Научная статья на тему 'Структура и динамика психопатологических нарушений у детей с речевыми расстройствами'

Структура и динамика психопатологических нарушений у детей с речевыми расстройствами Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
122
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Речевые расстройства / коморбидная психическая патология / Speech disorders / comorbid mental pathology

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Днепровская И. В., Яковлева Т. А., Смачная Л. В., Степанова Н. А.

У большинства учащихся речевой школы-интерната речевые нарушения встречаются в со-четании с другими психическими нарушениями (нарушения памяти, внимания, мышления, астенические, эмо-ционально-волевые, поведенческие нарушения, интеллектуальная недостаточность, аутизм) в рамках различных психических расстройств. От 4,82% до 6,62% случаев речевые нарушения встречаются без других психических нарушений в рамках речевых расстройств (F 80.0; F 80.1; F 80.2) и от 18,24% до 29,95% случаев в виде задержки речевого и интеллектуального развития (F 80.82). Эти состояния на фоне логопедических заня-тий, педагогической коррекции и медикаментозной терапии дают стойкую компенсацию примерно у 20% обу-чающихся в речевой школе ежегодно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Днепровская И. В., Яковлева Т. А., Смачная Л. В., Степанова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE AND DYNAMICS OF PSYCHOPATHOLOGICAL DISORDERS IN CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS

The majority of pupils speech boarding school speech disturbances occur in conjunction with other mental disorders (impaired memory, attention, thinking, asthenia, emotional and volitional, behavioral disorders, intel-lectual disabilities, autism) in the various mental disorders. From 4.82% to 6.62% of speech disorders occur without other mental disorders as part of speech disorders (F 80.0; F 80.1; F 80.2) and from 18.24% to 29.95% of the cases in the form of delayed speech and intellectual development (F 80.82). These states against the background of speech ther-apy classes, pedagogical correction and medical therapy provide stable compensation of about 20% of students in speech school year.

Текст научной работы на тему «Структура и динамика психопатологических нарушений у детей с речевыми расстройствами»

Возрастные аспекты психиатрии

УДК 616.899-053.6-07

СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ

Днепровская И.В. , Яковлева Т.А., Смачная Л.В., Степанова Н.А.

Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Клиническая психиатрическая больница им. Н.Н. Солодникова

Аннотация. У большинства учащихся речевой школы-интерната речевые нарушения встречаются в сочетании с другими психическими нарушениями (нарушения памяти, внимания, мышления, астенические, эмоционально-волевые, поведенческие нарушения, интеллектуальная недостаточность, аутизм) в рамках различных психических расстройств. От 4,82% до 6,62% случаев речевые нарушения встречаются без других психических нарушений в рамках речевых расстройств (Р 80.0; F 80.1; F 80.2) и от 18,24% до 29,95% случаев в виде задержки речевого и интеллектуального развития (Р 80.82). Эти состояния на фоне логопедических занятий, педагогической коррекции и медикаментозной терапии дают стойкую компенсацию примерно у 20% обучающихся в речевой школе ежегодно.

Ключевые слова. Речевые расстройства, коморбидная психическая патология.

Актуальность. Речевые нарушения у детей являются важной актуальной проблемой. Процесс становления речи существенно влияет на формирование психической жизни ребёнка. При речевых нарушениях страдают коммуникация ребёнка, эмоциональная сфера, гармоничность формирования межличностных отношений, обучаемость. Предупреждение и преодоление речевых нарушений устраняют препятствия для приобретения знаний и способствуют развитию личности ребёнка.

Целью работы явилось изучение структуры и динамики психопатологических нарушений учащихся коррекционной школы V вида с тяжёлыми нарушениями речи.

Материалы и методы. Исследование проводилось на базе СКОШ-интерната № 19 г. Омска. БОУ ОО "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №19 V вида" создана для обучения и воспитания детей с тяжёлой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития. СКОШ-интернат №19 имеет в составе одно отделение, в которое принимаются дети на основании заключения ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии), имеющие общее недоразвитие речи тяжёлой степени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), а так же дети, страдающие общим недоразвитием речи, сопровождающимся заиканием. В составе данного учреждения обучаются и воспитываются дети дошкольного возраста 5-7 лет (2 дошкольные группы) и дети школьного возраста 7-18 лет (1-10 кл.).

В случаи устранения речевого дефекта воспитанники коррекционного учреждения с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения ПМПК переводятся в общеобразовательное учреждение общего типа.

В соответствии с государственной программой "О проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации" воспитанники данного учреждения ежегодно осматриваются психиатром на базе школы. Так же учащиеся речевой школы-интерната №19 получают психиатрическую консультативно-лечебную помощь в БУЗ ОО КПБ им. Н.Н. Солодникова. Обследование детей проводилось в школе-интернате № 19 в присутствии законных представителей детей, с их письменного согласия. Использовался кли-

нико-психопатологический метод исследования, включающий индивидуальное собеседование психиатра с ребёнком, с его законным представителем, клинический традиционный метод исследования по общепринятой методике, статистический метод.

Результаты и обсуждение. Проводился анализ структуры психопатологических нарушений обследуемых и динамика нарушений за период 2010-2013 г.г.

В 2010 г. был обследован 181 человек. Наибольшую группу составили дети с речевыми нарушениями в сочетании с когнитивными нарушениями (нарушениями памяти, внимания, трудностями в обучении) в рамках легкого когнитивного расстройства ^ 06.7) 63 человека (34,81%). Вторая по численности группа 33 человека ( 18,24%) - дети с задержкой речевого и интеллектуального развития ^ 80.82). Третью группу составили дети с органическим расстройством ^ 07.0), у которых речевые нарушения сочетались с церебростеническими, эмоционально-волевыми, поведенческими или когнитивными нарушениями - 31 человек (17,13%). Четвертая группа - это дети со специфическим нарушением артикуляции речи ^ 80.0) - 23 человека (12,71%). 15 человек (8,29%) - дети с речевыми нарушениями в рамках умственной отсталости ^ 70.) - это пятая по численности группа. Шестую группу составили дети с расстройством экспрессивной и рецептивной речи ^ 80,14 и F 80.2) - 10 человек (5,52%). С шизофренией ^ 20.8) - 2 человека (1,1%) и с шизотипичесмким расстройством ^ 21.8) 2 человека (1,1%), у которых отмечались речевые нарушения, составили 7 группу психических расстройств. У 1 человека (0,55%) отмечались речевые нарушения с аути-стическими нарушениями в рамках атипичного аутизма ^ 84.11) и у 1 человека (0,55%) заикание ^ 98.5), хотя заикание, как сопутствующий диагноз, был выставлен у 9 человек.

В 2011 году было обследовано 162 человека. Наибольшую группу так же составили дети с речевыми нарушениями в рамках легкого когнитивного расстройства - 58 человек (35,8%). Вторая группа - это дети с задержкой речевого и интеллектуального развития - 44 человека (27,16%). Третью группу составили дети с органическим расстройством с речевыми нарушениями - 28 человек (17,28%). Четвертая группа - 12 человек (7,41%) - это дети с умственной отсталостью. Пятую по численности группу составили дети со специфическими нарушениями артикуляции речи - 8 человек (4,49%) и расстройством экспрессивной и рецептивной речи - 8 человек (4,94%). С шизофренией выявлено 2 человека (1,23%), 1 человек - с атипичным аутизмом (0,62%) и с заиканием 1 человек (0,62%), а как сопутствующий диагноз заикание выявлено у 9 человек.

В 2012 году обследовано 187 человек. Наибольшую группу так же составили дети с легким когнитивным расстройством 58 человек (31,02%). Вторую по численности группу составили дети с задержкой речевого и интеллектуального развития 56 человек (29,95%). Третья группа - это дети с органическим психическим расстройством с речевыми нарушениями - 35 человек (8,02%). Четвертую по численности группу составили дети с речевыми нарушениями в рамках умственной отсталости - 15 человек (8,02%). Пятая группа 10 человек (5,35%) - это дети со специфическим расстройством артикуляции речи. Шестую группу составили дети с расстройством экспрессивной и рецептивной речи - 9 человек (4,82%). С атипичным аутизмом 1 человек (0,53%), с шизофренией 1 человек (0,53%), с шизотипическим расстройством 1 человек (0,53%), с заиканием 1 человек (0,53%), но как сопутствующий диагноз заикание выявлен у 14 детей.

В 2013 году обследован 151 человек. Наибольшую группу составили дети с задержкой речевого и интеллектуального развития - 45 человек (29,8%). Вторая по численности группа - это дети с когнитивными нарушениями - 39 человек (25,83%). Третью группу составили дети с речевыми нарушениями в рамках органического расстройства - 29 человек (19,21%). Четвертая группа - дети с умственной отсталостью -

12 человек (7,95%). Пятая группа - это дети со специфическими расстройствами артикуляции речи. Шестую группу составили дети с расстройством экспрессивной и рецептивной речи - 8 человек (5,3%). С атипичным аутизмом 4 человека (2,65%), с шизотипическим расстройством 2 человека (1,32%), с шизофренией 1 человек (0,66%), с заиканием 1 человек, хотя у 11 человек заикание выставлено как сопутствующее заболевание.

Таблица 1 Структура и динамика психопатологических нарушений учащихся речевой школы- интерната №19 2010 - 2013 гг.

Диагноз 2010 2011 2012 2013

абс. отн. абс. отн. абс. отн. абс. отн.

Р 06.7 63 34,81 58 35,8 58 31,02 39 25,83

Р 07.0 31 17,13 28 17,28 35 18,72 29 19,21

Р 20.8 2 1,1 2 1,23 1 0,53 1 0,66

Р 21.8 2 1,1 - - 1 0,53 2 1,32

Р 70. 15 8,29 12 7,41 15 8,02 12 7,95

Р 80.0 23 12,71 8 4,94 10 5,35 10 6,62

Р 80.1 Р 80.2 10 5,52 8 4,94 9 4,82 8 5,3

Р 80.82 33 18,24 44 27,16 56 29,95 45 29,8

Р 84.11 1 0,55 1 0,62 1 0,53 4 2,65

Р 98.5 1 (сопут. 9) 0,55 1 (сопут. 9) 0,62 1 (сопут. 14) 0,53 1 (сопут. 11) 0,66

Всего 181 100 162 100 187 100 151 100

В результате анализа полученных данных за 4 года выявлено, что среди воспитанников речевой школы-интерната отмечается тенденция к увеличению числа детей с задержкой речевого и интеллектуального развития Р 80.82 на 11,71% (с 18,24% до 29,95%); с органическим психическим расстройством F 07.0 на 2,08% (с 17,13% до 19,21%); с атипичным аутизмом Р 84.11 на 2,1% (с 0,55% до 2,65%). Уменьшилось количество детей с легким когнитивным расстройством Р 06.7 на 9,97% (с 35,8% до 25,83%), со специфическим расстройством артикуляции речи Р 80.0 на 6,09% (с 12,71% до 6,62%).Количество детей с другими психическими расстройствами (Р 20.8; Р 21.8; Р 70.; Р 80.1; Р 80.2; Р 98.5) практически остается статичным, изменение в сторону увеличения или уменьшения составляет менее 1%.

Анализируя структуру психопатологических нарушений среди учащихся речевой школы выяснилось, что среди детей с речевыми нарушениями чаще встречаются дети с легким когнитивным расстройством, с задержками речевого и интеллектуального развития, с органическим расстройством (с 38,8% до 17,13%). Из 10 групп психопатологических нарушений (смотри таблицу 1) они составляют самые многочисленные группы (1, 2, 3). Четвертую по численности группу составляют дети с умственной отсталостью (с 7,41% до 8,29%). Дети с чисто речевыми расстройствами (Р

80.0; F 80.1; F 80.2) по численности составляют лишь 5 и 6 группы (с 4,81% до 6,62%). Менее 2,65% составляют дети с другими психопатологическими расстройствами (F 84.11; F 21.8; F 20.8; F 98.5).

Заключение. В результате проведенного исследования выявлено, что у большинства учащихся речевой школы-интерната речевые нарушения встречаются в сочетании с другими психическими нарушениями (нарушениями памяти, внимания, мышления, церебростеническими, эмоционально-волевыми, поведенческими нарушениями, интеллектуальной недостаточностью, аутистическими, неврозоподобными, шизотипическими проявлениями) в рамках различных психических расстройств. Лишь от 4,82% до 6,62% случаев речевые нарушения встречаются без других психических нарушений в рамках речевых расстройств (F 80.0; F 80.1; F 80.2) и от 18,24% до 29,95% случаев в виде задержки речевого и интеллектуального развития (F 80.82), которые на фоне логопедических занятий, психолого-педагогической коррекции и медикаментозной терапии дают стойкую компенсацию примерно у 20% обучающихся в речевой школе ежегодно, и дети переводятся в общеобразовательные учреждения общего типа на основании заключения ПМПК. Около 5 - 7% детей не усваивают программу речевой школы и на основании заключения ПМПК переводятся в коррекционные образовательные учреждения VII, VIII и других видов.

В среднем 25 - 27% обучающихся в речевой школе ежегодно по заключению ПМПК переводятся в другие образовательные учреждения (по статистическим данным СКОШ-интернат № 19 V вида). У 73 - 75% учащихся отмечаются стойкие речевые нарушения, приводящие к нарушениям коммуникации детей, возникновению препятствий в приобретении знаний, и обучение детей проводится по специальной коррек-ционной программе V вида.

Сочетание логопедических, психологических, фармакотерапевтических подходов существенно повышает эффективность лечения речевых расстройств у детей и социальную адаптацию в обществе детей с речевой патологией.

STRUCTURE AND DYNAMICS OF PSYCHOPATHOLOGICAL DISORDERS IN CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS

Dnieperovskaya IV, Yakovleva TA, Smachnaya LV, Stepanova NA

Abstract. The majority of pupils speech boarding school speech disturbances occur in conjunction with other mental disorders (impaired memory, attention, thinking, asthenia, emotional and volitional, behavioral disorders, intellectual disabilities, autism) in the various mental disorders. From 4.82% to 6.62% of speech disorders occur without other mental disorders as part of speech disorders (F 80.0; F 80.1; F 80.2) and from 18.24% to 29.95% of the cases in the form of delayed speech and intellectual development (F 80.82). These states against the background of speech therapy classes, pedagogical correction and medical therapy provide stable compensation of about 20% of students in speech school year.

Keywords. Speech disorders, comorbid mental pathology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.