Научная статья на тему 'Опыт государственного регулирования внешней торговли промышленно развитых стран мира'

Опыт государственного регулирования внешней торговли промышленно развитых стран мира Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2230
372
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петросян А. Д., Старченков Г. И.

в статье рассматривается опыт государственного регулирования внешней торговли промышленно развитых стран мира, предлагается модернизация организационной структуры государственного регулирования внешней торговли в России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт государственного регулирования внешней торговли промышленно развитых стран мира»

функционирующей интеграционной группировки (как на государственном, так и на корпоративном уровне) на пространстве СНГ.

Литература

1. Biotechnology policies [URL]:

http://www.oecd.org/department/0,3355,en 2649 34537 1 1 1 1 l,00.html,

20.05.2012.

2. Концепция стратегии развития биотехнологической отрасли промышленности на 2008-2020 гг. М., 2008.

3. Модернизация и экономическая безопасность России: Т2 / Под ред. акад. Н.Я. Петракова. М., СПб: Нестор-История, 2011. - 516 с.

4. Проблемы развития рыночной экономики: (сб. науч. тр.): Вып.1 / РАН. Ин-т проблем рынка. М.: Центр «Транспорт», 2011. - с.212. С.93-111.

5. Проблемы развития рыночной экономики: (сб. науч. тр.): Вып.2 / РАН. Ин-т проблем рынка. М.: Центр «Транспорт», 2010. - с.160. С.104-120.

6. Роль биотехнологий в развитии отдельных отраслей экономики США [URL]: http://www.rusus.ru/?act=read&id=221, 20.05.2012.

А.Д. Петросян Г.И. Старченков

ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫХ СТРАН МИРА

EXPERIENCE OF STATE REGULATION OF FOREIGN TRADE OF THE ADVANCED INDUSTRIAL COUNTRIES OF THE WORLD

Аннотация: в статье рассматривается опыт государственного регулирования внешней торговли промышленно развитых стран мира, предлагается модернизация организационной структуры государственного регулирования внешней торговли в России.

Ключевые слова: промышленно развитые страны, внешняя торговля, государственное регулирование, модернизация организационной структуры.

Abstract: in article experience of state regulation of foreign trade of the advanced industrial countries of the world is considered, modernization of organizational structure of state regulation of foreign trade in Russia is offered.

Keywords: advanced industrial countries, foreign trade, state regulation, modernization of organizational structure.

В условиях глобализации экономических отношений и либерализации внешнеторговой деятельности важную роль играет развитие организации государственного регулирования внешней торговли в России в соответствии с общемировыми тенденциями унификации методологической базы международной торговли, усиления интеграционных процессов, появлением новых организационных форм и методов внешней торговли. Поэтому проведенная в статье систематизация и критический анализ передового опыта организации государственного регулирования внешней торговли в ведущих промышленно развитых странах, представленного на отечественных и зарубежных Интернет-сайтах, а также ряда публикаций [1, 3, 4],

© А.Д. Петросян, Г.И. Старченков, 2012

позволит совершенствовать систему государственного регулирования внешней торговли России.

Великобритания. Полномочиями по выработке и проведению политики в области внешнеэкономической деятельности в Великобритании обладают ряд органов исполнительной власти, основным из которых является Министерство по делам бизнеса, предпринимательства и государственной реформы. Оно осуществляет координирующую роль во взаимодействии с ВТО в Великобритании. Процедуры экспортного контроля осуществляются Агентством таможен и акцизов. Вопросами импорта товаров занимается Управление импортного лицензирования. Министерство по делам окружающей среды, продовольствия и сельского хозяйства отвечает за импорт продуктов животного происхождения, растений и продуктов растительного происхождения. Для оказания непосредственной поддержки участникам ВЭД в Великобритании была создана Британская служба торговли и инвестиций. В целях координации деятельности двух основных ведомств, занимающихся вопросами внешних сношений - Министерства по делам бизнеса, предпринимательства и государственной реформы и Министерства иностранных дел Великобритании, Британская служба торговли и инвестиций подотчетна как Госсекретарю торговли и промышленности, так и Госсекретарю иностранных дел Великобритании. Ее курирует госминистр (второе лицо в ведомствах после госсекретаря), который одновременно входит в структуру обоих названных министерств. За рубежом Служба ведёт работу через коммерческие отделы британских посольств и занимается продвижением британского экспорта на рынки зарубежных стран. Организацией, на которую правительством возложены вопросы предоставления гарантий в области внешней торговли и инвестиций, является Агентство гарантий экспортных кредитов, подотчетное Министерству по делам бизнеса, предпринимательства и государственного регулирования. В полномочия Королевской службы налогов, сборов и таможни входят, в том числе, функции осуществления импортно-экспортного контроля и сбора статистических данных по внешней торговле. Служба находится в подчинении Минфина Великобритании.

Франция. Во Франции вопросы внешнеторговой политики находятся в ведении Министерства экономики, промышленности и занятости. В министерстве эту деятельность курирует госсекретарь, который по статусу приравнивается к министру. Организационно внешнеэкономический блок входит в генеральную дирекцию казначейства и экономической политики Министерства. Генеральная дирекция казначейства и экономической политики непосредственно курирует деятельность французских экономических миссий за рубежом (торгпредств) и специализированных агентств - французского Агентства по иностранным инвестициям и Агентства по содействию внешнеэкономической деятельности предприятий. Во Франции существует весьма развитая и эффективная система содействия и поддержки внешней торговли, в которую входит около 20 организаций и учреждений. При посольствах Франции работают так называемые посты внешнеэкономического развития, являющиеся по сути их торгово-экономическими отделами.

Французский Центр внешней торговли (ФЦВТ) является государственной организацией, входящей в структуру Министерства экономики, финансов и промышленности Франции. Он рассматривается как головная организация в системе поддержки внешней торговли Франции и является главным деловым центром, осуществляющим информационное обеспечение французских государственных учреждений, предприятий, фирм и отдельных предпринимателей, участвующих в международных экономических обменах. Страхованием экспортных кредитов во Франции занимается Французская компания по страхованию внешней торговли. Но основными организациями, реализующими французскую внешнюю торговлю считаются рассредоточенные по всему миру 166 агентств содействия экономическому

развитию, подведомственных Французскому центру внешней торговли. Формирование государственной политики в области экспортных кредитов возложено на Дирекцию внешнеэкономических связей и Казначейство Министерства экономики, финансов и промышленности Франции. Ответственные сотрудники Дирекции, Казначейства и других государственных органов входят в состав специальной межведомственной комиссии по гарантиям и внешнеторговым кредитам.

Германия. В Германии правила торговли устанавливает Министерство экономики и технологий (МЭТ) - ведущее ведомство в правительстве, обеспечивающее весь комплекс экономических и торговых интересов государства. Внешнеэкономический блок министерства курирует госсекретарь, являющийся личным уполномоченным федерального канцлера. Министерство разрабатывает и реализует, в частности, внешнеэкономическую политику. Функции регулирования торговых отношений распределены в соответствующих подразделениях министерства. Это разработка внешнеэкономической и торговой политики, в том числе в рамках ЕС и ВТО (защита интеллектуальной собственности, таможенно-тарифная политика, субсидии); развитие двустороннего внешнеэкономического сотрудничества; внешнеэкономическое право, включая торговое мореходство, контроль за экспортом военного снаряжения, товаров и технологий двойного назначения; взаимодействие в рамках международных соглашений по экспортному контролю. Также министерство осуществляет экспортное кредитование и страхование, содействует иностранным инвестициям и страхует немецкие инвестиции за рубеж. Отдельный блок функций -содействие внешнеэкономической деятельности предприятий и объединений Германии, координация международного сотрудничества федеральных земель и отдельных регионов страны.

В стране создана эффективная национальная система поддержки ВЭД и экспортеров из сферы малого и среднего бизнеса. Решения по вопросам финансирования экспорта и страхованию экспортных кредитов принимает правительство, а их исполнение делегируется (по мандату правительства) подконтрольным государству коммерческим компаниям. Важнейшую роль в этой схеме играет страховая компания Euler Hermes. Заключения для получения экспортерами госгарантий по инвестициям за рубеж предоставляются компанией PWC Deutsche Revision, которая вместе с Euler Hermes уполномочена государством принимать и рассматривать соответствующие заявки. Но окончательное решение по этим заявкам принимает межминистерский кабинет.

Китай. В Китае за разработку и реализацию внешнеэкономической и внешнеторговой политики отвечает Министерство коммерции. Канцелярии по делам коммерции, которые координируются Министерством коммерции, имеются также на провинциальном уровне. Главная задача Министерства коммерции - увеличение объемов и диверсификация структуры экспорта. Важной функцией Министерства коммерции является координация деятельности отраслевых ассоциаций производителей и экспортеров. В первую очередь, ассоциации отвечают за создание благоприятных условий для доступа китайских товаров и услуг на зарубежные рынки, а также оказывают информационно-консультационные услуги и финансируют участие предприятий в выставочных мероприятиях. Министерство коммерции контролирует импорт передовой техники и оборудования - предоставляет льготы и даже финансовую поддержку для импорта важных с точки зрения развития промышленности и экономики в целом технологий. Наличие в структуре Госсовета КНР специального органа управления внешнеэкономической и внешнеторговой деятельностью во многом обусловлено экспортно-ориентированным характером китайской экономики.

Органами, занимающимися выдачей участникам внешнеэкономической деятельности лицензий на закупки по импорту и продажи по экспорту ряда товаров, является Управление по делам квотирования и лицензирования Министерства

коммерции и подразделения Минкоммерции провинций, автономных районов, городов центрального подчинения. Совместными приказами Министерства коммерции и Главного таможенного управления ежегодно утверждаются списки товаров, экспорт и импорт которых возможен только при получении соответствующей лицензии. Одним из главных направлений трансформации сферы регулирования внешней торговли КНР после присоединения страны к ВТО является либерализация внешнеторгового режима для стран-членов ВТО, стран, заключивших с Китаем двусторонние соглашения о таможенных преференциях, и для таможенных территорий КНР, для товаров из государств, которые вместе с Китаем участвуют в региональных соглашениях.

Индия. В функции Министерства торговли и промышленности Индии входят регулирование, развитие и стимулирование международной торговли Индии, коммерческой политики и выполнения различных условий этого. Основная роль Министерства - облегчить создание внешней среды и инфраструктуры для ускоренного роста международной торговли. Кроме того, на Министерство также возложены обязанности, касающиеся формирования и развития многосторонних и двусторонних коммерческих отношений, особых экономических зон торговли, содействия экспорту и торговой помощи, а также развития и регулирования определенных экспортоориентированных отраслей промышленности. Министерство контролирует решение вопросов, связанных с Всемирной торговой организацией, региональными торговыми соглашениями, соглашениями о свободной торговле, особыми экономическими зонами, объединенными исследовательскими группами и т.д.

Усиление позиции государства в экспортных операциях в связи с ростом экспорта государственных внешнеторговых корпораций и промышленных предприятий положительным образом сказалось на повышении эффективности экспортных программ Индии. Государственное регулирование импорта включает валютное регулирование, лицензирование, тарифную политику, установление импортных квот, прямой государственный контроль за ввозом отдельных товаров и т.д. Государственное внешнеторговое регулирование направлено в первую очередь на обеспечение экономии валютных средств посредством предоставления импортных льгот экспортерам, а также путем выдачи лицензий на импорт оборудования, сырья, компонентов и запчастей для создания дополнительных мощностей, работающих на экспорт. Осуществление защиты национальной экономики и промышленности в частности, происходит через установление высоких таможенных пошлин, импортных квот, прямого запрета на импорт товаров, идентичных тем, которые производятся внутри страны.

Япония. Высокая степень вовлеченности японской экономики в систему международных отношений требует высокой степени гармонизации проводимой экономической политики - внешней и внутренней. Именно это и обеспечивает Министерство торговли, экономики и промышленности Японии (МЭТП) как государственный орган, в котором сконцентрированы основные управленческие функции в сферах экономики, торговли и промышленности. Департамент торговой политики Министерства отвечает за многосторонние торговые переговоры и вопросы двусторонних торгово-политических отношений с зарубежными странами, а департамент торгового и экономического сотрудничества отвечает за контроль внешнеторговых операций, содействие инвестиционной деятельности и страхование экспорта. Япония официально декларирует приверженность свободной торговле. Но вместе с тем в законодательстве предусмотрено право государства применять «минимально необходимые» меры регулирования в сфере торговли. Так, например, в постановлении правительства Японии о контроле за экспортной торговлей содержится перечень товаров, для экспорта которых требуется специальное одобрение МЭТП. Впрочем, для экспорта не вошедших в перечень товаров (а таковых, разумеется, большинство) никаких одобрений и лицензий не требуется.

В стране действуют такие виды страхования торговли и зарубежных инвестиций, как общее страхование торговли, страхование валютных рисков, страхование экспортных векселей, страхование авансовых платежей за импорт, страхование зарубежных инвестиций и др. Ключевой организацией в системе госстрахования является МЭТП. Министерство осуществляет общее руководство, координацию, учет и планирование в этой сфере. В Японии действуют системы льготного обложения, затрагивающие экспортную деятельность. В целях регулирования импорта также используются и нетарифные торгово-политические методы. Вместе с тем, сбыт импортных товаров на японском рынке затрудняется строгими техническими и прочими требованиями, которые предъявляют к ввозимой продукции японские власти. В стране действуют особые национальные стандарты, системы сертификации и инспекции качества, санитарно-гигиенические правила.

Соединенные Штаты Америки. Самым мощным государственным торговым ведомством в мире является Министерство торговли США. Общее количество служащих в 2011 году - 43 105 человек. Министр торговли возглавляет межведомственный координационный комитет содействия развитию торговли, отвечающий за разработку и реализацию внешнеэкономической политики. Помимо Минторга внешнеэкономическими вопросами в США также занимаются Госдепартамент, Министерства финансов, энергетики, сельского хозяйства, труда и др. В составе Министерства торговли США функционирует коммерческая служба, которую составляют около 100 внутриамериканских центров по содействию экспорту и 150 загранпредставительств, расположенных в более чем 80 странах мира. Служба выявляет возможности для продвижения на рынок продукции американских производителей, а также перспективные проекты для реализации с участием американского бизнеса, проводит рыночные исследования и анализ вопросов торговой политики и др. Финансовая поддержка экспорта возложена на Экспортно-импортный банк США (кредитование, страхование и предоставление гарантий), Корпорацию зарубежных частных инвестиций (страхование от политических рисков инвестиций в развивающиеся страны и «новые» рынки), Агентство по торговле и развитию США (независимое государственное агентство, финансирующее американские компании для проведения ТЭО крупных проектов) и др.

Министерство торговли США курирует диалог между государством и частным сектором, в том числе через деятельность Экспортного совета при президенте США. В то же время в экономическом блоке американского правительства функционирует аппарат торгового представителя США, который входит в состав исполнительного управления президента. Торговый представитель имеет ранг министра и в то же время является ключевым советником президента по вопросам внешней торговли и его официальным представителем. Он возглавляет Комитет по международной торговле США, в состав которого входят госсекретарь, министры сельского хозяйства, торговли, труда и финансов, а также представители других министерств и ведомств по усмотрению главы комитета. Торговый представитель отвечает за ведение международных переговоров и заключение соглашений во внешнеэкономической сфере, занимается вопросами привлечения прямых иностранных инвестиций. Кроме того, торгпред несет персональную ответственность за обеспечение соблюдения ряда статей закона «О торговле», регулирующих случаи недобросовестной торговой практики в отношении американского экспорта.

Международная торговая администрация (МТА) при Министерстве торговли США функционирует с целью оказания помощи американским организациям в части обеспечения конкурентоспособности, как на территории страны, так и за границей. МТА включает в себя четыре подразделения. Коммерческая служба на территории США и за рубежом осуществляет поддержку американского экспорта. Служба производства и услуг способствуют усилению американской конкурентоспособности за

границей посредством совершенствования торговой деятельности в промышленной сфере. Служба доступа на рынок оказывает помощь американским компаниям и создание торговых возможностей посредством устранения рыночных барьеров. Администрация по импорту предписывает американские торговые законы и соглашения для предотвращения импорта продукции, осуществляемого незаконным путем, и сохранения конкурентоспособности американских бизнес-структур.

Канада. Министерство иностранных дел и международной торговли Канады несет ответственность за внешнюю политику и дипломатию, а также импорт-экспорт и международную торговую политику. Министерство возглавляют два разных министра: министр иностранных дел и министр международной торговли. В системе ВЭД Канады помимо Министерства иностранных дел и международной торговли задействованы более десятка других министерств - промышленности, природных ресурсов, сельского хозяйства и продовольствия, Канадское агентство пограничных служб, Корпорация по развитию экспорта, Канадская коммерческая организация, Канадское агентство международного развития и др. Нередки случаи, когда посол Канады в стране пребывания обращается с письмом к какой-либо местной компании, рассматривающей возможность сделки с канадской фирмой, и рекомендует ей заключить эту сделку.

В соответствии с законом о разрешениях на экспорт и импорт Управление экспортного и импортного контроля Министерства иностранных дел и международной торговли Канады ответственно за выдачу разрешений и свидетельств на определенные группы товаров, включенных в Список экспортного контроля. В соответствии с законом о разрешениях на экспорт и импорт, Управление торгового контроля и технических барьеров Министерства иностранных дел и международной торговли Канады ответственно за выдачу разрешений и свидетельств на различные продукты, включенные в Список импортного контроля. Системы экспортного и импортного контроля предлагают безопасный веб-интерфейс и обмен данными в электронном виде, для поддержки заявления, одобрения, и обработки разрешений на импорт/экспорт. Используя экспортный контроль в режиме «Он-лайн» экспортеры имеют возможность подать заявления на экспортные разрешения и свидетельства.

Бразилия. Торговая политика в области экспорта проводится Палатой внешней торговли, которая подчиняется Министерству развития, промышленности и торговли Бразилии. Бразильское предприятие-экспортер должно быть зарегистрировано в правительственном агентстве, отвечающем за управление импортом и экспортом. Поскольку в экспортной сделке присутствует соответствующий контракт обмена валюты (для обмена иностранной валюты в реалы, или наоборот), бразильские экспортеры должны также зарегистрировать сделки в Центральном Банке Бразилии, ответственном за управление притоком и оттоком иностранной валюты.

Практически каждый валютный контракт в Бразилии связан с определенной таможенной сделкой через электронные системы баз данных, в которой зарегистрированы сделки по импорту и экспорту, и ее копию - базу обмена иностранной валюты, которой управляет Центральный банк Бразилии. Бразильские импортеры, как и экспортеры, должны быть зарегистрированы в электронной системе до выполнения сделок. Сделки импорта в Бразилии также регистрируются в электронной системе, где должна быть получена декларация на импорт, чтобы товар прошел таможню. В случае если на импорт товара необходима лицензия (это условие меняется в зависимости от типа импортируемого товара и принятого режима импорта), она должна быть получена до выгрузки товаров в Бразилии и действительна в течение 90-дневного срока от даты выпуска. Разрешение также получается через электронную систему.

Бразильские таможенные правила оценки основаны на ценности сделки, сопоставимости сделки, возможности перепродажи товара, и методологии стоимости товара. Декларация на импорт регистрируется в электронной системе, основанной на

внутренних списках цен, которые недоступны публично и используются бразильскими таможенными властями, как начальное основание для сравнения. Если указанная таможенная ценность находится в пределах этих параметров, то не возникает никаких таможенных проблем. В случае если цена на импорт не соответствует спискам цен, то требуется дополнительная ценовая оценка импорта. В Бразилии имеется несколько специальных таможенных режимов, согласно которым применяются пошлины, налоги и таможенные льготы.

Таким образом, функции государственного регулирования внешнеторговой деятельности в различных странах осуществляется в рамках разных министерств. Например, в таких странах, как США и Китай, в профильной направленности министерств превалирует внешнеторговая деятельность, в то время как во Франции и Великобритании совмещены такие направления, как экономическое развитие, промышленность и бизнес. В Канаде в функции Министерства включена деятельность в части иностранных дел и международной торговли.

Что касается совершенствования организационной структуры государственного регулирования внешней торговли России на основе мирового опыта и с учетом специфики российской экономики, то нами предлагается вариант нового Министерства внешнеэкономических связей Российской Федерации, который представляет собой совмещение внешнеторговых и внешнеэкономических подразделений Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. В рамках Министерства следует создать четыре блока подразделений: 1. блок стратегического планирования и госудаственного регулирования внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности, в функции которого входит устанавление правил внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности, анализ, прогноз и стратегическое индикативное планирование, тактическое управление; 2. блок внешнеэкономических отношений (формирование и регулирование внешнеэкономических отношений с разными странами); 3. блок научно-методического, консалтингового и информационного обеспечения (разработка управленческих технологий стратегического планирования и управления, тактического управления, технологий экспортного и импортного маркетинга [2], информационных технологий и введения баз данных) ; 4. блок подразделений, обеспечивающих деятельность министерства - управление делами, документационного обеспечения, контроля, государственной службы и кадров, материально-технического обеспечения, сопровождения деятельности Министра, пресс-службы, безопасности, бюджетной политики и финансов и др.

Литература

1. Мировая экономика и международные экономические отношения учебник /Под ред. А. С. Булатова, Н. Н. Ливенцева. - М.: Магистр, 2008.

2. Петросян А. Д. Управленческие технологии государственного регулирования внешней торговли // Маркетинг в России и за рубежом. 2011, № 6.

3. Сидоров М. Торговля - двигатель // Энергия промышленного роста. 2008.

№ 6-7.

4. Тенденции развития мировой торговли в XXI веке. Материалы III Междунар. науч.-практ. конф., 23-26 ноября 2009 г. - Т. 1 Пермь : Российский гос. торгово-экономический ун-т. Пермский ин-т (филиал), 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.