ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И КОНТРОЛЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Н.М. Мекеко
Кафедра иностранных языков Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия
Статья посвящена вопросам организации самостоятельной работы и контроля при заочной форме обучения иностранному языку.
Ян Амос Коменский писал: «Руководящей основой нашей дидактики пусть будет: исследование и открытие метода, при котором учащихся меньше учили, учащиеся больше бы учились» [1, с. 243]. Действительно правильная организация самостоятельной работы обучающих является важным условием высокой результативности процесса обучения. Целью образования должно быть не приобретение знаний как набора фактов, теорий и т.п., а изменение личности обучающегося в результате самостоятельного учения. Задача образования — предоставить возможность развития, саморазвития человека, способствовать поиску студентом своей индивидуальности.
Интерес к самостоятельной работе учащихся и студентов заметно возрос в последнее время. В педагогической литературе существует много исследований, посвященных вопросу организации самостоятельной работы. Ученые по-разному давали определение самостоятельной работы, изучали ее виды, классификации, место и роль в структуре учебного процесса.
Проблема организации самостоятельной работы по иностранному языку в системе заочного образования вызывает огромный интерес у педагогов высшей школы. Успешное обучение студентов заочного факультета без интенсивной самостоятельной работы немыслимо. К сожалению, самостоятельная работа студентов-заочников пока еще не нашла своего полного решения ни в плане ее организации, ни в методике ее применения. Самостоятельная работа студентов заочного отделения по иностранному языку — это вид учебной деятельности, при котором студенты при частичном руководстве преподавателя или самостоятельно выполняют различного рода задания, что способствует формированию необходимого уровня знаний, развитию познавательной активности и навыков самоконтроля.
Для описания самостоятельной работы студентов-заочников следует, прежде всего, правильно ее классифицировать в системе заочного образования с учетом условий заочного обучения. Что касается существующих классификаций видов са-
мостоятельной работы на всех ступенях обучения, то единство мнений по этому вопросу отсутствует. Ученые классифицируют самостоятельную работу: по способу ее выполнения и по этапам развития познавательного процесса (К. Тупи, 1972); в зависимости от дидактической цели, преследуемой при проведении самостоятельной работы (М.И. Моро, 1963); по основным звеньям учебного процесса (Б.П. Есипов, 1991); в зависимости от заданий, организующих самостоятельную работу (И.Я. Лернер, 1981, И.Э. Унт, 1975, П.И. Пидкасистый, 1980, и др.); с учетом психологических особенностей (O.A. Нильсон, 1986) и др. Итак, можно сделать вывод, что все же пока не удалось создать универсальной классификации видов самостоятельной работы, которая учитывала бы в равной мере и внешнюю, и внутреннюю стороны учебной деятельности.
Для системы заочного обучения будет, на наш взгляд, правильнее квалифицировать самостоятельную работу в зависимости от места ее выполнения:
1) на практических занятиях;
2) дома.
Организация самостоятельной работы на практических занятиях.
Учеными доказано, что чрезмерная активность учителя на уроке в стремлении передать как можно больше информации часто ведет к торможению в восприятии учащихся. Поэтому необходимо создавать условия, которые заставляли бы обучающихся проявлять максимальную активность в получении знаний, то есть необходимо научить их работать самостоятельно. Причем самостоятельная работа на практических занятиях должна осуществляться по специальному плану и с привлечением современных технических средств обучения, которые с наименьшей затратой сил и времени дают более эффективные результаты.
Учитывая ограниченный языковой опыт студентов заочного отделения, традиционно новая тема начинается с изучения лексики и чтения текста. Здесь просто необходима высокая активность преподавателя. Далее важно правильно организовать самостоятельную работу студентов с текстом, чтобы активизировать деятельность обучающихся при овладении данным материалом. Самостоятельная работа с текстом должна включать:
- упражнения на запоминание профессиональной лексики,
- упражнения на понимание содержания текста,
- творческие задания (пересказ отдельных эпизодов, составление диалогов и т.п.).
Таким образом, после введения нового материала целесообразно дать ряд заданий для самостоятельной работы с целью закрепления и самоконтроля.
Использование программированных упражнений, несомненно, повысит производительность обучения. Во-первых, соблюдается целесообразная последовательность выполнения заданий (от простых заданий до заданий, требующих применить весь комплекс знаний по теме), а во-вторых, обучающиеся могут сразу проверить правильность выполнения своих действий. При этом преподаватель наблюдает за деятельностью каждого студента, просматривает ход выполнения работы, консультирует в индивидуальной форме.
Также во время аудиторного занятия необходимо правильно организовать самостоятельную работу с различного рода дидактическим материалом. Это, как правило, грамматические таблицы (справочники) с упражнениями. Здесь задания должны располагаться следующим образом:
- выполнение заданий по образцу;
- выполнение заданий без образца;
- выполнение заданий с измененными условиями;
- выполнение творческих заданий.
Таким образом, студенты сначала выполняют тренировочные упражнения, а затем ситуативные, которые позволяют применять приобретенные знания в разнообразных ситуациях. Все эти упражнения выполняются с помощью работы с методическим пособием. На данный вид деятельности преподаватель выделяет определенное время, а затем осуществляет фронтальную проверку этой работы. При этом работать одновременно будет вся группа.
Организация самостоятельной работы дома.
Организация самостоятельной работы дома должна быть нацелена, прежде всего, на работу с профессиональными текстами. Причем домашние тексты должны быть намного больше по объему классных и с определенным количеством незнакомых слов. Эта работа очень важна, так как при чтении происходит внутреннее проговаривание, и это способствует развитию устной речи. Также чтение развивает письменную речь, так как при чтении обучающие запоминают правописание многих слов. В результате данных действий формируются навыки работы со словарем и переводческие знания. Такие задания являются необходимыми для развития познавательной деятельности и самостоятельности.
Представленные переводы проверяются преподавателем детально и обсуждаются индивидуально во время консультаций с каждым студентом, чтобы обучить необходимым навыкам перевода.
То есть можно заключить, что для успешной организации самостоятельной работы необходима:
- плановая организация самостоятельной работы с учетом места ее выполнения;
- методическое обеспечение самостоятельной работы (информационное обеспечение: учебные программы, учебная литература, справочная литература; компьютерное обеспечение: мультимедийные учебные пособия, тестовые контрольные задания и т.п.).
Как известно, контроль знаний является одним из важных этапов учебного процесса. По его результатам можно судить об эффективности образования. Итоги проверки помогают лучше понять уровень знаний, то есть дают возможность узнать, какой материал усвоен студентами плохо, какие типовые ошибки они делают.
Как известно, процесс обучения включает следующие моменты:
- изучение нового материала;
- проведение контроля знаний по изученной части курса, а затем и по всему курсу;
- выявление типовых ошибок и той части курса, которая усвоена плохо;
- повторное изучение плохо усвоенного материала.
В традиционной системе обучения практика контроля основана на текущих опросах, тестах, зачетах и экзаменах. Другими словами, контроль можно осуществлять в устной или письменной формах.
Устные ответы обладают рядом недостатков — это и невозможность опросить одновременно всех студентов, и отсутствие одинаковых способностей у обучаемых
при изложении ответа, а отсюда и объективность оценки, и наличие различной степени «строгости» или «снисходительности» преподавателя.
В то же время письменные тесты, для которых характерна оценка знаний путем выбора ответа из множества вариантов, дают ограниченные представления о подготовке студентов.
Поэтому применение именно компьютерных программ для выяснения уровня знаний способствует выявлению пробелов в них, положительному влиянию на мотивацию студентов, осуществлению проверки всей группы одновременно, представлению возможности для проведения самоконтроля. Таким образом, преподаватель может оперативно провести анализ результатов и своевременно оказать консул ьтативно-направляющую помощь обучающимися.
Итак, мы можем заключить, что правильная организация самостоятельной работы и контроля позволит совершенствовать систему подготовки по иностранному языку студентов заочного отделения неязыковых вузов.
ЛИТЕРАТУРА
1. КоменскийЯ.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. — М., 1982.
2. Конышвва А. В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку. — С.-Пб., 2005.
THE INDEPENDENCE ACTIVITY AND THE KNOWLEDGE TEST IN THE TEACHING OF FOREIGN LANGUAGES FOR PART — TIME STUDENTS
N.M. Mekeko
The Department of Foreign Languages People’s Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya St., 6, 117198 Moscow, Russian
The article is devoted to the organization of the independence activity and the knowledge test in the teaching of foreign languages for part — time students.