Научная статья на тему 'Проблема эффективности заочного обучения иностранному языку в неязыковом вузе'

Проблема эффективности заочного обучения иностранному языку в неязыковом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мекеко Н. М.

Статья посвящена проблемам, возникающим при обучении иностранному языку студентов заочного отделения неязыкового вуза, рассматриваются также пути их разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of efficacy in the teaching of foreign languages for the part - time students

The article is devoted to the problems in the teaching of foreign language for the part-time students and their solution.

Текст научной работы на тему «Проблема эффективности заочного обучения иностранному языку в неязыковом вузе»

ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Н. М. Мекеко

Кафедра иностранных языков Академия экономической безопасности МВД России ул. Кольская, 2, 129329, Москва, Россия

Статья посвящена проблемам, возникающим при обучении иностранному языку студентов заочного отделения неязыкового вуза, рассматриваются также пути их разрешения.

Иностранный язык входит в обязательную программу всех вузов России. Понятие «иностранного языка» как учебного предмета возникло во второй половине XVIII века. С этого времени иностранные языки стали изучаться в практических целях, связанных с необходимостью уметь читать книги на языках разных народов.

В настоящее время изучение иностранного языка в системе профессионального высшего образования как важнейшего средства коммуникации приобрело особую актуальность. Знание иностранных языков - необходимость, вызванная современными процессами политической и экономической интеграции, которые происходят во всех странах мира. На российский рынок приходят иностранные компании, а российские предприятия устанавливают связь с зарубежными организациями. В связи с этим увеличивается спрос на специалистов со знанием иностранного языка. В таких условиях актуальность вопроса изучения иностранного языка возрастает. Иностранный язык становится необходимым компонентом как системы обучения, так и залогом будущей успешной профессиональной деятельности. Практическая потребность в работниках, владеющих иностранным языком и подготовленных к усвоению новых передовых технологий, позволила сформировать систему подготовки по иностранному языку. В данной концепции обучения иностранному языку в неязыковом вузе подчёркивается, что иностранный язык является неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки современного специалиста любого профиля. У иностранного языка как учебной дисциплины в вузе в современных условиях ослабевают общеобразовательные и воспитательные функции, а первостепенное значение приобретают функции формирования профессиональной направленности, интереса к будущей профессии и стремления получить знания, необходимые для знакомства с зарубежными достижениями в профессиональной области. Становится важным приобретение специальных знаний и успешного овладения иностранным языком, при этом цели и содержание обучения сориентированы на профиль специальности. Отталкиваясь от мнения о том, иностранный язык -инструмент будущей профессиональной деятельности, педагоги высшей школы ставят задачу сформировать в процессе обучения не только языковые и речевые навыки и умения, но и расширить информацию в профессиональной области за счет использования профессиональных текстов, овладения профессиональными терминами, обучения профессиональному языковому

материалу и профессионально-ориентированному переводу.

В связи с этим Государственным образовательным стандартом предъявляются высокие требования к дисциплине «Иностранный язык». В результате изучения иностранного языка выпускник неязыкового вуза должен овладеть необходимыми фонетическими и грамматическими знаниями, научиться читать литературу по специальности (обязательным является умение самостоятельно работать с оригинальными текстами по специальности), развить навыки общения в сфере профессиональной коммуникации (делать сообщения и доклады на профессиональные темы, принимать участие в деловом общении), сформировать умение работать с документацией (вести деловую переписку на изучаемом языке), а также знать определенный набор лексических единиц общенаучного и научно-профессионального характера.

В неязыковых вузах изучение иностранного языка организовано по образовательной программе, предусматривающей 340 учебных часов из них: 170 часов аудиторной работы. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 10% от количества часов, выделяемых для студентов дневного отделения. Рабочие программы дневных и заочных факультетов полностью идентичны и отличаются только количеством аудиторных занятий. Требования Государственного образовательного стандарта по дисциплине «Иностранный язык» являются обязательными и для заочной формы обучения.

Очевидно, достижение целей, предусмотренных Государственным образовательным стандартом, представляется достаточно сложным в условиях заочного образования, но вместе с тем и важным, поскольку вышеназванная форма подготовки в современных условиях становится все более актуальной и востребованной. Эффективность заочного обучения иностранному языку является особой проблемой нынешнего российского общества. Как показывает практика, при заочном обучении мы сталкиваемся с рядом проблем и противоречий:

- дефицит учебных часов;

- высокие требования, заложенные в Государственном образовательном стандарте;

- отсутствие учебников по иностранному языку для студентов заочной формы обучения;

- невысокий уровень подготовки студентов по дисциплине «Иностранный язык», поступающих на заочное отделение неязыковых вузов;

- недостаточная мотивация студентов при изучении иностранного языка, считающих главными профильные дисциплины;

- неоднородность по своему составу учебных групп (наблюдается

дифференцированный уровень языковых и коммуникативных способностей

обучающихся);

отсутствие навыков владения технологией самообразования у студентов-заочников как необходимого в условиях длительного межсессионного периода.

Перечисленные проблемы показывают, что для обучения иностранному языку на заочном отделении в неязыковых вузах необходимо разработать такую модель обучения, которая позволила бы достичь требуемого профессионального уровня и учитывала бы дифференцированный

уровень языковой подготовки. Специфика заочного образования также требует модификации современных методов обучения и создания обобщенных приемов работы со студентами-заочниками. Необходима теоретическая разработка нового концептуального подхода к заочной форме обучения иностранному языку, в основе которого лежит потребность личности в языковом самообразовании.

Таким образом, валено решить следующие задачи:

- разработать целостную систему обучения иностранному языку для студентов -заочников в неязыковом вузе;

- модифицировать современные методы обучения к условиям заочного образования;

- разработать формы организации работы по овладению иностранным языком: работа во время сессии в вузе и самостоятельная работа дома в межсессионный период.

В современной методике отсутствует единый, универсальный метод преподавания иностранного языка в системе заочного образования, позволяющий сочетать и комбинировать различные методики в зависимости от целей и условий обучения (обучение иностранному языку на практических занятиях и в период между сессиями). На наш взгляд, необходимо отдавать предпочтение таким методикам, которые помогут учащимся реализовать цели обучения с учетом требований Государственного образовательного стандарта и которые способны стимулировать творческую активность и повышать мотивацию к изучению иностранного языка.

При организации работы на практических занятиях важная роль отводится использованию компьютерных технологий. Компьютерные технологии помогают совместить индивидуальное и групповое обучение, обеспечивают большее разнообразие в презентации учебного материала, представляют неограниченные возможности тренировки в целях усвоения материала и организации контроля.

В межсессионный период учебная деятельность студента-заочника ограничена работой с учебниками, учебными пособиями и т.п. Для эффективной работы со всеми перечисленными материалами студенту заочного отделения в вузе выдаются учебно-методические пособия, которые должны отличаться от аналогичных пособий студентов-очников. Данное отличие вызвано тем, что ресурс аудиторного времени занятий у студентов заочных отделений существенно меньше, так как основную часть времени они работают. Более того, студенты-заочники нередко проживают в регионах, где отсутствуют крупные библиотеки с хорошим подбором учебных и справочных материалов.

Очевидным становится необходимость издания целесообразных, научнообоснованных учебных пособий. К сожалению, многие учебные пособия мало удовлетворяют перечисленным требованиям и не приносят практической пользы. Поэтому при издании учебных пособий важно:

предъявлять большую требовательность к содержанию издаваемых материалов;

разнообразить характер работы над компонентами отдельных учебных разделов и методику их подачи в системе учебных средств.

На наш взгляд, было бы целесообразным написание небольших по объему пособий для формирования языковых и речевых навыков, например: пособие по

развитию навыков аудирования, пособие по развитию навыков чтения, пособие по развитию навыков устного взаимодействия, пособие по развитию навыков перевода, контрольные материалы, проверяющие динамику усвоения знаний по иностранному языку, грамматический справочник, сборник текстов по специальности и т.п.

Россия имеет уникальный опыт в становлении и развитии заочного образования. Известно, что около трети высококвалифицированных специалистов получили за последние 80 лет образование без отрыва от производства. В настоящее время система заочного образования включает десятки государственных заочных институтов, в которых обучается более десяти тысяч студентов. Помимо этого, сотни университетов имеют в своем составе подразделения и кафедры, использующие заочную форму обучения. Учитывая сложившийся спрос на получение заочного образования, педагоги высшей школы должны разработать новую эффективную систему преподавания иностранного языка в неязыковых вузах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственный образовательный стандарт высшего

профессионального образования. - М., 2000.

2. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. - М., 2006.

THE PROBLEM OF EFFICACY IN THE TEACHING OF FOREIGN LANGUAGES FOR THE PART - TIME STUDENTS N. M. Mekeko

Department of foreign languages Academy of economic security of the Ministry of internal affairs Kolskaya Str., 2, 129329, Moscow, Russia

The article is devoted to the problems in the teaching of foreign language for the part-time students and their solution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.