Научная статья на тему 'ЮРИДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ЮРИДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вахнина Виктория Владимировна, Сердюк Наталья Владимировна

Предпосылками исследования явилось увеличение количества новых видов преступлений, в том числе совершаемых с использованием цифровых технологий, что требует новых методологических и методических подходов к подготовке кадров органов внутренних дел Российской Федерации, прежде всего их передового отряда - руководителей всех уровней. Цель исследования: выявить основные направления развития управленческого образования в системе органов внутренних дел Российской Федерации, обосновать необходимость разработки и апробации инновационных методов обучения в условиях цифровизации. Метод исследования: анкетирование, опрос, включённое наблюдение, экспертные оценки, констатирующий и формирующий эксперимент. Наиболее важными результатами исследования, в котором принимали участие обучающиеся на управленческом факультете очной и заочной форм обучения в течение 2019-2020 гг. (N-1273) позволило сформулировать, обосновать и проверить эффективность следующих направлений развития управленческого образования в органах внутренних дел Российской Федерации в условиях цифровизации: формирование и развитие цифровой компетентности руководителей; обучение ситуационному управлению органами внутренних дел; создание и воплощение индивидуальных образовательных маршрутов обучения; применение дистанционных образовательных технологий, в том числе проведение государственной итоговой аттестации в дистанционной форме; осуществление квазипрофессиональной деятельности обучающихся в игровом пространстве полигонов, ситуационных центров, центра командно-штабных учений; развитие профессионально значимых личностных качеств руководителей, обучение тактике и методам личной профессиональной безопасности, профилактике профессиональной деформации и антикоррупционному стандарту поведения; аккумулирование электронных компонентов информационно-образовательных сред вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вахнина Виктория Владимировна, Сердюк Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL AND PEDAGOGICAL DIRECTIONS FOR THE DEVELOPMENT OF MANAGEMENT EDUCATION IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION UNDER CONDITIONS OF DIGITALIZATION

The prerequisites for the study is an increase in the number of new types of crime, including those committed with the use of digital technologies, which requires new methodological and methodical approaches to the training of personnel for the internal affairs bodies of the Russian Federation and, above all, their vanguard - executives at all levels. The purpose of the study is to identify the main directions for the development of management education in the system of law enforcement bodies of the Russian Federation, to substantiate the need for the development and approbation of innovative teaching methods in the context of digitalization. Research method: questioning, survey, participant observation, expert assessments, summative and formative assessment. The most important results of the study in which full-time and part-time students of the Faculty of Management took part during 2019-2020 (N-1273) made it possible to define, substantiate and check the effectiveness of the following directions for the development of managerial education in the internal affairs bodies of the Russian Federation in the context of digitalization: the formation and development of digital competence of executives; case-based learning in situational management of internal affairs bodies; creation and implementation of individual educational training routes; the use of distance learning technologies, including the final certifying examination in online study mode; implementation of quasiprofessional activities of students in the player space of polygons, situational centers, center of commandstaff exercises; development of professionally significant personal qualities of executives, training in tactics and methods of personal professional safety, prevention of professional deformation and anti-corruption standard of behavior; accumulation of electronic components of information and educational environments of educational institutions.

Текст научной работы на тему «ЮРИДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

Общая педагогика, история педагогики и образования

УДК 159.9

ао1: 10.35750/2071-8284-2021-3-193-197

Виктория Владимировна Вахнина

доктор психологических наук, доцент ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3242-840X, vikavahnina@mail.ru

Наталья Владимировна Сердюк

доктор педагогических наук, профессор ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5538-3406, natalyaserduk@inbox.ru

Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

Юридико-педагогические направления развития управленческого образования в органах внутренних дел Российской Федерации в условиях цифровизации

Аннотация: Предпосылками исследования явилось увеличение количества новых видов преступлений, в том числе совершаемых с использованием цифровых технологий, что требует новых методологических и методических подходов к подготовке кадров органов внутренних дел Российской Федерации, прежде всего их передового отряда - руководителей всех уровней.

Цель исследования: выявить основные направления развития управленческого образования в системе органов внутренних дел Российской Федерации, обосновать необходимость разработки и апробации инновационных методов обучения в условиях цифровизации.

Метод исследования: анкетирование, опрос, включённое наблюдение, экспертные оценки, констатирующий и формирующий эксперимент. Наиболее важными результатами исследования, в котором принимали участие обучающиеся на управленческом факультете очной и заочной форм обучения в течение 2019-2020 гг. (N-1273) позволило сформулировать, обосновать и проверить эффективность следующих направлений развития управленческого образования в органах внутренних дел Российской Федерации в условиях цифровизации: формирование и развитие цифровой компетентности руководителей; обучение ситуационному управлению органами внутренних дел; создание и воплощение индивидуальных образовательных маршрутов обучения; применение

© Вахнина В. В., Сердюк Н. В., 2021

дистанционных образовательных технологий, в том числе проведение государственной итоговой аттестации в дистанционной форме; осуществление квазипрофессиональной деятельности обучающихся в игровом пространстве полигонов, ситуационных центров, центра командно-штабных учений; развитие профессионально значимых личностных качеств руководителей, обучение тактике и методам личной профессиональной безопасности, профилактике профессиональной деформации и антикоррупционному стандарту поведения; аккумулирование электронных компонентов информационно-образовательных сред вузов.

Ключевые слова: образовательные технологии, цифровые технологии, инновационные модели образования, индивидуальный образовательный маршрут, квазипрофессиональная деятельность

Для цитирования: Вахнина В. В., Сердюк Н. В. Юридико-педагогические направления развития управленческого образования в органах внутренних дел Российской Федерации в условиях цифровизации // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2021. - № 3 (91). -С. 193-197; ао1: 10.35750/2071-8284-2021-3-193-197.

Victoria V. Vakhnina

Dr. Sci. (Psy.), Docent ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3242-840X, vikavahnina@mail.ru

Natalia V. Serdyuk

Dr. Sci. (Ped.), Professor ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5538-3406, natalyaserduk@inbox.ru

Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia 8, Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh str., Moscow, 125171, Russian Federation

Legal and pedagogical directions for the development of management education in the internal affairs bodies of the Russian Federation under conditions of digitalization

Abstract: The prerequisites for the study is an increase in the number of new types of crime, including those committed with the use of digital technologies, which requires new methodological and methodical approaches to the training of personnel for the internal affairs bodies of the Russian Federation and, above all, their vanguard - executives at all levels.

The purpose of the study is to identify the main directions for the development of management education in the system of law enforcement bodies of the Russian Federation, to substantiate the need for the development and approbation of innovative teaching methods in the context of digitalization.

Research method: questioning, survey, participant observation, expert assessments, summative and formative assessment.

The most important results of the study in which full-time and part-time students of the Faculty of Management took part during 2019-2020 (N-1273) made it possible to define, substantiate and check the effectiveness of the following directions for the development of managerial education in the internal affairs bodies of the Russian Federation in the context of digitalization: the formation and development of digital competence of executives; case-based learning in situational management of internal affairs bodies; creation and implementation of individual educational training routes; the use of distance learning technologies, including the final certifying examination in online study mode; implementation of quasiprofessional activities of students in the player space of polygons, situational centers, center of command-staff exercises; development of professionally significant personal qualities of executives, training in tactics and methods of personal professional safety, prevention of professional deformation and anti-corruption

standard of behavior; accumulation of electronic components of information and educational environments of educational institutions.

Keywords: educational technologies, digital technologies, innovative educational patterns, individual educational route, quasi-professional activities

For citation: Vakhnina V. V., Serdyuk N. V. Legal and pedagogical directions for the development of management education in the internal affairs bodies of the Russian Federation under conditions of digitalization // Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2021. -№ 3 (91). - P. 193-197; doi: 10.35750/2071-8284-2021-3-193-197.

Введение

В современных условиях юридико-педа-гогические направления развития управленческого образования в органах внутренних дел Российской Федерации имеют особую актуальность. Совершенствование управленческого образования в органах внутренних дел Российской Федерации во многом обусловлено наличием комплекса сформированных профессионально-значимых компетенций. Особое значение придаётся формированию и развитию цифровой компетентности руководителей органов внутренних дел. Требуется специализированная подготовка по формированию цифровых навыков сотрудников органов внутренних дел, осмысление новых аспектов развития управленческого образования в органах внутренних дел, функций профессорско-преподавательского состава образовательных организаций МВД России в обучении слушателей цифровым навыкам.

Апробирование инновационных моделей образования, освоение передовых образовательных психотехнологий позволяет сформировать цифровую грамотность, а впоследствии - цифровую компетентность. Важно отметить, что сотрудники органов внутренних дел сталкиваются с воздействием новых цифровых технологий, влияющих на эффективность оперативно-служебной деятельности.

Описание исследования. Методы

Анализ зарубежного опыта показал, что полицейские организации имеют значительный опыт применения цифровых технологий для повышения эффективности и результативности деятельности [1, с. 212], что является основным двигателем инноваций и улучшений в системе органов внутренних дел [2, с. 17; 3, с. 187]. Эффективная организация деятельности полиции повышает качество выполняемых задач, как и ожидают граждане, что укрепляет их доверие. Результат - высокая оценка действий полицейских [4, с. 376]. Использование новых

форм цифровых технологий способствует повышению профессионального статуса и авторитета полиции в обществе. Наиболее значимым фактором является убеждённость, что учёт последних технологических тенденций, принятых во внимание руководством полиции, не позволит отстать в борьбе с преступниками и защите гражданских лиц [5, с. 191]. Цифровая технология необходима и востребована в современном непрерывном процессе профессионализации и специализации сотрудников полиции [6, с. 139]. Использование современных цифровых технологий в подразделениях полиции позволит осуществить переход к более профессиональному способу управления полицией, при котором больше внимания уделяется ситуационному управлению, эффективности, децентрализации управления, аутсорсингу - найму персонала, показателям эффективности, управлению рисками [7, с. 5].

Материалы

Новые психолого-педагогические технологии, используемые в образовательном процессе Академии управления МВД России, значительно интенсифицируют процесс обучения, формируют профессионально-значимые компетенции сотрудников органов внутренних дел.

В частности, в течение последних пяти лет набор в Академию управления МВД России и государственная итоговая аттестация слушателей (последние два года) проводятся в дистанционной форме. Это не только значительно экономит расходы на приёмную и выпускные кампании, но и влечёт за собой ряд особенностей как организационного, так методического характера.

Например, методическими особенностями проведения государственной итоговой аттестации (ГИА) в дистанционной форме выступают следующие:

- опосредованная обратная связь экзаменаторов и экзаменуемых посредством видеоконференции;

- опосредованная обратная связь членов ГЭК между собой;

- необходимость самостоятельно генерировать ситуационную задачу и теоретический билет в практической и теоретической частях междисциплинарного экзамена для экзаменуемых;

- учёт технических характеристик дистанционного экзамена и возможных технических сбоев;

- необходимость чётко соблюдать всеми участниками экзамена тайм-менеджмент;

- необходимость осуществления постоянного педагогического контроля за экзаменуемыми посредством непрерывного видеопотока.

Результаты

Обучение на базе Ситуационного центра позволяет совершенствовать навыки ситуационного управления, эффективно реализо-вывать управленческую деятельность, осуществлять системное, проектное и процессное управление, формировать высокую оперативность принятия управленческих решений в условиях дефицита времени; обеспечивать принятие «качественных решений» с учётом прогноза последствий от их реализации; формировать готовность к принятию решений в различных условиях управленческой, оперативно-служебной деятельности. Ситуационное управление формирует алгоритмы, использующие информационные и компьютерные технологии, позволяющие автоматизировать процесс принятия решения в юридико-значимых ситуациях, т. к. современные экстремальные условия актуализировали проблему дистанционной профессионально-психологической подготовки и формирования готовности к эффективным действиям в профессионально-значимых ситуациях [8, с. 75; 9, с. 225].

Как показывают результаты зарубежных исследований [9, с. 225], растёт число преступлений, связанных с использованием компьютеров и сети интернет, таких как электронное мошенничество, мошенничество с использованием личных данных [10, с. 9]. Поэтому, в частности, Академия управления МВД России на регулярной основе принимает

участие в научно-практической конференции СлЬегСпшСоп.

Необходимо отметить, что в качестве приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в 2021 году выступают модернизация и развитие интегрированного банка данных коллективного пользования федерального уровня, в ходе которых уже введены в эксплуатацию подсистемы программно-технического комплекса ИБД-Ф «Дистанционное мошенничество», направленные на раскрытие и расследование новых видов преступлений, в том числе с использованием дистанционных технологий. Распространение новой коронавирусной инфекции способствовало увеличению количества мошенничеств, связанных с поставками товаров и услуг с использованием сети интернет, осуществлением социальных выплат на поддержку семей с детьми, субсидиями для малого и среднего бизнеса.

Заключение

Совершенствование управленческого образования в органах внутренних дел Российской Федерации, повышение эффективности управленческой деятельности в государственной и муниципальных сферах наряду с развитием «человеческого капитала» представляет один из основных факторов развития потенциала системы органов внутренних дел Российской Федерации. Актуализируется профессионально-личностное развитие сотрудников органов внутренних дел, руководящего состава, повышается личная ответственность в ситуациях высокого профессионального риска, проявляется настойчивость в достижении цели, критическое мышление и, что особенно важно, личная эффективность в условиях неопределённости.

В результате специализированной цифровой подготовки развиваются информационные технологии, осуществляется индустрия интеллектуальных систем и иных высоких технологий, позволяющих реализовывать потенциал роста и развития во всех направлениях профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и их передового отряда - руководителей всех уровней.

Список литературы

1. Koper C. S., Lum C., Willis J. J. Optimizing the Use of Technology in Policing: Results and Implications from a Multi-Site Study of the Social, Organizational, and ehavioural Aspects of Implementing Police Technologies Policing // A Journal of Policy and Practice. - 2014. - № 8 (2). - Pp. 212-221.

2. Byrne J., Marx G. Technological Innovations in Crime Prevention and Policing. A Review of the Research on Implementation and Impact // Cahiers Politiestudies. - 2011. - № 20 (3). - Pp. 17-26.

3. Dalle J. L. Nieuwe technologieёn en policing / In: W. B. P. Ponsaers, M. Easton, A. Lemaftre (Eds.) De toekomstpolitie. Triggers voor een voldragen debat. - Reeks Veiligheidsstudies 10, 2015. - Pp. 187-206.

4. Byrne J., Hummer D. Technology, innovation and twenty-first-century policing / In: McGuire M. R., Holt T. J. (Eds.). The Routledge Handbook of Technology, Crime and Justice. - Taylor and Francis, 2017. -Pp. 375-389.

5. Nogala D. The future role of technology in policing / J.-P. Brodeur (Ed.) Comparisons in policing: an international perspective. - Avebury, 1995. - Pp. 191-210.

6. Chan J. Technological Game: How Information Technology is Transforming Police Practice // Criminal Justice: The International Journal of Policy and Practice. - 2001. - № 1. - Pp. 139-159.

7. Вахнина В. В., Калиниченко И. А., Костина Л. Н., Марьин М. И. Особенности реализации ситуационного подхода в профессиональной подготовке и повышении квалификации психологов органов внутренних дел // Психология обучения. - 2018. - № 8. - С. 5-18.

8. Столяренко А. М., Сердюк Н. В., Вахнина В. В., Боева О. М., Грищенко Л. Л. Психологические аспекты деструктивного информационно-психологического воздействия // Психология и право. -2019. - Том 9. - № 4. - С. 75-89. doi:10.17759/psylaw.2019090406

9. Correia M. E., Bowling C. Veering Toward Digital Disorder: Computer-Related Crime and Law Enforcement Preparedness // Police Quarterly. - 1999. - № 2 (2). - Pp. 225-244.

10. Leukfeldt R. Crime in a Digitized Society / In: Stol, W. Ph., Jansen, J. (Eds.) Cybercrime and the Police. - Eleven Publishing, 2013. - Pp. 9-28.

References

1. Koper C. S., Lum C., Willis J. J. Optimizing the Use of Technology in Policing: Results and Implications from a Multi-Site Study of the Social, Organizational, and ehavioural Aspects of Implementing Police Technologies Policing // A Journal of Policy and Practice. - 2014. - № 8 (2). - Pp. 212-221.

2. Byrne J., Marx G. Technological Innovations in Crime Prevention and Policing. A Review of the Research on Implementation and Impact // Cahiers Politiestudies. - 2011. - № 20 (3). - Pp. 17-26.

3. Dalle J. L. Nieuwe technologieёn en policing / In: W. B. P. Ponsaers, M. Easton, A. Lemaftre (Eds.) De toekomstpolitie. Triggers voor een voldragen debat. - Reeks Veiligheidsstudies 10, 2015. - Pp. 187-206.

4. Byrne J., Hummer D. Technology, innovation and twenty-first-century policing / In: McGuire M. R., Holt T. J. (Eds.). The Routledge Handbook of Technology, Crime and Justice. - Taylor and Francis, 2017. -Pp. 375-389.

5. Nogala D. The future role of technology in policing / J.-P. Brodeur (Ed.) Comparisons in policing: an international perspective. - Avebury, 1995. - Pp. 191-210.

6. Chan J. Technological Game: How Information Technology is Transforming Police Practice // Criminal Justice: The International Journal of Policy and Practice. - 2001. - № 1. - Pp. 139-159.

7. Vakhnina V V., Kalinichenko I. A., Kostina L. N., Mar'in M. I. Osobennosti realizatsii situatsionnogo podkhoda v professional'noy podgotovke i povyshenii kvalifikatsii psikhologov organov vnutrennikh del // Psikhologiya obucheniya. - 2018. - № 8. - S. 5-18.

8. Stolyarenko A. M., Serdyuk N. V., Vakhnina V V., Boyeva O. M., Grishchenko L. L. Psikhologicheskiye aspekty destruktivnogo informatsionno-psikhologicheskogo vozdeystviya // Psikhologiya i pravo. - 2019. -Tom 9. - № 4. - S. 75-89. doi:10.17759/psylaw.2019090406

9. Correia M. E., Bowling C. Veering Toward Digital Disorder: Computer-Related Crime and Law Enforcement Preparedness // Police Quarterly. - 1999. - № 2 (2). - Pp. 225-244.

10. Leukfeldt R. Crime in a Digitized Society / In: Stol, W. Ph., Jansen, J. (Eds.) Cybercrime and the Police. - Eleven Publishing, 2013. - Pp. 9-28.

Статья поступила в редакцию 30.06.2021; одобрена после рецензирования 31.08.2021; принята к публикации 14.09.2021.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Авторами внесён равный вклад в написание статьи.

The authors declare no conflicts of interests. The authors have made an equal contribution to the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.