вается на группы по пять человек, образуя «производственные группы». Перед каждой группой ставятся следующие задачи:
- разработать проект средства для мытья окон;
- изготовить экспериментальные образцы нового средства и провести их испытания;
- провести рекламную кампанию готового продукта;
- рассчитать себестоимость разработанного товара.
Каждой фирме я предложила уже готовые рецепты будущего средства (на основе трех компонентов: вода, изопропиловый спирт, аммиак). На основе предложенных рецептов учащиеся смешивают необходимые количества реактивов и помещают смесь в небольшие бутылочки с пульверизатором.
Ребята придумывают этикетку с торговым названием будущего изделия.
Затем проводятся испытания нового средства и рассчитывается его себестоимость. Учитываются оптовые цены на каждый из компонентов и на тару
Заключительным этапом является рекламная кампания (в какой форме она будет проходить ребята решают сами). Презентацию готового товара мы проводили с приглашением родителей и учителей, преподающих другие предметы.
Список литературы:
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. - М., 2005. - 272 с.
2. Слободчиков В.И. Инновации в образовании: основания и смысл // Исследовательская работа школьников. - 2004. - № 2.
3. Цыгулева М.В. Опыт реализации проектной методики для формирования профессиональной компетентности специалиста // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. - 2010. - Вып. 10 (100). - С. 56-62.
АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ В СИСТЕМЕ СПО
© Гуляева И.В.*
Брянский филиал Московского психолого-социального университета,
г. Брянск
В статье обоснована необходимость применения активных и интерактивных методов обучения, дано определение активных форм и методов обучения, кратко представлены основные виды активных мето-
* Доцент кафедры Гуманитарных, естественно-научных и математических дисциплин, кандидат педагогических наук.
дов обучения, указано основное отличие активных и интерактивных методов обучения, приведены примеры применения интерактивных методов обучения математике в системе СПО.
Ключевые слова: активные формы и методы обучения, интерактивные методы обучения.
Ориентация современного российского образования на формирование ключевых компетенций (как совокупностей базовых знаний, универсальных умений, личностных качеств, необходимых для самореализации и выстраивания взаимоотношений, и позволяющих достигать положительные результаты в различных областях жизнедеятельности), требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и совершенствования методов и форм организации учебно-воспитательного процесса. В свете сказанного особое значение приобретает применение педагогом активных и интерактивных форм и технологий проведения занятий, таких как игры, тренинги, проектирование и др.
Под активными формами обучения мы понимаем такие формы организации образовательного процесса, которые способствуют изучению учебных вопросов, активному взаимодействию обучаемых и преподавателя, обмену мнениями, нацеленному на выработку правильного понимания изучаемой темы. Совокупность подходов и приемов, отражающих форму взаимодействия обучающихся и преподавателя, мы рассматриваем как активные методы обучения, согласно подходу, предложенному В.А. Сластениным [3].
Положив в основу классификации имитацию профессиональной деятельности, можно выделить следующие виды активных методов обучения (по Г.В. Борисовой), представленные на рис. 1 [2].
Методы активного обучения
активные лекции и семинары
презентация
Тематическая дискуссия (круглый стол, пресс-конференция, научно-практическая конференция)
Рис. 1. Классификация активных методов обучения
Интерактивные формы и методы обучения представляют собой современный этап развития активных методов обучения.
имитационные
неимитационн
игровые
игровое проектирование, стажировка, разыгрывание ролей, деловая игра, игровое занятие на машинных моделях
действия по инструкции, групповой тренинг, ситуационные (кейс-технологии, анализ конкретных ситуаций, решение ситуативных и произ-водситвенных задач)
м
Основное отличие активного и интерактивного обучения заключается в том, что в последнем случае преподаватель выполняет функции организатора, помощника и консультанта, создавая комфортные условий обучения, направляя и регулируя деятельность учащихся, их общение и взаимоотношения.
Рассматривая интерактивные методы обучения, следует обратить внимание на то, что современное осмысление их сущностных характеристик невозможно без осознания необходимости применения информационных технологий, электронных учебников, интерактивных средств обучения (интерактивная доска), обеспечивающих «активный обмен информацией между пользователем и информационной системой в режиме реального времени» (С.Б. Ступина) [4]. Использование интерактивных средств направлено на взаимодействие пользователя с компьютером, позволяя обучающимся управлять ходом обучения, регулировать скорость изучения материала, возвращаться на более ранние этапы.
Применение интерактивных методов обучения представляет особую ценность для изучения математики в учреждениях начального и среднего профессионального образования, поскольку позволяет решать одновременно несколько задач. Это развитие интереса к изучаемому предмету, эффективное усвоение учебного материала, самостоятельное решение учебных проблем, и что не менее важно, формирование коммуникативных умений и навыков (обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать мнение других).
Приведем примеры использования интерактивных методов при обучении математике. При изучении нового материала курса «математика» в учебных заведениях СПО считаем целесообразным применять интерактивные мини-лекции с использованием презентаций. В качестве примера приведем описание организации деятельности педагога и учащихся при изучении темы «Векторы на плоскости и в пространстве». Тему занятия учащиеся формулируют сами, разгадывая ребус. Метод «Мозговой штурм», обеспечивающий генерацию всех идей, используется нами для решения задачи повторения и обобщения знаний, полученных в школе по теме «Векторы». Указанный метод позволяет в течение короткого периода времени выявить подготовленность учащихся к изучению темы, сделать выводы из получившихся результатов, связать изученную ранее тему с новым материалом. При проведении мини-лекции материал излагается на доступном для учащихся языке по методу от «общего к частному» с использованием презентации «Векторы в пространстве», по окончании которой совместно со студентами подводятся итоги, озвучиваются извлеченные выводы.
При первичном закреплении полученных знаний по данной теме обучающиеся используют приготовленные заранее педагогом опорные конспекты, работая с учебниками в микрогруппах. Надо сказать, что разрабатываемые нами опорные конспекты содержат как задания по заполнению таблиц, созданию кластеров, схем, позволяющих обобщить теоретические
знания, так и ряд задач на их применение. При возникновении определенных сложностей учащиеся имеют возможность сначала обратиться за помощью к участникам других групп, после чего происходит совместное с педагогом обсуждение решения возникшей проблемы. Использование опорных конспектов позволяет не только формировать математические и общие знания и умения, но и развивать самостоятельность, умение работать с книгой, формировать партнерские взаимоотношения между учащимися.
На обобщающем уроке по теме «Векторы на плоскости и в пространстве» предлагаем использовать метод «Мозаика», суть которого заключается в следующем. Группа делится на тройки. Каждый участник получает карточку с номером 1, 2 или 3. Каждая группа получает задание «Составить мате-магическую карту темы «Векторы». В результате работы в триадах каждый учащийся должен иметь листок с согласованным в группе решением поставленной задачи. На следующем этапе применения метода «Мозаика» учащиеся с одинаковыми номерами образуют пары 1-1, 2-2, 3-3. Работая в парах, учащиеся знакомятся с другими предложениями решения поставленной задачи, дополняя и уточняя свои математические карты. Далее партнеры в парах меняются, и проводится аналогичная работа, в результате которой каждый участник имеет многовариантный конспект решения проблемы. В заключение применения указанного метода учащиеся, работая в первоначальных триадах, оформляют наиболее полное решение.
При изучении темы «Применение производной» считаем целесообразным применение такого метода, как «Междусобойчик», предполагающего работу в четверках. Педагог дает задание составить конспект на тему «Применение производной», изучив материал учебника и Интернет-ресурсы. Сначала работа выполняется индивидуально, после чего работая в парах, учащиеся находят совместное решение поставленной задачи. Пары меняются, содержание работы остается прежним. В итоге - ребята должны оформить групповой конспект.
Приведем пример использования другого интерактивного метода при изучении этой же темы - работа над научно-исследовательским кейсом «Применение производной». Содержание кейса может быть следующим: «Мы с вами изучаем раздел математического анализа «Производная». С первого занятия изучения данной темы Вам показалось, что это очень сложный и непонятный раздел математики, который не имеет никакой связи с жизнью. Тем не менее, как говорил Н.И. Лобачевский: «... нет ни одной области в математике, которая не окажется применима к явлениям действительного мира...». Задача нашего сегодняшнего занятия - рассмотреть задачи, имеющие практическое содержание, и доказать необходимость изучения данного раздела математики».
Группа делится на 3 подгруппы, каждая из которых получает три задачи практического характера на применение производной в физике, экономике и строительстве.
Работая над материалом учебника, со справочными материалами, Интернет-ресурсами, учащиеся решают предложенные задачи и делают общие выводы, заполняя табл. 1.
Таблица 1
Применение производной
Формула Словесная характеристика
Р = А'№ Мощность - производная работы по времени
I = Сила тока - ...
F =
C = с©
P = Рф
Предельная выручка - производная от выручки
При закреплении и обобщении полученных на уроках знаний мы применяем и другие интерактивные методы, например, проведение «конференций», «пресс-конференций», «защиту разработанных проектов», «разработку и защиту презентаций». Создание презентаций нами используется при работе над темами «Числа», «Решение показательных уравнений», «Решение логарифмических уравнений», др. Проектную деятельность организуем при работе над объемными телами, создавая модели зданий, различных сооружений из бумаги с оформлением «паспорта проекта», предполагающего вычисление площадей поверхностей, объемов.
Обязательным этапом любого занятия с применением интерактивных методов является обратная связь с обучающимися, которая представляет собой некую модель, помогающую учиться, дающую возможность сопоставить содержание учебного материала с имеющимися знаниями, поведением, ощущениями. Возможно использование различных форм и методов. Большой интерес у учащихся вызывает графическая форма обратной связи: в конце занятия ребятам предлагается оценить степень своей усталости, активности, уровня усвоения материала, построив диаграмму. Особое значение, на наш взгляд принимает использование векторной формы обратной связи, в частности построение «Эллипса» рис. 2. Суть данной формы в том, что ребятам предлагается оценить степень удовлетворенности собой, группой, общей деятельностью, поставив соответствующие точки по 10-бальной шкале на трех осях. Векторная форма обратной связи позволяет выявить направленность личности во взаимодействии, определить уровень притязаний, выявить индивидуальные особенности мышления и чувствования при восприятии информации.
Выявить ожидания от общегрупповой работы, определить факторы притязаний в работе; установить наиболее характерные черты деятельности группы и каждого, осуществить оценку параметров, характеризующих деятельность,
позволяет также метод обратной связи, называемый «Снежинка». Каждый учащийся должен отметить на векторах шкал (рис. 3) свои ожидания (достижения) от произведенной деятельности в интервале от 0 до 10 баллов [5].
Рис. 2. Векторная обратная связь
Важно после заполнения каждым учащимся «снежинки» создать общую «снежинку» с выведенным средним баллом, что позволит обучающимся сопоставить свое мнение и ожидания с групповыми результатами.
Интерес
Результативность Самореализация ^
Активность
^ Научность
Поиск
Новизна
Содержательность
Рис. 3. Метод обратной связи «Снежинка»
Выявлению личных проблем в деятельности группы, оценке значимости решаемых проблем, а также определению уровня осмысления способствует метод незаконченных предложений. Например, учащимся в конце занятия предлагается закончить следующие предложения.
1. Сегодня на занятии я понял, что...
2. Главным для меня было...
3. Особый интерес у меня вызвало...
4. На занятии я бы изменил. и т.п.
Подводя итоги сказанному, отметим, что применение на уроках математики интерактивных методов, форм и средств обучения позволяет модернизировать учебно-воспитательный процесс, делая возможным:
- повышение у обучающихся уровня мотивации к изучению математики;
- обучение учащихся самостоятельному овладению конкретными знаниями, необходимыми для применения их в практической дея-
тельности; формирование практических навыков, необходимых для самостоятельного выполнения творческих заданий;
- развитие мотивации к познанию окружающего мира, освоению социокультурной среды;
- становление партнерских отношений между учащимися и педагогом.
Список литературы:
1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. -Н. Новгород: ННГАСУ 2013. - 97 с.
2. Борисова Г.В., Борисова Г.В. и др. Современные технологии обучения: Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении. - Полиграф-С, 2002.
3. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии - М.: ACADEMA, 2002.
4. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе. Учебно-методическое пособие. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009.
5. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. - М., Академия, 2008.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
© Журавлева Н.А.*
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, г. Красноярск
В статье сформулированы определения «проекта», «метода проектов», выделены этапы проектной деятельности студентов, компетенции студентов, формируемые в проектной деятельности, основные принципы формирования проектной деятельности студентов и дидактические условия формирования их проектной деятельности в процессе математической подготовки, представлена структурная модель формирования проектной деятельности студентов педвуза в процессе математической подготовки.
Ключевые слова проектная деятельность студентов, проект, метод проектов, математическая подготовка студентов.
* Доцент кафедры Математического анализа и методики обучения математике в вузе, кандидат педагогических наук.