Научная статья на тему 'О ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ КАК ОБЪЕКТЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ПОСЯГАТЕЛЬСТВ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

О ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ КАК ОБЪЕКТЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ПОСЯГАТЕЛЬСТВ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ОБЪЕКТ ПОСЯГАТЕЛЬСТВ / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ЗАНИЖЕНИЕ ЭКСПОРТНЫХ И ЗАВЫШЕНИЕ ИМПОРТНЫХ ЦЕН / ЕДИНАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА (ЕАИС) / КОНТРАБАНДА / УЧАСТНИКИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ВЭД) / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / CUSTOMS SERVICE / OBJECT FOR ENCROACHING / CUSTOMS PAYMENTS / UNDERESTIMATION OF EXPORT AND OVERSTATING OF IMPORT RICE / UNITED AUTOMATIC INFORMATION SYSTEM / SMUGGLING / PARTICIPANTS OF INTERNATIONAL TRADE / ECONOMIC SAFETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юн Э. И.

Рассмотрены основные функции таможенной службы России: фискальная, регулятивная, протекционистская, информационная, аналитическая и правоохранительная. Дана характеристика российских таможенных органов как объекта устремлений со стороны потенциальных субъектов посягательств. Сделан вывод о недопустимости участия таможенников в преступлениях против экономической безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Юн Э. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Customs service is a potential object for encroaching on the safety of its activities

The main functions of Russian customs service are considered: fiscal, regulating, protectionist, informational, analytical and law-enforcement. Customs service is examined as an object for encroaching. The following conclusion is made: participation of customs service in economic crimes is impossible.

Текст научной работы на тему «О ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ КАК ОБЪЕКТЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ПОСЯГАТЕЛЬСТВ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Э. и. Юн

Э. и. Юн

О ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ КАК ОБЪЕКТЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ПОСЯГАТЕЛЬСТВ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На современную таможенную службу России возложены десятки жизненно важных для страны функций. В качестве основных можно выделить: фискальную, регулятивную, протекционистскую, информационную, аналитическую и правоохранительную.

Фискальная - функция наполнения государственной казны.

Если на начальном этапе развития российской таможенной службы доля таможенных платежей, поступающих от участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), составляла 15-20% годового государственного бюджета, то в последние годы она достигла уровня 40% и превысила его. Это свидетельствует о важности роли таможенной службы в государственном управленческом механизме, дает представление о масштабах грузовых и финансовых потоков, проходящих через посредничество таможенных структур и должностных лиц таможенных органов различного уровня, бесперебойная и надежная деятельность которых опосредованно влияет на состояние экономической безопасности страны.

Из истории известно, что государственная (и таможенная) граница всегда была ареной противоборства отечественных служб безопасности с иностранными спецслужбами и контрабандистами, интерес которых к столь заманчивым для них возможностям в современной сфере российского таможенного дела постоянно возрастает.

Регулятивная функция проявляется в участии таможенных органов в регулировании внешнеэкономической деятельности и в оказании опосредованного влияния на внутриэкономическое положение путем создания условий благоприятствования вновь зарождающимся формам хозяйствования в центре и на местах.

Деятельность внутренних таможен в регионах, созданных в связи с расширением числа участников ВЭД на территории страны для ускорения процедур таможенного оформления в местах сосредоточения импорта-экспорта, с одной стороны, объективно способствует развитию внутрихозяйственной деятельности и, в определенной степени, снятию специальной напряженности; с другой - посредническая деятельность сотен и тысяч объективно востребованных околотаможенных структур породила дополнительные благоприятствующие условия для субъектов противоправной деятельности.

По оценке специалистов Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института (ВНИКИ), с 1992 по 1998 г. только по каналам занижения экспортных цен из страны ежегодно вывозилось до 10 млрд. долл., а с учетом прочих каналов - до 15-20 млрд. долл. Основными методами вывоза капитала являются: занижение экспортных или завышение импортных цен, невозвращение валютной выручки, авансовые платежи под фиктивные импортные контракты.

вестник российской ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИЯ, 4(5) 2008

Это - благодатная арена деятельности теневого бизнеса, здесь богатый источник подпитки для организованной преступности и широкие возможности для вовлечения в криминальные отношения склонных к этому должностных лиц таможенных органов.

Регулирующая роль таможенных органов делает их весьма привлекательными для деловых кругов приграничных стран, стремящихся в интересах собственного национального бизнеса приобрести надежные и (желательно) долговременные позиции влияния в целях лоббирования импорта своих грузовых потоков в удобных для них региональных таможнях. Как свидетельствует исторический опыт, усилиям бизнес-кругов по формированию рынков сбыта в соседних странах, как правило, сопутствует (порой предшествует) разведывательная активность спецслужб, стремящихся использовать в своих интересах удобные для них каналы проникновения в разведываемую страну, в том числе и путем приобретения источников информации в среде должностных лиц соответствующих ведомств, уже втянутых в коррупцию или склонных к ней.

Протекционистская - функция защиты интересов отечественных производителей. Ведущая функция для таможни любой страны, которая может проявляться в полную силу лишь при соответствующей государственной расстановке акцентов.

С точки зрения интересов экономической безопасности в современной России в условиях превалирования потребительского импорта и сырьевого экспорта и при ослабленном отечественном производстве существуют реальные предпосылки и опасность организации и осуществления акций прямого и опосредованного подрыва (нейтрализации) этой функции заинтересованными субъектами посягательств путем использования собственных или созданных инофирмами позиций влияния в таможенной среде.

Функция информационно-аналитического обеспечения ВЭД. По масштабам документооборота, циркулирующего в таможенных органах, ФТС России не сопоставима ни с каким другим ведомством. Из миллионов экземпляров ежегодно обрабатываемых документов, включая грузовые декларации (ГТД), документы внутреннего таможенного транзита (ВТТ) и международных перевозок (МДП), только на долю ГТД, например в 2000 г., пришлось около 2 млн. 200 тыс. единиц.

На основе поступающей информации формируется статистика внешней торговли, которая ведется соответствующим подразделением таможенной службы России. Информационные материалы статистики внешней торговли представляются для решений в области внешней торговли и ценового контроля, используются для контроля поступления в бюджет таможенных пошлин и налогов, для валютного контроля и анализа состояния внешней торговли России, ее торгового и платежного баланса и экономики в целом. Данные таможенной статистики характеризуют экспорт и импорт товаров с дифференциацией по видам товаров, странам, что позволяет спрогнозировать поведение мирового и конъюнктуру внутреннего рынка.

Основной объем этой информации предназначен для внутреннего «служебного пользования» (ДСП), часть сведений, разрозненных и «рассыпанных» крупицами по многочисленным и свободно циркулирующим документам, имеет отношение к государственной тайне, а в совокупности напрямую ею является.

Вся циркулирующая в таможенных органах информация обрабатывается и оседает в Единой автоматизированной информационной системе (ЕАИС), которая представляет собой совокупность программно-технологических комплексов, обеспечива-

вестник российской ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ, 4(5) 2008

Э. и. Юн

ющих широкий спектр информационно-вычислительных услуг на всех уровнях таможенной системы.

С помощью этого механизма осуществляется анализ динамики развития ВЭД и ее прогнозирования, полное и своевременное информирование всех уровней управляющих звеньев таможенной системы, своевременное информирование федеральных органов исполнительной власти о товаропотоках в соответствии с данными таможенной статистики.

Увеличение грузопотока и числа пользователей информационных технологий приводит к росту объема информации в информационных массивах. Интеграция с зарубежными партнерами обусловила необходимость перехода на международные стандарты обработки информации.

Рассматривая информационный потенциал таможенных органов через призму интересов безопасности, нельзя исключить, что субъекты посягательств могут использовать (если уже не используют) объективно имеющиеся здесь заманчивые для них перспективы приобретения без особых затруднений и риска практически любого количества «сырой» информации (в том числе в электронном виде) для последующей обработки и получения «выводных» данных о состоянии и тенденциях развития нашей экономики, о текущем и мобилизационном потенциале страны.

Правоохранительная функция. Таможенную службу называют также правоохранительным органом в том смысле, что должностные лица таможенных органов отвечают за законность экспорта-импорта товаров и грузов через таможенную границу и контролируют соблюдение участниками ВЭД таможенных процедур. В узком смысле - таможенные органы, наделенные в рамках предоставленных полномочий правами органа дознания (ст. 222-223 ТК РФ) и субъекта оперативно-розыскной деятельности (ст. 13 ФЗ об ОРД), принимают прямое участие в обеспечении безопасности отечественной экономики и в борьбе с экономическими преступлениями силами подразделений дознания, таможенных расследований и оперативно-розыскных.

Информация о деятельности таможенных оперативно-розыскных подразделений и о практике их взаимодействия с другими отечественными спецслужбами входит в перечень сведений, составляющих государственную тайну и используемых в закрытом режиме документооборота, а сведения о работе подразделений дознания и таможенных расследований составляют служебную тайну.

В добывании и той, и другой информации и в привлечении на свою сторону обладающих ею должностных лиц очень заинтересованы участники ВЭД, как занимающиеся легальным бизнесом, так и применяющие различные схемы недостоверного декларирования ввозимых товаров и грузов (скрытой контрабандой), а также структуры организованной преступности, специализирующиеся на особо опасных видах контрабанды.

Не будет ошибкой предположить, что сведения о каналах контрабанды и причастных к ней конкретных пособниках из числа должностных лиц таможенных органов представляют ценность и для тех субъектов посягательств, которых интересует возможность нелегального провоза в страну спецсредств.

Изложенная характеристика российских таможенных органов как объекта устремлений со стороны потенциальных субъектов посягательств показывает, во-первых, их важность и значимость в государственной структуре управления; во-вторых, что таможенная служба сама по себе является сложной, многофункциональной, многоуровневой системой с рассредоточенными по всей территории страны подразделе-

ниями, наделенными определенной самостоятельностью в принятии решений, непростой в управлении; в-третьих, она обладает очень заманчивыми, с точки зрения субъектов посягательств, возможностями.

Из вышеизложенной характеристики современного состояния таможенных органов видно, что речь идет не только (и не столько) об угрозе масштабных меркантильных (в значительной мере - противоправных) проявлений со стороны юридических и физических лиц - участников ВЭД и о соучастии в преступной деятельности должностных лиц таможенных органов, хотя само по себе это заслуживает самого серьезного внимания. Гораздо важнее другое.

Участие таможенников в преступлениях, приводящих к уменьшению доли платежей в государственную казну, к росту объемов незаконно вывозимого из страны капитала, к лоббированию интересов иностранных коммерческих структур и их закреплению на отечественном рынке вместо создания благоприятных условий для отечественных предпринимателей (независимо от того, осознают ли они до конца последствия своего соучастия или нет), во-первых, наносит непосредственный экономический ущерб; во-вторых, опосредованно способствует ослаблению экономической мощи государства; в-третьих, в корне искажает (порой сводит на нет) ведущую функцию таможенных органов - протекционистскую.

За всем этим усматривается реально наносимый серьезный ущерб деятельности таможенных органов, а главное - угроза экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.