ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ
Н.М. Мекеко
Кафедра иностранных языков Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Статья посвящена методике преподавания иностранных языков студентам заочных отделений неязыковых вузов.
Ключевые слова: заочные отделения, обучение иностранным языкам, методика, неязыковой вуз, языковая подготовка.
В Государственном образовательном стандарте для неязыковых вузов указывается, что иностранный язык изучается на практических занятиях, путем самостоятельной работы слушателей и консультаций у преподавателя. Причем основной формой обучения иностранным языкам является практическое аудиторное занятие под руководством преподавателя. Отметим, что для студентов заочного отделения предусмотрено до 34 часов практических занятий, т.е. в среднем 8 часов (4 занятия) за семестр.
В связи с ограниченным количеством аудиторного времени практические занятия для студентов заочного отделения обычно сводятся к консультации. Но ведь именно на занятиях обучающиеся должны овладеть иностранным языком. Очень важно подготовить обучаемых к усвоению нового материала, организовать сам процесс его усвоения, осуществить выполнение упражнений и задач для формирования навыков и умений, контроль и коррекцию.
Поэтому в условиях неязыкового заочного вуза необходимо так организовать аудиторные занятия, чтобы под руководством преподавателя осуществлять языковую подготовку и тем самым приблизить заочное обучение к очному. У преподавателя во время занятий должна быть возможность оценить усвоение полученных знаний каждым обучающимся, чтобы нацелить его на устранение пробелов в знаниях и на совершенствование знаний при выполнении самостоятельной работы в межсессионный период. С учетом ограниченного количества времени необходимо предъявлять высокие педагогические требования, которые обеспечат качественное проведение аудиторных занятий:
— оптимальное содержание занятия в соответствии с требованиями учебной программы и поставленной целью;
— умение преподавателя провести занятие качественно, с максимальным эффектом;
— обеспечение высокой познавательной и практической активности студентов, оптимальное сочетание положений учебного материала, излагаемых преподавателем, с самостоятельным поиском студентов, выполнением творческих заданий, решением проблемных задач;
— дифференцированный подход к студентам, учет уровня их подготовленности к усвоению учебного материала, использование дидактического материала различной степени сложности;
— рациональное чередование различных видов деятельности студентов в те-ение занятия;
— контроль знаний и умений студентов.
Учитывая, что студент-заочник имеет базовое школьное образование по языку, преподавание иностранных языков для взрослых необходимо начинать с лекции (2—4 академических часа) для повторения и обобщения имеющихся знаний по грамматике и фонетике.
Лекция должна быть обзорной (сообщающей обобщенную информацию). По способу проведения — информационной (объяснительно-иллюстративный метод изложения). Чтение лекции должно иметь последовательное изложение материала; оформляться иллюстрированными выводами (схемами, таблицами); подтверждаться примерами.
В ходе чтения лекции важно привлекать внимание студентов и заставлять их переходить из пассивных слушателей в активных деятелей путем постановки проблемных задач в ходе чтения лекции.
Известно, что процесс обучения, будучи активным взаимодействием обучающего и обучаемого, является двуединым процессом, который отражает деятельность преподавателя как организатора и познавательную деятельность студента при его активности и самостоятельности.
Отсюда следует, что все проблемы обучения иностранным языкам можно рассматривать с двух сторон деятельности: педагога и студента. Здесь важно все:
— профессионально-педагогический и творческий уровень преподавания языка;
— индивидуальные особенности и интересы обучаемого;
— объем и структура учебной информации;
— методы обучения;
— организационные формы обучения.
Практические занятия должны быть нацелены на усвоение и закрепление определенных тематических знаний, предусмотренных программой вуза. При этом часть аудиторной работы должна включать и контроль усвоения знаний.
Для достижения указанной задачи важна оптимизация учебного процесса (обучающий характер урока, высокий темп занятия, максимальное вовлечение обучаемого, использование различных форм работы и т.п.).
Следовательно, во время практических занятий (4—6 академических часов) следует:
— понятно и целенаправленно объяснять материал;
— использовать материал интересный и доступный;
— использовать средства наглядности;
— правильно направлять работу обучаемых (групповую и индивидуальную);
— обеспечить мотивационную сторону урока;
— осуществить контроль усвоения материала;
— обучить самостоятельной работе по данному материалу в межсессионный период.
Причем контроль завершающей части занятия должен включать задания, позволяющие проверить владение системой языка каждого студента в рамках изученного материала.
Итак, за 4—6 академических часов практических занятий необходимо усвоить определенную лексическую тему (правила чтения и написания специальной лексики, относящейся к данной теме; заучить необходимый набор слов и выражений по этой теме); отработать соответствующий грамматический материал; получить навыки чтения и перевода специализированных текстов в рамках изучаемой тематики; научиться делать сообщения по изученной теме.
Вышеперечисленные проблемы можно разрешить, применяя обучающие компьютерные программы, т.к. обучающие компьютерные программы выполняют управленческую роль, при ее выполнении проявляется активность и самостоятельность, структурная целостность реализуется через модульное построение обучающей компьютерной программы.
Таким образом, аудиторные занятия для студентов заочных отделений неязыковых вузов следует проводить с использованием как традиционных методик (чтение лекций для повторения приобретенных ранее знаний по грамматике, фонетике и подготовки к усвоению нового материала), так и инновационных подходов (изучение лексических тем, предусмотренных программой вуза, с помощью собственных обучающих компьютерных программ). Варьирование различными методами обучения, использование разнообразных подходов к организации учебной деятельности активизируют студентов, побуждают к самостоятельному труду и положительно влияют на познавательный интерес.
Кроме того, очень важно использовать как учебные пособия со структурной подачей грамматического материала, так и обучающие компьютерные программы с системой проверки знаний. Причем электронный и традиционный материал должны гармонично дополнять друг друга как части единой образовательной среды. В результате внедрения обучающие компьютерные программы повысят производительность труда преподавателей и эффективность аудиторной и самостоятельной работы, а грамматика будет преподаваться по темам в наглядных обобщенных таблицах и активизироваться в упражнениях.
Другими словами, важно создать качественно новые учебные материалы, а именно:
— учебные материалы, соответствующие учебным программам, объему обучения, современным научным достижениям, предварительному уровню подготовки;
— учебные материалы, имеющие традиционную форму представления (учебные пособия) и мультимедийную (обучающие компьютерные программы).
Такие учебные материалы должны заставлять студентов думать, следовать цепочке логических рассуждений, видеть проблемы и противоречия, сосредотачиваться на ключевых позициях. Они помогут преподавателям перейти от традиционной консультации по выполнению контрольной работы к активным занятиям.
Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными традиционными методиками (компьютер — помощник в обучении, но не его замена, а, следовательно — нельзя отказываться от классических методик) создадут необходимый уровень обучения.
Упражнения для самостоятельной работы в межсессионный период должны носить проблемно-поисковый характер, поскольку на эту работу отводится в среднем 75 часов в семестр. И при этом надо учитывать, что самостоятельная работа должна быть направлена и на закрепление изученного материала, и на устранение отдельных пробелов в знаниях, и на совершенствование достигнутого уровня владения иностранным языком.
THE TEACHING OF FOREIGN LANGUAGES FOR PART-TIME STUDENTS
N.M. Mekeko
Department of foreign languages Russian People’s Friendship University
Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The article is devoted to the method of teaghing of foreign languages for part-time students.
Key words: correspondence branches, training to foreign languages, a technique, not language high school, language preparation.