Научная статья на тему 'О влиянии возраста детей с умственной отсталостью на качество социальной адаптации'

О влиянии возраста детей с умственной отсталостью на качество социальной адаптации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
64
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ю. В. Боброва, С. Б. Корнеенкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О влиянии возраста детей с умственной отсталостью на качество социальной адаптации»

тей с УО в степени имбецильности, где обучается 6 человек. Всего в школе состоит 257 детей. Обучение в школе не соответствует уровню массовой образовательной школы, т. е. Не является цензовым. Оно имеет качественно иное содержание: основное внимание уделяется формированию максимально возможных адаптационных способностей и профессионально-трудовой подготовке учащихся при освоении ими доступного объема программы по общеобразовательным предметам. Основной целью обучения является подготовка учащихся к самостоятельной жизни в условиях современного общества. Для этого ко времени выпуска из школы у них должна быть сформирована активная жизненная позиция, способность адекватно вести себя в различных ситуациях. Достижение цели реализуется через комплекс взаимосвязанных учебных, воспитательных, медицинских мероприятий, направленных на развитие познавательной деятельности, формирование бытовых и несложных профессиональных навыков. Особая роль отводится коллективным формам обучения и трудовой деятельности, которые формируют у детей потребность в речевом общении, что особенно важно в младшем возрасте. С 4-го класса трудовое обучение носит профессионально - ориентированный характер.

Целью воспитательной работы школы является процесс социализации учащихся, в рамках которого осваиваются знания и навыки общественной жизни, вырабатываются общепринятые стереотипы поведения, формируются ценностные ориентации, позволяющие полноценно участвовать в различных жизненных ситуациях. Важную роль в адаптационном процессе играет медицинское и психологическое сопровождение, для чего в штатном расписании предусмотрены должности психолога, врачей педиатра, а также психиатра. Деятельность врача - психиатра регламентируется Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Реализация перечисленных аспектов деятельности школы осуществляется через уровневый подход к формированию социальной адаптации учащихся, рассчитанный на 9-10-летний срок.

УДК 616.899 - 053.2

О ВЛИЯНИИ ВОЗРАСТА ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА КАЧЕСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ Ю. В. Боброва, С. Б. Корнеенкова

Смоленская государственная медицинская академия

ГОУ Специальная (коррекционная) школа - интернат восьмого вида

Качество социальной адаптации у лиц с умственной отсталостью (УО) варьирует в зависимости от степени интеллектуального недоразвития, а также от условий воспитания, обучения. При систематическом проведении лечебных, воспитательных, коррекционных мероприятий около 80% лиц, у которых в детском возрасте была диагностирована УО, являются «систематически трудоспособными» (Д. Е. Мелехов, 1970) и по многим показателям ничем не отличаются от людей с нормальным интеллектуальным развитием. Важным фактором, влияющим на эффективность перечисленных мероприятий, является возраст, в котором они проводятся. Это связано с большей пластичностью, подвижностью психики, лучшей восприимчивостью у детей младшего возраста. Кроме того, к началу раннего пубертатного периода (10-11 лет) у детей при отсутствии адекватных условий воспитания происходит усложнение клинической картины УО, усиливаются психоэндокринные и психоорганические проявления, присоединяются черты педагогической и социальной запущенности. На первый план выступает неспецифическая возрастная симптоматика: психологический криз созревания, поведенческие реакции на фоне сомато - эндокринного метаморфоза.

Нами было изучено 63 личных дела учащихся ГОУ Специальная (коррекционная) школа - интернат 8-ого вида г. Смоленска, поступивших в школу в возрасте от 7 до 14 лет и закончивших ее в 17лет. Из них закончили школу в 2001 году 32 человека, в 2002 году - 31 человек. Все дети были разделены на 2 группы: поступившие в школу до 10 лет (32 человека) и после 10 лет (31 человек). Из детей первой группы 27 поступили в ПТУ, 1 устроился на работу, одному определена группа инвалидности, двое нигде не устроились. Во второй группе 19 человек поступили в ПТУ, 1 устроился на работу, 6-ти определена группа инвалидности, 5 человек нигде не устроились. Таким образом, способными к самостоятельному существованию и трудовой деятельности в первой группе оказались 28 человек (87,5%), во второй группе - 20 человек (64,5%), что составило 77,8% всех выпускников школы за 2001 - 2002 годы, что соответствует данным других авторов. У 1 человека из первой группы и у 6-ти из второй нарушения психических функций (восприятия, эмоционально - волевой сферы, памяти, мышления) вследствие УО оказались выраженными в такой степени, что существенно ограничили их жизнедеятельность и обусловили потребность в мерах социальной защиты. Этим лицам была проведена медико-социальная экспертиза и установлена группа инвалидности по психическому расстройству. Эти лица составляют 11,1% выпускников школы. Следует отметить, что определение группы инвалидности также является вариантом социальной адаптации, который, однако, предполагает ограничение таких функций, как трудовая деятельность, способность к самообслуживанию, общению, обучению, контролю за поведением. Семь выпускников школы остались нигде не устроенными. Из них 2 поступили в школу до 10 лет, 5 - после (всего 11,1%выпускников). Социальная дезадаптация у этих подростков явилась результатом выраженности УО, неблагоприятных условий в семье, наличия стойких, плохо поддающихся коррекции эмоционально - волевых расстройств (импульсивности, взрывчатости, эксплозивности, расторможенности влечений, склонности к злоупотреблению алкоголем, повышенной внушаемости).

Таким образом, полученные данные подтверждают, что в условиях гипоопеки, безнадзорности не наступает своевременной положительной социализации личности. В результате этого не формируется система положительно ориентированных внутренних запретов и система ценностей у подростка. Преобладает неспособность к устойчивым межличностным отношениям, легкость закрепления отрицательных привычек, отсутствие

контроля за проявлением эмоций, побуждений, влечений. Все это подтверждает значимость как можно более раннего начала воспитательных, лечебных, коррекционных мероприятий у детей с умственной отсталостью.

УДК 616.89:616.9-097

ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА В СТАДИИ ПЕРВИЧНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ С. В. Ваулин, Н. В. Спиридонов, А. Б. Лагуткин

Смоленская государственная медицинская академия

Смоленская психиатрическая больница специализированного типа с интенсивным наблюдением (г. Сычевка)

Инфекция, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), характеризуется многообразием психопатологических расстройств. Особый интерес вызывает вопрос о влиянии ВИЧ-инфекции на течение у пациентов ранее имевшихся психических расстройств, а также эпидемиологические особенности этого контингента для выявления групп риска.

Нами обследовались мужчины, находящиеся на лечении в Смоленской психиатрической больнице специализированного типа с интенсивным наблюдением (СПБСТИН), у которых была диагностирована и верифицирована стадия первичных проявлений ВИЧ-инфекции, согласно клинической классификации В.И. Покровского (1989). На момент выявления ВИЧ-инфицированности возраст исследуемых составлял от 17 до 30 лет (средний возраст - 24,1+1,8 года). Психические нарушения в клинике ВИЧ-инфекции с определенной условностью подразделяют на две категории: психогенные, связанные с фактом выявления инфицированности и развивающиеся в структуре собственно заболевания.

У пациентов с бессимптомно протекающей фазой стадии первичных проявлений ВИЧ-инфекции (11-Б) психогенных расстройств на факт заражения не выявлено. Отношение к наличию у них вируса в крови - индифферентное. У одного больного шизофренией (параноидная форма, эпизодическое течение с нарастающим дефектом) перенесшего острую лихорадочную фазу (11-А) определялась депрессивная симптоматика в виде пониженного фона настроения, умеренно выраженной психомоторной заторможенности и сверхценных опасений за свое здоровье. По мере разрешения фазы исчезли депрессивные переживания. Для терапии аффективной симптоматики использовались как классические трициклические антидепрессанты (амитриптилин), так и поливалентные и атипичные нейролептики (флюанксол, рисполепт).

Независимо от нозологической формы психической патологии (шизофрения, органическое расстройство личности, умственная отсталость), описываемый контингент имеет некоторую общность характеристик: молодой возраст инфицирования (до 30 лет); употребление наркотических веществ (более 2/3 больных); наследственная отягощенность (в основном по хроническому алкоголизму, в одном случае - по шизофрении); воспитание в условиях неполной семьи, либо гипоопеки. Большинство больных с детского возраста наблюдалось в психоневрологических диспансерах, госпитализировалось в психиатрический стационар в связи с поведенческими (психопатоподобными) расстройствами. С детских лет отмечались проблемы с учебой, агрессивные тенденции, делинквентное поведение (бродяжничество, прогулы уроков, алкоголизация, употребление психоактивных веществ).

Практически все исследуемые до настоящей госпитализации в СПБСТИН имели судимости (в основном кражи), проходили амбулаторную и/или стационарную судебно-психиатрические экспертизы. Обращает на себя внимание тот факт, что ВИЧ-инфекция у большинства исследуемых больных выявлена при проведении стационарной судебно-психиатрической экспертизы. В одном случае - при госпитализации в общесоматический стационар в связи с получением травмы. Анализ анамнестических, эпидемиологических и клинических данных позволил обозначить группу риска заражения ВИЧ-инфекцией среди лиц, страдающих психической патологией, в том числе находящихся под динамическим наблюдением в ПНД.

УДК 616.89:612.67+615.03

ФАРМАКОЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ В ЛЕЧЕНИИ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ ПОЗДНЕГО ВОЗРАСТА С. Б. Гостищева

Смоленская государственная медицинская академия

Проблема психического здоровья пациентов пожилого и старческого возраста приобретает все большую актуальность в настоящее время в связи с неуклонным увеличением численности лиц позднего возраста. В решении многих проблем геронтопсихиатрии могут играть важную роль фармакоэпидемиологические исследования. Фармакоэпидемиология разрабатывает различные аспекты применения лекарственных средств на уровне популяции, в частности, распространенность психофармакотерапии, частоту приема психотропных препаратов, их побочных эффектов и осложнений, адекватность применения психофармакотерапии и ее эффективность с учетом индивидуальных особенностей пациентов. В силу существования противоположных точек зрения в отношении принципов медикаментозного лечения психически больных инволюционного и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.