Научная статья на тему 'ОБ ОПЫТЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ У СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ 20.03.01 «ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»'

ОБ ОПЫТЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ У СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ 20.03.01 «ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектный метод обучения / этапы реализации проекта / методы обучения / project teaching method / stages of project implementation / teaching methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дина Юрьевна Мартынова, Алина Рамзилевна Манаева

В статье рассматриваются основные этапы проектного метода обучения студентов — начиная от выбора темы до методики оценки эффективности реализации. Сделан вывод, что использование проектного метода на примере решения практических задач позволяет достичь синергетического эффекта и, тем самым, обеспечить интеграцию знаний из различных предметных областей для формирования универсальных и общепрофессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дина Юрьевна Мартынова, Алина Рамзилевна Манаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE EXPERIENCE OF USING PROJECT-BASED LEARNING AMONG STUDENTS OF THE DIRECTION 20.03.01 “TECHNOSPHERE SAFETY”

The article discusses the main stages of the project method of teaching students, ranging from the choice of a topic to the methodology for assessing the effectiveness of implementation. The conclusion is made that the use of the project method on the example of solving practical problems allows to achieve a synergistic effect and, thereby, to ensure the integration of knowledge from various subject areas for the formation of universal and general professional competencies.

Текст научной работы на тему «ОБ ОПЫТЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ У СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ 20.03.01 «ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»»

УДК 378.14 ББК 74.48

DOI 10.24411/2073-3305-2021-2-215-220

ОБ ОПЫТЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ У СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ 20.03.01 «ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

Дина Юрьевна МАРТЫНОВА,

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности Сургутского государственного университета

E-mail: [email protected]

Алина Рамзилевна МАНАЕВА,

кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры химии и материаловедения Академии гражданской защиты МЧС России

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются основные этапы проектного метода обучения студентов — начиная от выбора темы до методики оценки эффективности реализации. Сделан вывод, что использование проектного метода на примере решения практических задач позволяет достичь синергетического эффекта и, тем самым, обеспечить интеграцию знаний из различных предметных областей для формирования универсальных и общепрофессиональных компетенций.

Ключевые слова: проектный метод обучения; этапы реализации проекта; методы обучения.

ON THE EXPERIENCE OF USING PROJECT-BASED LEARNING AMONG STUDENTS OF THE DIRECTION 20.03.01 "TECHNOSPHERE SAFETY"

Dina Yurievna MARTYNOVA,

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Life Safety, Surgut State University

E-mail: [email protected]

Alina Ramzilevna MANAEVA,

Candidate of Technical Sciences, Senior Lecturer, Department of Chemistry and Materials Science, Academy of Civil Protection of the Ministry of Emergencies of Russia

E-mail: [email protected]

Abstract. The article discusses the main stages of the project method of teaching students, ranging from the choice of a topic to the methodology for assessing the effectiveness of implementation. The conclusion is made that the use of the project method on the example of solving practical problems allows to achieve a synergistic effect and, thereby, to ensure the integration of knowledge from various subject areas for the formation of universal and general professional competencies.

Keywords: project teaching method; stages of project implementation; teaching methods.

Одним из наиболее эффективных методов формирования инновационного мышления у студентов является метод проектного обучения [3, с. 121 — 127; 4, с. 144—150].Успех любого проектирования с участием студентов определяется целым рядом условий. Во-первых, необходимо иметь пул проектов по интересующим направлениям и обеспечить к нему свободный доступ студентов. Пул проектов должен привлекать студентов занимать вакантные места в проектных группах. Для создания пула проектов привлекаются заинтересованные стороны, к которым относятся общественные организации, производственные кластеры, индивидуальные предприниматели, городские власти и т.д., которые исходя из своей потребности формулируют проектные задачи. Оцениваются и собственные нужды учебного заведения.

Во-вторых, для непосредственной реализации разработки проекта особое значение имеет знание предшествующего опыта. Этот опыт особенно важен на этапе выбора проекта и постановки проектной задачи.

В-третьих, необходимо четко соблюдать прохождение следующих этапов подготовки и осуществления проекта:

■ выбор темы проекта;

■ постановка проектной задачи;

■ формулирование целей и задач проекта;

■ формирование команды и распределение ответственности;

■ планирование;

■ оценка затрат и рисков;

■ реализация проектного образа;

■ пилотный проект;

■ рекламно-информационная поддержка;

■ представление результатов;

■ рефлексия.

Рассмотрим эти этапы. Особое значение имеет выбор темы проекта. Это, по сути, выбор проблемы, которая требует решения. Проблема должна быть лично значима для студента. Разнообразие тем студенческих проектов определяется широким диапазоном интересов внешних заказчиков, а также собственными познавательными и творческими интересами студентов. Задача преподавателя/куратора проекта на этом этапе — способствовать самостоятельному определению студентами идеи проекта.

Для выбора темы проекта целесообразно использовать один из наиболее часто реализуемых в проектной деятельности методов — мозговой штурм. Для обработки полученной информации можно воспользоваться диаграммой сродства, или диаграммой Исикавы (причинно-следствен-

ный анализ), которые позволяют объединять информацию в группы по определенным признакам, а наглядность и простота представления данных способствуют осмыслению разрозненных фактов и идей. Эти методы способствуют включению всех членов команды в активную деятельность и формированию умений и навыков по анализу и интерпретации информации.

Успешность проекта во многом определяет правильная постановка проектной задачи. Это следующий этап. В его ходе целесообразно изучить научные источники и практический опыт по решению аналогичных проблем. Результатом может стать аналитическое исследование, включающее статистические данные по рассматриваемой проблеме, социологический опрос, отражающий отношение общества к ней, и обзор имеющегося опыта по ее решению. На этом этапе привлекаются знания из различных источников, обобщается и систематизируется информация, генерируются идеи, т.е. формируются исследовательские умения. Уровень развития информационных умений у студентов должен обеспечить возможность нахождения необходимого теоретического материала, а аналитические навыки — способность анализировать и интерпретировать полученную информацию.

Наиболее эффективным методом на этом этапе будет являться метод информационной поддержки, который обеспечит совместный поиск информации в научных и других информационных источниках [2, с. 24—26]. Обработку полученной информации поможет осуществить причинно-следственный анализ и использование диаграммы Парето и «5 почему» (правило Сакити Тоеда), позволяющие проникнуть в понимание сущности проблем. Это еще один этап, в котором большую роль играет умение преподавателя/куратора проекта способствовать выдвижению как можно большего количества идей, которые должны анализироваться и подвергаться выбору.

При формулировке цели и задач проекта для того, чтобы добиться ее реалистичности и достижимости, чаще всего используют метод SMART. Для увязывания между собой цели проекта и конкретных задач по ее достижению может использоваться метод «Дерево целей». Наиболее приемлемым методом обучения на этом этапе будет являться метод групповой дискуссии, обеспечивающий активный обмен мнениями между членами команды, создающий ситуацию равноправного диалога. На этом этапе формируются навыки сбора и анализа релевантной информации.

На этапе формирования команды и распределения ответственности сложной задачей преподавателя/куратора проекта становится пра-

вильное формирование команд, в которые должны войти участники с различным уровнем знаний и компетенций, а также обучение их работе в сотрудничестве. Рекомендуемым методом в данном случае может стать тренинг, который развивает социальные навыки, навыки общения и эффективного взаимодействия в команде. Инструментами, которые будут способствовать формированию команды, могут являться тесты Май-ерса — Бриггса и Р.М. Белбина, которые позволяют предугадать склонность человека к определенному виду деятельности. На этапе распределения ответственности эффективно также использовать модель принятия решения руководителем Врума — Йеттона и методику RACI. Все эти методы обучения будут способствовать развитию навыков работы в команде.

На этапе планирования наиболее сложной задачей для студентов является выявление состава работ, т.е. составление перечня работ, выполнение которых в определенной последовательности обеспечит выполнение поставленных задач. В данном случае для целей обучения эффективно использовать метод морфологического анализа, обеспечивающий поиск наиболее перспективного относительно всей проблемы элемента ее решения. В результате планирования должен быть разработан график выполнения работ по реализации задач и достижению целей проекта с распределением исполнителей и сроков их выполнения и точек контроля. В данном случае наиболее удобным инструментом планирования является график Ганта и сетевой график как инструменты управления задачами. Выполнение работ по планированию способствует формированию управленческих навыков студентов.

Этап оценки затрат и рисков предполагает распределение ресурсов по времени и работам, а также определение рисков и способов их предотвращения. С целью обучения в данном случае можно использовать метод Делфи и метод сравнительного анализа, которые обеспечивают сравнение предполагаемых вариантов решения вопроса и поиск наиболее оптимального. На этом этапе происходит формирование экономических умений и навыков. Этому будет способствовать применение таких инструментов оценки рисков, как матрица рисков, метод FMEA, блок-схема контроля затрат по проекту.

Как показывает практика проектной деятельности, наибольшую сложность представляет собой этап реализации проектного образа (создания продукта/результата проекта). Здесь можно использовать метод дебатов, который через дискуссии и выдвинутые членами команды вариан-

ты поможет выявить наиболее оптимальный или приемлемый вид продукта. Этот этап способствует развитию навыков работы в профессиональной сфере. Часто продукт не обладает всем комплексом необходимых качественных характеристик, необходимость доработки затормаживает его использование или приводит к отказу от продолжения проекта. Для оценки характеристики продукта в процессе его создания может быть использована контрольная карта Шухарта, которая позволяет контролировать протекание процесса создания продукта и воздействовать на него, предупреждая возможные отклонения.

В рамках реализации пилотного проекта продукт представляется на суд пользополучате-лей с целью оценить его качество и полноту, т.е. определить уровень удовлетворенности потребителя, а также сильные и слабые стороны проекта/продукта. В дальнейшем полученная информация поможет скорректировать характеристики проекта/продукта и повысить его качество. Все это должно развивать предпринимательские способности студентов. Для обучения на этом этапе можно использовать метод творческих проектов. В качестве инструмента, способствующего реализации этого этапа, может быть использован круг Деминга (цикл PDCA) как метод воспитания ответственности за качество продукта, позволяющий осуществить контроль выполнения целей проекта и создающий условия для его улучшения.

Реализация пилотного проекта позволит скорректировать отдельные элементы проекта, повысить качество и привлекательность самого продукта, а также найти идеи для разработки рекламно-информационного сообщения и продвижения продукта на рынок.

Любой проект, реализуемый в рамках общества, должен обладать определенной значимостью, ценностью и привлекательностью со стороны тех, кому он направлен. Чем больше и глубже он затрагивает интересы людей, тем сильнее реакция на него со стороны общества. Для того чтобы определить ценность проекта и заинтересованность в нем целевой группы, проект должен быть представлен на суд тех людей, к кому он обращен. Для этого осуществляется рекламно-информационная поддержка проекта. В качестве метода обучения удобно использовать си-нектику как метод групповой генерации идей. В разработке текстов могут оказать существенную помощь требования к рекламе Д. Штайбре-хера и рекомендации Р. Флеша, позволяющие оценить эффективность рекламы.

Представление результатов проекта осуществляется в форме презентации, цель которой — логичное убеждение целевой аудитории (пользо-получателей) в реальной конкурентоспособности продуктов проекта. От того, как она проведена, во многом зависит одобрение выдвинутой идеи и предоставление ресурсов для ее реализации. Для подготовки проекта к презентации можно использовать метод групповой работы, а при написании выступления использовать советы от Джереми Донована. На этом этапе развиваются презентационные навыки студентов.

Оценка проектов должна проводиться публично экспертной комиссией. В состав комиссии должен входить преподаватель/куратор проекта и представители заказчика. Комиссия должна иметь в своем распоряжении результаты оценки удовлетворенности пользополучателя. Такая оценка может быть осуществлена путем опроса пользо-получателей, ознакомленных с результатами проекта и/ или использовавших продукт проекта.

Проектная деятельность предусматривает не только достижение запланированного результата, но и организацию процесса достижения этого результата. Эффективная организация, направленная на достижение целей проекта, будет возможна только при наличии постоянного соизмерения всех действий и работ в проекте в направлении цели. Для этого необходимо осуществлять систематический анализ своих действий и действий членов команды. В этом смысле очень важно проводить рефлексию, используя метод круглого стола. Использование таких инструментов, как диаграммы связей и метод анализа дерева ошибок, поможет сделать анализ более глубоким и объективным, а сам процесс будет способствовать развитию критического мышления студентов. Формируемые навыки и умения, соответствующие каждому этапу проекта, а также методы обучения и инструменты, способствующие формированию информации, ее оценке и анализу, представлены в табл. 1.

Таблица 1. Рекомендуемый инструментарий при реализации проектного обучения студентов

Этапы разработки проекта Формирование умения и навыки Метод обучения Инструмент

Постановка проектной задачи Анализ и интерпретация информации Мозговой штурм Диаграмма сродства; диаграмма Исикавы; «5 почему» Сакити Тоеда

Формулировка целей и задач Сбор и анализ релевантной информации Метод групповой дискуссии Метод SMART; дерево целей

Формирование команды, распределение ответственности Работа в команде Тренинг; обучение в сотрудничестве Тест Майерса — Бриггса; тест Р.М. Белбина; модель принятия решения руководителем Врума — Йеттона; методика RACI

Планирование Управленческие Метод морфологического анализа График Ганта; сетевой график

Оценка затрат и рисков Экономические Метод Делфи; метод сравнительного анализа Матрица рисков; метод FMEA; блок-схема контроля затрат по проекту

Реализация проектного образа Работа в профессиональной сфере Метод дебатов Контрольная карта реализации процесса

Пилотный проект Предпринимательские Метод проектов Круг Деминга (цикл PDCA)

Рекламно-информационная поддержка Продвижение продукта на рынок Тренинги; мозговой штурм Требования к рекламе Дитера Штайбрехера; рекомендации Рудольфа Флеша; Фог-индекс

Представление результатов Презентационные Метод групповой работы Советы по выступлению от Джереми Донована

Рефлексия Критическое мышление Метод круглого стола Диаграмма связей; анализ дерева ошибок

Очень важно обеспечить возможность представлять готовые проекты в конкурсах студенческих проектов, реализуемых структурными подразделениями университета, стартапах и прикладных конкурсах, реализуемых бизнес-сообществами. Это должно способствовать коммерциализации проектов, а сам проект оценивается с позиции потенциала роста.

Для того чтобы студенты направления обучения «Техносферная безопасность» воспринимали знания и получали навыки работы в профессиональной сфере, перед ними нужно ставить практические задачи [5, с. 189—192]. Особенный интерес приобретает реализация новых задач, требующих получения реального ощутимого результата. Проекты в области безопасности выполняются студентами в течение первого семестра, но при этом они могут получать дальнейшее развитие на последующих курсах обучения, используя новые знания и возможности, полученные при изучении других дисциплин, особенно профессиональных. Тема и разработка проекта должны быть построены таким образом, чтобы студенты не только участвовали в освоении универсальных компетенций, но и познакомились со спецификой своей будущей профессии, а также развивали свои аналитические, творческие и коммуникационные способности [1, с. 18—26].

Определяя темы проектов, студентов знакомят с пулом проектов и вместе с ними анализируют успешные проекты прошлых лет. Для студентов направления обучения «Техносферная безопасность» примерами могут служить проекты, связанные с профилактикой пожарной безопасности и пропагандой безопасного поведения, например, проект «Школа пожарной безопасности». Проект под таким названием реализуется ежегодно, но при этом его содержание и продукт всегда бывают совершенно индивидуальны.

Цель проекта — формирование культуры безопасности, чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению правил пожарной безопасности, противопожарная пропаганда, профилактика возникновения пожара или уменьшение последствий от него.

Продуктами проекта могут являться обучающие видеоролики, анимационное, нарисованное видео, обучающие компьютерные игры, гейм ориентированные сессии, буклеты, листовки и т.д.

Для осуществления рекламно-информационной поддержки можно использовать специально разработанные сайты или социальные сети. С этой целью в вузе была создана виртуальная пло-

щадка «ВКонтакте», где проходит поэтапное освещение каждого проекта:

■ первый этап — это заявление о начале работы над проектом. На этом этапе формулируется проблема, которую планируют решать в рамках реализации проекта, оцениваются ее актуальность и значимость. Целью представления проекта на первом этапе являются не только заявление о его начале, но и поиск заинтересованных лиц и формирование команды проекта. Поэтому в таком заявлении рекомендуется сформулировать планируемый продукт проекта и обозначить вакантные места членов команды с указанием необходимых компетенций;

■ второй этап — это отчет о проведенном пилотном проекте, где представляются команда, продукт проекта, скорректированный по итогам проведенного пилотного проекта, и выявленные заинтересованные лица. Цель этого этапа — увеличить число заинтересованных лиц за счет полной информации о продукте проекта и сфере его применения;

■ третий этап — это рекламно-информационное сообщение о проекте с указанием места и времени проведения его презентации;

■ четвертый этап — полный отчет о реализации проекта с раскрытием потенциала продукта и указанием фактических и заинтересованных лиц в его использовании;

■ пятый этап — информация об участии проекта в конкурсах или грантах и их результатах.

Каждый этап представления проекта в социальных сетях сопровождает информационный текст.

Особое место рекламно-информационному тексту отводится на четвертом этапе представления проекта, поскольку здесь приводятся все результаты работы над проектом. Для создания текста на этом этапе требуются не только знания в предметной области, но целый комплекс знаний, необходимых копирайтеру. Не каждый член команды обладает способностями написания рекламных тестов. Для выявления способностей и обучения студентов написанию текстов рекламно-информационного характера можно провести тренинги. Например, предложить составить текст по самопрезентации, т.е. представить собственную характеристику, отражающую наиболее сильные стороны студента. На этой стадии выявляются наиболее способные студенты,

и им дается более глубокое задание по написанию текстов по заранее оговоренным условиям, например, формулируются требования виртуальной компании к соискателям на должность, и студентам необходимо в письме к работодателю дать свою характеристику, отразив имеющиеся преимущества, выделив себя в числе соискателей. Такие тренинги выявляют способности к написанию рекламных текстов и определяют члена команды, которому поручается написание рекламно-информационного текста/поста для социальных сетей. Поиск ярких идей для формулирования названия статьи/поста, определение его структуры могут осуществляться с использованием мозгового штурма.

Оценить созданный текст помогает использование требований к рекламе Штайбрехера, рекомендации Флеша и применение индекса Фога. Использование этих требований помогает выделить и улучшить содержательную часть текста, сформулировать основную идею и в ряде случаев сокращает первоначально созданный текст без ущерба его содержания до 30%.

В целом использование проектного метода на примере решения практических задач позволяет достичь синергетического эффекта, тем самым, обеспечить интеграцию знаний из различных предметных областей в процессе обучения студентов.

Список литературы

1. Анацкая А.Г. Проектная деятельность как интерактивная технология при обучении информатике будущих бакалавров-менеджеров // Современные научные исследования: теория, методология, практика. 2013. № 3. С. 18—26.

2. Верхотурова ИА. Формирование готовности к исследовательской деятельности в процессе проектного обучения // Наука и школа. 2010. № 5. С. 24—26.

3. Власова ТА. Формирование компетенций бакалавра через проектную деятельность как активную форму обучения // Современные тенденции экономики, управления и образования: материалы Всерос. конф. Курский институт кооперации (филиал) БУКЭП. 2015. Курск: Деловая полиграфия, 2015. С. 121—127.

4. Исаева К.В., Селянская Г.Н. Проектное обучение как инструмент активации инновационной деятельности в вузе // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. 2016. № 7. С. 144—150.

5. Манаева А.Р., Мартынова Д.Ю. О проектном обучении в Техносферной безопасности // Теоретические и прикладные вопросы комплексной безопасности: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. 2019. С. 189—192.

От редакции

В журнале «Образование. Наука. Научные кадры» № 1 за 2021 г. вышла статья Н.В. Матолыгиной, Е.Г. Обуховой, Е.А. Подгорной «Значение учебной дисциплины «Культурология» в личностном и профессиональном становлении курсантов».

По технической ошибке было неверно указано отчество автора — Екатерина Александровна Подгорная. Редакция приносит свои извинения автору. Следует считать верными следующие данные автора:

Екатерина Артуровна ПОДГОРНАЯ,

кандидат филологических наук, заместитель директора АНО ДПО межрегионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.