Научная статья на тему 'Роль культурно-досуговых технологий в организации досуга детей и подростков, страдающих детским церебральным параличом'

Роль культурно-досуговых технологий в организации досуга детей и подростков, страдающих детским церебральным параличом Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
598
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДОСУГ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / СЕРВИС

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Моргун Екатерина Павловна

В статье рассматриваются проблемы, возникающие при организации досуга детей-инвалидов, страдающих детским церебральным параличом. Приведены результаты опроса респондентов, с целью выявления отношения к детям и подросткам, страдающим ДЦП и определения необходимости развития культурно-досуговой деятельности для этой категории населения. Предлагаются направления решения проблемы путем развития волонтерского движения среди студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль культурно-досуговых технологий в организации досуга детей и подростков, страдающих детским церебральным параличом»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_

• Комфортабельный кондиционированный транспорт, с профессиональным водителем по всему маршруту;

• Входные билеты на указанные монументы;

• Русскоговорящий гид;

• Все указанные экскурсии. За дополнительную плату:

• Авиабилет Москва - Ереван - Москва;

• Медицинская страховка;

• Стоимость визы (если не граждане РФ).

В Армении туристы могут постичь истинную ценность армянского коньяка, пронаблюдать процесс выращивания винограда и создания напитка. Настоящий знаток способен научить туриста как правильно пить коньяк и разбираться в оригинальности напитка. Например, специалисты утверждают, что возраст коньяка можно проверить, немного взболтнув рукой, так, чтобы коньяк попал на стенки сухого бокала. Чем старше коньяк, тем дольше будут стекать его следы по стенкам, одна секунда соответствует одному году выдержки. Для того, чтобы определить, настоящий коньяк или нет, нужно капнуть его на ладони, растереть, дождаться пока капли подсохнут и похлопать. Если ладони липнут друг к дружке, то в коньяк добавлен сахар, что недопустимо.7 В вышеуказанный тур включены те достопримечательности Армении, которые способны рассказать и отразить историю создания напитка, природу позволяющую задуматься и разгадать для себя волнующий вопрос, возможность просто расслабиться в ресторанах столицы под инструментальную музыку и национальной едой.

Список использованной литературы:

1. Armenian brandy. Date Views 27.04.2016 www.welcomearmenia.com/armenia/armenian_brandy.

2. Петросян, И., 2006. Armenian Food: Fact, Fiction & Folklore. Еркир, pp: 160 - 161.

3. Авагян, Р., 2010. The Legendary Armenian cognac. Asbarez, From Greetings London. Date Views 08.04.2016 asbarez.com/89769/the-legendary-armenian-cognac.

4. Армянский коньяк. Date Views 25.04.2016 peygivo.blogspot.ru/2012/06/blog-post_49.html.

5. Коньячный тур. Date Views 01.05.2016 www.jartour.ru/armenia/tours/359.html.

6. Terrako - Мир твоими глазами. Date Views 01.05.2016 terraoko.com/?p=48000.

© Мирзаханян Н.Г., 2016

УДК 376.2

Моргун Екатерина Павловна

студентка 3 курса направления подготовки «Сервис» НГТУ

г. Новосибирск, РФ E-mail: [email protected]

РОЛЬ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, СТРАДАЮЩИХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы, возникающие при организации досуга детей-инвалидов, страдающих детским церебральным параличом. Приведены результаты опроса респондентов, с целью выявления отношения к детям и подросткам, страдающим ДЦП и определения необходимости развития

7Terrako - Мир твоими глазами. Date Views 01.05.2016 terraoko.com/?p=48000.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_

культурно-досуговой деятельности для этой категории населения. Предлагаются направления решения проблемы путем развития волонтерского движения среди студентов.

Ключевые слова Культурно-досуговые технологии, досуг, реабилитация, сервис.

Во всем цивилизованном мире, детство признается важным этапом в жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них социально ценных качеств.

Социальные качества, как известно, ребёнок приобретает, находясь в обществе, во время своего досуга. Но у детей и подростков с диагнозом ДЦП досуг не столь разнообразен, что снижает их возможность к социализации.

Под досугом понимается не только свободное время, которые многие предпочитают провести лёжа на диване за просмотром телевизора, а посещение общественных мест, активные физические и умственные занятия, во время которых происходит саморазвитие. Это могут быть художественные и музыкальные школы, спортивные секции, театральные студии и т.д. К сожалению, большинство досуговых центров не оборудованы для занятий детей с диагнозом ДЦП, более того, не каждый педагог сможет работать с таким ребёнком.

Дети и подростки с диагнозом ДЦП остро нуждаются в четко спланированной работе, направленной на формирование у них самостоятельности суждений и действий, навыков труда и культуры поведения, достойного духовно - нравственного облика, умения жить в обществе [2].

С целью определения отношения людей к детям и подросткам, страдающим детским церебральным параличом, был проведен онлайн опрос 78 человек, проживающих в Новосибирской области. Результаты следующие.

Результаты ответа на вопрос анкеты «Есть ли у Вас друг/знакомый ребенок или подросток с диагнозом ДЦП?» показали, что у 24% опрошенных такие знакомые или родственники есть.

Отвечая на вопрос «Какова будет Ваша реакция, если в Вашем окружении (театре/кино/ресторане и т.д.) будет присутствовать подросток с диагнозом ДЦП?» 65% респондентов ответили, что будут испытывать чувство сострадания, у 30% это не вызовет никаких неудобств, а 5% постараются скорее покинуть данное место.

Целью следующего вопроса анкеты было выяснить, какие чувства будут испытывать респонденты, если они будут проводить досуг совместно с подростками, страдающими ДЦП. Результаты следующие: у 56% возникнет чувство сострадания, у 34% это не вызовет никаких неудобств, 5% - постараются скорее покинуть данное место, 5% - не будут обращать внимание.

По мнению той трети респондентов, у которой есть друг или знакомый с диагнозом ДЦП, досуг детей и подростков с заболеванием ДЦП крайне не разнообразен. В основном они занимаются просмотром фильмов, настольными играми, рисованием. Также, опрошенные считают, что их досуг прямо зависим от финансов родителей или опекунов.

Каждый опрошенный считает, что Новосибирская область нуждается в специальных досуговых центрах для детей и подростков с диагнозом ДЦП. По мнению респондентов, очень важно учитывать следующее: степень заболевания и психологическое состояние, а самое главное-желание самого ребёнка. Такие центры должны быть доступны для каждого.

В большинстве центров, которые, предназначены для детей с заболеванием детский церебральный паралич, используются только реабилитационные технологии. Возникает острая необходимость разработки и использования культурно-досуговых технологий, отвечающих за психоэмоциональное и умственное развитие такого ребенка. Возможна интеграция реабилитационных и культурно-творческих технологий, позволяющая одновременно снимать физическое и психоэмоциональное напряжение, и обеспечивать полноценный досуг детей.

Если обратиться к опыту использования реабилитационных и культурно-досуговых технологий в организации досуга для детей и подростков, страдающих ДЦП за рубежом, то можно отметить, что

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_

достаточно широко используются музыкальная и арт-терапия в Израиле и США, дельфинотерапия и иппотерапия - в Турции и на Украине, а в Чехии созданы специальные площадки для игры в мини-гольф и функционируют кружки декоративно-прикладного творчества.

В России также существуют программы, позволяющие детям с таким серьезным заболеванием снимать физические болевые ощущения и чувствовать себя полноценными членами общества.

Так, в Казани детям с ДЦП восстанавливаться помогают собаки. Специалисты признают, что этот метод далек от официальной медицины, но результаты дает весомые. Они получают эмоциональное и умственное развитие, тренируют двигательные функции. Эта терапия носит название канистерапия.

В России также существует проект «Лыжи мечты». Он действует во многих областях. Самая ближайшая к нашему региону - Кемеровская область. Эта совершенно новая для России методика успешно применяется за рубежом уже более тридцати лет.

В г. Салехард дети и подростки могут реабилитироваться с помощью интерактивной системы виртуальной реальности. В воссозданной виртуальной реальности ребенок может устроить на небе грозу, поднять волны в океане или просто убежать от щенка.

Первый в нашей стране Театр танца и пластики для реабилитации детей-инвалидов был создан в г. Иркутск. Летом 2013 г. короткометражный фильм «Сломанная кукла», главную роль в которой исполнила тринадцатилетняя девочка с диагнозом ДЦП, победил на всероссийском кинофестивале «Дитя вселенной». Этот успех стал путевкой в Канны. Российский фильм «Сломанная кукла» получил на Каннском фестивале специальный приз «Герой фестиваля».

В г. Новосибирск широко представлены технологии иппотерапии. Для ребенка с болезнью ДЦП, положение верхом на лошади выгодно: с одной стороны, он выше всех и управляет ситуацией, с другой -находятся родители и тренер, которые помогут и поддержат. Занятия уменьшают чувство тревоги, способствуют достижению самостоятельности. Животное требует постоянного к себе внимания, и за счет этого возрастают способности человека адаптироваться к реальности.

В Новосибирской области существует десять центров для больных ДЦП, однако, все, как правило, используют в своей деятельности только реабилитационные технологии. К сожалению, нет центров, где ребенок-инвалид может полноценно провести досуг. А это, с нашей точки зрения очень важно, потому что, именно там, он может раскрыть в себе способности, подружиться с другими детьми и взрослыми, что в итоге будет способствовать более эффективной адаптации и социализации в обществе.

Существует также проблема «неадаптированности» общества к детям-инвалидам. Не столько нужно пытаться научить людей с ограниченными возможностями пробиваться на своем пути, а сколько убедить общество, что необходимо принимать инвалидов должно именно оно и такими как есть.

Огромное количество культурно-творческих технологий и современных терапий так и не опробованы в нашем регионе, хотя они, по нашему мнению, дали бы огромный толчок к продвижению социализации детей и подростков с диагнозом ДЦП. А в будущем, мы могли бы с радостью наблюдать за их успехами в жизни. За культурно-творческими технологиями большое будущее, они способны помочь социализации и разнообразить досуг детей и подростков, страдающих ДЦП.

При разработке и использовании различных видов культурно-досуговых технологий важно учитывать степень заболевания. И только желание самого подростка может положительно отреагировать на его состояние. К примеру, многие даже и не подозревают, что у них отличный слух или замечательная способность к изучению языков, или, к примеру, способности в сфере информатики. Следует выявить расположенность подростка к какому-либо виду досуга, потому что, если досуг не будет приносить ему радость и чувство самосовершенствования, то это, наверное, будет бессмысленно.

Таким образом, к досугу, который направлен на психо-эмоциональное и умственное развитие можно отнести: цветотерапию, различные виды искусства, занятие музыкой, написание книг, изучение иностранных языков, участие в театральных постановках. При организации данных видов досуга используются культурно-творческие технологии.

Одной из проблем, не позволяющей наиболее полно использовать культурно-творческие технологии при организации досуга детей и подростков с заболеванием ДЦП является отсутствие квалифицированных

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_

кадров. В систему работы с особенными детьми и подростками нередко приходят педагоги, которые оказываются не готовыми объединить реабилитационные и культурно -досуговые технологии к работе с инвалидами.

Путём решения части последней проблемы может выступить создание волонтёрских групп студентов в вузах. Естественно то, что студенты должны быть обучены работе с такими подростками. У современного общества, в том числе и у молодых людей в корне должны отсутствовать проблемы и недопонимая по данной теме. Посещение студентами данного направления реабилитационных центров, школ, колледжей, где учатся и проходят реабилитацию дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья, позволит серьезно повлиять на их психоэмоциональное развитие, укрепить процессы адаптации и социализации. Список использованной литературы:

1. Загорская Л. М. Проектные технологии в подготовке специалистов по сервису и туризму // Сервисные технологии: теория и практика. Сб. науч. трудов. Новосибирск, 2009. № 7. С. 33-37.

2. Канзафарова Ж. П. Дети с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/02/26/deti-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v

3. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: учебное пособие / В. А. Назаркина, Л. М. Загорская, Б. И. Штейнгольц - Новосибирск : НГТУ, 2009 - 84 с.

4. Назаркина В. А. Сервисная деятельность: учебное пособие / В. А. Назаркина, Ю. О. Владыкина, Н. А. Огородникова и др. - Новосибирск, НГТУ, 2013.

5. Портал НГТУ. Институт социальных технологий и реабилитации (ИСТР) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www .nstu.ru/info/facult/isr

© Моргун Е. П., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.