Научная статья на тему 'Таможенные технологии Республики Корея в рамках внешнеторгового партнерства с деловыми кругами страны'

Таможенные технологии Республики Корея в рамках внешнеторгового партнерства с деловыми кругами страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1278
455
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Таможенные технологии Республики Корея в рамках внешнеторгового партнерства с деловыми кругами страны»

А. В. КРЯЖЕВ, И. Н. ТЕН

Таможенные технологии Республики Корея в рамках внешнеторгового партнерства с деловыми кругами страны

Система международных договоров о свободной торговле с зарубежными странами является основой внешней торговой политики Республики Корея (РК). Страна традиционно зависит от внешних рынков, и рост корейской экономики обусловлен активной экспортной стратегией государства.

На сегодняшний день подписаны и вступили в силу соглашения о свободной торговле (ССТ) со многими ведущими странами мира, среди которых представлены ЕС, Скандинавские страны (Европейское соглашение о свободной торговле), Турция, КНР, Индия, Вьетнам, Сингапур, страны АСЕАН, Австралия, Новая Зеландия, Канада, США, страны Латинской Америки.

С отдельными государствами переговоры о подписании ССТ находятся в завершающей стадии. С рядом стран Корея ведет активные переговоры и консультации по подготовке соглашений.

Концепция Таможенной службы Республики Корея (ТС РК) в области реализации таможенной политики и таможенного дела по вопросам внешнеторгового партнерства выражается в следующем:

- создание благоприятных условий для ведения бизнеса (внедрение систем UNI-PASS, Единого окна и др.);

- взаимодействие государства и бизнеса (программа УЭО, постаудит, и др.);

КРЯЖЕВ Алексей Владимирович — представитель таможенной службы Российской Федерации в Республике Корея. kr.alexey2010@gmail.com.

ТЕН Игорь Намткэевич — главный специалист-эксперт таможенной службы Российской Федерации в Республике Корея. igor.ten82@gmail.com.

© Кряжев А. В., Тен И. Н., 2016

- защита и представление интересов корейского бизнеса на зарубежных рынках.

В 1994 г. Таможенная служба Кореи внедрила систему 100 %-го электронного декларирования и таможенного оформления UNI-PASS, которая в настоящее время работает в автоматизированном и круглосуточном режиме онлайн. Она объединяет в информационную сеть более 100 тыс. экспортеров, импортеров, финансовых организаций, транспортных и логистических компаний по всей стране. В рамках данной системы действует принцип «One Stop», т. е. подача документов для таможенного оформления производится однократно и только в таможенный орган. В случае необходимости получения разрешительных документов из других организаций данные от участника ВЭД через логистическую сеть «Единое окно» в электронном виде одновременно рассылаются по всем заинтересованным инстанциям.

Применение системы электронного декларирования освобождает участников ВЭД от необходимости физического посещения таможенного органа.

Для установления коммуникационного процесса с участниками ВЭД и организациями, имеющими отношение к прохождению таможенных процедур, функционирует интернет-портал. Он соединен с национальными и международными сетями логистики, финансов и провайдерами услуг электронной торговли. Пользователи Интернета могут оформить экспортно-импортные декларации, находясь в любом месте, где есть доступ к сети (при соответствующей авторизации пользователя).

Система «Единого окна» позволяет производить таможенное оформление, досмотр и карантинный контроль одновременно. Участники ВЭД Кореи наряду с подачей декларации на экспортно-импортные процедуры через портал могут заполнять заявления на соблюдение требований внешнеторгового законодательства. Дополнительно UNI-PASS в автоматическом режиме может уведомлять участников ВЭД о стадии прохождения таможенной очистки и результатах досмотра, о местоположении груза при бондовых транспортировках; сообщать данные о погрузочно-разгрузочных работах, информацию о хранении и состоянии груза, и др. Система используется таможенными органами страны во всех сферах таможенного администрирования (СУР, правоохранение, аудит, кадровая работа, финансы, и др.)

С 2005 г. правительством Республики Корея была инициирована компания по внедрению системы UNI-PASS в развивающихся странах мира. Первым государством, в котором началась исследовательская работа по установлению системы, стала Республика Казахстан. В настоящее время 10 стран мира используют корейскую программу UNI-PASS,

в 14 государствах ведутся работы по внедрению системы и обучению персонала для работы с ней.

Укрепление позиций корейского бизнеса на международном рынке является одним из приоритетов для Таможенной службы Кореи. К основным мероприятиям в данном направлении можно отнести следующие.

1. Оказание максимального содействия реализации соглашений о свободной торговле и взаимного признания статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО) с основными странами партнерами.

2. Поддержание системы таможенного оформления и контроля в рамках торгово-экономических процессов в стране (процедура таможенного оформления на экспорт в среднем занимает 1,5 мин, на импорт - 1,5 ч; максимальное время, отведенное на процедуру оформления экспорта и импорта в случае необходимости проведения таможенным органом документального контроля или таможенного досмотра, составляет 3-4 ч; более 50 % таможенных сборов взимается в ходе таможенного контроля после выпуска товаров).

3. Содействие компаниям-экспортерам с малым и средним объемом капитала для обеспечения стабильного экономического роста. Малые и средние предприятия Кореи частично сталкиваются с трудностями в вопросах подтверждения достоверности страны происхождения при экспорте продукции в США и ЕС, с которыми у страны существуют соглашения о свободной торговле. Задачей ТС РК является налаживание диалога с зарубежными контролирующими органами с целью упрощения данных процедур для корейских компаний.

Дополнительно в ТС РК существует программа поддержки компаний, столкнувшихся с экономическими трудностями. Например:

- при кризисе платежеспособности компании могут воспользоваться отсрочкой или рассрочкой платежа,

- в отношении неплательщиков, у которых веская причина, не позволившая им вовремя уплатить налоги.

4. Оказание помощи развивающимся странам в области таможенного администрирования и выстраивание диалога с зарубежными таможенными органами. Одной из задач ТС РК в части выполнения этого пункта плана является оказание содействия зарубежным партнерам в области предоставления образовательных услуг и внедрения информационных технологий, разработанных ТС РК. В настоящее время приоритетными направлениями деятельности ТС РК в данной области являются установление взаимодействия со странами Африки и Южной Америки, а также поддержание сотрудничества со странами АСЕАН и ЕС.

Взаимодействие государства и бизнеса в стране осуществляется на основе программы уполномоченного экономического оператора (УЭО).

Эта программа была разработана на основе рекомендаций ВТО/СТС по безопасности ВЭД от 2005 г. ^СО$а£е'^гк), предполагающих внедрение предварительного информирования, использование СУР, применение технологий отслеживания перемещения контейнеров и установления партнерских отношений с бизнесом через создание системы УЭО. Национальная программа РК УЭО была принята в апреле 2009 г.

Согласно концепции развития системы УЭО в Республике Корея государство поддерживает партнерские отношения с организациями, являющимися звеньями в международной цепи поставок продукции. Программа предусматривает выработку таможенных процедур для всех экспортно-импортных торговых операций и их участников, включая экспортеров, импортеров, таможенных брокеров, экспедиторов, логистических компаний, перевозчиков внутри бондовых зон, компаний, осуществляющих по-грузочно-разгрузочные работы, операторов СВХ, операторов бондовых зон и портовых терминалов.

Предпосылками внедрения программы УЭО послужил, во-первых, ежегодный прирост товарооборота в Республике Корея, который увеличивался в среднем на 200-300 млн долл. США. Ежегодный же прирост количества оформленных таможенными органами деклараций составлял 600-700 тыс. В 2013 г. внешнеторговый оборот Республики Корея достиг отметки в 1 трлн долл. США, в то время как количество сотрудников таможенных органов ТС РК оставалось постоянным (с 1996 г.). ТС РК была необходима концепция, позволяющая обрабатывать значительные объемы грузов при небольшой штатной численности таможенных органов страны (в настоящее время на 4 500 сотрудников ТС РК приходится свыше 12 миллионов деклараций ежегодно).

Во-вторых, свою роль сыграла специфика корейского бизнеса - конгломераты «чеболи» - корпорации, представленные практически во всех сферах производства и услуг, создающие значительную долю в совокупном объеме добавочной стоимости страны.

Внедрение системы УЭО ориентировано преимущественно на крупнейшие корпорации страны. В настоящий момент порядка 200 из них являются участниками системы УЭО.

Среди преимуществ для компаний, присоединившихся к системе УЭО, можно назвать следующие.

Минимальный таможенный контроль. В отношении компаний УЭО документальный и физический таможенный контроль не производится, а проверка осуществляется на этапе постаудита.

Применение упрощенных процедур таможенного оформления. Компания, получившая сертификат УЭО, может самостоятельно производить действия по таможенному оформлению (классификация товара,

исчисление величины таможенной пошлины), освобождается от необходимости представления товаросопроводительных документов, а также имеет приоритет в очередности таможенного оформления.

Сокращение издержек (разрешение оплачивать таможенные платежи в течение месяца после осуществления таможенных процедур, финансовые гарантии обеспечения уплаты таможенных платежей, автоматический возврат средств, оставшихся после уплаты таможенных сборов).

Другие преимущества: статус «партнера» ТС РК, упрощенная транспортировка внутри бондовых зон, возможность хранения еще не выпущенных товаров на собственной территории компании УЭО, осуществление проверки таможенными органами только в ходе постаудита.

Для экспортных компаний предоставляется гарантия со стороны государства в достоверности заявленной страны происхождения при вывозе товаров за границу и возможность декларирования через систему оператора корейской системы UNI-PASS KT-NET.

Одним из наиболее сложных вопросов в подготовке ССТ между странами представляется этап подписания двусторонних межгосударственных соглашений о взаимном признании статуса УЭО (MRA, Mutual Recognition Agreement).

Механизм практической реализации взаимного признания статуса УЭО отличается при заключении соглашений с разными странами, однако существуют общие принципы работы:

- таможенные службы признают равное количество компаний, авторизованных в системе УЭО;

- торговые компании со статусом УЭО за рубежом при импорте товаров корейских компаний, имеющих статус УЭО, указывают при таможенном оформлении специальный код. Зарубежные компании УЭО ставят в известность корейских импортеров о наличии данного кода при экспорте товаров в Республику Корея. Коды присваиваются национальными операторами УЭО и подлежат передаче зарубежной стороне для целей реализации соглашений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.