Научная статья на тему 'Об организации адаптационного процесса у детей с умственной отсталостью в условиях государственного образовательного учреждения Специальная (коррекционная) школа - интернат восьмого вида г. Смоленска'

Об организации адаптационного процесса у детей с умственной отсталостью в условиях государственного образовательного учреждения Специальная (коррекционная) школа - интернат восьмого вида г. Смоленска Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
74
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об организации адаптационного процесса у детей с умственной отсталостью в условиях государственного образовательного учреждения Специальная (коррекционная) школа - интернат восьмого вида г. Смоленска»

вого отростка у плодов к концу 4-го месяца - 124 мм т.к.д. составляют: поперечник - 0,5 ± 0,05 мм (500 мкм) и высота (толщина) - 0,3 мм (300 мкм), что почти соответствует высоте его у взрослого.

К 4,5 месяца - плоды до 162 мм т.к.д. поперечник отростка увеличивается до 0,75 ± 0,05 мм, а высота остается такой же - 0,3 мм. Высота отростка к краям уменьшается, но его задний край выше, чем передний. Суставная поверхность вначале относительно плоская и с увеличением возраста плодов становится более выпуклой и округлой, приближаясь к эллипсоидной. У плодов от 5 месяцев и у новорожденных чечевицеобраз-ный отросток начинает срастаться с крючком длинной ножки наковальни с помощью волокнистого хряща, выраженного почти посередине и суженного в виде шейки толщиной от 0,3 до 0,5 мм, а закругленные боковые края его срастаются с волокнами сумки наковально-стременного сустава. Поперечник отростка колеблется от 0,6 до 0,8 мм, а высота - от 0,3 до 0,4 мм. Таким образом, к моменту рождения размеры чечевице-образного отростка почти соответствуют величине его у взрослого человека.

УДК 616.899 - 053.2(470.332)

ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА СЕМЕЙ УЧАЩИХСЯ ГОУ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА - ИНТЕРНАТ ВОСЬМОГО ВИДА Г. СМОЛЕНСКА Ю. В. Боброва, О. В. Мишунина

Смоленская государственная медицинская академия

ГОУ Специальная (коррекционная) школа-интернат восьмого вида

Возможности развития, воспитания ребенка в значительной степени определяются конституционально - биологическими социально-средовыми влияниями, выступающими в тесном взаимодействии. Это придает значимость изучению социального происхождения детей с умственной отсталостью.

В 2002 -2003 учебном году в школе состоит 257 учащихся. Из них 147 детей проживают в полных семьях. С одним родителем проживают 90 детей (18 - дети одиноких матерей, у 45 родители разведены, у 27 один родитель умер). На попечении опекунов находятся 20 детей. Из них 3 -круглые сироты, а у 17 родители лишены родительских прав. В подавляющем большинстве случаев родители учащихся имеют незаконченное среднее (124) и среднее образование (121). При этом у 163-х детей родители рабочие, у 26 - служащие. У 78 детей родители безработные. Семьи 120 детей имеют низкие доходы (менее 1500 рублей на 1 человека). В многодетных семьях проживают 35 детей. 37-ми детям определена группа инвалидности по психическому заболеванию. Неблагополучные условия воспитания в семье, наряду со слабостью волевых установок, импульсивностью, незрелостью эмоционально -волевой сферы умственно отсталых детей вносят вклад в формирование у них девиантного и делинквентного поведения. Девять учащихся состоят на учете в инспекции профилактики правонарушений несовершеннолетних. Учащиеся (33) с выраженными нарушениями поведения составляют «группу риска», их поведение особенно тщательно контролируется педагогами.

Знание социального статуса семьи учащегося позволяет более дифференцированно проводить педагогические, воспитательные, коррекционные мероприятия у детей с умственной отсталостью.

УДК 616.899-053.2(470.332)

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА - ИНТЕРНАТ ВОСЬМОГО ВИДА Г. СМОЛЕНСКА. Ю. В. Боброва, О. В. Мишунина

Смоленская государственная медицинская академия. ГОУ Специальная (коррекционная) школа-интернат восьмого вида

В связи с недостаточной эффективностью медикаментозной терапии умственной отсталости (УО) особое значение приобретает адаптационный процесс. Он включает в себя широкий круг медицинских, педагогических, социальных мероприятий, которые осуществляются учреждениями здравоохранения, просвещения, профессионального обучения, социального обеспечения. Наиболее важным условием социальной адаптации детей с УО является ранняя диагностика, поддерживающая медикаментозная терапия и своевременное и поэтапное проведение коррекционно-педагогических мероприятий, осуществляемых сетью специальных образовательных учреждений, дифференцированных с учетом степени выраженности УО и возраста. Недоразвитие интеллектуальной сферы у детей с УО рассматривается как тяжелый психический недостаток, который делает недоступным для них образование в соответствии с государственными образовательными стандартами и обусловливает невозможность качественной социальной адаптации. Эти дети получают образование в условиях специальной (коррекционной) школы - интерната 8-ого вида. Деятельность школы регламентируется Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 №228 «Об утверждении типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии».

В школу поступают дети, начиная с 7-8-летнего возраста, на основании решения психолого - медико - педагогической комиссии (ПМПК) после установления диагноза «умственная отсталость». Длительность обучения составляет 9-10 лет (с учетом подготовительного класса). В классе обучается до 12 человек. В 2002 году открыт класс для де-

тей с УО в степени имбецильности, где обучается 6 человек. Всего в школе состоит 257 детей. Обучение в школе не соответствует уровню массовой образовательной школы, т. е. Не является цензовым. Оно имеет качественно иное содержание: основное внимание уделяется формированию максимально возможных адаптационных способностей и профессионально-трудовой подготовке учащихся при освоении ими доступного объема программы по общеобразовательным предметам. Основной целью обучения является подготовка учащихся к самостоятельной жизни в условиях современного общества. Для этого ко времени выпуска из школы у них должна быть сформирована активная жизненная позиция, способность адекватно вести себя в различных ситуациях. Достижение цели реализуется через комплекс взаимосвязанных учебных, воспитательных, медицинских мероприятий, направленных на развитие познавательной деятельности, формирование бытовых и несложных профессиональных навыков. Особая роль отводится коллективным формам обучения и трудовой деятельности, которые формируют у детей потребность в речевом общении, что особенно важно в младшем возрасте. С 4-го класса трудовое обучение носит профессионально - ориентированный характер.

Целью воспитательной работы школы является процесс социализации учащихся, в рамках которого осваиваются знания и навыки общественной жизни, вырабатываются общепринятые стереотипы поведения, формируются ценностные ориентации, позволяющие полноценно участвовать в различных жизненных ситуациях. Важную роль в адаптационном процессе играет медицинское и психологическое сопровождение, для чего в штатном расписании предусмотрены должности психолога, врачей педиатра, а также психиатра. Деятельность врача - психиатра регламентируется Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Реализация перечисленных аспектов деятельности школы осуществляется через уровневый подход к формированию социальной адаптации учащихся, рассчитанный на 9-10-летний срок.

УДК 616.899 - 053.2

О ВЛИЯНИИ ВОЗРАСТА ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА КАЧЕСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ Ю. В. Боброва, С. Б. Корнеенкова

Смоленская государственная медицинская академия

ГОУ Специальная (коррекционная) школа - интернат восьмого вида

Качество социальной адаптации у лиц с умственной отсталостью (УО) варьирует в зависимости от степени интеллектуального недоразвития, а также от условий воспитания, обучения. При систематическом проведении лечебных, воспитательных, коррекционных мероприятий около 80% лиц, у которых в детском возрасте была диагностирована УО, являются «систематически трудоспособными» (Д. Е. Мелехов, 1970) и по многим показателям ничем не отличаются от людей с нормальным интеллектуальным развитием. Важным фактором, влияющим на эффективность перечисленных мероприятий, является возраст, в котором они проводятся. Это связано с большей пластичностью, подвижностью психики, лучшей восприимчивостью у детей младшего возраста. Кроме того, к началу раннего пубертатного периода (10-11 лет) у детей при отсутствии адекватных условий воспитания происходит усложнение клинической картины УО, усиливаются психоэндокринные и психоорганические проявления, присоединяются черты педагогической и социальной запущенности. На первый план выступает неспецифическая возрастная симптоматика: психологический криз созревания, поведенческие реакции на фоне сомато - эндокринного метаморфоза.

Нами было изучено 63 личных дела учащихся ГОУ Специальная (коррекционная) школа - интернат 8-ого вида г. Смоленска, поступивших в школу в возрасте от 7 до 14 лет и закончивших ее в 17лет. Из них закончили школу в 2001 году 32 человека, в 2002 году - 31 человек. Все дети были разделены на 2 группы: поступившие в школу до 10 лет (32 человека) и после 10 лет (31 человек). Из детей первой группы 27 поступили в ПТУ, 1 устроился на работу, одному определена группа инвалидности, двое нигде не устроились. Во второй группе 19 человек поступили в ПТУ, 1 устроился на работу, 6-ти определена группа инвалидности, 5 человек нигде не устроились. Таким образом, способными к самостоятельному существованию и трудовой деятельности в первой группе оказались 28 человек (87,5%), во второй группе - 20 человек (64,5%), что составило 77,8% всех выпускников школы за 2001 - 2002 годы, что соответствует данным других авторов. У 1 человека из первой группы и у 6-ти из второй нарушения психических функций (восприятия, эмоционально - волевой сферы, памяти, мышления) вследствие УО оказались выраженными в такой степени, что существенно ограничили их жизнедеятельность и обусловили потребность в мерах социальной защиты. Этим лицам была проведена медико-социальная экспертиза и установлена группа инвалидности по психическому расстройству. Эти лица составляют 11,1% выпускников школы. Следует отметить, что определение группы инвалидности также является вариантом социальной адаптации, который, однако, предполагает ограничение таких функций, как трудовая деятельность, способность к самообслуживанию, общению, обучению, контролю за поведением. Семь выпускников школы остались нигде не устроенными. Из них 2 поступили в школу до 10 лет, 5 - после (всего 11,1%выпускников). Социальная дезадаптация у этих подростков явилась результатом выраженности УО, неблагоприятных условий в семье, наличия стойких, плохо поддающихся коррекции эмоционально - волевых расстройств (импульсивности, взрывчатости, эксплозивности, расторможенности влечений, склонности к злоупотреблению алкоголем, повышенной внушаемости).

Таким образом, полученные данные подтверждают, что в условиях гипоопеки, безнадзорности не наступает своевременной положительной социализации личности. В результате этого не формируется система положительно ориентированных внутренних запретов и система ценностей у подростка. Преобладает неспособность к устойчивым межличностным отношениям, легкость закрепления отрицательных привычек, отсутствие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.