Об одном подходе к оценке эффективности конструирования партнерских отношений
таможни и бизнеса на национальном уровне.
An approach to the evaluation of the effectiveness of constructing partnerships customs and
business at the national level.
Андерсон Илона Ильинична,
Студентка 4 курса ф-та государственного и муниципального управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Северо-Западный институт управления E-mail: [email protected]
Ilona Anderson,
4th year student Faculty of State and Municipal Administration, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation
North-West Management Institute E-mail: [email protected]
Аннотация.
В статье рассматривается один небезынтересный подход к системе государственного управления и способам реализаций властных полномочий. Новейший подход представлен достаточно оригинальным методом решения задач внутри системы таможенных служб.
Ключевые слова:
Таможня, сетевой подход, транспорентность, электронизация, бизнес и государство.
Abstract.
The article examines one interesting approach to the system of public administration and the ways of implementations of powers. The latest approach is quite original methods for solving problems within the system of customs services.
Keywords:
Custom, network approach, transparency, electronization, business and government.
В условиях глобализации геополитических процессов становится очевидной необходимость отхода от устаревшей парадигмы структурно-иерархического построения системы реализации властных полномочий к новой методике государственного управления, являющейся более прогрессивной в условиях интенсивной модернизации общественных и экономических отношений. Такие факторы, возрастание числа законов, усложнение механизмов гражданского контроля деятельности чиновников и транзит коммуникационных дискурсов на качественно новый уровень, детерминируют функциональные трансформации императивных инструментов государственного регулирования, поэтапно эволюционирующих до уровня сетевых технологий. Соответственно, в данных обстоятельствах государственные институты должны выступать партнёрами по отношению к отечественным и зарубежным предпринимательским корпорациям и вести с ними открытый диалог. Вполне логично, что в данном контексте партнерство таможни и бизнеса является значимым фактором комплексного социально-экономического развития страны, поэтому эффективность сетевых технологий выстраивания этих взаимоотношений напрямую определяет результативность таких показателей, как достижение высокого уровня технологического прогресса, повышения инвестиционной привлекательности национального бизнеса и усиление статусных позиций государства в мировом сообществе.
По нашему мнению, исследовать результаты внедрения сетевого подхода в инновационные практики таможенной службы необходимо с позиций дедуктивного метода, то есть оценить передовые достижения в этой области, сначала подвергнув анализу стратегический уровень государственного управления, а затем -частные случаи, связанные с деятельностью конкретных таможенных структур. В качестве вспомогательной методологии мы будем использовать теорию Д. Сёрля, в соответствии с которой разнообразие социальной и политической жизни конституируется одним видом логико-лингвистических операций - декларацией статусных функций. Именно через декларирование социальные группы и отдельные индивиды приводят слова
в соответствие с миром и наоборот. Таким образом, в основе цивилизации - декларации статусных функций. Иными словами, чем выше степень признания той или иной сетевой технологии государственного управления на международном уровне, тем значительнее ее инновационный потенциал. Итак, для определения эффективности внедрения сетевых принципов таможенного менеджмента необходимо редуцировать наиболее универсальные тенденции государственной службы, получившие глобальное международное признание, до вариантов практической реализации инновационных партнерских схем взаимодействия бизнес -структур и таможенных органов.
Оценивая значимость передового зарубежного опыта в сфере государственного управления, обращает на себя внимание тот факт, что номинация премии ООН «Инновационные механизмы повышения участия в принятии государственных решений» является высшим признанием международного сообщества в части оценки усилий государства по выстраиванию сетевых, партнерских отношений с общественными организациями и бизнес-структурами. Эта номинация в период с 2013 по 2015 годы была присвоена 8 различным проектам. Трижды лауреатами премии стала Республика Корея и дважды - Бразилия. Соотношение результатов по кластерам «регион» и «сфера внедрения инноваций» представлены графически в нижеследующей таблице и на рисунке 1.
Табл. 1 Количество проектов-победителей 3-й категории UNPSA по регионам за 2013-2015гг.
Регион 2013 2014 2015
Африка 0 0 0
Азия и страны Тихоокеанского региона 2 2 0
Европа и Северная Америка 1 0 1
Латинская Америка и страны Карибского бассейна 1 1 0
Западная Азия 0 0 0
Соотношение проектов победителей 3-й категории UNPSA за 2013-2015гг, классифицированных по сфере внедрения инноваций
рис.1
Данные, представленные на рисунке 1, наглядно демонстрируют, что передовыми сетевыми технологиями государственного управления признаются электронизация механизмов реализации властных полномочий и повышение степени транспарентности администрирования социально-политических процессов. Ярким примером подобных достижений из международного опыта государственной службы можно считать проект испанского правительства, создавшего единый сайт всех государственных органов, на котором можно найти всю необходимую информацию о деятельности структур, задать интересующие вопросы представителям
административных подразделений, при этом диалог будет идти не административным языке, а инетфейс сайта сделан интуитивно понятным.
В соответствии с избранной нами методологией, мы выдвигаем гипотезу о том, что ключевые показатели оценки эффективности внедрения сетевых принципов таможенного менеджмента, то есть конструирования современных партнерских отношений между бизнесом и таможней, это электронизация и транспарентность. Рассмотрим это предположение на примере анализа опыта стран-инноваторов таможенного дела.
Таможенные органы Бразилии по праву гордится весомыми достижениями в сфере эффективной реализации своих полномочий. Партнерские отношения таможни и бизнеса в этой стране строятся на принципах электронных форм коммуникации. Кстати сказать, соответствующие нормативы закреплены на законодательном уровне: в бразильском таможенном праве существует предписание, в соответствии с которым все импортеры должны в обязательном порядке пройти предварительную регистрацию в Секретариате внешней торговли (SECEX) Министерства развития, промышленности и внешней торговли (MDIC), а также внести данные о своей деятельности в единую электронную систему внешней торговли SISCOMEX. Следует пояснить, что в единой информационной базе SISCOMEX регистрируются сделки по импорту и экспорту, а ее копия - это база обмена иностранной валюты, SISBACEN, которой управляет Центральный банк Бразилии. Соответственно, бразильские экспортеры должны зарегистрироваться в SECEX, чтобы проводить экспортные сделки. Впоследствии экспортные сделки должны быть зарегистрированы в электронной системе SISCOMEX, экспортная регистрация в которой должна быть получена до отгрузки товаров. После того, как регистрация получена, экспортер должен отправить продукты в пределах 60-дневного периода, иначе электронная регистрация автоматически аннулируется. По аналогии, бразильские импортеры должны быть зарегистрированы в SECEX до выполнения сделок. Сделки импорта должны быть также зарегистрированы в электронной системе SISCOMEX и получить разрешение на перемещение экспортируемых товаров через таможню. В случае, если требуется лицензирование, оно должно быть получено до осуществления импорта товаров в Бразилию и действовать в течение 90-дневного срока от даты выпуска. Разрешение также находится в свободном доступе в электронной системе SISCOMEX.
В целом следует признать, что электронизация деятельности таможенных органов в Бразилии способствует ускорению процесса регистрации товаров и таможенного оформления в целом, являясь, по сути, формой партнерского диалога между бизнесом и таможней.
Следующий показатель оценки эффективности внедрения сетевых принципов таможенного менеджмента, это транспарентность. В данном случае ярким примером является развитие партнерских отношений бизнеса и таможни в Индии. Индийское правительство учредило независимую ассоциацию «Технологические парки программного обеспечения Индии» (Software Technology Parks of India — STPI). Члены этой ассоциации должны удовлетворять потребности страны по созданию предприятий, экспортирующих 100% разрабатываемых программных продуктов. Кроме того, ассоциация STPI должна выполнять функции головной структуры, владеющей всеми необходимыми ресурсами для оказания повседневной помощи членам ассоциации в выполнении всех формальных требований, связанных с их деятельностью. В состав этой ассоциации входят 9 «Технологических парков программного обеспечения NSIC» (Software Technology Park NSIC или NSIC — STP). Реализация проектов с поставкой импортного оборудования на сумму до $10 млн., инвестируемых из Индийских источников, обеспечивается максимально транспарентно, все данные находятся в свободном доступе и подлежат гражданскому контролю. При этом уполномоченные таможенные операторы оказывают содействие в обеспечении процессов ускорения и упрощения процедур таможенного оформления экспорта и импорта высокотехнологичных товаров и промышленного оборудования. Соответствующая информация также размещается в сети Интернет. Как следует из этого примера, конструирование партнерских отношений таможни и бизнеса подчиняется принципу достижения максимальной прозрачности сопутствующих процессов.
Подводя итоги анализа передового зарубежного опыта таможенного администрирования мы убеждаемся в том, что электронизация и транспарентность действительно являются значимыми элементами развития таможенного менеджмента по сетевым принципам. Соответственно, методологический подход, предусматривающий редукцию общих тенденций в сфере государственного управления до частных случаев, действительно пригоден для оценки эффективности партнерских отношений бизнеса и таможни на национальном уровне. Перспектива дальнейшего исследования этой темы - выявление других универсальных закономерностей и апробация соответствующего опыта для отечественных и зарубежных таможенных органов.