Научная статья на тему 'Технология проектно-ориентированного обучения в инженерном образовании'

Технология проектно-ориентированного обучения в инженерном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОДГОТОВКА ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROJECT-ORIENTED TRAINING / ENGINEERING SPECIALIST TRAINING / ADDITIONAL EDUCATION / PROJECT-BASED LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Замятина Оксана Михайловна, Мозгалёва Полина Игоревна, Соловьев Михаил Александрович, Боков Лев Алексеевич, Поздеева Анна Федоровна

Рассматривается опыт реализации проектно-ориентированного обучения технических специалистов в Томском политехническом университете и Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники на примере программ элитного технического образования и группового проектного обучения. Освещаются цели и задачи программ, история возникновения, их отношение к традиционным траекториям обучения, планируемые результаты обучения, основные этапы и принципы реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Замятина Оксана Михайловна, Мозгалёва Полина Игоревна, Соловьев Михаил Александрович, Боков Лев Алексеевич, Поздеева Анна Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper presents the experience accumulated by Tomsk Polytechnic University and Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics in the area of project-oriented training of engineering specialists, exemplified she Elite Engineering Education program and Project-based Groups Learning. Described in the paper are the programs’ goals and objectives, history, their relation with the traditional study pathways, expected learning outcomes, main stages, and implementation principles.

Текст научной работы на тему «Технология проектно-ориентированного обучения в инженерном образовании»

Участники психолого-педагогического форума

Оксана Михайловна Замятина

кандидат технических наук, начальник отдела элитного образования Национального исследовательского Томского политехнического университета. Сфера научных интересов: инженерное образование, педагогические технологии, инновационные методики преподавания. Автор 84 публикаций

с. 68

Лев Алексеевич Боков

кандидат физико-математических наук, профессор кафедры сверхвысокочастотной и квантовой радиотехники, проректор по учебной работе, первый проректор Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. Сфера научных интересов: организация и управление процессом высшего профессионального образования, специальные устройства сверхвысокой частоты. Автор 37 публикаций

с. 68

Георгий Гаджимирзоевич Недюрмагомедов

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Дагестанского государственного педагогического университета (г. Махачкала). Сфера научных интересов: дидактика, теория и практика биологического и экологического образования. Автор 62 публикаций

с. 77

Полина Игоревна Мозгалёва

эксперт отдела элитного образования Национального исследовательского Томского политехнического университета. Сфера научных интересов: инженерное образование, педагогические технологии, активные методы обучения. Автор 22 публикаций

с. 68

Анна Федоровна Поздеева

директор центра инновационных образовательных технологий Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. Сфера научных интересов: инновационные технологии в образовательной деятельности вуза, информационные технологии в управлении. Автор 8 публикаций

с. 68

Михаил

Александрович Соловьев

кандидат технических наук, начальник Учебно-методического управления Национального исследовательского Томского политехнического университета. Сфера научных интересов: развитие системы образования, образовательный менеджмент, разработка и оценка эффективности программ развития организаций (организационных структур), создание инновационных форм профессионального образования, разработка информационных технологий в образовании (управлении образованием). Автор 56 публикаци

с. 68

Наталья Владимировна Курикова

доцент кафедры русского языка как иностранного Томского политехнического университета. Сфера научных интересов: методика преподавания русского языка как иностранного, когнитивная лингвистика, риторика, профессиональная коммуникация. Автор 44 публикаций

Раиса Валиевна Раджабова

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, заведующая кафедрой педагогики Дагестанского государственного педагогического университета (г. Махачкала). Сфера научных интересов: теория воспитания, методология и теория патриотического воспитания и поликультурного образования. Автор 94 публикаций

с. 74

Ольга Олеговна Баранова

аспирант очного отделения Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, инструктор по персоналу аэропорта «Домодедово». Сфера научных интересов: психология труда, андрагогика, педагогика корпоративного обучения. Автор 1 публикации

с. 77

с. 8

Яна Алексеевна Сурикова

кандидат психологических наук, старший научный сотрудник военного учебно-научного центра Военно-морской академии им. Н.Г. Кузнецова (г. Санкт-Петербург), преподаватель Межрегионального института экономики и права при Межпарламентской ассамблее Евразийского экономического сообщества. Сфера научных интересов: психология личности, общая психология, экстре-мология. Автор 48 публикаций

с. 85

тШ

I/

Ольга Сергеевна Ширяева

кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии Камчатского государственного университета им. Витуса Беринга. Сфера научных интересов: личность в экстремальных условиях. Автор 38 публикаций

с. 85

Гулина Мелисбековна Сыдыкова

преподаватель кафедры психологии, аспирант Киргизского национального университета им. Жусупа Баласагына. Сфера научных интересов: творчество детей, сказкотерапия, психоанализ. Автор 14 публикаций

с. 89

Технология проектно-ориентированного обучения в инженерном образовании

УДК 378.662.147.8

О.М. Замятина, П.И. Мозгалёва, М.А. Соловьев, Национальный исследовательский Томский политехнический университет

Л.А. Боков, А.Ф. Поздеева,

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники

Рассматривается опыт реализации проектно-ориентированного обучения технических специалистов в Томском политехническом университете и Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники на примере программ элитного технического образования и группового проектного обучения. Освещаются цели и задачи программ, история возникновения, их отношение к традиционным траекториям обучения, планируемые результаты обучения, основные этапы и принципы реализации. Ключевые слова: проектно-ориентированное обучение, подготовка технических специалистов, дополнительное образование, проектное обучение.

The paper presents the experience accumulated by Tomsk Polytechnic University and Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics in the area of project-oriented training of engineering specialists, exemplified she Elite Engineering Education program and Project-based Groups Learning. Described in the paper are the programs' goals and objectives, history, their relation with the traditional study pathways, expected learning outcomes, main stages, and implementation principles.

Key words: project-oriented training, engineering specialist training, additional education, project-based learning.

МОДЕЛИ ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Метод проектов широко известен и издавна используется в мировой педагогической практике. Впервые он был описан в 1918 году американским психологом и педагогом Уильямом Килпатриком [8]. Современные отечественные исследователи В.В. Гузеев, М.В. Кла-рин, О.С. Круглова, Д.Г. Леви-тес, Е.С. Полат, И.Д. Чечель и другие рассматривают проект-но-ориентированное обучение на качественно новом уровне:

- как целостную технологию обучения, способствующую овладению учащимися методологическими знаниями, умениями, навыками, необходимыми для дальнейшего самообразования;

- как эффективный механизм подготовки технического специалиста, готового к производственной деятельности в минимальные сроки после обучения в вузе. Справедливость и достоверность этого тезиса подтверждаются введением проектно-ориентиро-ванного обучения в федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения, регламентирующего образовательный процесс в российских вузах. Однако разработанных моделей проектно-ориентирован-ного обучения технических специалистов, представленных в открытых источниках и готовых к тиражированию и использованию,

мало. Одного проектного подхода к отдельным дисциплинам недостаточно для применения про-ектно-ориентированного подхода в техническом университете в целом [4].

В рамках данного исследования рассмотрены и проанализированы две уникальные модели проектно-ориентированного обучения студентов, разработанные Национальным исследовательским Томским политехническим университетом и Томским государственным университетом систем управления и радиоэлектроники независимо друг от друга. Обе модели использовались в образовательном процессе вуза. Проведенное исследование позволило выявить основные достоинства и недостатки рассмотренных моделей и предложить обобщенную модель груп-

повой проектно-ориентированной подготовки технических специалистов.

ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА ЭЛИТНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ТОМСКОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Рассмотрим модель проектно-ориентированного обучения студентов Томского политехнического университета на примере программы элитного технического образования, реализуемой в университете с 2004 года (рис. 1). Данная программа является одной из предлагаемых студентам университета образовательных траекторий в рамках освоения основной образовательной программы. На програм-

© Замятина О.М., Мозгалёва П.И., Соловьев М.А., Боков Л.А., Поздеева А.Ф., 2013

Введение

H

Комплекс тренингов «Командообразование»

Дисциплина «Введение в проектную деятельность»

Разработка проектов

И

Дисциплина «Введение в инженерное изобретательство»

M

Летняя школа ЭТО

Инициативные творческие проекты

Дисциплина «Проектный менеджмент»

Проблемно-ориентированные проекты

Представление результатов

Ярмарка проектов ЭТО

Конференция студентов ЭТО

M

ПРО

Профессиональные компетенции

Работа в команде

Коммуникация

Лидерство

Креативное и системное мышление

Предпринимательский и деловой контент

Территория элитного творчества и проектирования

Студенческое конструкторское бюро с опытным производством

Студенческий бизнес-инкубатор

Рис. 1. Модель проектно-ориентированного обучения студентов Томского политехнического университета на примере программы элитного технического образования

Примечание. ЭТО - элитное техническое образование, ПРО - планируемые результаты обучения.

му проводится конкурсный отбор. С первого курса зачисляются студенты технических направлений и специальностей с высоким потенциалом и мотивацией [3]. Таким образом, эта модель апробируется на широком спектре направлений бакалавриата и специалитета.

Планируемые результаты обучения представляются в виде основных (работа в команде и профессиональные компетенции) и междисциплинарных (коммуникация, лидерство, креативное и системное мышление, предпринимательский и деловой аспект).

Цель этой модели - подготовка студентов к комплексной инженерной деятельности, начиная с базового и заканчивая продвинутым уровнем проектирования.

Задачи модели.

1. Интеграция результатов обучения по отдельным дисциплинам/модулям.

2. Формирование базовых и комплексных знаний, необходимых для решения задач инженерной деятельности.

3. Формирование активной позиции студентов, умение работать и выполнять проекты в команде.

4. Создание условий для генерации технических идей и проявления инициативы студентов [6, 7].

Проектная деятельность в рамках программы элитного технического образования включает три последовательных этапа (блока):

- введение (базовый теоретический образовательный этап);

- разработка проектов (продвинутый практический образовательный этап);

- представление результатов. Рассмотрим их.

Этап первый. Введение

Комплекс тренингов «Коман-дообразование» (1-й семестр):

- введение в особенности командной работы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обучение технологии организации работы команды;

- определение собственной роли в команде;

- системный анализ выработки командных решений [7].

Дисциплина «Введение в проектную деятельность» (2-й семестр):

- знакомство студентов с основами проектнойдеятельности, позволяющими квалифицированно принимать решения по координированию людей, оборудования, материалов, финансовых средств. Составление графиков для выполнения определенного проекта в заданное время, в пределах бюджета и к удовлетворению заказчика (потребителя);

- формирование у обучающихся знаний в области управления проектами и готовность к их реализации с использованием современного программного обеспечения;

- формирование навыков постановки цели, структурирования существующей информации и выработки решений поставленных задач. Поиск ресурсов для реализации проектов и оформление проектной документации.

На занятиях студенты знакомятся с основами проектной деятельности через различные интер-

активные формы. По итогам работы обучающиеся объединяются в команды по 3-7 человек и работают над идеей собственного проекта, который представляют на конференции студентов элитного технического образования. После одобрения проекта приступают к поиску партнеров и его реализации. Финансовую поддержку проекта можно получить у спонсоров, партнеров, кредитных организаций (банков), заинтересованных потребителей, а также на ярмарке проектов элитного технического образования [6].

Этап второй. Разработка проектов

Дисциплина «Введение в инженерное изобретательство»(3-й семестр):

- вовлечение студентов в научно-творческий процесс,активизация и стимулирование творческой и изобретательской деятельности студентов. Развитие навыков решения изобретательских задач и умений;

- знакомство студентов с основами технического творчества и инженерной деятельности, подкрепленной доступом к многофункциональному оборудованию. Умение ставить и решать интеллектуальные задачи. Приобретение компетенций в планировании внедрения полученных результатов;

- подготовка к междисциплинарной экспериментально-исследовательской деятельности для решения задач, связанных с разработкой инновационных эффективных методов внедрения и эксплуатации оборудования;

- устранение разрыва между полученными теоретическими знаниями студентов и их практическим приложением.

Студенты элитного технического образования разбиваются на команды по 3-4 человека. Каждая команда выполняет проект, который должен быть сдан на последней конференц-неделе. Защита проекта включает презентацию и демонстрацию работоспособности объ-

екта. В процессе презентации команда должна показать и аргументировать проектные решения.

Занятия проводятся на базе Центра опытного производства Томского политехнического университета, где размещено «Студенческое конструкторское бюро элитного технического образования», в котором есть необходимые средства для технического творчества студентов:

- верстаки, инструменты для слесарных работ;

- радиомонтажные рабочие места и оборудование;

- лазерные резаки, токарно-фрезерные станки с числовым программным управлением (CAM -computer-aided manufacturing) и сверлильные станки;

- сварочные полуавтоматы.

Летняя школа элитного технического образования (летние каникулы после 2-го семестра). Участники школы - студенты, окончившие 1-й курс, организаторы - студенты 2-4-го курсов.

Программа летней школы включает:

- тренинги, направленные на развитие личностных качеств и полезных навыков студентов: «Целе-полагание», «Искусство успешной презентации», «Бастион», «Искусство переговоров», «Управление стрессом», «Лидерство»;

- ролевые игры и мероприятия на командообразование, организованные студентами старших курсов;

- конкурсы по теории решения изобретательских задач.

В школе формируется активная позиция студентов, позволяющая становиться им кураторами студенческих групп и организаторами инициативных проектов. Студенты 1-го курса приобретают начальные лидерские качества, в то время как студенты 2-го курса имеют возможность апробировать свои лидерские качества и сформировать план личностного развития студентов 1-го и 2-го курсов на следующий год.

Инициативные творческие проекты. Музей занимательной науки (со 2-го курса) - проект, объединяющий науку и культуру. Создан для того, чтобы доказать, что физика - наука интересная и доступная для изобретательства. Экспозиция музея занимательной науки - это различные модели и экспонаты, созданные студентами элитного технического образования Томского политехнического университета и школьниками под их руководством.

Придумывая и создавая экспонаты для музея занимательной науки, студенты применяют на практике знания и умения, полученные в рамках дисциплин «Введение в проектную деятельность», «Введение в инженерное изобретательство», а также развивают и совершенствуют профессиональные лидерские компетенции, координируя работу школьников.

Развитие корпоративной культуры (весь период обучения) -проект, повышающий роль самостоятельной деятельности студентов, стимулирующий их творческую активность и инициативу. Создает условия для формирования ответственного, социально и профессионально мобильного специалиста и для развития корпоративных компетенций в проектно-творческой деятельности студентов.

Пройдя летнюю школу лидерства, студенты занимают активную позицию и становятся руководителями корпоративных/вну-тривузовских/внешних инициативных проектов и мероприятий или включаются в их разработку. Примеры мероприятий: клуб элитного технического образования, чемпионат «Что? Где? Когда?», «Сентябревка», «Маевка», «Новый год», «23 + 8», «Киноклуб», посвящение в студенты элитного технического образования, выпускные и творческие вечера, «фотокросс» и др.

Проблемно-ориентированные проекты (3- 4-й курсы)

На 3-м курсе студенты переходят на обучение по индивидуальному учебному плану, который предполагает обязательное участие их в проблемно-ориентированном проекте. Ранее проблемно-ориентированные проекты реализовались только в рамках программы элитного технического образования, а с 2012 года в проектную деятельность вовлечены все студенты Томского политехнического университета. Проекты к разработке представляют все выпускающие кафедры, предприятия - партнеры университета по подготовке специалистов, а с 2013 года появилась возможность выполнения межвузовских проектов (Томский политехнический университет - Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники - Томский государственный университет). Студенты выбирают проекты сообразно собственным интересам, при этом нет жесткой привязки к проектам, представляемым выпускающей кафедрой.

Основные требования к проекту.

1. Ограниченность во времени - характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании обозначенных, измеряемых результатов каждого этапа по целям и задачам, результатам, времени.

2. Целостность - общий смысл проекта ясен и очевиден, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.

3. Последовательность и связность - логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет проекта опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.

4. Объективность и обоснованность - доказательство того, что

идея проекта, подход к решению проблемы оказались не случайными, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.

5. Компетентность автора и персонала - адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса. Владение персонала технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.

6. Жизнеспособность - определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, чем он может быть продолжен.

Работа по проекту ведется в соответствии с информационными картами проекта, индивидуальным учебным планом студента, контроль - по дневнику проекта, который ведет каждый студент.

Этап третий. Представление результатов

Ярмарка проектов элитного технического образования (весь период обучения). Эта ярмарка - комплекс мероприятий, направленных на популяризацию и активизацию проектной деятельности студентов, обучающихся в системе элитного технического образования, а именно:

- презентацию текущих проектов, реализация которых ведется в научно-образовательных институтах Томского политехнического университета;

- представление опыта реализации проектов, историй успеха, текущих грантовых программ;

- проведение мастер-классов и деловых игр, направленных на анализ проблем и ресурсное обеспечение проектов, групповую динамику и основные кризисы группы, ценностное наполнение проекта;

- конкурс проектов - возможность довести идею проекта до модели, готовой к внедрению, и

выиграть начальное финансирование для реализации.

Конференция студентов элитного технического образования (весь период обучения):

- предоставление возможности подведения промежуточных результатов проблемно-ориентированных проектов, их структурирование и систематизация в процессе подготовки к конференции;

- выявление дальнейшего направления развития работ в ходе их обсуждения совместно с другими участниками конференции;

- обмен опытом проделанной работы студентами на различных проблемно-ориентированных проектах;

- общение с потенциальными работодателями и научными руководителями в неофициальной обстановке;

- получение опыта публичного выступления.

В результате обучения на основе модели проектно-ориентированного обучения элитного технического образования Томского политехнического университета студент получает углубленные профессиональные компетенции, компетенции работы в команде, коммуникации, креативного и системного мышления, инженерного лидерства, предпринимательского и делового акцента [5, 10].

ГРУППОВОЕ ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ТОМСКОМ

ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ СИСТЕМ

УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

Групповое проектное обучение в Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники - это масштабная инновация в организации учебного процесса технического университета. Технология такого обучения впервые была проведена в качестве факультативного эксперимента в 2004 году

Рис. 2. Схема реализации группового проектного обучения в Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники Примечание. ГПО - групповое проектное обучение

на радиотехническом факультете университета. Целью этого курса являлось практическое закрепление знаний и навыков проектной, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности на примере разработки инновационного проекта по созданию радиоэлектронного устройства или системы. Для этого в учебный план всех специальностей была введена новая дисциплина - «Учебно-научное проектирование радиоэлектронных устройств и систем». С 2006 года данная технология используется на всех факультетах университета, в том числе на гуманитарном и экономическом [1, с. 20].

Работа над проектами группового проектного обучения начинается с выбора тематики проектирования через поиск и конкурсный отбор идей и предложений. Идеи и предложения могут быть реализованы в форме создания новых

наукоемких изделий, технологий, программных продуктов и услуг, востребованных на рынке.

В конкурсе без ограничений участвуют: преподаватели, инженерный персонал вуза, инновационно активные студенты, выдвигающие свои предложения, а также фирмы, предприятия и организации, заинтересованные в разработке и выпуске новой наукоемкой продукции. Как правило, это предприятия Учебно-научно-инновационного комплекса университета, которых к настоящему времени более ста.

Основные требования, предъявляемые к проекту: инновационный и/или наукоемкий характер разработки и перспективы коммерциализации проекта.

Схема реализации группового проектного обучения в университете представлена на рис. 2.

Во-первых, необходимо сформировать творческие проектные

группы по 3-8 человек. Это происходит в конце второго курса. Уже этот начальный этап не прост, так как студенты, входящие в группу, должны быть совместимы как про-фессионально,так и психологически. На сегодняшний день в университете действует около 250 таких групп. Все группы необходимо обеспечить темами проектов, а студентов - участников группового проектного обучения - индивидуальными учебными планами, а это более тысячи человек.

Фактически в рамках группового проектного обучения происходит переформирование учебных групп и появляется новая ветвь учебного процесса, охватывающая примерно 40 % контингента студентов 3-го и 4-го курсов.

Для обеспечения возможности создания межфакультетских групп проектного обучения, реализующих междисциплинарный подход, введен еженедельный единый

день группового проектного обучения в университете. На каждой профилирующей кафедре создана соответствующая лаборатория. В них сформировано 1100 рабочих мест, оснащенных самым современным технологическим, измерительным и инфо- и телекоммуникационным оборудованием.

В состав групп могут входить студенты разных курсов, специальностей, факультетов и даже разных вузов города. Для каждого студента определена своя роль в выполнении проекта. Из числа студентов назначается ответственный исполнитель проекта. При выполнении технических проектов для проработки экономической составляющей в состав группы могут входить студенты экономического факультета. В этой же команде при необходимости могут работать юристы, социологи, экологи и студенты требуемых специальностей, обучающиеся в вузе. Формирование проектных групп закрепляется приказом ректора. Для работы каждой группы разрабатывается техническое задание. Все сведения о составе групп, содержании проектов, этапах выполнения и результатах содержатся в автоматизированной информационной системе «Групповой проект», являющейся составной частью автоматизированной системы управления университета.

Работа проектной группы организуется как составная часть учебного процесса подготовки специалистов и бакалавров. Для участников каждой проектной группы учебный процесс организуется на основе индивидуального учебного плана. По дисциплинам, объединенным циклом группового проектного обучения, составляется общая рабочая программа. В процессе проектирования при необходимости дополнительно проводится изучение дисциплин, программы которых соответствуют содержанию проекта (включенное обучение). Возможно также выполнение курсо-

вых работ и проектов, лабораторных работ, прохождение практики в рамках соответствующей работы над проектом группового проектного обучения.

В качестве отчетной формы в конце каждого семестра предусмотрена защита этапа проекта перед аттестационно-экспертной комиссией с получением семестровой оценки. Материалы проектов используются при подготовке выпускных квалификационных работ. Лучшие проекты участвуют в различных конкурсах, в том числе и на продолжение работы по проекту в студенческом бизнес-инкубаторе университета. Особо следует отметить роль группового проектного обучения в наполнении реальным смыслом и содержанием студенческий бизнес-инкубатор. Множество разнообразных проектов, выполняемых творческими студенческими группами, являются полем, на котором работают наши инноваторы, осуществляя выбор привлекательных для рынка проектов, коммерциализируя их и создавая на их основе предприятия малого бизнеса, в том числе в соответствии с Федеральным законом № 217.

По завершении каждого проекта должен быть представлен действующий макет устройства, системы, проектно-техническая документация или готовый программный продукт, обладающий конкурентоспособностью на рынке наукоемкой продукции. Результатом работы группы может быть реализованный экономический или социальный проект. Без демонстрации действующего макета или программы проекта студенты к защите не допускаются.

ОБОБЩЕННАЯ МОДЕЛЬ ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

При сравнении видно, что модель проектно-ориентированного обучения технических специалистов Томского политехнического

университета достаточно полно и широко проработана по составу и содержанию подготовки (развитию востребованных компетенций). В свою очередь, модель группового проектного обучения Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники представляет технологию сборки команд и вывод проектов на уровень коммерциализации.

В качестве обобщенной модели предлагается использовать модель проектно-ориентирован-ного обучения элитного технического образования Томского политехнического университета. Для этого необходимо внедрить модель группового проектного обучения в блоки «Разработка проектов» и «Представление результатов проектов». Предлагается также интегрировать усилия по поиску реальных инновационных технологических проектов, провести межвузовский конкурсный отбор студентов, организовать совместную защиту результатов проектов. Это позволит комплексно и на высоком уровне вести подготовку технических специалистов. Основные характеристики обобщенной модели следующие.

1. Полнота описания предметной области - положения, методические рекомендации, регламент, приказы.

2. Широта описания предметной области - набор поддерживающих и обеспечивающих мероприятий и количество образовательных модулей.

3.Глубина описания предметной области - статистические данные по годам (количество проектов, степень коммерциализации и количество публикаций по тематике).

4. Использование группового проектного обучения - количество модулей группового проектирования и количество команд.

5. Описание требований к ресурсному обеспечению процесса проектного обучения.

6. Информационная поддержка процесса - специализированное программное обеспечение, веб-интерфейс.

Объединение моделей позволит добиться более высоких результатов по подготовке технических специалистов нового поколения, способных к проектной и инновационной деятельности.

Литература

1. Боков Л.А. Групповое проектное обучение - основа инновационной программы ТУСУРА // Инновации - ключ к будущему: материалы науч.-практ. конф. Томск: Изд-во ТПУ, 2007. С. 70-72.

2. Боков Л.А., Кормилин В.А., Шурыгин Ю.А. Проектная технология обучения как инновационная составляющая инженерного образования // Современное образование: проблемы и перспективы в услови-

ях перехода к новой концепции образования: материалы Междунар. науч.-метод. конф., 29-30 января 2009 г. Томск: Изд-во ТУСУР, 2009. С. 193-194.

3. Бутакова Е.С., Замятина О.М., Мозгалёва П.И. К вопросу о подготовке элитных инженерных кадров: опыт России и мира // Высшее образование сегодня. 2013. № 2. С. 20-26.

4. Емельянова Н.В. Проектная деятельность студентов в учебном процессе // Вестник высшей школы. 2011. № 3. С. 82-84.

5. Замятина О.М., Мозгалёва П.И. Усовершенствование программы элитной технической подготовки: ком-петентностно-ориентированый подход // Инновации в образовании. 2013. № 10. С. 36-45.

6. Лычаева М.В., Замятина О.М., Мозгалёва П.И. Проектно-ориенти-рованное обучение в системе элитного технического образования в ТПУ: сб. тр. науч.-метод. конф. «Уровневая

подготовка специалистов: государственные и международные стандарты инженерного образования». Томск: Изд-во ТПУ, 2013.

7. Мозгалёва П.И., Замятина О.М. Технология проектной работы в системе элитной подготовки технического специалиста в ТПУ // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2012. № 4. С. 6-14.

8. Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса // Школьные технологии. 2006. № 6. С. 43-47.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Солодовникова О.М., Замятина О.М., Мозгалёва П.И., Лычае-ва М.В. О формировании компетенций элитного технического специалиста // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 3. С. 65-71.

10. ЧубикП.С., ЧучалинА.И., Соловьев М.А., Замятина О.М. Подготовка элитных специалистов в области техники и технологий // Вопросы образования. 2013. № 2. С.188-208.

УДК 811.161.1 276.6: 621.3

Н.В. Курикова,

Томский политехнический университет

Инженерная коммуникация в лингводидактическом аспекте (на материале языка электротехники)

Современные исследования в области методики преподавания иностранных языков в неязыковом вузе показывают целесообразность профессионально ориентированного обучения языку в специальных целях. Язык в специальных целях как термин используется в сфере преподавания иностранного языка студентам, которые получают образование на родном языке [4, 6, 7]. Проблема овладения иноязычной коммуникацией в неязыковом вузе возни-

© Курикова Н.В., 2013

Рассматривается особенности профессионально ориентированного обучения в инженерной коммуникации. Освещаются примеры тренинговых заданий по русскому языку как иностранному, разработанных на материале аутентичных текстов по электротехнике.

Ключевые слова: инженерная коммуникация, русский язык как иностранный, когнитивный стиль мышления.

The article is concerned with the peculiarities of professionally-oriented approach to teaching a Russian language in engineering services. Examples of some practical tasks based on authentic texts are presented in Russian as a foreign language for students of electrical engineering specialties.

Key words: engineering communication, Russian as a foreign language, cognitive style of thinking.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.