Bobrova Viktoria Viktorovna, Troyanskaya Mariya Alexandrovna ON THE PRACTICAL APPLICATION OF PROJECT ACTIVITIES .
pedagogical sciences
УДК 378.147
DOI: 10.26140/anip-2020-0902-0007
К ВОПРОСУ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВКЕ ЭКОНОМИСТОВ И УПРАВЛЕНЦЕВ
© 2020
AuthorID: 276044 SPIN: 7357-1479 ORCID: 0000-0003-3558-5662 SCOPUSID: 57195576685
Боброва Виктория Викторовна, доктор экономических наук, доцент, директор Института менеджмента
AuthorID: 632426 SPIN: 6008-8700 ResearcherID: F-1395-2015 ORCID: 0000-0003-4545-3786 ScopusID: 57192640463
Троянская Мария Александровна, доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Оренбургский государственный университет (460018, Россия, Оренбург, проспект Победы, 13, e-mail: [email protected]) Аннотация. Данная статья посвящена вопросам практического применения современных образовательных технологий при подготовке экономистов и управленцев посредством их вовлечения в проектную деятельность. Педагогической наукой в целях формирования и применения креативного и творческого потенциала обучающихся создано значительное количество методов и технологий, которые могут способствовать формированию благоприятной среды. Ученые-педагоги в своих трудах говорят о том, что творческие способности обучающихся могут развиваться в условиях профессионального обучения, при условии создания особых педагогических условий. Авторы в статье выделили причины необходимости участия обучающихся в проектной деятельности. Кроме того, в статье представлен анализ практики реализации проектной деятельности в Институте менеджмента Оренбургского государственного университета. В заключении авторами сделан вывод о том, что проектная деятельность способствует наибольшей эффективности обучения, дает возможность самостоятельного и творческого решения задач.
Ключевые слова: проектно-ориентированное обучение, проектная деятельность, проектирование, проект, образовательные практики.
ON THE PRACTICAL APPLICATION OF PROJECT ACTIVITIES IN THE TRAINING
OF ECONOMISTS AND MANAGERS
© 2020
Bobrova Viktoria Viktorovna, doctor of economic sciences, associate professor, Director of the Institute of Management Troyanskaya Mariya Alexandrovna, doctor of economic sciences, associate professor, head of the department of state and municipal management Orenburg State University (460018, Russia, Orenburg, Pobedy Avenue, 13, e-mail: [email protected]) Abstract. This article is devoted to the practical application of modern educational technologies in the training of economists and managers through their involvement in project activities. Pedagogical science has created a significant number of methods and technologies that can contribute to the formation of a favorable environment in order to form and apply the creative and creative potential of students. Scientists-teachers in their works say that the creative abilities of students can develop in the conditions of professional training, provided that special pedagogical conditions are created. The authors of the article highlighted the reasons for the need for students to participate in project activities. In addition, the article presents an analysis of the practice of implementing project activities at the Institute of management of Orenburg state University. In conclusion, the authors concluded that the project activity contributes to the greatest efficiency of training, gives the opportunity to independently and creatively solve problems.
Keywords: project-oriented training, project activities, design, project, educational practices.
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В условиях стремительной цифровизации экономики, активного введения профессиональных стандартов вопросы применения проектной деятельности в процессе обучения экономистов и управленцев приобретают все большую актуальность. Требования к профессиональным кадрам постоянно меняются, поэтому сегодня важно установить прочную связь между работодателями и сферой профобразования.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Обзор литературных источников по практическому применению проектной деятельности в подготовке выпускников свидетельствует о ее активном использовании в обучении профессиональному английскому языку и подготовке переводчиков (И.В. Домбровская [1], Т.В. Юдина, Н.В. Сигарева [2]); подготовке учителей (О.А. Тарасова [3], в частности ге-
ографии (А.Ф. Надтока, Т.С. Мартынюк [4]), биологии (Т.Г. Новокрещенных, А.В. Остерман [5]), математики (Т.Н. Грань [6]); подготовке социальных работников (Е.Ю. Костина, Н.А. Орлова [7]); обучении дизайнера среды (Ю.С. Антоненко, А.А. Минина [8]); подготовке специалистов для работы в области интеллектуальной собственности (С.М. Никитенко, Е.Н. Балаганская [9]); подготовке к международной образовательной деятельности (И.А. Тишкова [10]); подготовке специалистов для библиотечно-информационных учреждений (И.Л. Скипор [11]); обучении строителей (Г.Г. Чер-ноглазова, Т.А. Ольховая [12]); подготовке специалистов автотранспортного (Г.В. Букалова [13]) и инженерного (И.А. Жигалова, А.А. Баканов [14], С.В. Белогуров [15]) профилей; специалистов по направлению «техносфер-ная безопасность» (А.В. Андреев, А.П. Бызов, Ф.А. Го-мазов [16]). В тоже время проведенный обзор научных статей показал, что отсутствуют работы освещающие вопросы практического применения проектной деятельности в подготовке экономистов и управленцев. Представление подобного опыта в периодических из-
педагогические науки
Боброва Виктория Викторовна, Троянская Мария Александровна К ВОПРОСУ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ...
даниях позволил бы перенять лучшие практики в подготовке выпускников.
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи (постановка задания). Обобщить имеющуюся практику Института менеджмента Оренбургского государственного университета по применению проектной деятельности в подготовке экономистов и управленцев, которая позволяет выпускникам задуматься о реальных проблемах в обществе и способствует формированию навыков по выработке и принятию управленческого решения по конкретной проблеме.
Используемые в исследовании методы, методики и технологии. В ходе исследования авторами использованы такие научные методы, как изучение и анализ; систематизация и структурирование теоретического и практического материала; методы сравнения, сопоставления и обобщения.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В области профессионального образования в последнее время произошла радикальная трансформация. Большинство профессий, а соответственно, знания, полученные в процессе вузовского обучения, оказались не востребованными. Одновременно с этим появились новые специальности и направления подготовки, требующие дополнительного обучения и ориентации имеющихся знаний под меняющиеся вызовы экономики. Среди основных причин данных тенденций, по нашему мнению, следует выделить:
- переориентация потребностей в новых умениях (если ранее достаточно было хорошей теоретической подготовки, подкрепленной знаниями, полученными на практике, то современная ситуация предполагает наличие у выпускника: активной жизненной позиции; инициативности, нацеленности на достижение максимального результата; умения командной работы; способности к адаптации в изменяющихся рыночных условиях; умения самореализации и демонстрации своих профессиональных качеств; способности брать на себя ответственность и управлять временем);
- уникальность отдельных профессий с одновременным «стиранием» границ между ними в целом (в эпоху цифровых и нано технологий во всех отраслях для успешности своей реализации специалист должен обладать не всегда совместимыми профессиональными знаниями, так, например, уже сейчас есть профессии воспитатель для бизнеса, сетевой врач, сити-фермер, проектировщик инфраструктуры умного дома и т.д.;
- возрастающая роль совместной трудовой деятельности (особую актуальность приобретает командная работа, в процессе которой каждый участник применяет свои знания, умения, приобретает опыт и делает свою работу более результативной и производительной);
- рост персональной ответственности работающих за качество выполняемой работы (ответственность - это стимул к продуктивности и каждый участник должен понимать, что помимо коллективной ответственности, есть еще и персональная, которая не менее важная для эффективности командной работы в ходе соблюдения сроков и качества ее выполнения);
- повышение значения прямого общения производителей и потребителей, т.е. профессиональная коммуникабельность;
- изменение организационных форм трудовой деятельности (активное применение достижений науки и техники, передового опыта отрасли и анализа возможной адаптации опыта других отраслей);
- распространение автоматизации на систему управления.
Отмеченное свидетельствует о существенном повышении уровня эластичности профессионального образования, ориентации на подготовку квалифицированных
работников соответствующего уровня и профиля, обладающих конкурентоспособностью, ответственностью, компетентностью, свободно владеющих своей профессией и понимающих в сопредельных сферах профессиональной деятельности, способных к эффективному труду по направлению подготовки в соответствии с мировыми стандартами, готовых как к непрерывному профессиональному росту, так и к мобильности (профессиональной и социальной) [17]. В связи с чем, появляется потребность в формировании совокупности организационно-педагогических условий, которые способны оказать содействие обучению специалистов, обладающих такими качествами как: самостоятельность, гибкость, мобильность, инициативность, творческий подход к делу. Данные тенденции предполагают необходимость развития у обучающихся способности творчески и креативно мыслить. Исходя из этого, в современных условиях формирование созидательных возможностей и развитие творческих способностей обучающихся должно находиться в поле зрения высшего образования. Именно в процессе обучения по программам бакалавриата и специалитета, обучающиеся должны приобрести навыки проектной деятельности, особенно в эпоху перехода системы высшего образования на стандарты ФГОС 3++, основной целью которых, является формирование не только знаний, умений, навыков, но и компетенций. А компетенция, в свою очередь, вырабатывается и проявляется только в процессе деятельности по решению практических, жизненно важных задач.
Таким образом, проектная деятельность является одним из главных инструментов, с помощью которого формируется профессиональная компетентность выпускника высшего учебного заведения. Качественная подготовка обучающегося в жестких условиях конкуренции трудовых потенциалов невообразима без такой составляющей, как готовность к участию в проектной деятельности. Именно поэтому многие современные ВУЗы озабочены разработкой и внедрением в образовательный процесс элементов проектирования.
Внедрение проектной деятельности в образовательный процесс Института менеджмента Оренбургского государственного университета было обусловлено следующими факторами:
- повышение конкурентоспособности Института менеджмента ОГУ на региональном рынке образовательных услуг;
- объективная необходимость подготовки практико-ориентированных, мобильных обучающихся, имеющих преимущества перед молодыми специалистами того же профиля;
- гибкость проектного обучения, позволяющего создать проектно-учебные группы без дополнительных преобразований в структуре вуза;
- необходимость укрепления деловых связей вуза с государственными и бизнес-структурами.
В настоящее время в Оренбургском государственном университете на базе Института менеджмента с успехом реализуется проектная деятельность посредством привлечения обучающихся к участию в общественных образовательных акциях «Школа лидерства», «Иду учить в ОГУ», «Кадры под ключ». Формами проведения данных акций являются открытые занятия с ведущими работодателями Оренбургской области; бизнес-тренинги; мастер классы; конкурс молодежных стартапов начинающих предпринимателей. Данные мероприятия направлены на повышение качества подготовки квалифицированных специалистов для удовлетворения потребностей организаций и предприятий Оренбургской области в кадрах на основе усиления взаимодействия субъектов системы высшего образования, бизнеса, органов государственной власти и местного самоуправления.
Помимо участия в общественных образовательных акциях, реализация проектной деятельности осуществляется и при проведении практических занятий для
Bobrova Viktoria Viktorovna, Troyanskaya Mariya Alexandrovna ON THE PRACTICAL APPLICATION OF PROJECT ACTIVITIES .
pedagogical sciences
обучающихся в виде «сквозного задания». В рамках учебных занятий организуется работа обучающихся в малых группах по 4 - 5 человек, где в качестве объекта выступает организация или проблема, которую изучают на протяжении семестра, выполняя на каждом практическом занятии очередной этап задания по исследуемому вопросу в соответствии с предложенным алгоритмом. Часть заданий обучающиеся выполняют в малых группах на практическом занятии под руководством преподавателя, оставшаяся часть выполняется самостоятельно, результатом является подготовленная презентация. Заключительное занятие по изучаемой дисциплине представляет собой публичную защиту подготовленных проектов, в соответствии с выбранной тематикой. Таким образом, обучающиеся анализируют конкретную реальную проблему в обществе, используя как теоретический материал, так и методический аппарат (метод мозгового штурма, экспертная оценка, дерево целей, и др.).
Формирование и развитие профессиональных компетенций бакалавров, специалистов, магистров в Институте менеджмента осуществляется посредством решения обучающимися реальных практических задач по уровням сложности. Первый уровень предполагает наличие базовых знаний, второй уровень - проведение анализа, третий уровень - проведение проблемно-ориентированного исследования, с применением современных методов и методик.
Одним из самых успешных и интересных проектов Института менеджмента является «Школа лидерства». Цель данного проекта - сформировать и развить у обучающихся образовательные, интеллектуальные, творческие и креативные способности в рамках участия в проектной деятельности и привлечь к участию в образовательном процессе представителей - работодателей. Главными партнерами в реализации данного проекта являются Союз «Торгово-промышленная палата Оренбургской области» и представители регионального бизнес сообщества. В течение учебного года для обучающихся «Школы лидерства» представители партнеров проводят практические занятия, круглые столы («Образ менеджера, востребованного экономикой региона», «Актуальные проблемы подготовки логистов и экономистов для экономики региона»), бизнес тренинги, в рамках которых они рассказывают о технологиях разработки проектов, их внедрении, о работе в группах, тем самым способствуют развитию лидерских качеств. К участию в проекте привлекаются обучающиеся экономических и управленческих профилей подготовки Института менеджмента.
Успешное существование проекта на протяжении двух лет свидетельствует о росте интереса к проекту «Школа лидерства» как со стороны субъектов бизнеса, так и со стороны обучающихся. Выпускниками школы стали десятки обучающихся Института менеджмента 1 -3 курсов, которые проработали и защитили свои проекты на площадке Союз «Торгово-промышленная палата Оренбургской области», где в качестве экспертов выступают руководители успешных бизнес-структур.
В 2019 году на обсуждение экспертной комиссии было представлено 11 работ. Эксперты отметили креативность, инновационность и грамотность подготовленных бизнес-проектов, среди которых центр психологической разгрузки «Стоп стресс», вендинговый сервис «Ваш обед», центр развития литературного творчества для детей школьного возраста «Эвтерпа». Особым вниманием экспертов отмечена идея многофункционального лектория «Китч», в рамках которого предполагается проведение лекций на актуальные темы в области медицины, философии, литературы и психологии с привлечением именитых ораторов. Представители бизнеса выделили проекты по экспорту меда и куриных лапок на рынок Китая, поскольку эти продукты являются деликатесом для азиатов и стоят у них намного дороже, чем в России. Данная статья экспорта стала бы выгодной
для предприятий Оренбургской области. Руководство Союза «Торгово-промышленная палата Оренбургской области» выразило готовность содействовать в реализации проектов, направленных на развитие экспорта.
По итогам реализации проектов посредством участия в деловых играх, «Школе лидерства», в решении «сквозных заданий», как правило, обучающиеся выражают удовлетворенность реализацией проектно-ориентиро-ванных форм обучения, которые обеспечивают:
- лучшее усвоение учебного материала;
- развитие навыков работы в команде, управления временем, лидерские качества;
- понимание сути профессиональной деятельности и решение личной проблемы профессионального самоопределения.
Однако, отметим, что проектный подход наравне с огромным потенциалом и преимуществами при подготовке обучающихся, несет в себе и потенциальные трудности, как для обучающихся, так и для преподавателей (таблица 1).
Таблица 1 - Достоинства и трудности использования метода проектов в обучении экономистов и управленцев
Достоинства
Позволяет применять балль-но-рейтинговую систему для оценки знаний
Возможность обсуждать и получать обратную связь от преподавателя по выполнению определенного этапа задания; развитие навыков публичной презентации и защиты проекта у обучающихся_
Переход к компетентностно-му подходу: развитие навыков и умений, необходимых менеджеру, например, умение анализировать проблему, согласовывать интересы различных заинтересованных сторон, освоение проектной технологии и т.д.
Развитие навыков и умений: работать в команде, вести переговоры, конструктивно разрешать конфликты, управлять временем, выступать публично и т.д.
Развитие навыков тайм-менеджмента, работы в команде, лидерских качеств
Повышение эффективности обучения, обеспечение связи теории и практики
Возможность применения на практике и в реальной жизни собственных результатов обучения
Развитие гражданской активности обучающихся
Трудности
Низкий уровень развития у обучающихся коммуникативных навыков, культуры общения, ведения дискуссии, обсуждения_
Необходимость выполнять групповые домашние задания - необходимо найти место и время
Отсутствие практического опыта и информации, необходимых для разработки реалистичных проектов
Психологическая неготовность обучающихся к нетрадиционному виду занятий: переходу к активной роли в обучении от пассивной, к изменению роли преподавателя, к возрастанию требований
ВЫВОДЫ
Выводы исследования. Таким образом, отметим, что проектная деятельность, реализуемая в Институте менеджмента, способствует наибольшей эффективности обучения, дает возможность самостоятельного и творческого решения задач. Реализация проектов позволяет расширить сотрудничество Института менеджмента ОГУ с органами государственной и муниципальной власти, с региональным бизнес сообществом, вывести на новый уровень проектный подход в обучении управленцев и экономистов, создать условия для успешного трудоустройства выпускников. Разработка управленческого решения по конкретной проблеме, выбранной самостоятельно, а не предложенной преподавателем, во-первых, повышает мотивацию обучающихся (по ин-
1
2
2
3
3
4
5
4
6
7
8
педагогические науки
тересующей проблеме интересно получить и результат), и, во-вторых, заставляет обучающихся задуматься о реальных проблемах в обществе и о сути своей будущей профессии, тем самым развивая «общественное неравнодушие» и гражданскую ответственность как минимум - рядового гражданина, и как максимум - государственное мышление и ценностно-нравственные основы будущих чиновников. Таким образом, Оренбургский государственный университет формирует грамотного выпускника, готового к осуществлению профессиональной деятельности после окончания ВУЗа. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Домбровская И.В. Проектная деятельность в практике обучения профессиональному английскому языку: возможности и ограничения // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. № 3. С. 132-137.
2. Юдина Т.В., Сигарева Н.В. Проектная деятельность студентов в подготовке переводчиков // Язык. Культура. Коммуникация. 2015. Т. 2. № 18. С. 142-150.
3. Тарасова О.А. Проектная деятельность как необходимый компонент подготовки бакалавров педагогического образования // Конструктивные педагогические заметки. 2017. № 5-2 (7). С. 126-131.
4. Надтока А.Ф., Мартынюк Т.С. Использование проектной деятельности в разрезе применения информационно-коммуникационных технологий на занятиях географии // Информационные технологии и средства обучения. 2015. Т. 50. № 6. С. 71-85.
5. Новокрещенных Т.Г., Остерман А.В. ЖеЬ-квест как активная форма внеурочной проектно-исследовательской деятельности по биологии //Пермский педагогический журнал. 2018. № 9. С. 149-156.
6. Грань Т.Н. Проектная деятельность студентов в процессе методической подготовки будущего учителя математики // Педагогическое образование и наука. 2017. № 6. С. 102-105.
7. Костина Е.Ю., Орлова Н.А. Место и роль проектной деятельности в профессиональной подготовке социальных работников // Отечественный журнал социальной работы. 2019. № 3. С. 93-98.
8. Антоненко Ю.С., Минина А.А. Проектная деятельность, практика разработки игровых комплексов при обучении дизайнера среды // Современные тенденции изобразительного, декоративного прикладного искусств и дизайна. 2019. № 1. С. 85-90.
9. Никитенко С.М., Балаганская Е.Н. Актуальные проблемы реализации проектного подхода при подготовке специалистов для работы в области интеллектуальной собственности // Право интеллектуальной собственности. 2017. № 1. С. 17-20.
10. Тишкова И.А. Проектная деятельность магистрантов в контексте подготовки к международной образовательной деятельности //Научный сибирский альманах. 2014. № 1. С. 199-204.
11. Скипор И.Л. Проектная деятельность специалистов би-блиотечно-информационных учреждений в контексте требований профессиональных и образовательных стандартов // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 41-2. С. 174-180.
12. Черноглазова Г.Г., Ольховая Т.А. Особенности организации проектной деятельности будущих бакалавров-строителей // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2015. № 4 (5). С. 209-213.
13. Букалова Г.В. Концепция проективного обучения в подготовке научно-педагогических кадров автотранспортного профиля // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. 2017. № 1 (11). С. 20.
14. Жигалова И.А., Баканов А.А. К вопросу о формировании универсальных проектных компетенций в подготовке инженерных кадров // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 3 (35). С. 123-128.
15. Белогуров С.В. Об условиях формирования информационно-проектной компетентности будущих специалистов инженерного профиля // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 106.
16. Андреев А.В., Бызов А.П., Гомазов Ф.А. применение принципов проектной деятельности в обучении студентов по направлению «техносферная безопасность» //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2018. Т. 7. № 4 (44). С. 286-291.
17. Ярвилянина Е.В. Проектная деятельность как средство развития творческих способностей и повышения качества профессиональной подготовки студентов // Научные исследования в образовании. 2011. № 4. С. 60-63.
Статья поступила в редакцию 17.01.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020
Боброва Виктория Викторовна, Троянская Мария Александровна К ВОПРОСУ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ...