Научная статья на тему 'Обучение иностранным языкам студентов заочных отделений'

Обучение иностранным языкам студентов заочных отделений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАОЧНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / МЕТОДИКА / НЕЯЗЫКОВОЙ ВУЗ / ЯЗЫКОВАЯ ПОДГОТОВКА / CORRESPONDENCE BRANCHES / TRAINING TO FOREIGN LANGUAGES / A TECHNIQUE / NOT LANGUAGE HIGH SCHOOL / LANGUAGE PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мекеко Наталья Михайловна

Статья посвящена методике преподавания иностранных языков студентам заочных отделений неязыковых вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The teaching of foreign languages for part-time students

The article is devoted to the method of teaghing of foreign languages for part-time students.

Текст научной работы на тему «Обучение иностранным языкам студентов заочных отделений»

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ

Н.М. Мекеко

Кафедра иностранных языков Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Статья посвящена методике преподавания иностранных языков студентам заочных отделений неязыковых вузов.

Ключевые слова: заочные отделения, обучение иностранным языкам, методика, неязыковой вуз, языковая подготовка.

В Государственном образовательном стандарте для неязыковых вузов указывается, что иностранный язык изучается на практических занятиях, путем самостоятельной работы слушателей и консультаций у преподавателя. Причем основной формой обучения иностранным языкам является практическое аудиторное занятие под руководством преподавателя. Отметим, что для студентов заочного отделения предусмотрено до 34 часов практических занятий, т.е. в среднем 8 часов (4 занятия) за семестр.

В связи с ограниченным количеством аудиторного времени практические занятия для студентов заочного отделения обычно сводятся к консультации. Но ведь именно на занятиях обучающиеся должны овладеть иностранным языком. Очень важно подготовить обучаемых к усвоению нового материала, организовать сам процесс его усвоения, осуществить выполнение упражнений и задач для формирования навыков и умений, контроль и коррекцию.

Поэтому в условиях неязыкового заочного вуза необходимо так организовать аудиторные занятия, чтобы под руководством преподавателя осуществлять языковую подготовку и тем самым приблизить заочное обучение к очному. У преподавателя во время занятий должна быть возможность оценить усвоение полученных знаний каждым обучающимся, чтобы нацелить его на устранение пробелов в знаниях и на совершенствование знаний при выполнении самостоятельной работы в межсессионный период. С учетом ограниченного количества времени необходимо предъявлять высокие педагогические требования, которые обеспечат качественное проведение аудиторных занятий:

— оптимальное содержание занятия в соответствии с требованиями учебной программы и поставленной целью;

— умение преподавателя провести занятие качественно, с максимальным эффектом;

— обеспечение высокой познавательной и практической активности студентов, оптимальное сочетание положений учебного материала, излагаемых преподавателем, с самостоятельным поиском студентов, выполнением творческих заданий, решением проблемных задач;

— дифференцированный подход к студентам, учет уровня их подготовленности к усвоению учебного материала, использование дидактического материала различной степени сложности;

— рациональное чередование различных видов деятельности студентов в те-ение занятия;

— контроль знаний и умений студентов.

Учитывая, что студент-заочник имеет базовое школьное образование по языку, преподавание иностранных языков для взрослых необходимо начинать с лекции (2—4 академических часа) для повторения и обобщения имеющихся знаний по грамматике и фонетике.

Лекция должна быть обзорной (сообщающей обобщенную информацию). По способу проведения — информационной (объяснительно-иллюстративный метод изложения). Чтение лекции должно иметь последовательное изложение материала; оформляться иллюстрированными выводами (схемами, таблицами); подтверждаться примерами.

В ходе чтения лекции важно привлекать внимание студентов и заставлять их переходить из пассивных слушателей в активных деятелей путем постановки проблемных задач в ходе чтения лекции.

Известно, что процесс обучения, будучи активным взаимодействием обучающего и обучаемого, является двуединым процессом, который отражает деятельность преподавателя как организатора и познавательную деятельность студента при его активности и самостоятельности.

Отсюда следует, что все проблемы обучения иностранным языкам можно рассматривать с двух сторон деятельности: педагога и студента. Здесь важно все:

— профессионально-педагогический и творческий уровень преподавания языка;

— индивидуальные особенности и интересы обучаемого;

— объем и структура учебной информации;

— методы обучения;

— организационные формы обучения.

Практические занятия должны быть нацелены на усвоение и закрепление определенных тематических знаний, предусмотренных программой вуза. При этом часть аудиторной работы должна включать и контроль усвоения знаний.

Для достижения указанной задачи важна оптимизация учебного процесса (обучающий характер урока, высокий темп занятия, максимальное вовлечение обучаемого, использование различных форм работы и т.п.).

Следовательно, во время практических занятий (4—6 академических часов) следует:

— понятно и целенаправленно объяснять материал;

— использовать материал интересный и доступный;

— использовать средства наглядности;

— правильно направлять работу обучаемых (групповую и индивидуальную);

— обеспечить мотивационную сторону урока;

— осуществить контроль усвоения материала;

— обучить самостоятельной работе по данному материалу в межсессионный период.

Причем контроль завершающей части занятия должен включать задания, позволяющие проверить владение системой языка каждого студента в рамках изученного материала.

Итак, за 4—6 академических часов практических занятий необходимо усвоить определенную лексическую тему (правила чтения и написания специальной лексики, относящейся к данной теме; заучить необходимый набор слов и выражений по этой теме); отработать соответствующий грамматический материал; получить навыки чтения и перевода специализированных текстов в рамках изучаемой тематики; научиться делать сообщения по изученной теме.

Вышеперечисленные проблемы можно разрешить, применяя обучающие компьютерные программы, т.к. обучающие компьютерные программы выполняют управленческую роль, при ее выполнении проявляется активность и самостоятельность, структурная целостность реализуется через модульное построение обучающей компьютерной программы.

Таким образом, аудиторные занятия для студентов заочных отделений неязыковых вузов следует проводить с использованием как традиционных методик (чтение лекций для повторения приобретенных ранее знаний по грамматике, фонетике и подготовки к усвоению нового материала), так и инновационных подходов (изучение лексических тем, предусмотренных программой вуза, с помощью собственных обучающих компьютерных программ). Варьирование различными методами обучения, использование разнообразных подходов к организации учебной деятельности активизируют студентов, побуждают к самостоятельному труду и положительно влияют на познавательный интерес.

Кроме того, очень важно использовать как учебные пособия со структурной подачей грамматического материала, так и обучающие компьютерные программы с системой проверки знаний. Причем электронный и традиционный материал должны гармонично дополнять друг друга как части единой образовательной среды. В результате внедрения обучающие компьютерные программы повысят производительность труда преподавателей и эффективность аудиторной и самостоятельной работы, а грамматика будет преподаваться по темам в наглядных обобщенных таблицах и активизироваться в упражнениях.

Другими словами, важно создать качественно новые учебные материалы, а именно:

— учебные материалы, соответствующие учебным программам, объему обучения, современным научным достижениям, предварительному уровню подготовки;

— учебные материалы, имеющие традиционную форму представления (учебные пособия) и мультимедийную (обучающие компьютерные программы).

Такие учебные материалы должны заставлять студентов думать, следовать цепочке логических рассуждений, видеть проблемы и противоречия, сосредотачиваться на ключевых позициях. Они помогут преподавателям перейти от традиционной консультации по выполнению контрольной работы к активным занятиям.

Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными традиционными методиками (компьютер — помощник в обучении, но не его замена, а, следовательно — нельзя отказываться от классических методик) создадут необходимый уровень обучения.

Упражнения для самостоятельной работы в межсессионный период должны носить проблемно-поисковый характер, поскольку на эту работу отводится в среднем 75 часов в семестр. И при этом надо учитывать, что самостоятельная работа должна быть направлена и на закрепление изученного материала, и на устранение отдельных пробелов в знаниях, и на совершенствование достигнутого уровня владения иностранным языком.

THE TEACHING OF FOREIGN LANGUAGES FOR PART-TIME STUDENTS

N.M. Mekeko

Department of foreign languages Russian People’s Friendship University

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The article is devoted to the method of teaghing of foreign languages for part-time students.

Key words: correspondence branches, training to foreign languages, a technique, not language high school, language preparation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.