Общая педагогика, история педагогики и образования
УДК 378.046.4
ао1: 10.35750/2071-8284-2021-1-186-194
Николай Вениаминович Астафьев
доктор педагогических наук, профессор ORCID: 0000-0002-5059-8018, [email protected]
Тюменский институт повышения квалификации МВД России Российская Федерация, 625049, Тюмень, ул. Амурская, д. 75
Организационно-методические основы научной деятельности педагогического работника
образовательной организации МВД России: дополнительное профессиональное образование
Аннотация: Необходимость научно-теоретического осмысления и нормативного оформления дефиниций и положений, связанных с научным обеспечением деятельности органов внутренних дел, важность создания обоснованной системы организационно-методических основ научной деятельности педагогического работника образовательной организации системы МВД России, с учётом требований времени и действующего законодательства (приказом МВД России от 13 ноября 2020 г. № 767 утверждена Концепция научного обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации на период до 2030 года) определяют актуальность темы исследования как в теоретическом, так и в практическом плане.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью выполнения требований Концепции научного обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации на период до 2030 года и отсутствием в программах дополнительного профессионального образования педагогических работников образовательных организаций МВД России раздела, обеспечивающего обучение организационно-методическим основам научной деятельности в системе МВД России. Цель исследования - обосновать дидактическое наполнение раздела «Основы научной деятельности» программ дополнительного профессионального образования педагогических работников образовательных организаций МВД России. Методы исследования - анализ современных нормативных правовых актов и научно-методической литературы. Выводы. В связи с необходимостью выполнения требований Концепции научного обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации на период до 2030 года в программы дополнительного профессиональ-
© Астафьев Н. В., 2021
ного образования педагогических работников образовательных организаций МВД России необходимо включать раздел «Основы научной деятельности»
Ключевые слова: образовательные организации, МВД России, педагогические работники, научная деятельность, дополнительное профессиональное образование
Для цитирования: Астафьев Н. В. Организационно-методические основы научной деятельности педагогического работника образовательной организации МВД России: дополнительное профессиональное образование // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2021. - № 1 (89). - С. 186-194; ёо1: 10.35750/2071-8284-2021-1-186-194.
Nikolay V. Astafiev
Dr. Sci. (Jurid.), Professor ORCID: 0000-0002-5059-8018, [email protected]
Tyumen Institute for Advanced Studies of the MIA of Russia 75, str. Amurskaya, Tyumen, 625049, Russian Federation
Organizational and methodological foundations of scientific activity of a pedagogical staff
within an educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia: supplementary vocational education
Abstract: The need for scientific and theoretical comprehension and normative registration of definitions and provisions related to the scientific support of the activities of internal affairs bodies, the importance of creating a sound system of organizational and methodological foundations of scientific activity of a teaching employee working in an educational organization of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, taking into account the requirements of the time and current legislation (order The Ministry of Internal Affairs of Russia dated November 13, 2020 No. 767 approved the Concept of scientific support for the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation for the period until 2030) determines the relevance of the research topic both in theoretical and practical terms.
The challenge of the research lies in the contradiction between the need to fulfill the requirements of the "Concept of scientific support for the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation for the period up to 2030" and the absence of a section that provides training in the organizational and methodological foundations of scientific activity in the programs of supplementary vocational education for pedagogical staff of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The purpose of the study is to substantiate the didactic content of the section «Fundamentals of Scientific Activity» of the programs of supplementary vocational education for teachers of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Research methodology - analysis of modern regulatory legal acts, scientific and methodological literature. Key findings - due to the necessity to fulfill the requirements of the "Concept of scientific support for the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation for the period up to 2030", it is necessary to include the section «Fundamentals of scientific activity» in the programs of supplementary vocational education of teachers of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Keywords: educational organizations, the Ministry of Internal Affairs of Russia, teaching staff, scientific activity, supplementary vocational education
For citation: Astafiev N. V. Organizational and methodological foundations of scientific activity of a pedagogical staff within an educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia: supplementary vocational education // Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2021. - № 1 (89). - P. 186-194; doi: 10.35750/2071-8284-2021-1-186-194.
Введение
В образовательных организациях МВД России лица, впервые назначенные на должности педагогических работников, проходят обучение в школах педагогического мастерства. Программы обучения в школах педагогического мастерства различных образовательных организаций МВД России существенно отличаются как по объёму учебной нагрузки, так и по содержанию. Объясняется это тем, что нормативных правовых актов МВД России, регламентирующих деятельность школ педагогического мастерства, нет. Федеральным законом об образовании в Российской Федерации не предусмотрен такой вид обучения как школа педагогического ма-стерства1. Деятельность школ педагогического мастерства регламентируется локальными нормативными правовыми актами образовательных организаций МВД России. В этой связи данный вид образовательной деятельности необходимо привести к требованиям закона -оформить в виде программы дополнительного профессионального образования.
Необходимо научно-теоретически осмыслить и нормативно оформить дефиниции и положения, связанные с научным обеспечением деятельности органов внутренних дел. Важно создать обоснованную систему организационно-методических основ научной деятельности педагогического работника образовательной организации системы МВД России с учётом требований времени и действующего законодательства (приказом МВД России от 13 ноября 2020 г. № 767 утверждена Концепция научного обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации на период до 2030 года). Этим определяется актуальность темы исследования как в теоретическом, так и в практическом плане.
Так, в Концепции научного обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации на период до 2030 года (раздел V «Механизм, этапы и ожидаемые результаты реализации Концепции») указано, что «... результатом проведения мероприятий первого этапа реализации Концепции станет существенное повышение эффективности системы научного обеспечения ... заработают действенные механизмы стимулирования эффективной научной деятельности, ориентация её субъектов на актуальные для практики темы, исключение малозначительных разработок и тем диссерта-
1 Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) // Российская газета. - 2012. - 31 декабря.
ционных исследований, обязательного их внедрения в практику или научно-педагогическую деятельность. Темы диссертационных исследований, проводимых в системе МВД России, как правило, будут актуальными для органов внутренних дел».
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью выполнения требований Концепции научного обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации на период до 2030 года и отсутствием в программах дополнительного профессионального образования педагогических работников образовательных организаций МВД России раздела, обеспечивающего обучение организационно-методическим основам научной деятельности в системе МВД России.
Цель исследования - обосновать дидактическое наполнение раздела «Основы научной деятельности» программ дополнительного профессионального образования педагогических работников образовательных организаций МВД России.
Методы исследования - анализ современных нормативных правовых актов и научно-методической литературы.
Задачи исследования
1. Определить виды программ дополнительного профессионального образования для обучения лиц, впервые назначенных на должности педагогических работников образовательных организаций МВД России, с учётом имеющегося вида и уровня высшего образования.
2. Обосновать содержание раздела «Основы научной деятельности» (перечень тем и их дидактическое наполнение) программ дополнительного профессионального образования педагогических работников образовательных организаций МВД России.
Результаты исследования
Обучение лиц, впервые назначенных на должности педагогических работников образовательных организаций МВД России, по программам дополнительного профессионального образования.
Педагогические работники образовательных организаций МВД России и в первую очередь те, кто впервые назначен на эти должности, должны пройти социальную адаптацию к условиям профессиональной педагогической деятельности. Важной организационной формой, направленной на обеспечение адаптации, является обучение по программам дополнительного профессионального образования. Профессиональной адаптации посвящён ряд исследований. Так, вопросам актуальности воспитания
педагогической культуры у педагогических работников образовательных организаций МВД России и разработке методики посвящено исследование Л. Т. Бородавко и В. Н. Устюжанина (2015)2 [1]; изучениям требований и возможностей развития профессиональной компетентности преподавателей вузов МВД России посвящены исследования А. А. Тимофеева (2016) [2]; возможностям развития научно-педагогической эрудиции у преподавателя вуза посвящены исследования П. В. Разбегаева (2016) [3] и Н. В. Ходяковой, П. Н. Жуковой (2016) [4]. Однако в имеющейся литературе нами не обнаружено обоснования организации дополнительного профессионального образования педагогических работников образовательных организаций МВД России, впервые назначенных на должности, направленного на социальную адаптацию к условиям профессиональной педагогической деятельности. Рассмотрим возможные варианты программ дополнительного профессионального образования с учётом имеющегося вида и уровня высшего образования (той или иной специальности или направления подготовки, уровня высшего образования - бакалавр, магистр).
В связи с тем, что до назначения на должности педагогических работников образовательных организаций МВД России лица, кроме выпускников адъюнктур образовательных организаций МВД России, не имели опыта педагогической работы в образовательной организации высшего образования, в результате обучения они должны получить компетенции, необходимые для выполнения нового вида профессиональной деятельности.
В образовательных организациях МВД России проводятся различные виды обучения постоянного состава в процессе оперативно-служебной деятельности. Некоторые виды обучения (например, профессиональная служебная и физическая подготовка) регламентированы нормативными правовыми актами МВД России, но не Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», другие (обучение начинающих преподавателей в школе педагогического мастерства) не регламентированы федеральными законом, нормативными правовыми актами Минобрнауки и МВД России. Ранее нами было высказано предложение о необходимости придания обучению сотрудников органов
2 Бородавко Л. Т., Устюжанин В. Н. Пути совершенствования педагогической культуры педагогических работников образовательных организаций МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2015. - № 1. - С. 133-136.
внутренних дел в системе профессиональной служебной и физической подготовки формы, установленной законом об образовании - обучение в системе профессиональной служебной и физической подготовки есть не что иное, как повышение квалификации по занимаемой должности [5]. Аналогичная проблема сложилась с обучением лиц, впервые назначенных на должности педагогических работников образовательных организаций МВД России, в школах педагогического мастерства.
Для обучения лиц, впервые назначенных на должности педагогических работников образовательных организаций МВД России, должны быть использованы программы дополнительного профессионального образования. В соответствии с п. 4 статьи 76 «Дополнительное профессиональное образование» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2019 г.) «Об образовании в Российской Федерации», «...программа повышения квалификации направлена на ... получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности.». В п. 5 сказано, что «... программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации».
Требования к содержанию дополнительных профессиональных программ указаны в п. 9 статьи 76 ФЗ № 273 и заключаются в следующем: «.содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям...». Дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки «. разрабатываются на основании . требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ» (п. 10 статьи 76), что, по сути, приравнивает результат обучения по программам профессиональной переподготовки к среднему профессиональному или высшему образованию.
При организации дополнительного профессионального образования лиц, впервые назначенных на должность педагогических работников образовательных организаций МВД России, следует учитывать различия в имею-
щемся у них виде и уровне высшего образования (той или иной специальности или направления подготовки, уровня высшего образования - бакалавр, магистр).
С учётом этого обстоятельства предлагается следующее:
1. Если лица, успешно завершившие обучение по очной форме в адъюнктурах образовательных организаций МВД России по юридическим специальностям, в течение одного года после окончания адъюнктуры были назначены на должности педагогических работников образовательных организаций МВД России и преподают дисциплины юридического профиля, то повышение квалификации по указанным выше программам дополнительного профессионального образования они могут не проходить. В процессе обучения в адъюнктуре они проходили педагогическую практику в должности преподавателя.
2. Лиц, впервые назначенных на должности педагогических работников образовательных организаций МВД России, выполняющих диссертационное исследование в форме соискательства (без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре) по педагогическим научным специальностям, целесообразно обучать по программам профессиональной переподготовки: направления подготовки 44.03.01 - Педагогическое образование или 44.03.02 - Психолого-педагогическое образование (бакалавр). Название программы профессиональной переподготовки может быть следующим: «Педагогические работники образовательных организаций МВД России».
3. Иные лица, впервые назначенные на должности педагогических работников образовательных организаций МВД России, должны проходить обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации. Варианты названий программ: «Основы педагогической и научной деятельности педагогического работника образовательной организации МВД России» либо «Основы профессионально-педагогической деятельности педагогического работника учреждения (начального профессионального, среднего профессионального, высшего, дополнительного профессионального) образования МВД России» и др.
4. Реализацию дополнительной профессиональной программы повышения квалификации нужно проводить без отрыва от производственной (педагогической) деятельности в течение одного года, поэтапно (дискретно), с использо-
ванием дистанционной формы обучения и контактных (аудиторных семинарских и практических) занятий, консультаций под руководством опытных преподавателей.
5. Реализацию дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки необходимо проводить в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлениям подготовки 44.03.01 - Педагогическое образование или 44.03.02 - Психолого-педагогическое образование (уровень высшего образования - бакалавриат) в образовательной организации высшего образования МВД России, специализирующейся в данной области (например, Институт психологии служебной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя; учебно-научный комплекс по исследованию проблем кадровой работы и морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России), с применением дистанционной формы обучения и проведением итоговой аттестации по очной форме3.
6. Минимальный объём учебной нагрузки в соответствии с приказом Минобрнауки России4 для освоения программы повышения квалификации педагогическими работниками образовательных организаций МВД России, по нашему мнению, должен составлять 70-80 аудиторных часов (продолжительность обучения десять месяцев - с февраля по ноябрь (по аналогии с периодом обучения в системе профессиональной служебной и физической подготовки).
Оптимальный объём учебной нагрузки программы профессиональной переподготовки педагогических работников образовательных организаций МВД России - 250-270 аудиторных часов.
7. Повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций МВД России, имеющих стаж 3 года и более,
в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» целесообразно проводить с перио-
3 Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования: приказ Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. № 1061 (с изменениями и дополнениями) // Российская газета. - 2013. - 1 ноября.
4 Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам: приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 (в ред. приказа Минобрнауки России от 15 ноября 2013 г. № 1244)) // Российская газета. - 2013. - 28 августа.
дичностью один раз в три года. Варианты названий программ для таких категорий сотрудников могут быть следующими: «Профессорско-преподавательский состав образовательных организаций системы МВД России "Современные образовательные технологии"»; «Научно-педагогический состав, осуществляющий реализацию основных образовательных программ»; «Педагогические работники образовательных организаций МВД России по теме: "Инновационные образовательные технологии в высшей школе"»; «Научно-педагогический состав образовательных организаций МВД России по теме: "Применение инновационных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе по программам профессионального образования и профессионального обучения"», «Сотрудники образовательных организаций МВД России по теме: "Современные информационные технологии"»; «Научно-педагогический состав образовательных организаций, центров профессиональной подготовки территориальных органов МВД России по теме: "Современные образовательные технологии"» и др.
Цель освоения раздела «Основы научной деятельности» программ дополнительного профессионального образования педагогических работников образовательных организаций МВД России.
Для педагогического работника образовательных организаций высшего образования совмещение преподавательской и научной деятельности является обязательным и регламентируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»5. В индивидуальный план педагогических работников образовательных организаций высшего образования входит научная работа, результаты которой учитываются во время избрания по конкурсу [6].
Научно-исследовательская работа является составной частью профессиональной деятельности педагогических работников образовательных организаций высшего образования, фактором развития профессионализма и формой реализации творческого потенциала лич-ности6 [7; 8; 9].
Основным требованием к осуществлению научно-исследовательской деятельности педаго-
5 См. п. 2, Статьи 23 «Типы образовательных организаций» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012 [Электронный ресурс] . - URL: http://www.consuItant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/ (дата обращения: 23.12.2020).
6 Загвязинский В. И. Методология педагогического исследования : учебное пособие для вузов - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Юрайт, 2017. - 120 с.
гического работника образовательной организации МВД России будет разработка в составе временных творческих коллективов или индивидуально заказных исследований и инновационных проектов, соответствующих основным направлениям научного обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, потребностям органов внутренних дел.
Целью освоения раздела «Основы научной деятельности» дополнительной образовательной программы повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций МВД России, впервые назначенных на должность, является формирование профессиональной компетенции участия в проведении научных исследований, воспитание у педагогических работников потребности в научной деятельности, подготовка педагогических работников к выполнению требований первого этапа Концепции научного обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации на период до 2030 года, в том числе в направлении научной деятельности педагогических работников на удовлетворение потребностей органов внутренних дел и на снижение «. тенденции к ухудшению качества подготовки научных кадров, о чём, в частности, свидетельствует повсеместное снижение теоретической и практической значимости диссертационных исследований, их недостаточная ориентированность на реальные интересы органов внутренних дел, формальный подход к внедрению результатов диссертационных работ в практику и законотворческую деятельность».
Содержание раздела «Основы научной деятельности» программ дополнительного профессионального образования педагогических работников образовательных организаций МВД России соответствует требованиям приказа МВД России от 1 апреля 2016 г. № 155 «Об осуществлении научной (научно-исследовательской) деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации» (9. Научное обеспечение организации работы с кадрами): 9.8. Организация и функционирование системы подготовки кадров высшей квалификации в МВД России; 9.10. Организация и функционирование системы дополнительного профессионального образования в МВД России; 9.11. Обеспечение практической направленности научных исследований).
Для раздела «Основы научной деятельности» программы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) педагогических работников образовательных организаций МВД России пред-
лагаются следующие темы и их дидактическое наполнение.
Тема 1 «Организация научной деятельности в МВД России», на наш взгляд, должна содержать: основные понятия научной деятельности и приоритетные направления развития науки в Российской Федерации; Концепцию научного обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации на период до 2030 года, квалификационные требования к научной деятельности специалистов высшего и дополнительного профессионального образования. Кроме того, в этой теме должны быть также раскрыты: цель и координация научной деятельности, функции участников и заказчиков научной продукции; основные направления научного обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и государственные программы Российской Федерации; участники и заказчики научной продукции, головные исполнители и исполнители (соисполнители) и их функции; профилизация образовательных организаций МВД России и её связь с научной деятельностью педагогических работников; направления научной деятельности образовательных и научных организаций системы МВД России в качестве головных научно-технических организаций; планирование научной деятельности в МВД России, структура плана научной деятельности образовательной организации дополнительного профессионального образования МВД России на год; интеграция учебно-исследовательской работы обучающихся по программам дополнительного профессионального образования и научно-исследовательской работы педагогических работников образовательной организации МВД России.
Тема 2 «Подготовка научно-педагогических кадров в МВД России» должна содержать следующее дидактическое наполнение: области науки, научные специальности, паспорт научной специальности, области исследования научной специальности; учёные степени, критерии, которым должны отвечать диссертации на соискание учёных степеней; научные специальности в адъюнктурах образовательных и научных организаций МВД России; порядок приёма на обучение и обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре); прикрепление лиц для сдачи кандидатских экзаменов (экстернат), сдача кандидатских экзаменов, перечень кандидатских экзаменов; прикрепление лиц для подготовки диссертации на соискание учёной степени кандидата наук без освоения программ
подготовки научно-педагогических кадров; подготовка докторантами диссертации на соискание учёной степени доктора наук в образовательных организациях высшего образования или научных организациях системы МВД России; требования, предъявляемые к результативности научной деятельности членов диссертационных советов.
Тема 3 «Проведение научно-исследовательской работы» должна содержать следующее дидактическое наполнение: выбор направления исследования, определение научной специальности; проверка на дублирование темы по БД СНТИ; оценка соответствия направления исследования научной школе МВД России; поиск научной и методической литературы в электронной научной библиотеке eL1brary.ru; реферирование научной и методической литературы по направлению исследования; формулирование методологических характеристик исследования; планирование, проведение и приёмка результатов научных исследований в МВД России; виды научных и научно-технических результатов в МВД России; виды и характеристика научных и учебных изданий в соответствии с требованиями Минобрнауки России; структура и содержание заявки и задания на проведение научного исследования в МВД России; структура и содержание рабочей программы исследования (РПИ) и плана-проспекта рукописи (ППР) в МВД России.
Тема 4 «Представление результатов научно-исследовательской работы» должна содержать следующее дидактическое наполнение: структура и содержание заключительного отчёта по НИР, приёмка результатов НИР, внедрение и авторское сопровождение внедрения НП; подготовка и участие в конкурсе на лучшую научно-исследовательскую работу по проблемам совершенствования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации; оформление научных статей, представляемых для опубликования в периодических научных изданиях, индексируемых в международных базах данных; требования к оформлению научных статей для опубликования в периодических научных изданиях; определение кода универсальной десятичной классификации (УДК) и кода библиотеч-но-библиографической классификации (ББК), создание идентификатора учёного (ОИСГО), присвоение научному продукту цифрового идентификатора (БО1); ссылки, цитирования; проверка научного продукта на заимствования; подготовка документов на присвоение учебным изданиям грифа МВД России.
Тема 5 «Проведение научно-квалификационного исследования» должна содержать следующее дидактическое наполнение: формулирование темы, подготовка обоснования и составление плана диссертационного исследования; экспертиза темы, обоснования и плана диссертационного исследования, планируемого к выполнению в образовательной организации МВД России, утверждение темы диссертационного исследования учёным советом; предзащита (обсуждение) диссертации на кафедре, подготовка заключения организации, где выполнялась диссертация; предварительное рассмотрение диссертации в диссертационном совете; поиск советов по защите диссертаций по искомой научной специальности в образовательных и научных организациях Российской Федерации.
Особое внимание при освоении этой темы необходимо обратить на оценку актуальности и новизны тем планируемых диссертационных исследований, которую осуществляет группа экспертов образовательной организации МВД России. Практика показывает, что существенным недостатком в представляемых на экспертизу документах является слабая аргументированность потребности органов внутренних дел в планируемом диссертационном исследовании [10].
Тема 6 «Представление результатов научно-квалификационного исследования» содержит следующее дидактическое наполнение: структурирование и оформление диссертации; структурирование и оформление автореферата диссертации; поиск рецензируемых научных журналов по искомой отрасли науки и оформление научных публикаций по теме диссертации; подготовка доклада, презентации к докладу, раздаточного материала при проведении заседаний советов по защите диссертаций в том числе в удалённом интерактивном режиме; особенности представления в специальный совет диссертации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну.
В заключительной части представлены основные требования и критерии присвоения учё-
ного звания «доцент» следующему, после защиты кандидатской диссертации, этапу научного развития педагогического работника образовательной организации МВД России.
Аттестация по разделу «Основы научной деятельности»
Для успешного прохождения аттестации по разделу «Основы научной деятельности» обучающийся должен выполнить следующие практические задания.
1. Подготовить и (или) представить научную статью (по требованиям научного журнала, включённого в РИНЦ, а также представить требования периодического научного издания, в котором автор планирует опубликовать или уже опубликовал эту научную статью).
2. Показать связь научной работы (темы научной статьи) с крупными научными программами (проектами), государственными программами, руководящими документами МВД России и т. д. Представить эту информацию в статье.
3. Определить научную специальность, к которой относится тема статьи (указать шифр и название научной специальности) и область (области) исследования научной специальности.
4. Определить для научной статьи код УДК и представить описательную часть УДК (например, УДК 377.44 Повышение квалификации и переквалификация на производстве).
5. Представить идентификаторы автора в eLibrary.ru (АиШогГО) и в ОИСГО.
6. Подготовить презентацию научной статьи и представить содержание статьи посредством научного доклада с презентацией.
Заключение
В связи с необходимостью выполнения требований Концепции научного обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации на период до 2030 года, в программы дополнительного профессионального образования педагогических работников образовательных организаций МВД России необходимо включать раздел «Основы научной деятельности».
Список литературы
1. Астафьев Н. В., Овчинников В. А., Лыскова М. И. Дополнительное профессиональное образование лиц, впервые назначенных на должности педагогических работников образовательных организаций МВД России // Право и образование. - 2020. - № 7. - С. 90-96.
2. Тимофеева А. А. Развитие профессиональной компетентности преподавателей вузов МВД России: требования и возможности / Профессиональная компетентность педагогического работника вуза: содержание, уровни сформированности и оценка: сборник науч. ст. - Волгоград: ВА МВД России, 2016. - С. 10-12.
3. Разбегаев П. В. Профессиональное развитие педагога: особенности научной деятельности / Профессиональная компетентность педагогического работника вуза: содержание, уровни сформи-рованности и оценка: сб. науч. тр. - Волгоград: ВА МВД России, 2016. - С. 48-51.
4. Ходякова Н. В., Жукова П. Н. Развитие научно-педагогической эрудиции у преподавателя вуза // Профессиональная компетентность педагогического работника вуза: содержание, уровни сфор-мированности и оценка : сб. науч. тр. - Волгоград: ВА МВД России, 2016. - С. 16-20.
5. Астафьев Н. В., Дубинецкий В. В. Повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел по занимаемой должности при обучении в процессе оперативно-служебной деятельности // Право и образование. - 2016. - № 7. - С. 70-76.
6. Архипова С. В. Преподаватель-исследователь в современном российском вузе / Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования: материалы XVIII Международной конференции памяти проф. Л.Н. Когана. - Екатеринбург: УрФУ, 2015. - С. 801-809.
7. Сластёнин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. - Москва: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. - 224 с.
8. Люсев В. Н., Корчагина М. В., Люсева Т. П. Научно-исследовательская работа как составляющая профессионально-педагогической деятельности будущего педагога профессионального обучения // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 12. - С. 36-41.
9. Маркова С. М. Организация научно-исследовательской деятельности педагогов в вузе // Вестник Брянского государственного университета. - 2012. - № 1 (2). - С. 14-17.
10. Загвязинский В. И. О связи методологии и технологии в педагогическом исследовании // Образование и наука. - 2015. - № 5 (124). - С. 4-14.
11. Астафьев Н. В., Овчинников В. А. Экспертиза в образовательных организациях МВД России планируемых диссертационных исследований // Право и образование. - 2020. - № 11. - С. 62-72.
References
1. Astaf'yev N. V., Ovchinnikov V A., Lyskova M. I. Dopolnitel'noye professional'noye obrazovaniye lits, vpervyye naznachennykh na dolzhnosti pedagogicheskikh rabotnikov obrazovatel'nykh organizatsiy MVD Rossii // Pravo i obrazovaniye. - 2020. - № 7. - S. 90-96.
2. Timofeyeva A. A. Razvitiye professional'noy kompetentnosti prepodavateley vuzov MVD Rossii: trebovaniya i vozmozhnosti / Professional'naya kompetentnost' pedagogicheskogo rabotnika vuza: soderzhaniye, urovni sformirovannosti i otsenka: sbornik nauch. st. - Volgograd: VA MVD Rossii, 2016. - S. 10-12.
3. Razbegayev P. V. Professional'noye razvitiye pedagoga: osobennosti nauchnoy deyatel'nosti / Professional'naya kompetentnost' pedagogicheskogo rabotnika vuza: soderzhaniye, urovni sformirovannosti i otsenka: sb. nauch. tr. - Volgograd: VA MVD Rossii, 2016. - S. 48-51.
4. Khodyakova N. V., Zhukova P. N. Razvitiye nauchno-pedagogicheskoy eruditsii u prepodavatelya vuza // Professional'naya kompetentnost' pedagogicheskogo rabotnika vuza: soderzhaniye, urovni sformirovannosti i otsenka: sb. nauch. tr. - Volgograd: VA MVD Rossii, 2016. - S.16-20.
5. Astaf'yev N. V., Dubinetskiy V V Povysheniye kvalifikatsii sotrudnikov organov vnutrennikh del po zanimayemoy dolzhnosti pri obuchenii v protsesse operativno-sluzhebnoy deyatel'nosti // Pravo i obrazovaniye. -2016. - № 7. - S. 70-76.
6. Arkhipova S. V Prepodavatel'-issledovatel' v sovremennom rossiyskom vuze / Kul'tura, lichnost', obshchestvo v sovremennom mire: metodologiya, opyt empiricheskogo issledovaniya: materialy XVIII Mezhdunarodnoy konferentsii pamyati prof. L.N. Kogana. - Yekaterinburg: UrFU, 2015. - S. 801-809.
7. Slastenin V A., Podymova L. S. Pedagogika: innovatsionnaya deyatel'nost'. - Moskva: ICHP «Izdatel'stvo Magistr», 1997. - 224 s.
8. Lyusev V N., KorchaginaM. V., Lyuseva T. P. Nauchno-issledovatel'skaya rabota kak sostavlyayushchaya professional'no-pedagogicheskoy deyatel'nosti budushchego pedagoga professional'nogo obucheniya // Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii. - 2011. - № 12. - S. 36-41.
9. Markova S. M. Organizatsiya nauchno-issledovatel'skoy deyatel'nosti pedagogov v vuze // Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2012. - № 1 (2). - S. 14-17.
10. Zagvyazinskiy V. I. O svyazi metodologii i tekhnologii v pedagogicheskom issledovanii // Obrazovaniye i nauka. - 2015. - № 5 (124). - S. 4-14.
11. Astaf'yev N. V., Ovchinnikov V A. Ekspertiza v obrazovatel'nykh organizatsiyakh MVD Rossii planiruyemykh dissertatsionnykh issledovaniy // Pravo i obrazovaniye. - 2020. - № 11. - S. 62-72.
Статья поступила в редакцию 30.12.2020; одобрена после рецензирования 30.01.2021; принята к публикации 09.03.2021.