7.3. О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Козловский А.Ю., к.ю.н. Должность: профессор кафедры специальных дисциплин № 1. Место работы:
Институт правоохранительной деятельности Российской таможенной академии.
Аннотация: особое место в противодействии экономической преступности занимают таможенные органы Российской Федерации. Преступные схемы в сфере таможенного дела постоянно совершенствуются. Получение информации о признаках преступлений в сфере таможенного дела возможно на всех стадиях заключения и оформления внешнеторговых сделок. Выявление таможенными органами Российской Федерации контрабанды и иных преступлений в сфере таможенного дела осуществляется на всей территории России. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов Российской Федерации - неотъемлемая составляющая эффективности правоохранительной системы России в противодействии экономической преступности в сфере таможенного дела и обеспечении экономической безопасности Российской Федерации.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, таможенные органы Российской Федерации, экономические преступления в сфере таможенного дела, преступные схемы, организованные преступные группировки, стадии заключения и оформления внешнеторговых сделок, меры по борьбе с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела.
ABOUT SOME ASPECTS SEARCH AND DETECTIVE WORK CUSTOMS OF RUSSIAN FEDERATION
Kozlovsky A.Yu., Ph. d. in law. Position: professor of chair special subject № 1. Place of employment: institute enforcement activity of Russian customs service academy.
Annotation: special role fight against economics criminal offence belongs to Customs of Russian Federation. Crime schemes in customs activity is constant perfections. To give a tip-off about signs of criminal offence in customs activity it is possible for all stages conclusion and legalizes external trading bargains. Detection Customs of Russian Federation contraband and other criminal offence in customs activity is carry out everywhere on Russian territory. Search and detective work Customs of Russian Federation is indispensable share efficacy law enforcement systems of Russia by fight against economics criminal offence in customs activity and security economic safety of Russian Federation.
Keywords: search and detective work, customs of Russian Federation, economics criminal offence in customs activity, crime schemes, criminal organize group, stages conclusion and legalize external trading bargains, Measures by fight against contraband and other criminal offence in customs activity.
Анализ экономической ситуации в России свидетельствует о том, что бурное развитие ее внешнеэкономических связей, с одной стороны, способствует интеграции в мировое финансовое, экономическое и правовое пространство, а с другой - в случае ослаб-
ления контролирующих функций государства, может привести к расширению сфер влияния организованных преступных групп (далее — ОПГ) и росту экономической преступности.
Противодействие экономической преступности осуществляет система правоохранительных органов и специальных служб1. Среди них особое место занимают таможенные органы Российской Федерации (далее — ТО), реализующие правоохранительную составляющую, в том числе путем осуществления оперативно-розыскной деятельности (далее — ОРД)2.
ОРД осуществляется ТО3 в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производства неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовнопроцессуальным законодательством РФ к их веде-нию4’, выявления и установления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, а также для обеспечения собственной безопасности (далее — СБ)5.
Анализ оперативной обстановки в сфере деятельности ТО РФ свидетельствует, что при организации борьбы с преступлениями в сфере таможенного дела приходится считаться с такими постоянно воздействующими факторами, как: интернационализация преступности и разделение ОПГ сфер влияния внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД);
попытки ухода криминальных участников ВЭД от контроля со стороны правоохранительных органов;
возрастание информированности ОПГ о специфике таможенного дела, создание схем незаконного ухода от таможенных платежей;
использование криминальными участниками ВЭД поддельных таможенных документов и средств таможенной идентификации, а также отдельных должностных лиц ТО для лоббирования своих интересов;
стремление ОПГ получить доступ к информации ограниченного распространения путем внедрения своих представителей на службу в ТО и проникновения в компьютерные банки данных с целью внесения в них необходимых изменений в преступных целях;
попытки создания ОПГ постоянно действующих т.н. «окон» на таможенной границе России;
активное использование ОПГ и недобросовестными участниками ВЭД «прозрачных», неохраняемых границ России для контрабандного ввоза товаров (в т.ч. наркотиков, оружия) и транспортных средств;
использование ОПГ граждан и организаций, имеющих привилегии и льготы при таможенном оформлении и другие.
Анализ деятельности ТО по противодействию экономическим преступлениям в сфере таможенного де-
1 Подробнее см.: Козловский А.Ю. К вопросу об организации взаимодействия субъектов ОРД в интересах противодействия преступлениям в сфере таможенного дела // Оперативник (сыщик). № 2 (11). 2007. С. 29-31.
2 Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 13).
3 Подробнее см.: Козловский А.Ю. Ставим проблему научного познания ОРД таможенных органов Российской Федерации // Оперативник (сыщик). № 2 (15). 2008. С. 39-41.
4 ТО обладают правом осуществлять дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 и ст. 194 УК РФ (п. 5 ч. 3 ст. 151 УПК РФ), и неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 24 ст. 188, ст. ст. 189, 190, 193 УК РФ (п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ). В дальнейшем эти преступления будут именоваться преступлениями в сфере таможенного дела.
5 ТК РФ (ч. 5 ст. 408).
ла свидетельствует, что значительная часть преступных схем, направленных на уклонение от уплаты таможенных платежей и контрабанду, осуществляется ОПГ, располагающими возможностями развертывания фирм и офисов как в России, так и за рубежом для организации внешнеэкономических сделок, целью которых является уход от уплаты налогов и уплаты таможенных платежей.
Практика деятельности ТО свидетельствует, что преступные схемы, используемые ОПГ и недобросовестными участниками ВЭД, постоянно совершенствуются. Наиболее часто используемыми схемами являются:
контрабандное перемещение автомобильным транспортом товаров через установленные пункты пропуска с их сокрытием от таможенного контроля, в том числе с использованием тайников, либо помимо таможенного контроля с использованием неконтролируемых автодорог;
использование двойного пакета документов; недостоверное декларирование путем фальсификации таможенных документов, использованием поддельных штампов и печатей; недоставка товаров по назначению; ввоз товара физическими лицами под видом товаров не для коммерческого использования;
«ложный экспорт» и предъявление незаконных требований о возмещении налога на добавленную стоимость (НДС);
завышение таможенной стоимости при экспорте технически сложных изделий, назначение, технические характеристики и истинная цена которых известна лишь узкому кругу специалистов;
неисполнение требований таможенного режима экспорта;
незачисление валютной выручки от экспорта товаров на счета уполномоченных банков;
незаконное использование баз данных с использованием современных информационных технологий путем направления во внутренние таможни уведомлений, содержащих недостоверную информацию о транспортных средствах и товарах; незаконное использование чужого товарного знака и
др.1
В качестве примеров раскроем некоторые из них. Так, при использовании двойного пакета документов происходит замена товаров с высокой ставкой налогообложения на товары «прикрытия», после совершения таможенных операций при прибытии товаров на таможенную территорию и представлении необходимых документов и сведений. Как правило, эти операции осуществляются в приграничной зоне. Подмененный товар вновь опечатывается поддельными средствами таможенной идентификации, а в таможенный орган назначения представляется комплект товаросопроводительных документов на товары прикрытия.
1 Подробнее см.: Акимов А.Е., Козловский А.Ю., Симонов Н.Е. Защита объектов интеллектуальной собственности правоохранительными подразделениями таможенных органов: учеб. пособие. М., 2004; Они же. Защита прав на объекты интеллектуальной собственности при пересечении таможенной границы // Защита прав на интеллектуальную собственность. Авторские и смежные права, изобретательские и патентные права, права на средства индивидуализации: практ. руководство / кол. авторов. М., 2004. С. 249-278; Граве А.В., Козловский А.Ю., Шумилов А.Ю. Ответственность за нарушения в области экспортного контроля // Справочник по экспортному контролю товаров и технологий двойного назначения Российской Федерации. В 4 т. Т. 1: Комментарии к законодательству. М., 2008. С. 285—344.
В такой схеме как недостоверное декларирование товара при импорте обычно происходит фальсификация таможенных документов, в зависимости от того что, выгоднее недостоверно заявить: код товара, вес, стоимость или комбинацию этих данных. Зачастую, при этой схеме, правонарушители недостоверно декларируют производителя товара, страну происхождения товара, предоставляют подложные заключения экспертизы и сертификаты. Во многих случаях документы, содержащие недостоверные сведения, подготавливаются заранее и так умело, что распознать подделку без дополнительного их изучения не представляется возможным.
«Недоставка товара» может осуществляться различными способами, в том числе путем «лжетранзита», суть которого состоит в нарушении перевозчиками процедуры внутреннего таможенного транзита путем недоставки товаров в ТО для проведения таможенного оформления. После пересечения границы товар перемещается по таможенной территории с товаросопроводительным документам, подтверждающим его приобретение на территории России, либо представляются документы (как подлинные, так и поддельные), свидетельствующие о таможенном оформлении других партий аналогичного товара.
Начиная с 2004 г. обозначилась тенденция совершения правонарушений, путем незаконного вмешательства в информационные системы и базы данных, используемые ТО, выражающегося в направлении во внутренние таможни электронных уведомлений, содержащих недостоверную информацию, а также удалении из электронных баз данных сведений о прибывших на таможенную территорию товарах и транспортных средствах. Сложность выявления таких правонарушений связана с тем, что в старых программных средствах, инспектор ТО мог проконтролировать ранее сделанную работу (оформленные документы). В новых программных средствах, характеризующихся централизованным управлением, область видимости обычного пользователя ограничена, и действия лиц с правами администратора не всегда контролируются на уровне таможни.
В условиях ограничений на применение административных методов, связанных с досмотром товаров1, возможности выявления преступлений в сфере таможенного дела при таможенном оформлении значительно сокращены. Практика деятельности ТО убедительно свидетельствует, что в условиях значительного сокращения времени на таможенный контроль и таможенное оформление товара именно ОРД стало основным средством выявления преступлений в таможенной сфере. Так, по материалам оперативно-розыскных подразделений (далее — ОРП) ТО в период 20052008 гг. ежегодно возбуждалось около 65% уголовных дел от общего количества, возбужденных таможенными органами2.
Специфика ОРД ТО состоит в том, что в целях противодействия преступлениям в сфере таможенного дела они могут осуществлять оперативный поиск на канале импорта как «с момента приобретения товара для последующего ввоза его в Россию», так и «от мест
1 В соответствии с требованиями ТК РФ сроки, отведенные на таможенное оформление товара, сокращены с 10 до 3-х суток, а на практике ТО, руководствуясь международными требованиями, в 90% случаев принимают решения о выпуске товара в течение первых суток.
2 По материалам коллегий ФТС России и отчетов правоохранительных подразделений ТО.
реализации товара на внутреннем потребительском рынке к таможенной границе», в том числе с использованием возможностей оперативно-поисковых и оперативно-технических подразделений. При этом получение упреждающей информации о признаках преступлений, относящихся к компетенции ТО, возможно практически на всех стадиях заключения и оформления внешнеторговых сделок. Такими стадиями, могут являться:
1) формирование рабочей группы участников внешнеэкономической деятельности для рассмотрения экономически выгодных предложений;
2) этап заключения контракта;
3) приобретение товара и его складирование на сопредельной территории для организации вывоза;
4) оформление товара в таможенном органе сопредельного государства;
5) перемещение товара через государственную границу и его регистрация в российском таможенном органе;
6) движение товара по территории России к месту его таможенного оформления;
7) помещение товара на склад временного хранения;
8) процесс таможенного оформления товара;
9) выпуск товара под конкретный таможенный режим;
10) реализация товара в местах его складирования или различных торговых точках.
С целью своевременного выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия названных преступлений, эффективности использования сил и средств ОРП ТО, осуществляющих борьбу с контрабандой и иными таможенными преступлениями, их основное внимание должно быть сосредоточено:
- на предприятиях, в организациях, учреждениях и фирмах любых форм собственности, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, перевозкой и оформлением товаров по фактам внешнеэкономических сделок;
- в местах таможенного оформления и контроля товаров;
- на маршрутах движения транспортных средств, перемещающих товар от линии государственной границы до склада временного хранения;
- в местах складирования товаров с целью их перемещения или реализации.
Важным аспектом деятельности ОРП ТО является то, что процесс выявления ими наличия контрабанды и иных преступлений в сфере таможенного дела не ограничивается рамками таможенного оформления и таможенного контроля, а может осуществляться на всей территории России. Таким образом, обеспечиваются полнота и непрерывность по месту и времени процесса выявления, предупреждения и пресечения контрабанды товаров на российский рынок. Решению этой задачи должен способствовать комплексный подход, включающий:
- целенаправленное использование подразделений, осуществляющих ОРД;
- разработку и практическое использование оптимальной расстановки сил и средств, которыми располагают ТО;
- разработку системы признаков, способствующих выявлению противоправных деяний со стороны лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации;
- совершенствование информационно-
аналитической деятельности ОРП ТО;
- повышение эффективности практики взаимодействия ОРП ТО с подразделениями правоохранительных органов России и зарубежных стран.
Рассматривая организацию межведомственного взаимодействия ОРП ТО с иными субъектами ОРД по вопросам противодействия контрабандной деятельности и иным преступлениям, относящимся к их компетенции, необходимо отметить, что основными направлениями этого процесса являются:
- создание и организация деятельности совместных рабочих групп из числа оперативных сотрудников ТО, федеральной службы безопасности, органов внутренних дел с привлечением налоговых и иных государственных контролирующих органов, в том числе для проведения совместных операций профилактического и оперативно-розыскного характера;
- обмен оперативно значимой информацией между ОРП ТО и совместная работа по делам оперативного учета;
- сосредоточение основных усилий взаимодействующих органов на выявлении и пресечении контрабандных каналов, противоправной деятельности крупных поставщиков и оптовых реализаторов контрабандной продукции, организованных, в том числе международных, преступных группировок, а также на вскрытии мест сборки, комплектации изделий и баз складирования контрабандных товаров.
Учитывая изложенное, можно сделать следующие выводы:
- эффективное решение возложенных на таможенные органы России экономических задач в их практической деятельности не возможно без использования механизмов ОРД;
- деятельность ОРП ТО должна быть направлена на получение упреждающей оперативной информации о признаках преступлений в сфере таможенного дела на различных стадиях заключения и реализации внешнеэкономических договоров и перемещения товара;
- при правильной организации ОРД таможенные органы имеют возможность получения информации о признаках противоправной деятельности лиц, вынашивающих намерение совершить преступление, относящееся к их компетенции, до начала фактического перемещения товара через таможенную границу;
- использование инструмента ОРД позволяет ТО обеспечить полноту и непрерывность по месту и времени процесса выявления, предупреждения и пресечения экономических преступлений в сфере таможенного дела.
Таким образом, наличие инструмента ОРД у ТО РФ является неотъемлемой составляющей эффективности правоохранительной системы России в противодействии экономической преступности в сфере таможенного дела и обеспечении экономической безопасности Российской Федерации путем полноты поступления таможенных платежей в федеральный бюджет страны1.
Список литературы
1. Козловский А.Ю. К вопросу об организации взаимодействия субъектов ОРД в интересах противодействия преступлениям в сфере таможенного дела // Оперативник (сыщик). - № 2 (11), апрель 2007.
2. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Ст. 13.
1 За период 2005-2008 гг. сумма таможенных платежей ежегодно возрастает и составляет от 43 до 50% бюджета Российской Федерации.
3. Козловский А.Ю. Ставим проблему научного познания ОРД таможенных органов Российской Федерации // Оперативник (сыщик). - № 2 (15), апрель 2008.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации, ч. 1 ст. 188, ст. 194; ч. 2-4 ст. 188, ст. 189, 190, 193.
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, п. 5 ч. 3 ст. 151; п. 3 ч. 2 ст. 157.
6. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 г. Ст. 408, ч. 5.
7. Акимов А.Е., Козловский А.Ю., Симонов Н.Е. Защита объектов интеллектуальной собственности правоохранительными подразделениями таможенных органов: Учебное пособие. М., 2004.
8. Акимов А.Е., Козловский А.Ю., Симонов Н.Е. Защита прав на объекты интеллектуальной собственности при пересечении таможенной границы // Защита прав на интеллектуальную собственность. Авторские и смежные права, изобретательские и патентные права, права на средства индивидуализации: практ. руководство / кол. авторов. М., 2004.
9. Граве А.В., Козловский А.Ю., Шумилов А.Ю. Ответственность за нарушения в области экспортного контроля // Справочник по экспортному контролю товаров и технологий двойного назначения Российской Федерации. В 4 т. Т. 1: Комментарии к законодательству. М., 2008.
Рецензия
Рукопись написана на актуальную тему, так как научные проблемы оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Российской Федерации (в силу ее специфичности) в современный период практически не исследованы (по отдельным направлениям данной научной проблемы защищено 5 кандидатских диссертаций, докторские диссертации отсутствуют). Необходимость научного изучения оперативно-розыскной деятельности в условиях значительного сокращения времени на прохождение процедур таможенного оформления и таможенного контроля может быть обоснован прежде всего тем, что вклад таможенных органов России в формирование федерального бюджета страны за последние годы постоянно возрастает и составляет от 43 до 50%.
Как справедливо отмечает автор, таможенные органы Российской Федерации осуществляют оперативно-
розыскную деятельность в условиях динамично развивающейся и постоянно изменяющейся оперативной обстановки, в которой преступные схемы, используемые организованными преступными группировками и недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности, постоянно совершенствуются. Уход от уплаты и существенное занижение таможенных платежей наносит существенный ущерб формированию федерального бюджета страны и, тем самым является серьезным негативным фактором, влияющим на обеспечение экономической безопасности Российской Федерации. Автором систематизированы основные преступные схемы, применяемые для ухода от уплаты или существенного занижения таможенных платежей, выделены стадии заключения и оформления внешнеторговых сделок, проанализированы основные возможности оперативно-розыскной деятельности таможенных органов в целях получения упреждающей информации о признаках преступлений, относящихся к их компетенции ТО РФ. По мнению рецензента, эта проделанная автором работа предопределяет цель написания рецензируемой статьи.
Особую ценность представляют результаты авторского исследования, позволяющие выделить места сосредоточения основных усилий оперативно-розыскных подразделений таможенных органов и определить необходимые меры для своевременного получения упреждающей информации о признаках преступлений в сфере таможенного дела.
Заслуживают серьезного научного внимания выводы автора о возможности осуществления оперативнорозыскными подразделениями таможенных органов оперативного поиска на канале импорта как «с момента приобретения товара для последующего ввоза его в Россию», так и «от мест реализации товара на внутреннем потребительском рынке к таможенной границе». Кроме того, на основании проведенного исследования автором сделан вывод, что получение упреждающей информации о признаках преступлений в сфере таможенного дела возможно практически на всех стадиях заключения и оформления внешнеторговых сделок.
Объем статьи 0,4 авторских листа, что соответствует рекомендациям ВАК Минобрнауки России.
Структура и содержание рецензируемой статьи соответствуют заявленной теме. В работе автор отмечает актуальность темы, степень ее разработанности, рассматривает ключевые вопросы избранной темы, определяет направления ее практического использования и внедрения основных положений в деятельность оперативнорозыскных подразделений таможенных органов.
В заключении, на основании проведенного исследования, автор делает достаточно аргументированный вывод о том, что наличие инструмента оперативно-розыскной деятельности у таможенных органов Российской Федерации является неотъемлемой составляющей эффективности правоохранительной системы России в противодействии экономической преступности в сфере таможенного дела и обеспечении экономической безопасности Российской Федерации путем полноты поступления таможенных платежей в федеральный бюджет страны.
Рецензент полагает, что в конечном итоге определенная А.Ю. Козловским цель статьи достигнута, поставленные задачи решены.
Достоинством статьи является ее несомненная теоретическая значимость. Вместе с тем рассматриваемые в статье вопросы отвечают требованиям научной новизны и практической значимости.
Язык и стиль статьи доступны для восприятия, а содержание свидетельствуют о достаточно высоком уровне теоретической подготовленности автора.
Наличие в рукописи достаточно серьезных и важных выводов и предложений подтверждают целесообразность доведения ее до научной общественности и обсуждения среди специалистов.
Выводы:
1. Рукопись научной статьи кандидата юридических наук А.Ю. Козловского «О некоторых аспектах оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Российской Федерации» характеризуется как завершенная самостоятельная научная работа (статья) теоретического характера.
2. Рукопись научной статьи соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода работам.
3. Учитывая изложенное она рекомендуется к опубликованию в журнале «Черные дыры» в российской законодательстве».
Доктор юридических наук, профессор А.Ю. Шумилов.