установление прочных временных связей между языковыми структурными подгруппами, а также формирование внутрисистемных ассоциаций [2]. При этом эффективность самостоятельной работы зависит от ряда условий:
- цель самостоятельной работы должна быть осознана и принята каждым обучаемым;
- студенты должны иметь определенный запас знаний, овладеть способами их
самостоятельного добывания и применения;
Чтобы самостоятельная работа по иностранному языку по иностранному языку была эффективной, она должна включать в себя следующие компоненты:
- отбор оптимальных источников информации (учебного материала);
- обучение студентов умению работать самостоятельно;
- создание необходимых условий для осуществления самостоятельной работы и установление действенной системы контроля.
К источникам информации, которыми студенты могут пользоваться в процессе самостоятельной работы, относятся, прежде всего, учебник, включающий грамматический справочник, словарь, лингвострановедческий справочник.
В силу специфики обучения иностранному языку на неязыковых факультетах целесообразно в первую очередь сформировать навык пользования двуязычными словарями (общими и отраслевыми), так как работа со словарем является важнейшим составным элементом при любом виде самостоятельной работы над иностранным языком. Это необходимо как при усвоении языкового материала, так и при выполнении контрольных работ и заданий по домашнему чтению. Однако в силу своего дополнительного характера к основным навыкам овладения иностранным языком и ограниченности учебного времени формированию данного навыка зачастую уделяется недостаточное внимание. Хотя навык пользования словарем должен быть сформирован еще во время обучения в школе, практика показывает, что многие студенты не умеют пользоваться двуязычным словарем на требуемом уровне. Вышесказанное позволяет заключить, что формирование навыка пользования двуязычным словарем должно носить обязательный и системный характер. Данную работу следует проводить на занятиях по иностранному языку в течение 10 - 15 минут, предваряя самостоятельную работу с текстом [1]. Тексты, включаемые в учебный процесс, являются важным источником информации для самостоятельной работы студентов.
В традиционном вузовском опыте самостоятельная работа по перспективным заданиям с отсроченным контролем представлена главным образом домашним (индивидуальным) внеаудиторным чтением. Домашнее чтение является одной из наиболее эффективных форм самостоятельной работы по иностранному языку, так как оно позволяет решить сразу несколько важных задач:
1) научить студентов разным видам чтения;
2) вооружить обучаемых навыками перевода оригинальной художественной литературы;
3) расширить активный и пассивный словарь студентов;
4) развивать языковую догадку;
5) формировать отдельные и комплексные умения во всех видах речевой деятельности [4].
При организации работы по индивидуальному домашнему чтению на факультетах
неязыковых специальностей необходимо учитывать тот факт, что его задача состоит в предоставлении студентам свободы выбора текстов в соответствии с направленностью их личности, структурой интересов. Таким образом, индивидуальное домашнее чтение должно осуществляться только по принципу добровольности, что будет способствовать поддержанию интереса к предмету и появлению у студентов желания читать на иностранном языке. Недооценка индивидуального домашнего чтения часто приводит к снижению эффективности его использования. Однако в настоящее время преподаватели имеют возможность привлекать инновационные мультимедийные технологии, что может способствовать решению многих проблем, возникающих при обучении студентов иностранному языку.
Использование мультимедийных технологий представляет довольно широкие возможности для формирования навыков самостоятельной работы студентов и ее совершенствования.
Одной из основных целей самостоятельной работы при обучении иностранным языкам является дальнейшее совершенствование навыков, достижение большей их гибкости путем генерализации речевых и языковых действий, установление прочных временных связей между языковыми структурными подгруппами, а также формирование внутрисистемных ассоциаций. Достижение данной цели возможно при соблюдении следующих условий:
1) реализация принципа индивидуальности;
2) наличие моментальной обратной связи;
3) наглядное предъявление языкового материала;
4) объективная оценка результатов действий студентов;
5) запись протокола последующего анализа работы студентов;
6) активность обучаемого при работе с учебным материалом.
Такими возможностями обладают мультимедийные технологии, поскольку самостоятельные занятия студентов на компьютерах предполагают сознательное отношение к процессу учения, когда подготовка овладения языковыми средствами нацелена на решение конкретных задач, студенты имеют возможность развернутого контроля собственных действий.
Кроме того, обучаемые, оказываются в условиях большего эмоционального комфорта, так как нет отрицательного воздействия со стороны возможных негативных эмоций однокурсников или даже преподавателя.
Целесообразность использования компьютерных программ заключается в том, что мультимедийные технологии в самостоятельной работе имеют ряд преимуществ перед традиционными методами преподавания.
1. Несут в себе мотивационный потенциал, который достигается за счет психологического комфорта путем индивидуализации обучения, а также за счет объективности результатов контроля, возможности улучшить свои показатели.
2. Гарантируют конфиденциальность.
3. Обладают многоканальностью поступления информации.
4. Обеспечивают большую степень интерактивности обучения.
5. Отличаются интегральностью и наглядностью представления знаний.
6. Позволяет корректировать ход обучения на основании объективных результатов текущего контроля.
7. Компьютер помогает осуществить тренинг, достаточный по количеству повторений и по разнообразию заданий для выработки умений и навыков.
Однако при всех положительных сторонах использования мультимедиа в самостоятельной работе студентов, существует ряд проблем мультимедийной дидактики, с которыми неизбежно сталкиваются разработчики программ.
Первый комплекс проблем связан с измененной ролью и функцией отдельных учебных компонентов. Если в традиционных печатных пособиях они не возникали со всей остротой, то в электронных пособиях они могут оказаться губительными. Речь идет о том, что визуальная и аудиовизуальная информация не должны быть только иллюстрациями более важного текста, а являться полноценными и равноправными носителями лингвистической информации, средством познания, завершением учебного ряда.
Второй комплекс проблем связан со структуризацией материала. Потенциальное присутствие линейной и нелинейной структуры материала коренным образом отличает мультимедийное пособие от учебника, где доминирует линейный принцип. Работа студента с мультимедийным продуктом, конечно, всегда будет строиться по линейному принципу, но авторы такого пособия должны осознавать, что предложенная ими информация, расположенная в разных подразделениях, должна сочетаться. Материал не только должен быть подготовлен к этому, что требует от авторов дополнительной работы, где должны быть смоделированы возможные сценарии такой сочетаемости. Нелинейность выражается и в предусмотренных формах проверки и аттестации результатов работы.
Следующая проблема связана с поиском разнообразных дидактических приемов и форм работы. Как правило, освоение и разъяснение материала, его композиции носят рецептивный характер. Такая форма работы сконцентрирована в так называемых презентациях. Но поскольку пользователь играет в этом случае пассивную роль, то реализовать этот аспект становится легче. Трудности возникают в том случае, когда нужно разработать богатый спектр различных форм и способов, чтобы презентация имела привлекательный эффект и способствовала повышению мотивации обучаемых [2].
В целом, организация самостоятельной работы при помощи мультимедиа позволяет студентам планировать образовательную деятельность, осуществлять самоконтроль, а также повышать мотивацию обучения, формировать интерес к познанию за счет улучшения психологического комфорта путем индивидуализации учебного процесса.
Чтобы самостоятельная работа была эффективной, преподавателю следует уделить особое внимание ее организации и управлению. Следует иметь в виду, что самостоятельная работа в учебных условиях является лишь относительно самостоятельной, поскольку обучаемые испытывают косвенное воздействие преподавателя, позволяющее им ощутить себя активными субъектами учения. Преподаватель, во-первых, способствует появлению мотивации самостоятельной работы; во-вторых, обеспечивает ее результативное и рациональное осуществление. Так как успешность самостоятельной работы находится в прямо пропорциональной зависимости от степени ее добровольности, то преподавателю следует лишь создавать основания для у обучаемых потребности
в этой работе. Имеет смысл создавать такое положение, при котором студенты ощутили бы дефицит усвоенного материала для осуществления иноязычного общения, а преподавателю следует указать им на конкретный источник информации, необходимой для восполнения этого дефицита.
В распоряжении преподавателя для управления самостоятельной работой имеются следующие дидактические средства: памятки, наводящие вопросы, опоры. В памятках, в форме рекомендаций предлагаются рациональные приемы овладения иностранным языком. Наводящий вопрос позволяет точно концентрировать внимание на важной стороне познаваемого явления, сужая зону поиска. При использовании опоры преподаватель только задает ситуацию, а студенты в процессе самостоятельной работы осмысливают ее содержательно-смысловой план в единстве со средствами выражения, то есть подбирают опоры из различных источников информации [3].
Для более эффективного управления самостоятельной работой студентов целесообразно применение индивидуальных консультаций, что является особенно актуальным в условиях заочного вуза, предполагающего наибольший процент самостоятельности студентов при овладении учебным материалом. Подобные консультации необходимы студенту в тех случаях, когда при изучении предмета он встречается с определенными трудностями, дополняет и расширяет знания по изучаемому предмету. При этом консультация имеет своей целью помочь студенту правильно организовать свою самостоятельную работу, а не заменять ее. Консультацию не следует сводить к конкретному изложению отдельных вопросов изучаемой дисциплины или выполнению заданий контрольной работы. Необходимо объяснять студентам методику изучения дисциплины, давать рекомендации по систематизации изучаемого материала, обращать внимание на основные понятия при изучении той или иной темы. Деятельность преподавателя должна строиться на том, чтобы, не давая прямых ответов на поставленные вопросы, направить студента на самостоятельное решение проблемы. Преподаватель (особенно в заочном вузе) должен быть не передатчиком готовой информации, а направляющим организатором самостоятельной работы студентов. Степень влияния преподавателя на студента в процессе обучения значительно выше, чем при взаимодействии студента и предмета изучения. На индивидуальной консультации студент попадает под влияние преподавателя и получает возможность найти наиболее подходящий для себя способ изучения дисциплины. Существенным преимуществом таких консультаций является индивидуальный подход. Роль преподавателя особенно важна при оценке применения студентом новых знаний. Если ознакомиться с предметом изучения и определить свою мотивацию студент может самостоятельно, то на стадии применения полученной информации он нуждается в руководстве, так как его знания о предмете еще не настолько глубоки, чтобы верно и всесторонне применить их.
Именно на консультации, в спокойной, доброжелательной атмосфере преподаватель располагает возможностью оказать поддержку каждому студенту, причем степень и сущность такой поддержки зависит от уровня подготовки обучаемого, личностных качеств преподавателя и некоторых других факторов.
Постоянная и регулярная проверка самостоятельной работы студента дисциплинирует его и заставляет заниматься систематически, что обеспечивает более прочное усвоение знаний. Кроме того, включенность в учебный процесс, ощущение собственной значимости при обработке изучаемого материала и свобода деятельности способствуют развитию активности и самостоятельности студентов, а, следовательно, и удовлетворенности своей учебно-познавательной деятельностью в целом [6].
Таким образом, все рекомендуемые дидактические средства, формы и приемы организации самостоятельной работы способствуют как более прочному усвоению студентами иностранного языка, так и формированию определенной методики учения, вносят вклад в развитие самоконтроля, который является высшим показателем овладения иностранным языком, залогом дальнейшего совершенствования знаний.
В связи с высокой значимостью данной проблемы рассмотрим понятия непосредственно контроля и самоконтроля более подробно. По определению Ф.М. Рабинович [5], контроль - это сложное диалектическое явление, охватывающее на первый взгляд ряд противоположных функций, в частности собственно контролирующую и обучающую. Обучающая функция контроля определяется его психологическими свойствами, способствующими более глубокому усвоению; установка на контроль влечет за собой интенсификацию работы мозга, поддерживает его в деятельностном состоянии, что обеспечивает активное отношение обучаемых к предмету усвоения. В ситуации контроля студенты мобилизуют все свои усилия интеллектуального, эмоционального и волевого плана, выполняют задания с максимальной отдачей и ответственностью, при этом обеспечивается прочность усвоения знаний.
Самоконтроль является особым видом контроля и характеризуется наиболее высоким уровнем самостоятельности. Отличительная черта самоконтроля заключается в том, что обучаемый является одновременно и объектом и субъектом контроля. Самоконтроль предполагает способность обучаемого к критической оценке своих знаний и действий, которая проявляется по его собственной инициативе. В такой ситуации у студента развивается чувство ответственности, требовательности, бдительности к своей учебно-познавательной деятельности; формируется умение адекватно оценивать результаты своего труда, что вызывает желание совершенствовать собственные знания в данной области и является дополнительным стимулом к формированию интереса к иностранному языку. Следует заметить, что способность к самоконтролю не является данностью, а формируется по мере овладения предметом и проходит все стадии от внешней, осознаваемой, формы к внутренней, автоматической. При внешнем самоконтроле происходит сличение заложенного в память эталона с источником информации, который существует объективно. Результатом этого процесса является самокоррекция. Если самостоятельная работа осуществляется систематически, то она будет способствовать прочному усвоению иностранного языка в единстве с развитием приемов учебного труда.
Таким образом, говоря о самостоятельной работе в целом, необходимо подчеркнуть, что, решая конкретную учебную задачу, используя имеющиеся знания, студенты приобретают инструменты познания, а это, в свою очередь, способствует развитию организационных умений, позволяющих обеспечить эффективное протекание всей учебно-познавательной деятельности.
This article is devoted to the organizational problems of the independent work of students of not philological faculties by teaching foreign languages. The concept of the independent work is explained, its advantages are analyzed, the main goals of the independent work and of their achieving are exposed. The topics of sources of the independent activity in studying foreign language are elucidated in details as well as features of its management and problems of control and self-control. The problem of using of modern information technologies by organization of the independent work of students is carefully considered.
The key words: optimization of teaching, independent work, organization, management, modern information technologies, self-control.
Список литературы
1. Булах О.В. К вопросу о формировании навыка использования словаря в процессе самостоятельной работы студентов над иностранным языком в вузе // Методика преподавания в заочном вузе. Сборник научных трудов Курского филиала ВЗФЭИ. По материалам V международной научно-практической конференции «Методика преподавания в заочном вузе», Курск, 14 декабря 2007 г./ под ред. к.э.н. Л.А. Дремовой. Курск: ВЗФЭИ, 2008. С. 25 - 29.
2. Гвоздева А.В. Организация самостоятельной работы студентов с использованием мультимедийных технологий // Лингводидактические проблемы преподавания иностранных языков в школе и вузе: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. Краснодар. 14 февраля 2007 года. Краснодар, КГУКИ, 2007. С. 35 - 39.
3. Кастрова Ю.С., Шевкунова И.В. Самостоятельная работа учащихся // Альманах современной науки и образования [Текст]. Тамбов: «Грамота», 2007, № 3: Языкознание и литературоведение в синхронии и диахронии и методика преподавания языка и литературы: В 3 ч. Ч. 3. С. 64 -65.
4. Петрова Е.Б. Домашнее чтение как форма организации самостоятельной работы студентов в языковом вузе при обучении английскому языку // Лингводидактические проблемы преподавания иностранных языков в школе и вузе: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. Краснодар. 14 февраля 2007 года. Краснодар, КГУКИ, 2007. С. 109 - 113.
5. Рабинович Ф.М. Контроль на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе. 1987. № 1. С. 10 - 16.
6. Чаплыгина М.А. Роль консультаций в управлении самостоятельной работой студентов // Методика преподавания в заочном вузе. Сборник научных трудов филиала ВЗФЭИ в г. Курске (Текст) По материалам международной научно-методической конференции «Методика преподавания в заочном вузе», Курск, 18 декабря 2009 г./Под редакцией к.э.н., доцента Л.А. Дремовой. Курск: ВЗФЭИ, 2009. С. 139 - 142.
Об авторе
Стрекалова И. В. - ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ» Брянский филиал, доцент кафедры иностранных языков и межкультурной коммуникации, кандидат педагогических наук
Сведения об авторе
1. Фамилия, имя, отчество: Стрекалова Ирина Валерьевна
2. Место работы, должность, ученая степень, звание:
3. Почтовый адрес: 241035 г. Брянск, ул. Медведева, д. 11, кв. 34
4. Контактный телефон: 8-915-801-43-97
241036 г. Брянск ул. Дуки, 61
Аннотация
ABOUT THE ORGANIZATION OF THE INDEPENDENT WORK OF STUDENTS BY TEACHING FOREIGN LANGUAGES
I.V. Strekalova
241036 Bryansk, Duka Street, 61 [email protected]
Annotation