Научная статья на тему 'Мораль как феномен социального бытия человека: элементы морального сознания'

Мораль как феномен социального бытия человека: элементы морального сознания Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
743
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
МОРАЛЬ / СОЦИОЛОГИЯ МОРАЛИ / ЦЕННОСТИ / НОРМЫ / СЕМЬЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Неволина К. В.

В данной статье рассматривается проблема социологического изучения морали. Обосновывается сложность социологической разработки данного феномена, даются определения понятиям «ценности», «норма», «семья».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мораль как феномен социального бытия человека: элементы морального сознания»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 ISSN 2410-700Х

Виды услуг

"доступное ложе" - 45

социальный туризм - 28

информационные мероприятия -141

музыкальная терапия ■ 41

культуно-массоьые мероприятия -169

фите терапия -11 "танцевальная терапия" -15 "арттерапия" - 1С

ы

-

г ■ -

ш "арттерапия" - 10 Ы "танцевальная терапия" - 15 U фитотерапия - 11

культуно-массоьые мероприятия ■ 165

музыкальная терапия -41

U информационные мероприятия ■ 141

М социальный туризм - 28 ^ "доступное ложе"- 45

ОМ 10% 20% 30 К 40%

Рисунок 5 - Уровень эффективности и востребованности социальных услуг, предоставляемых ТЦСО

Как мы видим наиболее востребованными становятся культурно-массовые и информационные мероприятия, которые в первую очередь ориентированы на реализацию культурно-досуговой деятельности, организуей ОДП.

Центральной задачей культурно-досуговой деятельности становится не только адаптация и социализация пожилых людей, а также поддержание и развитие коммуникативных функций человека, а именно общения со сверстниками.

Список использованной литературы:

1. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2011. — 940 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»)., С. - 831.

2. Крестьянов В.А. Педагогика досуга: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и высших учебных заведений культуры: Орел: ОГУ. - 2010. - 156 с.

3. Организация культурно-досуговой деятельности: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / И.М.Асанова, С.О.Дерябина. — М.: Издательский центр «Академия», 2011.

© Левина Е.В., 2017

УДК 316.74:17

К.В. Неволина

к.ф.н., доцент ИГУ г. Иркутск, РФ E-mail: [email protected]

МОРАЛЬ КАК ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА: ЭЛЕМЕНТЫ МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема социологического изучения морали. Обосновывается

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 ISSN 2410-700Х_

сложность социологической разработки данного феномена, даются определения понятиям «ценности», «норма», «семья».

Ключевые слова

Мораль; социология морали; ценности; нормы; семья.

Среди возможных форм бытия, выделяемых в науке, таких, как бытие вещей, бытие духовное, бытие социальное, бытие в мире вещей и др., особое место занимает бытие человека. Изначальным и безусловным ценностным базисом человеческого бытия является мораль [5, с. 3].

Всеобщность и вездесущность морали по отношению ко всем сферам и аспектам человеческой и общественной жизни делает возможным рассмотрение феномена морали в различных сферах человеческого бытия. Достаточно парадоксальную картину представляет собой изучение морали как феномена социального бытия человека. На наш взгляд, парадокс заключается в следующем: нравственность является формой общественного сознания, она возможна только в человеческом обществе, и именно она определяет правила существования этого общества. И если понятие морали возникло и получило широкое изучение, прежде всего, в философии, непосредственно же сам феномен морали имеет социальную природу. Принимая во внимание приведенные доводы, можно предположить, что данный феномен имеет богатую исследовательскую традицию в науке об обществе. Однако, как признают сами ученые-социологи (А. Гоулднер, Г.С. Батыгин и др.), на сегодняшний день в социологии не выработано определения морали, не существует и никакой отдельной области социологического знания, посвященной изучению данного феномена.

Так, А. Гоулднер называл социологию морали "структурной лакуной" в теоретический социологии ХХ века: "Несмотря на то, что академическая социология, начиная с социологического позитивизма, превозносила важность общих моральных ценностей, несмотря на то, что Эмиль Дюркгейм призывал и обещал создать социологию морали, несмотря на то, что интерес к моральным ценностям являлся центральным в социологии Макса Вебера, а также в «волюнтаристской» теории действия Толкотта Парсонса, до сих пор не существует такой области исследований, которую можно было бы назвать «социологией моральных ценностей»...." [7, с. 140-141].

Сложность социологического изучения морали заключается в том, что она не может быть наблюдаема как вещь. О морали легко судить до тех пор, пока она не становится предметом социологического наблюдения. Опросные методы останавливаются перед моральной проблематикой в недоумении: те состояния сознания, которые можно назвать моральными (совесть, честь, стыд, доброе и злое намерения, самоотверженность, подлость, зависть, злоба), скрыты от самого сознания почти непроницаемым экраном защитных механизмов (рационализацией, трансфером, вытеснением, проекцией, замещением). Даже если человек сознает свое моральное состояние, он должен владеть дискурсивными средствами, чтобы найти им адекватные определения. Но конструирование моральных фактов как раз таково, что заставляет давать им неадекватные определения. Например, собственные поступки, как правило, оправдываются, а чужим приписываются аморальные мотивы.

Характерно, что данный факт отнюдь не удерживает ученых от попыток разработать теорию морали в рамках социологии. Так, в разное время создать социологию морали стремились такие исследователи, как В. Вундт, М. Шелер, Э. Дюркгейм.

Несмотря на сложность, а с позиций некоторых ученых и невозможность социологической разработки морали, очевидным все же является факт присутствия в социологических исследованиях таких элементов морального сознания, как нормы и ценности. К проблеме ценностей в обществе обращаются в своих работах Т. Парсонс, Н. Смелзер, Н. Лапин, А.Н. Елсуков, Е.М. Бабосов, А.Н.Данилов, Н.В. Казаринова, О.Г. Филатова, А.И. Кравченко и др. В социологии сложилась достаточно единообразная точка зрения на ценности. При определении сути ценностей как социального феномена ученые связывают его с понятиями "представление" (Т. Парсонс, Н. Лапин, Н.В. Казаринова), "убеждения" (Н. Смелзер, А.И. Кравченко) или "цели / устремления" (А.Н. Елсуков). Резюмируя работы перечисленных авторов, можно сказать, что в социологии под ценностями понимаются "обобщенные представления людей о целях и нормах своего

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 ISSN 2410-700Х_

поведения" [3, с. 193]. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей [4, с. 227]. Усвоение тех или иных ценностей в ходе социализации и их репродуцирование в реальной деятельности и коммуникации - основа существования социума. Характер ценностей социума задает меру свободы и вариативности поведения его социальных агентов [6, с. 338].

Ценности, как подчеркивает Н.В. Казаринова, "конкретизируются в социальных нормах, которые обеспечивают сохранение первых" [3, с. 193]. Нормы, в свою очередь, "представляют собой ориентации относительно поведения в конкретных ситуациях и обеспечивают интеграцию социальной системы" [3, с. 53]. Согласно данным "Большого толкового социологического словаря", под нормой в социологии принято понимать "стандарт (правило), регулирующий поведение в социальной обстановке ... Понятие норм также подразумевает понятие социального контроля, то есть положительных или отрицательных средств обеспечения конформности и применения санкций к девиантному поведению" [2, с. 493].

Социальные нормы и требования усваиваются индивидом в процессе социализации и в совокупности своей представляют собой культуру общества. В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной интеграции. Во-вторых, служат своеобразными эталонами поведения, своего рода "инструкциями" для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных групп. В-третьих, способствуют контролю за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают стабильность социальной системы [3, с. 191].

Наряду с нормами и ценностями фундаментом и своеобразным гарантом социального бытия человека является семья. Научные исследования семьи имеют глубокие и богатые традиции. Систематическое изучение семьи, по данным американского социолога Х. Кристенсена, было начато в конце XIX века. До этого времени на взгляды на семью и брак сильное влияние оказывали религия, мифология, философия [6, с. 392]. Так, проблемам семьи и брака в философии уделяли внимание Платон, Аристотель, Т. Гоббс, Жан Жак Руссо, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс. Заметный вклад в теорию семьи на разных этапах ее развития внесли такие западные и отечественные социологи и этнографы, как И. Бахофен, Л.Г. Морган, М.М. Ковалевский, Э. Дюркгейм, Ч. Кули, Т. Парсонс, А.Г. Харчев, М.С. Мацовский, Н.Г. Юркевич, В.В. Бойко и др.

На современном же этапе возникновение, развитие и функционирование семьи и брака изучает отдельная социологическая дисциплина, социология семьи и брака. Социология семьи и брака изучает типы социальных отношений, характерных для семьи; численность и структуру семейной общности, функции семьи и брака; особенности семьи как социального института и малой социальной группы; мотивы браков и разводов; факторы, которые способствуют планированию семейной жизни, возникновению конфликтов и их преодолению; связь семьи с другими социальными общностями и сферами социальной жизни; исторические типы и формы брачно-семейных отношений, тенденции и перспективы [6, с. 389].

Определяя семью как "один из пяти фундаментальных институтов общества (наряду с производством, государством, образованием и религией), придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении" ([4, с. 272], авторы социологических исследований подчеркивают "ее непреходящую общественную ценность" [6, с. 389]. Семья - это главный институт человеческого общества [4, с. 272], социальной институт (с точки зрения общественных мер воздействия на брачно-семейные отношения) и в то же время обладающая исторически обусловленной организацией малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью, что обусловливается социальной потребностью в воспроизводстве человеческого рода как физического, так и духовного воссоздания общества [6, с. 390].

Подводя итог, мы можем сказать, что, несмотря на признание теоретической социологией важности общих моральных ценностей, сама мораль в науке об обществе остается до конца неизученной, что объясняется сложностью данного феномена. Наряду с этим, однако, социология оперирует такими понятиями, как норма и ценность. Ценность здесь понимается как обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, а норма как стандарт (правило), регулирующий поведение в социальной обстановке. Одной из важнейших ценностей общества является семья.

Список использованной литературы: 1. Батыгин, Г. С. Как невозможна социология морали [Электронный ресурс] / Г. С. Батыгин. - 2004. - Режим

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 ISSN 2410-700Х_

доступа: http : //plib.ru/read/ 13688.html.

2. Джери, Дэвид. Большой толковый социологический словарь (Collins) [Текст] : в 2 т. /Дэвид Джери, Джулия Джери; [пер. с англ.]. - М.: Вече, АСТ, Т 1.: (А-О) - 1999. - 544 с.

3. Казаринова, Н. В. Социология [Текст] : учебник для вузов / Н. В. Казаринова, О. Г. Филатова, А. Е.Хренов; под общей редакцией д-ра философских наук, профессора Г. С. Батыгина. - М.: Изд-во Nota Bene, 1999. -272 с.

4. Кравченко, А. И. Социология [Текст]: учебник для вузов / А. И. Кравченко. - М.: Проспект, 2001. - 536 с.

5. Ошкина, К. В. Способы языковой актуализации морального дискурса (на примере немецкоязычных СМИ) [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04 / К.В. Ошкина. - Иркутск: ИГЛУ, 2007. - 16 с.

6. Социология [Текст] : учебное пособие для студентов вузов / А. Н. Елсуков и др.; под ред. А. Н. Елсукова. - 2-е изд., исправ. - Мн.: Тетра Системс, 2000. - 544 с.

7. Gouldner, A. The coming crisis of Western sociology [Text] / A. Gouldner. - New York: Avon Books, 1971. -pp. 140-141.

© Неволина К.В., 2017

УДК 316.6

Н.А. Ноздрина, М.Р. Платонов, С.А. Федоренко

г.Брянск, РФ

[email protected], [email protected], [email protected] КОНЦЕПЦИИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ Аннотация

Такое явление, как суицид, уже давно бытует в современном обществе. Мы воспринимаем это как данность, поскольку сообщения о новых самоубийствах не прекращают умолкать. Перед нами стояла задача проанализировать происходящее и донести эту информацию до окружающих. Для это мы решили разобрать основные концепции, ведущие к суицидальному поведению. Результаты оказались удручающими. Из-за психологической «слабости» в подростковом возрасте, люди с лёгкостью дают волю эмоциям, как правило, не размышляя о последствиях.

Ключевые слова

Суицидальное поведение. Самоубийство. Суицид. Самоубийца.

В настоящее время выделяются три основные концепции суицида:

- психопатологическая,

- психологическая,

- социологическая.

Психопатологический замысел таков, что все самоубийцы - это душевнобольные люди, а все суицидальные действия - это обычное проявление острых или же хронических психических расстройств.

Точной взаимосвязи между суицидальным поведением и психическими расстройствами не было выявлено в ходе некоторых исследований.

Социологическая концепция основывается на суицидальном поведении, где находится яркое снижение и выявленная неустойчивость в социальной интеграции, а самоубийство может быть понято лишь как взаимоотношение индивида с социальной средой, с учётом того, что социальные факторы будут играть ведущую роль.

Основатели данной концепции полагают, что большинство суицидальных предпосылок направлено на налаживание социальных связей с окружающими людьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.