Научная статья на тему 'Об организации работы по исполнению наказаний, не связанных с лишением свободы, в территориальных органах ФСИН России Уральского федерального округа'

Об организации работы по исполнению наказаний, не связанных с лишением свободы, в территориальных органах ФСИН России Уральского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
162
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об организации работы по исполнению наказаний, не связанных с лишением свободы, в территориальных органах ФСИН России Уральского федерального округа»

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

г. а. гурай начальник отдела координации деятельности

территориальных органов Минюста России, подведомственных федеральных служб и федеральных бюджетных учреждений Минюста России Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области

Об организации работы по исполнению наказаний, не связанных с лишением свободы, в территориальных органах ФСИН России уральского федерального округа

Согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р, рационализация политики в области уголовного правосудия предполагает увеличение к 2020 году общей численности лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, за счет увеличения количества санкций, предусматривающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, и расширения практики назначения данных наказаний судами. В связи с этим актуальность выбранной темы обусловлена возросшим интересом к проблемам, возникающим в сфере исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.

В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации к таким наказаниям отнесены уголовные наказания в виде обязательных и исправительных работ, штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также ограничения свободы.

Правовым основанием порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, не связанных с лишением свободы, являются:

- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ);

- Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ);

- постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.1997 № 729 «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности»;

- Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»;

- приказ Минюста России от 11.10.2010 № 258 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы»;

- приказ Минюста России от 20.05.2009 № 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества»;

- приказ Минюста России № 190, МВД России № 912 от 04.10.2012 «Об утверждении

организация служебной деятельносдд

Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других прав онарушений»;

- иные нормативные правовые акты.

Исполнение наказаний в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения свободы и исправительных работ возложено на уголовно-исполнительные инспекции территориальных органов ФСИН России (УИИ).

Всего на территории Уральского федерального округа действуют 204 УИИ, по учетам которых за 12 месяцев 2014 года прошло 94 095 осужденных к различным видам наказаний, не связанных с лишением свободы.

В сравнении с 2013 годом рост общей численности осужденных отмечался в инспекциях Свердловской и Тюменской областей - на 2 и 3 % соответственно.

Как показывает практика, наиболее актуальными являются проблемы, возникающие при исполнении наказаний в виде обязательных и исправительных работ, ограничения свободы.

В соответствии с требованиями ст. 39 УИК РФ исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, отбываются в районе места жительства осужденного в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с УИИ. Осужденные направляются для отбывания наказания не позднее 30 дней со дня поступления в УИИ соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).

Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, которые отбываются по месту жительства осужденного на предприятиях, подведомственных органам местного самоуправления, также по согласованию с УИИ (ст. 25 УИК РФ).

Ограничение свободы как вид наказания представляет собой комплекс устанавливаемых судом условий (обязанностей) и запретов, исполняемых осужденным без изоляции от общества под надзором УИИ.

Данный вид наказания регулируется положениями УК РФ, главой 8 УИК РФ, а также Инструкцией по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы, утвержденной приказом Минюста России от 11.10.2010 № 258.

По итогам 2014 года на учетах в УИИ Уральского федерального округа состояли 5 993 осужденных к исправительным работам, 2 969 осужденных к обязательным работам, 3 231 осужденный к ограничению свободы.

Всего по учетам УИИ Уральского федерального округа в 2014 году прошли 15 144 осужденных к исправительным работам, 13 044 осужденных к обязательным работам и 7 541 осужденный к ограничению свободы.

Одним из средств исправительного воздействия на осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, способствующих предупреждению повторных преступлений, является привлечение их к труду.

В целом на территории Уральского федерального округа УИИ организовано взаимодействие с органами местного самоуправления при определении перечня предприятий, организаций, на которых планируется использовать труд осужденных к отбыванию наказания в виде исправительных и обязательных работ, а также при определении видов и объектов работ, предназначенных для отбывания наказания, с учетом личностных качеств, образования и квалификации привлекаемых к труду граждан.

В целях своевременного привлечения осужденных к труду во многих регионах округа, таких как Свердловская и Челябинская области, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, разработаны и подписаны соглашения между УИИ и региональными министерствами социальной политики, территориальными центрами занятости населения, при этом возникающие проблемные вопросы обсуждаются на межведомственных совещаниях, рабочих группах и заседаниях круглых столов.

Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, на практике нередко возникают проблемы с трудоустройством осужденных к исправительным и обязательным работам.

Муниципалитетами выделяется меньшее, чем требуется, количество рабочих мест для трудоустройства осужденных данной категории. Зачастую распоряжения глав муниципальных образований об утверждении перечня пред-

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНСПЕКЦИИ

приятий, учреждений, организаций для отбывания осужденными исправительных работ не согласовываются с УИИ.

Имеют место факты, когда своевременно не вносятся изменения в связи с реорганизацией или банкротством предприятий, включенных в перечень объектов для отбывания исправительных работ, что также ведет к отказу в трудоустройстве осужденных.

Проблемой является и исполнение наказания в виде исправительных работ при его назначении негражданам Российской Федерации, не имеющим разрешения на работу на территории нашей страны. Назначение такого вида наказания указанной категории осужденных ведет к нарушениям положений ч. 2 ст. 39 УИК РФ, предусматривающей, что осужденные к исправительным работам направляются УИИ для отбывания наказания не позднее 30 дней со дня поступления в инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления), и, как часто бывает, к длительному неисполнению данного наказания по причине легализации их пребывания на территории Российской Федерации и трудоустройства.

Помочь в решении вопроса заинтересованности работодателей в предоставлении рабочих мест осужденным могли бы принятые на региональном уровне законодательные акты по вопросам стимулирования организаций, предоставляющих рабочие места осужденным к наказанию в виде исправительных и обязательных работ.

Так, в государственную программу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Содействие занятости населения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014-2020 годы», утвержденную постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 № 409-п (далее -Программа), внесено мероприятие по содействию временному трудоустройству лиц, осужденных к наказанию в виде исправительных работ, не имеющих основного места работы.

В целях реализации Программы разработано и подписано соглашение о взаимодействии ФКУ УИИ УФСИН России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре с Департаментом труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В рамках соглашения о взаимодействии Департамент труда и занятости населения Ханты-

Мансийского автономного округа - Югры взял на себя обязательства организовать работу по привлечению работодателей для временного трудоустройства (на период до шести месяцев) лиц, осужденных к наказаниям в виде исправительных работ, а также компенсировать работодателю его расходы по оплате труда временно трудоустроенных граждан и страховые взносы в государственные внебюджетные фонды на компенсируемый фонд оплаты труда.

По сведениям Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в течение 2014 года в рамках Программы было освоено более 3,3 млн рублей. Компенсация выплачена в отношении 70 осужденных, трудоустроенных работодателем.

Проблемным остается и вопрос прохождения осужденными к исправительным работам медицинских осмотров при трудоустройстве.

Так, в Ямало-Ненецком автономном округе стоимость медицинского осмотра при трудоустройстве составляет от 4 до 8,5 тыс. рублей (без учета услуг по приему специалистами -наркологом и психиатром).

Прохождение медицинских осмотров осужденными дает возможность на ранних стадиях выявить заболевания и своевременно оказать медицинскую помощь, способствует предотвращению распространения таких заболеваний, как туберкулез, гепатит, ВИЧ, дерматологических инфекций.

На территории Свердловской области по ходатайству УИИ территориальными центрами соцзащиты осужденным оказывается содействие в прохождении бесплатного медицинского освидетельствования для трудоустройства.

В г. Нижнем Тагиле с 2011 года между филиалом УИИ по Ленинскому району и ГБУЗ Свердловской области «Городская поликлиника № 3» действует договоренность о бесплатном прохождении медицинской комиссии с целью трудоустройства осужденных к наказаниям в виде исправительных и обязательных работ.

В г. Кушве осужденные к исправительным работам медицинское освидетельствование проходят бесплатно или за счет работодателя с последующим удержанием из заработной платы.

Однако приведенные примеры являются исключением из общих правил.

Проблемой для УИИ является и недостаточное правовое регулирование вопросов в

организация служебной деятельности

сфере исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.

Ст. 40 УИК РФ предусмотрено, что в период отбывания исправительных работ осужденным запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения в письменной форме УИИ; осужденный к исправительным работам не вправе отказаться от предложенной ему работы.

Вместе с тем ст. 46 УИК РФ предусматривает ответственность за нарушение порядка и условий отбывания исправительных работ исчерпывающим перечнем, в котором положения ст. 40 УИК РФ не учтены.

Таким образом, УИИ не имеют законных оснований для вынесения предупреждения осужденному к исправительным работам за самовольное увольнение с работы и отказ от предложенной работы.

В связи с изложенным необходимо дополнить ч. 1 ст. 46 УИК РФ нормой, определяющей, что нарушением порядка и условий отбывания осужденным исправительных работ является также увольнение осужденного с работы по собственному желанию без разрешения в письменной форме УИИ и отказ от предложенной осужденному работы.

На практике в ходе реализации ограничения свободы также возникает немало спорных моментов, на которые необходимо обратить внимание.

Как отмечается территориальными органами ФСИН России, в Уральском федеральном округе возникают проблемы в организации контроля за осужденными к ограничению свободы в случае, когда осужденный работает вахтовым методом. В связи с положениями ст. 50 УИК РФ разрешение на выезд за пределы муниципального образования, обусловленный производственной необходимостью, дает суд, однако из-за установленных сроков рассмотрения ходатайства осужденного нарушается его право на труд. Особенно актуальны эти проблемы для Ханты-Мансийского (Югры) и Ямало-Ненецкого автономных округов.

Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области в рамках своих полномочий по обеспечению в установленном порядке реализации Минюстом России функции по координации выполнения подведомственными федеральными службами федерального законодательства,

нормативных правовых актов Минюста России, поручений Министра юстиции Российской Федерации, установленных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 25 «Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации», обозначенные проблемы неоднократно обсуждались на межведомственных совещаниях, заседаниях рабочих групп и круглых столов.

На состоявшемся в ноябре 2014 года заседании Координационного совета при Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области обсуждались проблемы трудоустройства и прохождения медицинских осмотров осужденных. Были обозначены проблемы правового регулирования ответственности за уклонение от отбывания наказаний, не связанных с лишением свободы.

Проблемы трудоустройства осужденных обсуждались и на межведомственном совещании в апреле 2015 года, на котором главам муниципальных образований Свердловской области было рекомендовано обеспечить оперативное реагирование на отказы в приеме на работу осужденных на предприятия и в организации, включенные в перечень предприятий и организаций для отбывания наказаний в виде исправительных работ, создав с этой целью постоянно действующие рабочие группы из числа сотрудников администрации, прокуратуры и уголовно-исполнительных инспекций.

Необходимо отметить, что организация деятельности по исполнению наказаний, не связанных с изоляцией от общества, требует выработки единых подходов к взаимодействию территориальных органов ФСИН России, органов государственной власти и местного самоуправления, а нормы о реализации наказаний указанной категории нуждаются в дальнейшей детализации, так как обозначенные проблемы оказывают влияние на эффективность механизма ответственности за уклонение от отбывания наказаний, отрицательно влияют на состояние законности и ведут к несвоевременному привлечению к отбыванию наказания. ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.