Научная статья на тему 'Вопросы социальной адаптации умственно отсталых детей'

Вопросы социальной адаптации умственно отсталых детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3395
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / ДЕТИ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ФАКТОРЫ / MENTALLY RETARDED / CHILDREN / SOCIAL ADAPTATION / FACTORS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Серобян Н. Н., Солоненко А. В.

Нами установлено, что на социальную адаптацию умственно отсталых детей влияют социально-бытовые факторы (место проживания, категория жилья, условия проживания, материальный уровень), семейные факторы (количество детей в семье, наличие неполной семьи, развод родителей, проживание с отчимом или другими родственниками, особенности отношений в семье, нарушение социального поведения членов семьи), факторы здоровья и поведения индивидуума (уровень интеллекта, состояние соматического и психического здоровья, особенности досуга и социального поведения ребенка). Полученные нами данные помогут правильно оценить степень влияния отдельных факторов социальной адаптации умственно отсталых детей с целью ее улучшения и коррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Серобян Н. Н., Солоненко А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS OF SOCIAL ADAPTATION OF MENTALLY RETARDED CHILDREN

Thus, social adaptation of mentally retarded children is influenced by social factors (a residing place, a category of habitation, a residing condition, material level), family factors (quantity of children in a family, presence of an incomplete family, divorce of parents, residing with the stepfather or other relatives, features of relations in a family, infringement of social behaviour of members of a family), factors of health and behaviour of an individual (I.Q., a condition of somatic and mental health, feature of leisure and social behaviour of the child). The data obtained by us, will help to estimate correctly degree of influence of separate factors of social adaptation of mentally retarded children for the purpose of its improvement and correction.

Текст научной работы на тему «Вопросы социальной адаптации умственно отсталых детей»

ли 7622 случая смерти за счет более высоких значений в отчетных данных судебных медиков (соответственно 24 242 случая и 16 580 случаев).

По всей видимости, такая ситуация характерна не только для Краснодарского края, но и для других субъектов Федерации и России в целом. Это позволяет сделать вывод о значительно большем влиянии смертельных отравлений алкоголем на формирование показателей смертности населения и сохранении существенной недооценки роли этой причины смерти [5].

Другой острейшей проблемой являются смертельные отравления наркотиками. До 1986 гг. такие случаи в Краснодарском крае носили единичный характер и учитывались судебными медиками в группе «прочих» отравлений.

Анализ выборочной группы смертельных отравлений наркотиками показал, что 92,6% всех случаев приходится на мужчин и 7,4% на женщин. Почти 95% всех отравлений произошло в возрастном интервале 15-39 лет. И в этом случае тяжелейшие последствия злоупотребления наркотиками - удел мужчин.

Средний возраст погибшего в результате такого отравления наркомана составил 28,4 года. Среди умерших в результате отравления наркотическими средствами почти % погибли от передозировки морфина, 19,3% -в результате сочетанного применения морфина и кодеина, 4,5% - эфедрина. Смертность городских мужчин во всех возрастных группах выше, чем сельских.

С целью определения одного из количественных параметров роли алкоголя и наркотиков была проведена оценка потерянных лет потенциальной жизни, обусловленных этими причинами.

Суммарные потери от состояний, обусловленных алкоголем и наркотиками, в виде недожитых лет потенциальной жизни до возраста 70 лет составили 10,6% от общих потерь, превысив в 18 раз потери от всех форм гипертонической болезни, в 5,4 раза потери от инфаркта миокарда и в 1,5 раза потери от цереброваскулярных заболеваний.

Более 95% всех потерянных лет потенциальной жизни, обусловленных ПАВ, приходится на возрастной период 20-59 лет. Это значит, что профилактика алкоголизма и наркотизма - один из основных резервов увеличения трудового потенциала.

С учетом величины валового регионального продукта (ВРП) ежегодные экономические потери в виде недополученного ВРП в результате смертности трудоспособного населения Краснодарского края от причин, связанных с алкоголем и наркотиками, составили в среднем за 2005-2006 годы более 11,4 млрд. рублей. Данная величина составляет более 3% краевого ВРП и почти 60% стоимости территориальной программы

государственных гарантий бесплатной медицинской помощи населению Краснодарского края [6].

Анализ распространенности злоупотребления ПАВ свидетельствует об очень неблагоприятных тенденциях в здоровье населения рабочего возраста, особенно мужчин. Злоупотребление ПАВ наносит серьезный ущерб жизни и трудоспособности населения.

В школьные годы у значительной части подростков формируется образ жизни, включающий использование ПАВ.

Официально регистрируемые уровни патологии недостаточно отражают истинные масштабы проблемы и во многом определяются существующими в обществе правовыми нормами, общественными ценностями, доступностью и уровнем наркологической помощи. Система учета алкоголизма, наркоманий и их последствий недостаточно полно характеризует распространенность явления и нуждается в совершенствовании.

Полученные результаты служат научным обоснованием тех мер общественной профилактики, которые активно внедряются в практику борьбы со злоупотреблением психоактивными веществами как на региональном, так и федеральном уровне.

ЛИТЕРАТУРА

1. Здоровье населения в социальном контексте 90-х годов: проблемы и перспективы / Под редакцией В. И. Стародубова, Ю. В. Михайловой, А. Е. Ивановой. - М.: Медицина, 2003. - 288 с.

2. Спектор Ш. И. Последствия злоупотребления наркотическими средствами в крупном промышленном регионе Российской Федерации / Ш. И. Спектор, С. И. Богданов, В. Г. Сенцов // Вестник уральской медицинской академической науки. - 2007. - № 1 (15). -С.14-17.

3. Сахарова П. Б., Редько А. Н. Алкогольный фактор в проблеме преждевременной смертности населения // Преждевременная и предотвратимая смертность в России - критерии потери здоровья населения: Научные труды Всероссийской научно-практ. конференции (Москва, 30-31 мая 2006 г.). - М.: РИО ЦНИИОИЗ, 2006. - С. 223-228.

4. Кобринюк Т. Я. Медико-социологическое исследование наркологической патологии несовершеннолетних // Кубанский научный медицинский вестник. - Краснодар, 2006. - № 3-4 (84-85). - С. 55-57.

5. Редько А. Н., Сахарова П. Б. Комплексная характеристика смертельных отравлений алкоголем // Проблемы управления здравоохранением. - 2007. - № 4 (35). - С. 78-81.

6. Рубцова И. Т., Кудрина В. Г., Редько А. Н. Некоторые индикаторы смертности населения в условиях агропромышленного региона // Бюл. Национального НИИ общественного здоровья РАМН. -2006. - В. 2. - С. 139-141.

Поступила 17.04.2009

Н. Н. СЕРОБЯН, А. В.СОЛОНЕНКО

ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОМ АДАПТАЦИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

Кафедра психиатрии ФПК и ППС Кубанского государственного медицинского университета, Россия, 350063, г. Краснодар, ул. Красная, 1. E-mail: [email protected]

Нами установлено, что на социальную адаптацию умственно отсталых детей влияют социально-бытовые факторы (место проживания, категория жилья, условия проживания, материальный уровень), семейные факторы (количество детей в семье, наличие неполной семьи, развод родителей, проживание с отчимом или другими родственниками, особенности отношений

Кубанский научный медицинский вестник № 3 (108) 2009 УДК 616.899-036.82-053.2:364.444

Кубанский научный медицинский вестник № 3 (108) 2009

в семье, нарушение социального поведения членов семьи), факторы здоровья и поведения индивидуума (уровень интеллекта, состояние соматического и психического здоровья, особенности досуга и социального поведения ребенка).

Полученные нами данные помогут правильно оценить степень влияния отдельных факторов социальной адаптации умственно отсталых детей с целью ее улучшения и коррекции.

Ключевые слова: умственная отсталость, дети, социальная адаптация, факторы.

N. N. SEROBYAN, A. V. SOLONENKO QUESTIONS OF SOCIAL ADAPTATION OF MENTALLY RETARDED CHILDREN

Department of psychiatrics Kuban state medical university,

Red 1, Krasnodar. E-mail: SPB1@mias.Кuban.ru

Thus, social adaptation of mentally retarded children is influenced by social factors (a residing place, a category of habitation, a residing condition, material level), family factors (quantity of children in a family, presence of an incomplete family, divorce of parents, residing with the stepfather or other relatives, features of relations in a family, infringement of social behaviour of members of a family), factors of health and behaviour of an individual (I.Q., a condition of somatic and mental health, feature of leisure and social behaviour of the child).

The data obtained by us, will help to estimate correctly degree of influence of separate factors of social adaptation of mentally retarded children for the purpose of its improvement and correction.

Key words: mentally retarded, children, social adaptation, factors.

В настоящее время проблема социальной адаптации детей с ограниченными интеллектуальными возможностями ^70) в нашем государстве становится очень актуальной. В федеральной целевой программе «Дети-инвалиды» 2002 г. разработаны комплексные мероприятия по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями [14].

Социально-реабилитационная деятельность по отношению к детям с ограничениями жизнедеятельности должна осуществляться в неразрывном единстве с проведением медицинских мероприятий, психической и педагогической реабилитации и социальной адаптации.

О необходимости создания комплексной реабилитационной программы говорится в работе [3]. В работах Ю. В. Николаевой (1998) и В. Б. Никишиной (2003) предложена общая схема психореабилитационного про-

цесса, разработаны основные принципы и поставлена конечная цель. По мнению авторов, в психологической реабилитации детей с нарушениями умственного развития на первое место выступает не преодоление дефекта, а формирование и развитие целостной личности ребенка, способной направить свои усилия на компенсацию дефекта и реализацию своих потенциальных возможностей. Основные принципы психологической реабилитации: раннее начало, непрерывность, комплексность, разноплановость усилий и их последовательность. Основные задачи психологической реабилитации: компенсация нарушенных функций, снятие различного рода психосимптоматики, формирование психологической устойчивости, обеспечение возможности адекватного профессионального образования, формирование средовых условий. Конечная цель -

Таблица 1

Влияние места проживания, категории жилья и условий проживания умственно отсталых детей на их социальную адаптацию согласно критерию Стьюдента

Бытовые факторы Коэффициент корреляции Ошибка коэффициента корреляции T-критерий Стьюдента Р

А) Место проживания

село 0,884699 0,19031 4,648712 <0,01

районный центр -0,88362 0,191142 -4,62285 <0,01

Б) Категория жилья

квартира -0,73079 0,278671 -2,6224 <0,05

дом 0,296863 0,389844 0,761492

общежитие 0,320936 0,386652 0,830037

не имеет своего жилья 0,688852 0,29594 2,327677 <0,1

В) Условия проживания

подсобное хозяйство в доме 0,778994 0,255985 3,043129 <0,05

водоснабжение в доме -0,83637 0,22379 -3,73728 <0,01

отдельная комната у ребенка -0,67272 0,302061 -2,22711 <0,1

Таблица 2

Влияние среднего дохода на одного члена семьи у умственно отсталых детей на их социальную адаптацию согласно критерию Стьюдента

Средний доход на одного члена семьи в месяц Коэффициент корреляции Ошибка коэффициента корреляции T-критерий Стьюдента Р

Доход до 500 р. в месяц 0,800053 0,24492 3,266592 <0,02

Доход 500-1000 р. в месяц 0,85192 0,213788 3,984879 <0,01

Доход 1000-2000 р. в месяц -0,68442 0,297647 -2,29945 <0,1

Доход более 2000 р. -0,85611 0,210981 -4,05774 <0,01

Таблица 3

Влияние семейных факторов у умственно отсталых детей на их социальную адаптацию согласно критерию Стьюдента

Семейные факторы Коэффициент корреляции Ошибка коэффициента корреляции T-критерий Стьюдента Р

Полная семья -0,86553 0,204475 -4,23292 <0,01

Неполная семья (мать) 0,813845 0,237226 3,430681 <0,02

Неполная семья (отец) 0,821739 0,232646 3,532148 <0,02

Опекун 0,78768 0,251516 3,131735 <0,05

Отчим 0,863675 0,205777 4,197141 <0,01

Другие родственники 0,784698 0,253064 3,100782 <0,05

Развод родителей 0,81203 0,23826 3,40817 <0,02

развитие способности адекватного общения, поведения, самообслуживания, уменьшение ограничений в получении образования, в профессиональном самоопределении и интеграции в общество [11, 12].

Материалы и методы

Нами проведено исследование влияния различных факторов на социальную адаптацию умственно отсталых детей. Работа выполнена с 2002 по 2008 год в Кубанском государственном медицинском университете на кафедре психиатрии ФПК и ППС, кафедре акушерства и гинекологии ФПК и ППС, поликлинического и родильного отделений МУЗ ЦРБ МО Павловского района Краснодарского края.

Обследование проводилось ретроспективно. Объектом исследования были: умственно отсталые дети в возрасте до 18 лет (130 человек) и их родители; интеллектуально одаренные дети общеобразовательных школ в возрасте до 18 лет (129 человек) и их родители. Также были исследованы: истории родов матерей, дети которых стали объектом исследования; обменные карты беременных матерей, дети которых стали объектом исследования; истории новорожденных, которые в дальнейшем стали объектом исследования; амбулаторные медицинские карты всех обследованных, включая карты консультативного и диспансерного наблюдения умственно отсталых детей; данные опроса детей и членов их семей при заполнении карты медико-социального обследования.

Методы исследования: клинический (жалобы,

анамнез жизни, анамнез заболевания, осмотр, данные других специалистов); эмпирические (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, биографический); статистический (расчет средней арифметической величины; вычисление стандартной ошибки в двух рядах; определение статистической значимости их различий по критерию Стьюдента; вычисление коэффициента корреляции; определение критерия достоверности Стьюдента). Анализ данных проводился по стандартным таблицам при достоверном различии P<0,05 и более для каждого значения. Вся статистическая обработка проведена на персональном компьютере с использованием программы Microsoft Excel.

Результаты исследования и обсуждение

В таблице 1 представлено влияние места проживания, категории жилья и условий проживания умственно отсталых детей на их социальную адаптацию.

По нашим данным, социальная адаптация достоверно (P<0,01) снижена у детей, живущих в сельской местности. Плохие условия проживания: отсутствие своего жилья (P<0,1), отдельной комнаты у ребенка (P<0,1), водоснабжения в доме (P<0,01) и подсобного хозяйства (P<0,05) - также снижают социальную адаптацию. Дети, социально адаптированные, чаще живут в районном центре (P<0,01), в квартире (P<0,05), имеют водоснабжение в доме (P<0,01) и отдельную комнату (P<0,1).

Кубанский научный медицинский вестник № 3 (108) 2009

Кубанский научный медицинский вестник № 3 (108) 2009

В таблице 2 отражено влияние среднего дохода на одного члена семьи у умственно отсталых детей на их социальную адаптацию.

По нашим данным, при низком материальном уровне (табл. 2) социальная адаптация снижается: при доходе до 500 рублей на человека в месяц (Р<0,02), при доходе 500-1000 рублей на человека (Р<0,01). В отличие от этого средний доход на человека в семьях хорошо адаптированных детей достоверно выше: при доходе 1000-2000 рублей на человека в месяц (Р<0,1), при доходе более 2000 рублей на человека (Р<0,01). Сходные данные имеются в работе Н. С. Банкова (1997). В связи с этим нужно отметить, что дети с умственной отсталостью, имеющие группу инвалидности и получающие денежное пособие в связи с этим, оказываются более адаптированы, чем дети, не имеющие группы инвалидности.

В таблице 3 представлено влияние семейных факторов умственно отсталых детей на их социальную адаптацию.

Нами установлено (табл. 3), что на снижение социальной адаптации ребенка влияют развод родителей (Р<0,02), неполная семья (Р<0,02), опекунство и отсутствие родителей (Р<0,05). Проживание с отчимом (Р<0,01) или другими родственниками (Р<0,05) также ведет к снижению социальной адаптации. По данным литературы, выявлены сходные закономерности: наличие полной семьи обеспечивает лучшую адаптацию ребенка [12, 17, 18], а социальная депривация снижает социальную адаптацию [5, 7, 8, 10, 16, 17, 18].

По нашим данным, хорошие отношения в семье достоверно (Р<0,01) ведут к улучшению социальной адаптации в обществе. В работах Ю. В. Николаевой (1989), Е. Г. Трошихиной (1999) также установлено, что благоприятным фактором, улучшающим социальную адаптацию, является совместное проживание с благополучными взрослыми и его опека, а дефицит общения со взрослыми у воспитанников детского дома затрудняет эмоциональную связь с окружающим социумом [6, 9].

Роль семейного воспитания исключительно важна. Варианты семейного воспитания предлагают многие авторы [19, 13, 20]. Модели семейного воспитания для детей-си-рот с ЗПР, приближенные к домашним, в детском доме и вне его создают адекватные условия для развития межличностного общения детей-сирот, их полноценной социализации и подготовки к самостоятельной жизни [19].

По нашим данным, не имеет значения, зарегистрирован или нет брак у родителей, важно наличие полноценной семьи с кровными родственниками. Отрицательный опыт общения, полученный детьми в своих биологических семьях, грубость, жестокость, физическое наказание, отсутствие духовной близости переносятся на межличностные отношения с детьми и взрослыми в социуме [19].

В нашей работе получены данные, что при отсутствии досуга (Р<0,1) у ребенка и игнорировании им домашних дел (Р<0,002) повышается социальная дезадаптация ребенка. Также установлено, что уровень социальной адаптации имеет прямую зависимость от уровня интеллекта ребенка. Так, при коэффициенте интеллекта 80-100 и более баллов социальная дезадаптация отсутствует (Р<0,01). При коэффициенте интеллекта 50-70 баллов социальная адаптация частично снижается (Р<0,1), а при коэффициенте интеллекта 35-50, 20-35 баллов социальная адаптация снижается со степенью достоверности <0,01. Данные литературы по этому вопросу противоречивы: по некоторым лите-

ратурным данным, уровень интеллекта не является важным фактором дезадаптации в изучаемой группе детей [17, 18], а Ю. В. Николаева считает, что влияние интеллектуальных способностей для успешной адаптации возрастает к третьему году обучения в школе.

При исследовании влияния состояния здоровья умственно отсталых детей на их социальную адаптацию установлено, что некоторые заболевания также способны влиять на уровень социальной адаптации ребенка. Среди соматических заболеваний снижают социальную адаптацию детей ДЦП (Р<0,02), нарушение зрения (Р<0,01), сахарный диабет (Р<0,01), тубин-фицированность (Р<0,1).

При исследовании влияния состояния психического здоровья умственно отсталых детей на их социальную адаптацию установлено, что нарушения поведения и психопатоподобное поведение достоверно снижают социальную адаптацию детей (Р<0,01). Т. М. Буциев (2001) также считает, что формирование нарушений поведения в детском возрасте увеличивает вероятность их патологического характера в подростковом возрасте [2]. В работе Н. С. Банкова (1997) отмечается, что умственная отсталость в подростковом возрасте чаще всего осложняется цереброастеническими, неврозоподобными, психопатоподобными и аффективно-дистимическими проявлениями. В его исследовании у 70% подростков наблюдались эмоционально-волевые нарушения; в 54% случаев наблюдалась психоневрологическая патология; в 67% случаев выявлена соматическая патология. Успешная коррекция нарушений в значительной мере зависит от возраста возникновения нарушений, условий семейного воспитания. В работе С. В. Соловьева (2004) имеются сходные данные.

Установлено, что социальная адаптация также существенно снижена при некоторых нарушениях школьной дисциплины: прогулы (Р<0,02), опоздания (Р<0,01), конфликты (Р<0,02), прием алкоголя (Р<0,05), приводы в милицию (Р<0,02), наличие судебного дела (Р<0,1). Асоциальное поведение членов семьи умственно отсталых детей также достоверно снижает их социальную адаптацию (Р<0,1). Это подтверждается рядом других авторов [1, 2]. По их мнению, большая вероятность возникновения и отрицательной динамики нарушения поведения предполагается у подростков, воспитывающихся в условиях дезорганизованной асоциальной и криминальной семьи.

Противоправное поведение, ранняя алкоголизация и наркозависимое поведение подростков являются следствием семейной дезадаптации. Коррекция этих нарушений возможна только при устранении ситуации семейного неблагополучия [1, 2].

Таким образом, на социальную адаптацию влияют социально-бытовые факторы (место проживания, категория жилья, условия проживания, материальный уровень), семейные факторы (количество детей в семье, наличие неполной семьи, развод родителей, проживание с отчимом или другими родственниками, особенности отношений в семье, нарушение социального поведения членов семьи), факторы здоровья и поведения индивидуума (уровень интеллекта, состояние соматического и психического здоровья, особенности досуга и социального поведения ребенка).

Полученные нами данные помогут правильно оценить степень влияния отдельных факторов социальной адаптации умственно отсталых детей с целью ее улучшения и коррекции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Банков Н. С. О влиянии социально-психологических факторов на профессиональную реабилитацию подростков с умственной отсталостью: Тез. докладов межд. конф. «Семья в новых социальноэкономических условиях». Н. Новгород, 1997. - С. 17-27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Бициев Т. М. Проблемы социальной адаптации у воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений // Мат. конф. «Социальная работа с детьми и подростками группы риска». - СПб, 2000. - С. 23-25.

3. Бшара Ихсан. Специальная педагогика в младшем возрасте. Педагогические и другие аспекты в их взаимодействии. - Хайфа: изд-во «Азия», 1987.

4. Выготский Л. С. Проблемы умственной отсталости // Избранные психологические исследования. - М.: Педагогика, 1956. -С. 453-480.

5. Дубровина И. В., Рузской А. Г. Психологическое развитие воспитанников детских домов. - М.: Педагогика, 1990. - 264 с.

6. Дьяконова Т. И. Ранняя диагностика лиц с признаками социальной дезадаптации // Актуальные вопросы клиники, диагностики и лечения: Материалы научной конференции. - СПб: ВмедА, 1997. - С. 130.

7. Заззо Рене. Психологическое развитие ребенка и влияние среды // Вопросы психологии. - 1967. - № 2. - С. 111-134.

8. Каменская В. Г. Семейная депривация и отклонения в психофизическом развитии ребенка // Социальные и биологические факторы в психофизическом развитии ребенка. - СПб: Образование, 1995. - С. 13-19.

9. Крючкова Л. Л. Развитие общения у детей-сирот младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. - СПб, 2003. - 141 с.

10. Лангеймер И. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага, 1984. - 334 с.

11. Никишина В. Б., Мордич Л. Н. Программы реабилитации детей с нарушенным умственным развитием. - Курск, 2003. - 135 с.

12. Николаева Ю. В. Некоторые личностные особенности подростков с разным уровнем психической адаптации // Матери-

алы 7-й научно-методической конференции. АГ СПбГУ, 1998. -С. 88-90.

13. Окошечникова Н. Л. Структура семьи и семейных привязанностей как фактор формирования толерантности личности // Актуальные проблемы современной социальной психологии: Межвузовский сборник статей. - ЯГУ, 2005. - С. 96-102.

14. Психологические основы труда и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Федеральная целевая программа «Дети-инвалиды». - М.: Просвещение, 2002. - 546 с.

15. Соловьева С. В. Изучение нарушения поведения учащихся коррекционной общеобразовательной школы-интерната VIII вида // Изучение и образование детей с нарушениями развития: Сборник аспирантов и соискателей. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2004. -С. 134-144.

16. Травникова Н. Г. Психологическая адаптация выпускников детского дома. - СПб, 1999. - 210 с.

17. Трошихина Е. Г. Психологическая адаптация детей с психическим недоразвитием в условиях школ-интернатов // Теоретические и прикладные вопросы психологии / Под общ. ред. А. А. Крылова. - СПб, 1996. - Вып 2. Ч. 1. - С. 134-138.

18. Трошихина Е. Г. Особенности психической адаптации учащихся вспомогательных школ-интернатов // Дефектология. - 1997. -№ 3. - С. 3-11.

19. Ульянова И. А. Развитие межличностных отношений де-тей-сирот с задержкой психического развития в различных моделях семейного воспитания // Ананьевские чтения: Психология и политика (тезисы научно-практической конференции). - СПб: изд-во СПб ун-та, 2002. - С. 88-89.

20. Элькашалла Бадиазман. Влияние семейного воспитания на формирование самооценки у школьников с нарушениями в психическом развитии (на материале семей России и бедуинского сектора Израиля). - СПб, 2006. - 176 с.

Поступила 15.04.2009

Н. Н. СЕРОБЯН, А. В. СОЛОНЕНКО, Н. А. МАТАРОВА

ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ,

ОПЕКАЕМЫХ ГОСУДАРСТВОМ,

ПРИ ВВЕДЕНИИ НОВЫХ ФОРМ ПРОЖИВАНИЯ (ПАТРОНАТНЫЕ СЕМЬИ)

Кафедра психиатрии ФПК и ППС Кубанского государственного медицинского университета, Россия, 350063, г. Краснодар, ул. Красная, 1. E-mail: [email protected]

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, впервые обретают новую семью. При переводе детей в пат-ронатные семьи улучшается общее состояние здоровья детей, включая соматическое и психическое состояние.

Успешный результат социально-реабилитационной деятельности возможен, когда в контакте работают психиатр, психологи, социальные педагоги, педагогический коллектив и коллектив родителей.

Ключевые слова: умственная отсталость, дети, психоневроз, осложнения, семья.

N. N. SEROBYAN, A. V. SOLONENKO, N. A. MATAROVA

FEATURES OF CHANGE OF PSYCHOSOMATIC HEALTH OF CHILDREN SPONSORED BY THE STATE, AT INTRODUCTION OF NEW FORMS OF RESIDING (FAMILIES)

Department of psychiatrics Kuban state medical university, Red 1, Krasnodar. E-mail: [email protected]

Кубанский научный медицинский вестник № 3 (108) 2009 УДК 616.899-053.2-06:364.4.058.72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.