Научная статья на тему 'Мировой опыт деятельности таможенных органов и возможность его применения в России'

Мировой опыт деятельности таможенных органов и возможность его применения в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6994
896
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ СИСТЕМА / ТАМОЖЕННЫЙ ОРГАН / ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / СТАНДАРТЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРИНЦИП "ЕДИНОГО ОКНА" / ЕДИНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильева М.В., Кутырев Е.А.

В статье анализируются основные проблемы модернизации отечественной таможенной системы, проведена оценка деятельности ФТС России, а также рассмотрены основные модели таможенной деятельности в современном мире. Особое внимание уделено возможностям применения зарубежного опыта в России в контексте проводимых реформ системы таможенного администрирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Васильева М.В., Кутырев Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мировой опыт деятельности таможенных органов и возможность его применения в России»

УДК 336.02

мировой опыт деятельности таможенных органов и возможность его применения в россии

м. в. васильева,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры теории финансов, кредита и налогообложения E-mail: Volgograd-sience@rambler. ru Волгоградский государственный университет

е. а. кутырев,

аспирант кафедры предпринимательства и таможенного дела E-mail: eakutyrev@rambler. ru

Международный институт финансов, управления и бизнеса Тюменского государственного университета

международного опыта приобрела в последнее время еще большее значение.

Расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами, общность интересов России и других государств при решении многих проблем в области международной безопасности, в том числе в сфере противодействия распространению оружия массового уничтожения, борьбы с международным терроризмом и торговлей наркотиками, острых экологических проблем, в частности проблем в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, обусловили появление новых задач, в решении которых должны участвовать таможенные органы РФ и которые предопределяют их дальнейшее институциональное развитие.

При развитии таможенных органов РФ, осуществляемом с учетом экономических преобразований и международной практики регулирования в области таможенного дела, необходимо учитывать особенности расположения РФ — значительную протяженность государственной границы, а также ее недостаточную техническую оснащенность в пунктах пропуска, необходимость организации сотрудничества в погранично-таможенной сфере с государствами,

непосредственно граничащими с РФ.

_

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

В статье анализируются основные проблемы модернизации отечественной таможенной системы, проведена оценка деятельности ФТС России, а также рассмотрены основные модели таможенной деятельности в современном мире. Особое внимание уделено возможностям применения зарубежного опыта в России в контексте проводимых реформ системы таможенного администрирования.

Ключевые слова: таможенная система, таможенный орган, таможенное администрирование, стандарты, эффективность, принцип «единого окна», единое таможенное пространство, единое экономическое пространство, экономическая интеграция.

Общемировой тенденцией развития мировой экономики является экономическая интеграция. В русле этой тенденции идет развитие экономического сотрудничества стран Содружества Независимых Государств (СНГ), а также Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). В связи со значительным усилением влияния таможенного регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности на процессы международной интеграции российской экономики в международное экономическое пространство актуальность модернизации отечественной таможенной системы с учетом положительного

В результате проведения административной реформы сформирована новая структура государственных органов, осуществляющих регулирование внешнеторговой деятельности, предполагающая комплексный подход к межведомственному взаимодействию и обеспечению баланса интересов в области таможенно-тарифных, налоговых мер, запретов и ограничений, установленных законодательством РФ.

Вступление в силу Таможенного кодекса Таможенного союза1 и Федерального закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» создало необходимые предпосылки для формирования практически новой, соответствующей мировым стандартам правовой базы таможенного дела и условия для определения приоритетов развития таможенных органов РФ. Однако остаются нерешенными отдельные проблемы, связанные с деятельностью таможенных органов РФ.

Недостаточно эффективно реализуется потенциал таможенного администрирования, представляющего собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения таможенного законодательства физическими и юридическими лицами при перемещении ими товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, что не позволяет обеспечить в полной мере соблюдения законодательства РФ и создать благоприятную конкурентную среду в сфере внешнеторговой деятельности. Острой проблемой в таможенных органах РФ остается вопрос занижения таможенной стоимости товаров и их недостоверное декларирование участниками внешнеторговой деятельности.

Не в полной мере применяются международные стандарты, содействующие реализации торгово-логистических технологий. Не развита система информирования таможенных органов РФ о ценообразовании, торгово-промышленной специализации в зарубежных странах, мировых тенденциях в разделении труда.

Таможенные органы РФ неэффективно осуществляют контроль за товарами после их выпуска в обращение на таможенной территории РФ (контроль на основе методов аудита).

Недостаточно осуществляется информационно-аналитическое обеспечение правоохранительной, в том числе оперативно-розыскной, деятельности таможенных органов РФ. Остается низким уровень взаимодействия оперативных

1 Вступил в силу с 6 июля 2010 г., в Республике Казахстан и Российской Федерации применяется с 1 июля 2010 г.

подразделений таможенных органов РФ с другими правоохранительными и контролирующими органами.

Не в достаточной степени развита система подготовки и переподготовки кадров для таможенных органов РФ, особенно специалистов в области управления и контроля. Оплата труда должностных лиц таможенных органов РФ не соответствует экономической значимости принимаемых ими решений.

Остается высоким уровень коррупции в таможенных органах РФ.

Наличие указанных проблем приводит к снижению эффективности таможенного администрирования, недобросовестной конкуренции, проникновению недоброкачественных импортных товаров на российский рынок и другим негативным явлениям.

Возникает необходимость формирования новых подходов к таможенному администрированию, которые позволят таможенным органам РФ эффективно реагировать на происходящие изменения в соответствии с международной практикой и требованиями общества и государства.

Необходима выработка наиболее эффективных методов реализации задач в области таможенного дела в соответствии с международными стандартами и законодательством РФ [1].

Достижение указанной цели обеспечивается путем решения следующих задач: 1) повышение качества таможенного регулирования, способствующего созданию условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, поступлений доходов в федеральный бюджет, для защиты отечественных товаропроизводителей, охраны объектов интеллектуальной собственности и максимального содействия внешнеторговой деятельности; 2) совершенствование таможенного администрирования, в том числе развитие системы управления рисками на основе осуществления таможенных процедур в соответствии с международными стандартами, основанными на последних достижениях в области информационных и управленческих технологий; 3) укрепление взаимодействия с российскими, зарубежными и международными органами и организациями в борьбе с терроризмом, контрабандой оружия, наркотиков и контрафактной продукции, а также при обеспечении экономической, экологической и радиационной безопасности.

Реализация указанных задач предполагает обеспечение на всей территории РФ стабильного правового режима для внешней торговли, основанного на одобренных Всемирной таможенной организацией (ВТО) следующих универсальных международных принципах:

• стандартизация, совершенствование таможенного законодательства, разработка норм, правил и процедур с учетом международных стандартов;

• прозрачность и предсказуемость. Таможенное законодательство, нормы, правила и процедуры применяются последовательно, они унифицированы, общеизвестны и доводятся до сведения всех заинтересованных лиц в доступной форме;

• минимальное вмешательство. Таможенные органы в максимально возможной степени соблюдают принципы выборочности и достаточности таможенного контроля, применяют систему управления рисками;

• ориентация на потребителя. Таможенное администрирование направлено на повышение качества проведения таможенных процедур в отношении юридических и физических лиц как участников внешнеторговой деятельности;

• сотрудничество и партнерство. Деятельность таможенных органов предусматривает развитие сотрудничества со всеми участниками внешнеторгового процесса, в том числе с государственными органами, бизнес-сообществом, таможенными службами других государств;

• сбалансированность в части соотношения между таможенным контролем в области обеспечения безопасности и мерами, содействующими развитию торговли.

В качестве основы деятельности таможенных органов РФ необходимо использовать принципы, определенные в рамочных стандартах обеспечения безопасности и облегчения мировой торговли, принятые Всемирной таможенной организацией и одобренные Федеральной таможенной службой.

Например, таможенная служба Финляндии входит в структуру Министерства финансов. Она занимается вопросами налогообложения, контроля и обслуживания внутренней и внешней торговли Европейского Союза (ЕС) и отвечает за реализацию общей таможенной политики ЕС в Финляндии. Задачей таможенной службы Финляндии является администрирование международных товаропотоков с целью содействия законной внешней торговле и препятствования нелегальной торговой деятельности. Правительством могут быть решены различные вопросы таможенной службы, таможни, правила для таможенных округов и другие вопросы внутреннего управления. В соответствии со ст. 5 постановления правительства Финляндии о таможенной службе от 10 апреля 2008 г. для замещения должности генерального директора претендент должен удовлетворять

следующим требованиям: быть знакомым со сферой таможенного дела и практикой, иметь достаточный управленческий опыт. Он вправе принимать решения в пределах своей компетенции, которые должны способствовать реализации правовых норм и укреплению таможенных правил. Генеральный директор также решает другие вопросы управления таможенной службой. Руководство каждым таможенным подразделением осуществляется его руководителем, если эти полномочия не переданы другому лицу в соответствии с постановлением правительства. Таможенный департамент представляется генеральным директором или любым другим соответствующе назначенным должностным лицом таможни. Менеджер таможенного округа или агент таможенного округа имеют право представлять государство по вопросам, касающимся таможенного округа, в котором таможенный совет не представлен. Для целей стратегического планирования таможенного управления создается консультационный совет, который занимается отслеживанием и выработкой тенденций развития таможенной деятельности. Министерство финансов определяет состав консультационного совета на срок не более четырех лет. Центральный аппарат состоит из главного таможенного управления. В структуру таможенной службы входит также таможенная лаборатория, чья сфера деятельности охватывает всю страну. Таможенные округи и таможенная лаборатория подчиняются главному таможенному управлению.

Большинство задач, стоящих перед таможенной службой, требуют специальных знаний и навыков, которые не предлагаются в общей системе образования. Поэтому таможенная служба Финляндии специально готовит собственный персонал. Бесплатное обучение осуществляется в основном в таможенной школе, расположенной в Хельсинки. Таможенная служба предоставляет множество возможностей трудоустройства для специалистов из различных областей: судопроизводство, пассажирские и грузовые перевозки, борьба с таможенными преступлениями (их предупреждение и расследование), сбор налогов, а также различные виды экспертиз и сфера высоких технологий.

В мире существуют несколько прогрессивных моделей таможенной деятельности: сингапурская, шведская и американская, работающие по принципу «единого окна». По оценкам зарубежных экспертов, внедрение этих моделей способствовало росту на 20 % ВВП экономикам этих государств2.

! URL: http://www. tamognia. т/реор1е/агИс^/1е1а11. php.

В Сингапуре все взаимодействие участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) происходит через уполномоченный государственный орган, и в дальнейшем информация направляется в таможенные органы, ветеринарную и санитарную службы, налоговую и банковскую системы государства. Электронное декларирование работает там на все 100 %.

В Швеции также организована система «единого окна», где все сведения от участников ВЭД консолидируются через таможенный орган, а затем по необходимости направляются в другие государственные органы, службы ветеринарного и фитосанитарного контроля, налоговую и банковскую системы. В Швеции решен вопрос об отправке грузовой таможенной декларации грузоперевозчи-ком при помощи SMS сообщения.

В Соединенных Штатах Америки все организовано по системе «единого окна», но со своей спецификой. В 1995 г. перед таможней США была поставлена задача по модернизации ее системы взаимодействия с бизнесом по следующим направлениям: создание единого федерального пространства сбора, накопления и анализа таможенной информации; обеспечение надежной защиты государственных интересов, осуществление эффективного контроля за ввозом и вывозом товаров; организация единого центра управления финансами таможни; ускорение выполнения всех процессов для снижения затрат на проведение таможенных процедур и повышения эффективности работы таможенных органов; достижение лидирующей роли США в области международной торговли.

Сегодня таможенная система США — это практически 100 %-ное электронное декларирование при полном электронном описании товара. Давно решен вопрос на законодательном уровне об одинаковой ответственности по бумажным и электронным декларациям. Но бумажные декларации все же принимаются таможней США, хотя это сегодня больше архаизм. Примерно 60 % товаров в США оформляются на государственной границе США, и примерно 40 % внешнеторговых грузов очищается внутри страны по желанию получателей грузов, т. е. участников ВЭД. Оформление происходит через таможенных брокеров, имеющих соответствующую лицензию. Сам таможенный контроль и принятие решения таможенным органом США производится следующим образом: первый и основной уровень таможенного контроля полностью автоматизирован и происходит без вмешательства человека, централизованно; второй

28 -

уровень — вспомогательный — дает возможность детализировать первый уровень контроля по рекомендации местного таможенного органа; процесс основного таможенного контроля заключается в проведении тщательного компьютерного анализа электронной информации по товарам, ввозимым в США; первая селекция по видам грузов происходит с помощью специальной системы компьютерного контроля для сортировки товара на две группы: на товары, чувствительные для интересов государства; на товары, менее чувствительные для государства. Для анализа товаров таможенными органами США существуют 42 критерия.

Результатом данного вида контроля может служить принятие одного из следующих решений: 1) пропуск товара — это товар, к которому не возникло никаких вопросов. Обычно в течение года оформляется около 78 % таких товаров; 2) документальный контроль — при отсутствии части документов на товар, таких товаров за год бывает около 20 %; 3) досмотр — применяется крайне редко, обычно в 1—2 % от общего товарного потока.

Вторая селекция — это повторный компьютерный анализ всех данных на ввозимый товар, который производится автоматически централизованно в Центре обработки данных таможенной службы США.

Среднее статистическое время производства таможенного контроля товаров в США — 10 мин, хотя, по законодательству, допускается производить контроль в течение 30 мин.

Система таможенного контроля в США коренным образом отличается от российской. Положительным моментом, на взгляд авторов, является, что ее основные цели — создание режима наибольшего благоприятствования для участников ВЭД, что в свою очередь приводит к увеличению поступлений в бюджет, улучшает работу всех секторов экономики, экономит силы и средства деловых людей, оптимизирует численность государственных служащих. Кстати, «зеленый коридор» по-американски для участников ВЭД позволяет проводить таможенное оформление и таможенный контроль импортной поставки в течение 5—10 с.

Сложность оценки эффективности таможенных органов обусловлена недостаточной разработанностью научных основ осуществления этой оценки и отсутствием верифицированного понятийного аппарата.

Первая попытка определить требования по определению эффективности работы таможенных органов по предложениям ФТС России была предпринята Правительством РФ в июле 2007 г.

20 000 18 ООО 16 ООО 14 000 12 ООО 10 ООО 8 000 6 ООО 4 000 2 000 0О

Прежде всего в соответствии с основными задачами экономического развития России были определены стратегические цели работы Федеральной таможенной службы.

Первая цель — повышение уровня соблюдения таможенного законодательства РФ, обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов. Вторая цель — повышение качества предоставления услуг таможенными органами, сокращение издержек участников внешнеэкономической деятельности и государства, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем.

В соответствии с принятыми нормативными установками степень достижения первой стратегической цели оценивается следующими показателями:

1) доля исков (заявлений) к таможенным органам, по которым судами приняты решения не в пользу таможенных органов, в общем числе исков (заявлений), рассмотренных судами (рис. 1);

2) исполнение федерального закона о федеральном бюджете в части перечисления таможенных платежей (рис. 2);

3) доля таможенных платежей, перечисленных участниками ВЭД с нарушением установленных нормативными документами сроков, в общей сумме перечисленных таможенных платежей в федеральный бюджет (см. таблицу);

Для более адекватной оценки достижения второй стратегической цели предлагается следующая система показателей. Чтобы оценить качество предоставляемых таможенными органами услуг, предлагается ввести показатель — доля товаров, по которым выявлены нарушения в результате проверочных мероприятий, проводимых после таможенного оформления, к общему объему оформленных товаров. При этом должны учитываться

I I Кошгчестоо судебных дел, рассмотренных не в пользу таможенных органов в течение отчетного периода, по искам (заявлениям) к таможенным органам, предъявленным в отчетном периоде

^^^ Общееколичество судебных дел, рассмотренных судами в течение отчетного периода, по искам (заявлениям) к таможенным органам, предъявленным в отчетном периоде

—А— Доля исков (заявлений) к таможенным органам, по которым судами приняты решения не в пользу

таможенных органов, в общем числе исков (заявлений) к таможенным органам, рассмотренных судами

Источник: URL: http://www. customs. ru.

Рис. 1. Доля исков (заявлений) к таможенным органам, по которым судами приняты решения не в пользу таможенных органов, в общем числе исков (заявлений) к таможенным органам, рассмотренных судами

6 000

5 000

4 000

3 000

2 000

1 000

100,8

102,6 - ♦

103,3

100,4

102,1 —

101,8

101,4

7-12003 г.

110

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Контрольный показатель, установленный на год Минфином России на основании закона о федеральном бюджете

Объем таможенных и иных платежей, перечисленных в федеральный бюджет

Источник: URL: http://www. customs. ru.

Рис. 2. Исполнение федерального закона о федеральном бюджете в части адми-нистрируемых таможенных и иных платежей

все последующие проверочные мероприятия как вышестоящих таможенных органов, так и других государственных контрольных органов.

Для оценки издержек государства на проведение услуг по таможенному оформлению и таможенному контролю предлагается использовать

%

%

Доля таможенных платежей, перечисленных участниками ВЭД с нарушением установленных нормативными документами сроков, в общей сумме перечисленных таможенных платежей в федеральный бюджет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Сумма задолженности по уплате таможенных платежей и пеней, погашенная в отчетном периоде в результате исполнения плательщиками обязанности по уплате таможенных платежей и пеней перед таможенными органами с нарушением установленных нормативными документами сроков, млрд руб. 3,0 5,2 68,6

Сумма таможенных платежей и пеней, перечисленных в федеральный бюджет за отчетный период, млрд руб. 3 253,8 4 694,5 3 519,8

Доля таможенных платежей, перечисленных участниками ВЭД с нарушением установленных нормативными документами сроков, в общей сумме перечисленных таможенных платежей в федеральный бюджет, % 0,09 0,11 1,95

Источник: URL: http://www. customs. ru.

агрегированный показатель — удельные доходы государства на каждый рубль, вложенный в таможенную службу. Исчислять данный показатель предлагается как отношение суммы таможенных платежей, перечисленных за отчетный период в бюджет, к сумме затрат на содержание таможенной службы за отчетный период.

Для оценки динамики издержек участников ВЭД на услуги по таможенному оформлению предлагается использовать показатель средневзвешенной доли издержек участников ВЭД на таможенные процедуры в общей себестоимости перемещаемых товаров. Данный показатель можно определять во время выборочных или целевых проверок участников ВЭД. Кроме того, в качестве одного из методов определения этого показателя можно использовать опросный лист участников ВЭД (для оценки качества работы таможенной службы). К этой работе для объективности должны быть привлечены бизнес-ассоциации, заинтересованные в совершенствовании ВЭД.

Сопоставляя действующие в настоящее время в таможенной службе стратегические цели и систему показателей их достижения, можно сделать вывод, что они не в полной мере соответствуют друг другу и неадекватно отражают эффективность деятельности таможенной службы по достижению целевых установок [2].

Совершенствование системы показателей и методологии оценки эффективности работы таможенных органов — один из самых верных путей повышения уровня контрольных функций, улучшения управления таможенным делом и подъема экономики страны.

По мнению авторов, необходимо использовать в отечественной практике оценки деятельности таможенных органов такие основные показатели результативности, как outcome — результат в форме эффекта от проведения той или иной

30 -

политики, осуществления программы расходов, оказания услуг.

В США этот термин воспринимается как предполагаемые и планируемые последствия действий правительства. В других же странах он, как правило, используется для обозначения фактического результата, преднамеренного или нет. Это результат как социальный эффект от проведения той или иной политики, осуществления программы расходов, оказания бюджетных услуг: 1) output — результат в форме товаров и услуг, оказываемых государственными организациями. На данном уровне различают результат — непосредственный, прямой результат — результат в форме товаров или услуг; 2) performance — параметры деятельности органов власти, характеризующие ее результативность. Это индикатор результативности, используется для текущего контроля, мониторинга результативности работы органа государственной власти; 3) input — ресурсы (финансовые, людские, материальные), используемые для обеспечения деятельности государственных органов. Это ресурс для оценки результатов. При этом под ресурсами понимаются как денежные ресурсы, так и неденежные: рабочая сила, помещения, структуры и т. д.

Таким образом, одним из важных аспектов является разделение результатов деятельности служащих на непосредственные (outputs) и конечные (outcomes). Непосредственные результаты деятельности — выражаются, как правило, в количественных характеристиках объема проделанной работы, а конечные — в достижении социально значимых целей и задач органов власти. При этом достижение конечных результатов (outcomes) показывает результативность деятельности государственного служащего с точки зрения общества, а достижение непосредственных результатов (outputs) — характеризует, насколько рационально государственный

служащий осуществлял свою деятельность с точки зрения органа власти.

Оценку деятельности таможенных органов РФ нужно производить по критериям эффективности, ориентированным на конечный результат.

Эффективность достижения цели развития таможенных органов РФ предлагается оценивать по следующим показателям: 1) уровень контроля соблюдения таможенного законодательства участниками внешнеторговой деятельности; 2) затраты времени для прохождения таможенных формальностей при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими и юридическими лицами, при условии обеспечения эффективного таможенного контроля; 3) правоохранительная деятельность. Приоритет отдельных направлений деятельности таможенных органов может изменяться в соответствии с задачами, которые ставит перед ними государство.

В целях реализации новых подходов в работе таможенных органов РФ необходимо осуществить следующие мероприятия по совершенствованию таможенной деятельности: 1) обустройство государственной границы РФ; 2) создание современных складских таможенно-логистических терминалов; 3) размещение таможенных органов РФ только в помещениях, являющихся федеральной собственностью; 4) развертывание сети стационарных и передвижных инспекционно-досмотровых комплексов; 5) внесение изменений в Таможенный кодекс РФ и иные нормативно-правовые акты с учетом анализа правоприменительной практики и изменений, вносимых в международные стандарты; 6) внедрение новых информационно-технических средств обеспечения деятельности таможенных органов РФ; 7) создание единой межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов государственного контроля, в том числе сопряжение баз данных налоговой службы и таможенных органов РФ; 8) создание операционного центра для обработки информации и принятия решений; 9) совершенствование технологии формирования и ведения данных таможенной статистики в соответствии с международными стандартами; 10) усиление таможенного контроля после выпуска товаров в обращение на таможенной территории РФ (осуществление контроля на основе методов аудита).

Ориентируясь на международный опыт, следует разработать комплексную стратегию кадрового обеспечения таможенных органов РФ. В рамках данного направления особое внимание предла-

гается уделить повышению качества профессиональной подготовки кадров, совершенствованию их знаний и навыков, практике управления, повышению эффективности системы оплаты труда, повышению престижности профессии, а также созданию филиалов Российской таможенной академии в федеральных округах.

Необходимо расширить применение информационных технологий в деятельности таможенных органов РФ, что позволит улучшить показатели эффективности деятельности таможенных органов, создать систему комплексного учета и анализа участников внешнеторговой деятельности, уменьшить субъективизм при принятии решений должностными лицами таможенных органов РФ. Также нужно внедрить новые информационно-технические средства и средства программного обеспечения, единую автоматизированную информационную систему контроля за вывозом товаров с таможенной территории РФ.

На взгляд авторов, необходимо развитие следующих направлений деятельности: 1) обеспечение сбора и получения предварительной оперативной информации с использованием различных источников, в том числе зарубежных, с целью предупреждения нанесения ущерба интересам граждан и государства (контрабанда оружия, наркотиков, контрафактной продукции, некачественной продукции, недостоверное декларирование и заявление таможенной стоимости); 2) международное сотрудничество, способствующее обмену оперативно значимой информацией, проведение совместных операций с представителями таможенных органов иностранных государств; 3) проведение предварительных оперативных проверок всей цепи поставки товаров с использованием оперативно-розыскных методов и аналитического поиска; 4) борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах.

Международное сотрудничество предполагает развитие правовых, технических и административных основ для упрощения таможенных процедур. Расширение круга торговых партнеров, поиск новых рынков сбыта товаров и услуг обусловливают необходимость развития двусторонних отношений и активизации государственного участия в международных и региональных объединениях и организациях, что в свою очередь диктует необходимость качественного улучшения и интенсификации сотрудничества в области таможенного дела, повышения эффективности деятельности представительств таможенных органов РФ за рубежом.

Международное сотрудничество необходимо

- 31

развивать по следующим основным направлениям:

1) участие в формировании концепции общего европейского экономического пространства, переход на применение Единого административного документа Европейского Союза при любой процедуре, связанной с экспортом, импортом, транзитом товара, сопряжение с транзитными системами государств — членов Европейского Союза;

2) унификация законодательных норм и правил, регламентирующих вопросы таможенного дела в Союзном государстве Беларуси и России, в государствах — участниках СНГ, государствах — членах Евразийского экономического сообщества, Единого экономического пространства, подготовка основ законодательства РФ и международных соглашений по таможенным вопросам; 3) активизация участия таможенных органов РФ во Всемирной таможенной организации, в других международных организациях и объединениях, в том числе в области таможенного регулирования; 4) продолжение использования международных транзитных документов в соответствии с Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (1975 г.) и Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (1951 г.); 5) расширение практики заключения соглашений о межведомственном информационном обмене и помощи в таможенных вопросах с таможенными органами других стран; 6) подготовка кадров для Союзного государства Беларуси и России, государств — участников СНГ, государств — членов Евразийского экономического сообщества на базе Российской таможенной академии и Регионального учебного центра Всемирной таможенной организации (г. Люберцы, Московская область).

Целевые ориентиры развития таможенных органов РФ, основанные на информационных технологиях и в основном совпадающие с принципами деятельности таможенных служб ведущих стран мира, определение четких и понятных правил таможенного оформления, базирующихся на международных конвенциях и рекомендациях, позволят создать правовую и организационную базу деятельности таможенных органов РФ.

На протяжении ряда лет государства — участники Евразийского экономического сообщества стремились сформировать единое таможенное пространство, а затем и единое экономическое пространство. Годы упорных трудов увенчались успехом. По решению глав трех государств-участников с 1 января 2010 г. на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Фе-

32 -

дерации создано единое таможенное пространство. Это значит, что внутри данных государств товары, произведенные в указанных странах, могут свободно, без таможенных границ, передвигаться, продаваться и покупаться на территории указанных трех стран. Данное достижение является знаковым событием. Речь идет о новом этапе в экономической интеграции постсоветских стран. Отменяются таможенные границы, установленные ранее по внутреннему периметру указанных стран. С 1 января 2010 г. действуют только внешние таможенные границы созданного Таможенного союза. Одновременно президенты трех названных государств решили, что с 1 января 2012 г. в рамках Таможенного союза будет создано единое экономическое пространство. Это значит, что с указанной даты в пределах территории Беларуси, Казахстана и России будут свободно перемещаться товары, услуги, капиталы и рабочая сила. По мере готовности к этому процессу будут присоединяться и другие страны ЕврАзЭС, в том числе Киргизия и Таджикистан.

Таможенный союз является надежной основой для создания более высокой ступени интеграции — единого экономического пространства. Фактически создается единый экономический комплекс с общими правилами и подходами к развитию. В перспективе на этой базе будет сформирован евразийский экономический союз, в котором не будет никаких ограничений для совместной деятельности, передвижения людей, товаров, капитала по всей территории союза, любой формы долевой активности. В связи с этим очень важным, на взгляд авторов, представляется, что реализация функций таможенных органов РФ при таможенном оформлении должна осуществляться в соответствии с нормами международных договоров по таможенным вопросам и на основе международных стандартов качества, являющихся международным эталоном для создания и оценки систем качества, а также на вовлечении участников внешнеторговой деятельности в процесс подготовки проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в таможенной сфере, на создании механизма передачи части неосновных операций, выполняемых таможенными органами, саморегулируемым организациям. Для реализации этих подходов необходимо в приоритетном порядке использовать возможности таможенных процедур, предварительное информирование и электронное декларирование, систему управления рисками, основанную на многофакторном анализе сведений о внешнеторговой сделке и представляющую собой

комплексный механизм воздействия на процессы таможенного контроля посредством минимизации рисков, а также единую межведомственную автоматизированную систему сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов государственного контроля в сочетании с контролем на основе методов аудита, а также системного взаимодействия с налоговой службой и другими контролирующими органами. Внедрение электронного обмена информацией с другими контролирующими органами позволит внедрить принципы «одного окна» (однократное предоставление информации о пассажирах и товарах) и «одной остановки» (интегрированный государственный контроль).

Важным направлением является проведение мероприятий, которые позволят включить данные таможенной статистики в единый государственный информационно-статистический ресурс РФ. Необходимо создание в структуре таможенных органов РФ операционного центра для обработки информации и принятия решений, главной задачей которого будет непрерывный мониторинг всей поступающей информации, ее анализ с применением системы управления рисками и выдача оперативных ориентировок таможенным органам для целевого применения методов выборочного таможенного контроля, обеспечивающих своевременное реагирование на угрозы, связанные с нарушением таможенного законодательства РФ [3, с. 155].

В рамках указанных направлений развития таможенных органов РФ необходимо осуществить разделение работы с документооборотом и с това-ропотоком исходя из международной практики, в сочетании с предварительным информированием и электронным декларированием, которые должны обеспечить ускорение таможенных процедур, а также обеспечить контроль за информацией о товарах в необходимом и достаточном объеме. Данное направление предполагает применение электронного (безбумажного) документооборота, что позволит создать условия для внедрения упрощенных таможенных процедур, применяемых исходя из репутации участников внешнеторговой деятельности [4].

Необходимо учесть положительный опыт применения в ряде развитых стран мира техно-

логий по типу интегрированного управления и контроля на границе (две службы на границе), основанного на единой информационной системе правоохранительных и контролирующих органов, что позволит совмещать в пунктах пропуска документальный контроль за товарами, перемещающимися через государственную границу РФ, а также улучшить качество производимого досмотра таких товаров. В результате это позволит создать благоприятные условия пересечения пассажирами границы и перемещения через нее товаров, сократить время ее прохождения, снизить издержки, увеличить объем товаропотока, содействовать реализации торгово-логистических технологий «от двери к двери», «точно в срок» и «под ключ». Высокий уровень качества указанных таможенных процедур будет обеспечен благодаря применению системы управления качеством каждой отдельной таможенной операции.

Комплексная реализация предложенных направлений развития таможенных органов России позволит сформировать современную систему обеспечения интересов государства в сфере таможенного дела, оказывать эффективное противодействие угрозам безопасности страны, решать социально-экономические задачи, создать благоприятные условия для деятельности торговых сообществ, физических и юридических лиц.

Список литературы

1. Концепция развития таможенных органов Российской Федерации: распоряжение Правительства РФ от 14.12.2005 № 2225-р.

2. Косенко В. П., Опошнян Л. И. Основы теории эффективности таможенного дела. М.: РИО РТА, 2010.

3. Таможенный менеджмент: модели и информационное обеспечение: учеб. пособие / А. Д. Ершов, В. А. Черных. М.: Изд-во РТА, 2009.

4. Федеральная таможенная служба на новом рубеже: наука и практика, проблемы и перспективы: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / под общ. ред. В. С. Чечеватова. М.: РИО РТА, 2007.

5. URL: http://www. customs. ru.

6. URL: http://www. tamognia. ru/people/articles/ detail. php.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.