Научная статья на тему 'ОБ ОПЫТЕ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИТОГОВЫХ ЭКЗАМЕНОВ И ЗАЧЕТОВ АКАДЕМИЕЙ УПРАВЛЕНИЯ МВД РОССИИ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ'

ОБ ОПЫТЕ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИТОГОВЫХ ЭКЗАМЕНОВ И ЗАЧЕТОВ АКАДЕМИЕЙ УПРАВЛЕНИЯ МВД РОССИИ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
83
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ / ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иващук Александра Владимировна

В статье рассматривается вопрос замещения очного на дистанционный итоговый контроль обучения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Цель работы состоит в рассмотрении организационных, правовых и содержательных аспектов данного вида контроля. Помимо осуществляемой в настоящее время интенсификации информатизации в системе МВД России значительные изменения в общественном устройстве обусловило появление в 2020 г. новой коронавирусной инфекции. Ограничения, появившиеся в связи с пандемией, внесли определенные изменения в организацию учебного процесса. Непосредственное участие автора в приеме государственных итоговых экзаменов в 2020 г. и зачетов по результатам изучения дисциплин в 2021 г. позволило выявить позитивные достижения, а также обратить внимание на проблемные аспекты. На основе анализа проведения вышеуказанных мероприятий и исследования правовых основ дистанционного обучения предложены меры по совершенствованию деятельности образовательной организации, связанной с дистанционным итоговым контролем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иващук Александра Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE EXPERIENCE OF CONDUCTING STATE FINAL EXAMS AND TESTS BY THE ACADEMY OF MANAGEMENT OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN A REMOTE FORMAT

The article deals with the issue of replacing full-time to remote final control training of employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation. The purpose of the work is to consider the organizational, legal and substantive aspects of this type of control. In addition to the current intensification of informatization in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, significant changes in the social structure led to the appearance of a new coronavirus infection in 2020. The restrictions that have emerged in connection with this pandemic have made certain changes in the organization of the educational process. The author’s direct participation in the admission of state final exams in 2020 and tests based on the results of studying disciplines in 2021 allowed us to identify positive achievements, as well as to draw attention to problematic aspects. Based on the analysis of the above-mentioned activities and the study of the legal foundations of distance learning, measures are proposed to improve the activities of an educational organization related to remote final control.

Текст научной работы на тему «ОБ ОПЫТЕ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИТОГОВЫХ ЭКЗАМЕНОВ И ЗАЧЕТОВ АКАДЕМИЕЙ УПРАВЛЕНИЯ МВД РОССИИ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ»

Об опыте проведения государственных итоговых экзаменов и зачетов Академией управления МВД России в дистанционном формате

АЛЕКСАНДРА ВЛАДИМИРОВНА ИВАЩУК,

заместитель начальника кафедры организации деятельности органов внутренних дел центра командно-штабных учений, кандидат юридических наук (Академия управления МВД России) E-mail: aivashchuk@mvd.ru

On the experience of conducting State final exams and tests by the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia in a remote format

ALEXANDRA VLADIMIROVNA IVASHCHUK,

Deputy Head of the Organizing the Activities of the Internal Affairs Bodies of the Center for Command and Staff Exercises Department,

Candidate of Law

(Management Academy of the Interior Ministry of Russia)

E-mail: aivashchuk@mvd.ru

Аннотация. В статье рассматривается вопрос замещения очного на дистанционный итоговый контроль обучения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Цель работы состоит в рассмотрении организационных, правовых и содержательных аспектов данного вида контроля. Помимо осуществляемой в настоящее время интенсификации информатизации в системе МВД России значительные изменения в общественном устройстве обусловило появление в 2020 г. новой коронавирусной инфекции. Ограничения, появившиеся в связи с пандемией, внесли определенные изменения в организацию учебного процесса. Непосредственное участие автора в приеме государственных итоговых экзаменов в 2020 г. и зачетов по результатам изучения дисциплин в 2021 г. позволило выявить позитивные достижения, а также обратить внимание на проблемные аспекты. На основе анализа проведения вышеуказанных мероприятий и исследования правовых основ дистанционного обучения предложены меры по совершенствованию деятельности образовательной организации, связанной с дистанционным итоговым контролем.

Ключевые слова и словосочетания: образовательные организации МВД России; итоговый контроль; дистанционное обучение.

УДК 37.018.43

Annotation. The article deals with the issue of replacing full-time to remote final control training of employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation. The purpose of the work is to consider the organizational, legal and substantive aspects of this type of control. In addition to the current intensification of informatization in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, significant changes in the social structure led to the appearance of a new coronavirus infection in 2020. The restrictions that have emerged in connection with this pandemic have made certain changes in the organization of the educational process. The author's direct participation in the admission of state final exams in 2020 and tests based on the results of studying disciplines in 2021 allowed us to identify positive achievements, as well as to draw attention to problematic aspects. Based on the analysis of the above-mentioned activities and the study of the legal foundations of distance learning, measures are proposed to improve the activities of an educational organization related to remote final control.

Key words and phrases: educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia; final control; distance learning.

На сегодняшний день Академия управления МВД России (далее — Академия) — ведущая ведомственная образовательная организация — обеспечивает соблюдение одного из принципов деятельности полиции по использованию современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры1, осуществляет подготовку высококвалифицированных руководящих кадров в соответствии с новой парадигмой управленческой деятельности, в том числе с активным использованием дистанционных образовательных технологий2 .

Вопрос дистанционного обучения получил свое развитие еще в конце XX в ., когда учеными осуществлялась теоретическая проработка этой темы: (А. А. Андреев, А. В . Барабанщиков, А. Ж. Жафяров, Н . Г . Краюшенко, В . Г . Леонов, В . П . Меркулов, А. Г . Пилипонский, Г . В . Тараканов, В . Ю . Фокин и др . ) . К примеру, А. А. Андреевым в учебно-методическом пособии рассмотрены аспекты развития дистанционного обучения в системах образования как в нашей стране, так и зарубежных странах [1].

В систему правового регулирования рассматриваемого аспекта входит Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»3, где в ст . 16 уделено внимание вопросам реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, приведены их понятия .

Следует отметить, что 8 июня 2020 г. в условиях распространения пандемии коронавируса в указанный федеральный закон внесены изменения: ст. 108 дополнена ч . 17, где закреплены положения о дистанционных образовательных технологиях («При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части»4) .

Еще одним элементом правового регулирования с 2017 г стал Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ5 .

1 О полиции: федер . закон от 7 февраля 2011 г . № З-ФЗ (ред . от 05.04. 2021) // СЗ РФ. 2011. № 7 . Ст. 900.

2 Вопросы организации образовательной деятельности: приказ Академии управления МВД России от 28 февраля 2020 г . № 134 (ред. от 30. 09.2020).

3 Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от30.04.2021) // СЗ РФ. 2012. № 53. Ч. I . Ст. 7598.

4 О внесении изменений в статьи 71 . 1 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации: федер . закон от 8 июня 2021 г. № 164-ФЗ // СЗ РФ, 2020. № 24 . Ст. 3738 .

5 Об утверждении Порядка применения организациями,

осуществляющими образовательную деятельность, электронного

обучения, дистанционных образовательных технологий при реа-

Кроме этого, в Академии действует Положение о применении дистанционных образовательных технологий при реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ6 .

Немаловажно, что в Концепции научного обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации на период до 2030 г . также уделено внимание развитию телекоммуникационных форм организации научной дея-тельности7 .

В рамках освещения основной темы статьи заметим, что удаленная форма получения знаний и их проверки стала особо востребованной и актуальной в 2020 г ., когда в целях обеспечения безопасности населения от коронавирус-ной эпидемии были введены некоторые ограничительные меры

Несмотря на значительное количество проблем, появившихся в условиях влияния COVID-19, в том числе в организации деятельности МВД России, Министром внутренних дел Российской Федерации генералом полиции Российской Федерации В А Колокольцевым отмечено, что посредством принятия своевременных управленческих решений удалось сохранить в целом контроль над ситуацией [2] .

Помимо этого и в Академии «данное обстоятельство способствовало разработке комплекса организационных мер по расширению сегмента дистанционных образовательных технологий посредством апробации проведения учебных занятий различного типа с применением программного обеспечения видеоконференцсвязи и базы виртуальной обучающей среды Moodle по реализуемым образовательным программам» [3, с . 7] .

Действительно, несмотря на осложнение эпидемиологической обстановки, заболевание коронавирусом значительного количества представителей системы МВД России, Академии удалось сохранить отработанную систему образования, непрерывность учебного процесса, его соответствие требованиям, реализацию прав обучаемых на образование

Участие автора в работе государственной экзаменационной комиссии Академии по проведению в дистанционном формате в 2020 г госу-

лизации образовательных программ [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 23 августа 2017 г. № 816 // Официальный интернет-портал правовой информации . URL: http://www. pravo. gov. ru (дата обращения: 10.04.2021) .

6 Об утверждении Положения о применении дистанционных образовательных технологий при реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ: приказ Академии управления МВД России от 18 октября 2018 г. № 440 (ред. от 26.03.2020).

7 Об утверждении Концепции научного обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации на период до 2030 года: приказ МВД России от 13 ноября 2020 г. № 767.

дарственной итоговой аттестации (далее — ГИА) обучающихся по основным профессиональным образовательным программам высшего образования (программ магистратуры и программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре) позволило прийти к некоторым выводам .

Согласно установленным требованиям обучаемым предстояло сдать государственный экзамен, кроме этого, магистрантам — защитить выпускную квалификационную работу, адъюнктам — представить научный доклад об основных результатах подготовленной диссертации

Следует отметить, что организация процедуры проведения ГИА потребовала значительных усилий от участников образовательного процесса Академии

Реализация итогового контроля в дистанционном формате обеспечивалась посредством технологической платформы Портала дистанционного обучения Академии (http://moodle-academy . ги) . Заблаговременно были отработаны технические аспекты: требования к каналам связи для участия в видеоконфенцсвязи, по оборудованию рабочего места (наличие персонального компьютера, гарнитуры или наушников, встроенной или переносной web-камеры, отдельных или встроенных колонок), проведено компьютерное тестирование, отработано расположение участников в зоне видимости камер .

В соответствии с утвержденным расписанием в день проведения ГИА участники образовательного процесса со своих персональных компьютеров осуществляли вход в виртуальную аудиторию по номеру соответствующей группы В начале экзамена членами государственной экзаменационной комиссии в обязательном порядке проводилась идентификация сотрудников, сдающих государственный экзамен (выход на видеосвязь, личное представление, предъявление служебного удостоверения), после чего обучаемым предоставлялось разрешение на прохождение государственного экзамена

Ход мероприятия был обеспечен видеофиксацией, о чем уведомлялись экзаменуемые

В обязательном порядке председательствующим комиссии уточнялись вопросы о самочувствии сотрудников, возможности их участия в мероприятии

После проведения инструктажа экзаменуемых на портале Академии проводилась онлайн-гене-рация экзаменационных билетов

Оставаясь в режиме видеосвязи, экзаменуемыми в отведенное время осуществлялась подготовка ответов на полученные билеты

В качестве средства общения при необходимости использовался чат на портале во избежание помех в подготовке ответов другим участникам

Одной из важных задач государственной экзаменационной комиссии был визуальный контроль и наблюдение за самостоятельностью выполнения заданий экзаменуемыми, а также отсутствием в одном помещении с ними посторонних лиц .

На следующем этапе экзамена в обычном формате осуществлялась проверка представленных ответов с привлечением экспертов, также работавших в удаленном режиме

На завершающем этапе членами комиссии проводилось устное собеседование с экзаменуемыми, которыми осуществлялся доклад о принятых решениях по полученным билетам

В дальнейшем по аналогичной схеме проведена защита выпускных квалификационных работ у слушателей 2 факультета и научных докладов у адъюнктов 3 факультета. С работами обучающихся за сутки до защиты можно было ознакомиться на вышеуказанном портале . При необходимости в ходе экзамена обучающимися использовались презентационные материалы

Рассмотренную нами организационную составляющую экзамена представляется целесообразным дополнить работой профессора Н В Сердюк, осветившей методические особенности ГИА в дистанционной форме, в том числе дидактические требования, предъявляемые к содержанию вопросов и задач на экзамен [4, с . 421—425] .

В целом проведение итогового контроля в дистанционном формате было обеспечено на высоком уровне

Подтверждением объективности принятых государственной экзаменационной комиссией решений стал тот факт, что обращений в апелляционную комиссию по результатам итогового контроля не поступило

Приведенная выше детальная схема проведения экзамена в дистанционном формате послужила базой для дальнейшей работы Академии по организации приема экзаменов и зачетов в новом учебном году (2020/2021) .

К примеру, при приеме автором зачетов в апреле — мае 2021 г . у магистрантов по дисциплине «Документационное обеспечение в управленческой деятельности» алгоритм проведения мероприятия был аналогичен вышеуказанному с проведением идентификации, инструктажа, выполнением тестовых заданий и решением практических задач Диалоговое взаимодействие с обучаемыми реализовывалось на завершающем этапе в ходе собеседования по принятым решениям с приведением примеров из их практической деятельности

Вместе с тем невозможно не отметить, что и в период государственной итоговой аттестации, и в новом учебном году имели место некоторые технические сложности:

— онлайн-платформа учебных коммуникаций первоначально допускала перенагрузку сервера, в связи с чем требуемый формат не выдерживался, что приводило к продлению времени проведения экзамена;

— в ряде субъектов Российской Федерации продолжают иметь место проблемы с устойчивым интернет-соединением; так, периодическое отключение от Интернета исключало возможность наблюдать участников (видеть, слышать), имели место видеопомехи, звуковые, шумовые фоны

Кроме этого, свое воздействие оказывает временной фактор: значительное количество обучаемых проживает в разных субъектах Российской Федерации . К примеру, в Забайкалье, на Дальнем Востоке разница во времени с Москвой составляет от 5 до 9 часов . Соответственно, для сотрудников из указанных регионов проведение мероприятий итогового контроля, можно полагать, более сложным

Наиболее проблемным фактором, по нашему мнению, следует считать то, что дистанционный способ итогового контроля существенно уступает по эффективности очной форме, не позволяет в полной мере контролировать самостоятельность выполнения заданий экзаменуемыми

Тем не менее, несмотря на вышеуказанные сложности, полученный опыт итогового контроля, конечно, позволил усовершенствовать качество работы профессорско-преподавательского состава Академии, а также повысить практические и технические навыки выпускников

Список литературы:

1 . Андреев А. А. Введение в дистанционное об-

учение: учебно-методическое пособие . URL: http://masters/donntu . org/2001/fvti/kozdoba/ diss/ib/broshur (дата обращения: 10.04.2021) .

2 Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации генерала полиции Российской Федерации Владимира Коло-кольцева на расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации // Официальный сайт МВД России. URL: https://^^/news/ item/23305248 (дата обращения: 10 .04.2021) .

3 Отчет о результатах самообследования Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Академия управления Министерства

Безусловно, дистанционный формат для обучающихся имеет ряд преимуществ . Это исключение затрат на перемещение к месту обучения и времени на дорогу, возможность нахождения в обычной среде по месту жительства или работы .

Кроме того, Академией принимается достаточно мер по обеспечению обучающихся возможностью неограниченного доступа к ее электронным ресурсам библиотечной системы

Помимо прочего, нельзя не отметить тот факт, что нацеленность на сохранение жизни и здоровья сотрудников и работников за счет дистанционной работы способствовала в том числе сокращению расходов бюджета на командирование обучаемых к месту обучения К примеру, «с применением системы дистанционных образовательных технологий Академией реализовано 26 дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, по которым прошли обучение 1170 сотрудников (с филиалом «Болшево») (в 2019 г . - 218; +436,7 %») [3, с . 10] . Конечно, этот аспект носит позитивный характер .

Подводя итог, полагаем возможным предложить некоторые меры улучшения мероприятий по дистанционному приему экзаменов и зачетов:

— отработка технической составляющей участниками образовательного процесса, пропускной способности интернет-канала и устойчивости интернет-соединения, возможностей используемой информационной системы, ее антивирусной защиты;

— совершенствование алгоритма контроля за обучаемыми в процессе итогового контроля в дистанционном формате

внутренних дел Российской Федерации» за 2020 год // Официальный сайт Академии управления МВД России. URL: Шр://а .мвд . рф/Universitet/Samoobsledovanie (дата обращения: 10.04.2021) .

4 . Сердюк Н. В . Методические особенности проведения государственной итоговой аттестации в дистанционной форме в образовательной организации МВД России (гуманистический потенциал экзамена) // Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 30 октября 2020 г ) Санкт-Петербург, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.