МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 ISSN 2410-700Х
продаж система мотивации не приводит к росту объема продаж). Гибкий подход в определении задач - одна из сильных составляющих и вторая особенность мотивационного аудита в сравнении с классическим аудитом. [3, с. 22]
Отличительной чертой мотивационного аудита является то, что он не носит контрольно - ревизионную направленность в отличие от классического, финансово - бухгалтерского аудита. Мотивационный аудит не устанавливает факты нарушения каких-либо норм с последующим вынесением карательных санкций, он лишь оценивает уровень соответствия желаемого действительному. При этом характер заключения по результатам мотивационного аудита носит рекомендательный, а не обязательный характер.
Проведение мотивационного аудита в отличие от финансово-бухгалтерского не является обязательной процедурой. Руководители компании всегда сами решают - нужно ли проводить им аудит системы мотивации или нет, а также сами определяют периодичность мотивационного аудита.
При проведении мотивационного аудита используется более широкий по сравнению с классический, финансово - бухгалтерским аудитом набор инструментов сбора и обработки информации. Мотивационный аудит не ограничивается только анализом документации, относящейся к исследуемому вопросу, он имеет в своем арсенале какие методы сбора данных как интервьюирование, анкетирование, проведение фокус-групп, использование метода экспертных оценок и т.д.
Потребность в мотивационном аудите как форме приложения аудита к потребностям современного бизнеса и системы управления предприятием постоянно возрастает. Но вместе с тем трудно говорить о том, что единая технология мотивационного аудита еще окончательно сформировалась. Отсутствие регулирования на государственном уровне приводит к тому, что при проведении мотивационного аудита постоянно возникает целый комплекс проблем. Основной из них является отсутствие четких критериев и идеалов для оценки полученной в ходе аудита информации. Если же аудитор не обладает достаточной квалификацией, то часто это приводит к тому, что мотивационный аудит лишь описывает и отражает сложившуюся в компании ситуацию в области мотивации персонала, но при этом такая самая ценная часть аудита как анализ и рекомендации, остается вне его поля. [1, с. 111 - 112]
Список использованной литературы:
1. Гаудж Питер Исследование мотивации персонала; Баланс Бизнес Букс - Москва, 2014. - 272 с.
2. Маслоу, Абрахам Мотивация и личность; СПб: Евразия - Москва, 2014. - 478 с.
3. Белашова В.В., Сапунова Т.А. Управление персоналом на предприятии с использованием новых технологий // Инновационная наука - 2016 - №11 - с. 21 - 23.
4. Сапунова Т.А., Тонгуш В.В. Оценка эффективности системы менеджмента качества // Символ науки -2016 - №11 - с. 163 - 165.
© Сапунова Т.А., Белашова В.В., 2017
УДК 31
Левина Е.В.
Канд. социол. наук, доцент Института международных социально-гуманитарных связей
г. Москва, РФ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОТДЕЛЕНИЯХ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ НА БАЗЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ СОЦИАЛЬНОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Аннотация
Настоящая статья освещает проблему организации культурно-досуговой деятельности как инструмента адаптации лиц пожилого возраста к новым условиям. В статье приводятся результаты социологического исследования, ориентированного на выявление уровня востребованности и
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 ISSN 2410-700Х_
эффективности технологий организации досуга в учреждениях социального обслуживания населения.
Ключевые слова
Досуг, структура досуга, свободное время, принцип досуговой деятельности.
С возрастом становится более актуальной проблема одиночества и адаптации пожилых людей к изменившимся условиям жизни. Выходя на пенсию, пожилой человек испытывает кризис, связанный не только с новыми условиями, но и с проблемой использования свободного времени.
Бюджет времени человека складывается из трех взаимосвязанных, но качественно различных компонентов: рабочего времени, необходимого внерабочего и свободного времени. Как мы уже отмечали выше, у пожилых людей становится больше свободного времени, поскольку рабочее время уходит в прошлое, так как лица пожилого возраста уже находятся на пенсии, а современные технологии позволили максимально сократить время, необходимое на быт. Проблема организации свободного времени становится особенно актуальной.
Свободное время - это часть общего бюджета времени, остающегося у человека после выполнения им профессионально-трудовых, гражданских, семейных обязанностей, удовлетворения физиологических, санитарно-гигиенических и иных непреложных потребностей, которое он может использовать по своему усмотрению в соответствии со своими интересами и возможностями. Свободное время детерминировано уровнем духовных и физических потребностей, чувством общественного долга, умением рационально использовать свой досуг [3].
Досуг - это форма деятельности в свободное время, обеспечивающая отдых, органично совмещенный с разносторонним физическим и духовым развитием личности. В энциклопедии социологии досуга это понятие рассматривается как система различных видов человеческой деятельности, ориентированная на реализацию разнообразных потребностей людей и осуществляемая в свободное время индивида. Проведение досуга способствует как процессам рекреации человека, так и удовлетворению его потребностей в межличностном общении и различных развлечениях [3].
В содержательном плане структура досуга включает:
• общение;
• спортивно-оздоровительную деятельность;
• игры;
• отдых на природе;
• прогулки;
• интеллектуально-познавательную деятельность активного (чтение, занятие в кружках, посещение факультативов и т.п.) и пассивного характера (просмотр телевизора, слушание музыки);
• любительскую деятельность прикладного характера (шитье, фотодело и т.п.);
• общественно активную деятельность.
Специфические особенности досуговой деятельности:
• действительный ее мотив - потребность личности в самом процессе этой деятельности;
• цели и содержание досуговой деятельности избираются человеком в зависимости от его нравственного развития и культурного уровня;
• досуговая деятельность может носить социально полезный характер, социально нейтральный характер, быть замкнутой в системе узкогрупповых ценностей и обретать характер социально отрицательный, асоциальный.
Принципы педагогики досуга:
• принцип интереса (досуговая активность или пассивность человека в полной мере определяется только лишь наличием или отсутствием интереса к ней);
• принцип совместной деятельности (совместная деятельность формирует ценностно-ориентационное единство группы, рождает традиции, организационную структуру, эмоциональную идентификацию и, в конечном счете, ведет к повышению уровня досуговой деятельности, реализуя заложенный в ней воспитательный потенциал).
В педагогике досуга три понятия расположены рядом:
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 ISSN 2410-700Х_
• Свободное время,
• Отдых,
• Досуг.
• Феномен досуга и отдыха связывают с понятием рекреации, которое стало использоваться в 1960-х гг, в физиологической, медицинской, социально-экономической литературе по проблемам восстановления сил и здоровья рабочих и до недавнего времени связывалось преимущественно с релаксацией и регенерацией физиологических ресурсов человека. В широком смысле рекреация - это целостное физическое и социально-культурное оздоровление, биологическая активность человека, направленная на восстановление физиологического, физического, душевного и духовного потенциала, который ослабляется в процессе работы, однообразных занятий или болезни. Характер рекреационной активности человека формируется под влиянием ряда факторов:
• Личных потребностей и интересов;
• Традиций родной культуры;
• Поведенческих и оценочных стандартов ближайшего социального окружения [3].
Для организации досуговой деятельности на базе территориальных центров социального обслуживания населения открываются отделения дневного пребывания (ОДП), которые предназначены для социально-бытового, культурного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению, и организации их питания и отдыха.
На ежемесячной основе территориальные центры социального обслуживания населения (ЦСО) набирают группы из 30 человек, которые в течение 21 дня посещают отделения дневного пребывания, где созданы все условия для полноценного отдыха и времяпрепровождения:
• Питание;
• Доврачебное медицинское обслуживание;
• Концерты, лекции, тематические встречи;
• Экскурсии, посещение театров, музеев;
• Встречи с представителями государственных учреждений района;
• Фильмотека;
• Библиотека, шахматы, настольные игры;
• Интернет- клуб;
• Разноплановая кружковая работа.
В настоящее время особую популярность приобретают образовательные программы по типу «Университет третьего возраста». Основными задачами донной программы являются: наиболее эффективная адаптация пожилых людей к изменяющимся социально-экономическим условиям, профилактика старения, преодоление одиночества и замкнутости, возвращение в их жизнь возможности общаться, заниматься творческой деятельностью, иметь интересные занятия, поддерживать активный образ жизни, выявление и реализация индивидуальных ресурсов пожилых людей, личностное развитие, сохранение их активной жизненной позиции.
Социологические опросы, проводимые среди клиентов ОДП, подтверждают важность предоставления им социокультурных услуг.
При работе с посетителями ОДП сотрудники ТЦСО особое внимание обращают на то, что многие пришедшие в Центр - люди с богатейшим жизненным опытом, и они готовы поделиться с другими своим мастерством. Кто-то пишет стихи, кто-то поет, другие любят шахматы, играют в бильярд, знакомы с технологиями лечебной физкультуры, третьи способны подготовить и провести беседу, лекцию.
Реализации ценностей творчества пожилых людей принадлежит ведущее место, поскольку именно творчество является основным признаком, формой проявления индивидуальности человека. Поэтому так важно помочь найти пути и способы самореализации, познать радость творчества. Важно научиться чувствовать и ощущать особенности внутреннего мира пожилого человека, ориентируясь на те потенциалы неиспользованных возможностей, которые есть в каждом человеке.
Для подтверждения актуальности организации досуговой деятельности приведем пример результатов социологического опроса, проводимого на регулярной основе ТЦСО «Ярославский» филиал «Свиблово». В
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 ISSN 2410-700Х_
ОДП каждую смену проводят анкетирование получателей социальных услуг. В I квартале 2016 года в анкетировании приняли участие 219 человека пенсионного возраста.
6%
3%
35%
24%
33%
йот 85 до 94 лет - 13 и от 75 до 84 лет - 76 от 65 до 74 лет - 72 от 55 до 64 лет - 52 до 55 лет - 6
0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35%
Рисунок 1 - Возрастная структура выборочной совокупности
Как мы видим на Рис. 1., можно выделить следующие возрастные категории клиентов ТЦСО, получателей социальных услуг:
• от 75 до 84 лет составляет 35% - 76 респондентов
• от 65 до 74 лет составляет 33% - 72 респондентов
• от 55 до 64 лет составляет 24% - 52 респондентов
• от 85 до 94 лет составляет 6% - 13 респондентов
• до 55 лет составляет 2% - 6 респондентов
На вопрос анкеты - « Из каких источников Вы узнали об Отделении Дневного пребывания?» 47% респондентов ответили от сотрудников центра социального обслуживания; 44% респондентов ответили от знакомых; 5% - из объявлений, 4% - из средств массовой информации, 1% - другое. (см. Рис.2.).
Источники информации
I Средства массовой информации - 9 ы От знакомых - 98 Li От сотрудников ЦСО - 105 ьИз объявлений -10 и Другое - 2
Рисунок 2 - Источники информации о ТЦСО
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 ISSN 2410-700Х_
Следующий вопрос демонстрирует то, как часто клиенты пользуются услугами Территориальных центров социального обслуживания населения, а именно, как часто посещают отделения дневного пребывания (ОДП).
46% респондентов посещают отделение дневного пребывания более четырех лет; 24% приходят в отделение дневного пребывания третий год, 18% респондентов посещают отделение второй раз и 12% респондентов пришли в отделение дневного пребывания первый раз (См. Рис.3.)
Посещение ОДП
■ Четвёртый раз и более -103
■ Третий раз - 54
■ Второй раз - 40
■ Первый раз - 28
Рисунок 3 - Частота посещений ОДП ТЦСО
Основными причинами, по которым пожилые люди обратились в ОДП, являются:проблемы экономического порядка (56%) респондентов отметили в анкете; круг вопросов связанных с ослаблением здоровья отметили 16% респондентов; проблемы нравственных взаимоотношений с обществом - 8% опрошенных; решение проблем досуга отмечают 20% респондентов (см. Рис.4).
Причины обращения в ОДП
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60%
Решение проблемы досуга - 56
V Проблемы нравственных взаимоотношений с обществом - 23
и Круг вопросов связанных с ослаблонным здоровьем - 46
| Проблемы экономического порядка -156
Рисунок 4 - Причины обращения лиц пожилого возраста в ОДП
На вопрос: «Какие, на Ваш взгляд, наиболее востребованные и эффективные услуги предоставляет ТЦСО?» мы получили следующие ответы (см. Рис. 5):
1. Культурно-массовое мероприятие -36% респондентов;
2. Информационные мероприятия -30% респондентов;
3. Доступное ложе -10% респондентов;
4. Музыкальная терапия -9% респондентов;
5. Социальный туризм -6% респондентов;
6. Танцевальная терапия -3% респондентов;
7. Фито-терапия - 2% респондентов;
8. Арт-терапия -2% респондентов;
9. Другое - 2% респондентов.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 ISSN 2410-700Х
Виды услуг
"доступное ложе" - 45
социальный туризм - 28
информационные мероприятия -141
музыкальная терапия ■ 41
культуно-массоьые мероприятия -169
фите терапия -11 "танцевальная терапия" -15 "арттерапия" - 1С
ы
■
-
г ■ -
ш "арттерапия" - 10 Ы "танцевальная терапия" - 15 U фитотерапия - 11
культуно-массоьые мероприятия ■ 165
музыкальная терапия -41
U информационные мероприятия ■ 141
М социальный туризм - 28 ^ "доступное ложе"- 45
ОМ 10% 20% 30 К 40%
Рисунок 5 - Уровень эффективности и востребованности социальных услуг, предоставляемых ТЦСО
Как мы видим наиболее востребованными становятся культурно-массовые и информационные мероприятия, которые в первую очередь ориентированы на реализацию культурно-досуговой деятельности, организуей ОДП.
Центральной задачей культурно-досуговой деятельности становится не только адаптация и социализация пожилых людей, а также поддержание и развитие коммуникативных функций человека, а именно общения со сверстниками.
Список использованной литературы:
1. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2011. — 940 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»)., С. - 831.
2. Крестьянов В.А. Педагогика досуга: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и высших учебных заведений культуры: Орел: ОГУ. - 2010. - 156 с.
3. Организация культурно-досуговой деятельности: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / И.М.Асанова, С.О.Дерябина. — М.: Издательский центр «Академия», 2011.
© Левина Е.В., 2017
УДК 316.74:17
К.В. Неволина
к.ф.н., доцент ИГУ г. Иркутск, РФ E-mail: [email protected]
МОРАЛЬ КАК ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА: ЭЛЕМЕНТЫ МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ
Аннотация
В данной статье рассматривается проблема социологического изучения морали. Обосновывается