УДК 339.54 Я.А. Суходолов
ББК 65.03 Байкальский государственный университет
экономики и права
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ
Рассмотрены основные этапы развития государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России. Представлен обзор нормативно правовых актов, оказавших существенное влияние на государственное регулирование внешней торговли.
Ключевые слова: государственное регулирование, государственная монополия, либерализация, внешняя торговля, валютный контроль, Россия.
Ya.A. Sukhodolov
Baikal State University of Economics and Law
MILESTONES OF THE STATE TO REGULATE FOREIGN TRADE IN RUSSIA
The article describes the main stages of development of the state regulation of foreign trade in Russia. Reviews of legal acts have affected the state regulation of foreign trade.
Keywords: government regulation, state monopoly, liberalization, foreign trade and exchange controls, Russia.
Современное состояние внешней торговли в России во многом связанно с историей развития государственного регулирования внешнеторговой деятельности [1, с. 19], которая в своем развитии прошла несколько этапов — от монополии государства во внешней торговле до ее либерализации. Рассмотрим основные нормативно правовые акты, внесшие существенные изменения в государственное регулирование внешней торговли в России и их влияние на внешнюю торговлю.
© Я.А. Суходолов, 2012
Нормативно правовые акты, внесшие существенные изменения в государственное регулирование внешней торговли в России
Год Наименование документа Цель
1918 Декрет СНК РСФСР от 22.04.1918 г. «О национализации внешней торговли» На территории РСФСР введена государственная монополия внешней торговли
1921 Решение X съезда РКП (б) от 15.03.1921 г. Хозяйствующим субъектам предоставлена возможность участия во внешнеторговых операциях при участии спецэкспортеров
1929 Решение V Всесоюзного съезда Советов, май 1929 г. Введение пятилетних планов развития экономики СССР
1978 Постановление СМ СССР № 416 от 31.05.1978 г. «О порядке и сроках, входящие в систему министерства внешней торговли» Расширение хозяйственной самостоятельности внешнеторговых объединений и укрепление связей между промышленностью и внешней торговлей
1988 Постановление СМ СССР № 1405 от 02.12.1988 г. «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций» Разрешено осуществление экспортно-импортных операций всем предприятиям, объединениям, производственным кооперативам и иным организациям, продукция (работы, услуги) которых обладают конкурентоспособностью на внешнем рынке
1991 Указ Президента РСФСР № 213 от 15.11.1991 г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» На территории РСФСР отменена государственная монополия внешней торговли. Предприятиям и хозяйственным организациям разрешены внешнеторговые операции. Отменена их обязательная регистрация в качестве участников внешнеэкономической деятельности
1993 Постановление правительства Российской Федерации № 1102 от 02.11.1993 г. «О мерах по либерализации внешнеэкономической деятельности» После распада СССР на территории Российской Федерации созданы дополнительные условия по расширению внешнеэкономической деятельности и либерализации внешней торговли
Окончание табл.
Год Наименование документа Цель
2000 Договор «Об учреждении Евразийского экономического сообщества» от 10.10.2000 г. Республиками Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Российской Федерацией принято решение об образовании таможенный союз
2001 Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1054-р от 08.08.2001 г. «О Плане мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами Всемирной торговой организации» Утвержден план мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами ВТО
2012 Вступление России в ВТО 22 августа 2012 г. Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации
1. Дореволюционный период (до 1917 г.). До революции внешнеторговая деятельность России находилась в ведении двух ведомств: Министерства финансов и Министерства торговли и промышленности. Министерство финансов ведало таможенной политикой (для этого в его составе находился Департамент таможенных сборов и Управление отдельного корпуса пограничной стражи), а Министерство торговли и промышленности занималось вопросами внешнеторгового оборота страны и проблемами торгового мореплавания.
Внешнеторговая политика дореволюционной России строилась на принципах свободной торговли. Почти все международные соглашения, подписанные Россией в тот период, содержали взаимные обязательства не стеснять торговые отношения между странами. Методы, которыми государство влияло на характер внешней торговли, сводились в основном к таможенно-тарифному регулированию, которое осуществлялось через Департамент таможенных сборов. Сверх того государство на внешнюю торговлю не влияло, оно не покупало и не продавало, не ввозило и не вывозило товары. Его роль ограничивалась общим регу-
лированием и созданием наиболее благоприятных условий для экспортно-импортных операций, проводимых торговыми фирмами и частными лицами. Исключение составлял небольшой список товаров, относящихся к государственной монополии, а также товаров, импорт которых в Россию мог временно ограничиваться исключительно санитарно-гигиеническими соображениями. Что касается экспорта, то перечень ограничений здесь был минимальным.
Начавшаяся в 1914 г. первая мировая война несколько скорректировала устоявшуюся внешнеторговую политику России. Был, в частности, ограничен экспорт стратегических товаров и продуктов питания во вражеские страны и повышены таможенные тарифы на импорт из этих стран. Кроме того, в Министерстве торговли и промышленности были созданы три отдела, отвечающие за интересы промышленности и рассматривающие целесообразность внешнеторговых сделок.
2. Введение государственной монополии на внешнюю торговлю (1917-1921 гг.). После буржуазной революции 1917 г. проводилась политика концентрированных закупок импортных товаров, для чего был образован особый Комитет внешней торговли. В это же время для скорейшего пополнения валютных резервов Министерство финансов обязало экспортеров сдавать валюту, получаемую за экспорт товаров. Покупка валюты частными лицами и банками была временю приостановлена, ее распределение взял на себя валютно-расчетный отдел. Импортеры получали валюту лишь обосновав необходимость ввоза того или иного товара.
После октября 1917 г., с введением государственной монополии внешней торговли1, главным субъектом внешнеторговых операций стало государство. Все экспортно-импортные операции стали осуществляться лишь с разрешения его полномочных органов. Нарушение этого порядка расценивалось как контрабанда и жестоко каралось. Был создан Наркомат внешней торговли, который регулировал внешнеторговые операции, определял таможенные правила, устанавливал квоты, выдавал соответствующие разрешения.
1 О национализации внешней торговли: Декрет СНК РСФСР от 22 апр. 1918 г. [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
Рыночные отношения в этот период были разрушены, частная собственность запрещена, что наложило отпечаток на внешнюю торговлю. У производителей исчез интерес к экспорту. Важнейшая отрасль и главный экспортер — русское сельское хозяйство — по причине продразверстки выпал из сферы товарообмена. Россия оказалась оторванной от мирового рынка.
3. Новая экономическая политика (1921-1928 гг.). Новая экономическая политика была провозглашена 15 марта 1921 г. решением X съезда РКП (б). Она временно вернула хозяйствующим субъектам возможность участия во внешнеторговых операциях. Однако при этом сохранилась государственная монополия внешней торговли, а товарооборот осуществлялся через спецэк-спортеров. При этом товары различных поставщиков обезличивались и уже не имели такого сбыта, как до революции.
Чтобы увеличить объемы экспорта, в 1923 г. власти предоставили право некоторым организациям самостоятельно выходить на внешние рынки. Однако это не сыграло сколь-нибудь заметной роли, поскольку торговля велась при непосредственном участии Наркомата внешней торговли, который стремился отрегулировать процесс уже не только таможенными тарифами, но и экспортным планом, специальными квотами, дополнительным лицензированием, системой разрешительно-запретительных правил, определением спецэкспортеров из числа лояльных новой власти организаций т.д. Причем лицензии выдавались лишь хозорганам, в первую очередь государственным. Частные лица могли получить лицензии лишь в исключительных случаях.
Национализация внешней торговли большевистским государством существенно сократила внешнеторговый оборот страны и вызывала непонимание у бывших торговых партнеров России, заинтересованных в расширении товарооборота. Так, если до революции Россия поставляла на мировой рынок более 10% совокупной продукции, то к 1923 г. эта доля сократилась до 1%. На снижение экспорта повлияла и общеэкономическая ситуация. Отечественная промышленность, разоренная революцией и гражданской войной, находилась в глубоком кризисе. Был радикально изменен весь традиционный общественный уклад. Многочисленные декреты и громадный аппарат партийных
и советских чиновников, руководящих внешней торговлей, не могли заменить частной инициативы. Почти не разрешимыми для новой власти оказались и проблемы кредита. Обнищавшая страна не имела свободных капиталов для продвижения товаров за границу. У новой власти не было опыта, а чрезмерная политизация внешней торговли сковала инициативу экспортеров. Даже к концу нэпа (1928 г.) внешнеторговый оборот страны так и не достиг дореволюционного уровня.
4. Переход к плановому ведению народного хозяйства (1928-1978 гг.). В конце 1928 г. началось выполнение первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР, направленного на экономическое развитие страны. План предполагал проведение форсированной индустриализации и коллективизации в СССР. Для этих целей централизованно распределялись все ресурсы внутри экономики, в связи, с чем 11 октября 1931 г. в СССР был введен запрет на ведение частной торговли.
В течение проведения 2-й пятилетки были ликвидированы все элементы капиталистического ведения народного хозяйства, а монопольное регулирование государства в сфере внешней торговли просуществовало до начала экономических реформ в конце 1970-х. гг.
5. Расширение хозяйственной самостоятельности внешнеторговых объединений (1978-1986 гг.). Первые шаги по реорганизации и оживлению внешней торговли в СССР были приняты только в конце 1970-х гг., под воздействием изменений, вызванных в период Косыгинской экономической реформы. Постановлением Совета Министров СССР от 31 мая 1978 г. всесоюзные экспортно-импортные объединения, входившие в систему Минвнешторга СССР, были преобразованы во всесоюзные хозрасчетные внешнеторговые объединения. Их хозяйственная самостоятельность была расширена, укреплена связь между промышленностью и внешней торговлей1.
6. Начало либерализации внешней торговли (1986-1991 гг.). Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 августа 1986 г. № 991 «О мерах по дальнейшему совершенствова-
1 О порядке и сроках, входящие в систему министерства внешней торговли: Постановление Совета Министров СССР от 31 мая 1978 г. № 416 [Электронный ресурс] // СПС «Кон-сультантПлюс».
нию управления внешнеэкономическими связями»1 расширило права союзных министерств и ведомств, объединений и предприятий во внешнеэкономической сфере, облегчило им выход на внешний рынок, сохранив при этом государственную монополию на внешнеэкономическую деятельность. В развитие данного Постановления последовала серия нормативных и методических материалов по различным аспектам внешнеэкономической деятельности.
Постановления Совета Министров СССР от 13 января 1987 г. № 48 и 492 утвердили нормативные акты о порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений с участием иностранного капитала. Таким образом, на территории СССР стала возможной совместная предпринимательская деятельность с участием отечественных и иностранных организаций и фирм.
Постановление Совета Министров СССР от 2 декабря 1988 г. № 1405 «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций»3 разрешило экспортно-импортные операции всем предприятиям, объединениям, производственным кооперативам и иным организациям, продукция (работы, услуги) которых обладали конкурентоспособностью на внешнем рынке. Их операции должны были осуществляться на основе валютной самоокупаемости.
Постановление Совет Министров СССР от 7 марта 1989 г. № 203 «О мерах государственного регулирования внешнеэко-
1 О мерах по дальнейшему совершенствованию управления внешнеэкономическими связями: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 авг. 1986 г. № 991 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
2 О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран-членов СЭВ: Постановление Совмина СССР от 13 янв. 1987 г. № 48 [Электронный ресурс] // СПС «Консуль-тантПлюс»; О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран: Постановление Совмина СССР от 13 янв. 1987 г. № 49 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
3 О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций: Постановление Совмина СССР от 2 дек. 1988 г. № 1405 [Электронный ресурс] // СПС «Консуль-тантПлюс».
номической деятельности»1 обязало всех участников внешнеэкономических связей регистрироваться в МВЭС СССР, а также декларировать товары и иное имущество, перемещаемые через государственную границу СССР Одновременно было введено лицензирование экспорта ряда товаров и запрещена посредническая деятельность всем организациям кроме внешнеэкономических объединений соответствующих министерств и ведомств. Вводился такой же запрет на совершение предприятиями и организациями бартерных сделок.
7. Переход от государственной монополии внешней торговли к государственному регулированию внешней торговли (1991-2001 гг.). Указом Президента России от 15 ноября 1991 г. № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР»2 была отменена государственная монополия внешней торговли. Предприятия и хозяйственные организации получили право на самостоятельные внешнеторговые операции. Данный Указ отменил также обязательную регистрацию российских предприятий и фирм в качестве участников внешнеэкономической деятельности. Экспортерам было разрешено оставлять у себя половину валютной выручки. Были отменены также налоги на импорт, что создало конкурентную среду на сверхмонополизированном внутреннем рынке, компенсировало резкий спад производства в российской промышленности.
Указом Президента России от 25 октября 1991 г.3 был создан Государственный таможенный комитет Российской Федерации (с 1995 г. эта дата отмечается как профессиональный праздник — День таможенника Российской Федерации). В кратчайшие сроки сформировалась таможенная служба, ориентированная на развитие рыночной экономики, способная защищать экономические интересы нового Российского государства, сти-
1 О мерах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: Постановление Совмина СССР от 7 марта 1989 г. № 203 [Электронный ресурс] // СПС «Кон-сультантПлюс».
2 О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР: Указ Президента РСФСР от 15 нояб. 1991 г. № 213 [Электронный ресурс] // СПС «Консуль-тантПлюс».
3 Об утверждении положения о государственном таможенном комитете Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 25 окт. 1994 г. № 2014 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
мулировать увеличение экспортного потенциала. Практически заново была создана законодательная и нормативно-правовая база таможенного дела. Таможенное оформление с границ государства вновь переместилось внутрь его территории, ближе к экспортерам и импортерам продукции.
К сожалению, меры по либерализации внешней торговли в России, после многих лет работы в условиях жесткой монополии, не принесли на первых этапах желаемых результатов по подъему экономики. Наоборот, выход на внешний рынок большого числа российских предприятий, не имевших опыта ведения внешней торговли, привел к их конкуренции друг с другом и ухудшению условий экспортно-импортных сделок.
Начиная с 1992 г. был либерализирован валютный курс для прекращения скрытого субсидирования импорта в ущерб отечественным производителям. Введен импортный тариф для защиты российских производителей от конкуренции со стороны иностранных товаров. Для создания российского валютного рынка с 1 июня 1992 г. была установлена обязательная продажа экспортерами 50% валютной выручки1.
Резкое расширение числа участников экспортных операций, произошедшее в 1992 г. обострило проблему валютного контроля за экспортными поставками. Центральный Банк и Государственный таможенный комитет 12 октября 1993 г. приняли совместную инструкцию № 19 и № 01-20/102832, определяющую порядок валютного контроля за поступлениями в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров.
Постепенно сокращался объем поставляемой на экспорт квотируемой и лицензируемой продукции. В мае 1994 г был подписан Указ Президента «Об отмене квотирования и лицензирования поставок товаров и услуг на экспорт»3, а в 1995 г экспортные квоты и лицензии были вовсе ликвидированы. При
1 О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин: Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 629 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
2 Совместная инструкция Центрального Банка и Государственного таможенного комитета от 12 окт. 1993 г. № 19 и № 01-20/10283 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант-Плюс».
3 Об отмене квотирования и лицензирования поставок товаров и услуг на экспорт: Указ Президента от 23 мая 1994 г. № 1007 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
этом вывоз стратегически важных сырьевых товаров стал проводиться без регистрации соответствующих предприятий-экс-портеров в МВЭС.
Завершил переход к новому внешнеторговому режиму федеральный закон от 7 июля 1995 г. № 157 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»1. В нем кроме определения принципов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности были разграничены сферы компетенции Федерации и ее субъектов при осуществлении ВЭД, а также перечислены важнейшие функции федеральных исполнительных органов, ответственных за регулирование данной сферы деятельности.
С апреля 1996 г. ликвидировано подавляющее число экспортных пошлин. Наряду с этим были отменены обязательная экспертизы количества, качества и цены поставляемых товаров, а также регистрация экспортных контрактов (обязательный характер был заменен на рекомендательный). Контроль за экспортом сохранен только в сфере возврата валюты по внешнеторговым операциям.
В этом же 1996 г. введен валютный контроль за импортом (по аналогии с экспортом). Его цель — воспрепятствовать использованию импортных контрактов для нелегального вывоза российского капитала. При этом валютным контролем были охвачены также бартерные сделки.
В настоящее время, к числу важнейших законодательных актов регулирующих внешнеэкономическую деятельность (принятых в рассматриваемый период и действующих с соответствующими поправками), относятся: Таможенный кодекс Российской Федерации2, Закон Российской Федерации «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе»3, Закон Российской Федерации «О специальных защитных, антидемпинговых и ком-
1 О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: федер. закон от 13 окт. 1995 г. № 157-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
2 Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
3 О таможенном тарифе : Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
пенсационных мерах при импорте товаров»1, Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле»2, Закон Российской Федерации «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами»3.
Действующая законодательная база нуждалась в развитии и совершенствовании. Важным направлением совершенствования российского внешнеэкономического законодательства было его приведение в соответствие с международными нормами.
8. Подготовка к вступлению в ВТО (2001-2011 гг.). Для приведения российского законодательства и правоприменительной практики в соответствие с международными нормами и правилами, были приняты: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 августа 2001 г. № 1054-р «О Плане мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами Всемирной торговой орга-низации»4, в соответствии с которым внесены изменения в Таможенный и Налоговый кодексы России, приняты Федеральные законы — «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», «О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров...»5, «О валютном регулировании и валютном контроле», внесены изменения в ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»6.
1 О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров: федер. закон от 8 дек. 2003 г. № 165-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «Консуль-тантПлюс».
2 О валютном регулировании и валютном контроле: федер. закон от 10 дек. 2003 г. № 173-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
3 О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами: федер. закон от 14 апр. 1998 г. № 63-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
4 О Плане мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами Всемирной торговой организации: Распоряжение Правительства РФ от 8 авг. 2001 г. № 1054-р [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
5 О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в 1992 г.: Постановление правительства РФ от 31 дек. 1991 г. № 90 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
6 Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: федер. закон от 8 дек. 2003 г. № 164-ФЗ (ред. от 11.07.2011) [Электронный ресурс] // СПС «Кон-сультантПлюс».
Одновременно с проведением подготовки к вступлению в ВТО Россия проводила работы по созданию таможенный союз ЕврАзЭС между Республиками Беларусь и Казахстан и Российской Федерацией. 10 октября 2000 г. между Республиками Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Российской Федерации подписан договор «Об учреждении Евразийского экономического сообщества». На его основе 6 октября 2007 г. был подписан договор «О Комиссии таможенного союза», договор «О создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза» от 6 октября 2007 г. и «Таможенный кодекс Таможенного союза» от 27 ноября 2009 г.
9. Развитие государственной системы регулирования внешней торговли в Российской Федерации после вступления в ВТО (с 2012 г.). 22 августа 2012 г. вступил в силу Протокол от 16 декабря 2011 г. «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г., ратифицированный Федеральным законом от 21 июля 2012 г. № 126-ФЗ1. С этого момента Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации, взяв на себя обязательства по регулированию рынка товаров и услуг в соответствии с достигнутыми договоренностями. Так, в соглашении по тарифам отмечены уровни пошлин, размер и сроки их снижения. Переходный период для российского рынка по основным товарам составит около 3 лет и около 5-7 лет для наиболее значимых групп товаров.
После ратификации протокола вступил в силу ряд принятых ранее документов, но отложенных до вступления России в ВТО.
Вступил в силу договор, подписанный в Минске 19 мая 2011 г., о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы2. Договор предусматривает, что с момента присоединения России, Белоруссии или Казахстана к ВТО нормативная база ВТО становятся частью правовой системы Таможенного союза, а страны, входящие в Таможенный
1 О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.: федер. закон от 21 июля 2012 г. № 126-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
2 О ратификации договора о функционировании таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы: федер. закон от 19 окт. 2011 г. № 282-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
союз, принимают все необходимые меры для приведения правовой системы Таможенного союза к нормам ВТО.
Вступила в силу новая редакция Единого таможенного тарифа Таможенного союза1, разработанная с учетом обязательств взятых на себя Россией, а также введены новые ставки вывозных таможенных пошлин2. В соответствие с изменениями, вводимыми в таможенный тариф Таможенного Союза, внесены корректировки в договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства3.
Дальнейшее развитие государственной системы регулирования внешней торговли в Российской Федерации будет, происходит в соответствии с нормами ВТО, что позволит использовать международные наработки при формировании правовой системы регулирования внешней торговли в России.
Развитие государственного регулирования внешней торговли прошло несколько этапов. Для дореволюционного периода характерно минимальное влияние государства на внешнюю торговлю, что способствовало ее динамичному развитию.
Введение государственной монополии внешней торговли после революции негативно сказалось на ее объемах и структуре. Некоторое оживление внешнеторговых связей произошло в период проведения НЭПа, за счет возвращения возможности хозяйствующим субъектам участия во внешнеторговых операциях.
Однако задачи индустриализации советской экономики потребовали отказа от всех форм частного предпринимательства, в том числе и в сфере внешней торговли. Советская модель внешней торговли была эффективна для проведения быстрой индустриализации страны, но оказалась неконкурентоспособна на мировом рынке за счет своей закрытости (в большей степени по
1 Решение совета Евразийской экономической комиссии «Об утверждении единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного Союза и Единого таможенного тарифа Таможенного Союза» от 16 июля 2012 г. № 54 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
2 Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 21 июля 2012 г. № 756 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
3 Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 авг. 2012 г. № 125 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
политическим причинам). Попытки реформирования сложившейся системы, проведенные в конце 1980-х гг., и направленные на оживление внешнеторговых связей по большому счету на дали ожидаемого эффекта.
Либерализация внешней торговли в 1991 г. отменила государственную монополию внешней торговли, и открыла для российских предприятий и организаций возможность самостоятельно осуществлять внешнеторговые операции. Однако отсутствие опыта работы в условиях рынка и начавшийся в стране экономический кризис существенно сократили долю России в мировой торговле.
Постепенное улучшение экономической ситуации и формирование нормативно-правовой базы ведения внешней торговли вернули России долю в мировой торговле на уровне 1990 г.
После стабилизации ситуации правительством был взят курс на приведение российского законодательства и в соответствие с международными нормами и правилами, для участия в международных интеграционных образованиях.
В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и округов) — координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации и выполнение международных договоров Российской Федерации.
При этом по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории страны. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон, а при противоречии между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.
На современном этапе государственного регулирования внешней торговли в России сложилась система управления в соответствии с международными нормами и правилами, принятыми в рамках различных международных организаций.
Список использованной литературы
1. Лылов А. И. Теория и практика управления и государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) на современном этапе / А. И. Лылов, А. А. Лылов., Ю. И. Мартынов, Л. Д. Хацкевич. — Воронеж : [б. и.], 1999. — 48 с.
Информация об авторе
Суходолов Яков Александрович — аспирант, кафедра мировой экономики и международного бизнеса, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, yakov. suhodolov@gmail.com.
Author
Sukhodolov Yakov Alexandrovich — post-graduate student, Department of International Economy and International Business, Baikal State University of Economics and Law, 11, Lenin Street, Irkutsk, 664003, yakov. suhodolov@gmail.com.