Научная статья на тему 'Об опыте преподавания огневой и тактико-специальной подготовки по программам повышения квалификации сотрудников подразделений по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите'

Об опыте преподавания огневой и тактико-специальной подготовки по программам повышения квалификации сотрудников подразделений по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / СОТРУДНИКИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назаров А. Ю.

В статье рассматриваются некоторые проблемы преподавания огневой и тактико-специальной подготовки по программам повышения квалификации сотрудников подразделений по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите и предлагаются пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Назаров А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об опыте преподавания огневой и тактико-специальной подготовки по программам повышения квалификации сотрудников подразделений по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите»

УДК 378.147.227 А. Ю. НАЗАРОВ, заместитель начальника ка-

федры огневой и тактико-специальной подготовки Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)

A. Y. NAZAROV, deputy head of the Department of fire and tactical training for the Ufa law Institute of MIA Russia (Ufa)

ОБ ОПЫТЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОГНЕВОЙ И ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ПРОГРАММАМ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЦ, ПОДЛЕЖАЩИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ

EXPERIENCE OF TEACHING FIRE AND SPECIAL TACTICAL TRAINING PROGRAMS STAFF UNITS TO ENSURE THE SECURITY OF PERSONS SUBJECT

TO STATE PROTECTION

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые проблемы преподавания огневой и тактико-специальной подготовки по программам повышения квалификации сотрудников подразделений по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите и предлагаются пути их решения.

Ключевые слова: огневая подготовка, тактико-специальная подготовка, повышение квалификации, сотрудники подразделений государственной защиты.

Annotation. This article discusses some problems of teaching fire and tactical training programme of staff development units to ensure the security of persons subject to state protection and the ways of their solution.

Keywords: fire training, tactical and special training, professional development, the staff of the state protection.

К настоящему времени вопросы профессиональной подготовки сотрудников подразделений государственной защиты МВД России являются приоритетными при осуществлении меры безопасности «личная охрана». При анализе причин реализации угроз в отношении защищаемых лиц были выявлены те, которые непосредственным образом связаны с недостаточным уровнем квалификации сотрудников, задействованными в осуществлении меры безопасности «личная охрана».

Так, 4 июня 2014 года в г. Один-цово (Московская обл.) было совершено покушение на убийство защищаемого лица Сергея Журбы, в отношении которого осуществлялась мера безопасности «личная охрана». Угрозоноситель ис-

пользовал снайперское оружие, расположившись на верхнем этаже одного из многоэтажных домов. Дистанция выстрела составляла около трехсот метров [1].

Представляется, что при осуществлении личной охраны защищаемого лица сотрудники ОВД не обладали достаточной оперативной информацией о готовящемся покушении, что не позволило им принять адекватные упреждающие меры. Вместе с тем очевидны просчеты сотрудников и в тактике осуществления личной охраны.

На наш взгляд, не была произведена тщательная оценка местности, прилегающей к объекту посещения защищаемым лицом, ее рекогносцировка. Этот вывод исходит из того, что пози-

<ч а а

и и

и «

а

о

^

о «

у

5

s

6

ф

N *

5J ^

S £

*

s к

5J

ßq

ция угрозоносителя-снайпера располагалась практически напротив цели, прицеливанию и производству выстрела ничего не препятствовало. Полет пули проходил по нисходящей траектории, что позволило поразить защищаемое лицо, которое не было защищено при таком угле встречи с пулей.

Этот трагический случай со всей очевидностью подтверждает то, что вопросы профессиональной подготовки сотрудников, непосредственно задействованных в осуществлении личной охраны защищаемого лица, имеют очень важное значение.

На сегодняшний день организация и методика проведения занятий по огневой и тактико-специальной подготовке с сотрудниками подразделений государственной защиты МВД России, непосредственно задействованными в осуществлении меры безопасности «личная охрана», не имеет до конца научно разработанной и методологически обоснованной концепции [2]. ^ К основным проблемам, тре-

бующим своего разрешения, относятся 2 те, которые связаны с ответом на кона цептуальные вопросы, а именно: ^ 1) кого необходимо обучать (учет

с^ должностных категорий сотрудников, ¡^ обучающихся по программам дополни-Ца тельного профессионального образова-

Ц ния);

2) чему обучать (основные зна-| ния, умения и навыки); ¡в 3) каким образом обучать (мето-

^ дика обучения - методы, формы, спосо-§ бы и средства обучения); | 4) кто должен обучать (профес-

сорско-преподавательский состав, обладающий соответствующей квалифика-| цией в данной сфере деятельности). По-| стараемся кратко осветить обозначен-^ ные проблемы.

^ Первый блок проблем, обуслов-

^ ленный необходимостью учета различ-я ных категорий сотрудников при органи-§ зации проведения занятий по огневой и сд тактико-специальной подготовке, исхо-

дит из их места и роли в процессе организации и осуществления меры безопасности «личная охрана».

К основным должностным категориям сотрудников подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите территориальным органом МВД России на региональном уровне, относятся руководящий состав (начальник подразделения и его заместители), сотрудники отдела (отделения, группы, направления) оперативных проверок и осуществления мер государственной защиты, сотрудники отдела (отделения, группы, направления) информационно-аналитического обеспечения, сотрудники отдела (отделения, группы) физической защиты.

Так, сотрудникам подразделений физической защиты (при их наличии в составе подразделения госзащиты), которые непосредственно осуществляют личную охрану защищаемого лица, в большей степени, на наш взгляд, необходимо обладать знаниями, умениями и навыками, связанными с вопросами баллистики, взрывобезопасности, антиснайперских мероприятий, тактико-технических характеристик штатного огнестрельного оружия, правовых аспектов его применения, приемов и способов стрельбы в нештатных и критических (боевых) ситуациях, тактики личной охраны в различных ситуациях.

Следует учитывать и тот факт, что к непосредственному осуществлению личной охраны зачастую привлекаются сотрудники иных подразделений ОВД: СОБРа, ОМОНа и другие, а как показывает практика, при привлечении сотрудников данных подразделений, сотрудники подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, перекладывают свои профессиональные задачи по личной охране. А задача у них одна -защищаемое лицо должно при любых обстоятельствах остаться в живых.

Кроме того, такие категории сотрудников, как руководитель подразделения физической защиты, сотрудник-куратор, должны обладать знаниями и навыками планирования и организации осуществления меры безопасности «личная охрана».

Таким образом, учет категорий обучаемых сотрудников будет определять объем и содержание огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников, непосредственно задействованных в осуществлении личной охраны защищаемого лица.

Второй блок проблем, а именно содержание огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников, будет эффективно решаться при безусловном соблюдении основных приоритетов в профессиональной деятельности сотрудника, непосредственно задействованного в осуществлении личной охраны защищаемого лица: первый приоритет - сохранить жизнь и здоровье защищаемого лица при любых обстоятельствах; второй - остаться живым самому; третий - нейтрализовать угрозо-носителя.

Как видим, главным приоритетом для сотрудника является не спасение собственной жизни, а спасение жизни защищаемого лица. Однако здесь возникает вопрос. А как же быть с инстинктом самосохранения? Этот инстинкт заложен самой природой! Есть только один инстинкт, заложенный природой, который становится сильнее инстинкта самосохранения - родительский инстинкт (материнский, отцовский). Сотрудник, добросовестно исполняющий свои обязанности, должен проецировать все возможное внимание и заботу на защищаемое лицо, стараясь выделить все признаки угроз и проблем, чтобы вовремя заметить их и не допустить или пресечь.

Здесь, конечно, необходимо заметить, что подобные инстинкты вырабатываются у сотрудника в ситуациях, когда и само защищаемое лицо способ-

ствует этому, проявляя должное уважение к работе сотрудника, его личности и выполняя все необходимые законные требования сотрудников.

Задача сохранения жизни самого сотрудника, хотя и вторична в перечне приоритетов, но тоже важна, потому что это собственная жизнь, и потому что если сотрудник ее не сохранит, то кто будет обеспечивать первый приоритет? Однако сотрудники, непосредственно осуществляющие личную охрану в составе группы, должны четко понимать, что при возникновении критической (боевой) ситуации все усилия будут направлены на защищаемое лицо, даже в ситуации непосредственной угрозы для жизни и здоровья одного из сотрудников.

Таким образом, основные приоритеты в профессиональной деятельности сотрудников должны определять содержание их огневой и тактико-специальной подготовки, например:

1) совершенствование навыков ^ стрельбы должно быть направлено в первую очередь на быстрое извлечение оружия и производство первого выстре- а ла из различных положений с одновре- ^ менным физическим блокированием ^ защищаемого лица со стороны угрозо- ¡^ носителя; ^

2) содержание занятии по огне- § вой и тактико-специальной подготовке ^ должно предусматривать выработку на- | выков по осуществлению личной охра- « ны и приемам стрельбы в составе груп- ^ пы сотрудников (2-3 человека); §

3) важное значение имеют спе- ^ цифические знания и навыки, например, антиснайперская подготовка, знания ^ баллистических характеристик различ- ^ ных образцов оружия; ^

4) обучение приемам контрава- <2 рийного вождения транспортного сред- | ства и др. ^

Третий блок проблем - собст- « венно методика организации и проведе- | ния занятий - обусловлен тем, что ис- ^ пользуемые методики в той или иной ^

степени базируются как на опыте других структур (ФСБ, ФСО, частных охранных организаций, отчасти зарубежном опыте), так и на наработках самих подразделений госзащиты. Необходимо отметить, что хотя сам факт использования существующих методик подготовки заслуживает положительной оценки, тем не менее говорить о наличии методики огневой и тактико-специальной подготовки, которая бы отражала специфику оперативно-служебной деятельности подразделений госзащиты МВД России, пока не приходится. Это подтверждают результаты проведения занятий на курсах повышения квалификации с сотрудниками подразделений государственной защиты, МВД России на базе УЮИ МВД России [3].

На наш взгляд, основу методики огневой и тактико-специальной подго-^ товки должны составлять индивидуаль-^ ные знания, умения и навыки сотрудника, т. е. индивидуальная подготовка. На

'-н

основе индивидуальной подготовки а должна формироваться групповая под-|| готовка сотрудников в составе от двух ^ до пяти сотрудников. На завершающем этапе формируется коллективная подго-^ товка, когда нарабатываются умения и а навыки по выполнению особо сложных задач, которые требуют четкого взаи-| модействия не только между сотрудни-§ ками подразделения госзащиты, но и с « другими подразделения как органов ® внутренних дел, так и иных правоохра-§ нительных ведомств. ^ С этим кругом проблем нераз-

рывно связаны вопросы создания учебно-методической и материальной базы в 2 образовательных организациях подраз-|| делений госзащиты, основу которой должны составлять специализирован-| ные комплексы профессиональной под-^ готовки, в состав которых должны вхо-^ дить стрелковые тиры, спортзалы и так-§ тические полигоны, с набором необхо-|| димого учебного оборудования. Конеч-сд но, мы понимаем, что это направление

требует определенных материальных затрат, и в нынешних условиях затруднительно. Одним из возможных путей решения этой проблемы может быть концентрация имеющихся ресурсов по созданию таких специализированных комплексов на базе профильных образовательных организаций МВД России и наиболее крупных подразделений госзащиты территориальных органов МВД России на региональном уровне.

Четвертый блок проблем связан с особыми (специальными) требованиями к профессорско-преподавательскому составу, который должен обладать соответствующей квалификацией в данной сфере деятельности.

Так, согласно п. 7.17 приказа Минобрнауки РФ от 14.01.2011 № 20 (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031001 Правоохранительная деятельность (квалификация (степень) «специалист»)» подготовка специалиста должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое высшее профессиональное образование, как правило, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.

Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и (или) ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени и (или) ученое звание; ученую степень доктора наук и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 10 процентов преподавателей.

К образовательному процессу

должны быть привлечены преподаватели из числа действующих руководителей и специалистов профильных организаций и учреждений.

До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы в соответствующей сфере профессиональной деятельности на должностях руководителей или ведущих специалистов не менее 5 лет.

Доля штатных преподавателей, привлекаемых к учебному процессу по дисциплинам профессионального цикла, должна быть не менее 60 процентов.

Для формирования собственной методики огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников подразделений госзащиты МВД России в УЮИ МВД России в 2015 году запла-

нировано проведение научного исследования по заявке УОГЗ МВД России, результатом которого станут методические рекомендации по методике организации и проведения занятий по огневой и тактико-специальной подготовке с сотрудниками, непосредственно задействованными в осуществлении меры безопасности «личная охрана». Кроме того, на 2015 год запланированы съемки учебно-методического видеофильма по данной тематике на базе нашего института.

В конечном итоге мы должны понимать, что обеспечение безопасности лиц, подлежащих государственной защите, это само по себе затратное направление деятельности, но когда на чашах весов находится жизнь человека и возможные материальные затраты, куда должна склониться чаша весов -ответ, полагаю, очевиден.

ЛИТЕРАТУРА

1. URL: http://rospres.com/crime/14393 (дата обращения: 07.06.2014).

2. См.: Назаров А. Ю. Частная методика преподавания тактико-специальной подготовки: учебно-методическое пособие. Уфа: УЮИ МВД России, 2011. 59 е.; Николаев В. В. Интенсификация первоначальной профессиональной подготовки сотрудников ОВД в учебных центрах МВД России: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. СПб., 2006. 160 с.

3. См.: приказ МВД России от 29 августа 2012 г. № 820 «О профилизации образовательных организаций МВД России».

© Назаров А. Ю.

<ч а а

и

и $

и «

а

о

^

о «

у

5

s

6

ф

n

ф *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5J ^

S £

*

s к

5J

=q

« « «

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.