Научная статья на тему 'Оценка влияния семьи на психофизиологические показатели детей в период адаптации к школе'

Оценка влияния семьи на психофизиологические показатели детей в период адаптации к школе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
254
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шарлаева Елена Анатольевна

В статье представлены результаты оценки влияния на физическое развитие, умственную работоспособность и обмен веществ детей в период адаптации к школе таких социально детерминированных факторов среды, как количество детей в семье, полнота, материальное обеспечение и благополучие семьи. Показано, что на умственную работоспособность детей существенное влияние оказывают полнота и доход семьи. у детей из полных семей и из семей со средними доходами умственная работоспособность достоверно выше, чем у детей из неполных семей и семей с доходами ниже среднего уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF INFLUENCE OF FAMILY ON PSYCHO-PHYSIOLOGICAL PARAMETERS OF CHILDREN DURING ADAPTATION TO SCHOOL

In at article results of an estimation of influence on physical development, intellectual serviceability and a metabolism of children are submitted during adaptation to school of such socially determined factors of environment, as completeness, number of children in family. It is shown, than on intellectual serviceability of children essential influence is rendered with completeness and incomes of family. At children from full and average rich families intellectual serviceability authentically is higher, than at children from incomplete families and families with incomes below the average level.

Текст научной работы на тему «Оценка влияния семьи на психофизиологические показатели детей в период адаптации к школе»

УДК 612.014.41/45; 612.015

Е.А. Шарлаева

Оценка влияния семьи на психофизиологические показатели детей в период адаптации к школе

Растущий, развивающийся организм ребенка чрезвычайно пластичен и в значительной степени подвержен влиянию разнообразных факторов среды. Многие из них предопределены природно-климатическими условиями проживания и оказывают непосредственное влияние на жизнедеятельность организма ребенка. От них зависит интенсивность обмена веществ, функционирование физиологических систем, поведенческие реакции организма и т.д. [1, 2]. Другие -социально детерминированные факторы окружающей среды, по мнению ряда исследователей, играют не менее важную роль в процессах становления функциональных возможностей человека [3, 4]. Особое место среди таких факторов занимает семья. В настоящее время в России складывается непростое отношение к семье. Растет число неполных семей, нормой для семьи становится один ребенок. Главной проблемой, влияющей на изменение образа жизни семей, и в первую очередь детей, является растущая дифференциация доходов и все более очевидное социальное неравенство. В связи с этим целью данной работы явилась оценка влияния семьи (полноты, детности, материального обеспечения и благополучия семьи) на психофизиологические показатели детей в период адаптации к школе, так как именно в этот период несоответствие учебных и эмоциональных нагрузок возможностям детского организма может отрицательно сказаться на процессах роста и развития.

В исследованиях приняли участие 155 первоклассников Барнаула. Изучение семейного положения детей проводилось путем анкетирования родителей и беседы с учителями. В качестве критериев оценки роста и развития детей использовали показатели физического развития, умственной работоспособности и неинвазивно определяемые метаболиты белкового (мочевина и креатинин)и минерального (Са) обменов, которые определяли в октябре — через месяц после начала занятий в школе. Для определения длины, массы тела и обхвата грудной клетки использовали стандартные методики с применением ростомера, весов и метра. Умственную работоспособность первоклассников оценивали с помощью методики дозирования работы во времени (выполнение в течение 2-х минут сложного

задания по фигурным таблицам). Креатинин, мочевину и кальций определяли в моче детей с помощью стандартных наборов реагентов, натрий и калий, использованные для расчета Ыа/К-коэффициента, - методом пламенной фотометрии.

Располагая скромными возможностями в оценке семейных условий жизни обследуемых детей, мы воспользовались анкетными данными, представленными родителями о материальном достатке, полноте семьи, количестве в ней детей. Как показал анализ полученных данных, семейная социальная составляющая обследованных групп детей оказалась довольно сложной. Только 2/3 обследованных школьников воспитывались в полных семьях, остальные дети — из неполных семей. Большинство семей (63,8%) имели одного ребенка. Семьи, воспитывающие двух и более детей, составили 36,2%. Практически половина (50,7%) обследованных семей оценила свое материальное обеспечение ниже среднего уровня, незначительная часть (4,35%) - выше среднего. Остальные 45% опрошенных родителей указали на то, что их семья имеет средние доходы. В связи с тем, что семей с доходами выше среднего оказалось всего 4,3%, во избежание существенных статистических погрешностей мы посчитали правомерным исключить этих детей из анализа данных. Поэтому при дальнейшем рассмотрении будем обращаться только к двум группам детей: из семей со средними доходами и из семей с доходами ниже среднего уровня.

При оценке социального статуса семей очень часто используют сложное понятие благополучия семьи. Мы также обратились к этому понятию, воспользовавшись оценкой учителей -классных руководителей, которые достаточно хорошо знакомы с семейным положением их воспитанников. Такой подход позволил нам выделить детей из благополучных семей, их большинство — 137 детей, и детей из неблагополучных семей - 18, что в процентном соотношении составило 88,4% и 11,6%, соответственно.

Физическое развитие — показатель здоровья и социального благополучия любой группы населения [3]. По уровню физического развития судят о состоянии общей адаптации детей к условиям среды, в том числе и социально-эконо-

БИОЛОГИЯ

Показатели физического развития детей 6-7 лет из разных социальных групп

Группа Рост, см Масса тела, гг Обхват грудной клетки, см

Полнота семьи полная семья 125,140,7 22,3±0,4 60,2*0,5

неполная семья 121,2±3,9 23,06±0,7 60,6*0,7

1 ребенок 126,0±0,9 22,4±0,6 60,5*0,7

Детностъ семьи 2 и более детей 125,0*0,8 21,3±0,5 59,6*0,5

Благополучие семьи благополучные семьи 125,4±0,45 23,0*0,32 60,7*0,34

неблагополучные семьи 124,9±1,6 21,8*1,2 58,9*1,1

Доходы средние доходы 126,3±0,88 22,03*0,49 60,3*0,68

семьи ниже среднего 125,3*1,06 22,2*0,8 60,2*0,7

мическим [5]. В литературе встречаются данные, указывающие на определенную связь длины тела детей школьного возраста с материальным положением семьи, количеством в ней детей, образованием родителей и полнотой семьи [3; 6], а также массы тела и социального класса родителей [7]. По результатам наших исследований дети из полных и неполных семей, семей с разным количеством детей и материальным достатком, а также из благополучных и неблагополучных семей достоверно не различались между собой по показателям физического развития (табл. 1).

Отсутствие достоверных различий по антропометрическим показателям между детьми 7 лет, проживающими в разных социальных условиях, подтверждает тот факт, что конституциональные особенности человека генетически детерминированы и практически не зависят в этом возрасте от факторов, которые мы рассматриваем.

Важным фактором, определяющим функциональные возможности и адаптацию ребенка к учебной деятельности, является индивидуаль-

ная готовность к систематическому обучению в школе, которая в значительной мере зависит от морфофункциональной зрелости организма ребенка, а степени зрелости детей 6—7 лет соответствует уровень их умственной работоспособности.

По данным ряда авторов, на степень «школьной зрелости» влияют и такие факторы, как количество детей в семье, образовательный уровень и возраст родителей. По данным Кардашенко и Вишневецкой [8], детей «зрелых», как правило, в семьях несколько, и родители имеют высокий образовательный уровень.

Как показал анализ полученных нами данных, ни количество детей в семьях, ни благополучие их семей не оказали существенного влияния на умственную работоспособность школьников первого года обучения. Однако умственная работоспособность детей в полных семьях оказалась существенно выше, чем у школьников из неполных семей. Достоверные различия были выявлены по объему обработанной информации, скорости ее обработки и показателю чистой про-

Таблица 2

Показатели умственной работоспособности у детей из разных социальных групп, (М ± ш)

Фахторы Объем обработанной информации, знаков Скорость обработки информации, знаков/мин Показатель точности Показатель чистой продуктивности Показатель ВНИМАНИЯ

Полнота семьи полная 86,1*3,9 41,2*1.9 0,94*0,01 81,9*3,5 25,2*2,1

неполная 70,7*3.9’ 34,0*1,9’ 0,94*0,02 67.1*4,5’ 25.4*2.7

Доходы семьи средние 95,3*5,6 43,5*2,9 0,96*0,01 91,78*5.4 28.9*3,6

ниже среднего 80,8*5,2* 35,7*2,7’ 0,96*0,02 76,5*4,4’ 25,4*2,5

Детность семьи 1 ребенок 89,8*4,4 41,1*2,4 0,96 *0,01 85,0*3,9 26,8 *2,6

2 и более детей 91,1*7.8 39,9 *3.6 0,92 *0,03 82,3*6,9 24,24,3

Благополучие семьи благополучные 80,8*2,5 38,4*1,2 0,91*0,01 73,6*2.5 22,8*1,37

неблагополучные 74,3*7,4 34,8*5,4 0,9*0,02 65.1*8.0 22,3*4,0

Примечание:достоверные различия с предыдущей группой, р < 0,05.

Таблица 3

Показатели белкового и минерального обменов у детей из разных социальных групп

Факторы Креатинин, ммоль/сут Мочевина, моль/сут Са, ммоль/сут N8^- коэффициенг

Полнота семьи полная 9,1*0,61 429,4*27,2 2,6*0,17 2,4*0,14

неполная 10,4*0,79 368,7*35,6 2,7*0.29 2,9*0,27

Детиость семьи 1 ребенок 7,1 ±0,3 440,9*33,1 2,1*0,1 2,4*0,2

2 и более детей 7,6*0,45 459,8*41,7 2,6*0,2 2,9*0,14

Благополучие семьи благополучные 9,6*0,4 404,7*15,8 3,2*0,1 2.5*0,1

неблагополучные 8,5*1,0 430,9*38,2 3,4*0,6 2,2*0,3

Доходы семьи средние 7,8*0,4 485,3*44,8 2,1 *0.2 2,6±0,2

ниже среднего 6,8*0,7 467,2*43,2 2.5 ±0,2 2,8±0,3

дуктивности (р<0,05). Достоверные различия (р<0,05) по данным показателям выявлены и у детей из семей с различным материальным обеспечением. У детей из семей со средними доходами они оказались выше, чем у детей из семей с доходом ниже среднего (табл. 2).

Показатели точности и внимания, характеризующие уровень произвольного внимания, у детей рассматриваемых групп практически не различались (табл. 2). Возможно, это объясняется тем, что уровень произвольного внимания определяется степенью созревания ЦНС и практически не зависит от факторов внешней среды.

По мнению многих исследователей, интенсивность обменных процессов в организме человека зависит от ряда факторов, среди которых отмечают и социально детерминированные [6; 7]. По результатам наших исследований оказалось, что интенсивность белкового и минерального обменов не подвержена влиянию рассматриваемых социально-экономических условий, так как достоверных различий по суточной экскреции мочевины, креа-тинина и кальция, а также величине Ка/К-коэф-фициента между детьми из разных социальных групп нами обнаружено не было (табл. 3).

Проведенный нами дисперсионный анализ также подтвердил достоверность влияния полноты

семьи и ее материального обеспечения только на умственное развитие детей семи лет. И хотя доля влияния каждого в отдельности фактора оказалась небольшой, степень влияния их достоверна (р<0,05). Следовательно, можно предположить, что большинство социальных факторов являются факторами малой интенсивности. Однако постоянное их присутствие в естественных условиях жизнедеятельности ребенка на протяжении всего периода роста и развития, сочетанное их действие друг с другом, а также с другими неблагоприятными факторами могут оказать существенное влияние на функционирование детского организма, на его адаптационные возможности.

Таким образом, оценка влияния семьи на психофизиологические показатели детского организма показала, что физическое развитие и интенсивность обменных процессов не подвержены влиянию социально детерминированных факторов окружающей среды, в то время как на умственную работоспособность детей, начинающих систематическое обучение в школе, существенное влияние оказывают полнота и материальное обеспечение семьи. У детей из полных семей и из семей со средними доходами умственная работоспособность достоверно выше, чем у детей из неполных семей и семей с доходами ниже среднего уровня.

• I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.