Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ)'

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ) Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

316
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проект / проектный подход / внедрение ИКТ / электронная таможня / цифровая таможня / project / project approach / ICT implementation / electronic customs / digital customs

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Тынникова Надежда Александровна

статье рассмотрен зарубежный опыт применения проектного подхода в государственном управлении. Представлен обзор внедрения информационных и коммуникационных технологий в практику работы Таможенной службы Республики Корея. Приведен пример развития электронной и цифровой таможни в Республике Корея как двух фаз (проектных операций) проектного подхода. Описаны основные компоненты каждой фазы, их применение и значение в деятельности Таможенной службы Республики Корея. Представлены дальнейшие планы по развитию таможенных органов Республики Корея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Тынникова Надежда Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE IN IMPLEMENTING THE PROJECT APPROACH IN PUBLIC ADMINISTRATION (ON THE EXAMPLE OF THE CUSTOMS SERVICE OF THE REPUBLIC OF KOREA)

the article considers the foreign experience of applying the project approach in public administration. An overview of the implementation of information and communication technologies in the practice of the Customs service of the Republic of Korea is presented. An example of the development of electronic and digital customs in the Republic of Korea as two phases (project operations) of the project approach is given. The main components of each phase, their application and significance in the activities of the Customs service of the Republic of Korea are described. Further plans for the development of the customs authorities of the Republic of Korea are presented.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ)»

Новые импульсы развития: вопросы научных исследований УДК 338.012

Тынникова Надежда Александровна Tynnikova Nadezhda Aleksandrovna

Аспирант Postgraduate student Российская таможенная академия Russian customs academy

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ)

FOREIGN EXPERIENCE IN IMPLEMENTING THE PROJECT

APPROACH IN PUBLIC ADMINISTRATION (ON THE EXAMPLE

OF THE CUSTOMS SERVICE OF THE REPUBLIC OF KOREA)

Аннотация, в статье рассмотрен зарубежный опыт применения проектного подхода в государственном управлении. Представлен обзор внедрения информационных и коммуникационных технологий в практику работы Таможенной службы Республики Корея. Приведен пример развития электронной и цифровой таможни в Республике Корея как двух фаз (проектных операций) проектного подхода. Описаны основные компоненты каждой фазы, их применение и значение в деятельности Таможенной службы Республики Корея. Представлены дальнейшие планы по развитию таможенных органов Республики Корея.

Abstract, the article considers the foreign experience of applying the project approach in public administration. An overview of the implementation of information and communication technologies in the practice of the Customs service of the Republic of Korea is presented. An example of the development of electronic and digital customs in the Republic of Korea as two phases (project operations) of the project approach is given. The main components of each phase, their application and significance in the activities of the Customs service of the Republic of Korea are described. Further plans for the development of the customs authorities of the Republic of Korea are presented.

Ключевые слова, проект, проектный подход, внедрение ИКТ, электронная таможня, цифровая таможня.

Keywords: project, project approach, ICT implementation, electronic customs, digital customs.

Сегодня проектный подход широко используется не только в частных компаниях, но и в государственном управлении. Существенно то, что такой подход для государственного сектора уже не является чем-то новым, ведь сейчас он выходит на первый план и даже становится важным этапом формирования культуры государственного управления. Проекты органов власти имеют значимую отличительную черту - они не ориентированы на извлечение прибыли как таковой, а нацелены на создание уникального продукта или оказание услуги, а также на выстраивание связей между государственными органами, бизнесом и иными структурами.

Как правило, в отношении государственного управления, проектный подход применим как для реализации отдельных проектов, так и для целевых программ (совокупности проектов и иной деятельности, имеющей определенную цель и временные ограничения).

Внедрение проектного подхода в разных странах находится на различном уровне. Рассмотрим опыт Республики Корея по внедрению проектного подхода в государственном управлении. В частности, изучим и проанализируем процесс и результаты внедрения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в практику работы Таможенной службы Республики Корея (ТСРК).

В настоящее время Республика Корея является одним из лидеров по внедрению информационных и коммуникационных технологий. В условиях глобализации и региональных интеграционных процессов таможенным органам необходимо создать условия для содействия внешнеэкономической деятельности и в тоже время для эффективного обеспечения экономической безопасности и стабильности. Усилия Таможенной службы Республики Корея в области разработки соответствующих технологий направлены на создание лучшей среды для международной торговли.

В Руководстве РМВОК (Свод знаний по управлению проектами) отмечается, что проект можно разделить на любое количество фаз (проектных операций) [1]. В частности, внедрение ИКТ в ТСРК прошло через две фазы -электронная таможня и цифровая таможня. Отметим, что для обеих фаз характерны аналогичные этапы. Схематичная модель двухфазового проекта, реализуемого Таможенной службой Республики Корея, изображена на рисунке 1. Между данным фазами прослеживается последовательная связь. Уточним, что при данном типе связи следующая фаза начинается только после завершения предыдущей [1].

Внедрение ИКТ в ТСРК

Рис.1. Двухфазовый проект в ТСРК

Фаза электронной таможни состоит из принятия системы управления рисками (2000 г.), внедрения электронной таможенной базы данных (2001 - 2003 гг.) и электронной таможенной системы (2004 - 2006 гг.). В начале 2000 года ТСРК приняла рамочную программу управления рисками, которая обеспечивает базис и организационные механизмы управления рисками. Система управления рисками позволяет использовать структурированные и систематизированные средства для выявления, оценки и управления рисками.

Электронная таможенная база данных - это интегрированная информационная система, объединяющая внутренние и внешние данные и обеспечивающая поисковые функции, которые могут быть использованы для анализа данных и управления рисками (например, незаконная валютная и торговая деятельность, уклонение от уплаты налогов, незаконный ввоз наркотиков и оружия). База данных состоит из внутренних накопленных данных об импорте и экспорте, товарах, возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, информации о лицах, пересекающих таможенную границу, таможенных расследованиях, таможенном контроле, участниках внешнеэкономической деятельности, а также данных других органов по валютным операциям, сбору налогов, перемещении через таможенную границу и так далее. Электронная база данных также предоставляет собой инструменты онлайн-аналитической обработки (OLAP) для быстрого и легкого доступа к информации, обработке данных и анализу данных [2].

После реализации первого этапа внедрения системы электронной таможенной базы данных, который включал в себя исследование, предварительную проверку и статистическую деятельность (июнь 2001 - июнь 2002 гг.), система электронной таможенной базы данных была запущена в эксплуатацию в августе 2002 года и использовалась для сбора большего количества таможенных платежей, выявления незаконной деятельности по обороту наркотиков. Второй этап этого процесса включал в себя мероприятия по оформлению, перевозке грузов и надзорную деятельность (сентябрь 2002 -сентябрь 2003 гг.).

Внедрение электронной таможенной базы данных привело к существенному сокращению времени и объему работы, необходимых для анализа данных. Поскольку все данные обрабатываются и управляются систематически, использование электронной таможенной базы данных также повышает надежность данных и позволяет провести сложный анализ. До введения электронной таможенной базы данных информация была доступна в печатном виде и управлялась каждым соответствующим отделом, так что объединение данных и проведение анализа часто требовало многочасовой работы. Например, при использовании электронной таможенной базы данных время, необходимое для детального анализа операций с нелегальной иностранной валютой, сократилось с 2 дней до 10 минут.

Наряду с полномасштабным внедрением электронной таможенной базы данных с апреля 2003 года были проведены обширные информационно-аналитические мероприятия по выявлению опасных грузов и лиц, пересекающих таможенную границу. Число информационных аналитиков увеличилось с 200 до

400, а мероприятия, которые ранее проводились в штаб-квартире и 6 главных таможенных управлениях, были расширены до всех 29 таможен по всей стране [2].

В обобщенном виде фазу электронной таможни в Таможенной службе Республики Корея можно представить на рисунке 2.

Рис.2. Фаза электронной таможни в ТСРК

Фаза цифровой таможни состоит из создания интегрированной системы управления рисками (IRM-PASS, 2009 - 2011 гг.), Корейской системы таможенного оформления (UNI-PASS, 2013 - 2015 гг.), Центра управления рисками на таможенной границе (CBRMC, 2017 г.) и пилотных технологических программ (2018 г. - настоящее время).

Корейская система таможенного оформления (UNI-PASS) претерпела значительные изменения в лучшую сторону в период с 2013 по 2015 годы и начала предоставлять услуги 4-го поколения в июне 2016 года. Корейская система таможенного оформления - это многогранная цифровая система, разработанная для достижения цели таможенного управления по содействию международной торговле в интересах экономического роста и защиты границ в целях социально-экономической и экологической защиты. Сегодня она состоит из нескольких элементов, которые регулируют и поддерживают деловую практику (например, управление грузами и таможенным оформлением), некоммерческие операции (например, аудит, расследование и контроль), управление рисками, услуги системы «единого окна», управление информационными технологиями и таможенное администрирование.

Центр управления рисками на таможенных границах был создан в феврале 2017 года для координации превентивных мер по борьбе с терроризмом,

незаконным оборотом наркотических средств и незаконным ввозом наносящих вред товаров. В обязанности центра входит планирование и осуществление деятельности по управлению рисками; функционирование информационной системы управления рисками; сбор и анализ информации, связанной с рисками; управление задачами выборочности, критериями и методами; координация информации о рисках и сотрудничество с соответствующими международными и национальными организациями [4].

В обобщенном виде фазу цифровой таможни в Таможенной службе Республики Корея можно увидеть на рисунке 3.

Рис.3. Фаза цифровой таможни в ТСРК

Проект по внедрению в Таможенную службу Республики Корея информационных и коммуникационных технологий во временной последовательности в разрезе двух фаз (электронной и цифровой таможни) показан на рисунке 4.

Рис.4. Последовательность реализации проекта по внедрению ИКТ в работу ТСРК

В 2017 году Таможенная служба Республики Корея объявила о своих долгосрочных планах по применению больших данных в таможенном управлении. Конкретные цели включали установку платформы больших данных, разработку модели анализа больших данных, создание отдела, который будет заниматься анализом больших данных, и обучение соответствующих специалистов, которые будут работать в таком отделе. Для того чтобы разрешить трудности таможенного оформления, ТСРК использует новейшие технологии, в частности блокчейн, для предотвращения подделки документов [3].

Стратегия Таможенной службы Республики Корея в конечном счете направлена на создание интеллектуальной системы таможенного деклариварония, основанной на искусственном интеллекте и анализе больших данных, чтобы облегчить поток товаров и эффективно предотвратить ввоз незаконных и наносящих вред товаров. Соответствующие пилотные программы, экспериментирующие с применением передовых технологий, были запланированы в 2017 году и реализовываются с 2018 года.

Как показал приведенный в статье опыт реализации проектного подхода в Таможенной службе Республики Корея, на данный момент внедрение информационных и коммуникационных технологий прошло через две фазы -электронная таможня и цифровая таможня. Сейчас же Таможенная служба Республики Корея нацелена на инициирование пилотных программ для дальнейшего внедрения цифровых технологий (например, большие данные, искусственный интеллект и блокчейн).

Библиографический список:

1. A guide to the project management body of knowledge (PMBOK guide 6) // Project Management Institute, Inc, 2017. 726 p.

2. Kim, S.-B.; Kim, D. ICT Implementation and Its Effect on Public Organizations: The Case of Digital Customs and Risk Management in Korea. Sustainability 2020, 12, 3421.

3. Официальный сайт Таможенной службы Республики Корея [Электронный ресурс]. URL: https://www.customs.go.kr/kcs/main.do (дата обращения: 28.11.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.