ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ
Н.Е. Симонов
• ОСОБЕННОСТИ ОПЕРАТИВНОЙ ОБСТАНОВКИ НАКАНУНЕ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ •
Вынесенная в заголовок статьи проблема, несмотря на свою актуальность и практическую значимость, в настоящее время в теоретическом плане пока мало исследована. Чтобы нам не пришлось уподобляться тому мужику, который не крестится «пока гром не грянет», попытаемся в оставшееся до этого судьбоносного события время взглянуть на проблему с позиции прогнозирования возможных последствий этого шага для экономической безопасности государства, а также выявления потенциальных угроз таможенному делу России на среднесрочную перспективу.
Цель написания данной статьи - постановка проблемы обеспечения экономической безопасности таможенных органов на основе анализа очевидных тенденций развития оперативной обстановки в начале XXI в. и прогнозирования ее влияния на таможенную систему страны в условиях предстоящего вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Как известно, в условиях беспрецедентного в мировой истории процесса распада СССР и появления в 90-е г. XX в. на политической карте нового государства - Российской Федерации страна вступила в затяжную полосу системного кризиса, обусловленного революционной сменой общественно-экономической формации. В этот период становление таможенной службы России проходило в условиях сложной, напряженной и динамичной оперативной обстановки [1].
Противоречивый процесс формирования российской государственности, негативные последствия политического и социально-экономического кризисов, развала предшествующей правоохранительной и судебной систем российский и зарубежный преступный мир максимально использовал в своих противоправных экономических интересах.
В этот период в России в условиях стремительного роста преступности четко обозначилась одна из главных внутренних угроз национальной безопасности - сращивание криминальных структур с банками, организациями, учреждениями и фирмами различных форм собственности, а также с представителями высших и местных органов государственной власти и управления, в том числе правоохранительными. Организованные преступные группы (ОПГ) активно способствовали развалу и последующему разделу промышленного и сельскохозяйственного производства, рынков сбыта, пытались взять под контроль экспорт сырьевых ресурсов и вооружений, импорт продовольствия, подакцизных товаров. Значительный ущерб был нанесен стране в финансово-экономической сфере: в зарубежные банки и оффшорные зоны были незаконно выведены, по оценкам экспертов, более сотни млрд. долл. США.
Ажиотажное, практически мало управляемое развитие внешнеэкономических связей России в условиях отсутствия (неразвитости) таможенного и налогового законодательства, а также контроля в сфере ВЭД со стороны государства привело в первой половине 90-х гг. к формированию полукриминальной коммерческой околотаможенной инфраструктуры и рынка таможенных, логистических и транспортных услуг, созданию разветвленных международных и внутренних контрабандных каналов.
Подобный сценарий развития страны и соответствующее ему состояние таможенного дела в России экспертами Всемирной таможенной организации в этот период оценивались следующей дефиницией «таможня для себя: первый уровень». Под этим термином ВТО подразумевало такой уровень развития таможенной системы страны, при которой правящий режим не способен контролировать внутриэкономическую ситуацию, в государстве процветают контрабанда и коррупция, таможенные правила нормативно декларируются, но, как правило, не исполняются ни участниками ВЭД, ни таможенными чиновниками.
Во второй половине 90-х гг. государству в основном удалось справиться со сложившейся ситуацией: были приняты основы таможенного законодательства, создан ведомственный механизм правового и организационного обеспечения таможенного дела в России. Существенно возросли (до 42%) направляемые в доходную часть бюджета страны таможенные платежи и налоги. Достигнут определенный прогресс в борьбе правоохранительных органов с таможенными преступлениями и правонарушениями. Таким образом, к концу 90-х гг. Россия вышла по классификации ВТО на второй уровень развития таможенных администраций - «таможня для государства».
Начало активному процессу интеграции России в мировое экономическое хозяйство положили глубокие качественные изменения во внешней и внутренней политике страны в 20012007 гг., которые в целом оказали положительное влияние на мировое сообщество и упрочили доверие ведущих зарубежных государств и международных институтов к политическому курсу, проводимому Президентом РФ.
Наиболее значимыми макропоказателями развития российского государства в этот период стали: выход из перманентного кризиса и стабилизация политико-экономической ситуации, рост ВВП и приток иностранных инвестиций, создание крупных золотовалютных резервов и стабилизационного фонда, снижение уровня инфляции, досрочное погашение основных внешних долгов, укрепление национальной денежной единицы.
Последовательное присоединение России к общепризнанным базисным международным конвенциям, ратификация международных соглашений, коренная реорганизация таможенной системы страны, в том числе модернизация и кодификация внешнеторгового законодательства, внедрение в практику современных таможенных технологий обусловили прогресс длительных переговоров по вступлению России в ВТО. Достигнуты принципиальные договоренности, предусматривающие особый компромиссный вариант поэтапного вступления России в эту крупнейшую международную экономическую организацию в 2008 г.
На этом фоне в условиях дальнейшего развития процессов глобализации и складывающегося миропорядка таможенная служба России все в большей степени ориентирована на реализацию в таможенной политике общепринятых и закрепленных в международных конвенциях принципов и норм администрирования. В этой связи основными приоритетными направлениями совершенствования деятельности таможенных органов стали: внедрение в практику общепринятых принципов «содействия торговле», «гармонизации», «транспарентности» (прозрачности) таможенных процедур, «рамочных стандартов безопасности» ВТО, системы управления рисками (СУР) и повышение эффективности таможенного менеджмента.
В результате начавшегося перехода таможенной службы России на международные принципы осуществления таможенной политики процесс государственного таможенного регулирования и контроля постепенно смещается в сферу «государственного таможенного сервиса».
И этот процесс после принятия в 2003 г. принципиально нового, прошедшего экспертизу ВТО Таможенного кодекса РФ набирает ускорение. В соответствии с концепцией развития таможенных органов и федеральной целевой программой строятся современные пункты пропуска на границе России, совершенствуется организационная структура таможенных учреждений, растет финансовое, материально-техническое и кадровое обеспечение их деятельности. Поступательно внедряется система электронного декларирования, все большее количество таможен
переходит к принципу таможенного оформления в режиме «одного окна», расширяется количество добросовестных участников ВЭД, пользующихся процедурами предварительного уведомления, а также декларирования в упрощенной форме. Существенно сокращены сроки фактического досмотра и оформления товаров и транспортных средств во внутренних таможнях (до одних суток), постепенно уменьшаются «очереди» автотранспорта на Государственной границе РФ. С 2007 г. в стране введена новая современная европейская система декларирования в виде единого административного документа ГТД - (ЕАД). Таким образом, в России впервые созданы предпосылки для продвижения таможенной системы страны к третьему, высшему уровню развития международных таможенных институтов - «таможня для участника ВЭД».
Вместе с тем в этот период серьезному реформированию были подвергнуты также и правоохранительные структуры таможенных органов, существенно изменились их роль и место в системе субъектов обеспечения безопасности России. Проведенный анализ оперативной обстановки выявил новые угрозы и риски, содержание которых поставило перед правоохранительными органами и спецслужбами страны более сложные задачи по обеспечению экономической безопасности, организации борьбы с преступностью, предопределили внесение качественных изменений и дополнений в правовые и организационные основы этой деятельности.
В частности, проведение административной реформы 2002 г., направленной на передачу ряда важных правовых и организационных полномочий таможенных органов другим федеральным органам исполнительной власти (МЭРТ и Минфину России), показало, что полученные результаты не способствовали позитивному развитию и совершенствованию таможенного дела в России. Процесс управления сложной, многофункциональной структурой таможенных органов со стороны указанных выше министерств, по мнению автора, вошел в противоречие с задачей поддержания высокого уровня централизации этого вида государственной деятельности и не обеспечил адекватного реагирования таможенной системы на новые вызовы и угрозы экономической безопасности страны.
В 2006 г. постановлением Правительства РФ в соответствии с Указом Президента РФ [2] были приняты важные политические решения, согласно которым таможенные органы вновь были напрямую подчинены Правительству РФ. Соответственно были внесены изменения в нормативную правовую базу, определяющую роль и место таможенных органов в системе органов исполнительной власти России. Как было отмечено в указанных выше документах, ФТС России как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, наряду с другими «...осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию внешней торговли, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями...».
В современных условиях на формирование оперативной обстановки продолжает оказывать влияние комплекс как традиционных, так и новых угроз и рисков, выступающих в качестве ее внутренних и внешних факторов, относимых к первому элементу оперативной обстановки, так называемому «противнику». Наиболее существенными из них являются: продолжающийся рост преступности, перманентное обострение криминогенной обстановки, высокая степень латентности экономических, в том числе таможенных, преступлений и правонарушений.
В 2005 г. количество зарегистрированных сообщений с признаками таможенных преступлений приблизилось к 6,5 тыс. Таможенными органами было возбуждено 3605 уголовных дел (на 25,5% больше, чем в 2004 г.). В 2006 г. количество уголовных дел, возбужденных таможенными органами, возросло до 4423 дел (на 35% больше, чем в 2005 г.), из которых почти 90% составляют дела о контрабанде (ст. 188 УК РФ).
Продолжает оставаться высоким уровень возбужденных таможенными органами административных дел: в 2005 г. - около 65 тыс., в 2006 г. - более 70 тыс. дел. Обострилась борьба с наркобизнесом, в 2006 г. таможенными органами из незаконного оборота изъято более 7 т наркотических средств, более 40 т химических веществ - прекурсоров [3].
Правоохранительным сообществом России в последние годы выявлены новые многоэлементные и изощренные способы и приемы совершения таможенных преступлений, в том числе вскрыты массовые попытки уклонения физических и юридических лиц от уплаты таможенных и налоговых платежей.
Так, на состоявшемся в ноябре 2006 г. Всероссийском координационном совещании руководителей правоохранительных органов России по борьбе с преступностью и коррупцией (г. Москва) особо подчеркивалось, что «...наблюдается ежегодный рост зарегистрированной преступности, сохраняются тенденции к росту тяжких и особо тяжких преступлений, корыстных преступных проявлений. На 12,7% выросло количество преступлений экономической направленности». В резолюции, принятой на совещании, отмечалось, что «.анализ практических мер, осуществляемых правоохранительными органами в последние годы, свидетельствует о наращивании усилий по противодействию преступности и коррупции. Однако достичь тех положительных результатов, которые ожидает общество, пока не удалось» [4].
Как неоднократно отмечалось в ходе совещания, «организованная преступность, коррупция [5] проникли в структуры исполнительной и законодательной власти, превратились в фактор, дестабилизирующий общественно-политическую обстановку, угрожающий нормальному функционированию институтов российской государственности» [6].
Преступные группы и сообщества проникли в основные секторы экономики: топливно-энергетический комплекс, банковскую сферу, отрасли природопользования и другие высокодоходные сферы, включая околотаможенный бизнес. По данным МВД России (по состоянию на 01.09.2006), на территории страны действовали 450 организованных преступных формирований, из них 76 этнических, 289 межрегиональных, 8 международных ОПГ. По-прежнему значительная часть нефтеперерабатывающего, алкогольного и табачного бизнеса, а также лесного и биоресурсов приходится на долю криминальных структур, формирующих теневой рынок. В сфере экономики правоохранительными органами только за 9 месяцев 2006 г. выявлено 2,7 тыс. участников криминальных группировок. Отмечался существенный (до 25%) ежегодный рост преступлений в таможенной сфере: прежде всего контрабанды и случаев уклонения от уплаты таможенных платежей (ст. 188 и 194 УК РФ).
На современную оперативную обстановку оказывают существенное влияние также состояние и уровень развития так называемого «второго» элемента оперативной обстановки - собственных «сил и средств правоохранительных (оперативно-розыскных) подразделений таможенных органов».
Несмотря на значительные усилия, предпринимаемые государством по возрождению и повышению эффективности работы правоохранительных (таможенных) органов и спецслужб России, ежегодное наращивание их усилий в борьбе с преступностью, в организационных структурах, кадровом составе, правовом, социальном, материально-техническом и финансовом обеспечении еще немало нерешенных проблемных вопросов и недостатков.
Одной из причин сложившейся ситуации, по мнению участников координационного совещания, явились: «отсутствие должного взаимодействия следователей и оперативных служб, упущения при производстве неотложных следственных и оперативно-розыскных действий, недостаточность ведомственного контроля и прокурорского надзора, плохое знание оперативной обстановки, низкий уровень профессиональной подготовки сотрудников».
В 2006 г. почти 60% сотрудников правоохранительных органов и спецслужб России имели стаж работы менее трех лет.
На оперативную обстановку, в частности на повышение уровня и масштаба преступности в сфере ВЭД оказывают непосредственное влияние коррупция в правоохранительных, в том числе в таможенных, органах.
Так, из общего числа осужденных за дачу и получение взятки в 2006 г. сотрудники правоохранительных органов составили 26%, органов юстиции и судов - около 2%. Среди осужденных за другие преступления против интересов государственной службы сотрудники правоохранительных органов составили 48%. В 2006 г. по фактам совершения должностных преступлений только в таможенных органах, выявленным подразделениями собственной безопасности (СБ), было возбуждено более 600 уголовных дел [7].
Целенаправленная, активная роль таможенных органов России в борьбе с контрабандой и недостоверным декларированием, коррупцией, в обеспечении собственной безопасности, создании защищенных таможенных технологий, ограничивающих получение ОПГ незаконных прибылей, вызывает ответную реакцию криминального мира. Отмечается устойчивая тенденция к увеличению количества угроз и нападений на должностных лиц таможенных органов, а также членов их семей, преступных посягательств на нормальное функционирование таможенных органов и объектов таможенной инфраструктуры (ежегодно более 300 случаев). В числе особо опасных угроз безопасности таможенных органов - нападения на сотрудников, приводящие к их смерти и нанесению телесных повреждений; на таможенные объекты; хищения информации из компьютерных баз данных; организация массовых беспорядков; вооруженные прорывы таможенной границы и др. Так, в 2006 г. число чрезвычайных происшествий, произошедших с должностными лицами таможенных органов и членами их семей, составило 633 случая.
Из них со смертельным исходом - 86, связанных с нанесением вреда здоровью - 169, хищением и повреждением имущества - 135, в том числе со служебной деятельностью - 27 [8].
В 25 случаях подразделениями СБ выносились постановления о применении мер физической защиты, по которым проводился комплекс оперативно-розыскных мероприятий по обеспечению их безопасности.
Анализ имеющихся в правоохранительных (таможенных) органах оперативных материалов [9] дает нам возможность проанализировать новейшие тенденции развития оперативной обстановки. Среди них наиболее значимыми являются:
- дальнейшая диверсификация и специализация преступного бизнеса в различных отраслях экономики, разделение сфер влияния и контроля ОПГ над разными товарными группами, прежде всего сырьевыми и акцизными;
- продолжение процесса интернационализации и консолидации ОПГ; укрепление их вертикальных и горизонтальных связей на территории России, стран - членов СНГ и дальнего зарубежья;
- создание новых организованных преступных формирований в экономической сфере; совершенствование способов их преступной деятельности; обострение конкурентной борьбы со «старыми» ОПГ на важнейших направлениях внешнеэкономической деятельности государства и особенно на рынке околотаможенных услуг;
- продолжение процесса монополизации криминальными структурами рынков складских, брокерских, транспортных и логистических услуг;
- тактическая кооперация и специализация ряда региональных преступных сообществ по отдельным направлениям ВЭД; объединение «партнерских» усилий по обеспечению безопасности сопровождения незаконных внешнеэкономических проектов и товаротранспорт-ных потоков, связанных с перемещением товаров через таможенную границу;
- использование ОПГ благоприятных условий явилось причиной принятия новых либеральных законов и нормативных правовых актов в области таможенного дела, присоединения страны к международным конвенциям и процедуры вступления России в ВТО, облегчающих или упрощающих процессы таможенного оформления и контроля в целях разработки и реализации новых преступных схем контрабандного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;
- учет в противоправной деятельности ОПГ и так называемых недобросовестных участников ВЭД фактора «прозрачных» неохраняемых границ России с Беларусью, Украиной, Казахстаном, республиками Закавказья при планировании и осуществлении контрабандных операций;
- возрастание этнической и межнациональной напряженности, в ряде случаев перерастающей в конфликты, массовые беспорядки и акции неповиновения законным требованиям таможенных и пограничных властей в районах Государственной границы России между участ-
никами ВЭД и местными жителями, с одной стороны, таможенниками и пограничниками -с другой;
- активизация деятельности криминальных структур, занимающихся незаконными промыслами (браконьерский лов рыбы, крабов, добывание иных биоресурсов, незаконный промысел предметов флоры и фауны - объектов международной конвенции СИТЕС, изготовление и незаконный экспорт икры, рыбных консервов, медицинских препаратов и т.д.), в Дальневосточном, Сибирском, Приволжском и Закавказском регионах России с последующим контрабандным перемещением этих товаров через таможенную границу;
- дальнейшее развитие тенденции многоаспектного «сращивания» участников ОПГ с представителями федеральных, региональных и муниципальных органов законодательной и исполнительной власти. Целями подобного слияния являются: инициирование и лоббирование проектов законов и нормативных правовых актов, связанных с внешнеэкономической деятельностью и организацией таможенного дела в нужных формулировках и редакциях, затягивание времени рассмотрения наиболее актуальных федеральных и местных законов;
- использование ресурсного потенциала влиятельных чиновников для внедрения своей агентуры в состав органов законодательной власти, а также на ответственные должности в системе государственной службы;
- расширение процесса вовлечения в противоправную деятельность представителей правоохранительных, таможенных и контролирующих органов, создающих для ОПГ так называемые «крышу», «окна» на границе, специализирующихся на обеспечении безопасности, транспортировке и сопровождении товарных потоков, «развале» уголовных дел на стадии предварительного расследования и в судах. «Оборотни в погонах» непосредственно участвуют в организации незаконной коммерческой, в том числе контрабандной, деятельности, в добывании конфиденциальной информации о работе таможенных органов и их сотрудников, негативно влияют на процесс оперативно-розыскной и дознавательской работы.
Среди других наиболее существенных факторов, оказывающих влияние на оперативную обстановку, - рост случаев морально-психологического давления на должностных лиц таможенных органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей. Предпринимаются многочисленные попытки дискредитации руководителей и сотрудников таможенных органов в подконтрольных СМИ, широко используется подготовка «заказных» телесюжетов и радиорепортажей в целях их отстранения от должности и последующего инициирования уголовного преследования со стороны правоохранительных органов.
Продолжаются попытки незаконного проникновения в компьютерные базы данных таможенных органов с целью внесения изменений в файлы, содержащие сведения о конкретных внешнеэкономических сделках и процессе таможенного оформления, а также неправомерного доступа к информации ограниченного распространения.
Дальнейшее развитие получили высококачественное изготовление и подделка различных форм и средств таможенной отчетности и идентификации: печатей и штампов, бланков, лицензий, банковских гарантий, контрактов, акцизных марок, товаросопроводительных документов.
Возрос уровень информированности ОПГ о специфике применения таможенных технологий, СУР, процедур уголовного и административного расследования за счет порочной практики так называемых консультаций коррумпированных действующих или бывших таможенников (ежегодно из таможенных органов увольняются до 6 тыс. человек). Владение указанной информацией создает благоприятные условия для появления новых, более совершенных схем ухода от таможенных платежей, а также обеспечивает возможность организации «развала» дел о контрабанде и нарушении таможенных правил на стадиях административного и уголовного расследования или в судах.
Отмечается значительное количество неформальных контактов участников ОПГ и недобросовестных участников ВЭД с должностными лицами министерств и ведомств, занимаю-
щихся планированием и реализацией таможенной политики государства, в целях использования этих связей для лоббирования своих коммерческих интересов, получения упреждающей информации о принимаемых таможенными органами мерах по защите экономических интересов страны.
Не прекращаются многочисленные попытки криминалитета внедрить своих представителей на службу в таможенные органы, в том числе в правоохранительные и оперативно-розыскные подразделения.
Особую тревогу таможенных органов вызывает тенденция непрекращающегося роста контрабанды, особенно наиболее опасных ее составляющих, таких как контрабанда наркотиков, оружия и боеприпасов, иностранной валюты, ювелирных изделий и драгоценных металлов, предметов, представляющих историческую, культурную и археологическую ценность. Масштабы контрабандной деятельности создают прямую угрозу национальной безопасности страны, в значительной мере формируя ресурсный и финансовый потенциал организованной преступности и терроризма.
Поистине «золотым» для преступных организаций стал сектор экономики, представляющий так называемую коммерческо-таможенную инфраструктуру. Именно здесь криминальные структуры имеют режим наибольшего благоприятствования для осуществления своей противоправной деятельности, которая основывается на массовом несоблюдении таможенных технологических процедур работы с декларированными товарами и связана с многочисленными и изощренными способами нарушений таможенного законодательства и уклонения от уплаты таможенных платежей.
Вот далеко не полный перечень основных тенденций оперативной обстановки, связанный с современной деятельностью таможенных органов. Перечисленные тенденции весьма динамичны, они меняются вместе с изменением политических и социально-экономических условий развития общества и государства, подвержены изменениям и дополнениям в зависимости от развития отношений России с зарубежными странами и международными организациями. Не составляет исключение и планируемое вступление России в ВТО, которое по своим последствиям и влиянию на будущее России трудно переоценить.
Представляется целесообразным кратко остановиться на базисных правилах членства в ВТО как элементе оперативной обстановки. Так, в соответствии с установленными принципами страны - члены организации взаимодействуют в рамках недискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. Основные правила содержатся в многосторонних торговых соглашениях, которые затрагивают торговлю товарами и услугами, торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и механизм обзора торговой политики.
Основными принципами ГАТТ/ВТО являются недискриминация и обеспечение участникам равного доступа на рынок. Принцип недискриминации реализуется через применение режима наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), при котором страна обеспечивает на своей суверенной территории одинаковые условия торговли для всех участников ВТО, и национального режима, при котором импортированные товары не могут подвергаться дискриминации на внутреннем рынке. Доступ на рынок обеспечивается, помимо применения РНБ и национального режима, путем отмены количественных ограничений импорта в пользу таможенных тарифов, которые являются более эффективным средством регулирования товарооборота, а также гласностью и прозрачностью в вопросах торговых режимов стран-участниц.
Принципы свободного экспорта и импорта услуг, независимо от способа их поставки, будь то трансграничная торговля, потребление услуг за рубежом, коммерческое присутствие или присутствие физических лиц имеют в отличие от торговли свои особенности. В силу специфики торговли услугами режим НРБ и национальный режим применяются со значительны- 77
ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ, 1/2007
ми исключениями, которые индивидуальны для каждой страны. Точно также отмена количественных квот не носит абсолютного характера, решения о ней принимаются в ходе переговоров. Принципиально важно, что члены ВТО берут на себя индивидуальные обязательства, в которых они заявляют, какие из секторов услуг и в какой степени они готовы открыть для иностранной конкуренции.
Соглашение о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров, предусматривает создание системы, в которой страны могли бы урегулировать свои разногласия в ходе консультаций. Если это не удается, они могут следовать отлаженной поэтапной процедуре, которая предусматривает возможность решения вопросов группой экспертов и дает возможность странам подавать апелляцию на данные решения с соответствующим правовым обоснованием.
Одним из важных правил ВТО является подготовка всестороннего обследования в форме обзора торговой политики конкретной страны. Оно заключается в анализе и разъяснении торговой политики тех или иных стран и в оценке последствий ее проведения, усилении ее транспарентности. С 1995 г. был произведен обзор политики 45 стран - членов ВТО.
По мнению экспертов Европейского союза, жизнеспособность системы ВТО доказывает не только факт вхождения в нее всех крупных торговых наций, но и существенные экономические выгоды, среди которых снижение протекционистских барьеров для свободного товарообмена, что положительно влияет на социально-экономическую ситуацию в странах-членах, а также на жизненно важные интересы граждан посредством понижения стоимости жизни.
С точки зрения специалистов МЭРТ России снижение торговых барьеров не только приведет к удешевлению готовых импортируемых товаров и услуг на российском рынке, но и позволит отечественной продукции, в производстве которой используются импортные компоненты, быть конкурентоспособной.
Помимо уменьшения стоимости импортной продукции, расширяется ассортимент выпускаемых российских товаров и услуг, которые ввиду снижения цен на импортные материалы, компоновочные части и оборудование также дешевеют. Таким образом, импортная конкуренция стимулирует эффективное отечественное производство и, следовательно, косвенно снижает цены и повышает качество выпускаемой продукции. Кроме того, в результате более активного товарообмена развиваются новые технологии, как это произошло, например, с мобильной связью в России. Увеличение экспорта отечественной продукции, в свою очередь, повышает доходы производителей, налоговые поступления в казну и, следовательно, доходы и благосостояние населения в целом.
Повышение государственных доходов за счет деятельности успешных экспортеров позволит перераспределить получаемые дополнительные ресурсы и помочь другим компаниям, сталкивающимся с иностранной конкуренцией, повысить производительность труда, расширить масштабы производства, улучшить конкурентоспособность или же переключиться на новые виды деятельности, в долгосрочной перспективе повысить занятость населения.
Проводимая сегодня в России политика протекционизма, направленная, прежде всего, на поддержку отечественного производителя, как нам представляется, не может решить основных экономических проблем ускоренного развития страны. Напротив, высокие торговые барьеры вызывают в ряде отраслей снижение эффективности производства и качества отечественной продукции. В условиях государственного ограничения импорта происходит неизбежное повышение цен на нее, что негативно отражается на объемах продаж, а в конечном итоге сказывается на количестве рабочих мест.
Наглядным примером служит политика поддержки отечественного автопрома посредством жестких таможенных ограничений на импорт в Россию новых автомобилей. В результате чего качество российских автомобилей остается по-прежнему низким, а цены на них постоянно растут и достигли ценового ряда импортных автомобилей. В декабре 2007 г. в результате переговоров с фирмой «РЕНО» ей продан блокирующий пакет акций ОАО «АВТОВАЗ».
Разумное использование защитных мер и эффективная схема перераспределения дополнительного государственного дохода могут помочь стране преодолеть трудности периода адаптации к системе свободной торговли, позволят повысить эффективность внешнеэкономической деятельности за счет упрощения системы таможенных пошлин и модернизации других торговых барьеров.
Отмеченная экспертами неэффективность государственного управления на этапе проведения социально-экономических реформ в России (и, как следствие, последующая за этим административная реформа) ведет к низкой конкурентоспособности, неэффективной производительности труда и снижению темпов экономического роста, что объективно сказывается на уровне жизни абсолютного большинства населения страны.
Вместе с тем тяжелое бремя налогов и таможенных платежей сохраняют для недобросовестных участников ВЭД высокую привлекательность «черных» и «серых» схем ведения бизнеса в России, вынуждая его «бросаться» в стихию контрабанды и недостоверного декларирования.
В свою очередь, как мы установили в процессе анализа оперативной обстановки, в силу этих и иных причин в стране неуклонно растет уровень экономической преступности, а вместе с ней численность и расходы на содержание правоохранительных органов и спецслужб страны. В то же время очевидно, что даже повышение эффективности их деятельности в разы не приведет к разрешению сложившегося в постсоветский период конфликта интересов и социально-экономических противоречий государства и общества.
Вот почему в числе положительных факторов будущего членства России в ВТО, на наш взгляд, может стать устранение сдерживающих эффективное развитие национального бизнеса многочисленных правовых и административных препятствий, запретов и ограничений, в том числе искусственно созданных неблагоприятных экономических условий хозяйствования. В числе других факторов, влияющих на положительную динамику развития страны, можно выделить создание адекватной системы таможенно-тарифного и валютного регулирования, таможенного контроля, принятие управленческих решений, связанных с существенным снижением таможенных ставок на ввоз технологического оборудования и товаров, не производимых на территории России, реформой таможенной системы, направленной на упрощение таможенных процедур и создание благоприятных условий для расширения экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью. В этой связи повышение открытости экономики России в рамках будущего членства в ВТО можно рассматривать как мощный стимул к диверсификации структуры экономики и привлечения в нее зарубежных инвестиций.
Вместе с тем, оценивая положительные стороны присоединения России к ВТО, необходимо объективно и всесторонне проанализировать, а при необходимости спрогнозировать возможные негативные последствия для экономики и социальной сферы страны, на основе научного обобщения и анализа разработать и предложить обществу систему государственных мер (политических, экономических, социальных, правовых, информационных, организационных, правоохранительных, оперативно-розыскных и иных) по безболезненному по возможности вхождению России в эту международную организацию и ее максимально мягкой адаптации к возможным негативным последствиям.
Не рассматривая группу мер социально-экономического и иного характера, остановимся подробнее на содержании возможных правоохранительных (оперативно-розыскных) мер, связанных с нейтрализацией и управлением возможными угрозами и рисками экономической безопасности в процессе переходного периода вхождения России в ВТО.
Как нам представляется, в условиях продолжающегося процесса либерализации таможенного дела и рынка околотаможенных услуг, с учетом действия постоянных неблагоприятных факторов: открытости государственных границ, высокого уровня преступности, а также менталитета населения, по мнению автора, особую опасность могут представлять поспешные политические решения, принятые под давлением международных экспертов ВТО о форсиро-
ванном, ускоренном выполнении обязательств российской стороны, в том числе по демонтажу и коренному реформированию сложившихся в России систем организации таможенного контроля и правоохранительной деятельности.
По оценке заместителя начальника ГУОТК ФТС России П. Баклакова, уровень фактического таможенного контроля после принятия нового ТК РФ «снизился в пять раз и составил в 2006 г. 24% от количества пересечений таможенной границы страны» [10].
В этой связи нужна концептуально разработанная и согласованная с взаимодействующими субъектами модель поэтапного перехода таможенных органов к новым эффективным формам и методам государственного контроля в сфере таможенного дела. По нашему мнению, вектор его развития будет смещаться в направлении создания и развертывания системы так называемого таможенного постаудита, а также управляемого процесса реформирования правоохранительных (оперативно-розыскных) подразделений таможенных органов и последующего изменения их роли и места в системе субъектов обеспечения безопасности России.
На основе утвержденной распоряжением Правительства РФ от 14.12.2005 № 2225-р Концепции развития таможенных органов РФ до 2010 г. и Целевой программы развития таможенных органов РФ до 2008 г., как уже отмечалось выше, их деятельность постоянно модернизируется: на смену существующему порядку жесткого администрирования участников ВЭД идет выборочный точечный контроль с использованием СУР, разнообразных форм электронного декларирования, результатов ОРД.
В то же время очевидно, что правоохранительные подразделения сепаратно, без развитого взаимодействия и использования уникального потенциала сложившейся фискально-контрольной системы таможенной службы России эффективно решать поставленные задачи переходного периода не в состоянии.
Как отмечалось на заседании коллегии ФТС России по итогам работы за 2005 г. [11], позитивное изменение положения дел в деятельности таможенных органов невозможно «.без интенсификации деятельности правоохранительных подразделений по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию таможенных преступлений и правонарушений, устранению причин и изменению условий, способствующих экономическому и финансовому процветанию организованной преступности».
Несмотря на ведущуюся дискуссию в органах законодательной и исполнительной власти страны, российских и западных СМИ о целесообразности сохранения за таможенными органами правоохранительной функции и права ведения ОРД, этот вид специальной деятельности, как показала практика, продолжает оставаться наиболее эффективным при решении актуальных задач борьбы с преступностью. Постоянно растет доля уголовных дел, возбуждаемых таможенными органами по материалам деятельности оперативно-розыскных подразделений.
Так, в 2006 г. по делам о контрабанде (ст. 188 УК РФ) она составила 65%; по должностным преступлениям -
около 90%. В целом только за 2005 г. в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ)
таможенными органами изъято имущества и ценностей на сумму более 2,7 млрд. руб.
Таким образом, роль правоохранительной деятельности и подразделений, участвующих в ее реализации в переходный период вступления России в ВТО, будет постоянно возрастать.
Как видно из анализа наиболее актуальных тенденций оперативной обстановки в таможенных органах, она продолжает оставаться достаточно острой, напряженной и динамичной. Это позволяет сделать вывод о том, что основная причина не снижающегося массового характера таможенной преступности и связанной с ней коррупции по-прежнему лежит в области экономических и социальных отношений российского общества и требует соответствующего реформирования, в том числе в рамках международного сотрудничества с ВТО.
Как представляется автору, среди внутренних факторов, тормозящих принятие и реализацию соответствующих государственных мер в борьбе с экономической преступностью, в на-
стоящее время наиболее значимыми являются: законодательная и организационная незавершенность создания системы и механизмов внутригосударственного контроля обеспечения экономической безопасности страны; неадекватный выявленным угрозам в этой сфере уровень взаимодействия правоохранительных органов; кроме того, отсутствие в системе этих органов и спецслужб, осуществляющих борьбу с экономической (таможенной) преступностью, наделенной специальными полномочиями головной структуры, призванной координировать и организовывать эффективное взаимодействие всех структур, занимающихся правоохранительной (оперативно-розыскной) деятельностью.
Примером государственного подхода к решению проблем борьбы с наиболее опасными преступлениями, такими как терроризм и наркобизнес, является создание в соответствии с федеральными законами и указами Президента РФ надведомственных координационных структур - Всероссийского антитеррористического комитета, комиссий в субъектах Федерации и аналогичных структур по противодействию незаконному обороту наркотиков.
Представляется, что в прогнозируемых изменениях оперативной обстановки, связанной с вступлением России в ВТО, критерием оценки правоохранительной деятельности таможенных органов будет их способность решать следующие приоритетные задачи:
- поддержание на должном уровне и повышение эффективности системы правоохранительных и оперативно-розыскных мер по противодействию контрабанде, иным таможенным преступлениям, а также борьбе с коррупцией;
- дальнейшее совершенствование деятельности информационно-аналитических подразделений таможенных органов по добыванию, накоплению, анализу, обобщению и прогнозированию оперативной обстановки. Активное участие в предупреждении угроз и вызовов экономической безопасности страны путем выявления новых криминальных схем и способов совершения контрабанды, недостоверного декларирования, других таможенных преступлений и правонарушений, а также в формировании новых профилей риска и защищенных таможенных технологий;
- создание общенациональной доступной системы надежного и результативного взаимодействия оперативных и следственных подразделений правоохранительных органов, спецслужб России и зарубежных государств на ведущих направлениях их деятельности (борьба с контрабандой, коррупцией, наркобизнесом, терроризмом) и стадиях оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности;
- внесение согласованных поправок в федеральные законы, УПК РФ, направленных на предоставление таможенным органам права ведения предварительного следствия по уголовным делам о таможенных преступлениях и дознания по так называемым должностным преступлениям;
- принятие исчерпывающих мер по улучшению профессиональной подготовки, переподготовки и повышению квалификации сотрудников правоохранительных (оперативно-розыскных) подразделений таможенных органов.
В прогностическом плане развитие всех элементов оперативной обстановки, видимо, будет определяться конкретной привязкой реформирования таможенной службы к срокам, условиям и этапам процесса вступления России в ВТО, степенью ее фактической интеграции с экономическими структурами развитых стран мира на платформе ВТО.
Представляется очевидным, что таможенная политика России переходного периода, связанная с отказом от массового использования жестких административных мер протекционизма и технологий определения таможенной стоимости, мер тарифного и нетарифного регулирования, применение режима таможенного сервиса в формах упрощения (гармонизации) таможенных процедур приведут к созданию требуемых правилами ВТО благоприятных экономических, правовых и организационных условий для деятельности национального и международного бизнеса в сфере ВЭД.
Однако указанные меры, по нашему мнению, не могут и не должны проходить в условиях отказа или существенного снижения в ближайшей перспективе достигнутого уровня государственного таможенного и правоохранительного контроля.
Приведенный выше анализ тенденций оперативной обстановки показывает, что в новых условиях вступления в ВТО возникает объективная потребность в научном осмыслении и прогнозе вероятного развития грядущих процессов и явлений в сфере экономики и таможенного дела, а также всего комплекса проблем, связанных с обеспечением национальной безопасности страны. Их научное обеспечение, на наш взгляд, пока значительно отстает от потребностей практики.
Актуальность рассмотренной в статье проблемы, на наш взгляд, не вызывает сомнения и настоятельно требует развертывания в ФТС России широкой научной дискуссии. Одним из первых шагов в этом направлении могла бы стать организация ФТС России в 2008 г. Всероссийской (международной) научно-практической конференции с участием заинтересованных министерств и ведомств (например, МЭРТ, Минфина, профильных комитетов обеих палат Федерального Собрания РФ, правоохранительных органов и спецслужб России и стран -членов СНГ (Республика Киргизия - член ВТО) в целях выработки единых подходов к работе правоохранительных органов в переходный период.
Список использованных источников
1. Михайлов В.И. Информация об оперативной обстановке: понятие, содержание, правовые основы получения и реализации: Лекция. М.: РИО РТА, 1996. С. 3-6.
2. Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 № 459 «О Федеральной таможенной службе», Указ Президента РФ от 11.05.2006 № 437 «Вопросы Федеральной таможенной службы» // СЗ РФ. 2006.
3. Таможенная служба России в 2005-2006 гг.: Справочные материалы к коллегии ФТС России за 2005-2006 гг.
4. Материалы Всероссийского координационного совещания руководителей правоохранительных органов России по борьбе с преступностью и коррупцией (далее - ВКС). Доклад Генеральной прокуратуры РФ. М., 2006. С. 16.
5. Там же. С. 9.
6.Там же. С. 11.
7. Информационные материалы за 2006 г. База данных УСБ ФТС России.
8. Там же.
9. Материалы информационно-аналитических подразделений ГУБК, УСБ, УТРД ФТС России, ЦОТ ЦТУ, а также информационно-аналитических подразделений органов МВД России за 2003-2006 гг.
10. ИА «ФК-НОВОСТИ». 2006. 17 октября.
11. Справочные материалы к коллегии ФТС России «Таможенная служба РФ в 2005 г.». М.: ФТС России, 2006.