Научная статья на тему 'Таможенная составляющая внешнеэкономической деятельности в Азербайджане: международные оценки и императивы модернизации'

Таможенная составляющая внешнеэкономической деятельности в Азербайджане: международные оценки и императивы модернизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
405
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО / ТАМОЖЕННОЕ ПОСРЕДНИЧЕСТВО / БРОКЕР / ОКОЛОТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / CUSTOMS / CUSTOMS MEDIATION / BROKER / CUSTOMS-BY SERVICE / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ханларов Джабраил Эльдар Оглы

Расширение мирохозяйственных связей Азербайджана способствовало росту показателей его внешнеторгового товарооборота и интенсивному формированию рынка таможенных услуг. Это обусловило актуальность международных оценок ситуации, сложившейся в республике в области внешнеэкономической деятельности и таможенно -го дела. Представленные рейтинговые оценки позволили раскрыть имеющиеся в данной сфере резервы и наметить конкретные пути их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ханларов Джабраил Эльдар Оглы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS COMPONENT OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY IN AZERBAIJAN: INTERNATIONAL ASSESSMENTS AND IMPERATIVES OF MODERNIZATION

Expanding economic ties Azerbaijan contributed to the growth performance of its foreign trade and intensive formation of a market of customs services. This led to the relevance of international assessments of the situation in the country in foreign trade and customs affairs. Presented rating scores to reveal the available reserves in this area and to identify concrete ways to implement them.

Текст научной работы на тему «Таможенная составляющая внешнеэкономической деятельности в Азербайджане: международные оценки и императивы модернизации»

УДК 336

Ханларов Джабраил Эльдар оглы

соискатель Института экономики Национальной академии наук Азербайджана r.aghazadeh@fhn.gov.az

ТАМОЖЕННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОЦЕНКИ И ИМПЕРАТИВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ

Khanlarov Jabrail Eldar ogli

post-graduate student of the Institute of Economy of National Academy of Sciences of Azerbaijan r.aghazadeh@fhn.gov.az

CUSTOMS COMPONENT OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY IN AZERBAIJAN: INTERNATIONAL ASSESSMENTS AND IMPERATIVES OF MODERNIZATION

Аннотация:

Расширение мирохозяйственных связей Азербайджана способствовало росту показателей его внешнеторгового товарооборота и интенсивному формированию рынка таможенных услуг. Это обусловило актуальность международных оценок ситуации, сложившейся в республике в области внешнеэкономической деятельности и таможенного дела. Представленные рейтинговые оценки позволили раскрыть имеющиеся в данной сфере резервы и наметить конкретные пути их реализации.

Ключевые слова:

внешнеэкономическая деятельность, таможенное дело, таможенное посредничество, брокер, околотаможенные услуги, модернизация.

The summary:

Expanding economic ties Azerbaijan contributed to the growth performance of its foreign trade and intensive formation of a market of customs services. This led to the relevance of international assessments of the situation in the country in foreign trade and customs affairs. Presented rating scores to reveal the available reserves in this area and to identify concrete ways to implement them.

Keywords:

foreign economic activity, customs, customs mediation, broker, customs-by service, modernization.

Интеграция Азербайджанской Республики (АР) в мировую экономику нашла отражение в расширении его мирохозяйственных связей, росте показателей внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и интенсивном формировании рынка таможенных услуг. По состоянию на начало 2011 г. АР имела внешнеторговые связи со 146 странами мира, в том числе по экспорту - со 110, импорту - 131. За 2001-2010 гг. ее внешнеторговый товарооборот увеличился в 9,6 раза, в том числе экспорт - в 12,2, импорт - в 5,6 раза [1, с. 636-641].

В контексте расширения мирохозяйственных связей АР особый смысл приобретают международные оценки ситуации, сложившейся здесь в области ВЭД и таможенного дела. В Докладе Всемирного Экономического Форума (WEF) о глобальной конкурентоспособности в 2010-2011 гг. по величине торговых барьеров АР занимает низкое, 132-е место (3,5 балла) [2] среди 139 стран мира, находясь на одном уровне с Россией, вместе с которой замыкает список государств СНГ по данному показателю. Это означает, что таможенные тарифы, а также барьеры, не связанные с тарифами, существенно ограничивают способность импортных товаров конкурировать на внутреннем рынке. По индикатору обременительности таможенных процедур у АР несколько лучшее положение - 108-е место (3,5 балла). Более выигрышная для АР позиция сложилась по размеру ставок торговых пошлин, средневзвешенный показатель которого составил в республике 6,9 % (82-е место) [3, с. 436, 437, 440].

Согласно другому рейтингу WEF, по индексу вовлеченности в международную торговлю, отражающем степень свободы перемещения товаров через границу, АР в 2010 г. занял 77-е место (3,88 балла) среди 125-ти стран мира (соответственно против 70/121 в 2009 г.), опередив такие страны бывшего СССР как Украина, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Россия [4, с. 9]. Следует также выделить позицию АР по основным компонентам данного индекса, имеющим непосредственное отношение к таможенному делу. Так, по ряду показателей АР занимает достаточно высокие места: доступ на внешний рынок - 59-е место (3,29 балла), эффективность таможенного администрирования - 38 (4,7), индекс таможенных услуг - 28 (9,3), открытость для многосторонних торговых правил - 34 (73,0). В то же время развитие международной торговли сдерживается из-за затруднительности импортно-экспортных процедур - 123-е место (1,8 балла), высоких тарифных ставок - 76 (6,9), трудного доступа на внутренний рынок - 70 (4,66), повышенной обременительности таможенных процедур - 69 (3,9 балла). В свою очередь, сложности в осуществления экспорта и импорта заключаются в низкой эффективности процедуры очистки (105-е место; 2,1 балла), длительности времени для импорта (116-е место; 50 дней) и экспорта (115-е; 46 дней), большом количестве требующихся для этих операций документов (соответственно 125-е место; 14 ед. и 106-е; 9 ед.), высокой стоимости единицы контейнера при импорте и экспорте (соответственно 120-е; 3 480 долл. и 119-е; 2 980 долл.) [5, с. 12-15, 53].

По данным «Doing Business 2011», среднее время экспортных процедур в Азербайджане - 43 дня, что весьма продолжительно, особенно в сравнении с лучшими показателями зарубежной практики. Так, в Дании, Эстонии и Сингапуре прохождение экспортных процедур занимает всего 5 дней, в Гонконге, Люксембурге,

- 3G9 -

Нидерланлдах и США - 6 дней. Довольно высока по международным стандартам и сумма официальных платежей при экспорте в расчете на один контейнер: в среднем она составила 2 980 долл.. Для сравнения: для малайзийских экспортеров сопоставимый показатель равен 450 долл., китайских - 500 долл., немецких -872 долл., турецких - 990 долл. Самая успешная в этом плане страна из бывшего СССР - Латвия -600 долл. Прохождение в АР обязательных процедур при импорте в среднем занимает 46 дней, тогда как в большинстве развитых стран на это уходит в пределах 5-20 дней. Лидер по данному показателю - Сингапур - 4 дня. Среди постсоветских стран лидируют Эстония (5 дней), Литва (10), Латвия (11) и Грузия (13 дней). Стоимость расходов на осуществление импорта в расчете на один контейнер составила в Азербайджане 3 480 долл., тогда как, например, для Сингапура - 439 долл., а для 112 из 183 стран - не превышает 1 500 долл. [5, р. 68, 156, 162, 164-165, 201; 6, р. 59-60].

В данном контексте и с учетом курса на углубление мирохозяйственных связей АР огромное значение приобретает предстоящий процесс ее вступления в ВТО, который, на наш взгляд, должен иметь высокий приоритет во внешнеэкономической политике страны. В настоящее время АР находится на очередной стадии этого сложного и многогранного процесса. В центре внимания ВТО находятся такие проблемы, как упрощение и унификация таможенной деятельности с целью максимального облегчения международной торговли, ускорения мирового товарооборота при обеспечении в полном объеме контрольных и фискальных функций таможни; содействие гармонизации таможенных систем и таможенного законодательства, обмену информацией и опытом для развития таможенного дела; совершенствование таможенных операций и установление международного сотрудничества в области таможенных процедур.

Позитивные и негативные последствия вступления АР в ВТО напрямую затронут и отечественный институт таможенных посредников. Очевидно, что увеличение внешнеторгового товарооборота и унификация таможенных процедур неизбежно повлечет повышение спроса на услуги в околотаможенной сфере, а это, несомненно, приведет к росту численности субъектов околотаможенного бизнеса. Одновременно повышение интенсивности ВЭД позволит таможенным брокерам наращивать объемы и расширять перечень услуг, а значит, увеличивать экономическую эффективность своей деятельности.

Отрицательные последствия вступления АР в ВТО связаны со свободным доступом на отечественный рынок таможенных услуг иностранных транспортно-экспедиторских компаний и фирм-перевозчиков, что создаст жесткую конкуренцию местным таможенным посредникам. Конкуренция может усугубиться еще и тем, что таможенные брокеры не имеют на сегодняшний день каких-либо реальных, закрепленных законодательством, преимуществ при проведении таможенного оформления грузов по сравнению с самостоятельными участниками ВЭД. Хотя роль отечественных таможенных брокеров в обеспечении нормальной работы таможенных органов и пополнении доходной части госбюджета неуклонно возрастает, нормативно-правовые условия развития данного сектора далеки от совершенства, а практические аспекты работы самих брокерских фирм, в отличие от иностранных конкурентов, зачастую не соответствуют мировым стандартам качества подобных услуг. Кроме того, при завоевании новых рынков крупные иностранные корпорации ведут агрессивную политику по борьбе с конкурентами, подкрепляют работу новых подразделений значительными инвестициями, постоянно повышают квалификацию работников и обеспечивают высокий уровень социальных условий труда. Несмотря на это, реальными преимуществами отечественных брокеров, которые проявятся на первом этапе открытия экономики, является доскональное знание специфики азербайджанского законодательства, налаженные технологии взаимодействия с таможенными и контролирующими органами и клиентами, разветвленная сеть структурных подразделений на всей территории страны.

Исходя их вышеизложенного, важным резервом повышения эффективности ВЭД и таможенного дела является разработка таких экономико-правовых норм и положений, которые способствовали бы сокращению торговых барьеров. Рассмотрение взаимосвязи правовой базы ВЭД, таможенной деятельности и таможенного посредничества является необходимой и важной в период подготовки вступления в ВТО. Дело в том, что в переходный период уже приняты отдельные правовые и нормативные акты в этих областях. Многие положения и системы приведенных правовых документов совпадают и взаимодополняют друг друга. Однако в новых глобализационных условиях у многих государств мира появляется необходимость в разработке четкой взаимосвязанной правовой системы в области ВЭД и таможенного дела.

Изучение международных стандартов и практики в области таможенного посредничества, сравнительный анализ организационных, правовых и экономических условий работы таможенных брокеров в Азербайджане и развитых странах позволили выявить конкретное несовпадение отечественного внешнеторгового законодательства с принципами и нормами ВТО, а также с требованиями, которые предъявляются государствам при присоединении к ее соглашениям. Помимо этого, республиканское нормативноправовое поле таможенного дела не вполне адекватно и пакету рекомендаций, способствующих упорядочению и облегчению процесса взаимодействия всех сторон - участников процедуры таможенного оформления грузов, которые были выработаны Всемирной таможенной организацией и содержатся в международных таможенных конвенциях.

На наш взгляд, в условиях АР целесообразно внедрение только таких стандартов ВТО и Всемирной таможенной организации, которые при создании соответствующей среды будут способствовать однозначному повышению эффективности полноценной модернизации таможенной деятельности и таможенного посредничества в АР. Учитывая сложность, противоречивость проблем в указанной сфере и ограниченность финансовых ресурсов государства для их решения, принципиально важно сосредоточиться на реализации приоритетных задач, причем не только текущих, но и (в неменьшей степени) стратегических. Это нашло свое выражение в виде представленных в статье, с учетом глобализационных процессов и проводимых в стране реформ, практических рекомендаций, направленных на совершенствование нормативно-правовой базы та-

моженной службы, формирование современной таможенной и околотаможенной инфраструктуры, полномасштабную компьютеризацию таможенной деятельности и других мер, обеспечивающих эффективное выполнение функций таможенного посредничества и преодоление существующих таможенных барьеров.

Основой современной системы организации работы таможенных брокеров должны стать качественно новые, максимально понятные и прозрачные рамки проведения таможенного оформления и таможенного контроля, базирующиеся на общепринятых в международной практике принципах. В целом для реализации поставленных задач необходимо сконцентрировать усилия на следующих инновационных направлениях упрощения процедур внешней торговли и модернизации таможенной системы: внедрение механизма «единого окна»; предварительного и электронного декларирования; систем анализа и управления рисками, посттаможенного контроля; гармонизация форм декларирования с международными стандартами; применение таможенных карт; аутсорсинг околотаможенных услуг; создание на базе пограничных таможен центров обслуживания участников ВЭД; реализация формата государственно-частного партнерства в околотаможенной сфере.

При этом с учетом зарубежного опыта следует, по нашему мнению, выделить два важнейших момента, от которых зависит не только эффективность, но и сама реализация поставленных целей. Во-первых, для модернизации таможенного посредничества особое внимание должно быть уделено обустройству пунктов пропуска на границе, оснащению их современными средствами технического контроля. Во-вторых, для полноценного функционирования таких инструментов упрощения процедур, как предварительное информирование и система управления рисками, потребуется полномасштабная компьютеризация деятельности таможенных органов не только внутри системы, но и в процессах взаимодействия с таможенными администрациями зарубежных государств и бизнес-сообществом. В данном контексте также следует обратить пристальное внимание на адекватность электронных баз таможен стран СНГ. Для решения этих проблем потребуются значительные финансовые затраты, внедрение перспективных таможенных технологий, организация обучения кадрового состава.

Всесторонний анализ каждого из перечисленных направлений модернизации таможенного посредничества, выявление их выгод (как для государства, так и для бизнеса) и факторов, препятствующих дальнейшему развитию и внедрению названных прогрессивных трендов в таможенной системе Азербайджана, будут, по нашему мнению, способствовать росту ее эффективности, предоставлению полного комплекса таможенно-логистических услуг, и перспективы освоения этих направлений вполне обозримы.

Полноценная модернизация таможенного посредничества возможна только при наличии современной таможенной инфраструктуры, полномасштабной компьютеризации деятельности таможенных органов, обеспечивающих эффективное выполнение функций таможенного администрирования.

В результате реализации вышеуказанных мероприятий возникает реальная возможность развития системы информационной и консалтинговой поддержки околотаможенного бизнеса, расширения потенциальных источников финансирования совершенствования инфраструктуры, повышения уровня кадрового обеспечения околотаможенных структур. Это, в конечном счете, приведет к модернизации таможенного посредничества, успешному взаимодействию таможенных органов, таможенных брокеров и бизнес-структур, выработке эффективных управленческих решений в области инновирования таможенного обслуживания.

Ссылки:

1. Statistical Yearbook of Azerbaijan 2011. Baku, 2011.

2. Согласно методологии WEF, 1 балл = сильно ограничивают; 7 баллов = не ограничивают.

3. The Global Competitiveness Report 2010-2011. Geneva: World Economic Forum, 2010.

4. The Global Enabling Trade Report 2010. Geneva: World Economic Forum, 2010.

5. Ibid.

6. Doing Business 2011: Making a Difference for Entrepreneurs. Washington, DC: The International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank, 2010.

7. Doing Business 2011: Azerbaijan. Washington, DC: The International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank, 2010.

References (transliterated):

1. Statistical Y earbook of Azerbaijan 2011. Baku, 2011.

2. According to the methodology of WEF, 1 point = strongly limit; 7 points = no limit.

3. The Global Competitiveness Report 2010-2011. Geneva: World Economic Forum, 2010.

4. The Global Enabling Trade Report 2010. Geneva: World Economic Forum, 2010.

5. Ibid.

6. Doing Business 2011: Making a Difference for Entrepreneurs. Washington, DC: The International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank, 2010.

7. Doing Business 2011: Azerbaijan. Washington, DC: The International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.