ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО ЗА РУБЕЖОМ
И. Е. Кротов, В. В. Ермакова
ОБ ОПЫТЕ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТАМОЖЕННЫХ СИСТЕМ В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ
В статье рассмотрены вопросы развития информационных таможенных технологий в Республике Корея. Проведен анализ информационных систем, применяемых Корейской таможенной службой на современном этапе. На основе обобщения опыта разработки, внедрения и эксплуатации информационных систем в Республике Корея даны предложения по его использованию при становлении информационного взаимодействия таможенных служб на постсоветском пространстве.
Ключевые слова: Корейская таможенная служба; информационные таможенные системы; система электронного таможенного оформления; система иМ-РАЯЯ; ассоциация СиР1А; внедрение информационных технологий; система «одного окна»; пересечение границы.
В целях реализации основного принципа Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, который можно сформулировать как содействие развитию внешней торговли без ущерба для эффективности таможенного контроля, таможенные службы стремятся упрощать таможенное оформление путем внедрения информационных таможенных технологий, что позволяет значительно сократить сроки таможенного оформления и не ослабить таможенный контроль. Одной из первых таможенных служб в мире, внедривших систему 100-процентного электронного таможенного оформления в течение одного сеанса связи, является таможенная служба Республики Корея.
После проведенной полной компьютеризации таможенных органов в Корее начинается активное внедрение информационных таможенных технологий. В 1992 г. принимается шестилетний план компьютеризации таможенных процедур, финансируемый государством.
На первом этапе (1992-1998 гг.) были разработаны и внедрены: системы электронного таможенного оформления экспорта (1994 г.) и импорта (1996 г.), системы отслеживания экспортируемых и импортируемых грузов (1997-1998 гг.), система возврата таможенных платежей (1997 г.). На этом же этапе был проведен
реинжиниринг таможенных процессов, в результате которого был упрощен процесс таможенного оформления и сокращено количество документов, необходимых для этой процедуры.
На втором этапе (1998-2003 гг.) были разработаны и внедрены: правоохранительная система (1999 г.), система информации о пассажирах (2000 г.), система постаудита (2001 г.), компьютерный центр (2001 г.), таможенное хранилище данных (2002 г.), система борьбы с контрабандой (2003 г.), система управления знаниями (2002 г.), пользовательский интерфейс на основе web-технологий (в 2002 г. была внедрена первая часть).
На третьем этапе (2003-2005 гг.) была начата организация доступа участников внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) к электронным таможенным системам через Интернет: к системе электронного таможенного оформления экспорта (2004 г.), к системе таможенного оформления импорта (2005 г.), к системе возврата таможенных платежей (2005 г.), к интернет-порталу (2005 г.), к системе «одного окна» (2005 г.), к пользовательскому интерфейсу на основе web-технологий (в 2005 г. была внедрена вторая часть).
На современном, четвертом, этапе (2006-2010 гг.) таможенная служба реализует проекты: один сеанс для таможенного оформления и логистики; интеллектуальная система управления рисками; безостановочная работа цепей поставок; функционирование всех систем в реальном масштабе времени в любое время суток в любом месте с любого устройства [1].
Таким образом, в настоящее время Корейская таможенная служба использует в своей повседневной деятельности 58 информационных таможенных систем. Наибольший интерес представляет система электронного оформления UNIPASS, которая включает в себя комплекс систем для совершения ключевых функций экспортного и импортного таможенного оформления. В состав UNI-PASS входят:
- система электронного таможенного оформления экспорта, которая предназначена для подачи декларации участником ВЭД и проведения таможенного оформления экспортируемых грузов;
- система электронного таможенного оформления импорта, предназначенная для подачи декларации участником ВЭД и проведения таможенного оформления импортируемых грузов;
- система сбора таможенных платежей, с помощью которой осуществляется сбор таможенных платежей и налогов при импорте грузов;
- система отслеживания экспортных и импортных грузов в реальном масштабе времени, состоящая из системы управления потоками импортных грузов и системы управления потоками экспортных грузов. Система является чрезвычайно востребованной, ежедневно к ней обращаются более 180 тыс. пользователей. Она содержит 35 различных типов информации по грузу, включая местонахождение, ожидаемое время прибытия/убытия ит.п.;
- система возврата таможенных платежей, которая предназначена для проведения возврата участнику ВЭД таможенных пошлин и налогов после таможенного оформления экспорта;
- система «одного окна», с помощью которой получаются разрешения иных контролирующих органов, необходимые для осуществления экспорта/импорта грузов.
Приведем некоторые характеристики системы электронного таможенного оформления и№-РА88. Система насчитывает более 110 тыс. пользователей и выполняет 120 млн. операций в год. Ее внедрение позволило снизить затраты участников ВЭД и таможенных органов на 2,5 млрд. долл. в год за счет сокращения времени и затрат на таможенное оформление (например, внедрение данной системы позволило сократить потребление бумаги на 40 млн. страниц в год), сокращения времени обработки грузов и хранения на складах (внедрение данной системы позволило снизить платежи за хранение грузов на складах в соответствии с сокращением времени), повышения эффективности портовых операций.
Система и№-РА88 ориентирована на потребителя, о чем говорят временные затраты на таможенное оформление. Время обработки экспортной таможенной декларации составляет 2 мин., время обработки 90% импортных таможенных деклараций составляет 10 мин., возврат таможенных платежей происходит в течение 4 ч, оплата таможенных платежей - в течение 10 мин. [2].
Внедрение системы и№-РА88 позволило сократить время таможенного оформления импорта груза с 9,6 дней в 2003 г. до 3,6 дней в 2008 г. Время от подачи импортной таможенной декларации до завершения всех процедур составляет около двух часов, что в два раза улучшает норматив, рекомендованный Конференцией ООН по торговле и развитию ЮНКТАД (4 ч). Время таможенного оформления физических лиц было сокращено с 40 мин. в 2003 г. до 21 мин. в 2006 г., что в два раза улучшает норматив (45 мин.), рекомендованный Международной организацией гражданской авиации.
Сравним некоторые характеристики корейской системы электронного таможенного оформления и№-РА88 с аналогичными системами США, Канады, Японии и Австралии (табл. 1).
Таблица 1
Характеристики систем электронного таможенного оформления
Корея США Канада Япония Австралия
Применяемая система UNI-PASS ACE ICS NACCS ICS
Применение безбумажных технологий 100% 60-95% 95% 98% 99%
Автоматическое оформление экспорта 99,6% 90% Измеряется 97,8% -
Система «одного окна» Внедрена Внедрена Внедрена Внедрена Готовится
По уровню предоставляемых таможенных услуг Республика Корея в 2009 г. занимает 8-е место (в 2008 г. - 12-е место) среди 183 стран по показателю «Trading Across Borders», пропустив вперед только Сингапур, Гонконг, Эстонию, Финляндию, ОАЭ, Данию и Швецию. Российская Федерация занимает 162-е место, ухудшив свой показатель на две позиции по сравнению с 2008 г. [3].
Приведем таблицу с данными показателя «Trading Across Borders» (коммерческое пересечение границы)1, из которой наглядно видно, как параметры
1 Показатель рассчитывается при перемещении через границу морским транспортом 20-футового стандартного контейнера с полной загрузкой. Груз не является опасным или военным, не требует специальных условий хранения, не подпадает под фитосанитарные или иные стандарты безопасности, отличные от международных стандартов.
26 -
ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • №>3'2010
таможенного оформления грузов в Республике Корея отличаются от параметров таможенного оформления в России, странах ОЭСР, странах Восточной Европы и Центральной Азии (табл. 2).
Таблица 2
Данные показателя «ТгаЖщАсгоззВоЫегэ»
Страна Количество документов для таможенного оформления экспорта Время для таможенного оформления экспорта (в днях) Затраты для таможенного оформления экспорта (в долл. США) Количество документов для таможенного оформления импорта Время для таможенного оформления импорта (в днях) Затраты для таможенного оформления импорта (в долл. США)
Корея 3 8 742 3 8 742
Россия 8 36 1 850 13 36 1850
Страны ОЭСР (ср)* 4,3 10,5 1 089,7 4,9 11,0 1 145,9
Страны Восточной Европы и Центральной Азии (ср)* 6,5 26,8 1 581,8 7,8 28,4 1 773,5
* Средний показатель по группе стран.
Система и№-РА88 функционирует в тесном взаимодействии с другими таможенными информационными системами. Рассмотрим некоторые из них.
Система интернет-портала позволяет участнику ВЭД преодолеть географические барьеры и отслеживать результаты таможенного оформления в режиме реального времени. Таким образом, у участника ВЭД появляется возможность декларировать свои грузы, находясь в любой точке земного шара.
Система «одного окна» применяется для одновременного автоматического направления запросов и поручений в государственные контролирующие органы и получения разрешений и ответов от них в ходе электронного таможенного оформления. Таким образом, участник ВЭД только заполняет декларацию в системе и№-РА88, которая через систему «одного окна» в автоматическом режиме получает все необходимые разрешения и результаты проверок (например, досмотр) для выпуска декларации. Система «одного окна» позволяет получить подтверждение в автоматическом режиме для 92% оформляемых импортируемых/ экспортируемых грузов.
Таможенное хранилище данных представляет собой передовую систему управления рисками. Оно включает в себя все данные систем электронного таможенного оформления экспорта и импорта, систем отслеживания экспортируемых и импортируемых грузов и в процессе таможенного оформления позволяет выявлять факторы риска в реальном масштабе времени. Таким образом, таможенное хранилище данных посредством анализа интегрированной базы данных с учетом внешних источников информации определяет риски.
Система борьбы с контрабандой при использовании метода многомерного анализа позволяет выявить случаи перемещения контрабанды. Внедрение данной системы позволило увеличить количество случаев обнаружения перемещения
контрабанды примерно в восемь раз - с 487 (до внедрения) до 3 130 (после внедрения) случаев в год.
Заинтересованная в продвижении своей системы электронного таможенного оформления UNI-PASS в другие страны таможенная служба Кореи создала некоммерческую ассоциацию интернационализации системы UNI-PASS - CUPIA (Korea Customs UNI-PASS Internationalization Association), состоящую из экспертов в области таможенной деятельности и информационных таможенных технологий. В настоящее время ассоциация CUPIA реализует проекты в Доминиканской Республике, Республике Казахстан, Королевстве Непал, Республике Танзании, Монгольской Народной Республике, Азербайджанской Республике, Республике Беларусь. Система UNI-PASS запатентована южнокорейским правительством и прошла сертификацию по стандарту ISO-2000.
Таможенная служба Кореи работает под девизом «Безопасно. Удобно. Быстро». Находясь на передовом рубеже, она должна обеспечивать одновременно быстрое таможенное оформление, экономическую безопасность государства и защиту от угроз глобального терроризма путем эффективного контроля на границе с использованием высокотехнологичных средств таможенного контроля (например, стационарные и мобильные инспекционно-досмотровые комплексы). На первое место ставится безопасность. Принимая во внимание преимущества электронного таможенного декларирования, таможенная служба опасается контрабанды, незаконного распространения наркотиков и оружия. Для защиты от этих угроз таможенная служба Кореи развивает систему борьбы с контрабандой и создает таможенное хранилище данных.
Таким образом, Республика Корея в развитии информационных таможенных систем, и в частности системы электронного оформления UNI-PASS, стоит в одном ряду с США и Японией. Хорошо отлаженная и скоординированная система UNI-PASS обеспечивает круглосуточный унифицированный сервис по таможенному оформлению в реальном масштабе времени. Она может быть растиражирована и использована любой страной мира для целей непрерывного таможенного оформления грузов на любом оборудовании и в любом месте.
Анализ компьютеризации таможенных процедур и внедрения системы электронного таможенного оформления UNI-PASS в Корее позволяет сделать следующие выводы:
1) финансирование разработки и внедрения информационных таможенных систем осуществлено за счет государственных средств;
2) компьютеризация таможенных процедур осуществлена путем внедрения отдельных взаимосвязанных информационных систем;
3) компьютеризация таможенных процедур шла поэтапно, охватывая информационными системами таможенные процессы;
4) внедрение информационных систем позволило провести реинжиниринг процессов таможенного оформления в сторону его упрощения и, как следствие, уменьшить количество документов, необходимых для проведения таможенного оформления;
5) внедрение информационных систем шло одновременно с внедрением новых средств таможенного контроля (ИДК);
6) внедрение и начало успешной эксплуатации системы электронного оформления UNI-PASS в Корее позволило начать распространение и внедрение данной системы в других странах.
Официальный визит делегации ФТС России в Республику Корея во главе с первым заместителем руководителя ФТС России В. М. Малининым стал логичным продолжением диалога между таможенными службами РФ и Кореи. Он стартовал подписанием в Сеуле 19 ноября 1992 г. Соглашения между Правительством Республики Корея и Правительством РФ о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах [4]. По итогам встречи был подписан протокол о дальнейшем развитии сотрудничества и взаимовыгодных связей между ФТС России и Корейской таможенной службой, который содержит положения относительно обмена информацией и опытом по информационным технологиям.
Опыт внедрения информационных технологий в Республике Корея является чрезвычайно успешным, в связи с этим он должен быть изучен детально и подробно. При разработке и внедрении информационных таможенных систем в Корее были успешно решены многие проблемы, которые возникают в процессе становления информационного взаимодействия таможенных служб в рамках интеграционных союзов на постсоветском пространстве.
Опыт компьютеризации таможенных процедур может быть использован при развитии информационного взаимодействия в рамках Содружества Независимых Государств (далее - СНГ). Исходя из того, что компьютеризация таможенных процедур в Корее была осуществлена путем внедрения отдельных взаимосвязанных информационных систем, можно предположить, что создание единого информационного пространства таможенных служб государств-участников СНГ надо начинать с последовательной компьютеризации общих таможенных процессов, а не пытаться разрабатывать и внедрять Единую автоматизированную информационную систему (далее - ЕАИС) в полном объеме.
Этапность компьютеризации таможенных процедур, по примеру Кореи, должна заключаться в наращивании количества общих таможенных процессов, а не в степени усложнения информационного взаимодействия, как предлагалось в Концепции единого информационного пространства таможенных служб государств-участников СНГ [5].
Вопросы финансирования разработки и внедрения информационных таможенных систем, сокращения количества документов, необходимых для проведения таможенного оформления, соответствия информационных систем и средств таможенного контроля также должны быть тщательно изучены и адаптированы, а принципы, на которых они основаны, могут быть применены при становлении информационного взаимодействия в рамках СНГ.
Опыт Кореи может быть использован и при развитии информационного взаимодействия в рамках ЕврАзЭС и союзного государства, а также при его организации в рамках таможенного союза.
Пример распространения и внедрения системы электронного оформления и№-РА55 в других странах очень показателен. Вопрос тиражирования, распространения и внедрения ЕАИС таможенных органов РФ в других странах может осуществляться на тех же принципах. ЕАИС может быть растиражирована и успешно внедрена в государствах, которые ведут активную торговлю с РФ и либо не имеют собственной информационной системы таможенных органов, либо она не соответствует современным требованиям, в первую очередь, это государства-члены СНГ. В данном случае потребуется доработка ЕАИС, внедрение которой в государствах-членах СНГ может стать ответом Совета руководи-
телей таможенных служб СНГ на вопрос Экономического совета СНГ о возможности создания ЕАНС таможенных служб государств-участников СНГ, который был поставлен 12 сентября 2008 г.
Использованные источники
1. Ubiquitous Korea Customs Service powered by Information & Communication technology // Report Korea Customs Service. Seoul, 2006. P. 10-12.
2. Overview of Korea's Industries - Logistics 2009. Promising Investment Opportunities //Korea Trade Investment Promotion Agency. Seoul, 2009. P. 8.
3. Отчет Всемирного банка «Doing Business 2010» // www.doingbusiness.org.
4. Постановление Правительства РФ от 06.10.1992 № 761 «О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея о сотрудничестве и взаимной помощи по таможенным вопросам» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 15. Ст. 1198.
5. Концепция единого информационного пространства таможенных служб государств -участников Содружества Независимых Государств (утверждена решением СРТС СНГ от 15.03.2001 № 3/30) // Сборник материалов Совета руководителей таможенных служб государств-участников Содружества 2000-2001 гг. / под ред. Л. А. Лозбенко. М., 2003. Т. 3. С. 123-127.