Научная статья на тему 'Моделирование ситуаций как одна из инновационных форм проведения занятий по тактико-специальной подготовке'

Моделирование ситуаций как одна из инновационных форм проведения занятий по тактико-специальной подготовке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
442
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ СИТУАЦИЙ / ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОБУЧЕНИЕ ЛИЧНОГО СОСТАВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нырков В.Г.

В статье рассматриваются вопросы совершенствования учебного процесса по тактико-специальной подготовке в образовательных организациях МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нырков В.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование ситуаций как одна из инновационных форм проведения занятий по тактико-специальной подготовке»

о

^ специальная подготовка, обучение личного состава. а

Ц Annotation. The article deals with the improvement of the educational process on tac-

§ tical and special training in educational organizations of the Russian Interior Ministry. cq Key words: simulations, tactical and special training, personnel training.

литература

1. Исрафилов И. М. Эволюция норм уголовной ответственности за преступления, совершаемые с использованием взрывчатых веществ и взрывных // Научный портал МВД России. 2011. № 4.

2. Далинин А. В., Чабукиани О. А., Шихов П. И. Расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств / под общ. ред. А. Г. Филиппова, В. В. Агафонова. М.: ДГСК МВД России, 2011.

3. Сердюк Л. В. Особенности формирования мотивов и целей терроризма // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке: материалы VII Международной научно-практической конференции. В 5 ч. Ч. 4 / под общ. ред. Ф. Б. Мухаметшина. Уфа, 2015.

4. Диваева И. Р. и др. Преступления террористической направленности: вопросы квалификации: учеб. пособие. Уфа: УЮИ МВД России, 2015.

5. Шарутенко В. Н., Пелюх Е. И. Некоторые вопросы взаимодействия оперативных подразделений ОВД с оперативными подразделениями других правоохранительных органов в процессе противодействия терроризму // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2014. № 2.

6. Антонов В. В. Правовые и криминалистические аспекты предварительного исследования следов взрыва // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина: материалы Международной научно-практической конференции. В 5 ч. Ч. 4 / под общ. ред. Р. В. Нигматуллина. Уфа, 2014.

© Клызбаева В. А.

g УДК 355 В. Г. НЫРКОВ, старший преподаватель кафедры

^ огневой и тактико-специальной подготовки

а

и

и $

ВД V. G. NYRKOV, a senior instructor of the Chair of ^ Firing and Tactical-Special Training of Ufa Law Instig tute of the Interior Ministry of Russia (Ufa)

ПРОСВЕЩЕНИЕ. ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА

Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)

моделирование ситуации как одна из инновационных форм

5 проведения занятий по тактико-специальной подготовке

©

1 simulations as one of the innovative forms

| of conducting classes on tactical and special training

a -с

6 Аннотация. В статье рассматриваются вопросы совершенствования учебного о

§ России.

процесса по тактико-специальной подготовке в образовательных организациях МВД

Ключевые слова и словосочетания: моделирование ситуаций, тактико-

Происшедшие коренные изменения в структуре и деятельности органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах не могли не отразиться на вопросах совершенствования учебного процесса по подготовке курсантов к выполнению задач при осложнении оперативной обстановки.

Совершенствование учебного процесса по тактико-специальной подготовке в образовательных организациях МВД России предполагает решение прежде всего трех взаимосвязанных проблем:

- совершенствование содержания обучения;

- совершенствование методического обеспечения обучения;

- формирование высоких нравственных и гуманистических качеств у обучаемых [1, с. 3].

Опыт использования ОВД в различных регионах страны показал наличие значительных трудностей в индивидуальной подготовке сотрудников к решению служебных задач. Практика подтвердила, что традиционно используемые формы и методы обучения оказываются недостаточными.

Во-первых, в процесс обучения крайне медленно внедряется опыт, накопленный наукой управления, педагогикой, психологией и другими областями знаний. Недостаточно внимания уделяется решению сугубо педагогических задач, лежащих в основе дидактики.

Имеется в виду целенаправленное формирование единой системы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для реализации в оперативно-служебной деятельности с учетом специфики чрезвычайных обстоятельств.

Во-вторых, усвоение знаний в учебном процессе не всегда направлено на установление и поддержание взаимосвязи между различными областями знаний: правом, специальными дисциплинами, психологией и др., что необходимо для формирования профессиона-

лизма. Полученные знания не всегда адекватны тем практическим задачам, которые приходится решать сотрудникам ОВД при осложнении оперативной обстановки. Это вызывает необходимость усиления практической направленности обучения, что возможно путем моделирования в учебном процессе чрезвычайных обстоятельств для отработки умений и навыков принимать решения в конкретной ситуации при наличии учебных типовых вариантов таких решений.

В-третьих, в обучении необходимо использование тренировочных объектов применительно к решению задач формирования и развития профессионально значимых личностных качеств сотрудников: их эмоционально-волевой устойчивости, самообладания, решительности и др. Требуется также проведение специальных тренировок, упражнений по использованию средств защиты, накоплению опыта профессионального восприятия, развития внимания, ориентировки в чрезвычайных об- ^ стоятельствах и т. п., что предполагает ^ внедрение новейших форм, методов и <ч средств обучения, которые в максималь- | ной степени соответствовали бы совре- © менным требованиям. В учебный про- ¡^ цесс следует активнее внедрять принци- Й пы интерактивного обучения [1, с. 14]. ^ Учебные занятия в высшем ^ учебном заведении проводятся в виде | лекций, консультаций, семинаров, прак- § тических занятий, лабораторных работ, § контрольных работ, самостоятельной | работы, учений, практики, курсового проектирования (курсовой работы), а » также путем выполнения выпускной Ц квалифицированной работы (дипломной работы). Высшее учебное заведение § может устанавливать другие виды учебных занятий [2, с. 103]. § Моделирование ситуаций при ^ обучении личного состава действиям в « условиях чрезвычайных обстоятельств - | процесс сложный, требующий прохож- ^ дения ряда этапов. Исходным для соз- ^

дания модели является разработка замысла с определением темы и цели такого рода обучения. Это может быть осуществлено на основе анализа сложившейся обстановки с учетом требований нормативных актов и рекомендаций.

Чтобы сформулировать цель создания модели чрезвычайных обстоятельств (чрезвычайных ситуаций), необходимо ответить на вопрос, для чего используется модель, чего ожидает преподаватель от ее реализации? Иными словами, чему предполагается научить, что проверить, какие знания закрепить, а также выработать соответствующие навыки, чтобы адекватно действовать в тех или иных условиях? Моделирование ситуаций предполагает разработку основного задания для обучающихся и методических рекомендаций для обучающих.

Практика показывает, что на этапе подготовки основного задания как для обучающихся, так и для обучающих зачастую допускается как недобор ^ весьма необходимой информации, так и ^ сбор избыточной. И первое и второе вредно, так как требует впоследствии | усилий в работе с излишней информа-© цией, а вследствие отсутствия необхо-^ димой - значительно осложняет процесс Й подготовки к действиям как обучаю-а щихся, так и обучающих. ^ При обработке информации, со-

| бранной с целью ее использования при § проведении занятий, допускается воза можность ее изменения в соответствии || с целями создаваемой модели. Измене-13 ния позволяют создать наиболее напря-» женную обстановку для обучающихся, Ц приобрести ими умения и навыки как в Ц условиях недостатка информации, так и § в условиях смоделированных реальных ситуаций, встречающихся в оперативно-§ служебной деятельности. ^ Вводные и решения по ним раз-

рабатываются в зависимости от того, Ц какие умения и навыки нужно привить ^ обучающимся в ходе занятий.

Характер вводных должен быть таким, чтобы у обучающихся создавалась напряженная динамичная обстановка и они были бы поставлены в условия, максимально приближенные к реальным. Обучающиеся во время занятия упражняются в оценке обстановки, принятии и докладе решений, проведении рекогносцировки, постановке задач, разработке документов и т. д. В этих условиях имитируются, как правило, трудные ситуации, сложность которых должна возрастать, а решать такие вводные обучающиеся должны в условиях строго ограниченного времени [1, с. 26].

Для приближения обучающихся к реальной обстановке, создания у них реального представления о складывающейся ситуации целесообразно по наиболее важным вводным использовать видеофрагменты из учебных фильмов, готовить слайды и демонстрировать их в момент подачи вводных. На наш взгляд, основу методики огневой и тактико-специальной подготовки должны составлять индивидуальные знания, умения и навыки сотрудника, т. е. индивидуальная подготовка [3, с. 81-85].

Важным элементом при моделировании ситуаций в ходе практических занятий является применение алгорит-мированного метода, основу которого составляет отработка индивидуальных действий обучающихся по заранее разработанной схеме (алгоритму) установленного порядка действий. Смысл данного метода заключается в том, что усвоение знаний, формирование умений и навыков рассматривается как процесс овладения действием с определенными его показателями (разумность, сознательность, гибкость, обобщенность и др.). Поэтому процесс обучения выступает не как заучивание знаний и их применение, а как овладение обучающимися самой содержательной деятельностью. Для организации такой деятельности необходимо создание модели в виде схемы установленного порядка действий. Она должна содержать четкие

ориентиры, где показано: что, когда и как делать.

На этой основе каждый курсант может самостоятельно выполнять ранее не знакомое ему действие. Обязательным условием успешного применения схемы установленного порядка действий является потребность организовать ориентировочную часть действия, которая обеспечивает тщательное ознакомление обучающегося с новым действием, формирует полное представление о нем. Это означает, что обучающийся свои предстоящие действия должен держать в умственном плнане до тех пор, пока действие не будет отработано им до автоматизма.

Заслуживает внимания использование в процессе обучения метода проблемно-ситуационного упражнения. Этот метод заключается в выполнении учебных заданий, моделирующих ситуации, максимально приближенные к реальным. Условия, на фоне которых выполняются учебные задания, и характер самих заданий создают нервно-эмоциональную напряженность. В процессе тренировки обучающийся адаптируется к предлагаемым ситуациям и условиям. Нервно-эмоциональная напряженность может быть создана, если выполнять учебное задание на фоне утомления после значительной физической нагрузки, на фоне световых, звуковых раздражителей и ограниченной видимости, в обстановке внезапности и неопределенности. Для отработки ситуации с применением оружия может использоваться маркерное оружие или мультимедийный тир.

Метод проблемно-ситуационного упражнения обеспечивает формирование эмоциональной устойчивости - одного из важнейших факторов надежности применения силовых мер воздействия при чрезвычайных обстоятельствах.

Моделирование ситуаций в процессе занятий по тактико-специальной подготовке способствует обучению курсантов тактике и методам обеспечения личной профессиональной безопасно-

сти, уверенным и грамотным действиям в экстремальных ситуациях.

Модель обстановки, возникающей при чрезвычайных обстоятельствах (чрезвычайных ситуациях), способствует разработке и осуществлению системы мер, направленных на снижение уровня профессионального риска до реально возможного минимума.

Изучение поведения обучающихся при проведении тактико-специальных учений позволило определить качества сотрудника органов внутренних дел, наиболее важные для обеспечения физической безопасности при моделировании ситуации риска для жизни: это понимание цели, профессиональная подготовленность, устойчивость к стрессу, доверие к самому себе и товарищам при выполнении задачи.

Моделирование ситуаций в определенной степени позволяет решать задачи профессиональной психологической подготовленности курсантов двумя взаимосвязанными путями. Первый ^ путь - приближение условий практиче- ^ ского занятия, тренировки, учений к ре- ^ альным условиям оперативно-служебной деятельности сотрудника, т. е. воспроиз- а водство внешней среды. ©

Второй путь - приближение ^ внутренних (психологических) условий ^ практического занятия к реальности, щ т. е. возможно более точное воспроиз- Ц, ведение у курсантов психологической Ц деятельности, которая максимально § близка к той, что бывает на практике. §

Однако воспроизводство внеш- | ней среды лишь в определенной степе- ^ ни решает эту задачу. Нужно примене- * ние других методических средств и Ц приемов, которые максимально воспол- ^ няют этот пробел. Каждый преподава- | тель в процессе взаимодействия с обу- ^ чающимися на занятиях использует | разнообразные методические приемы, ^ совокупность которых образует метод Ц обучения. В свою очередь дидактически | грамотное объединение методов в еди- ^ ную совокупность и их реализация в ^

различных формах обучения образует методику обучения. Для каждой конкретной дисциплины это будет частная методика преподавания учебной дисциплины [4, с. 60-63].

С этой целью необходимо насыщение занятий элементами внезапности,

*

высокой скорости и темпа, быстрого изменения обстановки, ее нешаблонности и новизны, риска и опасности, интенсивным наращиванием сложности отрабатываемых задач, длительностью больших нагрузок.

* *

литература

1. Назаров А. Ю. Частная методика преподавания тактико-специальной подготовки: учебно-методическое пособие. Уфа: УЮИ МВД России, 2011.

2. Рекомендации по организации учебного процесса и подготовке локальных нормативных правовых актов в образовательных учреждениях МВД России. Т. 1. М.: ДКО МВД России, 2006.

3. Назаров А. Ю. Об опыте преподавания огневой и тактико-специальной подготовки по программам повышения квалификации сотрудников подразделений по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2015. № 2.

4. Нырков В. Г. Вопросы совершенствования частной методики преподавания тактико-специальной подготовки в образовательных организациях МВД России // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2015. № 3.

© Нырков В. Г.

_

^ УДК 378.147:355.55 А. Ю. НАЗАРОВ, заместитель начальника ка-

а федры огневой и тактико-специальной подготов-

^ ки Уфимского юридического института МВД Рос-

Сц сии (г. Уфа)

4

На

^ A. Y. NAZAROV, Deputy Head of the Chair of Firing

e and Tactical-Special Training of Ufa Law Institute of

| the Interior Ministry of Russia (Ufa)

5 a

§ о некоторых аспектах совершенствования частной

а методики преподавания тактико-специальной подготовки

о

м

о «

¥ a

ц about some aspects of improvement of the private

t technique of teaching the tactical training and personal

0

M

1 in the educational organizations

i of the ministry of internal affairs of russia £

^ Аннотация. В статье рассматриваются отдельные аспекты частной мето-

И дики преподавания тактико-специальной подготовки и личной безопасности сотруд-

и личнои безопасности сотрудников органов внутренних дел в образовательных организациях мвд россии

security of staff of law-enforcement bodies

| ников органов внутренних дел. Автором представлены основные направления форми-^ рования частной методики преподавания на основе компетентностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.